Разница цен на нефть марки Brent и Urals с начала года.
Около 20% или 13 млн тонн экспорта казахстанской нефти реализуется как нефть сорта Urals через трубопровод Атырау-Самара и порт Актау.
Потеря экспортной выручки примерно составить около 3,5 млрд долларов в т.к., если та же разница в цене в $35 за баррель сохранится до конца года.
В случае увеличения разницы потери будут больше.
Остальные 80% казахстанской нефти экспортируются по трубопроводу КТК. Стоимость нефти сорта CPC Blend, транспортируемой по КТК, близка к цене Brent.
Около 20% или 13 млн тонн экспорта казахстанской нефти реализуется как нефть сорта Urals через трубопровод Атырау-Самара и порт Актау.
Потеря экспортной выручки примерно составить около 3,5 млрд долларов в т.к., если та же разница в цене в $35 за баррель сохранится до конца года.
В случае увеличения разницы потери будут больше.
Остальные 80% казахстанской нефти экспортируются по трубопроводу КТК. Стоимость нефти сорта CPC Blend, транспортируемой по КТК, близка к цене Brent.
Сравнение соотношения количества добытых бареллей на сотрудника в нефтегазовых компаниях.
Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2021 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных в инфографике.
Среднее арифметическое и медиана соотношений для всех компаний составляет 56 и 49 б.н.э. в день на одного работника.
Использованные критерии для данного анализа:
1. Все указанные крупные компании имеют подразделения по добыче (upstream) и подразделения по переработке (downstream), что позволяет их сравнить друг с другом.
2. Объем добычи газа был переведен из м3 в б.н.э.
3. Была взята именно общая численность работников компаний, поскольку численность работников в подразделениях по добыче нефти и газа была недоступна для большинства компаний.
4. Соотношение за 2020 год здесь.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2021 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных в инфографике.
Среднее арифметическое и медиана соотношений для всех компаний составляет 56 и 49 б.н.э. в день на одного работника.
Использованные критерии для данного анализа:
1. Все указанные крупные компании имеют подразделения по добыче (upstream) и подразделения по переработке (downstream), что позволяет их сравнить друг с другом.
2. Объем добычи газа был переведен из м3 в б.н.э.
3. Была взята именно общая численность работников компаний, поскольку численность работников в подразделениях по добыче нефти и газа была недоступна для большинства компаний.
4. Соотношение за 2020 год здесь.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
ENERGY ANALYTICS
Сравнение соотношения количества добытых бареллей на сотрудника в нефтегазовых компаниях. Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2021 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных…
В КМГ работает около 60 тыс. чел. Компания добывает 0,6 млн барр. н.э. в день (б/д), в то время как у норвежской Equinor (67% гос.доля) работает 20 тыс. человек и она добывает 2 млн б/д. Разница в соотношении - 10 раз. Как думаете, КМГ перегружен людми?
Anonymous Poll
60%
Да, надо дальше оптимизироать нацкомпанию, слишком много сотрудников. Как с Самрук Казыной
23%
Нет, это норма, КМГ больше социальна-ориентированная компания, выполняет социалку
11%
У каждой компании и страны есть свой путь развития, мы не Норвегия
7%
Не знаю
Недавно дал интервью азербайджанскому🇦🇿 независимому аналитическому центру в области национальной и международной политики, экономики, права, социальных наук и безопасности - STEM. Тема очень актуальная - "Риски и перспективы для нефтяной отрасли Казахстана в условиях антироссийских санкций". Рад, что темой интересуются и наши ближайшие соседи. Публикую статью здесь:
Абзал Нарымбетов - Нефтегазовый аналитик, автор телеграмм-канала Energy Analytics:
Порядка 97% нефти Казахстан продает через Россию. По статистике за прошлый год, 80% нефти Казахстан экспортировал через Каспийский трубопроводный консорциум, а 17% – через трубопровод Атырау-Самара. Именно нефть, которая идет через Атырау-Самара, продается с дисконтом, который доходит до 35 долларов по отношению к Brent. Происходит это потому, что на этом направлении она смешивается с российской нефтью и на выходе продается уже как российская нефть сорта Urals. При этом в КТК наша нефть смешивается гораздо меньше, потому что 90% нефти по этому трубопроводу подается из Казахстана. Называется этот сорт CPC Blend, и этот сорт пока не попадает под санкции. Таким образом, под риском находится 17% нашего экспорта: эта нефть уже продается с дисконтом, у нее меньше коэффициент реализации и скорее всего до конца года она попадет под санкции. Поэтому нефть из этого трубопровода Казахстану нужно скорее перераспределить на другие направления.
Но у нас есть еще 2 маршрута: трубопровод Казахстан - Китай и направление через Азербайджан по Баку-Тбилиси-Джейхан.
Мощность трубопровода Казахстан - Китай на выходе составляет 20 миллионов тонн, но 10 миллионов тонн из них на 10 лет вперед зафрахтовала Россия. Таким образом, мы по этому трубопроводу ежегодно можем прокачивать 10 миллионов тонн.
Однако в прошлом году Казахстан использовал из них только 1 миллион тонн. То есть, здесь можно увеличить поставки. За тот месяц пока КТК частично не работал, часть нефти мы отправили по Атырау-Самара, а часть по Казахстан -Китай. Однако, у этого трубопровода есть свои «узкие горлышки». Он идет по направлению Атырау - Кенкияк - Кумколь - Атасу - Алашанькоу, и на начальной точке мощность этого трубопровода составляет максимум 6 миллионов тонн, постепенно уваливаясь до 20 миллионов тонн на участке Атасу - Алашанькоу. Поэтому для того направить в Китай больше нефти, этот трубопровод необходимо расширить.
Что касается направления через Азербайджан, то это самый дорогой маршрут. Здесь нефть сначала нужно доставить по железной дороге из Атырау в Актау. Потом танкерами она транспортируется из порта Актау до Баку. Причем на этом направлении используются небольшие танкеры – дедвейтом примерно 10 тысяч тонн, в то время когда на КТК в Новороссийске используются танкеры дедвейтом 100 тысяч тонн. То есть чтобы транспортировать аналогичные объемы нефти каждый танкер должен сделать 10 заходов. В трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан есть свободные мощности для казахской нефти. Но на этом маршруте есть «узкое горлышко» в порту Актау: на данный момент он может отгрузить максимум 5 миллионов тонн в год. Для того чтобы транспортировать больше, инфраструктуру нужно расширить. В Баку тоже могут принять немного, так как Сангачальский терминал тоже нуждается в расширении. В прошлом году в порту Актау отгрузили примерно 2 миллиона тонн нефти. На данный момент этот объем можно увеличить примерно в 2 раза.
Таким образом, такой большой объем как идет по КТК, мы никуда направить не можем. По Атасу-Алашанькоу в Китай максимум можно прокачать 10 миллионов тон, а через порт Актау может пройти не больше 5 миллионов тонн. Т.е. получается 15 миллионов тонн, по КТК мы продаем 53-55 млн тонн. Официальных сообщений о планах по реализации каких-то новых проектов, которые могли бы его заменить, пока не было. Но пока предполагается, что КТК под санкции не попадает. При этом под санкции может попасть трубопровод Атырау-Самара, и если это случится, то в первую очередь нужно будет перераспределить 17% нашего экспорта, который идет по этому маршруту. Скорее всего эти объемы будут перенаправлены в Китай и через Актау.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Абзал Нарымбетов - Нефтегазовый аналитик, автор телеграмм-канала Energy Analytics:
Порядка 97% нефти Казахстан продает через Россию. По статистике за прошлый год, 80% нефти Казахстан экспортировал через Каспийский трубопроводный консорциум, а 17% – через трубопровод Атырау-Самара. Именно нефть, которая идет через Атырау-Самара, продается с дисконтом, который доходит до 35 долларов по отношению к Brent. Происходит это потому, что на этом направлении она смешивается с российской нефтью и на выходе продается уже как российская нефть сорта Urals. При этом в КТК наша нефть смешивается гораздо меньше, потому что 90% нефти по этому трубопроводу подается из Казахстана. Называется этот сорт CPC Blend, и этот сорт пока не попадает под санкции. Таким образом, под риском находится 17% нашего экспорта: эта нефть уже продается с дисконтом, у нее меньше коэффициент реализации и скорее всего до конца года она попадет под санкции. Поэтому нефть из этого трубопровода Казахстану нужно скорее перераспределить на другие направления.
Но у нас есть еще 2 маршрута: трубопровод Казахстан - Китай и направление через Азербайджан по Баку-Тбилиси-Джейхан.
Мощность трубопровода Казахстан - Китай на выходе составляет 20 миллионов тонн, но 10 миллионов тонн из них на 10 лет вперед зафрахтовала Россия. Таким образом, мы по этому трубопроводу ежегодно можем прокачивать 10 миллионов тонн.
Однако в прошлом году Казахстан использовал из них только 1 миллион тонн. То есть, здесь можно увеличить поставки. За тот месяц пока КТК частично не работал, часть нефти мы отправили по Атырау-Самара, а часть по Казахстан -Китай. Однако, у этого трубопровода есть свои «узкие горлышки». Он идет по направлению Атырау - Кенкияк - Кумколь - Атасу - Алашанькоу, и на начальной точке мощность этого трубопровода составляет максимум 6 миллионов тонн, постепенно уваливаясь до 20 миллионов тонн на участке Атасу - Алашанькоу. Поэтому для того направить в Китай больше нефти, этот трубопровод необходимо расширить.
Что касается направления через Азербайджан, то это самый дорогой маршрут. Здесь нефть сначала нужно доставить по железной дороге из Атырау в Актау. Потом танкерами она транспортируется из порта Актау до Баку. Причем на этом направлении используются небольшие танкеры – дедвейтом примерно 10 тысяч тонн, в то время когда на КТК в Новороссийске используются танкеры дедвейтом 100 тысяч тонн. То есть чтобы транспортировать аналогичные объемы нефти каждый танкер должен сделать 10 заходов. В трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан есть свободные мощности для казахской нефти. Но на этом маршруте есть «узкое горлышко» в порту Актау: на данный момент он может отгрузить максимум 5 миллионов тонн в год. Для того чтобы транспортировать больше, инфраструктуру нужно расширить. В Баку тоже могут принять немного, так как Сангачальский терминал тоже нуждается в расширении. В прошлом году в порту Актау отгрузили примерно 2 миллиона тонн нефти. На данный момент этот объем можно увеличить примерно в 2 раза.
Таким образом, такой большой объем как идет по КТК, мы никуда направить не можем. По Атасу-Алашанькоу в Китай максимум можно прокачать 10 миллионов тон, а через порт Актау может пройти не больше 5 миллионов тонн. Т.е. получается 15 миллионов тонн, по КТК мы продаем 53-55 млн тонн. Официальных сообщений о планах по реализации каких-то новых проектов, которые могли бы его заменить, пока не было. Но пока предполагается, что КТК под санкции не попадает. При этом под санкции может попасть трубопровод Атырау-Самара, и если это случится, то в первую очередь нужно будет перераспределить 17% нашего экспорта, который идет по этому маршруту. Скорее всего эти объемы будут перенаправлены в Китай и через Актау.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
stem-lab.az
Риски и перспективы для нефтяной отрасли Казахстана в условиях антироссийских санкций
Строительство газопровода «Сарыарка» обошлось в 3 раза дороже, чем «Средняя Азия — Китай».
По деталям, как показано ниже.
Параметры «Сарыарка»:
Длина: 1061 км
Мощность: 2,2 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$700 млн.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,30.
Параметры «Средняя Азия — Китай»:
Длина: 1833 км
Мощность: 55 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$11 млрд.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,11 (в 3 раз меньше, чем $0,30)
Пожалуй, главная загвоздка – после строительства и вложения столько денег, «Сарыарка» уже не является приоритетом для газификации Северного и Восточного Казахстана, как планировалось изначально.
Вместо этого приоритетным сейчас является поставка российского газа с севера из-за его дешевизны, а газа в Сарыарке не хватает.
Одним словом - парадокс и никто за это не отвечает.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
По деталям, как показано ниже.
Параметры «Сарыарка»:
Длина: 1061 км
Мощность: 2,2 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$700 млн.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,30.
Параметры «Средняя Азия — Китай»:
Длина: 1833 км
Мощность: 55 млрд куб. м в год
Стоимость: ~$11 млрд.
Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0,11 (в 3 раз меньше, чем $0,30)
Пожалуй, главная загвоздка – после строительства и вложения столько денег, «Сарыарка» уже не является приоритетом для газификации Северного и Восточного Казахстана, как планировалось изначально.
Вместо этого приоритетным сейчас является поставка российского газа с севера из-за его дешевизны, а газа в Сарыарке не хватает.
Одним словом - парадокс и никто за это не отвечает.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY MONITOR
⚡️ Росприроднадзор завершил внеплановую проверку в отношении АО «Каспийский трубопроводный консорциум–Р»: выявлено 101 нарушение требований законодательства РФ об охране окружающей среды
Пожалуй, 5,3 млрд рублей, которые арбитражный суд Краснодарского края пытается взыскать с компании по итогам аварии в августе 2021 года, будут далеко не последними.
Тем временем в компании КТК сообщили, что к настоящему времени акт проверки и предписание с указанием выявленных нарушений не поступили. «В связи с тем, что сообщения на сайте являются не официальными документами, а выборкой, редактируемой пресс-службой ведомства, КТК не может приступить к их изучению. Только после получения официальных документов КТК проведет необходимую оценку предъявляемых замечаний и приступит к их устранению», - подчеркнули в компании.
Наезд на КТК напомнил историю 15-летней давности: на проект Сахалин-2 с инспекцией отправился Росприроднадзор, в задачу входило найти нарушения российского природоохранного законодательства и статей договора со стороны оператора проекта Sakhalin Energy (акционерами выступали Shell, Mitsui и Mitsubishi).
Тогда проверка выявила причинение огромного экологического ущерба: лесной фонд, загрязнение рек и вод, гибель рыб и пр.
Тогда ситуация стала обратной: ранее западные инвесторы увеличивали свои расходы (режим СРП), и их было не оспорить, теперь российская сторона сама решала, сколько стоит жизнь каждого безвременно погибшего бобра и рыбы. Росприроднадзор заявлял о подаче иска в международный арбитраж к иностранным акционерам компании-оператора проекта Sakhalin Energy с целью возмещения причиненного государству ущерба. Цифры назывались астрономические, сопоставимые со стоимостью самого проекта – от $10 до $50 млрд.
Как итог, 50% +1 акция проекта Сахалин-2 достались Газпрому.
Пожалуй, нефтепровод КТК (единственная в РФ нефтяная труба, находящаяся в частной собственности) стал рычагом давления на западные компании.
@NRG_monitor
Пожалуй, 5,3 млрд рублей, которые арбитражный суд Краснодарского края пытается взыскать с компании по итогам аварии в августе 2021 года, будут далеко не последними.
Тем временем в компании КТК сообщили, что к настоящему времени акт проверки и предписание с указанием выявленных нарушений не поступили. «В связи с тем, что сообщения на сайте являются не официальными документами, а выборкой, редактируемой пресс-службой ведомства, КТК не может приступить к их изучению. Только после получения официальных документов КТК проведет необходимую оценку предъявляемых замечаний и приступит к их устранению», - подчеркнули в компании.
Наезд на КТК напомнил историю 15-летней давности: на проект Сахалин-2 с инспекцией отправился Росприроднадзор, в задачу входило найти нарушения российского природоохранного законодательства и статей договора со стороны оператора проекта Sakhalin Energy (акционерами выступали Shell, Mitsui и Mitsubishi).
Тогда проверка выявила причинение огромного экологического ущерба: лесной фонд, загрязнение рек и вод, гибель рыб и пр.
Тогда ситуация стала обратной: ранее западные инвесторы увеличивали свои расходы (режим СРП), и их было не оспорить, теперь российская сторона сама решала, сколько стоит жизнь каждого безвременно погибшего бобра и рыбы. Росприроднадзор заявлял о подаче иска в международный арбитраж к иностранным акционерам компании-оператора проекта Sakhalin Energy с целью возмещения причиненного государству ущерба. Цифры назывались астрономические, сопоставимые со стоимостью самого проекта – от $10 до $50 млрд.
Как итог, 50% +1 акция проекта Сахалин-2 достались Газпрому.
Пожалуй, нефтепровод КТК (единственная в РФ нефтяная труба, находящаяся в частной собственности) стал рычагом давления на западные компании.
@NRG_monitor
ENERGY ANALYTICS
Строительство газопровода «Сарыарка» обошлось в 3 раза дороже, чем «Средняя Азия — Китай». По деталям, как показано ниже. Параметры «Сарыарка»: Длина: 1061 км Мощность: 2,2 млрд куб. м в год Стоимость: ~$700 млн. Стоимость за км за млрд куб. м в год: $0…
Еще несколько вопросов по газопроводу Сарыарка
Согласно Национальному энергетическому докладу, ожидается, что внутреннее потребление газа в Казахстане увеличится на 44%.
C 17 млрд куб. м в год в 2020 г. до 25 млрд куб. м в год в 2040 г.
По регионам наибольший прирост ожидается в Центральном и Северном Казахстане с 4 млн куб.м в год до 4,2 млрд куб.м в год, то есть в 1050 раз или на 105000%!
Далее ожидается рост потребления газа в южных регионах на 27%, в западных на 22% и в северо-западных регионах на 2%.
Вопросы.
Учитывая ожидаемый рост потребления газа Центральным и Северным регионами на 4,2 млрд куб. м в год за 20 лет, почему мощность газопровода «Сарыарка» была спроектирована и построена до 2,2 млрд куб. м в год.
Другими словами, почему он был построен на два раза меньше ожидаемого роста потребления через 20 лет.
Следующий: в прогнозе внутреннего потребления газа не учитывались Павлодарская и ВКО.
Означает ли это, что северо-восточные регионы останутся на угольных электростанциях до 2040?
Согласно Национальному энергетическому докладу, ожидается, что внутреннее потребление газа в Казахстане увеличится на 44%.
C 17 млрд куб. м в год в 2020 г. до 25 млрд куб. м в год в 2040 г.
По регионам наибольший прирост ожидается в Центральном и Северном Казахстане с 4 млн куб.м в год до 4,2 млрд куб.м в год, то есть в 1050 раз или на 105000%!
Далее ожидается рост потребления газа в южных регионах на 27%, в западных на 22% и в северо-западных регионах на 2%.
Вопросы.
Учитывая ожидаемый рост потребления газа Центральным и Северным регионами на 4,2 млрд куб. м в год за 20 лет, почему мощность газопровода «Сарыарка» была спроектирована и построена до 2,2 млрд куб. м в год.
Другими словами, почему он был построен на два раза меньше ожидаемого роста потребления через 20 лет.
Следующий: в прогнозе внутреннего потребления газа не учитывались Павлодарская и ВКО.
Означает ли это, что северо-восточные регионы останутся на угольных электростанциях до 2040?
Forwarded from ENERGY MONITOR
МинЭнерго объявило отбор независимых экспертов для проведения независимой экспертизы базовых проектных документов и анализов разработки месторождений
Основной критерий: опыт работы в области геологии или разработки месторождений углеводородов не менее 15 лет.
Срок приема документов: до 7 июня 2022 г.
В Казахстане есть достаточное количество специалистов, взращенных на проектах ТШО-КПО-НКОК.
Ведь до последнего времени премущественно привлекались эксперты, которые, являясь сотрудниками НИИ, разрабатывали для нефтяников проектные документы и на ЦКР защищали интересы заказчиков. На лицо конфликт интересов. Но не это самое главное.
Согласно действующему законодательству для месторождений с извлекаемыми запасами более 3 млн т нефти должны быть построены статические геологические модели залежей, включая составление цифровых моделей нефтяных месторождений.
На практике документы предоставляются на бумаге, а не на цифровых носителях.
В NEW KZ нужны современные эксперты. Тем более услуги экспертов оплачиваются.
Основной критерий: опыт работы в области геологии или разработки месторождений углеводородов не менее 15 лет.
Срок приема документов: до 7 июня 2022 г.
В Казахстане есть достаточное количество специалистов, взращенных на проектах ТШО-КПО-НКОК.
Ведь до последнего времени премущественно привлекались эксперты, которые, являясь сотрудниками НИИ, разрабатывали для нефтяников проектные документы и на ЦКР защищали интересы заказчиков. На лицо конфликт интересов. Но не это самое главное.
Согласно действующему законодательству для месторождений с извлекаемыми запасами более 3 млн т нефти должны быть построены статические геологические модели залежей, включая составление цифровых моделей нефтяных месторождений.
На практике документы предоставляются на бумаге, а не на цифровых носителях.
В NEW KZ нужны современные эксперты. Тем более услуги экспертов оплачиваются.
Forwarded from macrotake (Temirlan)
Лидеры ЕС поддержали предложение запретить большую часть российской нефти из-за войны.
Компромиссный план начнется с эмбарго на морскую нефть, запрет временно исключит трубопроводную нефть, чтобы удовлетворить Венгрию.
Лидеры Европейского союза согласились продолжить введение частичного запрета на поставки российской нефти, прокладывая путь для шестого пакета санкций. Санкции запретят покупку сырой нефти и нефтепродуктов из России, поставляемых в страны-члены по морю, но предусматривают временное исключение для нефти, поставляемой по трубопроводам, заявил в понедельник на саммите в Брюсселе председатель Европейского совета Шарль Мишель.
Компромиссный план начнется с эмбарго на морскую нефть, запрет временно исключит трубопроводную нефть, чтобы удовлетворить Венгрию.
Лидеры Европейского союза согласились продолжить введение частичного запрета на поставки российской нефти, прокладывая путь для шестого пакета санкций. Санкции запретят покупку сырой нефти и нефтепродуктов из России, поставляемых в страны-члены по морю, но предусматривают временное исключение для нефти, поставляемой по трубопроводам, заявил в понедельник на саммите в Брюсселе председатель Европейского совета Шарль Мишель.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Следующее интервью 🎙 на канале Газиза Абишева НеКурылтай было посвящено энергетическому переходу в мире и в Казахстане.
Спикерами 🗣 выступили Абзал Нарымбетов (автор канала Energy Analytics) и Жандос Жилкайдаров (автор канала Energy Navigator).
Интервью на 💬 казахском языке. Приглашаем Вас послушать, поделиться и принять участие в обсуждении.
⏳Тайм коды:
01:00 - Парижское соглашение о климате, о чем все это?
03:00 - Взгляд нынешних правителей и ученых на изменение климата и ископаемое топливо
08:00 - Текущий энергетический баланс развитых стран (США, Европа, Азия)
12:30 - Есть ли сейчас дефицит энергоснабжения в Казахстане?
18:00 - Что такое углеродный налог?
23:00 - Влияние углеродного налога на инвестиционный климат
25:00 - Нужна ли Казахстану атомная энергия?
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Спикерами 🗣 выступили Абзал Нарымбетов (автор канала Energy Analytics) и Жандос Жилкайдаров (автор канала Energy Navigator).
Интервью на 💬 казахском языке. Приглашаем Вас послушать, поделиться и принять участие в обсуждении.
⏳Тайм коды:
01:00 - Парижское соглашение о климате, о чем все это?
03:00 - Взгляд нынешних правителей и ученых на изменение климата и ископаемое топливо
08:00 - Текущий энергетический баланс развитых стран (США, Европа, Азия)
12:30 - Есть ли сейчас дефицит энергоснабжения в Казахстане?
18:00 - Что такое углеродный налог?
23:00 - Влияние углеродного налога на инвестиционный климат
25:00 - Нужна ли Казахстану атомная энергия?
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
YouTube
Қазақстанда баламалы энергиямен не болып жатыр // Абзал Нарымбетов, Жандос Жылқайдаров
Сарапшылар Абзал Нарымбетов пен Жандос Жылқайдаров Қазақстанда баламалы энергетиканы дамытудың келешегі туралы айтты.
Абзал Нарымбетовпен алдыңғы бейне: https://www.youtube.com/watch?v=d3n8XYMuFM8&t=927s
Осындай мемлекеттік тілдегі бейнероликтер көпшіліктің…
Абзал Нарымбетовпен алдыңғы бейне: https://www.youtube.com/watch?v=d3n8XYMuFM8&t=927s
Осындай мемлекеттік тілдегі бейнероликтер көпшіліктің…
Себестоимость проекта ПБР на Тенгизе в 4 раза дороже чем Кашаганского ГПЗ или Карачаганакский ПРК-1А
Тенгиз является не только крупнейшим производителем нефти, но и крупнейшим налогоплательщиком в Казахстане.
На его долю приходится более 30% добычи нефти (27 млн тонн в год) и более 40% всех налоговых поступлений страны ($4,5 млрд в бюджет в 2021 году).
Изначально комплексная разработка месторождения Тенгиз была разбита на три этапа. 1-й этап достиг 13 млн тонн нефти в год в 2004 году, а 2-й этап (проект SGP) завершился в 2008 году за счет увеличения добычи нефти до 25 млн тонн в год.
Последний этап - ПБР (Проект будущего расширения) находится в стадии реализации и планируется завершить к 2024 году (первоначально было в 2022 году).
Проект стоимостью $45 млрд (первоначально было $37 млрд) был санкционирован в 2016 году. Согласно плану, ожидается увеличение добычи нефти до 39 млн тонн в год.
По завершении - этот проект станет третьим самым дорогим нефтегазовым проектом в мире после Кашагана (Казахстан - $60 млрд) и Горгона (Австралия - $57 млрд).
Ожидается, что проект ПБР принесет дополнительно 12 млн тонн нефти в год. Учитывая, что срок действия лицензии истекает в 2033 году, остается 10 лет эксплуатации по контрактным условиям.
Дополнительные 12 млн тонн в год при постоянной добыче (однако его трудно будет удержать) составят 120 млн тонн в год (около 0,96 млрд баррелей) через 10 лет.
При стоимости проекта в $45 млрд - себестоимость добычи 1 барреля нефти составит - $47.
Недавние одобренные проекты в Кашагане (ГПЗ - стоимость 0,860 млрд долларов и извлекаемая нефть 9-11 млн тонн) и Карачаганак (ПРК-1А - стоимость 0,970 млрд долларов и извлекаемая нефть 10-11 млн тонн) имеют себестоимость одного барреля нефти - $12.
Таким образом, себестоимость нефти проекта ПБР на Тенгизе в 4 раза превышает вышеуказанные проекты по затратам на добычу одного барреля нефти.
Не знаю, чем гордиться. С двумя самыми дорогими проектами (Кашаган, Тенгиз) в нефтегазовой отрасли расположены в Казахстане или с одним из самых дорогих проектов по себестоимостью - ПБР Тенгиз.
В конце концов, самым важным для страны и людей будет не то, сколько денег было потрачено, а то, что осталось в качестве капитала для их будущего.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Тенгиз является не только крупнейшим производителем нефти, но и крупнейшим налогоплательщиком в Казахстане.
На его долю приходится более 30% добычи нефти (27 млн тонн в год) и более 40% всех налоговых поступлений страны ($4,5 млрд в бюджет в 2021 году).
Изначально комплексная разработка месторождения Тенгиз была разбита на три этапа. 1-й этап достиг 13 млн тонн нефти в год в 2004 году, а 2-й этап (проект SGP) завершился в 2008 году за счет увеличения добычи нефти до 25 млн тонн в год.
Последний этап - ПБР (Проект будущего расширения) находится в стадии реализации и планируется завершить к 2024 году (первоначально было в 2022 году).
Проект стоимостью $45 млрд (первоначально было $37 млрд) был санкционирован в 2016 году. Согласно плану, ожидается увеличение добычи нефти до 39 млн тонн в год.
По завершении - этот проект станет третьим самым дорогим нефтегазовым проектом в мире после Кашагана (Казахстан - $60 млрд) и Горгона (Австралия - $57 млрд).
Ожидается, что проект ПБР принесет дополнительно 12 млн тонн нефти в год. Учитывая, что срок действия лицензии истекает в 2033 году, остается 10 лет эксплуатации по контрактным условиям.
Дополнительные 12 млн тонн в год при постоянной добыче (однако его трудно будет удержать) составят 120 млн тонн в год (около 0,96 млрд баррелей) через 10 лет.
При стоимости проекта в $45 млрд - себестоимость добычи 1 барреля нефти составит - $47.
Недавние одобренные проекты в Кашагане (ГПЗ - стоимость 0,860 млрд долларов и извлекаемая нефть 9-11 млн тонн) и Карачаганак (ПРК-1А - стоимость 0,970 млрд долларов и извлекаемая нефть 10-11 млн тонн) имеют себестоимость одного барреля нефти - $12.
Таким образом, себестоимость нефти проекта ПБР на Тенгизе в 4 раза превышает вышеуказанные проекты по затратам на добычу одного барреля нефти.
Не знаю, чем гордиться. С двумя самыми дорогими проектами (Кашаган, Тенгиз) в нефтегазовой отрасли расположены в Казахстане или с одним из самых дорогих проектов по себестоимостью - ПБР Тенгиз.
В конце концов, самым важным для страны и людей будет не то, сколько денег было потрачено, а то, что осталось в качестве капитала для их будущего.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
ENERGY ANALYTICS
Себестоимость проекта ПБР на Тенгизе в 4 раза дороже чем Кашаганского ГПЗ или Карачаганакский ПРК-1А Тенгиз является не только крупнейшим производителем нефти, но и крупнейшим налогоплательщиком в Казахстане. На его долю приходится более 30% добычи нефти…
В Казахстане реализовывались два самых дорогих из трех нефтегазовых проектов в мировой истории. Каковы основные причины высокой стоимости проектов в стране?
Anonymous Poll
22%
Казахстан не имеет выхода к морю, приходится иметь дело с соседом по вопросам логистики и закупок
33%
Сложность месторождения и местоположение, высокое содержание серы, давление и температура
33%
Страна имеет низкие производственные мощности, вынуждена импортировать почти все товары и услуги
16%
В стране мало высококвалифицированных специалистов, приходится привлекать иностранную рабочую силу
60%
Наличие высокого уровня коррупции на всех этапах планирования и реализации проекта
5%
Не знаю
Вчера я выступил на CBC TV Azerbaijan - первом международном круглосуточном канале Азербайджана. Со мной выступали международные эксперты по энергетике - Мэтью Брайза, старший научный сотрудник Глобального энергетического центра Атлантического совета США, и Марсель Салихов, президент Российского института энергетики и финансов.
Мы обсуждали тему частичного нефтяного эмбарго ЕС в отношении России, его масштабов, наличия альтернативы такому количеству нефти и его влияния на текущую цену на нефть.
Недавно ЕС объявил о планах полного запрета поставок российской нефти по морским путям к концу этого года. Для полноты понимания привожу статистику. По состоянию на март 2022 года Россия экспортировала 7,5 млн баррелей в сутки (более 70% добычи страны).
Из них 4 млн баррелей в сутки экспортируется в ЕС, 1,8 млн баррелей в сутки в Китай и 0,5 млн баррелей в сутки в США.
4 млн баррелей нефти в сутки по масштабу эквивалентны более чем половине общего экспорта нефти Саудовской Аравии или 4-кратному экспорту казахстанской нефти.
Мой основной тезис заключается в том, что на рынке сейчас нет такого запаса нефти, чтобы компенсировать российскую нефть. Среди членов ОПЕК+ в настоящее время значительный объем нефти могут добывать Саудовская Аравия и ОАЭ.
Но не 4 млн баррелей в сутки. Недавно Саудовская Аравия объявила о том, что только к 2026–2027 гг. она будет добывать на 1 млн баррелей нефти в сутки больше. Во всех остальных странах ОПЕК+ показатели добычи нефти оставались на прежнем уровне или снижались в течение последних 5 лет.
Более того, с казахстанской точки зрения, наибольший риск для нас будет связан с трубопроводом Атырау — Самара.
15% нефти казахстанского экспорта смешивается по этому маршруту с российской нефтью и транспортируется в виде нефти марки Urals через порты Приморск, Усть-Луга или Новороссийск, далее по морскому маршруту.
Основная часть этих 15% экспорта приходится на добычу нефти с месторождений КМГ, транспортируемую КТО.
Это значительный риск с точки зрения экспортной выручки, которым нельзя пренебрегать. В интересах национальной компании и компетентного министерства энергетики заранее спланировать стратегию диверсификации этого маршрута в случае частичного или полного воздействия запрета на нефть.
Как вариант, часть этого количества, вероятно, можно будет перенаправить в порт Актау или в Китай в случае введения запрета на нефть. Маршрут КТК не подходит, так как требует банка качества нефти, как на трех основных месторождениях.
Еще раз повторюсь в своем выводе – объем российского экспорта нефти в ЕС почти сложно будет компенсировать в краткосрочном периоде. Мне также неприятно это признавать, но, как аналитик, я должен сказать, что потребуется как минимум 2-3 года, чтобы избавиться от зависимости от российской нефти.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Мы обсуждали тему частичного нефтяного эмбарго ЕС в отношении России, его масштабов, наличия альтернативы такому количеству нефти и его влияния на текущую цену на нефть.
Недавно ЕС объявил о планах полного запрета поставок российской нефти по морским путям к концу этого года. Для полноты понимания привожу статистику. По состоянию на март 2022 года Россия экспортировала 7,5 млн баррелей в сутки (более 70% добычи страны).
Из них 4 млн баррелей в сутки экспортируется в ЕС, 1,8 млн баррелей в сутки в Китай и 0,5 млн баррелей в сутки в США.
4 млн баррелей нефти в сутки по масштабу эквивалентны более чем половине общего экспорта нефти Саудовской Аравии или 4-кратному экспорту казахстанской нефти.
Мой основной тезис заключается в том, что на рынке сейчас нет такого запаса нефти, чтобы компенсировать российскую нефть. Среди членов ОПЕК+ в настоящее время значительный объем нефти могут добывать Саудовская Аравия и ОАЭ.
Но не 4 млн баррелей в сутки. Недавно Саудовская Аравия объявила о том, что только к 2026–2027 гг. она будет добывать на 1 млн баррелей нефти в сутки больше. Во всех остальных странах ОПЕК+ показатели добычи нефти оставались на прежнем уровне или снижались в течение последних 5 лет.
Более того, с казахстанской точки зрения, наибольший риск для нас будет связан с трубопроводом Атырау — Самара.
15% нефти казахстанского экспорта смешивается по этому маршруту с российской нефтью и транспортируется в виде нефти марки Urals через порты Приморск, Усть-Луга или Новороссийск, далее по морскому маршруту.
Основная часть этих 15% экспорта приходится на добычу нефти с месторождений КМГ, транспортируемую КТО.
Это значительный риск с точки зрения экспортной выручки, которым нельзя пренебрегать. В интересах национальной компании и компетентного министерства энергетики заранее спланировать стратегию диверсификации этого маршрута в случае частичного или полного воздействия запрета на нефть.
Как вариант, часть этого количества, вероятно, можно будет перенаправить в порт Актау или в Китай в случае введения запрета на нефть. Маршрут КТК не подходит, так как требует банка качества нефти, как на трех основных месторождениях.
Еще раз повторюсь в своем выводе – объем российского экспорта нефти в ЕС почти сложно будет компенсировать в краткосрочном периоде. Мне также неприятно это признавать, но, как аналитик, я должен сказать, что потребуется как минимум 2-3 года, чтобы избавиться от зависимости от российской нефти.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
YouTube
Российская нефть теперь только по "Дружбе"! Приведет ли эмбарго на нефть из РФ к новому росту цен?
Российская нефть теперь только по "Дружбе"! Приведет ли эмбарго на нефть из РФ к новому росту цен?
#ценынанефть #санкциипротивроссии #энергокризис #нефтяноеэмбарго #нефть #brend #wti #экономикаазербайджана
CBC TV Azerbaijan – первый международный круглосуточный…
#ценынанефть #санкциипротивроссии #энергокризис #нефтяноеэмбарго #нефть #brend #wti #экономикаазербайджана
CBC TV Azerbaijan – первый международный круглосуточный…
О частичном эмбарго ЕС на российскую нефть
Для полноты понимания привожу статистику. По состоянию на март 2022 года Россия экспортировала 7,5 млн баррелей в сутки (более 70% добычи страны).
Из них 4 млн баррелей в сутки экспортируется в ЕС, 1,8 млн баррелей в сутки в Китай и 0,5 млн баррелей в сутки в США.
4 млн баррелей нефти в сутки по масштабу эквивалентны более чем половине общего экспорта нефти Саудовской Аравии или 4-кратному экспорту казахстанской нефти.
Мой основной тезис заключается в том, что на рынке сейчас нет такого объема нефти, чтобы компенсировать российскую нефть.
Среди членов ОПЕК+ в настоящее время значительный объем нефти могут добывать Саудовская Аравия и ОАЭ. Но не 4 млн баррелей в сутки.
Недавно Саудовская Аравия объявила о том, что только к 2026–2027 гг. она будет добывать только на 1 млн баррелей нефти в сутки больше.
Во всех остальных странах ОПЕК+ показатели добычи нефти оставались на прежнем уровне или снижались в течение последних 5 лет.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Для полноты понимания привожу статистику. По состоянию на март 2022 года Россия экспортировала 7,5 млн баррелей в сутки (более 70% добычи страны).
Из них 4 млн баррелей в сутки экспортируется в ЕС, 1,8 млн баррелей в сутки в Китай и 0,5 млн баррелей в сутки в США.
4 млн баррелей нефти в сутки по масштабу эквивалентны более чем половине общего экспорта нефти Саудовской Аравии или 4-кратному экспорту казахстанской нефти.
Мой основной тезис заключается в том, что на рынке сейчас нет такого объема нефти, чтобы компенсировать российскую нефть.
Среди членов ОПЕК+ в настоящее время значительный объем нефти могут добывать Саудовская Аравия и ОАЭ. Но не 4 млн баррелей в сутки.
Недавно Саудовская Аравия объявила о том, что только к 2026–2027 гг. она будет добывать только на 1 млн баррелей нефти в сутки больше.
Во всех остальных странах ОПЕК+ показатели добычи нефти оставались на прежнем уровне или снижались в течение последних 5 лет.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from OK Channel
Пойдете на референдум?
Anonymous Poll
65%
Да
18%
Нет, т.к. не верю
12%
Нет, т.к. нет времени
5%
А что, будет референдум?
Forwarded from Tradereport.Kz
Reuters: Казахстан переименовывает свою экспортную нефть, чтобы избежать риска санкций России
Казахстан меняет название нефти, экспортируемой через российские морские порты, на Казахстанскую экспортную смесь сырой нефти (KEBCO), чтобы отделить ее от нефти российского происхождения, чтобы избежать санкционных рисков и проблем с финансированием.
«В связи с недавними значительными геополитическими изменениями ... и во избежание негативного влияния изменений на экспорт казахстанской нефти через российские порты, с июня 2022 года применяется следующее название сорта - KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil)» говорится в письменном ответе на запрос Reuters компании СНПС-Актобемунайгаз, которая осуществляет транзит нефти через российские порты.
Подробнее: тут
@tradkz
Казахстан меняет название нефти, экспортируемой через российские морские порты, на Казахстанскую экспортную смесь сырой нефти (KEBCO), чтобы отделить ее от нефти российского происхождения, чтобы избежать санкционных рисков и проблем с финансированием.
«В связи с недавними значительными геополитическими изменениями ... и во избежание негативного влияния изменений на экспорт казахстанской нефти через российские порты, с июня 2022 года применяется следующее название сорта - KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil)» говорится в письменном ответе на запрос Reuters компании СНПС-Актобемунайгаз, которая осуществляет транзит нефти через российские порты.
Подробнее: тут
@tradkz