Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🛠 Британский производитель двигателей Rolls-Royce Holdings успешно испытал водородный двигатель, сделав шаг к выходу на рынок. Компания заявила, что завершила испытания 12-цилиндрового газового варианта двигателя MTU Series 4000 L64, работающего на 100% водородном топливе.

Как отметили в компании, двигатель удовлетворит рыночный спрос на водородные решения в условиях перехода к энергетике и будет доступен клиентам в качестве надежного и экологически чистого источника энергии для генераторных установок и теплоэлектроцентралей. Испытания показали хорошие результаты с точки зрения эффективности, мощности, выбросов и сгорания топлива. Из-за различных свойств горения водорода некоторые компоненты двигателя, такие как впрыск топлива, турбонаддув, конструкция поршня и система управления, в тестовом двигателе были изменены.

⚙️ По данным компании, двигатели MTU, работающие на 100% водороде, будут впервые установлены на новом контейнерном терминале во внутреннем порту Германии Дуйсбург в 2024 году. Там два водородных двигателя MTU Series 4000 будут обеспечивать теплом и электроэнергией объекты порта, а три системы топливных элементов MTU способны хранить 1,5 МВт энергии.
Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан в рамках выступления на полях саммита «Неделя устойчивого развития Абу-Даби» отметил:

«Обилие ветра и солнца, а также обширная территория нашей страны могут сделать Казахстан лидером в этом секторе, способным внести свой вклад в глобальные усилия по защите климата. В связи с этим мы совершенствуем нормативно-правовую базу, создавая наиболее привлекательные условия для инвесторов. В целом, по нашим планам к 2035 году в Казахстане будет введено 6,5 ГВт возобновляемых энергетических ресурсов. Еще одним перспективным направлением является «зеленый» водород. Международные эксперты считают, что наша страна может войти в десятку крупнейших экспортеров водорода».
🌀 Индийская ReNew Power, подразделение зарегистрированной в Нью-Йорке ReNew Energy Global Plc, изучает возможности расширения производства «зеленого» водорода в Индии, Египте и других странах. Об этом заявил председатель правления и главный исполнительный директор компании Сумант Синха.

В настоящее время ReNew Power уделяет особое вниманию проработке вопроса по производству «зелёного» водорода в Египте. Рамочное соглашение было подписано компанией с властями африканской страны во время климатической конференции COP27 в прошлом году. Как отметил Сумант Синха, на данный момент не приняты никакие инвестиционные решения, но уже ведутся опытно-конструкторские работы, цель которых определить состоятельность проекта. Предполагаемый завод по производству «зеленого» водорода планируется разместить примерно в 200 км к югу от Каира, а экспорт экологического топлива будет осуществляться водным транспортом через Суэцкий канал.
📃 Правительство РФ приняло новую «дорожную карту» по водороду с «Газпромом» - теперь горизонт ее планирования продлен с 2025 до 2030 года. Аналогичный документ подписан также с «Росатомом». Механизмом реализации соглашений является подготовленная межведомственной рабочей группой «дорожная карта» на период до 2030 года. Работа ведется по поручению Президента России по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в июле 2022 года. Ее общую координацию осуществляет первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Одновременно правительство решило расторгнуть подписанное в сентябре 2021 года соглашение о намерениях с «Газпромом» (в целях развития в Российской Федерации высокотехнологичной области «Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа») – это «дорожная карта» на период до 2025 года, а также признало утратившим силу принятый в октябре 2020 года план мероприятий «Развитие водородной энергетики до 2024 года».

♻️ Накануне мы рассказывали о том, что заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак, генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачёв и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Олег Аксютин подписали соглашения о намерениях, направленные на становление и продвижение высокотехнологичного направления «Развитие водородной энергетики». Как отмечалось, это позволит создать необходимые технологии и оборудование для производства водорода на основе природного газа и атомной энергии, а также его применения в отраслях экономики
👍1
🧩 BP раскрыла свои планы по развитию водородной энергетики в Германии. В частности, компания планирует оценить возможности строительства установки крекинга аммиака в промышленных масштабах и использовать перепрофилированные нефтегазовые объекты для транспортировки водорода, а также начать строительство крупнейшего водородного хаба в немецком Вильгельмсхафене. Благодаря своей глубоководной гавани и системе трубопроводов порт является одним из самых важных энергетических терминалов страны и имеет хорошие возможности развития и декарбонизации энергетики. Ожидается, что «зеленый» аммиак будет поставляться сюда с предприятий BP по производству «зеленого» водорода со всего мира.

В рамках проекта, на котором будет использована одна из передовых в отрасли установка крекинга аммиака, с 2028 года планируется производить до 130 000 тонн низкоуглеродистого водорода из «зеленого» аммиака ежегодно. Как отметили в BP, развитие этого объекта по импорту дополняет глобальный портфель проектов компании, развивающей присутствие в ряде потенциальных мест экспорта водорода и аммиака на Ближнем Востоке, в Африке и Австралии, и это, в том числе, позволит обеспечить часть европейского спроса на экологическое топливо в ближайшие годы.
👍1
🌀 Республика Казахстан и Объединенные Арабские Эмираты нацелены нарастить товарооборот с нынешних $600 млн до $1 млрд. Об этом по итогам встречи с шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Помимо этого, глава государства призвал эмиратские компании изучить возможность производства «зеленого» водорода в Казахстане.

«Учитывая впечатляющие результаты эмиратских компаний в разработке «зеленого» водорода, я бы также призвал вас изучить аналогичные возможности в Казахстане», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. Он также напомнил, что Казахстан планирует ввести 11 ГВт чистой энергии и полностью преобразовать энергетический сектор. В связи с этим, в частности, страна приветствует намерение компании Masdar построить в Казахстане крупный ветропарк. Проекты по производству возобновляемой энергии с накопительными мощностями являются приоритетом для Казахстана.
🚛 Компания Amogy выпустила первый в мире полуприцеп с нулевым уровнем выбросов углерода, работающий на аммиаке. Он вмещает около 900 кВт*ч энергии, как и Tesla Semi, но заправить его можно примерно за 8 минут. Грузовик был построен, заправлен и испытан в течение нескольких часов в кампусе Университета Стоуни-Брук, и в конце этого месяца запланирована полномасштабная оценка реальных характеристик на испытательном треке.

Как отмечают в компании, аммиак лучше справляется с хранением водорода, чем даже сам водород, и он может помочь очистить некоторые сложные отрасли, требующие энергии с высокой плотностью. При этом, аммиак как энергоноситель имеет два основных преимущества перед водородом. Во-первых, это жидкость при температуре окружающей среды и уровне давления, что значительно упрощает ее хранение, транспортировку и обращение: водород необходимо либо сильно сжать до примерно 700 бар, либо поддерживать криогенное охлаждение в виде жидкости всего до 20,28 К (-252,87 °C; -423,17 °F) – оба эти процесса являются энергоемкими. Во-вторых, сколько энергии он несет: по объему почти в три раза больше, чем газообразный водород, а по весу более чем в 20 раз больше, чем сегодняшние литиевые батареи.
❄️ Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и ректор МФТИ Дмитрий Ливанов обсудили реализацию проекта международной водородной станции «Снежинка» на Ямале. В настоящее время проектная документация проходит госэкспертизу. Завершить ее планируют к концу февраля. К строительству планируют приступить уже в этом году. На первом этапе запланировано возведение трех из семи куполов главного комплекса, примерно половины технологического комплекса и энергетической инфраструктуры. Это позволит инженерам и ученым, не дожидаясь завершения строительства всей станции, приступить к экспериментальным работам и прикладным исследованиям в части «зеленой» энергетики и по другим технологическим направлениям.

♻️ Ранее в ПЭ мы писали, что открытие международной автономной исследовательской водородной станции «Снежинка» в тестовом режиме планируется в 2024 году. Главный комплекс, который будет выполнен в форме, напоминающей снежинку - около 5 000 м². Здесь постоянно будут проживать и работать - не менее 80 человек. Станция будет работать на базе водорода и возобновляемых источников энергии.
🌀 Крупнейшая нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco планирует инвестировать миллиарды долларов в водород, который рассматривается как основное топливо для перехода к более чистой энергии. В частности, как отметил глава компании Амин Нассер, в планах корпорации начать экспортировать «голубой» водород в больших масштабах уже с 2030 года. По его прогнозам, стоимость «голубого» H2 может быть порядка $250 за единицу объема эквивалентного баррелю нефти. Однако, цена предварительная и узнать ее наверняка удастся лишь после дополнительных исследований.

По словам главы компании, переговоры с потенциальными импортерами в Японии и Южной Корее продолжаются, хотя им, вероятно, потребуется получить гарантии финансовой поддержки от своих правительств, прежде чем они подпишут какие-либо контракты на поставку. Соглашения могут быть подписаны уже в этом году. При этом, переговоры с европейскими компаниями оказываются более жесткими, в первую очередь потому, что они хотят дождаться технологических достижений, чтобы снизить цену на «голубой» водород.
Ильхам Алиев, Президент Республики Азербайджан в интервью китайскому телеканалу CGTN отметил:

«Мы хотим добавить в портфель нашего сотрудничества с Китаем сотрудничество в области зеленой энергетики, поскольку у Азербайджана есть огромной потенциал, а Китай добился крупных достижений в технологической сфере. Поэтому нам нужно объединить эти усилия… В последние несколько месяцев мы подписали документы, которые обеспечат инвестиции для производства 22 ГВт возобновляемой энергии как на суше, так и на море. Это полностью изменит региональную экономическую конфигурацию, потому что мы знаем о процессе перехода на «зеленую» энергию, который происходит в Европе. В то же время Азербайджан является поставщиком нефти и природного газа. Теперь мы планируем поставлять «зеленую» энергию, в том числе «зеленый» водород, который будет производиться на морских ветряных электростанциях. Как я отметил, мы уже подписали предварительные документы, и, конечно, в будущем будут подписаны и сами соглашения».
💶 Европейский инвестиционный банк и бельгийская PUNCH Group заключили контракт на €40 млн, которые планируется направить на исследования и разработку технологических решений для водородных двигателей в Турине и Страсбурге. Финансирование ЕИБ, подкрепленное гарантией Европейского фонда стратегических инвестиций даст возможность PUNCH Group разрабатывать технологии для водородных двигателей и связанных с ними систем хранения энергии (топливных элементов) для автомобильного, коммерческого и промышленного транспорта. По словам партнёров, это позволит популяризировать и продвигать экологический транспорт, а также внедрять инновационные технологии по всей Европе.

«Мы хотим расширить наш технологический опыт в области электрических и водородных двигателей и верим в огромный потенциал именно водородных двигателей, особенно для более тяжелых или коммерческих транспортных средств, внедорожников и морского сектора. Эта направление соответствует Парижскому соглашению и политике Банка в области финансирования транспортного сектора, поскольку способствует декарбонизации автомобильного, коммерческого и промышленного транспорта и внедрению экологически чистых технологий, основанных на водороде и электрификации», - отметил владелец, основатель и генеральный директор PUNCH Group Гвидо Думарей.
🔋 Шотландская Gravitricity договорилась с инженерно-строительной VSL Systems UK о разработке проекта первого в Великобритании подземного хранилища водорода. Стороны будут использовать технологию FlexiStore, которая подходит для любых геологических условий. Хранилище будет представлять собой подземную шахту диаметром 6 м и глубиной 365 м, изнутри облицованную сталью.

Резервуар позволит единовременно хранить до 100 тонн водорода под давлением 220 бар. Этого объема будет достаточно для заправки свыше 1 000 грузовых автомобилей, а также снабжения парка из 500 водоробусов в течение недели. По оценке Gravitricity, одно хранилище сможет обеспечивать работу электролизной установки для производства водорода, совмещенной с ветряной электростанцией мощностью 460 МВт.
🏭 Бразильская компания Unigel инвестирует порядка $1,5 млрд в строительство первого в стране завода по производству «зеленого» водорода в северо-восточном штате Баия. Накануне с таким заявлением выступили представители нефтехимического гиганта. Завершение финальной стадии проекта намечено на 2027 год. К этому времени завод должен выйти на объемы производства до 100 000 тонн «зеленого» H2 ежегодно.

Ранее мы рассказывали, что первая фаза проекта, которая завершится к концу 2023 года предусматривает производственную мощность 10 000 тонн «зеленого» водорода в год. Объем первоначальных инвестиций в проект составил $120 млн. Очередной этап проекта планируется реализовать в 2025 году. К этому времени Unigel намерена в четыре раза увеличить производство «зеленого» водорода.
🚛 В рамках международного автосалона Auto Expo 2023 индийская компания Ashok Leyland представила электрогрузовик на водородных топливных элементах, созданный на базе модульной платформы AVTR. Тягач Ashok Leyland FCEV работает на водородном топливе, тем самым обеспечивая нулевой выброс CO2. Полная масса транспортного средства составляет 28 000 кг. Габаритная длина грузовика достигает 11 960 мм, ширина – 2 643 мм. Максимальная скорость тяжелого электромобиля не превышает 80 км/ч.

Силовая цепь FCEV включает синхронный электродвигатель на постоянных магнитах PMS с номинальной мощностью 250 кВт, пиковая мощность достигает 360 кВт. Электромотор агрегатирован с 2-ступенчатой коробкой передач. Для питания трансмиссии используется блок водородных топливных элементов мощностью 80 кВт. Водород хранится в 4 герметичных емкостях (3 за кабиной и 1 с правой стороны). Общая вместимость топлива – 33,6 кг.
🛥 Российская судостроительная Sitronics Group планирует создать на базе речного электрокатамарана пассажирское судно на водородных топливных элементах. Электрохимический генератор на топливных элементах будет разработан совместно с Центром водородных технологий АФК «Система», подчеркнули в компании. Итогом реализации проекта станет появление в России судна, работающего на альтернативной энергии. Его испытания пройдут уже в этом году.

Разработка позволит увеличить дальность хода электросудов Emperium (входит в Sitronics group). Параметры и условия работы водородной энергоустановки будут сначала проанализированы на электромобиле. Позже на основе полученных данных будет создан силовой генератор для речного пассажирского судна.

«На сегодняшний день водород - самый экологически чистый и перспективный вид топлива. Развитие технологий с его применением соответствует государственным задачам планомерного снижения нагрузки на окружающую среду и увеличения низкоуглеродной генерации. Еще одна важная особенность применения водорода в том, что он в разы может увеличить дальность хода электросудна. Поэтому мы пошли в разработку водородного генератора и планируем переоснастить им существующее судно», - отметил президент Sitronics Group Николай Пожидаев.
Юн Сок Ель, Президент Республики Корея во время выступления на полях Всемирного экономического форума в Давосе отметил:

«В качестве ключевой возможности для укрепления нашей энергетической безопасности и снижения зависимости от ископаемых источников мы должны обратить внимание на использование ядерной энергии и чистого водорода. АЭС позволяют обеспечить стабильные поставки электроэнергии, понижая объемы выбросов парниковых газов… В свою очередь чистый водород может стать значимым элементом для достижения углеродной нейтральности в металлургической и химической промышленности, а также в логистике. Государствам Ближнего Востока и Европы, которые обладают большим потенциалом в области производства чистого водорода, и странам, владеющим передовыми технологиями по применению этого ресурса, таким как Республика Корея и Япония, следует сотрудничать по этому вопросу».
🛩 ZeroAvia накануне совершила свой первый полет на самолете Dornier 228 с водородно-электрической силовой установкой. Компания установила трансмиссию ZA600 на топливных элементах на левом крыле 19-местного авиалайнера вместо одного из двух турбовинтовых двигателей Honeywell TPE331. В текущей тестовой конфигурации водородно-электрическая трансмиссия состоит из двух блоков топливных элементов, а литий-ионные батареи обеспечивают поддержку пиковой мощности во время взлета и резервирование в целях безопасности.

Как мы писали ранее, в декабре Управление гражданской авиации Великобритании выдало авиакомпании разрешение на полеты. Первоначальный полет длился 10 минут, что составляет менее половины текущего предела выносливости демонстратора технологий, составляющего 25 минут, и достиг высоты 2 000 футов и скорости 120 узлов. В рамках кампании летных испытаний ZeroAvia намерена постепенно увеличивать продолжительность полетов. Тестирование будет продолжаться в течение этого года, поскольку компания совершенствует конструкцию своей трансмиссии.
🚁 Разработчик гражданских беспилотных авиационных систем самолетного и вертолетного типа, средств навигации и наземного управления «Аэромакс» совместно с ООО «Центр Водородных Технологий» займутся разработкой отечественной водородной силовой установки для гражданских БВС. Обе компании входят в АФК «Система». Прототип водородного беспилотника будет построен на базе Аэромакс SH-750.

В рамках проекта планируется создать электрохимический генератор на основе водород-воздушного топливного элемента мощностью до 100 кВт. Технология основана на получении электрической энергии путем химической реакции водорода и кислорода. Ожидается, что такая установка сможет поднять в воздух грузовой беспилотный вертолет взлетной массой 750 кг. Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа рассчитана на один год. Первые опытные образцы будут представлены летом этого года в составе беспилотного воздушного судна SH-750, а на осень запланированы летные испытания первых БВС на водородных топливных элементах.
⚙️ Компания JCB представит новый водородный двигатель S83751 для строительной и сельскохозяйственной техники на международной выставке строительных машин и материалов CONEXPO/CON-AGG (CONEXPO) 2023, которая состоится в марте этого года в американском Лас-Вегасе. Презентация двигателя прошла на этой неделе на специализированном мероприятии для СМИ в Великобритании.

Первоначально компания разработала экскаватор, использующий водородный топливный элемент. Однако после испытаний команда решила, что технология топливных элементов не лучший вариант для их клиентов. Они решили перейти к решению, основанному на сжигании водорода.

«Команда инженеров JCB за короткий промежуток времени добилась огромных успехов в разработке водородного двигателя внутреннего сгорания, и он уже используется в прототипе экскаватора-погрузчика JCB и универсального телескопического погрузчика. Как первая компания по производству строительного оборудования, разработавшая полностью работающий двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде, я очень рад, что теперь мы можем представить эту технологию на международной арене», - отметил Председатель правления JCB лорд Бэмфорд.
🧩 Германия намерена присоединиться к проекту средиземноморского водородного трубопровода H2Med, который соединит Португалию, Испанию и Францию. Об этом говориться в совместной-франко-германской декларации, подписанной по случаю 60-летия Елисейского договора. Трубопровод по дну Средиземного моря будет транспортировать «зеленый» водород, полученный из воды путем электролиза с использованием возобновляемых источников энергии.
По оценкам правительства Испании, H2Med сможет ежегодно поставлять около 2 млн метрических тонн водорода.

Ранее мы рассказывали, что проект под названием H2Med соединит Португалию и Испанию с Францией, а теперь и с Германией, чтобы обеспечить к 2030 году около 10% потребности Европейского Союза в водороде. Как отмечается в документе, страны намерены создать «Европейскую водородную магистраль» для транспортировки водорода по всей Европе. Общая стоимость проекта до его расширения оценивалась примерно в €2 млрд.
Александр Новак, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в комментарии 1 каналу отметил:

«Водород активно используется в нефтепереработке, в нефтегазой химии, в будущем он будет использоваться активно в энергетике, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в транспорте. Россия будет мировым лидером в этом направлении, обеспечивая, в том числе и новый экспортный потенциал».