Если постоянно не продвигаться вперед, прошлое будет тянуть назад. Прошлое ведет себя как мощный вихрь, засасывающий внутрь, который все время тянет человека обратно. Не двигаться вперед - значит подвергнуться регрессии. Нужно все время нести вперед факел нового огня - как в истории, так и в личной жизни. Если начать с грустью или даже с насмешкой оглядываться в прошлое, оно снова вами овладеет. Прошлое обладает огромной властью.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
4❤325👍137💯105❤🔥39🔥23🤔11😢8🕊7🏆5👏4🥰2
Поскольку повсеместно распространено убеждение, что человек – это просто то, что его сознание знает о себе самом, человек считает себя таким же безвредным, добавляя тем самым к своей греховности еще и глупость. Он не отрицает, что ужасные вещи имели и продолжают иметь место, но их всегда совершают «другие». А если подобные деяния относятся к недавнему или далекому прошлому, то они очень быстро и кстати погружаются в море забвения, после чего возвращается то состояние хронической неясности мышления, которое мы называем «нормальностью».
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
❤151👍102🔥37👏14🤔10😢8😁4😱2🤬1
Никто не может упасть так низко, если у него нет большой глубины. Если такое может случиться с человеком, это бросает вызов его лучшему и высшему с другой стороны; то есть эта глубина соответствует потенциальной высоте, а самая черная тьма — скрытому свету.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
3❤386👍113🔥82❤🔥43🤔24🙏14💯14⚡4👏3😇3
В своих многочисленных эссе о личности Юнг пишет, что призыв души – это призвание, истинный зов (лат. vocatus) – как изначальный призыв к сакральному служению. Повиноваться этому призванию равносильно религиозному повиновению тому, что больше нас. И в этом заключается и путь, и парадокс. Мы все знаем людей, которым свойственна неумеренная требовательность, чья нарциссическая надменность кажется безграничной, которые игнорируют тот факт, что могила уравняет всех. Мы также знаем людей, чья внутренняя неуверенность привела к компенсационному раздуванию собственной значимости. Они считают себя вершителями мировых судеб. Такие люди лгут миру, потому что вынуждены лгать самим себе.
Обретение индивидуальности – это не самовозвеличивание; это ответ на призыв заглянуть в себя, уважать свои интересы, таланты и призвание, независимо от того, признаются они другими или нет.
Джеймс Холлис
Карл Густав Юнг
Обретение индивидуальности – это не самовозвеличивание; это ответ на призыв заглянуть в себя, уважать свои интересы, таланты и призвание, независимо от того, признаются они другими или нет.
Джеймс Холлис
Карл Густав Юнг
1❤256👍79🔥50💯27🕊8❤🔥3🙏1🫡1
Однажды организация учителей спросила меня, почему, несмотря на улучшившееся питание в начальных школах, программу обучения больше не удается выполнить. Ответ таков: недостаток концентрации, слишком много отвлечений. Многие дети делают свою домашнюю работу под аккомпанемент радио. В них столько входит снаружи, что им больше не нужно думать о том, что можно сделать внутри себя, ведь это требует концентрации. Их инфантильная зависимость от внешнего тем самым усиливается и продолжается во взрослой жизни.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
❤207💯128👍73😁14😢11🤔9🔥7🕊5❤🔥3🙏2🥰1
Сугубо биологический или естественно-научный подход не отвечает требованиям в психологии, ибо главным образом носит интеллектуальный характер. Это, разумеется, не изъян: методы естественных наук давно доказали свою эвристическую ценность в психологических исследованиях. Однако психический феномен в своей целокупности невозможно постичь одним интеллектом, ибо он включает в себя не только смысл, но и ценность, а ценность зависит от интенсивности сопутствующих чувственных тонов. Как следствие, необходимы по меньшей мере две «рациональные» функции, дабы составить более или менее полную схему данного конкретного психического содержания.
Следовательно, если при анализе психических содержаний мы допускаем не только интеллектуальные, но и ценностные суждения, мы получаем более полное представление не только о самом рассматриваемом содержании, но и о той особой позиции, которую оно занимает в общей иерархии психических содержаний. Чувственная ценность – очень важный критерий, без которого психология решительно не может обойтись.
Карл Густав Юнг
Следовательно, если при анализе психических содержаний мы допускаем не только интеллектуальные, но и ценностные суждения, мы получаем более полное представление не только о самом рассматриваемом содержании, но и о той особой позиции, которую оно занимает в общей иерархии психических содержаний. Чувственная ценность – очень важный критерий, без которого психология решительно не может обойтись.
Карл Густав Юнг
1❤105👍45💯29✍11🔥1🤔1🙏1🤣1
Если мужчина находится во власти своего настроения, он перестает быть господином своего внутреннего мира, а становится его деспотом. Этот деспот займет доминирующее положение, и сначала мужчина попытается вступить с ним в борьбу. К сожалению, чаще всего в такой схватке он предпочитает сражаться там, где это совсем не нужно. Иными словами, вместо того чтобы перенести эту борьбу в свой внутренний мир, он будет скандалить с женой и вступать в конфликт с окружающими. Мифологическое описание героической борьбы со своим внутренним Я чаще всего связано с поединками с драконами, и наш современник сражается с ними ничуть не меньше, чем его средневековый собрат. Вы запросто можете оживить мифологию, причем придав ей немало драматизма, найдя современную сцену, на которой будут происходить поединки с драконами, а прекрасные дамы и красные рыцари станут разыгрывать свои драмы. От такого мужчины спасаются бегством, ибо в это время жить с ним совершенно невозможно. Он становится слишком придирчив к женщине, на которую мог бы опереться. Тем не менее иногда к нему приходит осознание, что находящаяся в нем внутренняя женщина очень опасна. Придираясь к своей жене, он не имеет никакого представления о том, как себя вести с внутренней женщиной.
Роберт Джонсон
Карл Густав Юнг
Роберт Джонсон
Карл Густав Юнг
1❤241👍107🔥47💯17✍14🤔14❤🔥7🤯3🤷♂2👎2
103❤260💯138👍96🔥23🤔11❤🔥7⚡5💊5✍4😎3😢1
Нельзя форсировать события: когда бы применение силы ни показалось успешным, о нем впоследствии обычно приходится пожалеть. Всегда лучше помнить об ограниченности своих знаний и способностей. Прежде всего необходимы сдержанность и терпеливость, поскольку время часто может сделать больше, чем искусство. Не все можно вылечить, и не все нужно вылечивать. Иногда под покровом невроза прячутся смутные моральные проблемы или необъяснимые повороты судьбы.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
❤240👍92🔥56🙏23❤🔥11🕊11🤔8
Что касается своей собственной личности, человек всегда блуждает в темноте. Чтобы познать себя, ему нужны другие люди.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
1❤306💯118👍74🔥27🙏14🤔9🍓5👎4🕊1
Идею перерождения невозможно отделить от того, что называют кармой.
Здесь существо проблемы в том, есть ли у человека его собственная, индивидуальная карма?
Если это так, тогда человек входит в жизнь с некоторой предопределенностью, воплощая в себе исход всех предыдущих жизней, он звено в какой-то бесконечно меняющейся непрерывной череде, в каком-то персональном континууме.
В противном случае, если человеку с рождения дана некая безличная карма, его новые воплощения никак не связаны между собой.
Ученики дважды спрашивали Будду: безлична ли человеческая карма? Оба раза он уходил от ответа: ведь знание не дает возможности освободиться от иллюзии бытия.
Будда видел гораздо больше пользы для своих учеников в медитациях о цепи нирваны: о рождении, жизни, старости и смерти, о причинах человеческих страданий.
У меня нет ответа на этот вопрос, я не знаю, что такое моя карма - или она следствие предыдущих моих жизней, или я только наследую своим предкам, воплощая их жизни.
Жил ли я уже однажды и чего достиг в той жизни, если сейчас я только пытаюсь найти какие-то решения? Не знаю.
Будда оставил вопрос открытым, и мне хочется думать, что он сам не был уверен в ответе.
Я вполне могу представить, что уже жил раньше и что тогда передо мной тоже возникали вопросы, на которые я не находил ответа.
Возможно, мне следовало родиться снова для того, чтобы исполнить предначертанное мне.
Мне кажется, что после смерти все, что я сделал, пребудет со мной.
А пока мне нужна твердая уверенность, что к концу жизни я не останусь ни с чем.
Похоже, и Будда думал об этом, когда пытался уберечь учеников от бесплодных спекуляций.
Карл Густав Юнг
Здесь существо проблемы в том, есть ли у человека его собственная, индивидуальная карма?
Если это так, тогда человек входит в жизнь с некоторой предопределенностью, воплощая в себе исход всех предыдущих жизней, он звено в какой-то бесконечно меняющейся непрерывной череде, в каком-то персональном континууме.
В противном случае, если человеку с рождения дана некая безличная карма, его новые воплощения никак не связаны между собой.
Ученики дважды спрашивали Будду: безлична ли человеческая карма? Оба раза он уходил от ответа: ведь знание не дает возможности освободиться от иллюзии бытия.
Будда видел гораздо больше пользы для своих учеников в медитациях о цепи нирваны: о рождении, жизни, старости и смерти, о причинах человеческих страданий.
У меня нет ответа на этот вопрос, я не знаю, что такое моя карма - или она следствие предыдущих моих жизней, или я только наследую своим предкам, воплощая их жизни.
Жил ли я уже однажды и чего достиг в той жизни, если сейчас я только пытаюсь найти какие-то решения? Не знаю.
Будда оставил вопрос открытым, и мне хочется думать, что он сам не был уверен в ответе.
Я вполне могу представить, что уже жил раньше и что тогда передо мной тоже возникали вопросы, на которые я не находил ответа.
Возможно, мне следовало родиться снова для того, чтобы исполнить предначертанное мне.
Мне кажется, что после смерти все, что я сделал, пребудет со мной.
А пока мне нужна твердая уверенность, что к концу жизни я не останусь ни с чем.
Похоже, и Будда думал об этом, когда пытался уберечь учеников от бесплодных спекуляций.
Карл Густав Юнг
4❤185👍58🙏23🔥14🤔13❤🔥8💯8👏7⚡2
Архетипы - таинственные образования энергетических потоков. Их сравнивают с магнитом под листом бумаги. Если рассыпать железные опилки по листу бумаги, они сразу организуются в формы, соответствующие направлениям магнитных сил. Мы можем видеть формы из опилок на бумаге, но не можем видеть магнит внизу - или, лучше сказать, нам не дано увидеть саму магнитную силу, а только видимые знаки её существования. То же самое можно сказать об архетипах. Они всегда скрыты. Но мы наблюдаем их эффекты - в искусстве, поэзии, музыке, религии, научных открытиях, моделях поведения, мышления и эмоций. Все продукты человеческого творчества и человеческого взаимодействия напоминают эти железные опилки. Благодаря этим проявлениям нам доступны некоторые из форм и моделей архетипов. Но сами «энергии» никогда не видны. Они накладываются друг на друга и проникают друг в друга и вместе с тем могут разграничиваться для лучшего прояснения.
Роберт Луис Мур
Карл Густав Юнг
Роберт Луис Мур
Карл Густав Юнг
❤173👍73🔥42🤔13⚡5🥰3👏3
Давно пора осознать, что бесполезно восхвалять свет и проповедовать его, если его никто не видит. Гораздо нужнее научить людей искусству видеть.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
5❤265👍110🔥47⚡21💯15❤🔥7🕊4💋4🙏1🙊1
Жизнь всегда представлялась мне подобной растению, питающемуся от своего собственного корневища. Жизнь в действительности невидима, спрятана в корневище. Та часть, которая появляется над землей, живет только одно лето. Потом она увядает, ее можно назвать кратковременным видением. Когда мы думаем о концах и началах, мы не можем не отделаться от ощущения всеобщей ничтожности. Тем не менее меня никогда не покидало чувство, что нечто живет и продолжается под поверхностью вечного потока. То, что мы видим, лишь крона, и когда ее не станет, корневище останется.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
2❤222👍84🔥41❤🔥18⚡7🤔7👏4😇3🙏2🍓1
Душа моя, где ты? Ты слышишь меня? Я говорю, я зову тебя – ты здесь? Я вернулся, я снова здесь. Я отряс прах всех земель со своих ног, и я пришел к тебе, я с тобой. После долгих лет долгих странствий я снова пришел к тебе. Рассказать тебе все, что я видел, пережил и впитал? Или ты не хочешь слышать весь этот шум жизни и мира? Но одну вещь ты должна знать: одной вещи я научился – каждый должен жить свою жизнь.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
3❤473🔥123❤🔥92💯39💔31👍25🕊19🥰8🙏7🍓5👌1
Когда раскрывается мир бессознательного, наружу вырывается огромная душевная мука, и происходящее напоминает то, как если бы на разграбление полчищам варваров отдавалась цветущая цивилизация или из-за разрушения горной плотины тучная пашня оказалась предоставленной неистовству бушующего потока. Таким же катаклизмом была и мировая война, которая лучше, чем что бы то ни было, доказала, насколько тонка перегородка, отделяющая мир упорядоченных отношений от хаоса, вечно стремящегося воспользоваться любым послаблением. Но ведь так во всем: за фасадом любого разумного организованного явления скрывается изнасилованная разумом природа, в мстительном ожидании подкарауливающая момент, когда не выдержит препятствующее ей ограждение, и, сминая все на своем пути, она ринется в данный сознанию мир.
С незапамятных, самых древнейших времен человек знает об этой опасности, таящейся в его душе, поэтому обычаи религиозного, мистического характера нужны ему для того, чтобы уберечь себя от нее или устранить нанесенный его психике ущерб. Вот почему человек, выступающий от имени медицины, всегда является для другого одновременно и его священником, спасителем тела его и души, а религии – это системы, врачующие душевные недуги.
Карл Густав Юнг
С незапамятных, самых древнейших времен человек знает об этой опасности, таящейся в его душе, поэтому обычаи религиозного, мистического характера нужны ему для того, чтобы уберечь себя от нее или устранить нанесенный его психике ущерб. Вот почему человек, выступающий от имени медицины, всегда является для другого одновременно и его священником, спасителем тела его и души, а религии – это системы, врачующие душевные недуги.
Карл Густав Юнг
❤201👍70🔥28❤🔥22🙏10🕊7⚡3👎2
Внезапно мое сердце сильно забилось. Меня будто озарило на мгновение, и я понял: вот она, моя единственная цель — психиатрия. Именно в психиатрии я увидел поле для исследований, как в области биологии, так и в области человеческого сознания — такое сочетание я искал повсюду и не находил нигде.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
1❤227👍96❤🔥62🔥15⚡9😁9💯7👏4🤔3😍1
Психология должна вновь стать поэзией души, а не инструментом для исправления человека. Мы склонны думать, что цель психотерапии — сделать нас «нормальными», адаптированными, счастливыми. Но истинная работа заключается не в исправлении себя или устранении недостатков, а в том, чтобы встретиться с собственной душой, услышать её мифы, страдания и тайны. Душа приходит к нам через образ, через метафору, через трагедию и красоту — и когда мы учимся внимать этому голосу, мы начинаем жить глубже, чувственнее и подлиннее.
Джеймс Хиллман
Карл Густав Юнг
Джеймс Хиллман
Карл Густав Юнг
❤284💯100👍52❤🔥28👏18🔥11🤔6🕊5👎2🙏1😇1
К сожалению, мифологическая сторона человеческой природы сегодня в сильной степени редуцирована. Человек более не порождает сюжеты. Он себя многого лишает, потому что это очень важно и полезно – говорить о вещах непостижимых.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
❤152👍61💯41🔥17🤔12❤🔥5🙏3😢1
Согласно Фрейду, содержания бессознательного можно свести к инфантильным тенденциям, вытесненным в силу их несовместимого характера. Вытеснение – это процесс, который начинается в раннем детстве под нравственным воздействием окружающей среды и продолжается в течение всей жизни. С помощью анализа вытеснение устраняется, а вытесненные желания становятся сознательными.
В соответствии с этой теорией, бессознательное содержит только те элементы личности, которые вполне могли быть осознанны и оказались подавлены лишь в ходе процесса обучения. Хотя, с одной стороны, инфантильные тенденции бессознательного наиболее очевидны, тем не менее было бы ошибкой определять или оценивать бессознательное исключительно с этой точки зрения. У бессознательного есть и другая сторона: она включает не только вытесненные содержания, но и весь психический материал, лежащий ниже порога сознания. Невозможно объяснить сублиминальную (подпороговую) природу всего этого материала на основе принципа вытеснения, ибо в этом случае устранение вытеснения должно наделять человека феноменальной памятью, которая впредь не забывала бы ничего.
Таким образом, мы утверждаем, что, помимо вытесненного материала, бессознательное содержит все те психические компоненты, которые оказались ниже порога, а также сублиминальные чувственные восприятия. Кроме того, мы знаем – как из богатого опыта, так и по теоретическим причинам, – что бессознательное содержит и такой материал, который еще не достиг порога сознания. Это семена будущих сознательных содержаний. Равным образом у нас есть основания полагать, что бессознательное никогда не пребывает в покое в смысле отсутствия активности, но непрерывно занято группировкой и перегруппировкой своих содержаний. Лишь в патологических случаях эту активность следует считать полностью автономной; в норме она координируется с сознательным разумом в рамках компенсаторной взаимосвязи.
Карл Густав Юнг
В соответствии с этой теорией, бессознательное содержит только те элементы личности, которые вполне могли быть осознанны и оказались подавлены лишь в ходе процесса обучения. Хотя, с одной стороны, инфантильные тенденции бессознательного наиболее очевидны, тем не менее было бы ошибкой определять или оценивать бессознательное исключительно с этой точки зрения. У бессознательного есть и другая сторона: она включает не только вытесненные содержания, но и весь психический материал, лежащий ниже порога сознания. Невозможно объяснить сублиминальную (подпороговую) природу всего этого материала на основе принципа вытеснения, ибо в этом случае устранение вытеснения должно наделять человека феноменальной памятью, которая впредь не забывала бы ничего.
Таким образом, мы утверждаем, что, помимо вытесненного материала, бессознательное содержит все те психические компоненты, которые оказались ниже порога, а также сублиминальные чувственные восприятия. Кроме того, мы знаем – как из богатого опыта, так и по теоретическим причинам, – что бессознательное содержит и такой материал, который еще не достиг порога сознания. Это семена будущих сознательных содержаний. Равным образом у нас есть основания полагать, что бессознательное никогда не пребывает в покое в смысле отсутствия активности, но непрерывно занято группировкой и перегруппировкой своих содержаний. Лишь в патологических случаях эту активность следует считать полностью автономной; в норме она координируется с сознательным разумом в рамках компенсаторной взаимосвязи.
Карл Густав Юнг
❤114👍56🤔11🤯11🏆7✍3🔥1💊1