Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🧑‍🔬 Сибирский государственный университет водного транспорта (СГУВТ) в рамках государственного заказа приступил к выполнению научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме «Водородная энергетика на водном транспорте, разработка систем хранения и использования новых экологичных видов топлива». Как отмечают в Росморречфлоте, это позволит создать в России принципиально новую индустрию низкоуглеродного производства, хранения и транспортировки новых видов топлива, их использование на водном транспорте и в промышленности, а также выйти на зарубежные рынки с инновационными отечественными технологиями и ноу-хау.

Работа над проектом разбита на три этапа. Первый - включает сбор, анализ и обзор информации по теме, разработку и создание рабочего макета нового водородного топливного элемента. Второй - предполагает конструкторские работы по созданию основных узлов нового топливного элемента с учетом результатов проведенных испытаний рабочего макета; изготовление, монтаж и испытание опытного образца нового топливного элемента. На третьем - ученые проведут необходимые корректировки, составят рекомендации к разработке системы применительно к судовым условиям эксплуатации, а также сформируют программу внедрения разработки в промышленное производство. После промышленного внедрения топливные элементы можно будет применять на судах морского и речного флота в качестве главных и вспомогательных судовых энергетических установок, а результаты НИОКР внедрять в учебный процесс по направлению «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» в вузах, подведомственных Росморречфлоту.
Саудовская горнодобывающая Maaden отправила первую партию низкоуглеродистого («голубого») аммиака в Китай в рамках соглашения с китайской Shenghong Petrochemicals. Ранее компании подписали соглашение о поставке 25 тыс. тонн «голубого» аммиака. Первая партия Maaden для Shenghong Petrochemicals вчера покинула порт Рас-эль-Хайр

Maaden получила лицензию на производство низкоуглеродистого аммиака в 2022 году. Как утверждается в заявлении компании, она является «крупнейшим в мире экспортером «голубого» аммиака». Maaden поставляет низкоуглеродистый аммиак на различные рынки, включая Европейский союз, Индию, Таиланд, Южную Корею и Японию.
🌀 Россия готова нарастить экспорт нефти и смешанных удобрений, а также рассмотреть возможность поставки низкоуглеродного аммиака и водорода в Малайзию. Об этом сообщил замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрий Вольвач в ходе международного экономического форума «Россия - Исламский мир: KazanForum 2023».

«В условиях повышения значимости климатической повестки на глобальном уровне хотел бы обратить внимание, что Россия готова рассматривать возможности поставки в Малайзию сжиженного природного газа, низкоуглеродного аммиака, водорода, а также низкоуглеводных материалов. Это тоже вопрос поставки тех материалов и энергетических ресурсов, ценность которых на сегодняшний день особо подчеркивается, в том числе климатической повесткой», - отметил заместитель министра.
📈 Из-за внедрения водородных технологий счета за коммунальные услуги рядовых британцев к концу десятилетия могут увеличиться более чем на 10%. Такие данные приводит Onward, правоцентристский аналитический центр, который считает, что стратегия правительства инвестировать в мощности до 10 ГВт производства водорода к 2030 году за счет сбора с потребителей несправедлива. Применение фиксированной ставки для граждан рискует подорвать общественную поддержку водородной отрасли и повредить глобальным целям страны в отношении декарбонизации.

План Великобритании, необходимый для развития водородной отрасли в стране и достижения целевых показателей, на сегодняшний день оценивается в £53 млрд. При этом, как отмечают аналитики, лучшим способом финансирования перехода на водород было бы реформирование британской системы торговли квотами на выбросы — механизма, который взимает с загрязнителей плату за их выбросы углекислого газа, чтобы стимулировать использование более чистой энергии. Облагать налогом потребителей за разработку водорода также не имеет смысла, потому что топливо вряд ли будет использоваться для отопления домов и, тем более, для вытеснения ископаемого топлива в промышленности. К слову, налог на водород в настоящее время проходит процедуру рассмотрения через британский парламент в рамках предложенного правительством законопроекта об энергетике.
🛥 Судостроительная корпорация «АК Барс» планирует до конца текущего года сдать первое пассажирское судно на водородном топливе. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор корпорации Ренат Мистахов в кулуарах в кулуарах XIV Международного экономического форума «Россия - Исламский мир: KazanForum 2023».

Ренат Мистахов подчеркнул, что уже собран корпус судна. Также развернута работа по внутренней отделке. «Конечно, на этом судне мы основную работу ведем с учетом поставки самого энергоблока, то есть водородного, который позволит нам уже выйти на спуск заказа и проведение испытаний», - подчеркнул глава корпорации.
😁1
🧑‍🔬 Исследователи Калифорнийского технологического института и основатели стартапа Captura объявили о новом проекте — системе удаления углекислого газа из морской воды. Она будет работать на водороде и ее установят на судне AltaSea в порту Лос-Анджелеса. Система позволит удалять 100 т СО2 из океана ежегодно.

Идея проекта Captura заключается в том, что фильтрация углекислого газа из морской воды позволит океанам впитывать больше парникового газа — так он не будет попадать в атмосферу и нагревать планету, говорится в заявлении компании. Технология Captura использует природные возможности океана как поглотителя углерода для удаления CO2 из атмосферы. После того как морская вода уже без CO2 возвращается в океан, она способна поглотить то же количество газа из воздуха, которое было первоначально удалено. Система Captura не производит побочных продуктов и ничего не добавляет в океан, а только удаляет углекислый газ из воды. Затем компания сможет хранить CO2 или продавать как продукт.
2😁1
🧩 23 мая в Шанхае пройдет Российско-Китайский бизнес-форум. В мероприятии примут участие руководители ведущих компаний двух стран. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) Алексей Чекунков уже озвучил интересы китайского бизнеса.

«Накануне официальной программы в Шанхае провели воскресный «блиц» с 6 компаниями, которые заинтересованы инвестировать в Дальний Восток. Темы – водород, редкоземельные металлы, электробатареи, возобновляемая энергия, авиа- и подводные беспилотники, сети коммуникаций 5G и 6G, микроэлектроника, робототехника, логистика, удобрения, горнодобыча. О совместных инвестиционных фондах разговариваем не с чиновниками (как мне приходилось, когда я возглавлял инвестфонд – те беседы вели в длинные лабиринты), а с профессиональными инвесторами, которых китайское правительство привлекло для управления госактивами», - написал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в своем телеграм-канале.
🤝 Исполнительный вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис и премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов утвердили Дорожную карту в рамках Меморандума о взаимопонимании, подписанного в ноябре прошлого года. Документ направлен на обеспечение развития надежных и устойчивых поставок сырья и переработанных материалов. Кроме того, он направлен на содействие развитию цепочек создания стоимости возобновляемого водорода и аккумуляторных батарей с целью содействия экологичной и цифровой трансформации экономик обоих регионов.

Подписав Дорожную карту, ЕС и Казахстан определили конкретные области сотрудничества в рамках упомянутого меморандума. Дорожная карта была согласована и одобрена на период 2023-2024 годов. Этот документ направлен на решение важных проблем, таких как модернизация и декарбонизация горнодобывающей промышленности Казахстана. Он также способствует обмену технологиями и развитию возобновляемых источников энергии в обоих регионах, что является очень важным для борьбы с климатическим кризисом. Документ также предусматривает более тесное сотрудничество в области геологических исследований и инноваций.
📑 На прошлой неделе министр финансов Египта Мохамед Мааит заявил, что правительство страны планирует стимулировать производство «зеленого» водорода в размере от 33% до 55% причитающихся налогов. Объявление было сделано в ходе форума Канадско-египетского делового совета (CEBC). Эта мера является частью пакета стимулов, направленных на восстановление макроэкономических показателей в североафриканской стране.

В дополнение к производству водорода правительство планирует ввести финансовое стимулирование, покрывающее до 35% стоимости производства электромобилей на местном уровне. Как отмечается, Египет стремится играть важную роль на мировом рынке «зеленого» водорода, привлекая международных инвесторов проектами на миллиарды долларов.
🏭 Немецкая компания thyssenkrupp nucera намерена присоединиться к крупномасштабному проекту по производству экологически чистой стали и водорода в швейцарском Бодене. В соответствии с соглашением, между thyssenkrupp nucera и H2 Green Steel, компания обеспечит завод электролизной установкой мощностью 700 МВт. Водород, произведенный на предприятии, будет использоваться на месте в процессе прямого восстановления, превращая железную руду в губчатое железо, что позволит производить «зеленую» сталь.

Церемония закладки фундамента состоялась в Бодене в августе прошлого года. В рамках реализации проекта производство «зеленой» стали должно начаться здесь в 2025 году, а уже с 2030 года — ежегодный объем продукции составит порядка 5 млн тонн. H2 Green Steel планирует построить электролизные мощности гигамасштаба, работающие от источников ВИЭ - примерно 10 ТВт*ч в год будет поступать в основном за счет гидроэнергетики.
🧑‍🔬 Ученые федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения РАН (Кемерово) разработали способ получения водорода окислением частиц алюминия в воде под воздействием лазерного излучения. Расчеты показали, что эта технология затрачивает вдвое меньше энергии, чем классический способ синтеза «зеленого» водорода – электролиз. Об этом говорится в сообщении центра Национальной технологической инициативы «Водород как основа низкоуглеродной экономики».

«Частицы алюминия покрыты оксидной оболочкой – облучение разрушает ее, вода контактирует с металлическим ядром и происходит химическая реакция с выделением водорода. Благодаря простоте процесса, выбранным компонентам и инструментам мы можем сократить затраты электроэнергии до 15-17 кВт*ч на один килограмм водорода», - рассказал Ярослав Крафт, один из авторов разработки, научный сотрудник ФИЦ угля и углехимии СО РАН, отметив, что технологию достаточно легко можно масштабировать, используя доступные коммерческие полупроводниковые лазеры.

⚙️ Расчеты ученых показывают, что производительность модуля с использованием одного источника лазерного излучения составит 2,5-3 кубометра водорода в час. Если их объединить в кластер, то можно достичь показателей промышленного электролизера, только система получится более компактной и дешевой. В ближайшее время химики планируют снизить стоимость получаемого водорода, заменив наночастицы на отходы металлообработки – алюминиевые опилки и стружки.
🚌 На выставке Global Public Transport Summit (GPTS) 2023, которая состоится с 4 по 7 июня в Барселоне, подразделение Daimler Buses представит низкопольную «гармошку» Mercedes eCitaro fuel cell на водородных топливных элементах. Как следует из названия, это водоробус, однако электрохимическая установка мощностью 60 кВт используется только в качестве генератора для подзарядки батареи. Сам никель-марганец-кобальтовый аккумулятор емкостью 392 кВт·ч достался от обычного eCitaro G (там он имеет заявленную емкость в 396 кВт·ч), однако запас хода вырос с 270 до 350 км.

В компании заявляют, что результата в 350 км вполне достаточно, чтобы отказаться от дизельных автобусов на городских маршрутах. Также, по их мнению, eCitaro fuel cell станет привлекательной опцией расширения полностью электрического парка автобусов, ведь высокая автономность позволит не тратить время на подзарядку и за счет этого сократить число требуемых машин на маршруте. Один из недостатков водородной установки – габариты, из-за которых новая модификация eCitaro может взять на борт только 128 пассажиров, в то время как электрическая «гармошки» без водородного «довеска» рассчитана на 146 пассажиров.
😁1
🏭 Саудовская компания NEOM Green Hydrogen Company (NGHC) собрала инвестиции на сумму $8,4 млрд для строительства крупнейшего в мире завода по производству «зеленого» водорода. После подписания документов с 23 местными, региональными и международными банками и инвестиционными компаниями NGHC завершила оформление финансирования проекта.

Планируется, что завод будет производить 600 тонн «зеленого» аммиака в день к концу 2026 года. В настоящее время он строится в промышленном комплексе Оксагон, который будет выполнен в форме восьмиугольника и включать в себя порт и логистический хаб. Центр является частью крупного проекта «Неом» - строящегося футуристического мегаполиса на площади 26,5 тыс. кв. км в провинции Табук на побережье Красного моря.
🧑‍🔬 Пермские исследователи провели большой анализ имеющихся на рынке сплавов для использования в водородной энергетике и выявили самые устойчивые к водородной коррозии. Ученые установили, что больше всего подвержены разрушению некоторые высокопрочные стали и сплавы титана. Достаточно высокую стойкость к водородной коррозии при повышенных температурах показали материалы на основе хрома и никеля. Эти сплавы ученые порекомендовали использовать при изготовлении оборудования для водородной энергетики.

Как отмечается в исследовании, водородная коррозия – это процесс, идущий в технологических установках для работы с водородом. При взаимодействии с металлом при высоких температурах и давлении атомы водорода проникают в него и делают более хрупким.
💰 Норвежская компания Nel Hydrogen планирует инвестировать порядка $400 млн в строительство завода по производству водорода в американском штате Мичиган. Ожидается, что этот новаторский проект, направленный на производство возобновляемого водорода, создаст 500 рабочих мест. Также он может стать крупнейшим объектом такого рода в США.

Как отмечается, строительство Nel Hydrogen завода соответствует цели компании по расширению своего присутствия в Соединенных Штатах. Благодаря благоприятным федеральным льготам, предусмотренным Законом о снижении инфляции. Квалифицированная рабочая сила и близость к известным техническим университетам были решающими факторами, которые позволили норвежцам сделать выбор в пользу штата.
💵 Датская компания Copenhagen Infrastructure Partners (CIP) объявила о планах по созданию центра производства «зеленого» водорода стоимостью $19,95 млрд на полуострове Эйр в Южной Австралии. Проект направлен на производство электроэнергии с помощью 14 ГВт солнечной и ветровой мощности, а также 7 ГВт электролизной мощности.

CIP выразил уверенность в австралийском рынке и намерении производить здесь более 30 ГВт возобновляемой энергии. Как отмечается, компания уже инвестировала в первую в Австралии морскую ветряную электростанцию Star of the South и в завод по производству «зеленого» водорода Murchison мощностью 5 000 МВт.
🌀 Комитет Госдумы по энергетике поддержал принятие в первом чтении законопроекта, устанавливающего нулевую ставку НДПИ для газа, добытого на Ямале и Гыдане под производство аммиака и водорода. На рассмотрение Госдумы он может быть вынесен 31 мая. Документ, внесенный правительством РФ, направлен на обеспечение условий для создания новых производственных мощностей по производству аммиака и водорода на полуостровах Ямал и Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе путем предоставления налоговых льгот. Его реализация позволит обнулить НДПИ для проекта «Новатэка» по производству аммиака «Обский ГХК» на Ямале.

Законопроект предусматривает установление нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа и газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства аммиака или водорода. Одновременно предусматривается возможность установления региональными законами пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков, производящих на новых производственных мощностях на Ямале и Гыдане аммиак и водород.
✈️ Акбар аль-Бакер, генеральный директор одной из крупнейших в мире авиакомпаний Qatar Airways считает, что авиационная промышленность не сможет достичь нулевых выбросов углекислого газа в атмосферу до 2050 года. Об этом он заявил на проходящем в Дохе Катарском экономическом форуме. По словам аль-Бакера, разработка нового типа самолета занимает много времени, однако новые модели самолетов авиапроизводителей Airbus и Boeing построены «на старой технологической платформе». Говоря об экологичности самолетов, гендиректор Qatar Airways посоветовал разработчикам лайнеров начать искать новую платформу уже сейчас.

«На самом деле единственное, что вносит существенный вклад в изменение технологии, это экологически чистое авиационное топливо», - заявил в свою очередь Дэвид Кэлхун, генеральный директор Boeing. По его словам, в будущем будут появляться передовые технологии, в том числе связанные с использованием водорода, который может обеспечить экологичность авиации во второй половине этого века. Прадва, по его словам, проект использования водорода в авиации пока еще «находится в зачаточном состоянии», а люди даже не знают, что «будет генерировать водородное топливо на большой высоте».
Николай Запрягаев, генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) на полях Российско-Китайского бизнес-форума в Шанхае пригласил китайский бизнес к участию в проектах в регионе:

«Приглашаем к дальнейшему участию в строительстве портовой инфраструктуры, таможенного-логистических центров на приграничных территориях. Нужно обратить внимание на мостовые переходы. В прошлом году было открыто движение по двум из них и инициировано создание нового смешанного моста Джалинда – Мохэ в Амурской области. Есть перспективы для реализации проектов в сферах переработки древесины, в том числе возрождении целлюлозно-бумажной промышленности, строительства судов и машиностроения. Огромный потенциал сотрудничества видим в сфере энергетики, включая ВИЭ, производстве водорода на Сахалине. Перспективные проекты позволят удвоить объем текущего портфеля, приглашаем китайских партнеров реализовать взаимный инвестиционный потенциал».
🤝 Премьер Индии Нарендра Моди в ходе своего визита в Австралию встретился со своим коллегой Энтони Альбанезе и обсудил с ним прогресс всеобъемлющего стратегического партнерства двух стран и подписанные в среду двусторонние документы. В частности, отмечается, что обсуждения были сосредоточены на сотрудничестве в области обороны и безопасности, торговли и инвестиций, новых и возобновляемых источников энергии, «зеленого» водорода, важнейших полезных ископаемых, образования, миграции и мобильности, а также связей между людьми.

В частности, Нарендра Моди и Энтони Альбанезе приветствовали завершение работы над Техническим заданием индийско-австралийской рабочей группы по водороду, которая будет консультировать правительства обеих стран по вопросам ускорения производства и внедрения чистого водорода, уделяя особое внимание водородным электролизерам, топливным элементам, а также вспомогательной инфраструктуре, стандартам и правилам, сообщает канцелярия премьера Индии.
📸 Каждый год на берегу озера Комо на севере Италии проводится престижное и богатое традициями мероприятие Concorso d’Eleganza Villa D’Este, которое впервые состоялось в далеком 1929 году. Сегодня на нем наряду с раритетными классическими автомобилями демонстрируются современные концепты, прототипы и штучные экзотические модели.

Из обширного модельного ряда наше внимание привлек восстановленный концепт Pony Coupe, напоминающий об истории корейской марки Hyundai. Оригинальный прототип был представлен на автосалоне в Турине в 1974 году, а над его дизайном работал Джорджетто Джуджаро. Тот автомобиль в итоге пропал, а его воссозданием занималась компания GFG Style, основанная Джуджаро и его сыном Фабрицио в 2015 году. В движение заднеприводный Pony Coupe Concept приводит 1,2-литровая рядная «четверка» мощностью 82 л. с.

🔋 В честь Pony Coupe Concept корейцы также построили стилистически подражающий ему шоу-кар N Vision 74 – уже с использованием современных материалов и технологий. Он имеет силовую установку с водородными топливными элементами и парой электромоторов с выходной мощностью 680 л. с. На борту есть два баллона, которые можно наполнить H2 за 5 минут, и батарея емкостью 62 кВт*ч, обеспечивающие запас хода 600 км. Разгон до 100 км/ч занимает всего 4 секунды.