Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Почему вы отписываетесь от рассылки?
#product_task
Е-mail рассылки - задача маркетолога. Но вот страница отписки - задача продакт менеджера.
Проектирование страницы отписки - это как расставление якорей с получением самой объективной обратной связи от недовольных.
Однако, терять людей, получающих подписки невыгодно для вас и вашего продукта. Сокращение подписчиков - сокращение среднего чека и покупок на сайте. Отсюда и продуктовая потребность улучшать и делать рассылку лучше, понимать на этапе отписки, что можно было бы улучшить и каким образом.

Интересные идеи для страницы, которые я реализовал в своей задаче:
- если пользователь указывает причину, что ему слишком дорого покупать, предложите ему бонусные деньги, которые предоставят возможность покупать дешевле, в обмен на сохранение рассылки. Также создайте рассылку "Покупать дешевле", в которой вы сможете обо всех купонах и выгодных предложениях сообщать в рамках рассылки
- когда пользователь жалуется на частоту рассылок, предложите ему сократить в 2 раза рассылки или самостоятельно задать их частоту. Интересное также решение с заморозкой рассылки на определенное время.
- если проблема в том, что пользователь не хочет получать новости в формате рассылок, предложите группы в социальных сетях, СМС-уведомления (если они не рушат маржу). Продвигайте мобильные приложения и блоги.
- особенно нужно покопаться в тех, кто не пользуется вашим ресурсом или магазином: уточнить о конкурентах, узнать, почему сместился его фокус увлечений и куда, и проч.
- когда проблема в нерелеватном контенте - уточните, почему именно, и улучшайте свою рассылку. Возможно, дело в том, что рассылка состоит из 100% рекламы. А может, она перегружена лишней информацией. Надо все уточнять и исправлять
- обязательно предлагайте широкие и прозрачные возможности для управления рассылками. Как показывает практика, переключение на другой почтовый ящик, выборка тематик и форматов рассылки - очень важные для пользователей инструменты
- обязательно описывайте каждую рассылку и их пользу для потребностей пользователя. Возможно, не все понимают, что скрывается за рассылкой.
- при полной отписке отпускайте пользователя с подарком, который может вернуть его на сайт (уникальное предложение, скидка, и проч.). Высока вероятность, что пользователь к вам вернется.

Хорошие примеры страниц с отписками можно посмотреть тут:
https://texterra.ru/blog/8-kreativnykh-sposobov-vernut-otpisavshikhsya-ot-rassylki.html
Хорошая подборка инструментов для продакт менеджера. И образовательных материалов для начинающих и опытных оттачивающих свое мастерство продактов:
https://vc.ru/32537-17-resursov-dlya-menedzhmenta-produktov
1
Читайте "На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки"

Эта книга – лучшее вложение 300 рублей! Особенно если вы разрабатываете В2С - продукт.

В книге подробно и пошагово приводятся инструкции, как заставить пользователя «подсесть» на него. Приводятся примеры популярных соцсетей и объясняется, почему мы ими пользуемся. Это отрезвляет и заставляет задуматься о жизни. Еще это натолкнуло на мысли, действительно ли стартапы делаются юными ребятами, или в команде есть как минимум один психолог, изучающий мотивацию и манипулирование.

В книге очень много ссылок, можно углубиться самостоятельно в мир манипуляций покупателями и поведенческую психологию.

Как методическое пособие рекомендую стартаперам и продакт менеджерам. Если следовать инструкциям, получится отличная дорожная карта. Появится четкое понимание, как заставить пользователя вернуться. На этапе запуска проекта мои неосознанные знания после прочтения книги стали осознанным пониманием, что проект движется в верном направлении.

Как занимательное познавательное чтиво рекомендую всем, у кого есть хотя бы один аккаунт в соцсетях.

Цитаты:

Напомню, разработчики формируют привычку, проводя потребителей через четыре этапа модели крючка – триггер, действие, переменное вознаграждение и инвестиция.

Привычки – это действия, которые мы совершаем почти (или совсем) не задумываясь. Благодаря сочетанию доступа в интернет, данных и скорости мир становится местом, где все легче создавать.

Чтобы человек последовал сигналу, должно выполняться правило «легче сделать, чем подумать».

https://www.litres.ru/nir-eyal-2/na-kruchke-kak-sozdavat-produkty-formiruuschie-privychki/?action=do_user_ref_discount&lfrom=183974062&ref_key=c8a6f238914e5677bbd7e57895f0a735f3eea015e7b4482d1522257b2e8125af
Инсайты после прочтения книги "Стратегия голубого океана"

0. Надо уходить от конкуренции. Конкуренция — основной показатель алого океана (океан окрашен кровью от ожесточенной конкурентной борьбы), чем она выше, тем меньше потенциальная прибыль и больше издержки. Голубой океан как раз уводит от конкуренции, в нем можно создавать свои правила и не тратить энергию на борьбе, сконцентрировавшись на деле.

1. Баланс. Для минимизации рисков, в портфеле компании должны быть как представители голубого так и красного океанов, тк красный океан, несмотря на все свои минусы, все-таки может давать хоть и небольшую, но постоянную прибыль, которая как раз и должна идти на поиск и создание голубых океанов.

2. На стыке сфер. Стоит внимательно исследовать пространство между сферами, как правило, там как раз и можно сделать голубой океан. Хороший пример из книги — Cirque de Soleil, которые взяли все лучшее из цирка и театра и создали для себя новое пространство без конкуренции. Они между прочим являются одной из богатейших компаний Канады, да и всего мира.

3. Не бояться, но думать. Надо не боятся смешивать вроде несмешиваемое. Очень часто бывает так, что подход плохо или неэффективно применимый в одной сфере может произвести революцию в другой. Например фордовскую модель Т никто даже и не мог подумать собирать на конвейере с неквалифицированными рабочими, ведь машина была роскошью ручной работы в ту пору, а по итогу, за счет конвейера удалось сократить сроки сборки с месяца до 4 дней + Форд упразднил все лишнее, оставив суть (одна модель, одна расцветка) по цене кареты и сделал всех.

4. Изобретение ради изобретения. Еще важно понимать, чтобы изобретение можно было применить, сделать из него бизнес, чтобы оно не осталось вечным прототипом.

5. Поиск стратегии. Для поиска голубого океана надо сделать аналитику текущих игроков отрасли (или нескольких отраслей сразу, на одном графике), найдя их основные точки приложения ресурсов. Например в винной промышленности они могут быть такими: цена, использование специальной терминологии, косвенный маркетинг, качество выдержки, история, богатство вкуса, ассортимент (ось X). Далее надо понять кто сколько усилий прилагает к этим точкам, таким образом можно получить кривые стратегий конкурентов (ось Y).

6. Стратегическая канва. Для голубого океана надо делать такую кривую, и с таким набором точек приложения ресурсов чтобы она минимально или вообще не пересекалась с конкурентами (выше, как раз пример стратегической канвы компании Casella Wines с брендом. Либо, если речь идет про стык сфер, надо взять лучшее и из каждой сферы и упразднить лишнее.

7. Фокусировка. Каждая стратегия должна иметь фокус на чем-то конкретном, что ставится в центр и к чему прилагаются максимальные усилия, которые уже тянут за собой все остальное. Например в модели Т это была доступность для максимально широких масс. Фокус по сути отражает девиз компании или одного из бизнесов, а девиз должен быть максимально понятный и без разночтений.

8. Реализация и визуализация. Успешная реализация стратегии возможна лишь тогда, когда она понятна всей команде, когда все максимально прозрачно и все знают куда движется компания, какие у нее цели. Также важно, чтобы команда понимала какие шаги нужно делать для реализации и что она будет получать при успешной реализации стратегии.

https://www.litres.ru/rene-moborn/strategiya-golubogo-okeana-kak-nayti-ili-sozdat-rynok-svobodnyy-ot-drugih-igrokov-rasshirennoe-izdanie/?action=do_user_ref_discount&lfrom=183974062&ref_key=04915e6080b6fb6202560895afb9f9958a1b005ea749042f44fdb0faec39b735
Что такое Product Hunt?

https://vc.ru/4177-product-hunt
Варианты целей в Яндекс Метрике

- Количество просмотров. Подразумевается глубина просмотра, то есть количество страниц, на которых побывал пользователь в рамках одной сессии.
- Посещение страниц. Тут мы можем указать целью заход пользователя на интересующие нас страницы.
- JavaScript событие. Благодаря небольшим кусочкам кода JS мы сможем настроить целью взаимодействие пользователя с функционалом сайта.
- Составная цель. Являет собой цепь действий посетителя, в которую могут входить все предыдущие цели.

https://yandex.ru/support/metrika/reports/add-goals.html
RealtimeBoard – бесконечные виртуальные доски, на которых можно работать с любым визуальным контентом (прикреплять картинки, рисовать схемы и графики, создавать коллажи и пр.) индивидуально или с командой.

https://www.producthunt.com/posts/realtimeboard-3-0

В RealTimeBoard очень удобно визуализировать информацию, использую как шаблонные картинки, так и из Интернета или из собственной коллекции. RealTimeBoard отлично подходит для совместной работы. Система комментариев – мини-чатов позволяет оставлять заметки около любого элемента. Так очень удобно обсуждать рекламные модули, интерфейсы, афиши с командой, клиентами и партнерами.
12 проблем, которые решит продакт

Артём Соколов, директор по маркетингу InSales:

1. Продакт наладит бизнес-процессы разработки в случае беспомощности CTO или в команде без scrum-мастера.
2. Сможет вести проекты любого масштаба от момента зарождения идеи до публичной презентации на рынке.
3. Самостоятельно решит вопросы развития продукта.
4. Может снять часть обязанностей и ответственности с топ-менеджмента как авторитет наряду с CEO и CTO.
5. Проведёт толковый конкурентный анализ, полезный отделам маркетинга и продаж.
6. Сформирует культуру пользования продуктом как внутри компании, так и вне её.
7. Сможет руководить отделом технической поддержки.
8. Соберёт идеи и данные по тестированию, кейсы использования продукта для маркетинга.
9. Поможет исследовать и решить нестандартные ситуации и проблемы с продуктом.
10. Предложит план по краткосрочному и долгосрочному развитию продукта, поскольку видит полную картину происходящего.
11. Расставит приоритеты исправления багов: продакт понимает, какие самые критичные.
12. Выберет самые прибыльные фичи для внедрения: продакт знает, какие принесут больше денег.
Мой опыт в составлении CJM (Customer Journey Map)

Customer Journey Map — это карта, на которой изображен весьпуть пользователя от самого первого касания с вашей компанией (рекламы, поиска в интернете и др.) до покупки (и последующих покупок). Он включает в себя все каналы, через которые может проходить пользователь: реклама в соц. сетях, лендинги, email-рассылка, звонок оператора, повторная покупка и многое другое

1. Опишите типовых пользователей

Во-первых, важно разделить ваших пользователей по сегментам. Чем глубже вы распишете сегмент, тем лучше. Часто маркетологи полагаются на свое видение, «придумывая» описание своей ЦА. В таком случае вероятность ошибки очень высока, лучше опираться на проверенную информацию. Здесь стоит фиксировать все: какие проблемы есть у пользователя, какая у него цель на каждом шаге воронки, в каких каналах ему удобнее общаться и др.

2. Составьте точки входа и взаимодействия пользователя с продуктом

Внешние ссылки, поиски, социальные механики и проч. каналы входа.

3. Опишите, какие связки потребуются для общения с пользователем

Чтобы ответить на вопрос, за счет чего можно активировать пользователя (показать ценность) и как перевести его на следующий этап воронки (еще ближе к покупке).

4. Составьте customer journey (см. пример из Real Time Board)

5. Зафиксируйте инсайты по итогам составления CJM

Новые исследования продукта, новые страницы, редизайн или доработка имеющихся. Все-все, что получилось зафиксировать.
Как правильно общаться с дизайнером?

1. До начала работ объясните: какая цель вашего проекта, чего вы хотите добиться? Опишите это в техническом задании, приложите понравившиеся примеры.

2. Не лишайте дизайнера музы, не диктуйте своё видение, особенно на первых этапах проекта. Попиксельные изменения можно предлагать в финале. В начале нужно лишь наметить цели изменений. А как достичь этих целей и что для этого предпринять, пусть позаботится дизайнер.

3. Хотите, чтобы дизайнер думал вместе с вами? Задавайте вопросы.

4. Нужно вовремя просматривать наброски, комментировать варианты работ, говорить — что в них не так, и почему.

5. Не оскорбляйте работы дизайнера. Особенно если собираетесь с ним дальше работать. Цель любой критики — внести больше конструктива, улучшить, приблизить к идеалу.

6. Исправляйте конкретные детали в самом конце.

7. Хвалить. Хвалить! ХВАЛИТЬ! Хотя бы иногда :)
10 показателей эффективности, за которыми должен следить каждый владелец интернет-магазина

1. Посещаемость сайта

Измеряйте посещаемость вашего сайта в разрезе дневной аудитории, недельной и месячной. Это позволит оценивать падения и всплески посещаемости сайта и выявлять их причины.
Установите для себя цель по среднему количеству посещений, которое хотите достигнуть, и работайте над стратегией привлечения посетителей на сайт отталкиваясь от этой цифры.

2. Просмотры товарных страниц

Какие страницы на вашем сайте посетители просматривают больше всего, а какие меньше? Анализируя посещаемость продуктовых страниц вы сможете понять товарные предпочтения посетителей и как они взаимодействуют с сайтом. Возможно, у вас есть отличные товары, но потенциальные покупатели не могут найти их на из-за плохой навигации сайта.

3. Среднее время пребывания на сайте и среднее количество просмотренных страниц
4. Страницы выхода.

Когда посетители покидают ваш сайт? Тогда, когда они понимают, что необходимо зарегистрироваться для завершения покупки? Или, может быть, когда они видят стоимость ваших товаров? Анализируя точки выхода посетителей сайта вы сможете лучше понимать причины низкой конверсии и оптимизировать сайт таким образом, чтобы пользователи оставались на сайте и завершали покупки.

5. Каналы привлечения посетителей

Отслеживание источников привлечения посетителей на сайт — важная метрика для оценки эффективности работы интернет-магазина, т.к. каналов для привлечения может быть очень много и экономическая эффективность тоже разная.

6. Показатель конверсии

аш интернет-магазине устроен так, чтобы довести посетителя до покупки? Оценка конверсии сайта позволяет облегчить путь посетителя от выбора товара до покупки. Наверняка у вас есть идеи по улучшению вашего сайта и процесса оформления заказа. A/B-тестирование таких идей позволит точно узнать что повысит конверсию, а что нет.
Начинайте с оптимизации наиболее важных страниц сайта:

-товарная карточка;
-регистрация;
-корзина;
-оформление заказа.

Тестируйте кнопки “добавить в корзину”, форму регистрации на сайте, форматы описания товара, варианты оформления заказа (с регистраций или без нее, в 1 клик или из нескольких шагов).

7. Показатель возврата посетителей

Анализируйте количество не только новых, но и вернувшихся посетителей вашего интернет-магазине. Это позволит оценить насколько ваш сайт интересен для целевой аудитории.

8. Доход от покупателя

Доход от покупателя = прибыль — расходы. Этот показатель дает понимание о том, насколько успешен ваш интернет-магазин. Если показатель слишком низкий, стоит задуматься как сократить издержки на рекламу.

9. Средний чек заказа

Чтобы посчитать данный показатель необходимо сумму от продаж за определенный промежуток времени разделить на количество заказов. Это позволит оценить насколько у вас высокий или низкий средний чек покупки.

10. Количество брошенных корзин

Очень важно оценивать показатель брошенных корзин. По исследованиям института Baymard, средний показатель составляет 67.75%. Почему это происходит?
Зачем пользователю сайта нужен Личный кабинет на сайте магазина?

#продуктовый_штурм #инсайты

1. Посмотреть историю заказов и статус выполнения актуальных заказов.
2. Управлять данными для входа на сайт.
3. Общаться с другими пользователями при помощи сообщений внутри системы.
4. Управлять пользовательской анкетой.
5. Получать, видеть и считать “печеньки” от магазина за понятные и простые действия.
6. Получать спецпредложения от магазина на интересующие товары.
7. Ведение списка желаемых товаров.
8. Управление рассылками, уведомлениями и подписками.