ENERGY ANALYTICS – Telegram
ENERGY ANALYTICS
7.57K subscribers
1.1K photos
158 videos
34 files
1.29K links
Энергетика • Нефть и газ • Горнодобыча • Экономика • Технологии

CEO: Абзал Нарымбетов, DBA, бизнес-аналитик, сертифицированный независимый оценщик запасов нефти и газа по стандарту SPE PRMS

📩 info@energyanalytics.pro
🎥 youtube.com/@EnergyPodcast
Download Telegram
Отчет МЭА "Нефть 2021"

Вчера МЭА опубликовало свой свежий прогноз по нефти до 2026 года. В этом отчете прогнозы отличается от прошлогоднего. Если помните, все прогнозы прошлого года были пессимистичными и из них самый худший был у BP, согласно которому мировой уровень добычи нефти в 2019 году может никогда не вернуться после 2020 года.

Теперь, самый свежий прогноз этого года говорить иначе, что спрос на нефть будет расти и достигнет 104 млн баррелей в сутки в 2026 году. Это на 4,4 млн баррелей в сутки больше, чем в 2019 году. Как я уже говорил раньше, те, кто ставит модели выше реальности, неизбежно будут снова и снова делать одни и те же ложные призывы.

Страны Ближнего Востока будут стимулировать основной рост мировых поставок нефти к 2026 году. Прилагаемая красивая инфографика показывает, какие страны будут способствовать увеличению поставок. Казахстан скорее всего меньше будет способствовать росту так как нету в списке.

Нефтехимическая промышленность остается крупнейшим источником роста спроса на нефть. Спрос на этан, сжиженный нефтяной газ и нафту относительно мало пострадал от кризиса Covid и к 2026 году составит 70% роста спроса на нефтепродукты.

На стр. 27 вы увидите количество дополнительных мощностей из списка нефтехимических заводов в 2022-2026 годах. Список возглавляют США и РФ. Удивительно, но в списке не увидел наших недавно объявленных пяти нефтехимических заводов, которые должны уже работать к тому времени.

Еще одна интересная для нас информация - запуск ПБР ТШО в отчете ожидается в 2023 году с опозданием на год.

Сохраню отчет в разделе комментариев. Всем приятного чтения!
2020 год - год убытков для нефтяных компаний

Пандемия, падение цен на нефть, ограничение транспортировки - все это привело к огромным убыткам и списанию запасов нефтяных компаний. За одним исключением - Saudi Aramco. Компания очередной раз завершила год с прибылью в $49 млрд. Это может быть на 44% меньше, чем в 2019 году или на 55% в 2018 году. Тем не менее, прибыль есть прибыль.

Напомнило совет, полученный 13 лет назад. Как то был на встрече с однокурсниками и представителями нефтяной компании. Во время обеда один старший вице-президент посоветовал если бы я был вашего возраста и степени, то предпочел бы работать на Ближнем Востоке. Так как следующие полвека нефть и газ в основном будут из этих регионов.

Его слова подтверждает недавние заявление генерального директора Saudi Aramco на Китайском форуме развития. Компания будет в приоритетном порядке обеспечивать энергетическую безопасность Китая в течение следующих 50 лет и далее, поскольку новые и существующие источники энергии будут работать параллельно в течение некоторого времени.

Запасы движут нефтегазовой компанией. Самые дешевые запасы на ближайшие 60-70 лет расположены на Ближнем Востоке. А чем меньше запасов, тем больше будет трансформаций, таких как у европейских или американских компании. Это факт и надо уже принять.
Согласно исследованию Lloyd's List Intelligence, которое было опубликовано Financial Times, в 2018 году через главные каналы и протоки планеты ежедневно проходило 52.9 млн барр. нефти. Из них приходится на: Ормузский пролив - 16.8 млн барр. (32%); Малаккский пролив - 15.7 млн барр. (30%); Баб-эль-Мандебский пролив - 4.8 млн барр. (9%); Суэцкий канал - 4.6 млн барр. (9%); Босфорский пролив - 2.7 млн барр. (5%); другие каналы и протоки - 8.3 млн барр. (16%).
Ормузский пролив

Блокировка Суэцкого канала по крайней мере на неделю напомнила нам, как такой крошечный канал может повлиять на мировую торговлю, а также на каждого из нас. Несмотря на то, что ежедневно через этот канал проходит 12% мировой торговли и 9% мировых поставок нефти, наиболее важным маршрутом для нефти и газа является другой: Ормузский пролив.

Всякий раз, когда на повестке дня встает вопрос об атаке на Иран из-за его ядерной программы, Иран в ответ заявляет что закроет Ормузский пролив и возьмет под свой контроль. Иран на этом не останавливается, часто проводит огромные и обширные морские учения в районе Ормуза.

Ормузский пролив - очень узкий пролив, с Оманским заливом на юго-востоке, Персидским заливом на юго-западе, Ираном на северном побережье и Объединенными Арабскими Эмиратами на южном побережье.

В самом узком месте его ширина составляет около 34 км. Коридор морского движения, по которому танкеры и другие суда двигаются имеет ширину всего 9 км. Три км из них на прибытие, три км на выезд, а оставшиеся три км между ними - своего рода буферная зона.

90% нефти, добываемой в регионе, попадает на мировые рынки через этот пролив. Чтобы выразить это цифрами, через это узкое место проходит примерно 17-21 млн баррелей нефти в сутки (мбс). Эта сумма соответствует примерно 20% мировых спроса нефти или 35% поставок нефти морским транспортом. Это колоссальный объем. Вот почему Ормуз считается одна из главных мировых артерий по нефти.

Если движение танкеров заблокировано или остановлено в Ормузе, есть только две альтернативы:

1. Трансарабский нефтепровод. Эта линия протяженностью около 2000 км проходит через Саудовскую Аравию и заканчивается в Красном море. Однако доставка с этой линии потребует больше времени, и только 5 мбс из 17 мбс смогут быть отправлены по этой линии.

2. ОАЭ также построили 406 км трубопровод от Абу-Даби до эмирата Фуджейра на Аравийском море, недалеко от Ормуза, пропускная способность которого составляет максимум 1,5 мбс.

Если альтернативы для поставок нефти очень малы, то альтернативы для поставок сжиженному природному газу, СПГ, вообще нет. Из региона по всему миру через пролив поставляется 30% СПГ мирового спроса.

Ормузский пролив - такой важный пролив с точки зрения мировой экономики. Страшно даже подумать на сколько цены на нефть и СПГ вырастут в случае остановки или движения транспорта, и что произойдет с мировой экономикой.

Ирану все это хорошо известно, и время от времени он кладет на стол «Ормузскую карту», чтобы удержать Америку и Израиль от нападений.

С другой стороны, Америка постоянно заявляет, что угрозы Ирана в адрес Ормуза - это его собственная красная линия, которую Ирану никогда не следует переходить и считает интервенцию в Ормузе поводом для войны.

Сегодня Ормузский пролив, где иранский флот, американский флот и флот союзников следуют друг за другом и где постоянно происходят события или конфликты, является таким важным.

Сегодня хотел напомнить Вам об Ормузском проливе, воротах в океаны Персидского залива, и его важности.
На три основных месторождения приходится почти 60% запасов КМГ

На Тенгиз, Кашаган и Карачаганк приходится 59% 2P запасов КМГ. Оставшиеся запасы разделены между Озенмунайгазом (13%), Мангистаумунайгазом (6%), Эмбимунайгазом (5%), Урихтау Оперейтинг (5%) и другими (12%).

По состоянию на конец 2020 года запасы КМГ по категории 2P составляли 4,896 млрд баррелей нефтяного эквивалента. При нынешней добыче этих запасов хватит на 22 года.

В запасах КМГ преобладают нефть и конденсат (76%). На товарный газ приходится 20%, а на ШФЛУ - 4%.

Аудит запасов был проведен DeGolyer and MacNaughton, одним из крупнейших оценщиков в мире.
Казахстан продолжит увеличение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+

1 апреля состоялось министерское заседание стран-участниц соглашения ОПЕК+ в формате видеоконференции. По итогам заседания было принято решение о коллективном увеличении текущего уровня добычи странами ОПЕК+ в мае на 350 тыс. барр/сутки, в июне на 350 тыс. барр/сутки и в июле на 450 тыс. барр/сутки.

Таким образом, как пояснили в ведомстве, "обязательства для Казахстана в рамках ОПЕК+ в мае составят 1,463 млн барр/сутки, в июне 1,469 млн барр/сутки, и 1,475 млн барр/сутки в июле".

https://www.gov.kz/memleket/entities/energo/press/news/details/180986?lang=ru
Комментарии к увеличению добычи ОПЕК+ со следующего месяца

Прошел год с момента принятия обязательства ОПЕК+ по сокращению добычи. Согласно сделке, Казахстан снизил добычу нефти с 1,6 млн баррелей в сутки (мбс) в апреле до 1,4 мбс в мае, а затем до 1,3 мбс в июне прошлого года. Сделка ОПЕК+ не включает добычу конденсата, которая в среднем составляет 0,25 мбс.

Теперь о вчерашней новой сделке ОПЕК+. Эта хорошая новость что с мая ожидается увеличение добычи. Если говорить цифрами, то майское увеличение добычи нефти для 🇰🇿 на 0,026 мбс соответствует дополнительной выручки на $1,56 млн в день или $0,6 млрд в год при цене $60 за баррель нефти. Кроме того, дополнительный прирост в июне и июле по 0.006 мбс каждая составит в сумме $1,5 млрд в год. В целом, дополнительный выручка от продажи нефти за три месяца может составить около $2 млрд долларов. В течение всего года выручка может составить $6 млрд при фиксированной июльской квоте до конца года. Неплохо.

Также следует учитывать коэффициент баррелизации в тонну. ОПЕК принимает единый коэффициент для всех стран: 7,33 баррелей за тонну. Учитывая, что коэффициент по трем нашим основным месторождениям близок к 8, средний коэффициент для нашей страны должен быть выше 7,33. В Argus Media используется в среднем по Казахстану 7,6. Это еще один положительный момент, но это уже другая тема для обсуждения.

С другой стороны, Казахстану по-прежнему необходимо компенсировать 0,255 мбс с прошлого года. Принимая во внимание, что в феврале сокращения добычи не было, эта компенсация будет весьма ожидаемой с июля по сентябрь этого года. Таким образом, общее увеличение добычи в Казахстане с мая по июль на 0,038 мбс по апрельскому решению ОПЕК+ может быть отнесено на счет частичной компенсации. Посмотрим, как это будет развиваться.

Как было сказано ранее, лично я выступаю за то, чтобы соглашение о сокращении добычи продлялось как можно дольше. Большая часть мира все еще находится на карантине. Мобилизация по-прежнему снижена. Мы еще не знаем, как будет развиваться 💉вакцинация в 🌎 и в 🇰🇿.

И мы все на себя испытали, как маневр ОПЕК+ по сокращению добычи с апреля 2020 года помог справиться с повышением цен на нефть с $20 до $50 к концу 2020 года. Как говорится, лучше добывать меньше нефти и получать за нее более высокую цену, чем наоборот.
Количество буровых установок в марте уменьшилось после четырехмесячного роста

Общее количество уменьшилось на 39. В феврале было 1270. В предыдущем месяце стало 1231.

В основном за счет Канады уменьшение на 63 (-40%) немного компенсируется с увеличением в Азиатско-Тихоокеанском регионе и США.

Предварительная цена Brent в марте составила $66 за баррель. Это выше чем было в феврале ($62) или январе ($55) текущего года.

По сравнению с аналогичной ценой на нефть, количество буровых установок в текущем году все еще меньше, чем в 2019 году.

На инфографике с желтыми стрелками вы можете увидеть разрыв между количеством буровых установок и ценой на нефть.

Это связано в основном с тем, что нефтяные компании пока не горят желанием начинать бурение скважин.
Китай и США обеспечили рекордный прирост возобновляемых энергомощностей в 2020г

Рекордный объем мощностей возобновляемой энергетики был построен в прошлом году, чему во многом способствовали инвестиции Китая 🇨🇳 и США 🇺🇸, говорится в отчете Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA).

По данным организации, на долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ), главным образом энергии ветра 🌬и солнца☀️, в 2020 году пришлось 82% новых электрогенерирующих мощностей в мире по сравнению с 73% годом ранее. Более половины новых возобновляемых мощностей было установлено в Китае 🇨🇳 - 136 ГВт.

Общий объем генерирующих мощностей на ВИЭ в мире на конец 2020 года составил 2799 ГВт, что на 261 ГВт, или 10,3% больше, чем в 2019 году. На гидроэнергетику 💧пришлось 43% мощностей ВИЭ, еще по 26% пришлось на ветровую 🌬 и солнечную ☀️ энергетику.

Китай в прошлом году построил 72 ГВт ветровых электростанций и 49 ГВт солнечных. В США было введено в строй 29 ГВт ВИЭ-электростанций, что почти на 80% превышает показатель 2019 года.

По мере наращивания возобновляемых мощностей Европа, Северная Америка и такие страны, как Россия и Турция, выводят из эксплуатации электростанции, работающие на ископаемых видах топлива. Объем новых мощностей на ископаемом топливе снизился до 60 ГВт в 2020 году с 64 ГВт годом ранее.
Минэнерго США (EIA) повысило прогнозы цены Brent в 2021 и 2022 годах на $2/баррель

Средняя цена в 2021 году составит $62 за баррель, а в 2022 году - $60 за баррель.

Более высокий прогноз отражает, особенно во 2кв, к снижению уровней мировых запасов нефти.

Ожидание во 2кв в $65/барр., во 2-ой половине - $61/барр.

Среднемесячные цены на нефть марки Brent в марте были самыми высокими с конца 2019 года. Цены на нефть в начале марта достигли $70 за баррель после заявления ОПЕК+ в начале марта о продлении лимитов добычи до апреля.

Однако впоследствии цены снизились, что отчасти отражало замедление роста мирового спроса на нефть из-за увеличения числа случаев COVID-19, особенно в Европе.
Казахстан незначительно перевыполнил обязательства по соглашению ОПЕК+ в марте – МЭ РК

Суточная добыча согласно предварительным данным в марте составила 1,475 млн барр/сут при обязательстве 1,437 млн б/с.

Отклонение от обязательств будет компенсировано в дальнейшем с учетом капитального ремонта по крупным проектам в летний период.
Добыча нефти в Казахстане возвращается к 5-летней норме

Как известно, 2020 год был худшим годом для нефти и газа. Из-за переизбытка нефти ОПЕК + в апреле 2020 года приняла решение сократить добычу нефти среди нефтедобывающих стран. Средняя цена Brent на тот месяц составляла всего лишь $18 за баррель.

Благодаря сделки мы смогли преодолеть низкие цены на нефть, и в итоге мы наблюдаем рост цен до $60 на сегодняшний день. На мой взгляд, это была хорошая и своевременная сделка.

Как один из крупных производителей и экспортеров нефти, Казахстан также участвовал в сделке. С мая 2020 года страна резко сократила добычу нефти.

Добыча нефти и конденсата достигла пика в 8 млн тонн в марте 2020 года. После сделки она упала на 20% до 6,4 млн тонн в июне 2020 года. Эта сумма была меньше средней добычи за 5 лет (2015–2019 годы).

К счастью, после нескольких последующих решений ОПЕК + о небольшом увеличении добычи из-за рыночного спроса и уменьшения запасов, страны-производители нефти начали увеличивать добычу.

В результате мы видим на инфографике, что добыча нефти и конденсата в Казахстане за предыдущий месяц вернулась к среднему уровню за 5 лет.

Надеюсь, что с предстоящим дополнительным увеличением квоты ОПЕК+ в мае, июне и июле мы сможем превзойти средние производственные показатели за 5 или 3 года и побить рекорд добычи 2019 года в ближайшие годы.
Иллюзия большого рынка: электромобили, часть 1

Большие рынки особенно привлекательны для инвесторов. Это дает надежду на еще одну историю успеха Apple, Google или Microsoft. Но большие рынки также несут с собой риск.

Признак большого рыночного заблуждения - это когда все фирмы в развивающейся отрасли растут вместе, хотя часто они являются прямыми конкурентами. Каждая фирма оценивается так, как будто она станет крупным победителем, несмотря на то, что сумма частей не может быть больше целого.

Примером большого рыночного заблуждения является изобретение самолетов - одним из величайших технологических достижений начала 20 века. В последующие годы доступные авиаперелеты и транспорт произвели революцию в образе жизни и взаимодействия людей, а также изменили мировую коммерцию и торговлю. Воздушный транспорт стал огромным бизнесом, но авиалинии не всегда приносили прибыль инвесторам.

С самого начала бизнес авиаперевозок был капиталоемким и высококонкурентным. В хорошие времена появлялись новые авиакомпании, которые снижали прибыль. В тяжелые времена закрывались многие менее капитализированные компании. В течение последнего столетия практически все компании, участвовавшие в этом бизнесе, либо потерпели крах, либо слились в более крупную авиакомпанию, большая часть из которых также развалилась.

Простой факт, как заявил Уоррен Баффет, заключается в том, что технологии не приводят к большим состояниям для инвесторов, если они не связаны с барьерами для входа, которые позволяют компании получать прибыль, значительно превышающую стоимость капитала в течение длительного периода. Apple, Google и Facebook - хорошо известные примеры такого технологического успеха, но они скорее исключение, чем правило. По целому ряду сложных причин эти компании смогли построить рвы или барьеры для входа в свой бизнес. Они также извлекают выгоду из того факта, что их продукция может производиться с ограниченными капитальными вложениями.

Подобно авиакомпаниям, автомобильная промышленность исторически была конкурентоспособным и капиталоемким бизнесом. По этой причине, несмотря на глобальный спрос на их продукцию, традиционные крупные производители автомобилей в среднем торгуются с коэффициентом балансовой стоимости, близким или ниже 1,0. С отраслевой точки зрения, нет оснований полагать, что переход от двигателей внутреннего сгорания к электродвигателям в силовой установке должен оказать заметное влияние на рыночную конкуренцию или на общую отраслевую оценку компаний.

За 2018-2020 годы мировая автомобильная промышленность выросла на 70% до $2,2 трлн. Особенно впечатляющим был 2020 год. Производители электромобилей стали любимыми компаниями рынка и привели к значительному росту цен. Общая рыночная стоимость восьми производителей электромобилей составила $1,0 трлн, что почти сравнялось с совокупной стоимостью традиционных автопроизводителей ($1,1 трлн).

В отличие от поразительного роста рыночной стоимости, совокупная выручка производителей электромобилей остается такой же, как и за последние три года, и составляет лишь небольшую часть доходов, полученных традиционными автопроизводителями: от 1/42 долю в среднем за эти периоды. Более того, общий доход всей отрасли упал в 2020 году, несмотря на резкий рост цен на акции.

Продолжение следует...
Иллюзия большого рынка: электромобили, часть 2

Аккумуляторы являются наиболее дорогим компонентом электромобилей - на них приходится 30% общей стоимости.

Литий, являющийся основным сырьем для производства аккумуляторов, снова дорожает после снижения его стоимости на протяжении трех лет. Цены на кобальт в минувшем квартале подскочили примерно на 57%.

Китай является крупнейшим игроком на рынке аккумуляторов для электромобилей. В стране находится большая часть производственных мощностей, Китай также контролирует переработку ключевого для выпуска аккумуляторов сырья.

По данным BloombergNEF, цена на литий-ионные батареи в 2020 году в среднем составила $137/кВт.ч по сравнению с более чем $1000/кВт.ч 10 лет назад. Ожидается, что электромобили достигнут ценового паритета с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, когда стоимость аккумуляторов снизится до $100/кВт.ч.

Если цены на сырье вырастут до уровня 2018 года, стоимость батарей опустится до $100/кВт.ч не к 2024 году, а к 2026 году. Отказ от лития и других дорогостоящих материалов невозможен в краткосрочном периоде.

Ожидается, что спрос на литий-ионные батареи к 2030 году вырастет в 10 раз. Benchmark Mineral ожидает структурного дефицита лития уже в конце 2021 года. В 2022 году дефицит может достигнуть 120 тыс. тонн.

Недостаточные инвестиции в новые литиевые рудники и перерабатывающие заводы в условиях снижения цен, которое наблюдалось ранее, усугубляют прогнозы нехватки металла.
Динамика запасов в крупнейших нефтяных компаниях

Инфографика показывает, как изменились запасы нефти и газа за последнее десятилетие.

2020 год был особенным - запасы всех компаний сократились в основном из-за низкой цены и переоценки.

Наибольшее сокращение запасов произошло у Exxon (-30%) и Shell (-20%). Запасы Exxon уменьшились с 22 до 15, а Shell - с 11 до 9 млрд баррелей нефтяного эквивалента.

Наиболее стабильные запасы у Total (в диапазоне 11-13 млрд), Chevron (11-12 млрд) и Eni (7 млрд, на том же уровне).

Единица измерения запасов - млрд баррелей нефтяного эквивалента. Запасы оценивались по системе SEC.
Иллюзия большого рынка: электромобили, часть 3

Рост рыночной капитализации электромобилей в значительной степени стал результатом роста Tesla. По состоянию на конец января 2021 года (все оценки в этой статье основаны на этой дате) рыночная капитализация Tesla выросла до $752 млрд, что позволило ей войти в десятку крупнейших мировых компаний по рыночной стоимости. На долю Tesla приходится около 75% общей рыночной стоимости группы электромобилей и 35% всей автомобильной промышленности. Такая огромная рыночная капитализация имеет смысл только в том случае, если ожидается, что Tesla станет доминировать во всей автомобильной промышленности, а не только на рынке электромобилей.

Кроме того, такое достижение требует, чтобы Tesla могла получать прибыль, как Ferrari, с уровнем производства, превышающим Toyota. Это должно отразиться на падении оценок его конкурентов, чья рыночная доля предположительно сократится в пользу Tesla, однако верно и обратное. В то время как цена акций Tesla стремительно росла, цены конкурирующих компаний-производителей электромобилей тоже росли.

Теперь посмотрим на цифры. Рыночная стоимость всех восьми производителей электромобилей увеличилась более чем вдвое за один год, а рыночная стоимость трех из них выросла более чем в десять раз.

Например, компания Nikola, производитель грузовиков с нулевым уровнем выбросов, у которой нет четкого плана относительно того, когда она действительно начнет продавать грузовики, выросла на астрономические 2800%. Компания Nio, китайский стартап электромобилей, который когда-то находился на грани разорения, поднялся на 2150%. Акции Arcimoto, производителя трехколесных электромобилей, выросли на 1770%.

Рыночная стоимость двух китайских производителей электромобилей, Li Auto и XPeng, впервые котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже в июле и августе 2020 года, соответственно, подскочила на 110% и 150% к 2021 году. Оценка трех китайских традиционных автомобильных компаний - Great Wall Motors, ChongQing ChangAn и FAW Car - выросли исключительно на основе их заявленной приверженности выпуску электромобилей.

Совокупная рыночная стоимость семи других компаний по производству электромобилей составляет $268 млрд, что составляет треть стоимости Tesla. Что можно было купить за эту сумму? Не только Toyota - крупнейший традиционный автопроизводитель по рыночной капитализации ($228 млрд) и самый прибыльный автопроизводитель, но и Ferrari, автопроизводитель с самой высокой рентабельностью. $268 млрд также являются приблизительной рыночной капитализацией всех основных немецких автопроизводителей - Volkswagen, Daimler и BMW, на которые в совокупности приходится 17,6% продаж на мировом автомобильном рынке.

Рост рыночной стоимости, естественно, приводит к астрономически высоким оценочным показателям. Из-за огромного отношения цены к продажам новых производителей электромобилей используется логарифмическая шкала. Например, Tesla оценивается в 28 раз по сравнению с ее продажами в 2020 году - это намного больше по сравнению со средней ценой / продажей 1,1 у традиционных автопроизводителей.

Заблуждение относительно ценообразования - не только у Tesla. Фактически, мультипликатор продаж Tesla составляет лишь часть мультипликатора некоторых из его конкурентов. Компания Nicola Motor, основанная в 2015 году, с почти нулевой выручкой и отсутствием фактического производства на сегодняшний день, оценивается в 22 000 раз выше продаж, а прибыли, конечно, нигде не видно. Electra Meccanica, также основанная в 2015 году, первый производитель электрических трехколесных транспортных средств, оценивается в 600 раз больше продаж. Даже новые участники рынка XPeng и Li Auto оценены в 47 и 52 раза соответственно, что почти в два раза выше, чем у Tesla. Все эти компании оценены так, как будто они собираются стать крупными победителями, но они являются конкурентами! Они не могут все занять доминирующую долю рынка в предстоящие годы.
Если вам удобно читать посты на английском, добро пожаловать на мою страницу в Linkedin. Здесь я повторно публикую посты и инфографики, но уже на английском языке. У меня в Linkedin-е более 5 тысяч подписчиков, состоящих из профессионалов со всего мира. Интересно читать их мнения и напрямую вступать с ними в дискуссию. Добро пожаловать!

https://www.linkedin.com/posts/abzal_evolution-of-reserves-in-major-oil-companies-activity-6788705986350743552-vOAv
Правительство повысило прогноз цены на нефть с $35 до $50/баррель и курс валюты 425 тенге/$1 на 2021г

"Средняя цена на нефть с начала года составила $61 за баррель. При этом прогнозы МФО на 2021 год по цене на нефть варьируются от $44 до $67 за баррель. В этой связи, при уточнении макропоказателей среднегодовая цена нефти определена на уровне $50 за баррель", - сообщил министр национальной экономики Асет Иргалиев.

Ранее с учетом консервативного подхода закладывало в бюджете в 2021-2023 годах цену на уровне $35 за баррель.

"Реальный рост ВВП в 2021 году прогнозируется на уровне 3,1%, цена на нефть - на уровне $50 за баррель, курс национальной валюты 425 тенге за $1", - сказал премьер-министр Аскар Мамин.

Бюджет Казахстана на 2020 год формировался с учетом курса 415 тенге за $1.
Набор навыков, необходимых сегодня инженеру-нефтянику

Нефтегазовая промышленность привлекла тысячи молодых людей, в том числе меня, обещанием блестящей карьеры в начале 2000-х годов. Диплом инженера-нефтяника в то время я считал, наверное как и многие другие, билетом на высокую стартовую зарплату.

С тех пор отрасль пережила много взлетов и падений. После каждых падений приходил новый рост. Все были более-менее уверены в завтрашнем дне индустрии.

2020 год стал, возможно, поворотным моментом. Пандемия сократила ряды студентов-нефтяников и работающих инженеров-нефтяников. Со мной связываются многие студенты, которые уже не уверены в будущем отрасли.

Из реальных примеров: в прошлом году только в США нефтегазовые компании уволили около 14% постоянных сотрудников в 2020 году.

Исследование Deloitte показывает, что 70% рабочих мест, потерянных во время пандемии, могут не вернуться к концу 2021 года.

Даже после того, как пандемия закончится, многие опасаются, что растущая обеспокоенность по поводу изменения климата приведет к неизбежному падению добычи нефти и газа.

За последние три года, по крайней мере, полдюжины статей SPE исследовали так называемую новую эру нефтяной инженерии, требуемые навыки и соответствующее образование.

Самый читаемый из них результаты опроса более 200 профессионалов отрасли опубликованы в документе SPE 195965-MS «Взгляд отрасли на учебные программы по нефтяной инженерии» (An Industry Look at the Petroleum Engineering Curricula), подготовленный Дином Ритцем и Адамом Кейглом из Райдера Скотта и Мохамеда Солимана из Хьюстонского университета, 2019.

В более широком смысле, это взгляд на то, какие навыки наиболее важны для новых инженеров-нефтяников в нефтегазовой отрасли, определяемых как специалисты с опытом работы пять или менее лет.

На графике ниже вы можете найти набор навыков с оценкой важности. Наивысшая потребность - это логика и критическое мышление, за которыми следуют этика и навыки общения. Затем идет экономика и профессиональные навыки (soft skills) - неотъемлемая часть сегодняшнего инженера-нефтяника. Дальше аналитика больших данных (Big Data) и так далее.

Полную статью можно прочитать в комментариях.