Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Модель Кано и как ее использовать
(При поддержке Skillbox)

Модель Кано (Kano Model) - это подход к определению приоритетов функций в дорожной карте продукта, основанный на степени, в которой они могут удовлетворить клиентов и сделать их более лояльными к продукту. Функции, которые должны быть приоритетными, попадают в четыре категории:
- Основные функции. Функции, без которых работа продукта будет вызывать недовольство юзеров. Если они не работают, они могут привести к неудовлетворенности.
- Функции производительности. Это функции, которые дают вам пропорциональное повышение степени удовлетворенности клиентов. Эти функции также влияют на выбор вашего продукта по сравнению с конкурентами.
- Функции положительного эффекта. Функции, которые приносят пользователям огромную радость. Обязательное условие такой фичи — вызываемый ей положительный отклик на ваш продукт.
- Неважные функции – те функции, которые большинству пользователей совершенно безразличны, будут – хорошо, нет – никто не заметит.

Шаги анализа Кано
1) Составить полный список функций продукта, который вы хотите проанализировать (но в разумных пределах, больше 30 – точно не стоит, никто из пользователей на вас столько времени не потратит).
2) Определить сегмент пользователей, с которым вы будете работать (например, в продуктовой разработке это могут быть пользователи, которые использую платную или бесплатную версию, а в корпоративной – с разных сторон “баррикад”, например, закупщики и бухгалтера, так как ценности у них будут разные и, соответственно, результаты анализа будут искажены, если их смешать).
3) Встретиться с пользователями (отдельно!) или отправить им в электронном виде следующий опрос (отдельно по каждой функции):
– Насколько вам понравится, если в продукте будет эта функция?
– Как вы отнесетесь к тому, если в продукте этой функции не будет вообще?

Очень круто про модель Кано и другие продуктовые фреймворки рассказывают на курсе Skillbox. Если хотите освоить все эти фреймворки в работе, приходите на практический онлайн-курс «Профессия product-менеджер». Над программой трудились крутейшие умы России из таких гигантов рынка, как «МТС Банк», «Ситимобил», Pandao, «Юла», Яндекс.Дзен. Уже через полгода сможешь устроиться на работу. По промокоду OSEN5 можно получить дополнительную скидку 5 тысяч рублей. Переходите по ссылке: https://clc.to/zQRU4A , чтоб отправить заявку на обучение.
Как и зачем использовать видео-контент в интернет-магазине

Современный потребитель принимает решение о покупке, основываясь на чужом не заинтересованном в выгоде мнении. Если раньше человек приходил в магазин и доверял предложению продавца, то теперь все начинается с поиска отзывов о товаре и просмотра обзоров.
Рост продаж (CR, ROI) за счет снятия потребительского барьера, снижение возвратов и увеличение времени в продукте - все это сейчас происходит благодаря видео-контенту. Что еще более интересно - тренд пользовательского контента (UGS). Статистика подтверждает эффективность контента, созданного пользователями, о чем говорят разные исследования:
- Доверие 66% клиентов в 12 раз выше к контенту, созданному пользователями, а не брендом. Nielsen
- 4 из 5 клиентов отмечают, что UGC влияет на их решение о покупке. Stackla
- Пользовательский контент на странице товара в интернет-магазине увеличивает конверсию в покупку на 64%. GartnerL2

За 2019-2020 годы развиваются такие тренды, как интерес к смешному, даже комедийному, усталость от негативных новостей и детскому контенту для просмотра всей семьей. А чтобы обеспечить виральность, нужно включить социальную валюту (оригинальность видео, возможность побыть экспертом после просмотра и шаринга ролика), триггеры (каждый ролик должен о чем-то напоминать и мотивировать), практическую ценность (скидки, искусственный дефицит), интересную историю (которой заходят поделиться) и фундамент для подражания (заметность, обыгрывание крутости действия).
Видео проще в производстве и в высшем тренде, чем статья. И если ищете простой бесплатный инструмент для того, чтобы делать видео уже сейчас – попробуйте сервис supa.ru.
А если нужна консультация по использованию видео- и пользовательского контента в продуктах, напишите мне в л/с.
P.S. и посмотрите крутую подборку роликов 2020 https://supa.ru/blog/posts/20-rolikov и гифку, которую мы сделали с ребятами из supa.ru.
Data-driven чек-лист для продакта

Продукт любого продакта - решения. Средняя стоимость ошибки продакта - метрика, по которой оценивают продактов. Решение возникает только там, где есть задача (сформулированный вопрос или проблема) Выбор среди нескольких альтернатив возможен только тогда, когда варианты решений имеют сравниваемые атрибуты. О чем нужно помнить, чтобы чаще принимать верные решения?

1. Нужно определить бизнес-цель на текущем этапе, например, это может быть рост прибыли или доли на рынке. Второй шаг — обозначить стадии и промежуточные цели, достижение которых определяется метриками. Достижение метрики говорит о том, что компания движется в правильном направлении.
К примеру, рост прибыли можно оценить по количеству новых клиентов, среднему показателю оттока клиентов, размеру среднего чека, количеству повторных продаж, проценту конверсии и показателю маржинальности.

2. Важно, чтобы цели были достижимы, а метрики грамотно подобраны:
- Их не должно быть много: по 3−5 на этап.
- Метрика должна быть сравнительной — это значит, что вы должны иметь возможность сравнить показатели с предыдущим периодом.
- Метрика должна выражаться в относительных показателях. Например, измерять скорость удобнее всего в километрах в час, то есть скорость — это пройденное расстояние относительно времени.

Метрики для электронной коммерции:
- Cost Per Action — цена за клик, стоимость, которую вы платите за привлечение одного пользователя. Позволяет оценить целесообразность вложений и возврат инвестиций из рекламного канала.
- Conversion Rate — показатель конверсии, процент пользователей, которые совершили конверсионное действие, например оставили заявки или купили. Позволяет прогнозировать прибыль.
- Shopping Cart Abandonment — «брошенные корзины», количество пользователей, которые бросили оформление заказа на определенном этапе. Позволяет найти узкие места в воронке продаж.

Метрики для сервисов с подпиской (SAAS):
- Monthly Recurring Revenue — регулярная месячная выручка. Нужна для того, чтобы понять, сколько вы зарабатываете в среднем за указанный промежуток времени.
- Churn Rate — показатель оттока клиентов, количество пользователей, которые не стали вашими постоянными покупателями и покинули вас. Позволяет прогнозировать убытки. Хорошими цифрами считаются показатели менее 3%.
- Lifetime Value — пожизненная ценность клиента, доход с потребителя за все время пользования сервисом. Показатель используется для расчета вложений в таргетированную рекламу, чтобы понять, сколько вы можете потратить без убытков.
- Customer Retention Rate — показатель удержания клиентов. Демонстрирует какой процент пользователей вы способны превратить в постоянных клиентов.

3. Каким способом можем обеспечить выполнение KPI наиболее надёжным способом? В 90% случаев это:
- Улучшать функциональность сайта с помощью пользовательского опыта
- Вводить новые фичи
- Улучшать качество услуг и время обратной связи
- Давать больше бесплатных материалов
- Снижать цены на продукт
- Закрыть доступ на сайт всем, кроме старых платящих пользователей

За каждым успешным AI-продуктом (от системы антифрода до голосового помощника) стоит data-driven продакт-менеджер.
И если сейчас вы продакт-менеджер уровня middle, но хотите большего: запускать сложные продуктовые решения и решать верхнеуровневые задачи бизнеса — приходите на курс «AI Продакт-менеджер» от Product LIVE. После него вы научитесь управлять созданием продуктов с применением AI/DS-инструментов. Лекции читают лидеры AI-сферы из Сбер, Mail.ru и Facebook, а менторы и кураторы помогут не забросить курс, если что-то не получается.
Реализуйте свой потенциал - https://clc.to/ny2HNg (До 7 декабря скидка 40%).
Если нужна консультация по продуктам - пишите @SKoloskov.
Решай, как продакт

В одной продуктовой компании в сфере онлайн-образования несколько лет назад мне дали задание. Есть 6 фичей, их нужно поместить приоритезировать:
1.
Tech tuning - Облегчение платформы: легкость загрузки и потребления ресурсов компьютера
2. Feedback improve - Увеличение доли студентов, ставящих оценку пройденному занятию и преподавателю
3.PDF backup - pdf-версии материалов уроков на экстренные случаи недоступности платформы
4.Оплата на последнем слайде вводного занятия - возможность оплатить занятия в школе прямо на пробном уроке
5.Благодарность преподавателям - Возможность для студентов перевести на счет преподавателя финансовую благодарность
6.Мобильная адаптация ДЗ - Полноценная альтернатива выполнения домашнего задания с компьютера

Как такие задачи решает продакт-менеджер?
Я использую 2 подхода и стараюсь найти в них пересечение. В первом подходе - определяю метрику роста и считаю, какая фича лучше всего влияет на метрику роста продукта больше всего (а значит, и на юнит-экономику). Во втором подходе - использую фреймворк а-ля RICE (Reach x Impact x Confidence)/ Effort =RICE Score)

Используя первый подход, утверждаем, что метрика роста онлайн-школ, по классике - конверсия в следующее занятие. Ее можно разложить на метрики следующего уровня востребованность для юзеров, эксклюзивность, привлечение новых пользователей, полезность и влияние на выручку (без этого не будет существовать платформа).
Больше всего на эту метрику может повлиять (от самого приоритетного к менее):
4.Оплата на последнем слайде вводного занятия — 2. Feedback improve — 6.Мобильная адаптация ДЗ — 5.Благодарность преподавателям — 3.PDF backup.

Если использовать RICE, то можно получить следующий порядок:
4.Оплата на последнем слайде вводного занятия — 2. Feedback improve — 6.Мобильная адаптация ДЗ — 5.Благодарность преподавателям — 3.PDF backup — 1.Tech tuning.

Научиться думать, как продакт - это использовать понятную, обоснованную с точки зрения бизнеса и продукта систему метрик, которая помогает приоритизировать.
Вопрос “Как ранжировать задачи” - один из самых популярных на собеседованиях продакта.
Хорошая новость в том, что научиться решать такого рода задачи можно за несколько вечеров.
Денис Ялугин, Product owner в Альфа-Банк проводит практичный и интенсивный мини-курс по решению продуктовых задач Task Cracker 14,16 и 17 декабря.
Подробности и регистрация по ссылке: https://taskcracker.ru

Если нужна консультация по работе с беклогом и дорожной карте продукта, напишите автору канала.
Фриланс - тренд и будущее

В исследовании Upwork 75% процентов специалистов на фрилансе признаются, что зарабатывают столько же или больше, чем в штате. И только 36% процентов удаленщиков работают в формате полного рабочего дня.
Мировой объем рынка фриланса ежегодно растет: к 2023 г. он увеличится в 1,5 раза до $7,4 трлн, а в России и вовсе удвоится – с $40 млрд в 2019 г. до $82 млрд в 2023 г., прогнозируют PwC в исследовании «Gig-экономика».

Причины популярности идеи самозанятости – как в запросе на такой формат работ со стороны бизнеса, так и в растущем количестве специалистов-фрилансеров и качестве их компетенций. Первые все больше ценят свободу выбора – проектов, графика, а также способа решения конкретных задач. Компании же все чаще под проекты ищут узкопрофильных специалистов с высоким уровнем компетенций, при этом гибко подстраивающихся под работодателя, и эту тенденцию усилила пандемия.

Для фрилансеров главная фича работы на себя – возможность выбора проектов, заказчиков, а также ведение нескольких проектов сразу. По сути, фрилансер самостоятельно формирует свой заработок. Рынок труда становится подобным каршерингу. Человек сможет выйти на двухнедельный проект в компанию и сменить ее, если она ему не понравится. А может остаться на долгое время. Это и возможность зарабатывать на интеллектуальных проектах, развивать свои профессиональные навыки, получать качественней кейсы в портфолио, работать с другими крутыми специалистами и разными компаниями. Главное, что нужно подготовить и всегда держать наготове - это портфолио и стоимость услуг.

Помимо крупных бирж, развиваются и нишевые, для бизнес-аналитиков, продуктологов, дата-сайентистов, дизайнеров. Вот уже месяц я пользуюсь платформой Профессионалы 4.0. где можно выполнить задания от компаний вроде Крок, Ростелеком, EY. Удобно, что об условиях работы можно договориться лично с заказчиком, а еще есть мобильное приложение. Если уже пробовали Фрилансим, Kwork, Яндекс.Услуги и хотите подзаработать и получить кейс в портфолио, приходите на Профессионалы 4.0.
С какими навыками продакты встречают 2021 год

Общаясь целый год с разными продактами и студентами на курсах, я составил для себя список актуальных навыков, которые нужны уже сейчас и пригодятся в 2021 году. Итак, это:

1. Адаптивность к быстроменяющимся событиям. Помните, как в марте сервисы объявлений быстро сделали видео-звонки, провайдеры путешествий сделали ставку на внутренний туризм, а интернет-магазины доставку до двери? Событий и изменений всегда будет много. Планировать стоит как на 1 месяц вперед, так и на 3 года одновременно.
2. Межличностное общение на любой платформе и любом формате. Попробовать и принять решение о форматах и выбрать один из сотни сервисов для абсолютно разной работы от общения с пользователями до грумминга с командой, от презентации для руководства до мозгового штурма с продуктовым дизайнером. Выстроить эту работу эффективно с учетом всех психотипов в командах - перспективный навык, укрепляющий умение формировать команду.
3. Оптимизация всего и всегда. Теперь время, которое ранее тратилось на дорогу, можно потратить на изучение sql или инструментов для запуска рекламы, или на пет-проект. Юнит-экономика - теперь и минимизация стоимости ошибки продакта в условиях неопределенности, упор на MVP, поиск для казавшейся огромной задачи легких решений и сценарных допущений.
4. “Заточка” пилы в таких навыках, как управление временем и ожиданиями, настройка OKR и KPI, составление дорожной карты и определение приоритетов задач, определение требований, анализ данных, маркетинговое исследование и анализ рисков

В исследовании Product School о будущем профессии говорится, что спрос только растет: 56,4 % опрошенных компаний наняли от 1 до 5 продактов в 2020 году, а 17,1 % – от 6 и даже более 10.
Если вы хотите освоить все эти навыки, то можно пройти интенсивную Программу профессиональной переподготовки "Управление цифровым продуктом" в НИУ Высшая школа экономики. Программа включает 6 месяцев обучения от ведущих экспертов-преподавателей, индивидуальную работу над собственным проектом и групповую работу над кейсами. Регистрация по ссылке: https://product.hsbi.ru/.
Способы отстройки от конкурентов, которые в тренде


1. Высокое и доступное качество (ВкусВилл Экспресс)
2. Быстрота на границе с прозрачностью (Яндекс.Go)
3. UX - главное (Apple)
4. Клиентский сервис - главное (Тинькофф, Ozon)
5. Решение любой проблемы (Google)
6. Ограниченное предложение (Bitcoin)
7. Уникальность, подчеркивающая индивидуальность опыта (Booking).
8. Эмоции и впечатления (TikTok).
9. Надежность на границе с конфиденциальностью (Telegram).
10. Гибкость (Miro, Notion).
11. Брендированность, селебрити (MasterClass).
12. Полный онлайн (Zoom)
13. Объединение по духу (Medium, Spark).
14. Высокий общепризнанный статус (mercedes-benz).
15. Низкая цена (auchan)

Оценивать лучшие варианты отстройки могут продуктовые аналитики.
В Skillbox создали курс «Профессия Продуктовый аналитик», который научит собирать, анализировать и работать с данными о продукте, пользователях и маркетинге.
Программа обучения включает веб−аналитику и аналитику мобильных приложений, сквозную аналитику (боль), CX−исследования, и конечно же, Python/SQL и всё, что с ними связано.
Обучайся со скидкой до 60% в декабре! Подробная программа курса по ссылке: https://clc.to/-TYabQ
Получите частичку вдохновения с перцем от Бабаевой

Договорившись о том, что я напишу критику на канал Наташи Бабаевой - #телеграм_перестрелка, я понял, что ничего кроме восторгов и вдохновения не могу ничего передать ) Все посты и мысли уникальны - https://news.1rj.ru/str/changemarketing. Вот мои любимые мысли:

⁃ Если ты работаешь на износ, проси такую зарплату, чтобы после пары лет такой работы позволить себе год ничего не делать. Просто вопрос выживания.
- Ты не можешь взять и создать вирус, но ты можешь взять и повысить вирусный потенциал (повысить шансы, что он случится)
- Настроить контентный конвеер — задача не менеджерская (настройка процессов), а продуктовая (итеративная разработка продукта)
- Как поднять увлеченность? Моя текущая гипотеза, что можно у киноиндустрии воровать методы. Если мы поможем ученику испытать боль героя и покажем, как тот вышел из нее, то ученик усвоит «Было-Стало», хотя сам не страдал.
- Лучшим способом научиться чему-то станет постоянно смотреть за 2-5 людьми, которые это уже умеют в интересной вам индустрии на интересной вам должности. Все будут транслировать все (ну или концентрат дня), поэтому найти таких не составит труда.
- Все говорят, что важное качество кандидатов — обучаемость. Мало кто говорит про важность способности быстро научить кого-то тому, что знаешь сам. Назовем ее научабельностью.
- Поверить в возможность невозможного — лучший прием развития креативности.
- Польза мыслей из предыдущих уровней развития — даже больше. Они заделывают фундамент. Не дадут конструкции расползтись и проиграть.
- И почти самое главное, но от Толстого: “надо быть сильным или спать

Как продакту на стыке кайдзенщика и визионера (тут про типы - https://news.1rj.ru/str/changemarketing/44) мне хочется побольше аналитики и кейсов из практики разных продуктов. И как, безусловно, добытые на практике крутые вдохновляющие мысли работают для бизнеса, какой профит приносят. Или побольше примеров из компаний мира.

- И наконец. Продакт, к доске! Только так можно прокачаться.
“Осознанность” - важное слово уходящего года

Психотерапия позволяет человеку понять, что он может повлиять на ситуацию, предпринять те или иные действия, чтобы улучшить ее. Это как продуктовая рефлексия, когда продукт - Вы. Состояние человека изменяется при помощи изменения поведения, проведения экспериментов. Именно изменение поведения влияет на многие аспекты жизни человека, будь то отношения с другими людьми, выражение собственных эмоций, повышение личной эффективности в учебе или на работе или позитивное мышление.
По рекомендации подписчиков канала, я прошел несколько сеансов психотерапии по личной эффективности в сервисе Zigmund.online. И вот основные поинты этого опыта:

1. Коучинг и тренинги личной эффективности имеют временный эффект, человек снова нуждается в "волшебном пенделе" коуча, тренера, преподавателя. Эффективнее посетить хорошего психотерапевта, проработать собственные страхи и барьеры и... начать достигать успеха.

2. Успех в метриках неразрывно связан и коррелирует с личной эффективностью. Личная эффективность раскладывается на метрики:
- Скорость, с которой достигаете своих целей в определенных условиях с оптимальными затратами внешних и внутренних ресурсов. Краткосрочные перспективы.
- Быстрота перехода личности от исходного (текущего) состояния в желаемое. Среднесрочные перспективы.

3. Все решения и эксперименты связаны с такими инструментами, как:
- управление личными ресурсами: тайм-менеджмент, самодисциплина, здоровье, профит
- осознание целей, желаний и намерений
- общение с окружающими людьми

4. Идеальная личная эффективность - это умение человека выполнять практически моментальный переход от текущего состояния к желаемому, это умение жить «здесь и сейчас», жить с удовольствием.
Для этого нужно делать следующие шаги:
- разобраться с целями: понять, чего вы хотите на самом деле, и научиться достигать желаемого при меньших затратах времени и сил. Все по SMARTу и MVP. 20% усилий приносит 80% профита.
- научиться каждый день проводить “стресс-тесты” и работать «на пике» собственной эффективности (кстати, на эту тему хорошая книга у Максима Дорофеева “На пике” есть)
- выделять 20-30% времени и сил на реализацию своих целей, желаний и «мечт»
- использовать самые оптимальные способы усиления вашей результативности;
- разработать комфортный и реальный для вас индивидуальный план повышения личной эффективности

5. Не нужно иметь больших надежд на будущее, достаточно просто испытывать любопытство по поводу грядущих времен. Попробуйте Zigmund.Online — сервис онлайн-психотерапии. Это платформа с подбором психолога именно под ваш запрос, с инструментами управления занятиями, уведомлениями и встроенной системой платежей. В сервисе тщательно проверяют и собеседуют всех психологов. По промокоду product на первые 2 занятия скидка 55%.
Насмотренность продакта

Насмотренность - «творческая мышца» продакта. Ее не только можно, но и нужно тренировать. Тренировать - это означает решать кейсы из разных продуктов, наблюдать за профессионалами, развивая свой стиль и вкус.

Что делаю я и советую всем:

1. Преподавать и работать со студентами в рамках их проектов. Тут как бонус будет реальная систематизация знаний и взгляд со стороны на любую гипотезу. Выбирайте удобный формат для себя, тему, в которой разбираетесь и откликайтесь.

2. Консультировать разные продукты по разным задачам и сферам продуктов. Если позволяет время, лучше, конечно, парт-тайм занятость. Здесь из бонусов - это и работа на новых рынках, нетворкинг и развитие навыка управления ожиданиями.

3. Обновления и релизы конкурентов. Как тех, кто на шаг впереди, так и позади. Все является насмотренностью и сигналами. Смотреть важно не только за новинками, но и откатами назад.

4.Блоги продактов. Там очень много инсайтов и кейсов. Выбирайте тех, кого интересно читать. И начинайте везти свой блог, это просто полезно.

5. Участие в кейс-чемпионатах и хакатонах, на которых можно посмотреть результаты. Кстати, рекомендую посмотреть результаты кейс-чемпионата P1. Разные команды проводили исследования, проектировали продукты, готовили презентации. Результаты оценивали CEO и CPO МегаФона, Ozon, Альфа-Банка, Тинькофф, Skyeng. Тут тонна образовательного контента и кейсов: https://clc.to/pioneum1_results
Про что нужно помнить, когда проводишь решенческое интервью

Когда вы провели валидацию гипотез в рамках проблемного интервью, вы приступаете к тестированию прототипов решений, не забывайте про такие хаки, как:

1. Нужен опыт использования, а не мнение. Нам нужно, чтобы респондент комментировал именно ход своих мыслей и действий, пока выполняет задачу. Но по умолчанию люди пытаются сразу предлагать идеи о том, как улучшить систему. Полезен только наглядный опыт первого использования продукта случайным человеком, а не мнение о том, как надо «допилить вот эту фичу».

2. Необходимо ставить задачи «верхнего уровня». То есть не «Найти кнопку», а «Организовать рабочий процесс». И не стараться в формулировке задания подсказать пользователю, как решать задачу, тем более, если варианты решения могут быть разными.

3. Это не количественный тест, а качественный. Не нужно нанимать много людей и создавать репрезентативную картину. Главное понять – могут ли люди справиться с заданием и устраивает ли продуктовую команду, как это происходит (мучительно или не очень). Достаточно заказать 3-4 теста, чтобы гарантированно получить один содержательный или обратить внимание на несколько эпизодов из разных тестов.

4. Не обязательно искать тестера именно из своей ЦА. Подходит почти любой уверенный пользователь ПК, по крайней мере для нашего продукта. Если продукт изначально очень сложный, то кейс должен быть простым. Например, для сложной программы: “… найти куда загрузить данные эксперимента, запустить обсчет и получить результат, далее сохранить в файл...”.

5. Проводить тесты необходимо на незнакомых людях. Случайные люди всегда лучше, чем круг общения. Друзья и знакомые быстро закончатся, да и не все из них захотят «подвисать» целый час над интерфейсом. А нам важен именно первый опыт взаимодействия с продуктом. Тестирование нужно проводить регулярно, и нужны пользователи со «свежим» взглядом.

Эти и другие лайфхаки по теме быстрой проверки идей и точек роста будут на открытом занятии 22 января - «CustDev для самой быстрой проверки идеи», который проведу я. Там будут также пошаговый чек-лист для создания сценариев и подведения итогов, включая перечень шаблонов и инструментов, практика создания сценария интервью.
Регистрация по ссылке.
Буду рад всех видеть, приходите!
Занятие входит в программу онлайн-курса «Product Manager IT-проектов» (я соавтор и руководитель программы), который доступен сейчас по скидке 30%.
Метрики продуктивности команды

Недавно познакомился с весьма содержательным и набирающим популярность каналом PRO Менеджмент, в котором есть интервью с опытными руководителями с эффективными кейсами (очень понравилось интервью с создателем Пикабу как пример построения эффективного бизнеса на удалëнке), статьи о менеджменте с возможностью обсуждения, полезные подкасты. Правильный и эффективный менеджмент - залог успеха продакта как руководителя.

Вдохновившись контентом и вспоминая опыт консультирования систем управления персоналом и продуктовых команд, я постарался сформулировать стратегические метрики для успеха команды. Понимание, насколько эффективно работает продуктовая команда, поможет правильно оценить развитие своего продукта и улучшить возможные результаты. Оценка продуктивности - гибкий процесс и может быть из следующих метрик:

Соотношение запланированного к выполненному
Даже если смена планов пошла на пользу вашему продукту, вы должны разобраться, насколько эффективно команда работала над предыдущими планами. Соотношение запланированного к выполненному покажет, какой процент задач смогла выполнить команда.

Выполнение рабочего цикла
Метрики agile можно использовать практически в любом виде продукта. Подобная система заставляет вас разбивать задачи на мелкие подзадачи и таким образом оптимизировать свою продуктивность. Чем короче получается рабочий цикл, тем быстрее вы выполняете свое дело. Если вы будете разбивать задачу на короткие рабочие циклы, то приближающиеся дедлайны заставят вашу команду работать продуктивнее. Важно измерять, выполнили ли сотрудники задачу в срок, в заданных временных рамках.

Вовлечённость
Обращайте внимание на пропущенные собрания, больничные и число опозданий. Все эти факторы могут говорить о том, что сотрудник испытывает профессиональное перегорание или с чем-то еще. Для маленькой команды, работающей в условиях жестких дедлайнов, отсутствие одного сотрудника может негативно сказаться на моральном духе всех остальных работников. Хоть посещаемость и время, проведенное на работе, необязательно могут отражать продуктивность сотрудника, эти метрики могут пригодиться для измерения мотивированности вашей команды.

Число допущенных багов
Эту метрику обычно используют разработчики, которые считают количество пропущенных багов в новом продукте. Она легко подойдет каждой команде, если считать за дефекты ошибки, влияющие на покупателя. Как только вы выявите общее количество «багов», вы сможете рассчитать, сколько их появляется за определенное время и понять, насколько довольны ваши клиенты и продуктивна команда.
Какая должна быть аналитика у продуктов

Постарался составить полный список аналитики, которая сейчас нужна в наше время при управлении продуктами. И вот, что получилось:

Бизнес-аналитика
Выявление потребностей бизнеса, их оценка, принятие решений по изменению существующих процессов или внедрение новых. Описание возможных вариантов развития бизнеса, необходимо хорошо ориентироваться в бизнесе, понимать и применять маркетинговые исследования, быть в тренде бизнеса. Кстати, 20го января в 20.00 будет интересный вебинар от Наталии Желновой (Руководитель направления в ПАО "Сбербанк") про Моделирование бизнес-процессов: для чего использовать и как эффективно организовать, я обязательно схожу.

Системная аналитика
Фильтрация бизнес-требований, понимание целесообразности разработки, после чего фиксирование функциональных требований доступным, для разработки, способом (написание ТЗ, постановок, их согласование), координация процесса разработки, умение быстро предоставлять информацию, принятие взвешенных решений по проблемам разработки. Приемка продукта.

Аналитика UX
Выявление потребностей пользователя, умение перекладывать эти потребности на user friendly пользовательский интерфейс. Проектирование веб-систем и приложений.
Владение инструментами проектирования веб-интерфейсов. Знание принципов юзабилити, владение методиками проектирования. Умение видеть картину в целом, с точки зрения пользователя.

Аналитика Big Data
Структурирование данных для их хранения, преобразования, поиска, быстрого и удобного доступа к ним, для последующей обработки и составления аналитической отчетности или для удовлетворения других потребностей бизнеса.

Аналитика Data Scientist
Формулирование, фиксирование выдвигаемых математических гипотез для принятия решений, касаемо бизнеса компании.

Интеграционная аналитика
Построение mapping-таблиц различных форматов данных друг на друга, знание продуктов интеграции, понимание основных архитектурных решений по выстраиванию процессов интеграции. Координация процесса разработки

“Вирусная” аналитика
Проектирование вариантов защиты информации от вирусов, желание копаться во взломанном софте, выявляя причины и способы заражения.
Что делать в ситуациях, когда глубинное интервью идет не по плану

В посте разобрал основные ситуации, когда интервью идет не по плану. Пост приурочен к открытому вебинару «CustDev для самой быстрой проверки идеи» в Otus 22го января в 20.00.

Ситуация 1: респондент говорит обо всём, кроме того, что нужно

- Как только вы понимаете, что респондент отвечает не на ваш вопрос, аккуратно вмешайтесь и задайте вопрос повторно или переформулируйте его.
- Если это не срабатывает, то стоит в явной, но мягкой форме обозначить респонденту, что именно вас интересует:

Давайте вернемся немного назад. Смотрите, я вас спросил о [о чем был вопрос]. Вы мне ответили [краткий пересказ слов респондента]. А я бы хотел услышать о [назвать ситуацию или конкретный этап процесса, о котором хотите узнать подробнее].

Ситуация 2: респондент отвечает односложно, не раскрывая подробностей

- Покажите респонденту, что вы ожидаете услышать подробный ответ:
Что происходило с момента, когда вы решили [купить квартиру] и до момента, когда [оформили ипотеку]? Давайте пройдемся прямо по шагам.
- Если подробностей всё еще мало, проговорите, что вы услышали от респондента, дождитесь подтверждения или новых дополнений с его стороны и попросите рассказать более детально о том, что вас интересует.

Ситуация 3: в рассказе постепенно появляются новые детали, в которых теряется как интервьюер, так и сам респондент

- Чтобы вы и респондент точно друг друга поняли, вам нужно упростить процесс обмена информацией. Например, схематично изобразите на листе бумаги всех менеджеров, названия всех продуктов и компаний, которые важны для рассказа, и попросите респондента показать, о ком или о чём он сейчас говорит.

Ситуация 4: придуманный «на ходу» вопрос уводит респондента в обсуждение неважной темы

- Не стесняйтесь взять паузу, чтобы у вас было время «переварить» новую информацию и обдумать вопрос:
Я хочу немного разобраться и понять, что вы делали. Правильно ли я понимаю, что вы [озвучиваете, как вы поняли, что респондент вам сообщил].
Секунду, я сформулирую вопрос.
- Пока вы проговариваете эти фразы и делаете паузу, спросите себя: достаточно ли вам деталей, которые сообщил респондент, или нужно задать дополнительные вопросы? Сможете ли вы использовать услышанное для описания проблемы или подготовки рекомендаций?
- На основе размышлений сформулируйте подходящий вопрос и не забудьте оценить, насколько формулировка близка к тому, что вы действительно хотели узнать.

Ситуация 5: структура вопросника задает рамки беседы, которые мешают рассуждениям респондента

- Задавайте интересующие вас вопросы сразу, как только респондент затронул тему: не ждите момента, когда обсуждение темы запланировано в вопроснике.
- Подготовьте респондента к тому, что в обсуждении вы пройдете весь исследуемый процесс по этапам или шагам, и предваряйте каждый смысловой блок вопросов пояснениями:
Мы с вами обсудим весь процесс [покупки товара] по шагам, от момента, когда вы поняли, что хотите [приобрести товар], до момента начала использования. Сейчас мы поговорим о [называете первый шаг процесса].
- Подумайте над изменением порядка вопросов для следующих интервью, чтобы он соответствовал логике рассказа респондента.

Приходите на вебинар! Нужны консультации - напишите автору канала.
Ликбез про лояльность пользователей

Лояльность клиента - это ситуация при которой клиент самостоятельно отдает предпочтение продукту среди аналогичных продуктов Клиент относится к продукту по особенному, он готов чаще его обновлять и старается не замечать мелких недостатков продукта.
Нелояльность - клиент в данный момент не видит альтернатив и выбирает ваш продукт от безысходности то это не лояльность, выбирает ваш продукт исключительно из соображений цены, вы делаете регулярные маркетинговые компании (акции, скидки и так далее), клиент, реагируя на них, покупает ваш продукт.

В чем выгода лояльности?

- LTV намного больше. Лояльный клиент это такой клиент, у которого LTV намного больше, чем у среднестатистического клиента из клиентской базы. Большая разница в LTV достигается за счет того, что такие клиенты имеют значительно более длительный срок жизни клиента.
- Бюджет на привлечение становится меньше. Если вы покупаете клиента с длинным сроком жизни клиента, то он будет покупать в следующем месяце, через месяц и так далее. В этом случае в каждом последующем месяце вам уже нужно купить на 1 клиента меньше.
- Recurring Revenue. Постоянный приток денег от таких клиентов. 40 месяцев прибыли от одного клиента не сильно ощутимы. Но если таких клиентов 40-60% от вашей клиентской базы то это позволит вам ежемесячно обеспечивать необходимый объем прибыли компании. Для накопления знаний по LTV и метрики лояльности могу порекомендовать хороший курс от коллег из ВШЭ по продуктовой аналитике, который стартует 1 февраля - https://product.hsbi.ru/product-analytics.


Как измеряется лояльность?

- % one-time buyers - процент покупателей на одну покупку очень простая с точки зрения вычисления метрика. Она определяет сколько у вас клиентов за период сделало одну покупку по отношению к другим клиентам (сделавшим 2+ покупок) из этого периода. В качестве периода можно, например, брать месяц или все время жизни базы.
- retention rate, % - процент удержания позволяет вам отслеживать динамику цельности вашей базы за разные периоды. Исходя из тактических соображений, я предпочитаю работать с ней на коротких периодах (2-4-N недель). Лояльный клиент и должен совершать покупки согласно нашему определению, но когда он совершит следующую покупку - с точки зрения лояльности неясно. У каждого клиента есть свой цикл покупок.
- NPS - расчет тех, кто готов порекомендовать ваш продукт по отношению к тем, кто не готов порекомендовать или готов дать отрицательную рекомендацию. Формируется она на базе опросов клиентов, задавая вопрос - насколько вероятно, что вы порекомендуете продукт вашему другу или коллеге.

Увеличить LTV можно двумя способами
- Продать клиенту больше в рамках естественного Customer LifeCycle (через программы по удержанию)
- Продлить Customer Lifetime, где в этот дополнительный период клиент что-то да купить (через программы лояльности).

Нужна консультация - пишите автору канала @SKoloskov.
1
Тонкости ценобразования для разных продуктов

Правильная цена — это цена, правильная для клиента. А клиент — это всегда какая-то группа лиц. Чтобы не ошибиться в ценообразовании, надо чётко понять, что за люди покупают ваш продукт, на основании чего они принимают решение, выбрать верный ценник. При поддержке курса «Управление продуктом» от онлайн-университета SKillbox, где также научат рассчитывать экономику, анализировать конкурентов и тестировать идеи, чтобы создавать лучшие предложения на рынке.

В2С
Люди принимают решения эмоционально. Если играете в нижнем сегменте рынка, значит, единственный козырь — цена.
Если работаете в среднем сегменте — ставьте цену на уровне конкурентов, а ваши способы выделиться:
⁃Акции — скидки на праздники, кэшбэк.
⁃Простая ценовая политика — ровные цены, минимум опций, «всё включено».
⁃Возможность вернуть деньги. Это не совсем про цену, но действует чудесно.

Если ваш продукт — “лакшери”, то:
⁃Сделайте цены отличными от всех. Например, пусть всегда заканчиваются на 888.
⁃Никогда не давайте скидок. Скидка обесценивает товар и разочаровывает потребителей, уже совершивших покупку. В hi-end сегменте клиенты покупают историю, а не характеристики. Никто не будет покупать историю, в которой его облапошили.
⁃Заигрывайте со специальными сериями, с ценой х3 к стандартной. Это, может, и не принесёт много продаж, но оттянет внимание клиентов. И основной продукт не будет казаться таким дорогим.

Предпринимательская компания
Предпринимательские компании быстро принимают решения. Они могут быть импульсивными, а способ принятия сильно зависит от руководства и напоминает продажи на B2C-рынке. Такого клиента легко найти и легко потерять. Ответов на вопросы: «Кто он такой? Как принимает решения? Что ценит в партнёрах? Что его радует?» — нет в принципе. Поэтому:
⁃Цена должна быть простой. Клиент постоянно чем-то занят, ему лень думать. Не надо делать прайс на трёх листах с примечанием.
⁃Хорошо связать цену с какими-то понятными вещами — чашкой кофе, полным баком, шашлыком.
⁃Скидки должны быть кратны 10.

Корпорация
Здесь всем рулит бюрократия. Выяснить, как клиент принимает решение, практически невозможно. Более того, людей, которые принимают решение, всегда несколько. И парочка из них обязательно сменится за время продажи. Поэтому нужно помнить о следующем:
⁃Оптимальная цена — на 5–15% ниже конкурентов. Сильно дешевле будет подозрительно. А с другими ценниками вы попадёте в стоп-лист.
⁃Должен быть запас для снижения цены, чтобы сделать приятно менеджеру на стороне клиента, считающему себя «отжимателем всех и вся».
⁃В цене должен быть заложен ретробонус для клиента, который будет ему интересен.
⁃В цену надо закладывать очень дорогие продажи (если обычно продаёте за месяц — закладывайте год, если за полгода — три) и очень дорогое обслуживание.

Менеджерская компания
Это компания, где всем рулит команда наёмных менеджеров.С менеджерскими компаниями проще. Команда управленцев действует рационально и работают на достижение своего KPI.
Поэтому:
⁃Этот менеджер тратит не свои деньги. Основная эмоция, которая им управляет, — страх. Страх получить по голове за неверное решение.
⁃Если ваша цена аргументирована синергией «несколько в одном», убедитесь, что принимает решение по каждому из них один человек.
⁃Если ваш клиент уже использует конкурентное решение и в целом им доволен, цена — не тот фактор, который позволит продать. Так может сработать с предпринимателем, он считает деньги. Менеджер считает риски, и менять работающую систему на другую — работающую, но более дешёвую — ему нет никакого смысла.
Основные законы развития успешных продуктов

1. Закон Галла. Любой сложный стартап когда-то начинался с одной простой функции. Google с одной строчки поиска, WhatsApp с кнопки статуса «где я», Craigslist со списка рассылки и т.п. —> Если в проекте не сработала главная функция, худшее что можно сделать, это навесить вокруг еще несколько фич.

2. Правило двух пицц. Его сформулировали в Amazon (The Two-Pizza Rulе). Суть проста — любой крутейший продукт должна запускать очень маленькая команда, которая может наесться одной пиццей. То есть это 2-5 человек.

3. Закон выжигания каналов продаж. Любой канал продаж (если он не твой) со временем наполняется конкурентами и выжигается. У баннерной рекламы когда-то был CTR типа 50%, а сейчас отличный результат это 0,1%.

4. Сетевой эффект в подгруппах (Reed’s Law) — когда участники команды могут не только взаимодействовать друг с другом, но и образовывать коллег, ценность такого сообщества резко вырастает и становится пропорциональна 2 в степени «количество участников» ( V~ 2^n) Этот эффект виден в Slack или в FB/Telegram/WhatsApp-группах.
Кстати, именно таким образом проходит и прокачка и насмотренность продакт-менеджера на курсе от Product University, который скоро стартует и куда рекомендую записаться.

5. Закон Мура для контента. Стоимость и скорость создания контента удешевляется каждые 2 года в 2 раза. Количество контента увеличивается в 2 раза каждые 2 года. Все, что сейчас делать дорого и долго (видео, VR, игры), через 2 года будет делать в 2 раза быстрее и дешевле, а через 4 года это сделает каждый школьник.

6. Ценность данных о пользователях и ценность аудитории неуклонно растет.
Главный актив — аудитория и ее доверие. Кстати, даже в недвижимости, главный актив — это не стены из бетона, а трафик прохожих, проходящих мимо этих стен, аудитория живущих вокруг людей. Этим объясняется феномен Facebook и других бесплатных продуктов — да, можно раздавать функционал и контент бесплатно, но если ты в обмен получаешь аудиторию и доверие людей.

7. Метод градиентного подъема (спуска) и наименьших сожалений.
Когда не знаешь что делать, просто смотришь на те варианты которые есть (какие бы хреновые они не были), выбираешь тот, о котором будешь жалеть меньше или тот, кто дает большую надежду и просто делаешь. Алгоритм, который позволяет извлечь максимум выгоды из любой ситуации (да, это может быть лишь локальный максимум, но друго варианта двигаться в условиях неопределенности все равно нет).

Нужна консультация по продукту? Напишите автору канала @SKoloskov.
👍1
Ключевые библиотеки Python для продакт-менеджера

В минимальный пакет знаний современного продуктолога входят ответы на вопросы, какие бывают базы данных, что такое mobile first, API, JSON, Single Page Application: как работает сайт-приложение. Нужно понимать технологии, языки и фреймфорки, которые используются в продукте.
Также будет полезно на базовом уровне изучить SQL и Python. Согласно исследованиям, свыше 50% продактов могут сами написать запросы на SQL и Python для работы с данными. Это позволяет не дергать разработчиков и аналитиков, извлекать и интерпретировать данные по продукту. Подготовили подборку самых полезных библиотек для Python для продакт-менеджера (подготовлена совместно с курсом «Python для решения бизнес-задач» от GeekBrains, где научат визуализировать отчетность и использовать чат-ботов для решения задач, по ссылке https://geekbrains.ru/link/zuzMcq):

NumPy позволяет очень эффективно обрабатывать многомерные массивы. Многие другие библиотеки построены на NumPy, и без неё было бы невозможно использовать pandas, Matplotlib, SciPy или scikit-learn — именно поэтому она занимает первое место в списке. Также в ней есть несколько хорошо реализованных методов, например, функция random, которая гораздо качественнее модуля случайных чисел из стандартной библиотеки. Функция polyfit отлично подходит для простых задач по прогнозной аналитике, например, по линейной или полиномиальной регрессии.

Pandas. Аналитики данных обычно используют плоские таблицы, такие, как в SQL и Excel. Изначально в Python такой возможности не было. Библиотека pandas позволяет работать с двухмерными таблицами на Python. Эта высокоуровневая библиотека позволяет строить сводные таблицы, выделять колонки, использовать фильтры по параметрам, выполнять группировку по параметрам, запускать функции (сложение, нахождение медианы, среднего, минимального, максимального значений), объединять таблицы и многое другое. В pandas можно создавать и многомерные таблицы.

Matplotlib. Визуализация данных позволяет представить их в наглядном виде, изучить более подробно, чем это можно сделать в обычном формате, и доступно изложить другим людям. Matplotlib — лучшая и самая популярная Python-библиотека для этой цели. Она не так проста в использовании, но с помощью 4-5 наиболее распространённых блоков кода для простых линейных диаграмм и точечных графиков можно научиться создавать их очень быстро.

Scikit-learn. Самыми интересными возможностями Python некоторые считают машинное обучение и прогнозную аналитику, а наиболее подходящая для этого библиотека — scikit-learn. Она содержит ряд методов, охватывающих всё, что может понадобиться в течение первых нескольких лет в карьере аналитика данных: алгоритмы классификации и регрессии, кластеризацию, валидацию и выбор моделей. Также её можно применять для уменьшения размерности данных и выделения признаков.

SciPy. Большинство описанных в этой статье библиотек и пакетов входят в стек SciPy, предназначенный для научных расчётов на Python. Библиотека SciPy — один из его компонентов, который включает средства для обработки числовых последовательностей, лежащих в основе моделей машинного обучения: интеграции, экстраполяции, оптимизации и других.
Рекомендация хорошего канала

Договорились с Лешей Арефьевым написать про каналы друг друга, чтобы познакомить читателей с контентом.
Обожаю авторские лонгриды. И на канале https://news.1rj.ru/str/alexcouncil магическим образом показываются лично для меня ответы на насущные вопросы:

- Как погружаться в продукт или продукт в новой компании: 15 самых важных задач, которые надо сделать за 30 дней https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/662

- Оцифровка результатов: все индивидуально, но без нее нельзя брать и приоритизировать задачи https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/660 или https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/651

- Метрики вовлечения после редизайна: первое время метрики вырастут у нового варианта интерфейса, а потом просядут со временем. https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/655

- Про цикл продуктовой стратегии: чем быстрее мы что-то выпускаем, тем быстрее получаем обратную связь, а значит быстрее учимся - https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/644

- Про влияние UX на бизнес-метрики: влияние продолжит снижаться, но исследования и проектирование будут все также востребованы. Правда фокус уйдет в сторону более мелких изменений, которые в комплексе формируют опыт пользователя.
https://news.1rj.ru/str/alexcouncil/642

За подписками на обновлением контента - сюда https://news.1rj.ru/str/alexcouncil
Что такое эффективность сна и как она влияет на восстановление

Эффективность сна — это доля времени, когда вы действительно спите по отношению к тому, сколько проводите в постели.
Если человек ложится в полночь, а встает в восемь утра, но при этом спит только в течении четырех часов, то эффективность составляет всего 50%. Если шесть часов из восьми, проведенных в постели, то 75%.
Как правило, 85% называют нормой, а 90 — отличным результатом.

Ещё одна важная метрика — доля глубокого сна. Считается, что для хорошего восстановления нужно не менее 20%. Совсем хорошо, если 25-35%.
Чем лучше эти метрики, тем качественнее мы высыпаемся, лучше чувствуем себя по утрам и дольше сохраняем энергию в течение дня.

Какие фичи нужны для улучшения сна?
Я недавно начал тестировать курс от телеграм-бота Слипи. Там довольно системный подход к улучшению сна с фокусом на привычки и ритуалы. Подкупает, что там внушительная научная база, каждый совет подкрепляется ссылками на исследования, всего их в курсе больше 200.

Вот что я делаю уже сейчас для улучшения сна:

⁃ Первый шаг к повышению эффективности сна – создание идеальных условий. Для этого необходимо удалить из спальни все раздражители. В вашем храме сна не должно быть ни телевизоров, ни музыкальных проигрывателей.

⁃ Избавьтесь от всех мигающих и вспыхивающих огоньков. Спрячьте свой мобильный телефон как можно дальше

⁃ Закрепите ассоциативную связь между постелью и сном

⁃ Если вы проснулись – вставайте. Поработайте или почитайте книгу, после утомления ложитесь спать.

⁃ Будьте активны в течение дня, занимайтесь спортом

⁃ Расслабьтесь перед тем как идти спать

⁃ Последняя мера – уменьшить время, проводимое в постели

Если хотите углубиться в эту тему, узнать как это работает с научной точки зрения, и оптимизировать свой сон, то рекомендую Слипи. Там больше советов, и, самое главное, что их помогают плавно внедрить в жизнь.

Ссылку оставлю здесь.