Bulatov Dmitry – Telegram
Bulatov Dmitry
9.49K subscribers
2.54K photos
36 videos
2 files
496 links
Общество, искусство, наука и технологии. Всё самое интересное происходит на границах. Инфо от художника, теоретика и куратора Дмитрия Булатова. Контакт: t.me/postbiology
Download Telegram
Друзья и коллеги, на этой неделе буду в Казани – городе, к которому испытываю нежную любовь и привязанность. Прочту две новых лекции, посвящённых Art&Science и технологическому искусству. Приходите, будет интересно!

24 мая (суббота), 15:00
"ИИ и нейросети в искусстве"

Лекция состоится в рамках Международного фестиваля медиаискусства “НУР 2025” – одного из крупнейших российских форумов медиа-арта. Буду рассказывать о нейросетях, которые знал и любил, а также об их потенциале в контексте современного искусства (тут всё неочевидно). Лекция пройдёт в Национальной библиотеке РТ (Казань, ул. Пушкина, 86). Инфо здесь.

25 мая (воскресенье), 16:00
"Art&Science: Открытые тела"

Лекция состоится у наших дорогих друзей и коллег в Центре современной культуры "Смена" (Казань, ул. Бурхана Шахиди, 7). Буду рассказывать о том, как современные художники работают с понятием “открытого тела”, используя робототехнику, IT и биомедицину для создания продвинутых жизнеподобных форм. Инфо здесь.
🔥4521👍16
Внезапно подумал о том, что лет через 7-10 Россию накроет волна нового хиппи-движения. Название конечно может быть каким угодно, но суть останется прежней. Эту субкультуру сформирует поколение тех, кому сейчас 10–14 лет, – уставших от лицемерия официальной культуры, двуличия в школе и навязанной пуританской морали. Как и тогда, в 1960-е, на первый план у этого поколения выйдет стремление вернуться к природе через любовь и пацифизм – а также жизнь в коммунах, медитации, “Flower Power”, увлечение восточной философией и вот это вот всё.

Не факт, конечно, что это движение воспроизведёт все культурные паттерны прошлого один к одному. Но то, что они будут противостоять культу карьеры, успеха и потребления, от которых их тошнит уже сейчас, мне, например, очевидно. И, конечно же, они будут посылать лучи поноса всей политической системе – в смысле участия в выборах, заседаниях, голосованиях и продвижении по службе. Короче, вы поняли.

Но сейчас меня интересует не столько это движение условных “детей-цветов” – ну будет и будет – сколько культурная и художественная его составляющая. Значит ли это, что Россию лет через десять ожидает взлёт контркультуры? Расцвет какой-нибудь музыкальной поп-психоделии и, допустим, повальное увлечение гаражными DIY и нейросетями? Какую форму примет искусство? И самое главное – как известно, источником вдохновения для хиппи служила субкультура предшественников (битников). И вот я хочу вас спросить, где все эти Керуаки, Берроузы и прочие Олдосы, которые по идее уже сейчас должны писать свои “Голые завтраки” и “Двери восприятия”? На кого этим детям равняться? С кем вы, мастера контркультуры?
124🔥46👍12🕊11💯5🤔4💩2🐳2👏1
Университетские коллеги делятся базой
😁141🔥24👍87🏆4💯3👾3
Forwarded from АРТГИД
Три филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина прекратят работу в составе музея

Уральский, Балтийский и Северо-Кавказский филиалы перестанут быть частью Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 1 января 2026 года. ГМИИ сохранит с ними партнерские отношения, кроме того, регионы присутствия филиалов останутся приоритетными в его дальнейшей работе. Все запланированные проекты филиалов будут реализованы до конца 2025 года.

Как сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе музея, решение о прекращении работы филиалов «было связано с пересмотром стратегии развития ГМИИ им. А.С. Пушкина и в связи с созданием новой институции по работе с современным искусством на базе Пушкинского музея». В настоящий момент у ГМИИ пять региональных филиалов: во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде и Томске. Из них в составе музея останутся Волго-Вятский филиал в Нижнем Новгороде и Сибирский в Томске.
😢64😱21💩7😐5👏4💔42
К вопросу о технологическом возвышенном (англ. "technological sublime") - концепции, используемой в искусстве для описания переживания величия, возникающего при созерцании новых технологий.
😁7433🤣27🙈14🔥3🌭2
Нам тут рекламу канала подвезли!
🔥112😁93❤‍🔥20🤣1811👍7😢3😈1
Deep media studies. Одна из ключевых идей гибридного искусства – формирование устойчивых связей между биологическими организмами и вычислительными системами. Через эти “сцепки” искусство моделирует новые формы активности в технологической среде и те процессы, которые позволяют “биологическому” и “вычислительному” компонентам познания работать вместе – в составе единой когнитивной сборки.

При этом в самой основе сцепки “биологическое / вычислительное” заложено глубокое противоречие и – источник энергии её развития. Это противоречие опирается на обратные эволюционные траектории. Что это означает? Если биологические организмы изначально существовали внутри среды и были вынуждены постоянно адаптироваться к её непредсказуемости, то вычислительные устройства, напротив, исторически представляли собой жёстко детерминированные структуры, лишь постепенно обретая способность реагировать на внешние раздражители.

И наоборот: если биологическим видам потребовались миллионы лет, чтобы научиться манипулировать абстрактными символами (как это делает Homo sapiens), то вычислительные устройства были изначально созданы для этой задачи. В этом смысле их эволюционные траектории зеркальны: биология движется от среды к оперированию символами, вычислительные устройства – от оперирования символами к погружению в среду.

Фигура, описывающая эту логику, называется “хиазм”. В риторике это такой приём, в котором элементы высказывания расположены в зеркальной, перекрёстной симметрии. Пример – классическая фраза Станиславского: “умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве”. В изобразительном искусстве хиазм проявляется как композиционный принцип – крестообразное расположение элементов, создающее напряжённое равновесие. Пример – статуя Аполлона Бельведерского в Ватикане.
👇
🔥3319👍15
На фото: статуя Аполлона Бельведерского в Ватикане – пример хиазма в классическом искусстве. О том, что такое хиазм см. пост выше ☝️
35🔥18👍6😁2
Казимир Малевич. Предсмертная просьба персонального пенсионера Республиканского значения. 1933. Машинопись. Российский государственный архив литературы и искусства

Письмо в Кремль персонального пенсионера Республиканского значения Казимира Севериновича Малевича с предсмертной просьбой: "Уважаемое и дорогое правительство. Прошу обеспечить мою семью пенсией, которая дала бы ей возможность прожить". Только представьте! Так заканчивает дни при Советской власти ныне самый известный в мире русский художник. Спустя 100 лет каждый его супрематический холст способен обеспечить "пенсией" не одну семью, а несколько поколений. Но что ему проку от того в 1933 году.
😢130🔥27💔21👍83
В голове монумента "Родина-мать зовет!" нашли труп мужчины. Погибшим оказался участник экскурсии, которую проводили на территории памятника ансамбля. В голове монумента есть маленькое помещение с деревянным полом-настилом и лавочкой, куда можно попасть через люк.
🤯75😱30🎃18🔥13😁12👀7👍4😭4👻42🤷‍♂2
Один из самых знаменитых экспериментов французского энтомолога Жана Анри Фабра, которого Виктор Гюго называл “Гомером насекомых”, был посвящен особенностям поведения гусениц походного шелкопряда. Эти гусеницы, обладающие инстинктом миграций, собираются в виде длинных колонн или процессий, и способны вслепую следовать за тем, кто ползёт перед ними.

Что сделал Фабр – он разместил гусениц по кругу (вокруг цветочного горшка) таким образом, чтобы “гусеница-вожак” фактически уткнулась в последнюю гусеницу, замыкая круг. В центре цветочного горшка он поместил сосновую хвою (которой питаются гусеницы походного шелкопряда). Они ходили по кругу, час за часом, день за днём и ночь за ночью. Семь суток гусеницы передвигалась по краю горшка, пока от истощения не стали падать на пол.

Все системы управления, полагал Фабр, нуждаются в приведении всего живого в движение. При этом задача манипуляции состоит не в том, чтобы превратить народ в толпу, лишенную собственной воли, а наоборот – заставить толпу проявить волю. Всё правильно. Как нефтяники добывают нефть из скважин, так и манипуляторы добывают волю и энергию из масс. Чтобы лучше понять политическое воображение наших дней, необходимо читать “Одиссею” и “Дракулу” одновременно.
💯53👍37🔥11👾74🤔4🤯3😭3😈1
Ошибка в программе
😁88🍓125🤮5💅3🔥1👏1
Маска одного из племён Замбии. Невозможная красота!
🔥16056😱21🗿13👍9😍7❤‍🔥3🆒3👾3
Сегодня – здесь, в Казани, в Национальной библиотеке Республики Татарстан (на фото) прочту лекцию "Art&Science: ИИ и нейросети в искусстве". Лекция состоится в рамках Международного фестиваля медиаискусства “НУР 2025” – одного из крупнейших российских форумов медиа-арта. Буду рассказывать о нейросетях, которые знал и любил, а также об их потенциале в контексте современного искусства.

24 мая (суббота), 15:00
Национальная библиотека РТ (Казань, ул. Пушкина, 86).
Инфо здесь.
❤‍🔥46👍2514🔥7👏2😁1
С середины ХХ века слово “информация” стало рассматриваться как третье фундаментальное понятие природы наряду с материей и энергией. Однако его трактовки различаются в зависимости от контекста и школы мысли. Проще всего понять суть информации, обратившись к аналогиям из архитектуры и искусства.

Например, по Норберту Винеру информация – это порядок, который возникает в хаосе. Как архитектор выстраивает композицию фасада, интегрируя в неё случайности природного освещения. Информация здесь – мера упорядоченности.

Клод Шеннон, напротив, видел в информации неожиданность. Это как “дриппинг” у Джексона Поллока: чем менее предсказуемо направление льющейся краски, тем больше визуального “смысла”. То есть, чем меньше вероятность – тем выше информационная ценность.

А Грегори Бейтсон – этот тёмный мыслитель фидбэка – определял информацию как “различие, которое производит различие”. Звучит вроде сложно, но на самом деле нет. Это как едва уловимый переход тона в картине Вермеера, который меняет восприятие всей сцены.

К чему это я? Просто хотел сказать, что информацию не стоит воспринимать как цифры, нули там или единицы. Это то, что заставляет нас видеть окружающее иначе. И тогда всё приобретает значение.
66🔥26💯21👍18❤‍🔥3👏2
Сегодня снова здесь – в Казани, у наших дорогих друзей и коллег в Центре современной культуры "Смена" прочту лекцию "Art&Science: Открытые тела". Буду рассказывать о том, как художники работают с понятием “открытого тела” – ключевой метафорой современных научных исследований, используя робототехнику, IT и биомедицину для создания продвинутых жизнеподобных форм. Информация здесь.

25 мая (воскресенье), 16:00
ЦСК "Смена" (Казань, ул. Бурхана Шахиди, 7)
🔥4215👍10
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь произведения искусства с анатомическим или патологоанатомическим сюжетом. На фото – миниатюра, изображающая вскрытие в университете, 1493 г. Куратор Профессор на кафедре читает лекцию о проблематике "открытого тела", в то время как студенты подбираются к содержимому грудной клетки пациента. Главной целью таких демонстраций было "выявление удивительной божественной мудрости Создателя". К слову, входной билет на выявление божественной мудрости женского тела стоил намного дороже мужского, ибо женские вскрытия традиционно собирали большее число поклонников из студентов и непосвящённых горожан. Обнимаю вас этим трупом!
🔥60😁43👌9🤯65👍3🍓3
8.000 подписчиков. С сожалением вынужден признать, что количество интересующихся трупами и современным искусством стремительно растёт. Остановитесь!
🤣207🔥66🍾57😁4823🎉11👍6🍓6💯5🤯2😭2
Беспроводной телеграфный автомобиль Гульельмо Маркони, 1901 г. (сам Маркони - на фото крайний справа). Фото из коллекции Общества пионеров беспроводной связи, Аламеда, Калифорния. Любопытно, что мировую известность Маркони и его изобретение получили только в 1912 году благодаря тому, что потерпевший крушение "Титаник" был оснащён радиотелеграфом его компании и сигналы бедствия были приняты поспешившим на помощь пароходом "Карпатия". Это был настоящий оглушительный успех!
529😁9👍7🔥2🐳2
В романе Мережковского “Антихрист. Петр и Алексей” можно найти описание двух автоматонов – механических львов, которые в годы правления Алексея Михайловича стояли по разные стороны от царского трона. Автоматоны были изготовлены в 1673 году часовым мастером Петром Высоцким.

“Поставленные в Коломенском дворце подле престола царского, они, как живые, рыкали, двигали глазами, зияли устами. Медные туловища оклеены были под львиную стать бараньими кожами. Механика, издававшая «львово рыканье» и приводившая в движение их пасти и очи, помещалась рядом, в особом чулане, где устроен был стан с мехами и пружинами. Должно быть, для починки перевезли их в Кремлевский дворец и здесь в кладовой, среди хлама, забыли. Пружины сломались, меха продырявились, шкуры облезли, из брюха висела гнилая мочала – и жалкими казались теперь грозные некогда львы российских самодержцев. Морды их полны были овечьей глупостью”.

На фото: механический лев (1515), который был преподнесён Леонардо да Винчи в подарок королю Франции Франциску I.
🔥53😱28👍13😁8❤‍🔥54😢3