Перформанс на открытии Тегеранского музея современного искусства (TMoCA), Иран, 1977 год. Фото: Джила Деджам. Строительством музея, закупкой произведений и созданием коллекции занималась лично жена шаха Ирана, Фарах Диба Пехлеви. Благодаря её усилиям в собрание вошли работы Пикассо, Ротко, де Кунинга, Поллока, Джонса, Джакометти, Мура и многих других звёздных имён. В 1979 году, всего через два года после открытия, стражи исламской революции захватили музей. В первую очередь они изрезали и сожгли портрет Фарах Дибы работы Энди Уорхола.
😢60💔37❤2👍1🤬1
Термин “куратор” впервые в документальном виде упоминается в архивах Лондонского королевского общества в 1661 году – в описании обязанностей Роберта Гука. Как известно, Гук был выдающимся естествоиспытателем, учёным и изобретателем, автором множества открытий. В его кураторские задачи входили демонстрация экспериментов (каждый научный доклад в Королевском обществе требовал верификации со стороны куратора) и наблюдение за репозитарием – коллекцией минералов и горных пород (привет, deep media studies).
Однако интересы Гука-куратора выходили далеко за рамки работы с коллекцией. Среди его многочисленных трудов – изобретение спиртового уровня, открытие женской яйцеклетки, а также изучение воздействия каннабиса на восприятие и фундаментальное сочинение о значении лобковых вшей. Так что можно сказать, что основы кураторской профессии в области Art&Science в том виде, в котором мы знаем её сегодня, уже были заложены к концу XVII века.
Фото: вошь, схватившая два человеческих волоса (электронный микроскоп).
Однако интересы Гука-куратора выходили далеко за рамки работы с коллекцией. Среди его многочисленных трудов – изобретение спиртового уровня, открытие женской яйцеклетки, а также изучение воздействия каннабиса на восприятие и фундаментальное сочинение о значении лобковых вшей. Так что можно сказать, что основы кураторской профессии в области Art&Science в том виде, в котором мы знаем её сегодня, уже были заложены к концу XVII века.
Фото: вошь, схватившая два человеческих волоса (электронный микроскоп).
😁49🔥27❤16👾11👀5👏3👍1🤮1
Forwarded from Дом китобоя
🦠О коллекционировании произведений Art&Science и технологического искусства, художественных практиках, тесно связанных с робототехникой, IT и биомедициной.
Лекция Дмитрия Булатова «Собирать живое и жизнеподобное» уже в эту среду, 5 ноября, в Доме китобоя!
Рассмотрим международные проекты, в которых музеи и частные собрания работали со «сложными» артефактами, требующими понимания биологических процессов, поддержания технических систем и научного сопровождения.
Друзья, приглашаем! А пока ждём встречи, можно почитать увлекательный тг-канал Дмитрия.
Начало в 18.30
18+
Вход - 300 р. Билеты - на сайте музея.
📍Дом китобоя, пр-т Мира 9.
Лекция Дмитрия Булатова «Собирать живое и жизнеподобное» уже в эту среду, 5 ноября, в Доме китобоя!
Рассмотрим международные проекты, в которых музеи и частные собрания работали со «сложными» артефактами, требующими понимания биологических процессов, поддержания технических систем и научного сопровождения.
Автор - Дмитрий Булатов, художник, куратор. Организатор проектов в области Art&Science и новых медиа. Лауреат Премии им. С. Курёхина (2023). Дважды лауреат Государственной премии «Инновация» (2008, 2013). Приглашённый эксперт конкурсов и программ в области искусства и технологий, в т.ч. Музея «Гараж», Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, «ГЭС-2». Автор книг и антологий по искусству, член редакционных советов журналов DOC(K)S (Франция) и NOEMA (Италия).
Друзья, приглашаем! А пока ждём встречи, можно почитать увлекательный тг-канал Дмитрия.
Начало в 18.30
18+
Вход - 300 р. Билеты - на сайте музея.
📍Дом китобоя, пр-т Мира 9.
❤25🔥17👍1
В эфире – моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье (и по возможности в выходные) я публикую произведения искусства с анатомическим или патологоанатомическим сюжетом. Хобби у меня такое. Сегодня у нас в гостях художник и врач Жорж Шикото с картиной “Профессор Пуарье с препарированным трупом” (1886). Выпускник Школы изящных искусств, Шикото увлекся анатомическим рисунком, а позже посвятил себя медицине, создавая документальные полотна о врачебной практике своего времени.
На картине изображен профессор Поль Пуарье за анатомическим столом. Внутренности в тазу и кости на полке отсылают к мотивам “ванитас”, где знание и тлен сосуществуют на равных. Труп подвешен на лестнице (распространённая анатомическая практика XIX века), но невольно напоминает распятие, придавая изображению почти сакральный характер. Анатомия у Шикото – не просто наука, а форма искусства “высокого жанра”, где исследование человека становится актом эстетического созерцания. Обнимаю вас этим трупом!
На картине изображен профессор Поль Пуарье за анатомическим столом. Внутренности в тазу и кости на полке отсылают к мотивам “ванитас”, где знание и тлен сосуществуют на равных. Труп подвешен на лестнице (распространённая анатомическая практика XIX века), но невольно напоминает распятие, придавая изображению почти сакральный характер. Анатомия у Шикото – не просто наука, а форма искусства “высокого жанра”, где исследование человека становится актом эстетического созерцания. Обнимаю вас этим трупом!
🔥57👍18🥰6👻4❤3👌2😢1
Aura calculata – гидравлический звуковой оргáн немецкого художника Тима Отто Рота. Это инсталляция, работа которой основана на принципах акустической нейронной сети и теории клеточных автоматов Джона фон Неймана. Каждая труба оснащена собственной электроникой, фиксирующей активность соседних труб и принимающей решение – "включаться" или оставаться в покое – по простым локальным правилам. При активации труба открывает воздушный клапан, и высота звучания определяется давлением и уровнем воды. Колебания уровня воды изменяют не только тон, но и тембр звука. Таким образом, система создаёт непрерывно меняющееся микротональное звуковое поле, полностью основанное на принципах самоорганизации без внешнего управления. Звуковое устройство разработано в сотрудничестве с проф. Андреасом Дойчем. В настоящий момент инсталляция представлена в постоянной экспозиции Технического университета Дрездена. Посмотреть и послушать, как работает устройство можно здесь.
❤60🔥20👍3
Системы видеонаблюдения музея Лувр были защищены паролем "Louvre". Об этом сообщает французская газета Libération. В 2025 году служба безопасности Лувра продолжала использовать ПО, которое было куплено более 20 лет назад, оно не поддерживалось даже разработчиком и работало на базе Windows Server 2003. Узнаю старую добрую Францию!
😁153🤣73🔥37🤡16❤9🙈4😨4🗿2🎉1
Археология новых медиа. В центре проекта “AI Hyperrealism” (2024) – ставшее вирусным изображение “Папы в пуховике Balenciaga”, созданное нейросетью MidJourney в 2023 году. Изначально это была очевидная “подделка”, игра искусственного интеллекта, но для миллионов людей она стала частью визуальной реальности. В своей работе польская художница Марцина Мартыняк возвращает этот цифровой фейк в физическую реальность: приглашённый актёр, внешне напоминающий папу Франциска, появляется на экране в настоящем белом пуховике, воссозданном по исходному ИИ-образу. На выставке зрители видят этот пуховик, элементы папского облачения и деформированный крест – реконструированные артефакты цифровой креативности нейросетей. В своём исследовании Мартыняк сопоставляет образ Папы в западной визуальной культуре с утратой доверия к источникам истины, превращая фигуру понтифика в символ пост-оптической эпохи, где вера и видимость неразделимы. Трейлер видеодока можно посмотреть здесь.
❤35🔥22👍1