Казахстан незначительно перевыполнил обязательства по соглашению ОПЕК+ в марте – МЭ РК
Суточная добыча согласно предварительным данным в марте составила 1,475 млн барр/сут при обязательстве 1,437 млн б/с.
Отклонение от обязательств будет компенсировано в дальнейшем с учетом капитального ремонта по крупным проектам в летний период.
Суточная добыча согласно предварительным данным в марте составила 1,475 млн барр/сут при обязательстве 1,437 млн б/с.
Отклонение от обязательств будет компенсировано в дальнейшем с учетом капитального ремонта по крупным проектам в летний период.
Добыча нефти в Казахстане возвращается к 5-летней норме
Как известно, 2020 год был худшим годом для нефти и газа. Из-за переизбытка нефти ОПЕК + в апреле 2020 года приняла решение сократить добычу нефти среди нефтедобывающих стран. Средняя цена Brent на тот месяц составляла всего лишь $18 за баррель.
Благодаря сделки мы смогли преодолеть низкие цены на нефть, и в итоге мы наблюдаем рост цен до $60 на сегодняшний день. На мой взгляд, это была хорошая и своевременная сделка.
Как один из крупных производителей и экспортеров нефти, Казахстан также участвовал в сделке. С мая 2020 года страна резко сократила добычу нефти.
Добыча нефти и конденсата достигла пика в 8 млн тонн в марте 2020 года. После сделки она упала на 20% до 6,4 млн тонн в июне 2020 года. Эта сумма была меньше средней добычи за 5 лет (2015–2019 годы).
К счастью, после нескольких последующих решений ОПЕК + о небольшом увеличении добычи из-за рыночного спроса и уменьшения запасов, страны-производители нефти начали увеличивать добычу.
В результате мы видим на инфографике, что добыча нефти и конденсата в Казахстане за предыдущий месяц вернулась к среднему уровню за 5 лет.
Надеюсь, что с предстоящим дополнительным увеличением квоты ОПЕК+ в мае, июне и июле мы сможем превзойти средние производственные показатели за 5 или 3 года и побить рекорд добычи 2019 года в ближайшие годы.
Как известно, 2020 год был худшим годом для нефти и газа. Из-за переизбытка нефти ОПЕК + в апреле 2020 года приняла решение сократить добычу нефти среди нефтедобывающих стран. Средняя цена Brent на тот месяц составляла всего лишь $18 за баррель.
Благодаря сделки мы смогли преодолеть низкие цены на нефть, и в итоге мы наблюдаем рост цен до $60 на сегодняшний день. На мой взгляд, это была хорошая и своевременная сделка.
Как один из крупных производителей и экспортеров нефти, Казахстан также участвовал в сделке. С мая 2020 года страна резко сократила добычу нефти.
Добыча нефти и конденсата достигла пика в 8 млн тонн в марте 2020 года. После сделки она упала на 20% до 6,4 млн тонн в июне 2020 года. Эта сумма была меньше средней добычи за 5 лет (2015–2019 годы).
К счастью, после нескольких последующих решений ОПЕК + о небольшом увеличении добычи из-за рыночного спроса и уменьшения запасов, страны-производители нефти начали увеличивать добычу.
В результате мы видим на инфографике, что добыча нефти и конденсата в Казахстане за предыдущий месяц вернулась к среднему уровню за 5 лет.
Надеюсь, что с предстоящим дополнительным увеличением квоты ОПЕК+ в мае, июне и июле мы сможем превзойти средние производственные показатели за 5 или 3 года и побить рекорд добычи 2019 года в ближайшие годы.
Иллюзия большого рынка: электромобили, часть 1
Большие рынки особенно привлекательны для инвесторов. Это дает надежду на еще одну историю успеха Apple, Google или Microsoft. Но большие рынки также несут с собой риск.
Признак большого рыночного заблуждения - это когда все фирмы в развивающейся отрасли растут вместе, хотя часто они являются прямыми конкурентами. Каждая фирма оценивается так, как будто она станет крупным победителем, несмотря на то, что сумма частей не может быть больше целого.
Примером большого рыночного заблуждения является изобретение самолетов - одним из величайших технологических достижений начала 20 века. В последующие годы доступные авиаперелеты и транспорт произвели революцию в образе жизни и взаимодействия людей, а также изменили мировую коммерцию и торговлю. Воздушный транспорт стал огромным бизнесом, но авиалинии не всегда приносили прибыль инвесторам.
С самого начала бизнес авиаперевозок был капиталоемким и высококонкурентным. В хорошие времена появлялись новые авиакомпании, которые снижали прибыль. В тяжелые времена закрывались многие менее капитализированные компании. В течение последнего столетия практически все компании, участвовавшие в этом бизнесе, либо потерпели крах, либо слились в более крупную авиакомпанию, большая часть из которых также развалилась.
Простой факт, как заявил Уоррен Баффет, заключается в том, что технологии не приводят к большим состояниям для инвесторов, если они не связаны с барьерами для входа, которые позволяют компании получать прибыль, значительно превышающую стоимость капитала в течение длительного периода. Apple, Google и Facebook - хорошо известные примеры такого технологического успеха, но они скорее исключение, чем правило. По целому ряду сложных причин эти компании смогли построить рвы или барьеры для входа в свой бизнес. Они также извлекают выгоду из того факта, что их продукция может производиться с ограниченными капитальными вложениями.
Подобно авиакомпаниям, автомобильная промышленность исторически была конкурентоспособным и капиталоемким бизнесом. По этой причине, несмотря на глобальный спрос на их продукцию, традиционные крупные производители автомобилей в среднем торгуются с коэффициентом балансовой стоимости, близким или ниже 1,0. С отраслевой точки зрения, нет оснований полагать, что переход от двигателей внутреннего сгорания к электродвигателям в силовой установке должен оказать заметное влияние на рыночную конкуренцию или на общую отраслевую оценку компаний.
За 2018-2020 годы мировая автомобильная промышленность выросла на 70% до $2,2 трлн. Особенно впечатляющим был 2020 год. Производители электромобилей стали любимыми компаниями рынка и привели к значительному росту цен. Общая рыночная стоимость восьми производителей электромобилей составила $1,0 трлн, что почти сравнялось с совокупной стоимостью традиционных автопроизводителей ($1,1 трлн).
В отличие от поразительного роста рыночной стоимости, совокупная выручка производителей электромобилей остается такой же, как и за последние три года, и составляет лишь небольшую часть доходов, полученных традиционными автопроизводителями: от 1/42 долю в среднем за эти периоды. Более того, общий доход всей отрасли упал в 2020 году, несмотря на резкий рост цен на акции.
Продолжение следует...
Большие рынки особенно привлекательны для инвесторов. Это дает надежду на еще одну историю успеха Apple, Google или Microsoft. Но большие рынки также несут с собой риск.
Признак большого рыночного заблуждения - это когда все фирмы в развивающейся отрасли растут вместе, хотя часто они являются прямыми конкурентами. Каждая фирма оценивается так, как будто она станет крупным победителем, несмотря на то, что сумма частей не может быть больше целого.
Примером большого рыночного заблуждения является изобретение самолетов - одним из величайших технологических достижений начала 20 века. В последующие годы доступные авиаперелеты и транспорт произвели революцию в образе жизни и взаимодействия людей, а также изменили мировую коммерцию и торговлю. Воздушный транспорт стал огромным бизнесом, но авиалинии не всегда приносили прибыль инвесторам.
С самого начала бизнес авиаперевозок был капиталоемким и высококонкурентным. В хорошие времена появлялись новые авиакомпании, которые снижали прибыль. В тяжелые времена закрывались многие менее капитализированные компании. В течение последнего столетия практически все компании, участвовавшие в этом бизнесе, либо потерпели крах, либо слились в более крупную авиакомпанию, большая часть из которых также развалилась.
Простой факт, как заявил Уоррен Баффет, заключается в том, что технологии не приводят к большим состояниям для инвесторов, если они не связаны с барьерами для входа, которые позволяют компании получать прибыль, значительно превышающую стоимость капитала в течение длительного периода. Apple, Google и Facebook - хорошо известные примеры такого технологического успеха, но они скорее исключение, чем правило. По целому ряду сложных причин эти компании смогли построить рвы или барьеры для входа в свой бизнес. Они также извлекают выгоду из того факта, что их продукция может производиться с ограниченными капитальными вложениями.
Подобно авиакомпаниям, автомобильная промышленность исторически была конкурентоспособным и капиталоемким бизнесом. По этой причине, несмотря на глобальный спрос на их продукцию, традиционные крупные производители автомобилей в среднем торгуются с коэффициентом балансовой стоимости, близким или ниже 1,0. С отраслевой точки зрения, нет оснований полагать, что переход от двигателей внутреннего сгорания к электродвигателям в силовой установке должен оказать заметное влияние на рыночную конкуренцию или на общую отраслевую оценку компаний.
За 2018-2020 годы мировая автомобильная промышленность выросла на 70% до $2,2 трлн. Особенно впечатляющим был 2020 год. Производители электромобилей стали любимыми компаниями рынка и привели к значительному росту цен. Общая рыночная стоимость восьми производителей электромобилей составила $1,0 трлн, что почти сравнялось с совокупной стоимостью традиционных автопроизводителей ($1,1 трлн).
В отличие от поразительного роста рыночной стоимости, совокупная выручка производителей электромобилей остается такой же, как и за последние три года, и составляет лишь небольшую часть доходов, полученных традиционными автопроизводителями: от 1/42 долю в среднем за эти периоды. Более того, общий доход всей отрасли упал в 2020 году, несмотря на резкий рост цен на акции.
Продолжение следует...
Иллюзия большого рынка: электромобили, часть 2
Аккумуляторы являются наиболее дорогим компонентом электромобилей - на них приходится 30% общей стоимости.
Литий, являющийся основным сырьем для производства аккумуляторов, снова дорожает после снижения его стоимости на протяжении трех лет. Цены на кобальт в минувшем квартале подскочили примерно на 57%.
Китай является крупнейшим игроком на рынке аккумуляторов для электромобилей. В стране находится большая часть производственных мощностей, Китай также контролирует переработку ключевого для выпуска аккумуляторов сырья.
По данным BloombergNEF, цена на литий-ионные батареи в 2020 году в среднем составила $137/кВт.ч по сравнению с более чем $1000/кВт.ч 10 лет назад. Ожидается, что электромобили достигнут ценового паритета с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, когда стоимость аккумуляторов снизится до $100/кВт.ч.
Если цены на сырье вырастут до уровня 2018 года, стоимость батарей опустится до $100/кВт.ч не к 2024 году, а к 2026 году. Отказ от лития и других дорогостоящих материалов невозможен в краткосрочном периоде.
Ожидается, что спрос на литий-ионные батареи к 2030 году вырастет в 10 раз. Benchmark Mineral ожидает структурного дефицита лития уже в конце 2021 года. В 2022 году дефицит может достигнуть 120 тыс. тонн.
Недостаточные инвестиции в новые литиевые рудники и перерабатывающие заводы в условиях снижения цен, которое наблюдалось ранее, усугубляют прогнозы нехватки металла.
Аккумуляторы являются наиболее дорогим компонентом электромобилей - на них приходится 30% общей стоимости.
Литий, являющийся основным сырьем для производства аккумуляторов, снова дорожает после снижения его стоимости на протяжении трех лет. Цены на кобальт в минувшем квартале подскочили примерно на 57%.
Китай является крупнейшим игроком на рынке аккумуляторов для электромобилей. В стране находится большая часть производственных мощностей, Китай также контролирует переработку ключевого для выпуска аккумуляторов сырья.
По данным BloombergNEF, цена на литий-ионные батареи в 2020 году в среднем составила $137/кВт.ч по сравнению с более чем $1000/кВт.ч 10 лет назад. Ожидается, что электромобили достигнут ценового паритета с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, когда стоимость аккумуляторов снизится до $100/кВт.ч.
Если цены на сырье вырастут до уровня 2018 года, стоимость батарей опустится до $100/кВт.ч не к 2024 году, а к 2026 году. Отказ от лития и других дорогостоящих материалов невозможен в краткосрочном периоде.
Ожидается, что спрос на литий-ионные батареи к 2030 году вырастет в 10 раз. Benchmark Mineral ожидает структурного дефицита лития уже в конце 2021 года. В 2022 году дефицит может достигнуть 120 тыс. тонн.
Недостаточные инвестиции в новые литиевые рудники и перерабатывающие заводы в условиях снижения цен, которое наблюдалось ранее, усугубляют прогнозы нехватки металла.
Динамика запасов в крупнейших нефтяных компаниях
Инфографика показывает, как изменились запасы нефти и газа за последнее десятилетие.
2020 год был особенным - запасы всех компаний сократились в основном из-за низкой цены и переоценки.
Наибольшее сокращение запасов произошло у Exxon (-30%) и Shell (-20%). Запасы Exxon уменьшились с 22 до 15, а Shell - с 11 до 9 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
Наиболее стабильные запасы у Total (в диапазоне 11-13 млрд), Chevron (11-12 млрд) и Eni (7 млрд, на том же уровне).
Единица измерения запасов - млрд баррелей нефтяного эквивалента. Запасы оценивались по системе SEC.
Инфографика показывает, как изменились запасы нефти и газа за последнее десятилетие.
2020 год был особенным - запасы всех компаний сократились в основном из-за низкой цены и переоценки.
Наибольшее сокращение запасов произошло у Exxon (-30%) и Shell (-20%). Запасы Exxon уменьшились с 22 до 15, а Shell - с 11 до 9 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
Наиболее стабильные запасы у Total (в диапазоне 11-13 млрд), Chevron (11-12 млрд) и Eni (7 млрд, на том же уровне).
Единица измерения запасов - млрд баррелей нефтяного эквивалента. Запасы оценивались по системе SEC.
Иллюзия большого рынка: электромобили, часть 3
Рост рыночной капитализации электромобилей в значительной степени стал результатом роста Tesla. По состоянию на конец января 2021 года (все оценки в этой статье основаны на этой дате) рыночная капитализация Tesla выросла до $752 млрд, что позволило ей войти в десятку крупнейших мировых компаний по рыночной стоимости. На долю Tesla приходится около 75% общей рыночной стоимости группы электромобилей и 35% всей автомобильной промышленности. Такая огромная рыночная капитализация имеет смысл только в том случае, если ожидается, что Tesla станет доминировать во всей автомобильной промышленности, а не только на рынке электромобилей.
Кроме того, такое достижение требует, чтобы Tesla могла получать прибыль, как Ferrari, с уровнем производства, превышающим Toyota. Это должно отразиться на падении оценок его конкурентов, чья рыночная доля предположительно сократится в пользу Tesla, однако верно и обратное. В то время как цена акций Tesla стремительно росла, цены конкурирующих компаний-производителей электромобилей тоже росли.
Теперь посмотрим на цифры. Рыночная стоимость всех восьми производителей электромобилей увеличилась более чем вдвое за один год, а рыночная стоимость трех из них выросла более чем в десять раз.
Например, компания Nikola, производитель грузовиков с нулевым уровнем выбросов, у которой нет четкого плана относительно того, когда она действительно начнет продавать грузовики, выросла на астрономические 2800%. Компания Nio, китайский стартап электромобилей, который когда-то находился на грани разорения, поднялся на 2150%. Акции Arcimoto, производителя трехколесных электромобилей, выросли на 1770%.
Рыночная стоимость двух китайских производителей электромобилей, Li Auto и XPeng, впервые котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже в июле и августе 2020 года, соответственно, подскочила на 110% и 150% к 2021 году. Оценка трех китайских традиционных автомобильных компаний - Great Wall Motors, ChongQing ChangAn и FAW Car - выросли исключительно на основе их заявленной приверженности выпуску электромобилей.
Совокупная рыночная стоимость семи других компаний по производству электромобилей составляет $268 млрд, что составляет треть стоимости Tesla. Что можно было купить за эту сумму? Не только Toyota - крупнейший традиционный автопроизводитель по рыночной капитализации ($228 млрд) и самый прибыльный автопроизводитель, но и Ferrari, автопроизводитель с самой высокой рентабельностью. $268 млрд также являются приблизительной рыночной капитализацией всех основных немецких автопроизводителей - Volkswagen, Daimler и BMW, на которые в совокупности приходится 17,6% продаж на мировом автомобильном рынке.
Рост рыночной стоимости, естественно, приводит к астрономически высоким оценочным показателям. Из-за огромного отношения цены к продажам новых производителей электромобилей используется логарифмическая шкала. Например, Tesla оценивается в 28 раз по сравнению с ее продажами в 2020 году - это намного больше по сравнению со средней ценой / продажей 1,1 у традиционных автопроизводителей.
Заблуждение относительно ценообразования - не только у Tesla. Фактически, мультипликатор продаж Tesla составляет лишь часть мультипликатора некоторых из его конкурентов. Компания Nicola Motor, основанная в 2015 году, с почти нулевой выручкой и отсутствием фактического производства на сегодняшний день, оценивается в 22 000 раз выше продаж, а прибыли, конечно, нигде не видно. Electra Meccanica, также основанная в 2015 году, первый производитель электрических трехколесных транспортных средств, оценивается в 600 раз больше продаж. Даже новые участники рынка XPeng и Li Auto оценены в 47 и 52 раза соответственно, что почти в два раза выше, чем у Tesla. Все эти компании оценены так, как будто они собираются стать крупными победителями, но они являются конкурентами! Они не могут все занять доминирующую долю рынка в предстоящие годы.
Рост рыночной капитализации электромобилей в значительной степени стал результатом роста Tesla. По состоянию на конец января 2021 года (все оценки в этой статье основаны на этой дате) рыночная капитализация Tesla выросла до $752 млрд, что позволило ей войти в десятку крупнейших мировых компаний по рыночной стоимости. На долю Tesla приходится около 75% общей рыночной стоимости группы электромобилей и 35% всей автомобильной промышленности. Такая огромная рыночная капитализация имеет смысл только в том случае, если ожидается, что Tesla станет доминировать во всей автомобильной промышленности, а не только на рынке электромобилей.
Кроме того, такое достижение требует, чтобы Tesla могла получать прибыль, как Ferrari, с уровнем производства, превышающим Toyota. Это должно отразиться на падении оценок его конкурентов, чья рыночная доля предположительно сократится в пользу Tesla, однако верно и обратное. В то время как цена акций Tesla стремительно росла, цены конкурирующих компаний-производителей электромобилей тоже росли.
Теперь посмотрим на цифры. Рыночная стоимость всех восьми производителей электромобилей увеличилась более чем вдвое за один год, а рыночная стоимость трех из них выросла более чем в десять раз.
Например, компания Nikola, производитель грузовиков с нулевым уровнем выбросов, у которой нет четкого плана относительно того, когда она действительно начнет продавать грузовики, выросла на астрономические 2800%. Компания Nio, китайский стартап электромобилей, который когда-то находился на грани разорения, поднялся на 2150%. Акции Arcimoto, производителя трехколесных электромобилей, выросли на 1770%.
Рыночная стоимость двух китайских производителей электромобилей, Li Auto и XPeng, впервые котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже в июле и августе 2020 года, соответственно, подскочила на 110% и 150% к 2021 году. Оценка трех китайских традиционных автомобильных компаний - Great Wall Motors, ChongQing ChangAn и FAW Car - выросли исключительно на основе их заявленной приверженности выпуску электромобилей.
Совокупная рыночная стоимость семи других компаний по производству электромобилей составляет $268 млрд, что составляет треть стоимости Tesla. Что можно было купить за эту сумму? Не только Toyota - крупнейший традиционный автопроизводитель по рыночной капитализации ($228 млрд) и самый прибыльный автопроизводитель, но и Ferrari, автопроизводитель с самой высокой рентабельностью. $268 млрд также являются приблизительной рыночной капитализацией всех основных немецких автопроизводителей - Volkswagen, Daimler и BMW, на которые в совокупности приходится 17,6% продаж на мировом автомобильном рынке.
Рост рыночной стоимости, естественно, приводит к астрономически высоким оценочным показателям. Из-за огромного отношения цены к продажам новых производителей электромобилей используется логарифмическая шкала. Например, Tesla оценивается в 28 раз по сравнению с ее продажами в 2020 году - это намного больше по сравнению со средней ценой / продажей 1,1 у традиционных автопроизводителей.
Заблуждение относительно ценообразования - не только у Tesla. Фактически, мультипликатор продаж Tesla составляет лишь часть мультипликатора некоторых из его конкурентов. Компания Nicola Motor, основанная в 2015 году, с почти нулевой выручкой и отсутствием фактического производства на сегодняшний день, оценивается в 22 000 раз выше продаж, а прибыли, конечно, нигде не видно. Electra Meccanica, также основанная в 2015 году, первый производитель электрических трехколесных транспортных средств, оценивается в 600 раз больше продаж. Даже новые участники рынка XPeng и Li Auto оценены в 47 и 52 раза соответственно, что почти в два раза выше, чем у Tesla. Все эти компании оценены так, как будто они собираются стать крупными победителями, но они являются конкурентами! Они не могут все занять доминирующую долю рынка в предстоящие годы.
Если вам удобно читать посты на английском, добро пожаловать на мою страницу в Linkedin. Здесь я повторно публикую посты и инфографики, но уже на английском языке. У меня в Linkedin-е более 5 тысяч подписчиков, состоящих из профессионалов со всего мира. Интересно читать их мнения и напрямую вступать с ними в дискуссию. Добро пожаловать!
https://www.linkedin.com/posts/abzal_evolution-of-reserves-in-major-oil-companies-activity-6788705986350743552-vOAv
https://www.linkedin.com/posts/abzal_evolution-of-reserves-in-major-oil-companies-activity-6788705986350743552-vOAv
Правительство повысило прогноз цены на нефть с $35 до $50/баррель и курс валюты 425 тенге/$1 на 2021г
"Средняя цена на нефть с начала года составила $61 за баррель. При этом прогнозы МФО на 2021 год по цене на нефть варьируются от $44 до $67 за баррель. В этой связи, при уточнении макропоказателей среднегодовая цена нефти определена на уровне $50 за баррель", - сообщил министр национальной экономики Асет Иргалиев.
Ранее с учетом консервативного подхода закладывало в бюджете в 2021-2023 годах цену на уровне $35 за баррель.
"Реальный рост ВВП в 2021 году прогнозируется на уровне 3,1%, цена на нефть - на уровне $50 за баррель, курс национальной валюты 425 тенге за $1", - сказал премьер-министр Аскар Мамин.
Бюджет Казахстана на 2020 год формировался с учетом курса 415 тенге за $1.
"Средняя цена на нефть с начала года составила $61 за баррель. При этом прогнозы МФО на 2021 год по цене на нефть варьируются от $44 до $67 за баррель. В этой связи, при уточнении макропоказателей среднегодовая цена нефти определена на уровне $50 за баррель", - сообщил министр национальной экономики Асет Иргалиев.
Ранее с учетом консервативного подхода закладывало в бюджете в 2021-2023 годах цену на уровне $35 за баррель.
"Реальный рост ВВП в 2021 году прогнозируется на уровне 3,1%, цена на нефть - на уровне $50 за баррель, курс национальной валюты 425 тенге за $1", - сказал премьер-министр Аскар Мамин.
Бюджет Казахстана на 2020 год формировался с учетом курса 415 тенге за $1.
Набор навыков, необходимых сегодня инженеру-нефтянику
Нефтегазовая промышленность привлекла тысячи молодых людей, в том числе меня, обещанием блестящей карьеры в начале 2000-х годов. Диплом инженера-нефтяника в то время я считал, наверное как и многие другие, билетом на высокую стартовую зарплату.
С тех пор отрасль пережила много взлетов и падений. После каждых падений приходил новый рост. Все были более-менее уверены в завтрашнем дне индустрии.
2020 год стал, возможно, поворотным моментом. Пандемия сократила ряды студентов-нефтяников и работающих инженеров-нефтяников. Со мной связываются многие студенты, которые уже не уверены в будущем отрасли.
Из реальных примеров: в прошлом году только в США нефтегазовые компании уволили около 14% постоянных сотрудников в 2020 году.
Исследование Deloitte показывает, что 70% рабочих мест, потерянных во время пандемии, могут не вернуться к концу 2021 года.
Даже после того, как пандемия закончится, многие опасаются, что растущая обеспокоенность по поводу изменения климата приведет к неизбежному падению добычи нефти и газа.
За последние три года, по крайней мере, полдюжины статей SPE исследовали так называемую новую эру нефтяной инженерии, требуемые навыки и соответствующее образование.
Самый читаемый из них результаты опроса более 200 профессионалов отрасли опубликованы в документе SPE 195965-MS «Взгляд отрасли на учебные программы по нефтяной инженерии» (An Industry Look at the Petroleum Engineering Curricula), подготовленный Дином Ритцем и Адамом Кейглом из Райдера Скотта и Мохамеда Солимана из Хьюстонского университета, 2019.
В более широком смысле, это взгляд на то, какие навыки наиболее важны для новых инженеров-нефтяников в нефтегазовой отрасли, определяемых как специалисты с опытом работы пять или менее лет.
На графике ниже вы можете найти набор навыков с оценкой важности. Наивысшая потребность - это логика и критическое мышление, за которыми следуют этика и навыки общения. Затем идет экономика и профессиональные навыки (soft skills) - неотъемлемая часть сегодняшнего инженера-нефтяника. Дальше аналитика больших данных (Big Data) и так далее.
Полную статью можно прочитать в комментариях.
Нефтегазовая промышленность привлекла тысячи молодых людей, в том числе меня, обещанием блестящей карьеры в начале 2000-х годов. Диплом инженера-нефтяника в то время я считал, наверное как и многие другие, билетом на высокую стартовую зарплату.
С тех пор отрасль пережила много взлетов и падений. После каждых падений приходил новый рост. Все были более-менее уверены в завтрашнем дне индустрии.
2020 год стал, возможно, поворотным моментом. Пандемия сократила ряды студентов-нефтяников и работающих инженеров-нефтяников. Со мной связываются многие студенты, которые уже не уверены в будущем отрасли.
Из реальных примеров: в прошлом году только в США нефтегазовые компании уволили около 14% постоянных сотрудников в 2020 году.
Исследование Deloitte показывает, что 70% рабочих мест, потерянных во время пандемии, могут не вернуться к концу 2021 года.
Даже после того, как пандемия закончится, многие опасаются, что растущая обеспокоенность по поводу изменения климата приведет к неизбежному падению добычи нефти и газа.
За последние три года, по крайней мере, полдюжины статей SPE исследовали так называемую новую эру нефтяной инженерии, требуемые навыки и соответствующее образование.
Самый читаемый из них результаты опроса более 200 профессионалов отрасли опубликованы в документе SPE 195965-MS «Взгляд отрасли на учебные программы по нефтяной инженерии» (An Industry Look at the Petroleum Engineering Curricula), подготовленный Дином Ритцем и Адамом Кейглом из Райдера Скотта и Мохамеда Солимана из Хьюстонского университета, 2019.
В более широком смысле, это взгляд на то, какие навыки наиболее важны для новых инженеров-нефтяников в нефтегазовой отрасли, определяемых как специалисты с опытом работы пять или менее лет.
На графике ниже вы можете найти набор навыков с оценкой важности. Наивысшая потребность - это логика и критическое мышление, за которыми следуют этика и навыки общения. Затем идет экономика и профессиональные навыки (soft skills) - неотъемлемая часть сегодняшнего инженера-нефтяника. Дальше аналитика больших данных (Big Data) и так далее.
Полную статью можно прочитать в комментариях.
Сравнение соотношения количества добытых бареллей на сотрудника в нефтегазовых компаниях.
Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2020 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных в инфографике.
Среднее арифметическое и медиана соотношений для всех компаний составляет 54 и 52 б.н.э. в день на одного работника.
Использованные критерии для данного анализа:
1. Все указанные крупные компании имеют подразделения по добыче (upstream) и подразделения по переработке (downstream), что позволяет их сравнить друг с другом.
2. Объем добычи газа был переведен из м3 в б.н.э.
3. Была взята именно общая численность работников компаний, поскольку численность работников в подразделениях по добыче нефти и газа была недоступна для большинства компаний.
4. Кроме того, в компаниях, в которых имелась численность работников в подразделениях добычи нефти и газа, соотношение количества данных сотрудников к общей численности работников среди этих компаний было несоотносимым для сравнения.
5. Соотношение за 2019 год доступно здесь.
Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2020 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных в инфографике.
Среднее арифметическое и медиана соотношений для всех компаний составляет 54 и 52 б.н.э. в день на одного работника.
Использованные критерии для данного анализа:
1. Все указанные крупные компании имеют подразделения по добыче (upstream) и подразделения по переработке (downstream), что позволяет их сравнить друг с другом.
2. Объем добычи газа был переведен из м3 в б.н.э.
3. Была взята именно общая численность работников компаний, поскольку численность работников в подразделениях по добыче нефти и газа была недоступна для большинства компаний.
4. Кроме того, в компаниях, в которых имелась численность работников в подразделениях добычи нефти и газа, соотношение количества данных сотрудников к общей численности работников среди этих компаний было несоотносимым для сравнения.
5. Соотношение за 2019 год доступно здесь.
Инфографика ТОП-50 налогоплательщиков
Изменил таблицу ТОП-50 налогоплательщиков Казахстана, подготовленную FinReview, на инфографику. Поскольку картинку легко визуализировать и анализировать.
При его подготовке сделал некоторые предположения:
1. Сегменты добычи, переработки и сбыта продукции объединены в одну нефтегазовую категорию.
2. Горнодобывающая и металлургическая промышленность в одну категорию ТПИ.
Основные итоги ТОП-50:
1. Снижение налоговых платежей на 1,9 трлн тенге в 2020 году исходит от нефтегазовых компаний (минус 2,0 трлн тенге) плюс увеличение платежей от табачных компаний на 0,1 трлн тенге.
2. Снижение на 2 трлн тенге нефти и газа - 50% приходится на ТШО, 30% - на ММГ, КПО, ЭМГ и ОМГ вместе, а остальные 20% на оставшиеся 23 нефтегазовые компании.
3. На нефтегазовые компании приходилось 80% общей суммы налоговых платежей в 2019 году. В 2020 году эта сумма снизилась до 70%.
4. В этот период цена Brent снизилась на 30%, а налоговые платежи казахстанских нефтегазовых компаний - на 40%.
Подводя итог, можно смело предположить мы по-прежнему сильно зависим от добычи, продаж и цен нефти и газа.
Изменил таблицу ТОП-50 налогоплательщиков Казахстана, подготовленную FinReview, на инфографику. Поскольку картинку легко визуализировать и анализировать.
При его подготовке сделал некоторые предположения:
1. Сегменты добычи, переработки и сбыта продукции объединены в одну нефтегазовую категорию.
2. Горнодобывающая и металлургическая промышленность в одну категорию ТПИ.
Основные итоги ТОП-50:
1. Снижение налоговых платежей на 1,9 трлн тенге в 2020 году исходит от нефтегазовых компаний (минус 2,0 трлн тенге) плюс увеличение платежей от табачных компаний на 0,1 трлн тенге.
2. Снижение на 2 трлн тенге нефти и газа - 50% приходится на ТШО, 30% - на ММГ, КПО, ЭМГ и ОМГ вместе, а остальные 20% на оставшиеся 23 нефтегазовые компании.
3. На нефтегазовые компании приходилось 80% общей суммы налоговых платежей в 2019 году. В 2020 году эта сумма снизилась до 70%.
4. В этот период цена Brent снизилась на 30%, а налоговые платежи казахстанских нефтегазовых компаний - на 40%.
Подводя итог, можно смело предположить мы по-прежнему сильно зависим от добычи, продаж и цен нефти и газа.
Forwarded from ENERGY MONITOR
Стали известны победители 8-ми нефтегазовых участков.
Согласно данным kompra.kz удалось выявить учредителей и конечных бенефициаров победителей. На удивление, как и в предыдущем онлайн-аукционе нет ни одного иностранного инвестора (включая инвесторов из Китая).
Самый дорогой лот (Каратобе) в жарких торгах (цены перебивались более 40 раз) достался Аскару Аубакирову (экс-нефтяник с опытом работы на руководящих позициях в Эмбамунайгаз, РД КМГ) - советник председателя Ассоциации KAZENERGY Тимура Кулибаева. Аубакиров также через Intelligent Consulting Solutions занимается развитием ряда нефтегазовых проектов.
Семье Сейтжановых достался участок вблизи Кумколя, что заметно по названию компании - Кумколь Ойл. В первом аукционе Сейтжановым удалось выиграть 2 участка: Карабау и Балкудук (по ним тоже заранее были подготовлены созвучные ТОО: Карабау Петролеум и Балкудук Мунай).
Некоторые бизнесмены, как Калиев Ихлас и Баянов Асланбек, заходя в нефтяной бизнес. Хочется верить, что не для перепродажи. Но покажет время.
Согласно данным kompra.kz удалось выявить учредителей и конечных бенефициаров победителей. На удивление, как и в предыдущем онлайн-аукционе нет ни одного иностранного инвестора (включая инвесторов из Китая).
Самый дорогой лот (Каратобе) в жарких торгах (цены перебивались более 40 раз) достался Аскару Аубакирову (экс-нефтяник с опытом работы на руководящих позициях в Эмбамунайгаз, РД КМГ) - советник председателя Ассоциации KAZENERGY Тимура Кулибаева. Аубакиров также через Intelligent Consulting Solutions занимается развитием ряда нефтегазовых проектов.
Семье Сейтжановых достался участок вблизи Кумколя, что заметно по названию компании - Кумколь Ойл. В первом аукционе Сейтжановым удалось выиграть 2 участка: Карабау и Балкудук (по ним тоже заранее были подготовлены созвучные ТОО: Карабау Петролеум и Балкудук Мунай).
Некоторые бизнесмены, как Калиев Ихлас и Баянов Асланбек, заходя в нефтяной бизнес. Хочется верить, что не для перепродажи. Но покажет время.
Динамика численности сотрудников нефтегазовых компаний
После публикации о добытых баррелях на одного сотрудника нефтегазовых компаний, решил поделиться данными об изменении количества сотрудников за последнее десятилетие.
Как известно, 2020 год был годом снижения по всем параметрам. В целом за последний год численность персонала крупных нефтегазовых компаний сократилась на 5%. КМГ на графике показан в качестве примера, где находится, и не включен в анализ.
Самое большое изменение произошло в Petrobras. Сокращение штата составило 15% с 58 до 49 тысяч. Государственная компания планирует продолжить масштабную программу продажи активов и в долгосрочной перспективе сократить до 30 тыс. сотрудников.
В более длительный период общее сокращение составило 13% за 10 лет и 8% за 5 лет.
Как пример, можно экстраполировать динамику и получить представление о том, как выглядит будущая карьера в нефтегазовой отрасли.
После публикации о добытых баррелях на одного сотрудника нефтегазовых компаний, решил поделиться данными об изменении количества сотрудников за последнее десятилетие.
Как известно, 2020 год был годом снижения по всем параметрам. В целом за последний год численность персонала крупных нефтегазовых компаний сократилась на 5%. КМГ на графике показан в качестве примера, где находится, и не включен в анализ.
Самое большое изменение произошло в Petrobras. Сокращение штата составило 15% с 58 до 49 тысяч. Государственная компания планирует продолжить масштабную программу продажи активов и в долгосрочной перспективе сократить до 30 тыс. сотрудников.
В более длительный период общее сокращение составило 13% за 10 лет и 8% за 5 лет.
Как пример, можно экстраполировать динамику и получить представление о том, как выглядит будущая карьера в нефтегазовой отрасли.
Крупные нефтяные компании ожидают $80 млрд денежного потока в этом году
Данные компании и оценки, составленные Bloomberg, показывают, что свободный денежный поток для пяти крупнейших компаний (BP, Chevron, ExxonMobil, Shell,Total) в этом году должен вырасти до $80 млрд по сравнению с примерно $4 млрд в 2020 году.
Инвесторы наверное сильно хотят заполучить его, но, скорее всего, будут разочарованы. Это связано с тем, что пандемия привела к образованию долговых обязательств крупнейших мировых нефтяных компаний, многие из которых брали взаймы для финансирования своих дивидендов, когда цены падали.
Shell будет на вершине списка с примерно $22 млрд, Exxon - с $19 млрд, и у BP около $11 млрд. Этого будет достаточно для каждой из пяти основных компаний, чтобы покрыть свои запланированные дивиденды на 2021 год.
Total - единственная крупная нефтяная компания Европы, которая сохранила дивиденды в прошлом году. Компания в этом году заявила, что любые дополнительные денежные средства, полученные от повышения цен на нефть, будут использованы для сокращения долга. Следующим приоритетом будет увеличение инвестиций в возобновляемые источники энергии примерно до 25% от общего бюджета. После этого - обратный выкуп акции.
По словам аналитика HSBC Гордона Грея, из пяти крупнейших компаний у Chevron лучший баланс и «хорошие перспективы» для обратного выкупа акций. Компания может получить $25 млрд свободных денежных средств сверх своих дивидендов до 2025 года, если нефть марки Brent останется на уровне $60 за баррель.
В 2020 году компании сократили свои инвестиции до самого низкого совокупного уровня за 15 лет. Комбинированные капвложения могут немного вырасти в этом году, но все равно останутся самыми низкими с 2006 года, несмотря на восстановление цен на нефть.
Таким образом, сочетание более высоких цен на нефть, минимальных затратов и продажи активов обеспечивает резкий рост денежного потока в краткосрочной перспективе, но может привести к неустойчивости в долгосрочной перспективе. Ранее в апреле Shell признала, что не инвестирует достаточно средств в новые проекты, чтобы компенсировать естественное снижение добычи на существующих нефтегазовых месторождениях.
Данные компании и оценки, составленные Bloomberg, показывают, что свободный денежный поток для пяти крупнейших компаний (BP, Chevron, ExxonMobil, Shell,Total) в этом году должен вырасти до $80 млрд по сравнению с примерно $4 млрд в 2020 году.
Инвесторы наверное сильно хотят заполучить его, но, скорее всего, будут разочарованы. Это связано с тем, что пандемия привела к образованию долговых обязательств крупнейших мировых нефтяных компаний, многие из которых брали взаймы для финансирования своих дивидендов, когда цены падали.
Shell будет на вершине списка с примерно $22 млрд, Exxon - с $19 млрд, и у BP около $11 млрд. Этого будет достаточно для каждой из пяти основных компаний, чтобы покрыть свои запланированные дивиденды на 2021 год.
Total - единственная крупная нефтяная компания Европы, которая сохранила дивиденды в прошлом году. Компания в этом году заявила, что любые дополнительные денежные средства, полученные от повышения цен на нефть, будут использованы для сокращения долга. Следующим приоритетом будет увеличение инвестиций в возобновляемые источники энергии примерно до 25% от общего бюджета. После этого - обратный выкуп акции.
По словам аналитика HSBC Гордона Грея, из пяти крупнейших компаний у Chevron лучший баланс и «хорошие перспективы» для обратного выкупа акций. Компания может получить $25 млрд свободных денежных средств сверх своих дивидендов до 2025 года, если нефть марки Brent останется на уровне $60 за баррель.
В 2020 году компании сократили свои инвестиции до самого низкого совокупного уровня за 15 лет. Комбинированные капвложения могут немного вырасти в этом году, но все равно останутся самыми низкими с 2006 года, несмотря на восстановление цен на нефть.
Таким образом, сочетание более высоких цен на нефть, минимальных затратов и продажи активов обеспечивает резкий рост денежного потока в краткосрочной перспективе, но может привести к неустойчивости в долгосрочной перспективе. Ранее в апреле Shell признала, что не инвестирует достаточно средств в новые проекты, чтобы компенсировать естественное снижение добычи на существующих нефтегазовых месторождениях.
ОПЕК+ выступил за сохранение принятых решений по добыче
На вчерашней заседании рекомендовали не менять решения по добыче нефти, принятые на предыдущем заседании 1 апреля.
Вчера цена на Brent выросла на сообщениях о сохранении планов ОПЕК+ до $66/б.
В целом ОПЕК+ в мае нарастит добычу на 350 тыс. баррелей в сутки, в июне - еще на 350 тыс. б/с, в июле - на 441 тыс. б/с.
Таким образом, квота на добычу нефти в Казахстане останется на уровне 1,463 млн баррелей в сутки (мбс) на май, 1,469 мбс на июнь и 1,475 мбс на июнь.
Кроме того, ОПЕК+ повысил прогноз роста спроса в 2021 году до 6 мбс с ожидавшихся в марте 5,6 мбс.
Следующая встреча ОПЕК+ запланирована на 1 июня.
На вчерашней заседании рекомендовали не менять решения по добыче нефти, принятые на предыдущем заседании 1 апреля.
Вчера цена на Brent выросла на сообщениях о сохранении планов ОПЕК+ до $66/б.
В целом ОПЕК+ в мае нарастит добычу на 350 тыс. баррелей в сутки, в июне - еще на 350 тыс. б/с, в июле - на 441 тыс. б/с.
Таким образом, квота на добычу нефти в Казахстане останется на уровне 1,463 млн баррелей в сутки (мбс) на май, 1,469 мбс на июнь и 1,475 мбс на июнь.
Кроме того, ОПЕК+ повысил прогноз роста спроса в 2021 году до 6 мбс с ожидавшихся в марте 5,6 мбс.
Следующая встреча ОПЕК+ запланирована на 1 июня.
Сланцевая нефть в США и ее будущее после пандемии
• Существуют два типа углеводородных ресурсов: традиционные и нетрадиционные.
• Сланцевая нефть - это нефть, добываемая или извлеченная с использованием методов отличных от традиционного. Правительства и нефтегазовые компании по всему миру инвестируют в нетрадиционные источники нефти из-за растущего дефицита запасов традиционной нефти. Сланцевая нефть и газ уже внесли свой вклад в развитие США, сделав их экономику менее зависимой от импорта энергоносителей извне.
• Интересно отметить, что сланцевую нефть и газ можно найти практически в любой точке мира. Наверняка все думают, что первое место по запасам сланцевой нефти занимает США, но это не так. Согласно данным Агентства энергетической информации EIA, Россия занимает первое место по запасам сланцевой нефти, а Китай - по запасам сланцевого газа.
• Мы можем датировать бум добычи сланцевой нефти в США 2008 годом. С этого времени вплоть до текущей даты доля добычи сланцевой нефти увеличилась 7 раз, с 10% до 70% по сравнению с традиционной нефтью. Примечателен тот факт, что мировая цена на ресурс никак на повлияла на этот растущий тренд.
• Основными факторами, лежащими в основе бума сланцевой нефти, являются технология ГРП (гидроразрыв пласта) в сочетании с горизонтальным бурением и квалифицированными специалистами.
• В США тысячи нефтяных компаний ежедневно добывают сланцевую нефть. Половина ее производится мелкими частными компаниям. Здесь нет монополии или олигополии (как у нас). К примеру, 6 крупнейших нефтяных компаний (ТНК) добывают только 13% от общего объема добычи США, 13 крупных независимых компаний - 20%, 34 средних независимых компании - 20%, а остальные более 40% тысячи мелкими компаниями. Для сравнение, в Казахстане почти 90% нефти добывается крупными компаниями.
• В США безубыточность по полному циклу добычи сланцевой нефти снизилась с $80 за баррель в 2010 году до $33 в 2020 году. Другими словами, безубыточность по полному циклу добычи за 11 лет снизилась на 60%. При нынешних низких ценах на нефть я предполагаю дальнейшее снижение в диапазоне до $30 за барр., а может и еще меньше.
• Количество буровых установок в США уже подскочило на 80% после достижения дна в августе 2020 года. Согласно ShaleProfile Analytics, если к концу 2021 года количество буровых установок увеличится еще раз вдвое, то к концу 2022 года сланцевая отрасль восстановит добычу, потерянными пандемией.
• На мой взгляд, вышеупомянутые причины являются ключевыми предпосылками того факта, что добыча сланцевой нефти в США восстановится в ближайшем будущем. © 2021 [Energy Analytics]
• Существуют два типа углеводородных ресурсов: традиционные и нетрадиционные.
• Сланцевая нефть - это нефть, добываемая или извлеченная с использованием методов отличных от традиционного. Правительства и нефтегазовые компании по всему миру инвестируют в нетрадиционные источники нефти из-за растущего дефицита запасов традиционной нефти. Сланцевая нефть и газ уже внесли свой вклад в развитие США, сделав их экономику менее зависимой от импорта энергоносителей извне.
• Интересно отметить, что сланцевую нефть и газ можно найти практически в любой точке мира. Наверняка все думают, что первое место по запасам сланцевой нефти занимает США, но это не так. Согласно данным Агентства энергетической информации EIA, Россия занимает первое место по запасам сланцевой нефти, а Китай - по запасам сланцевого газа.
• Мы можем датировать бум добычи сланцевой нефти в США 2008 годом. С этого времени вплоть до текущей даты доля добычи сланцевой нефти увеличилась 7 раз, с 10% до 70% по сравнению с традиционной нефтью. Примечателен тот факт, что мировая цена на ресурс никак на повлияла на этот растущий тренд.
• Основными факторами, лежащими в основе бума сланцевой нефти, являются технология ГРП (гидроразрыв пласта) в сочетании с горизонтальным бурением и квалифицированными специалистами.
• В США тысячи нефтяных компаний ежедневно добывают сланцевую нефть. Половина ее производится мелкими частными компаниям. Здесь нет монополии или олигополии (как у нас). К примеру, 6 крупнейших нефтяных компаний (ТНК) добывают только 13% от общего объема добычи США, 13 крупных независимых компаний - 20%, 34 средних независимых компании - 20%, а остальные более 40% тысячи мелкими компаниями. Для сравнение, в Казахстане почти 90% нефти добывается крупными компаниями.
• В США безубыточность по полному циклу добычи сланцевой нефти снизилась с $80 за баррель в 2010 году до $33 в 2020 году. Другими словами, безубыточность по полному циклу добычи за 11 лет снизилась на 60%. При нынешних низких ценах на нефть я предполагаю дальнейшее снижение в диапазоне до $30 за барр., а может и еще меньше.
• Количество буровых установок в США уже подскочило на 80% после достижения дна в августе 2020 года. Согласно ShaleProfile Analytics, если к концу 2021 года количество буровых установок увеличится еще раз вдвое, то к концу 2022 года сланцевая отрасль восстановит добычу, потерянными пандемией.
• На мой взгляд, вышеупомянутые причины являются ключевыми предпосылками того факта, что добыча сланцевой нефти в США восстановится в ближайшем будущем. © 2021 [Energy Analytics]
Глобальный прогноз электромобилей - МЭА
Вчера МЭА опубликовало прогноз по электромобилям (ЭМ) до 2030 года. Годовой отчет состоит из 100 страниц. В отчете исследуются ЭМ и инфраструктуры зарядки, использование энергии, выбросы CO2 и спрос на аккумуляторы, а также включает рекомендации по внедрению ЭМ.
Кратко резюмирую то, что привлекло мое внимание:
- Парк ЭМ в 2020 году достиг 10 млн, что составляет 1% от мирового автопарка, и с учетом текущей тенденции к 2030 году он вырастет до 7%
- из 10 млн ЭМ в 2020 году было зарегистрировано 3 млн, из которых 1,4 млн - в Европе, 1,2 млн - в Китае, 0,3 млн - в США. Это примерно 5% мировых продаж автомобилей, а к 2030 году ожидается 15%
- средняя цена электромобиля $ 40-50 тыс.
- в 2020 году на ЭМ было потрачено $120 млрд, а правительство стимулировало $14 млрд
- На Китай приходится 70% производства аккумуляторов
- основным препятствием для внедрения электромобилей по-прежнему остается отсутствие инфраструктуры для зарядки
- и самое главное, в 2020 году из-за ЭМ в мире потребление нефти снизилось на 0,5 млн баррелей в сутки и к 2030 году ожидается снижение всего лишь до 2 млн баррелей в сутки или 2% мировой добычи, а при агрессивном сценарии (SDS) максимум до 3,5 млн баррелей в сутки!
Отчет сохранен в комментарии. Приятного чтения.
Вчера МЭА опубликовало прогноз по электромобилям (ЭМ) до 2030 года. Годовой отчет состоит из 100 страниц. В отчете исследуются ЭМ и инфраструктуры зарядки, использование энергии, выбросы CO2 и спрос на аккумуляторы, а также включает рекомендации по внедрению ЭМ.
Кратко резюмирую то, что привлекло мое внимание:
- Парк ЭМ в 2020 году достиг 10 млн, что составляет 1% от мирового автопарка, и с учетом текущей тенденции к 2030 году он вырастет до 7%
- из 10 млн ЭМ в 2020 году было зарегистрировано 3 млн, из которых 1,4 млн - в Европе, 1,2 млн - в Китае, 0,3 млн - в США. Это примерно 5% мировых продаж автомобилей, а к 2030 году ожидается 15%
- средняя цена электромобиля $ 40-50 тыс.
- в 2020 году на ЭМ было потрачено $120 млрд, а правительство стимулировало $14 млрд
- На Китай приходится 70% производства аккумуляторов
- основным препятствием для внедрения электромобилей по-прежнему остается отсутствие инфраструктуры для зарядки
- и самое главное, в 2020 году из-за ЭМ в мире потребление нефти снизилось на 0,5 млн баррелей в сутки и к 2030 году ожидается снижение всего лишь до 2 млн баррелей в сутки или 2% мировой добычи, а при агрессивном сценарии (SDS) максимум до 3,5 млн баррелей в сутки!
Отчет сохранен в комментарии. Приятного чтения.
Completed_Russia_Upstream_Briefing.pdf
4.1 MB
Исследование: «Низкоуглеродный апстрим: вызовы и возможности для нефтегазовой отрасли России» - Wood Mackenzie
В этом интересном отчете:
- долгосрочный прогноз цены Brent
- FID, IRR, срок окупаемости новых проектов и влияние выбросов на них
- Инвестиции и мощности (ГВт) крупных нефтяных компаний в ВИЭ
- Роль национальных нефтяных компаний в нулевых выбросах
- и многое другое
В этом интересном отчете:
- долгосрочный прогноз цены Brent
- FID, IRR, срок окупаемости новых проектов и влияние выбросов на них
- Инвестиции и мощности (ГВт) крупных нефтяных компаний в ВИЭ
- Роль национальных нефтяных компаний в нулевых выбросах
- и многое другое
Добыча нефти на основных месторождениях КМГ
Среди всех месторождений, Казахтуркмунай показал исключительный результат. За 10 лет увеличило добычу нефти почти в 4 раза!
С другой стороны - наихудшие показатели добычи на месторождениях ПетроКазахстан снизились в 3 раза, Казгермунай и Казахойл Актобе - в 2 раза.
На остальных месторождениях Мангистаумунайгаз, Озенмунайгаз, Эмбамунайгаз и Каражанбасмунай добыча медленно (в среднем на ~1% в год), но постоянно росла на протяжении всего этого периода. 2020 год можно считать исключением.
Показатели трех крупных (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак) месторождений в инфографике не учитывались.
Добыча нефти в млн тоннах. © 2021 [Energy Analytics]
Среди всех месторождений, Казахтуркмунай показал исключительный результат. За 10 лет увеличило добычу нефти почти в 4 раза!
С другой стороны - наихудшие показатели добычи на месторождениях ПетроКазахстан снизились в 3 раза, Казгермунай и Казахойл Актобе - в 2 раза.
На остальных месторождениях Мангистаумунайгаз, Озенмунайгаз, Эмбамунайгаз и Каражанбасмунай добыча медленно (в среднем на ~1% в год), но постоянно росла на протяжении всего этого периода. 2020 год можно считать исключением.
Показатели трех крупных (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак) месторождений в инфографике не учитывались.
Добыча нефти в млн тоннах. © 2021 [Energy Analytics]
Forwarded from KazService
Перспективы развития месторождения Кашаган
В рамках Фазы 1 рассматриваются два проекта в целях наращивания добычи нефти 450 тыс. барр. в cутки в среднесрочной перспективе (в 2020 году - 328 тыс. б/с).
🟩 Пакет 1 (Bundle 1)
Проект обеспечит возможность увеличения объема добычи нефти на 15–20 тыс. барр. в сутки (1,9–2,5 тыс. тонн в сутки) за счет модернизации существующих компрессоров закачки и увеличения их производительности. Пакет 1 был разделен на две фазы: модернизация компрессоров закачки сырого газа (ЗСГ) (реализация в 2022 году) и трубопровод сверхвысокого давления с конвертацией скважин (2026 год) В июле 2020 года было принято окончатель ное инвестиционное решение по модернизации компрессоров ЗСГ, стоимость проекта составляет порядка 207 млн долл. США, завершение планируется в 2022 году.
🟩 Проект поставки сырого газа третьей стороне
Проект обеспечит возможность увеличения объема добычи на 17–20 тыс. барр. в сутки (2,1–2,5 тыс. тонн в сутки) за счет поставки дополнительного объема попутного сырого газа на новый газоперерабатывающий завод (ГПЗ) мощностью в 1 млрд м3 в год. В декабре 2020 года было принято окончательное инвестиционное решение, проект перешел на этап выполнения. Инвестор – компания GPC. Завершение проекта планируется в 2023 году.
⁉️ В рамках фазы 2 рассматриваются два отдельных проекта «А» и «Б», направленные на увеличение добычи нефти до 700 тыс. барр. в cутки в течение следующих 10 лет.
🟨 Фаза 2А
Проект направлен на увеличение добычи нефти до 500 тыс. барр. в cутки (63 тыс. тонн в сутки). Выбрана концепция поставки дополнительно 2 млрд м3 сырого газа в год на ГПЗ КТГ. В настоящее время в рамках предбазового проектирования ведутся работы по дальнейшему техническому изучению и оптимизации концепции. Окончательное инвестиционное решение планируется принять в 2023 году с вводом в эксплуатацию проекта в 2026 году.
🟨 Фаза 2Б
Проект направлен на увеличение уровня добычи нефти до 700 тыс. барр. в cутки (88 тыс. тонн в сутки). В 3 квартале 2020 года выбрана концепция строительства мультифазного трубопровода, нового завода на суше, с поставкой 6 млрд м3 сырого газа в год ТШО или КТГ. В настоящее время в рамках предбазового проектирования ведутся работы по дальнейшему техническому изучению и оптимизации концепции. Окончательное инвестиционное решение планируется принять в 2024 году с вводом в эксплуатацию проекта в 2030 году
В рамках Фазы 1 рассматриваются два проекта в целях наращивания добычи нефти 450 тыс. барр. в cутки в среднесрочной перспективе (в 2020 году - 328 тыс. б/с).
🟩 Пакет 1 (Bundle 1)
Проект обеспечит возможность увеличения объема добычи нефти на 15–20 тыс. барр. в сутки (1,9–2,5 тыс. тонн в сутки) за счет модернизации существующих компрессоров закачки и увеличения их производительности. Пакет 1 был разделен на две фазы: модернизация компрессоров закачки сырого газа (ЗСГ) (реализация в 2022 году) и трубопровод сверхвысокого давления с конвертацией скважин (2026 год) В июле 2020 года было принято окончатель ное инвестиционное решение по модернизации компрессоров ЗСГ, стоимость проекта составляет порядка 207 млн долл. США, завершение планируется в 2022 году.
🟩 Проект поставки сырого газа третьей стороне
Проект обеспечит возможность увеличения объема добычи на 17–20 тыс. барр. в сутки (2,1–2,5 тыс. тонн в сутки) за счет поставки дополнительного объема попутного сырого газа на новый газоперерабатывающий завод (ГПЗ) мощностью в 1 млрд м3 в год. В декабре 2020 года было принято окончательное инвестиционное решение, проект перешел на этап выполнения. Инвестор – компания GPC. Завершение проекта планируется в 2023 году.
⁉️ В рамках фазы 2 рассматриваются два отдельных проекта «А» и «Б», направленные на увеличение добычи нефти до 700 тыс. барр. в cутки в течение следующих 10 лет.
🟨 Фаза 2А
Проект направлен на увеличение добычи нефти до 500 тыс. барр. в cутки (63 тыс. тонн в сутки). Выбрана концепция поставки дополнительно 2 млрд м3 сырого газа в год на ГПЗ КТГ. В настоящее время в рамках предбазового проектирования ведутся работы по дальнейшему техническому изучению и оптимизации концепции. Окончательное инвестиционное решение планируется принять в 2023 году с вводом в эксплуатацию проекта в 2026 году.
🟨 Фаза 2Б
Проект направлен на увеличение уровня добычи нефти до 700 тыс. барр. в cутки (88 тыс. тонн в сутки). В 3 квартале 2020 года выбрана концепция строительства мультифазного трубопровода, нового завода на суше, с поставкой 6 млрд м3 сырого газа в год ТШО или КТГ. В настоящее время в рамках предбазового проектирования ведутся работы по дальнейшему техническому изучению и оптимизации концепции. Окончательное инвестиционное решение планируется принять в 2024 году с вводом в эксплуатацию проекта в 2030 году
Чистая прибыль крупнейших нефтяных компаний за 1кв 2021г.
Все компании завершили предыдущий квартал положительно.
Основная причина увеличения - рост цен на нефть. Цена Brent выросла с $50/барр. в 1 кв 2020г. до $62/барр. в 1кв 2021г.
Как упоминалось ранее, пять крупнейших компаний совокупно ожидают в этом году свободного денежного потока в размере $80 млрд, если цена Brent останется на уровне $60/барр. до конца года. © 2021 [Energy Analytics]
Все компании завершили предыдущий квартал положительно.
Основная причина увеличения - рост цен на нефть. Цена Brent выросла с $50/барр. в 1 кв 2020г. до $62/барр. в 1кв 2021г.
Как упоминалось ранее, пять крупнейших компаний совокупно ожидают в этом году свободного денежного потока в размере $80 млрд, если цена Brent останется на уровне $60/барр. до конца года. © 2021 [Energy Analytics]