Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Александр Новак, заместитель Председателя Правительства РФ на IV Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме в Москве заявил:

«Успешно работает завод «Ямал СПГ», это совместный проект российской компании «НОВАТЭК», Китайской национальной нефтегазовой компании и фонда «Шелкового пути». Совместно с китайскими компаниями китайских CNPC и CNOOC реализуется второй масштабный «Арктик СПГ 2» мощностью более 20 млн тонн в год. Рассчитываем на участие китайских партнеров в проекте Усть-Луга мощностью 13 млн тонн СПГ в год. Перспективным является вопрос организации долгосрочных поставок газа в Китай с этого завода. Ведется работа по заключению межправсоглашения о сотрудничества при реализации Амурского газохимического комплекса, в перспективе также рассматриваются поставки низкоуглеродного аммиака и водорода на рынки Китая».
🏭 Немецкие компании Tree Energy Solutions (TES) и EWE, объявили о подписании меморандума о взаимопонимании по строительству электролизера в центре зеленой энергии TES в Вильгельмсхафене. Электролизер будет введен в эксплуатацию к 2028 году.

Планируемая мощность электролизера составляет 500 МВт, а с учетом еще одного запланированного агрегата общая мощность достигнет 1 ГВт. Транспортный узел в Вильгельмсхафене стратегически расположен на побережье Северного моря. Он может вместить до 2 ГВт электролизеров с ветряными возобновляемыми источниками энергии для производства «зеленого» водорода.
🤝 Финские компании Wartsila и Hycamite TCD Technologies договорилась о совместной работе над созданием экономически эффективного производства водорода из сжиженного природного газа (СПГ) на борту морских судов. Концепт-проект установки планируется подготовить к середине 2023 года, испытания прототипа запланированы на вторую половину 2024 года.

Установка позволит использовать существующую СПГ-инфраструктуру для производства водорода на борту с использованием решений Wartsila. H2 планируется использовать в судовых двухтопливных двигателях, а также в топливных элементах. Побочным продуктом разрабатываемой технологии станет твердый углерод, которые, в отличие от образующегося при стандартных схемах получения водорода углекислого газа (CO2), удобно хранить на борту судна и использовать для дальнейшей переработки.
⛽️ Разработчик суперкара на водородных топливных элементах XP-1Hyperion намерена с 2023 года начать развертывание в США сети водородных заправочных станций. В компании отмечают, что для этого не понадобится приобретать землю или заключать долгосрочные контракты на ее аренду, а если заправка не используется в одном месте, всегда можно перевезти ее туда, где к ней проявят больше интереса.

Заправки под торговой маркой Hyper:Fuel Mobile Stations будут выпускаться на заводе компании в Огайо. Станции автономны – не требуют подвоза H2 и производят его электролизом непосредственно из воды, а также предусматривают самообслуживание. На заправку водородом будет уходить около 5 минут. Помимо этого, станции могут служить и для зарядки обычных электромобилей, позволяя заряжать машины на электрической тяге до 80 % за 20 минут.
🛫 Аэропорт Манчестера объявил о планах стать первой в Великобритании воздушной гаванью с прямым доступом к водородному топливному трубопроводу. Как отмечается в официальном заявлении, аэропорт подписал Меморандум о взаимопонимании с двумя партнерами-основателями HyNet — Progressive Energy, которая разрабатывает проекты по обезуглероживанию энергетического сектора, и газораспределительной сетью Cadent, которая будет строить и эксплуатировать сеть водородных трубопроводов HyNet.

Воздушный порт Манчестера, входящий в группу компаний MAG, поставил перед собой цель добиться нулевого выброса углерода в своих операциях к 2038 году, что на 12 лет раньше национальной цели Великобритании и на два года раньше цели, установленной для аэропортов Туманного Альбиона правительством. В исследовательский проекте с участием Manchester Airports Group специалисты оценили спрос на жидкий водород к 2050 году в аэропорту с аналогичным размером и загрузкой в 6,5 млн литров в день.
🚤 Профессиональная парусная команда Emirates Team New Zealand (ETNZ) начала тестовые испытания на воде нового прототипа катамарана с водородным двигателем. Лодка Chase Zero имеет длину 10 м, ширину 4,5 м, осадку 2,2 м, место для экипажа из шести человек и топливные баки для хранения «зеленого» водорода в виде газа при максимальном давлении 350 бар.

Бортовые баки изготовлены из пластикового вкладыша, обернутого углеродным волокном для обеспечения необходимой прочности. Каждый бак способен вместить до 8,4 кг водорода, что дает общую вместимость 33,6 кг при полном заполнении. Chase Zero питается от двух водородных топливных элементов Toyota мощностью 80 кВт, по одному в каждом корпусе, чтобы обеспечить большую часть энергии, необходимой для питания лодки.

🏆 Катамаран может двигаться со скоростью около 30 узлов с мощностью 160 кВт, вырабатываемой топливными элементами. Chase Zero окончательно планируют спустить на воду к 2024 году для участия в 37-й гонке Кубка Америки, которая пройдет в Барселоне с сентября по октябрь.
🌀 В Шерегеше под эгидой 300-летия Российской Академии Наук проходит конференция новосибирского Центра компетенций НТИ и Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН «Водород как основа низкоуглеродной экономики». В течении трех дней эксперты и ученые обсудят развитие следующих направлений водородной энергетики:
Водородная заправка
Водород для Е-химии и Е-топлива
Биоводород для генерации электроэнергии
Крупнотоннажный водород для низкоуглеродной экономики

Также, в частности, в рамках мероприятия планируется обсуждение стратегического развития водородной энергетики Кузбасса. Сборник тезисов конференции доступен по ссылке. С программой мероприятия можно ознакомиться тут.
🔥1
📈 ЮАР намерена стать одним из мировых лидеров по производству и экспорту «зеленого» водорода. Об этом заявил Президент страны Сирил Рамафоса. По его словам, Южная Африка имеет существующий и будущий потенциал для производства «зеленого» H2. По предварительным оценкам, к 2050 году ЮАР может производить от 6 до 13 млн тонн «зеленого» водорода и его производных в год. Для этого потребуется от 140 до 300 ГВт возобновляемой энергии. При этом, на сегодняшний день ЮАР уже производит 2,4 млн тонн «серого» водорода для внутреннего потребления.

Ранее Правительство Южно-Африканской Республики опубликовало для общественного обсуждения Инвестиционный план плавного энергоперехода в качестве основы для движения страны к низкоуглеродному и устойчивому к изменению климата обществу. Согласно плану, Южной Африке потребуется около $98 млрд в течение следующих пяти лет, чтобы обеспечить справедливый переход и достичь своих амбициозных целей по сокращению выбросов.
🚂 Компания Ferrocarril de Antofagasta a Bolivia (FCAB), входящая в состав чилийского горнодобывающего холдинга Antofagasta, приобретет локомотив колеи 1 000 мм на водородном топливе у китайского консорциума, в состав которого вошли изготовитель подвижного состава CRRC Qishuyan и компания Anhui Technology Import and Export.

Предполагается, что локомотив поступит в эксплуатацию во второй половине 2024 г. Он оснащен специально разработанными резервуарами для хранения водорода, датчиками утечки и системой аварийного отключения подачи топлива. При этом, по своим тягово-энергетическим показателям локомотив не должен уступать современным тепловозам и соответствовать высоким экологическим требованиям и нормам безопасности. Как отметили в FCAB, к 2025 г. компания планирует сократить выбросы диоксида углерода на 30 %. В перспективе она намерена перевести весь свой парк локомотивов на водородное топливо.
🤝 Азербайджан и Алжир договорились о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. В частности, в рамках подписанного сторонами Меморандума, предусмотрены реализация проектов по производству «зеленой энергии» (водорода) и проведение исследований по транспортировке H2. Документ подписан в рамках визита министра энергетики Азербайджана Пярвиза Шахбазова в Алжир.

Помимо этого, документ предусматривает сотрудничество в области разведки и добычи углеводородов на суше и на море, развитие углеводородных проектов и нефтехимической промышленности, сотрудничество в сферах маркетинга транспортировки и распределения энергетических продуктов. Для реализации вопросов, предусмотренных в меморандуме, планируется создание совместной рабочей группы.
🚲 Французский производитель Pragma Mobility представил прототип нового поколения электровелосипедов на водородных топливных элементах Alpha Neo. Для полной заправки водородовелобайка потребуется не более 2 минут. Пополнить запас H2 можно на водородной станции или с помощью простого коммерческого баллона с водородом и адаптированного шланга. На полном баке Alpha Neo сможет преодолеть расстояние порядка 150 км.

Согласно данным производителя, срок службы топливного элемента может составить до 10 лет. Первый водородный велосипед производителя планируется к выпуску в 2027 году и на тот момент станет первым в мире. Основным препятствием для массового производства и широкой продажи Alpha Neo является его стоимость. Розничная цена электровелосипедов на водородных топливных элементах составит от €4 690 до €5 690.
♻️ В Баку состоялся форум «Зеленый водород и возобновляемая энергия». Организатором мероприятия выступила Caspian Hydrogen Development Group. В рамках форума были обсуждены такие вопросы, как переход к «чистой» энергии в Азербайджане посредством проектов устойчивого развития, производство ветровой энергии и экологически чистого водорода, а также прогресс в реализации проекта ветряной электростанции в Гарадаге.

По словам председателя компании Caspian Hydrogen Development Group Теймура Аббасова, хотя Азербайджан исторически является производителем нефти и газа, у страны есть большой потенциал производства также «зеленой» энергии. Он подчеркнул, что Азербайджан присоединился к ряду глобальных инициатив по сокращению выбросов в атмосферу.
🧑‍🔬 Ученые Самарского университета им. Королева предложили 220 новых кислород-ионных проводников с улучшенными характеристиками, которые можно использовать в качестве компонентов твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ) с повышенной эффективностью. Их используют, в том числе, для генерации электроэнергии посредством окисления водорода, который и служит топливом для этой системы. ТОТЭ являются достижением современной техники, благодаря которому значительно снижается нагрузка на экологию планеты, так как эти конструкции создаются преимущественно из возобновляемых ресурсов.

Исследователи подбирали для ТОТЭ материалы с требуемыми свойствами с помощью современных теоретических методов и высокопроизводительных вычислений. В работе ученые впервые применили комплекс методов теоретического анализа проводимости в кристаллических структурах, которые ранее применялись по отдельности. Таким образом они нашли новые материалы с кислород-ионной проводимостью, которые позволят повысить эффективность работы топливных элементов.
🚙 К 2024 году Honda планирует начать массовое производство своего кроссовера CR-V на водородных топливных элементах. Производитель сообщил, что он будет собирать автомобиль на топливных элементах в своем производственном центре Performance в американском штате Огайо. Уже к 2040 году Honda планирует полностью перейти на электрические автомобили, а к 2050 году – на авто исключительно с нулевым выбросом CO2.

CR-V FCEV станет гибридом, который будет иметь встроенную конструкцию, позволяющую работать не только на водороде, но и на электричестве. Как отметили в компании, водородомобили имеют преимущества перед аккумуляторными электромобилями, поскольку такие транспортные средства можно заправлять за три-четыре минуты и преодолевать большие расстояния. Однако есть и сложности. В том числе, наличие заправочной инфраструктуры. На сегодняшний день водородные заправки в США сосредоточены лишь в Калифорнии.
🛩 Несмотря на позитивные прогнозы по переходу авиационной отрасли на водород, есть серьезные условия, которые смогут значительно затормозить этот процесс. Генеральный директор Airbus Гийом Фори, крупнейшего в мире производителя самолетов предупредил, что рейсы с низким уровнем выбросов углерода могут быть отложены.

«Наличие или отсутствие чистого водорода в нужном количестве в нужном месте по правильной цене во второй половине десятилетия вызывает у меня большую озабоченность… Инфраструктура для производства и распределения «зеленого» водорода все еще находится на ранних стадиях развития. Но часы тикают, и к 2030-м годам он будет использоваться для заправки коммерческой авиации, а, возможно, и во многих других секторах гораздо раньше», - отметил Гийом Фори. При этом отметив, что отсутствие альтернативного топлива «может стать причиной задержки запуска программы, даже если технологии самих самолетов будут зрелыми».
🧑‍🔬 Группа исследователей из американского Университета Райса разработала механизм замены иридия рутением в электролизерах, что позволит значительно удешевить процесс производства водорода. Для изготовления катализатора был разработан трехэтапный процесс включения никеля в решетку RuO 2. Этот метод привел к созданию стабильного анодного катализатора, который, по словам команды, использовался в электролизере для производства водорода в течение тысяч часов в условиях окружающей среды.
👍1
💶 Испанская нефтехимическая корпорация Cepsa инвестирует €3 млрд в постройку крупнейшего центра по производству «зеленого» водорода, генерируемого с помощью возобновляемых источников энергии в Андалусии. Для запуска двух новых заводов, которые будут производить до 300 000 тонн «зеленого» водорода в год, будет создано 10 000 рабочих мест. К тому же андалузская долина «зеленого» водорода позволит сократить выбросы углеводорода на 6 млн тонн.

Как отметили в компании, мощность проекта составляет 2 ГВт, что в десять раз превышает крупнейшие проекты, запущенные в Европе на сегодняшний день. По словам Председателя Правительства Испании Педро Санчеса, эти инвестиции помогут Испании достичь своей цели стать страной-экспортером энергии благодаря первому европейскому «зеленому» водородному коридору между Кампо-де-Гибралтар (юг Андалусии) и голландским портом Роттердам. Андалусия отвечает всем условиям, чтобы стать одним из самых конкурентоспособных регионов мира по производству водорода.
👍2
🏭 Крупнейшая металлургическая компания Малайзии Esteel договорилась с Sabah Oil & Gas Development Corporation о строительстве «зеленого» металлургического комплекса в промышленной зоне Sipitang в штате Сабах на острове Калимантан. Как заявляет Esteel, проект предусматривает строительство «зеленого» интегрированного металлургического комплекса, в котором вместо коксующегося угля и кокса будет использоваться природный газ, а в перспективе – «зеленый» водород.

Первая очередь проекта должна стартовать в третьем квартале 2023 г. В ходе ее планируется построить обогатительную фабрику, завод по производству железорудных окатышей, предприятие по выпуску 2,5 млн тонн горячебрикетированного железа (HBI) в год, а также соответствующую инфраструктуру. Стоимость первой очереди, которая должна быть завершена в конце 2025 г., составит около $1,3 млрд. В целом же Esteel планирует инвестировать в проект порядка $4,4 млрд. Вторая стадия, которая будет реализована после 2026 г., предусматривает создание мощностей по выплавке стали, а третья – по производству проката.
✈️ Airbus объявил, что разрабатывает двигатель на водородных топливных элементах и планирует испытать его на самом большом коммерческом самолете, когда-либо поднимавшемся в небо. Компания установит двигатель между крыльями и хвостом модифицированного суперджамбо Airbus A380. Испытательные полеты намечены на 2026 год в рамках инициативы Airbus ZEROe по запуску к 2035 году самолета с нулевым уровнем выбросов.

«С точки зрения аэродинамики, A380 — очень устойчивый самолет. Таким образом, гондола, прикрепленная к хвостовой части фюзеляжа через заглушку, не представляет большой проблемы», — отметил руководитель отдела демонстраций и испытаний ZEROe в Airbus Матиас Андриамисаина. Ранее авиаконцерн представил концептуальные проекты самолета, использующего жидкое водородное топливо и двигатели внутреннего сгорания, но вице-президент Zero-Emission Aircraft Гленн Ллевеллин предположил, что одних топливных элементов может быть достаточно для питания лишь небольших коммерческих самолетов.
🤝 Alfa Laval договорилась с Shell International Trading and Shipping Company Limited о совместной разработке эксизного и рабочего проекта новой установки сжигания газа (УСГ) для использования на танкерах, транспортирующих жидкий водород. Как отмечается в сообщении Alfa Laval, создание такой технологии обеспечит безопасность при транспортировке водорода морскими судами и станет важным шагом на пути к декарбонизации международного судоходства. Конструкция новой установки сжигания газа для водорода будет основана на имеющейся системе УСГ, созданной Alfa Laval для СПГ. За прошедшее десятилетие было установлено более 200 таких УСГ, и еще 100 единиц были заказаны в этом году.

В соответствии с соглашением, компания разработает систему безопасного сжигания отпарного водорода (BOG) из грузового танка, которая будет интегрирована в проект нового судна для перевозки жидкого H2. В силу ограничений вентиляции груза, установка предлагает средства контроля давления/температуры, при котором система BOG может представлять риски безопасности, превышающие проектные параметры грузового танкера.
Японское классификационное общество ClassNK выдало сертификат принципиального одобрения концепции двухтопливного генераторного двигателя, использующего газообразный водород в качестве топлива, и связанных с ним систем и механизмов для проекта танкера-газовоза, предназначенного для транспортировки сжиженного водорода. Проект разработан инженерно-конструкторским бюро Kawasaki Heavy Industries, Ltd. (KHI). Вместимость судна – 160 тыс. м3. Как отмечается в сообщении классификационного общества, это первый сертификат одобрения от ClassNK для двухтопливного генераторного двигателя, использующего газообразный водород в качестве топлива.

Планируется, что водород будет использоваться в качестве экологически чистого топлива для реализации цели декарбонизации отрасли. До этого ClassNK выдало для танкера-газовоза сжиженного водорода принципиальное одобрение комплексного проекта, его системы герметизации груза, системы обработки грузов (CHS) и двухтопливных основных котлов, которые используют систему сжигания отпарного газа (водорода).