Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Всем привет и добро пожаловать!

Водород — первый элемент периодической таблицы Менделеева, самый лёгкий и самый энергоемкий из всех видов топлива.

Первый элемент — первый канал о новостях и фактах из мира водородных технологий будущего.

Здесь вы узнаете все самое интересное про:

🌐 Российскую и международную повестку
⚙️ Инновационные технологии и тренды
🗯 Ключевые цитаты и цифры
📱Знаковые события и мероприятия

Подписывайтесь и оставайтесь с нами!

@H2_element
России и Германии нужно создать водородный союз, объединив свои усилия в развитии проектов в области водородной энергетики, отметил в интервью газете «Ведомости» экс-глава австрийской OMV Райнер Зеле

«У Европы есть потребность в водороде, сейчас мы готовим к этому рынок и вкладываемся в общую инфраструктуру. Что же касается России, то у нее есть необходимые объемы газа для производства и для накопления водорода», - добавил он.

Экс-глава OMV отметил, что в долгосрочной перспективе России и Германии следует стремиться и к сотрудничеству в области зеленого водорода, который производится с помощью электролиза из воды.

«В подобное партнерство мы с западной стороны привносим еще один важный компонент: технологию. А ваша замечательная страна имеет большое преимущество. Это огромные просторы, огромные площади. Представьте, сколько можно разместить ветряков или солнечных батарей. Если вы в Европе приедете в некоторые страны, там уже ветряк на ветряке, нет места их размещать. И если мы действительно ставим цель развить водородный рынок в Европе, то по всем расчетам получается, что водород нужно будет импортировать, а естественным и ближайшим партнером будет Россия», - объяснил он.

Райнер Зеле подчеркнул, что конкретных проектов между странами в данной сфере пока нет, но напомнил, что Российско-германская внешнеторговая палата создала инициативную рабочую группу, которая занимается этими вопросами.
Когда на улицах Москвы появятся водоробусы

🚌 Москва активно развивает здоровую инфраструктуру города. В том числе переходит на экологичный наземный городской транспорт, говорится в сюжете Москва 24. Столица уже перестала закупать дизельные автобусы. При этом в недалеком будущем на московских улицах может появиться такая новинка, как водородный электробус.

Сергей Собянин 2 июля на своей странице во «ВКонтакте» рассказал, что город подписал соглашение с КамАЗ и «РОСНАНО» о производстве водородного электробуса. Мэр отметил важность повышения экологической чистоты общественного транспорта в столице.

🗯 «Традиционные двигатели внутреннего сгорания уходят в прошлое. Больше двух лет назад мы начали менять дизельные автобусы на электробусы. Сегодня они составляют почти 10% парка. Теперь готовимся выпускать водородный транспорт», – заявил Собянин.

Он позволит снизить выбросы углекислого газа более чем в 10 раз. При использовании водорода выделяются только пар и тепло, которыми зимой можно отапливать салон. Кроме того, заправлять автобусы водородом удобно и экономично – это можно делать раз в сутки.
«Потенциал развития новой энергетики в Сибири впечатляющий. Будущей основой там должна стать водородная энергетика. Сейчас это развивающееся, перспективное направление, которое придет на смену нынешним технологиям. В Сибири могут быть созданы с нуля производства водорода, в том числе и для последующего экспорта. В частности, палладий, которого в Сибирском регионе достаточно, благодаря своим свойствам и способности абсорбировать водород имеет широкие перспективы использования в водородной энергетике — в производстве материалов для хранения и транспортировки водорода, электродных материалов, катализаторов, топливных элементов и датчиков», - в интервью РБК отметил Министр обороны России Сергей Шойгу.
Минпромторг ждёт начала серийного выпуска водородного коммерческого транспорта в 2023 году. Об этом сообщил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров. После выхода на поток новый тип транспорта будет включен в программы льготного лизинга.

🚘 Извечный вопрос, что для водородного, что для электротранспорта кроется в наличии зарядной инфраструктуры. В Москве Группа ГАЗ и КАМАЗ представили на выставке Comtrans-2021 модели городских водоробусов. Но кто выступит оператором зарядной инфраструктуры? Вопрос подвешен.

Минпромторг России идёт в повестке и поддерживает вектор, заданный Концепцией развития водородной энергетики. В ближайшие три с половиной года фокус Правительства будет находиться на создании профильных кластеров и реализации пилотных проектов. Но развитие перспективной энергетики должно идти ударными темпами.

💵 Россия готова к экспорту – потенциальный объём поставок может составить 200 тысяч тонн к 2024 году, 2-12 миллионов тонн - к 2035-му, 15-50 миллионов - к 2050 году. Эксперты Bloomberg в свою очередь отмечают, что при наиболее благоприятном сценарии развития за грядущие 30 лет отрасль привлечет около $11 трлн инвестиций, а ежегодные продажи водородного топлива по всему миру достигнут $700 млрд.
Международная повестка по водороду становится всё более насыщенной. Крупнейшие сырьевые игроки активизируют все возможные инструменты сотрудничества и взаимодействия. Фактически, это выглядит как начало передела ещё только формирующегося рынка.

Посол Объединённых Арабских Эмиратов в Москве Мухаммед Ахмед аль-Джабер заявил, что в ближайшие два месяца может состоятся первое заседание рабочей группы Россия-ОАЭ по вопросам водородной энергетики.

Возможными площадками встречи названы - Российская энергетическая неделя в Москве и Международная нефтегазовая выставка ADIPEC-2021 в Абу-Даби.

Как отметил Мухаммед Ахмед аль-Джабер, у России и ОАЭ есть значительный энергетический потенциал, генерирующие мощности, географическая близость к потенциальным потребителям водорода, большой научный задел в сфере производства, его транспортировки и хранения, а также действующая транспортная инфраструктура.

Решение о создании рабочей группы было принято ранее – 30 июля.
Forwarded from РОСНАНО
⚡️ Крупнейшие компании РФ разработают национальную Программу развития низкоуглеродной водородной энергетики

«Программа необходима для определения роли государства, бизнеса, науки и образования в формировании новой экспортно ориентированной отрасли, а также координации их действий. Программа позволит в короткие сроки построить новую отрасль с существенным мультипликативным эффектом для российской экономики и отвечающей на внешнеэкономические вызовы. В состав рабочей группы для разработки Программы вошли крупнейшие компании нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, технологические компании, финансовые организации и институты развития – всего около 30 компаний», – сообщил руководитель инвестиционного дивизиона ООО «УК «РОСНАНО» Алишер Каланов на Международной конференции по водородной энергетике.

Этапы реализации Программы:
▪️Сентябрь 2021 – старт разработки
▪️Декабрь 2021 – презентация Правительству РФ и органам исполнительной власти
▪️Начало 2022 – планируемый старт реализации Программы

Программа будет синхронизирована с целями и задачами Плана мероприятий по развитию водородной энергетики в РФ до 2024 года, Концепции развития водородной энергетики в РФ, а также работой Межведомственной рабочей группы по развитию в РФ водородной энергетики.

Напомним, в настоящий момент в Мурманской области Группой РОСНАНО совместно с компанией Enel реализуется пилотный проект по производству и экспорту в страны Европейского союза «зеленого» водорода. Планируется, что он будет реализован к 2024 году.
Владимир Ильичев, заместитель Министра экономического развития РФ:
«Россия и Франция могут наладить сотрудничество в области производства, хранения и транспортировки водорода, разработки «зеленых» технологий и финансирования зеленых проектов… Наиболее перспективными считаем взаимодействие с Францией по трем направлениям – развитие экспорта произведенного на базе атомных электростанций водорода в Европу, создание технологических и инвестиционных партнерств для разработки низкоуглеродных технологий и совместная кооперация в рамках водородных проектов в Европе».
По заявлениям аналитиков, сегодня страны СНГ обладают значительным потенциалом и возможностями для производства водорода. В формирующейся новой энергетической реальности членам содружества важно объективно оценить риски и фактически выполнить функцию драйвера в продвижении идей и технологических решений. Только тогда новый курс позволит водороду стать экономически привлекательным и конкурентоспособным и тем быстрее будет расти на него спрос.

Активная работа в это направлении уже ведется. К примеру, руководство Республики Казахстан приняло решение в ближайшее время выработать новые подходы по развитию водородной энергетики и технологий мирного атома. А ранее в июне немецкая компания Svevind Energy договорилась с Kazakh Invest о реализации проекта по выработке «зелёного водорода» в Республике, который может стать крупнейшим в мире - до 3 млн тонн в год.

Один из важных игроков мирового энергетического рынка – Азербайджан также заявил о своих планах на международный рынок водорода. Ранее вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров заявлял, что без дополнительных инвестиций мощности Южного газового коридора могут быть на 20% использованы для транспортировки водорода в Европу.

В Узбекистане по решению главы государства создаётся Национальный научно-исследовательский институт возобновляемых источников энергии. Одно из направлений работы – научно-практические исследования, в том числе, в части строительства инфраструктуры водородной энергетики. В составе института будут созданы НИЦ водородной энергетики и лаборатория по испытанию и сертификации технологий возобновляемой и водородной энергетики.

В свою очередь Правительство России утвердило Концепцию развития водородной энергетики. Среди стратегических инициатив, представленных в документе – запуск пилотных проектов по выработке низкоуглеродного водорода, создание консорциумов по производству оборудования и комплектующих, формирование инфраструктуры для хранения и транспортировки этого энергоносителя.

Уже сейчас страны СНГ фактически формирую фундамент будущего водородного энергорынка. При этом амбиции у игроков велики. По информации Минэнерго РФ, в перспективе Россия претендует не менее, чем на 20% мирового рынка водорода. Вкупе с другими членами СНГ – эта цифра может достигнуть и 40%. Оценка приблизительная, но при рациональном подходе – вполне осуществимая.
Председатель Правительства России Михаил Мишустин одобрил соглашение о намерениях в области развития водородной энергетики и декарбонизации промышленности и транспорта на основе природного газа с ПАО «Газпром».

По информации пресс-службы Правительства, соглашение предусматривает разработку и реализацию специальной «дорожной карты», в которой зафиксируют целевые показатели развития отрасли. Её частью также станет план мероприятий до 2025 года с указанием ответственных должностных лиц и сроков реализации инициатив.

Соглашение подготовлено в рамках Концепции развития водородной энергетики, утверждённой Михаилом Мишустиным в августе. От Правительства документ подпишет вице-премьер Александр Новак. Реализация соглашения позволит России стать одним из лидеров на формирующемся глобальном рынке водородной энергетики.
У проекта водоробус в Москве может появиться поставщик топлива. Заправлять автобусы на водородных топливных элементах готова «Газпром нефть».

По заявлению руководителя департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко, в Москве рассматриваются пилотные схемы использования водорода для автотранспорта, для перевода электробусов в водоробусы. Компания готова предоставить городу водород. Планируется, что в настоящее время топлива будет достаточно для небольшого количества транспорта, но уже в ближайшие два года компания сможет удовлетворить полностью потребности городского транспорта на водородных элементах. Новая водородная установка строится на Московском НПЗ.

В рамках выставки COMTRANS-2021 председатель правления УК «РОСНАНО» Сергей Куликов, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов и генеральный директор «КАМАЗ» Сергей Когогин подписали дорожную карту проекта по созданию водоробуса на основе российских технологических решений.

Водородная энергоустановка для электробусов разрабатывается в коллаборации ведущих отечественных научных центров: ГК «ИнЭнерджи», Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН и Научно-технологического центра «Транспортные электрохимические решения» МФТИ. Производство будет локализовано на территории России.

Также в рамках выставки Comtrans-2021 в Москве «Группа ГАЗ» и «КАМАЗ» представили свои пилотные модели городских водоробусов.
Во Франции прошли испытания поезда на водородном топливе. Демонстрация Coradia iLint состоялась на путях испытательного полигона в Валансьене.

Поезда на водородном топливе предназначены для замены дизель-поездов на неэлектрифицированных линиях с низкой интенсивностью движения.

Презентация стала частью мероприятий по поддержке инициатив, направленных на сокращение выбросов углекислого газа и снижение уровня шума на транспорте, в том числе плана по развитию водородной энергетики, принятого правительством Франции в 2018 г.

Опытная эксплуатация Coradia iLint начнется в 2022 г. в центральной части страны.

Кстати, первые два Coradia iLint с 2018 г. работают в Германии, где две федеральные земли уже заказали 41 такой поезд. Опытная эксплуатация этих поездов проводилась также в Австрии, Нидерландах и Швеции.
В рамках мирового политического тренда на декарбонизацию, в конце прошлого года в Финляндии была представлена Национальная дорожная карта по водороду. В документе подчеркивается, что «первый элемент» будет играть «ключевую роль» в борьбе с изменением климата и достижении национальной цели страны по углеродной нейтральности к 2035 году.

Уже в июле 2021 года Финская Wärtsilä начала испытания на чистом водороде газопоршневых двигателей, предназначенных для балансировки энергосистем. Компания специализируется на производстве судовых энергетических установок, электростанций, винтовых механизмов, систем управления судном и другого оборудования. Ожидается, что к 2025 году Wärtsilä создаст концепт двигателя и электростанции, способных работать на 100%-ном водороде.

Что касается использования автомобилей на водородном транспорте, то его использование у северного соседа пока невозможно из-за отсутствия зарядной инфраструктуры, отмечают специалисты. Однако в ближайшее время в Финляндии должна появится целая сеть водородных заправок. Об этом в минувшие выходные сообщили учёные Института технологических исследований страны в интервью телерадиокомпании YLE. Одна заправка будет открыта самим институтом, ещё несколько заправок появятся в городах Тампере и Турку.