ExtremeScan – Telegram
ExtremeScan
582 subscribers
14 photos
18 files
86 links
Здесь публикуются независимые социологические исследования о конфликте между Россией и Украиной.
Мы собираем данные и публикуем результаты и аналитику.
Пишите на почту contact@extremescan.eu
Download Telegram
есколько недель.
Тем не менее, у меня есть массив данных. Он с украинскими метками и текстами, потому что сейчас нет доступа к подготовленному английскому паспорту. У него нет весов. Но я могу попробовать, если завтра не будет сильных обстрелов, сделать грубые весы для населения 18+, потому что нет другой статистики для 15+. Тогда данные, по крайней мере, можно будет как-то анализировать. Если такие весы нужны, дайте знать. Я тоже могу понемногу делать английскую версию данных, это меня успокаивает. Желаю нам пережить все это. Берегите себя.»
Кое-что о мифах. Путин объясняет свои действия тем, что Украина стремится вступить в НАТО. В действительности же все наоборот - Украина стремится в НАТО из-за действий России.
До 2014 года украинцы испытывали неразделенную любовь к России. Данные совместного проекта КМИСа и Левада-центра показывают, что даже во время грузинской войны 90% населения Украины относились положительно к России (в России в это время только 30% населения относились позитивно к Украине). За весь период наблюдений с 2008 до 2014 года (мы проводили 4 опроса каждый год) украинцы лучше относились к России, чем россияне к Украине, 80-90% населения Украины положительно относились к России. Отношение к Путину до 2014 было лучше, чем к любому из президентов Украины. Не могу подтвердить сейчас это данными, но в 1994 году, насколько я помню, Украина достаточно легко отказалась от ядерного оружия, так как была уверенность в том, что в случае чего нас защитит Россия. Обвал позитивного отношения украинцев к России произошел после Крыма и Донбасса – с 80% до 30% (на 50 процентных пунктов!).
До 2014 года никто серьезно и не думал о НАТО, большинство населения было против НАТО и мало кто из политиков включал этот непопулярный тезис в свою программу. Например, в 2005-м за вступление в НАТО было 16% населения, а против 57%, остальные не знали, т.е. на референдуме, который требуется для вступления в НАТО, и в котором обычно не участвуют те, кто не имеет своего мнения, было бы 78% «против» и 22% "за". Радикальные изменения в отношении к НАТО произошли после захвата Крыма Россией и после Донбасса, число сторонников НАТО увеличилось втрое (с 16% до 48%), а противников уменьшилось с 57% до 32%, большинство населения стало поддерживать НАТО как защиту от России.
Еще о националистах и нацистах, которые пришли к власти во время майдана, и которых нужно денацифицировать. Я не совсем понимаю, о ком идет речь. Если о крайне правых националистических партиях – «Свобода» и «Правый сектор», то они являются маргинальными партиями. На выборах 2014 года обе партии в сумме набрали меньше 2% и не вошли в парламент, то же самое на выборах 2019. Насколько я знаю, во время майдана в России велась активная анти-майданная пропаганда, ток-шоу, постоянно показывались националисты, «Правый сектор», факельные шествия. Вообще, очень много внимания уделялось Украине и в новостях и в специальных ток-шоу. Как сказал Евгений Киселёв (бывший генеральный директор НТВ), на российском телевидении об Украине говорится как о покойнике, но наоборот – либо плохо, либо ничего. Такое впечатление, что в конце 2013 – начале 2014 велась активная анти-украинская пропаганда как обеспечение захвата Крыма.
Националисты являются не столько причиной агрессивных действий против Украины сколько поводом, специально сформированной картинкой, мифом, частью информационного обеспечения военной кампании. Мониторинг уровня ксенофобии, который проводит КМИС, показывает, что в 2014 году никаких изменений по сравнению с 2012 и 2013 не произошло, аналогичные данные у Института социологии НАН Украины.
И я и мой друг и коллега Валерий Хмелько не раз выступали с критикой методов обеспечения функционирования украинского языка, непродуманных квот на телевидении, отключении каналов. На наш взгляд, следовало бы сосредоточиться на формировании украинской политической нации, это бы быстрее сформировало украинское общество, минимизировало бы противоречия. Однако, начать войну с соседней страной для защиты прав русскоязычного населения, окружив русскоязычные города (
👍6
Харьков, Мариуполь, Бердянск) и уничтожая население – выглядит нелогично. Удивительно, что население и даже социологи не усматривают тут противоречий и поддерживают военные действия. К тому же все законы относятся лишь к функционированию украинского языка в официальной сфере (работа чиновников, торговли, образования и т.п.) и не касаются личного общения. Предположим, что в результате нападения на соседнюю страну удастся заставить сделать русский язык вторым государственным. Стоит ли эта цель жизни десятков тысяч людей?
Несколько слов о Вас. Где вы учились? Почему решили стать социологом? Были ли научно-популярные книги, которые определили ваш выбор профессии?
По образованию я математик, закончил мех-мат. Киевского государственного университета им.Шевченко, писал диплом по применению теории графов для анализа структуры межличностных отношений. Потом работал в Институте социологии Академии наук, руководил сектором компьютерного моделирования социальных процессов, мы пытались создавать модели развития общества, в свое время я сотрудничал с академиком Николаем Амосовым (несколько дней назад в результате обстрела Харькова российской армией погиб известный экономист, профессор Олег Амосов, не знаю, он родственник или однофамилец Николая Амосова).
Одной из главных работ, которые побудили заниматься социологией, была статья Игоря Кона «Психология предрассудка» в «Новом мире». Я был счастлив, когда через много лет познакомился с ним и у нас установились дружеские отношения.
Насколько тесным было ваше сотрудничество с российскими социологами?
В 1970-х не было социологического образования и в социологию пришли люди с разным образованием, из-за идеологического давления занятие социологией приносило много неприятностей, поэтому социологией занимались люди, которые надеялись что-то изменить в советском обществе. Это был романтический период в становлении науки, я тесно общался с социологами всех союзных республик, занимающимися математическими методами в социологии, и более всего – с российскими. Меня связывали дружеские отношения со многими известными российскими социологами (Владимир Ядов, Игорь Кон, Юрий Левада, Андрей Алексеев, Валерий Голофаст, Леонид Кесельман и другие). К сожалению, многих из них нет, а тех, кто есть, я не называю, так как не уверен, что это не навлечет на них неприятности в современном российском обществе. К счастью, наши взгляды на российское и украинское общество с моими российскими друзьями совпадали и совпадают, не пришлось разрывать дружеские связи.
В канун вашего юбилея вышла ваша книга "Социология в анекдотах", где вы вводите читателей в основу социологического метода, дополняя их анекдотами. Есть ли анекдот, который можно было рассказать в наши дни?
Мне кажется уместной притча Феликса Кривина:
«Уже на заре истории была уничтожена половина человечества: Каин убил Авеля.
Потом потекли мирные дни. Каин оказался дельным хозяином: он быстро освоил землю и заселил ее обильным потомством. И своим детям, которые не могли всего этого оценить, Каин не раз говорил:
Берегите, дети, этот мир, за который погиб ваш дядя!»
Очень интетесное исследование в Беларуси института Chatham House о ситуации вокруг Украины.
Выражаем глубокое уважение коллегам, которые проводят исследования в условиях жесткой цензуры и репрессий.
Результаты показывают неожидано большое отличие медиапространств России и Беларуси.
Главный вывод: белорусы не поддерживают участие Беларуси в военной операции России в Украине.

https://en.belaruspolls.org/wave-8
ЭВАКУАЦИЯ 2022
Исключительно интересное и, для многих важное, исследование военной волны эмиграции российских граждан.
Исследование инициировано и выполнено некоммерческой организацией “OK Russians”.
https://okrussians.org/
👍1
ExtremeScan - Пре-релиз #3.pdf
122.7 KB
Данные-агонь! Чтобы погасить огонь.
Публикуем сопоставимые данные исследований в России и Украине.
🔥7👍3
Публикации результатов исследований общественного мнения и комментариев о них делятся на три группы группы.
В одних идет репортаж об активном росте всего, что можно отнести к полититческим рейтингам, включая поддержку военной операции в Украине.
В других исследования в России признают невозможными, поскольку военная цензура смещает ответы в сторону социальной желательности.
Третья гибридная вытекает из второй группы, заявляя о некорректности измерения, но продолжает строить политологические выводы, отталкиваясь от этих цифр.
На основании анализа данных шести исследовательских центров мы учимся понимать реальность, а также описываем ловушки сознания в восприятии военной социологии.
👍12
712 просмотро 7 лайков и 10 "огонь!"
На этих цифрах мы обнаружили, что последнем пост-релизе # 5 фактически задвоился фрагмент и таблица. Публикуем поправленный релиз. В качестве извинения добавляем релиз на английском языке.
Следующий релиз будет особенным. Он будет написан на основании не только российских данных, но и украинских. И это будет продолжением история, которую мы отчасти анонсировали в тексте релиза #3 "Зеркало военной операции".
В качестве тизера несколько цифр.
85% граждан Украины верят, что страна двигается в правильном направлении
у 67% , в случае потери работы, денежных запасов на еду и другие необходимые расходы хватит только на 3 месяца
13% полностью потеряли доход
50% украинцев чувствуют себя счастливыми
35% (преимущественно) русскоговорящих украинцев перешли на украинский язык
🔥11👍2
Мы публикуем необычный 6й пост-релиз.
Он может оказаться несколько сложным для широкой аудитории, но, возможно, не только релевантные эксперты захотят его прочитать.
Релиз посвящен исследованию исследований и отвечает на вопрос, возможно ли проводить исследования в условиях военных действий и цензуры. Причем, это уже даже не вопрос, а часто звучащее утверждение о такой невозможности, в том числе, известных экспертов в области интерпертации социологии.
Текст написан по заказу Extremescan моим очень уважаемым коллегой, целым доктором социологических наук - Владимиром Звоновским. Причем важно отметить, что Владимир Борисович - не только доктор наук и профессор, но один из самых опытных специалистов в полевых исследованиях. Так что ему стоит доверять.
👍25🔥1
Триггер слдующих двух релизов. Пока статья. Опубликована в ФБ, но, кажется там ее мало видят.
ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВРАГА.
Интервью белорусского журналиста и политолога Yury Drakakhrust со мной и моей коллегой и партнром по синхронным исслдедованиям - Інной Волосевич.
Автоматический (небезупречный) перевод c белорусского на русский язык - кнопочка вверху.
https://www.svaboda.org/a/31832527.html
1👍1
Очередная волна исследования по Беларуси.
Отношение Беларуси к военному вторжению в Украниу и участииюБеларуси в в оенных действиях
https://belaruspolls.org/wave-9
👍11
Релиз коллег из украинской компании Info Sapiens, подготовленный на основании двух исследований - в Украине и в России.
👍6👎1🔥1
Релиз подготовлен на основании исследований проведенных в апреле в России и Украине в рамках проекта “Зеркало военной операции”. Он продолжает анализ, опубликованный в релизе украинской компании Info Sapiens.
Искренняя благодарность всем, кто прочитал наши релизы о совместном исследовании “Зеркало военной операции”. Спасибо всем старым и новым подписчикам канала. Последние публикации оказались самыми популярными, благодаря им аудитория удвоилась. И как назло, впервые в российском релизе мы допустили незначительные ошибки. Сейчас они исправлены. Изменения коснулись цифр в двух таблицах и разметки значимости в четырех. Но ни распределения долей, ни смысл соответствующих текстов не изменились.
Ради академической точности мы публикуем обновленный текст.
Пользуясь случаем, отсылаем вас на сайт ExtremeScan, на котором, возможно, вам будет удобнее читать наши материалы.
www.extremescan.eu
Публикации в телеграм-канале продолжатся.
👍19🔥1
На протяжении этих трех долгих месяцев мы пытаемся понять, что происходит с российским обществом, как разделились его взгляды на военную операцию их собственной страны в Украине. Это мучительный процесс. Вполне достижимо надежно оценить, какая доля россиян готова декларировать, по крайней мере нашим интервьюерам, свою поддержку. Эта доля незначительно выросла за первые недели и с тех пор не меняется. Она держится на уровне 65%. Но когда мы говорим о явлении, которое охватывает 60-65%, неизбежно надо идти вглубь, и пытаться понять, из каких групп, каких мотивов, моделей коммуникаций, событий, факторов влияния состоят эти 65% (64, если строго по последней волне “Хроник”). Именно это мы с коллегами разбираем по косточкам, основываясь на независимых эмпирических данных.
С неизменным исследовательским удовольствием представляю второй текст Владимира Звоновского.