Forwarded from Bolashaq Alumni News
16 мамыр күні «Bolashaq Petroleum Club» клубы аясында Energy Analytics және Energy Navigator телеграм-каналы авторларының қолдауымен Astana IT University университеті базасында «Қазақстанның мұнай-газ саласын реформалау» тақырыбында ашық оффлайн-дискуссия өтті.
Іс-шараға саланың жетекші сарапшылары қатысты.
Талқылау барысында қатысушылар тарапынан сұрақтар қойылып, Қазақстанның мұнай-газ саласының өзекті мәселелері жөнінде жеке пікірлер айтылды.
——————————
16 мая в рамках клуба «Bolashaq Petroleum Club» при поддержке авторов телеграм-каналов Energy Analytics и Energy Navigator прошла открытая оффлайн-дискуссия в стенах университета Astana IT University на тему: «Реформирование нефтегазовой отрасли Казахстана».
В мероприятии приняли участие ведущие эксперты отрасли.
В ходе дискуссии участниками были заданы вопросы и озвучены личные мнения по актуальным вопросам нефтегазовой отрасли Казахстана.
Іс-шараға саланың жетекші сарапшылары қатысты.
Талқылау барысында қатысушылар тарапынан сұрақтар қойылып, Қазақстанның мұнай-газ саласының өзекті мәселелері жөнінде жеке пікірлер айтылды.
——————————
16 мая в рамках клуба «Bolashaq Petroleum Club» при поддержке авторов телеграм-каналов Energy Analytics и Energy Navigator прошла открытая оффлайн-дискуссия в стенах университета Astana IT University на тему: «Реформирование нефтегазовой отрасли Казахстана».
В мероприятии приняли участие ведущие эксперты отрасли.
В ходе дискуссии участниками были заданы вопросы и озвучены личные мнения по актуальным вопросам нефтегазовой отрасли Казахстана.
В годовом отчете КазТрансОйл есть подтверждение того, что 98% казахстанской нефти было экспортировано через территорию России в 2021 году. Хороший ответ «экспертам», которые считают, что более 80% нефти экспортируется через Россию.
Для простой оценки, между «более 80%» и 98% разница составляет 12 млн тонн нефти или около 10 млрд долларов экспорта при цене на нефть 100 долларов за баррель.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Для простой оценки, между «более 80%» и 98% разница составляет 12 млн тонн нефти или около 10 млрд долларов экспорта при цене на нефть 100 долларов за баррель.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Есть еще одна интересная информация. По трубопроводу Атырау-Самара (АС) в этом году планируется снизить экспорт нефти на 16% с 12 млн тонн до 10. Одна из причин снижения объясняется перераспределением нефти по другим маршрутам.
На мой взгляд, причин две. По АС экспортируется нефть марки Urals, которая продается с большой скидкой в ~$34/барр. по сравнению с Brent.
Это большая потеря в доходах, особенно если основная нефть, экспортируемая по АС, принадлежит зрелым месторождениям КМГ, разрабатываемым при средней себестоимости нефти в $50/барр. При дисконтной цене Urals в $70/барр. прибыль существенно сокращается.
В отличие от АС, через КТК в основном с трех месторождений-гигантов экспортируется нефть с себестоимостью нефти в среднем $10-$20/барр. И нефть CPC Blend продается близко к цене Brent.
И конечно же, самый большой риск для АС — санкции ЕС, начиная с этого года. Есть необходимость как можно быстрее перераспределить экспорт нефти с АС на другие маршруты.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
На мой взгляд, причин две. По АС экспортируется нефть марки Urals, которая продается с большой скидкой в ~$34/барр. по сравнению с Brent.
Это большая потеря в доходах, особенно если основная нефть, экспортируемая по АС, принадлежит зрелым месторождениям КМГ, разрабатываемым при средней себестоимости нефти в $50/барр. При дисконтной цене Urals в $70/барр. прибыль существенно сокращается.
В отличие от АС, через КТК в основном с трех месторождений-гигантов экспортируется нефть с себестоимостью нефти в среднем $10-$20/барр. И нефть CPC Blend продается близко к цене Brent.
И конечно же, самый большой риск для АС — санкции ЕС, начиная с этого года. Есть необходимость как можно быстрее перераспределить экспорт нефти с АС на другие маршруты.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
ENERGY ANALYTICS
Поддержать канал
Донаты приветсвуются! 2 года создавал бесплатный качественный аналитический контент для Вас. Думаю пришло время помочь каналу расти.
p.s. по просьбам некоторых подписчиков, добавляю свой Каспи номер +7 707 959 6887.
p.s. по просьбам некоторых подписчиков, добавляю свой Каспи номер +7 707 959 6887.
Было приятно принять участие в 3-м региональном форуме Китайского Народного Университета "Казахстан как энергетический хаб для Китая и Европы". Выступал, как основной спикер и эксперт по энергетике Казахстана. Спасибо за приглашение Renmin University of China!
Маск назвал ESG факторы (экологические, социальные, корпоративные) "аферой"
S&P Dow Jones Indices исключила Tesla Inc. из индекса S&P 500 ESG по итогам ежегодной ребалансировки, посчитав, что производитель электромобилей отстает от других компаний по ряду ESG-критериев, в частности, отсутствие у компании стратегии снижения выбросов и наличие проблем в плане соблюдения деловой этики.
Такое решение возмутило главу Tesla Илона Маска, который назвал ESG "грандиозной аферой".
"Exxon возглавляет десятку лучших в мире компаний по ESG-критериям, а Tesla не входит в рейтинг!" - написал Маск.
"Tesla делает для окружающей среды больше, чем делала когда-либо любая другая компания", - заявил он.
Среди других компаний, выбывших из рейтинга в этом году - Berkshire Hathaway, Johnson & Johnson и Meta Platforms Inc.
S&P Dow Jones Indices исключила Tesla Inc. из индекса S&P 500 ESG по итогам ежегодной ребалансировки, посчитав, что производитель электромобилей отстает от других компаний по ряду ESG-критериев, в частности, отсутствие у компании стратегии снижения выбросов и наличие проблем в плане соблюдения деловой этики.
Такое решение возмутило главу Tesla Илона Маска, который назвал ESG "грандиозной аферой".
"Exxon возглавляет десятку лучших в мире компаний по ESG-критериям, а Tesla не входит в рейтинг!" - написал Маск.
"Tesla делает для окружающей среды больше, чем делала когда-либо любая другая компания", - заявил он.
Среди других компаний, выбывших из рейтинга в этом году - Berkshire Hathaway, Johnson & Johnson и Meta Platforms Inc.
Forwarded from Разумный Инвестор 2.0💡
Что такое ESG-инвестирование?
Один из принципов ответственного инвестирования — проверка компании на соответствие принципам ESG (англ. environmental, social, governance, отсюда и аббревиатура — ESG).
Примеры ESG-факторов (по версии EY)
Экологические:
• Изменение климата
• Выбросы парниковых газов
• Истощение природных ресурсов (в т. ч. нехватка питьевой воды)
• Отходы и загрязнение
• Обезлесение
Социальные:
• Условия труда (включая рабовладение, детский труд)
• Местные сообщества
• Охрана здоровья и безопасность
• Гендерное равенство
Управленческие:
• Вознаграждение топ-менеджмента
• Взяточничество и коррупция
• Политическое лобби и пожертвования
• Структура и гендерный состав совета директоров
• Налоговая стратегия
Один из принципов ответственного инвестирования — проверка компании на соответствие принципам ESG (англ. environmental, social, governance, отсюда и аббревиатура — ESG).
Примеры ESG-факторов (по версии EY)
Экологические:
• Изменение климата
• Выбросы парниковых газов
• Истощение природных ресурсов (в т. ч. нехватка питьевой воды)
• Отходы и загрязнение
• Обезлесение
Социальные:
• Условия труда (включая рабовладение, детский труд)
• Местные сообщества
• Охрана здоровья и безопасность
• Гендерное равенство
Управленческие:
• Вознаграждение топ-менеджмента
• Взяточничество и коррупция
• Политическое лобби и пожертвования
• Структура и гендерный состав совета директоров
• Налоговая стратегия
Forwarded from Разумный Инвестор 2.0💡
Учитываете ли Вы ESG факторы при инвестировании?
Anonymous Poll
21%
Да
39%
Нет (считаю что это чепуха)
41%
Нет (так как не знал об ESG факторах)
Разница цен на нефть марки Brent и Urals с начала года.
Около 20% или 13 млн тонн экспорта казахстанской нефти реализуется как нефть сорта Urals через трубопровод Атырау-Самара и порт Актау.
Потеря экспортной выручки примерно составить около 3,5 млрд долларов в т.к., если та же разница в цене в $35 за баррель сохранится до конца года.
В случае увеличения разницы потери будут больше.
Остальные 80% казахстанской нефти экспортируются по трубопроводу КТК. Стоимость нефти сорта CPC Blend, транспортируемой по КТК, близка к цене Brent.
Около 20% или 13 млн тонн экспорта казахстанской нефти реализуется как нефть сорта Urals через трубопровод Атырау-Самара и порт Актау.
Потеря экспортной выручки примерно составить около 3,5 млрд долларов в т.к., если та же разница в цене в $35 за баррель сохранится до конца года.
В случае увеличения разницы потери будут больше.
Остальные 80% казахстанской нефти экспортируются по трубопроводу КТК. Стоимость нефти сорта CPC Blend, транспортируемой по КТК, близка к цене Brent.
Сравнение соотношения количества добытых бареллей на сотрудника в нефтегазовых компаниях.
Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2021 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных в инфографике.
Среднее арифметическое и медиана соотношений для всех компаний составляет 56 и 49 б.н.э. в день на одного работника.
Использованные критерии для данного анализа:
1. Все указанные крупные компании имеют подразделения по добыче (upstream) и подразделения по переработке (downstream), что позволяет их сравнить друг с другом.
2. Объем добычи газа был переведен из м3 в б.н.э.
3. Была взята именно общая численность работников компаний, поскольку численность работников в подразделениях по добыче нефти и газа была недоступна для большинства компаний.
4. Соотношение за 2020 год здесь.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2021 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных в инфографике.
Среднее арифметическое и медиана соотношений для всех компаний составляет 56 и 49 б.н.э. в день на одного работника.
Использованные критерии для данного анализа:
1. Все указанные крупные компании имеют подразделения по добыче (upstream) и подразделения по переработке (downstream), что позволяет их сравнить друг с другом.
2. Объем добычи газа был переведен из м3 в б.н.э.
3. Была взята именно общая численность работников компаний, поскольку численность работников в подразделениях по добыче нефти и газа была недоступна для большинства компаний.
4. Соотношение за 2020 год здесь.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
ENERGY ANALYTICS
Сравнение соотношения количества добытых бареллей на сотрудника в нефтегазовых компаниях. Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2021 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных…
В КМГ работает около 60 тыс. чел. Компания добывает 0,6 млн барр. н.э. в день (б/д), в то время как у норвежской Equinor (67% гос.доля) работает 20 тыс. человек и она добывает 2 млн б/д. Разница в соотношении - 10 раз. Как думаете, КМГ перегружен людми?
Anonymous Poll
60%
Да, надо дальше оптимизироать нацкомпанию, слишком много сотрудников. Как с Самрук Казыной
23%
Нет, это норма, КМГ больше социальна-ориентированная компания, выполняет социалку
11%
У каждой компании и страны есть свой путь развития, мы не Норвегия
7%
Не знаю
Недавно дал интервью азербайджанскому🇦🇿 независимому аналитическому центру в области национальной и международной политики, экономики, права, социальных наук и безопасности - STEM. Тема очень актуальная - "Риски и перспективы для нефтяной отрасли Казахстана в условиях антироссийских санкций". Рад, что темой интересуются и наши ближайшие соседи. Публикую статью здесь:
Абзал Нарымбетов - Нефтегазовый аналитик, автор телеграмм-канала Energy Analytics:
Порядка 97% нефти Казахстан продает через Россию. По статистике за прошлый год, 80% нефти Казахстан экспортировал через Каспийский трубопроводный консорциум, а 17% – через трубопровод Атырау-Самара. Именно нефть, которая идет через Атырау-Самара, продается с дисконтом, который доходит до 35 долларов по отношению к Brent. Происходит это потому, что на этом направлении она смешивается с российской нефтью и на выходе продается уже как российская нефть сорта Urals. При этом в КТК наша нефть смешивается гораздо меньше, потому что 90% нефти по этому трубопроводу подается из Казахстана. Называется этот сорт CPC Blend, и этот сорт пока не попадает под санкции. Таким образом, под риском находится 17% нашего экспорта: эта нефть уже продается с дисконтом, у нее меньше коэффициент реализации и скорее всего до конца года она попадет под санкции. Поэтому нефть из этого трубопровода Казахстану нужно скорее перераспределить на другие направления.
Но у нас есть еще 2 маршрута: трубопровод Казахстан - Китай и направление через Азербайджан по Баку-Тбилиси-Джейхан.
Мощность трубопровода Казахстан - Китай на выходе составляет 20 миллионов тонн, но 10 миллионов тонн из них на 10 лет вперед зафрахтовала Россия. Таким образом, мы по этому трубопроводу ежегодно можем прокачивать 10 миллионов тонн.
Однако в прошлом году Казахстан использовал из них только 1 миллион тонн. То есть, здесь можно увеличить поставки. За тот месяц пока КТК частично не работал, часть нефти мы отправили по Атырау-Самара, а часть по Казахстан -Китай. Однако, у этого трубопровода есть свои «узкие горлышки». Он идет по направлению Атырау - Кенкияк - Кумколь - Атасу - Алашанькоу, и на начальной точке мощность этого трубопровода составляет максимум 6 миллионов тонн, постепенно уваливаясь до 20 миллионов тонн на участке Атасу - Алашанькоу. Поэтому для того направить в Китай больше нефти, этот трубопровод необходимо расширить.
Что касается направления через Азербайджан, то это самый дорогой маршрут. Здесь нефть сначала нужно доставить по железной дороге из Атырау в Актау. Потом танкерами она транспортируется из порта Актау до Баку. Причем на этом направлении используются небольшие танкеры – дедвейтом примерно 10 тысяч тонн, в то время когда на КТК в Новороссийске используются танкеры дедвейтом 100 тысяч тонн. То есть чтобы транспортировать аналогичные объемы нефти каждый танкер должен сделать 10 заходов. В трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан есть свободные мощности для казахской нефти. Но на этом маршруте есть «узкое горлышко» в порту Актау: на данный момент он может отгрузить максимум 5 миллионов тонн в год. Для того чтобы транспортировать больше, инфраструктуру нужно расширить. В Баку тоже могут принять немного, так как Сангачальский терминал тоже нуждается в расширении. В прошлом году в порту Актау отгрузили примерно 2 миллиона тонн нефти. На данный момент этот объем можно увеличить примерно в 2 раза.
Таким образом, такой большой объем как идет по КТК, мы никуда направить не можем. По Атасу-Алашанькоу в Китай максимум можно прокачать 10 миллионов тон, а через порт Актау может пройти не больше 5 миллионов тонн. Т.е. получается 15 миллионов тонн, по КТК мы продаем 53-55 млн тонн. Официальных сообщений о планах по реализации каких-то новых проектов, которые могли бы его заменить, пока не было. Но пока предполагается, что КТК под санкции не попадает. При этом под санкции может попасть трубопровод Атырау-Самара, и если это случится, то в первую очередь нужно будет перераспределить 17% нашего экспорта, который идет по этому маршруту. Скорее всего эти объемы будут перенаправлены в Китай и через Актау.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Абзал Нарымбетов - Нефтегазовый аналитик, автор телеграмм-канала Energy Analytics:
Порядка 97% нефти Казахстан продает через Россию. По статистике за прошлый год, 80% нефти Казахстан экспортировал через Каспийский трубопроводный консорциум, а 17% – через трубопровод Атырау-Самара. Именно нефть, которая идет через Атырау-Самара, продается с дисконтом, который доходит до 35 долларов по отношению к Brent. Происходит это потому, что на этом направлении она смешивается с российской нефтью и на выходе продается уже как российская нефть сорта Urals. При этом в КТК наша нефть смешивается гораздо меньше, потому что 90% нефти по этому трубопроводу подается из Казахстана. Называется этот сорт CPC Blend, и этот сорт пока не попадает под санкции. Таким образом, под риском находится 17% нашего экспорта: эта нефть уже продается с дисконтом, у нее меньше коэффициент реализации и скорее всего до конца года она попадет под санкции. Поэтому нефть из этого трубопровода Казахстану нужно скорее перераспределить на другие направления.
Но у нас есть еще 2 маршрута: трубопровод Казахстан - Китай и направление через Азербайджан по Баку-Тбилиси-Джейхан.
Мощность трубопровода Казахстан - Китай на выходе составляет 20 миллионов тонн, но 10 миллионов тонн из них на 10 лет вперед зафрахтовала Россия. Таким образом, мы по этому трубопроводу ежегодно можем прокачивать 10 миллионов тонн.
Однако в прошлом году Казахстан использовал из них только 1 миллион тонн. То есть, здесь можно увеличить поставки. За тот месяц пока КТК частично не работал, часть нефти мы отправили по Атырау-Самара, а часть по Казахстан -Китай. Однако, у этого трубопровода есть свои «узкие горлышки». Он идет по направлению Атырау - Кенкияк - Кумколь - Атасу - Алашанькоу, и на начальной точке мощность этого трубопровода составляет максимум 6 миллионов тонн, постепенно уваливаясь до 20 миллионов тонн на участке Атасу - Алашанькоу. Поэтому для того направить в Китай больше нефти, этот трубопровод необходимо расширить.
Что касается направления через Азербайджан, то это самый дорогой маршрут. Здесь нефть сначала нужно доставить по железной дороге из Атырау в Актау. Потом танкерами она транспортируется из порта Актау до Баку. Причем на этом направлении используются небольшие танкеры – дедвейтом примерно 10 тысяч тонн, в то время когда на КТК в Новороссийске используются танкеры дедвейтом 100 тысяч тонн. То есть чтобы транспортировать аналогичные объемы нефти каждый танкер должен сделать 10 заходов. В трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан есть свободные мощности для казахской нефти. Но на этом маршруте есть «узкое горлышко» в порту Актау: на данный момент он может отгрузить максимум 5 миллионов тонн в год. Для того чтобы транспортировать больше, инфраструктуру нужно расширить. В Баку тоже могут принять немного, так как Сангачальский терминал тоже нуждается в расширении. В прошлом году в порту Актау отгрузили примерно 2 миллиона тонн нефти. На данный момент этот объем можно увеличить примерно в 2 раза.
Таким образом, такой большой объем как идет по КТК, мы никуда направить не можем. По Атасу-Алашанькоу в Китай максимум можно прокачать 10 миллионов тон, а через порт Актау может пройти не больше 5 миллионов тонн. Т.е. получается 15 миллионов тонн, по КТК мы продаем 53-55 млн тонн. Официальных сообщений о планах по реализации каких-то новых проектов, которые могли бы его заменить, пока не было. Но пока предполагается, что КТК под санкции не попадает. При этом под санкции может попасть трубопровод Атырау-Самара, и если это случится, то в первую очередь нужно будет перераспределить 17% нашего экспорта, который идет по этому маршруту. Скорее всего эти объемы будут перенаправлены в Китай и через Актау.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
stem-lab.az
Риски и перспективы для нефтяной отрасли Казахстана в условиях антироссийских санкций
Строительство газопровода «Сарыарка» обошлось в 3 раза дороже, чем «Средняя Азия — Китай».
По деталям, как показано ниже.
Параметры «Сарыарка»:
Длина: 1061 км
Мощность: 2,2 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$700 млн.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,30.
Параметры «Средняя Азия — Китай»:
Длина: 1833 км
Мощность: 55 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$11 млрд.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,11 (в 3 раз меньше, чем $0,30)
Пожалуй, главная загвоздка – после строительства и вложения столько денег, «Сарыарка» уже не является приоритетом для газификации Северного и Восточного Казахстана, как планировалось изначально.
Вместо этого приоритетным сейчас является поставка российского газа с севера из-за его дешевизны, а газа в Сарыарке не хватает.
Одним словом - парадокс и никто за это не отвечает.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
По деталям, как показано ниже.
Параметры «Сарыарка»:
Длина: 1061 км
Мощность: 2,2 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$700 млн.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,30.
Параметры «Средняя Азия — Китай»:
Длина: 1833 км
Мощность: 55 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$11 млрд.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,11 (в 3 раз меньше, чем $0,30)
Пожалуй, главная загвоздка – после строительства и вложения столько денег, «Сарыарка» уже не является приоритетом для газификации Северного и Восточного Казахстана, как планировалось изначально.
Вместо этого приоритетным сейчас является поставка российского газа с севера из-за его дешевизны, а газа в Сарыарке не хватает.
Одним словом - парадокс и никто за это не отвечает.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY MONITOR
⚡️ Росприроднадзор завершил внеплановую проверку в отношении АО «Каспийский трубопроводный консорциум–Р»: выявлено 101 нарушение требований законодательства РФ об охране окружающей среды
Пожалуй, 5,3 млрд рублей, которые арбитражный суд Краснодарского края пытается взыскать с компании по итогам аварии в августе 2021 года, будут далеко не последними.
Тем временем в компании КТК сообщили, что к настоящему времени акт проверки и предписание с указанием выявленных нарушений не поступили. «В связи с тем, что сообщения на сайте являются не официальными документами, а выборкой, редактируемой пресс-службой ведомства, КТК не может приступить к их изучению. Только после получения официальных документов КТК проведет необходимую оценку предъявляемых замечаний и приступит к их устранению», - подчеркнули в компании.
Наезд на КТК напомнил историю 15-летней давности: на проект Сахалин-2 с инспекцией отправился Росприроднадзор, в задачу входило найти нарушения российского природоохранного законодательства и статей договора со стороны оператора проекта Sakhalin Energy (акционерами выступали Shell, Mitsui и Mitsubishi).
Тогда проверка выявила причинение огромного экологического ущерба: лесной фонд, загрязнение рек и вод, гибель рыб и пр.
Тогда ситуация стала обратной: ранее западные инвесторы увеличивали свои расходы (режим СРП), и их было не оспорить, теперь российская сторона сама решала, сколько стоит жизнь каждого безвременно погибшего бобра и рыбы. Росприроднадзор заявлял о подаче иска в международный арбитраж к иностранным акционерам компании-оператора проекта Sakhalin Energy с целью возмещения причиненного государству ущерба. Цифры назывались астрономические, сопоставимые со стоимостью самого проекта – от $10 до $50 млрд.
Как итог, 50% +1 акция проекта Сахалин-2 достались Газпрому.
Пожалуй, нефтепровод КТК (единственная в РФ нефтяная труба, находящаяся в частной собственности) стал рычагом давления на западные компании.
@NRG_monitor
Пожалуй, 5,3 млрд рублей, которые арбитражный суд Краснодарского края пытается взыскать с компании по итогам аварии в августе 2021 года, будут далеко не последними.
Тем временем в компании КТК сообщили, что к настоящему времени акт проверки и предписание с указанием выявленных нарушений не поступили. «В связи с тем, что сообщения на сайте являются не официальными документами, а выборкой, редактируемой пресс-службой ведомства, КТК не может приступить к их изучению. Только после получения официальных документов КТК проведет необходимую оценку предъявляемых замечаний и приступит к их устранению», - подчеркнули в компании.
Наезд на КТК напомнил историю 15-летней давности: на проект Сахалин-2 с инспекцией отправился Росприроднадзор, в задачу входило найти нарушения российского природоохранного законодательства и статей договора со стороны оператора проекта Sakhalin Energy (акционерами выступали Shell, Mitsui и Mitsubishi).
Тогда проверка выявила причинение огромного экологического ущерба: лесной фонд, загрязнение рек и вод, гибель рыб и пр.
Тогда ситуация стала обратной: ранее западные инвесторы увеличивали свои расходы (режим СРП), и их было не оспорить, теперь российская сторона сама решала, сколько стоит жизнь каждого безвременно погибшего бобра и рыбы. Росприроднадзор заявлял о подаче иска в международный арбитраж к иностранным акционерам компании-оператора проекта Sakhalin Energy с целью возмещения причиненного государству ущерба. Цифры назывались астрономические, сопоставимые со стоимостью самого проекта – от $10 до $50 млрд.
Как итог, 50% +1 акция проекта Сахалин-2 достались Газпрому.
Пожалуй, нефтепровод КТК (единственная в РФ нефтяная труба, находящаяся в частной собственности) стал рычагом давления на западные компании.
@NRG_monitor
ENERGY ANALYTICS
Строительство газопровода «Сарыарка» обошлось в 3 раза дороже, чем «Средняя Азия — Китай». По деталям, как показано ниже. Параметры «Сарыарка»: Длина: 1061 км Мощность: 2,2 млрд куб. м в год Стоимость: ~$700 млн. Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0…
Еще несколько вопросов по газопроводу Сарыарка
Согласно Национальному энергетическому докладу, ожидается, что внутреннее потребление газа в Казахстане увеличится на 44%.
C 17 млрд куб. м в год в 2020 г. до 25 млрд куб. м в год в 2040 г.
По регионам наибольший прирост ожидается в Центральном и Северном Казахстане с 4 млн куб.м в год до 4,2 млрд куб.м в год, то есть в 1050 раз или на 105000%!
Далее ожидается рост потребления газа в южных регионах на 27%, в западных на 22% и в северо-западных регионах на 2%.
Вопросы.
Учитывая ожидаемый рост потребления газа Центральным и Северным регионами на 4,2 млрд куб. м в год за 20 лет, почему мощность газопровода «Сарыарка» была спроектирована и построена до 2,2 млрд куб. м в год.
Другими словами, почему он был построен на два раза меньше ожидаемого роста потребления через 20 лет.
Следующий: в прогнозе внутреннего потребления газа не учитывались Павлодарская и ВКО.
Означает ли это, что северо-восточные регионы останутся на угольных электростанциях до 2040?
Согласно Национальному энергетическому докладу, ожидается, что внутреннее потребление газа в Казахстане увеличится на 44%.
C 17 млрд куб. м в год в 2020 г. до 25 млрд куб. м в год в 2040 г.
По регионам наибольший прирост ожидается в Центральном и Северном Казахстане с 4 млн куб.м в год до 4,2 млрд куб.м в год, то есть в 1050 раз или на 105000%!
Далее ожидается рост потребления газа в южных регионах на 27%, в западных на 22% и в северо-западных регионах на 2%.
Вопросы.
Учитывая ожидаемый рост потребления газа Центральным и Северным регионами на 4,2 млрд куб. м в год за 20 лет, почему мощность газопровода «Сарыарка» была спроектирована и построена до 2,2 млрд куб. м в год.
Другими словами, почему он был построен на два раза меньше ожидаемого роста потребления через 20 лет.
Следующий: в прогнозе внутреннего потребления газа не учитывались Павлодарская и ВКО.
Означает ли это, что северо-восточные регионы останутся на угольных электростанциях до 2040?
Forwarded from ENERGY MONITOR
МинЭнерго объявило отбор независимых экспертов для проведения независимой экспертизы базовых проектных документов и анализов разработки месторождений
Основной критерий: опыт работы в области геологии или разработки месторождений углеводородов не менее 15 лет.
Срок приема документов: до 7 июня 2022 г.
В Казахстане есть достаточное количество специалистов, взращенных на проектах ТШО-КПО-НКОК.
Ведь до последнего времени премущественно привлекались эксперты, которые, являясь сотрудниками НИИ, разрабатывали для нефтяников проектные документы и на ЦКР защищали интересы заказчиков. На лицо конфликт интересов. Но не это самое главное.
Согласно действующему законодательству для месторождений с извлекаемыми запасами более 3 млн т нефти должны быть построены статические геологические модели залежей, включая составление цифровых моделей нефтяных месторождений.
На практике документы предоставляются на бумаге, а не на цифровых носителях.
В NEW KZ нужны современные эксперты. Тем более услуги экспертов оплачиваются.
Основной критерий: опыт работы в области геологии или разработки месторождений углеводородов не менее 15 лет.
Срок приема документов: до 7 июня 2022 г.
В Казахстане есть достаточное количество специалистов, взращенных на проектах ТШО-КПО-НКОК.
Ведь до последнего времени премущественно привлекались эксперты, которые, являясь сотрудниками НИИ, разрабатывали для нефтяников проектные документы и на ЦКР защищали интересы заказчиков. На лицо конфликт интересов. Но не это самое главное.
Согласно действующему законодательству для месторождений с извлекаемыми запасами более 3 млн т нефти должны быть построены статические геологические модели залежей, включая составление цифровых моделей нефтяных месторождений.
На практике документы предоставляются на бумаге, а не на цифровых носителях.
В NEW KZ нужны современные эксперты. Тем более услуги экспертов оплачиваются.