Александр Мажуга | МАГнит – Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
2.31K subscribers
1.77K photos
330 videos
11 files
1.47K links
Актуальная информация о науке, образовании и технике.
Автор: Александр Мажуга - первый заместитель председателя комитета ГосДумы по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ, профессор РАН, д.х.н
Download Telegram
Сегодня на площадке форума «Атомэкспо-2024» принял участие в круглом столе «Прогрессивные экотехнологии как глобальный тренд развития бизнеса и государства».

По данным экспертного сообщества, экологические проблемы, в том числе разрушение экосистем, климатические изменения и загрязнение окружающей среды, стабильно входят в основную группу рисков для человечества наряду с геополитическими и экономическими.

При этом формируется новое направление в миграции — экологическая. Это ситуации, при которых из-за экологических проблем люди вынуждены уезжать в другие регионы.

Что делать? — На самом деле одного и правильного ответа нет, но шаги, которые необходимо предпринимать глобальны и включают энергопереход, в том числе за счет перехода на чистую атомную электроэнергию, в результате которого существенно повысится энергоэффективность и снизится уровень негативного воздействия на природу. Это и разработка технологий электродвижения, применение водородных двигателей и другое.

Другой очевидный тренд — ресурсосбережение, а также работа с отходами в логике экономики замкнутого цикла.

Эта тема, как вы знаете, мне особенно близка. Разработка безопасных и эффективных технологий переработки отходов — направление, которое мы развиваем последние годы.

В работе круглого стола приняли участие коллеги из России, Белоруссии, КНР, Бразилии, Индии, ЮАР, Ирана, Кубы, Эфиопии.

Участники поддержали концепцию обмена экотехнологиями. А также то, что создание экологического оазиса в отдельно выделенной стране невозможно. Поэтому действовать необходимо только сообща!

Предложил коллегам поддержать проект Росатома по созданию сетевого инжинирингового центра, который будет заниматься развитием экотехнологий. Думаю, что стоит начинать работу с пространства БРИКС, тем более что нашей стране перешло председательство в этом объединении!
👍247👏7👌3
​​Сегодня, в преддверии отчета Правительства, у нас состоялось заседание комитета, на котором выступил Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков.

Наше обсуждение вышло за рамки отчета за год. Подводили итоги работы Минобрнауки за последние четыре года. И тут надо сказать, что за этот период сделано очень много.

Из стратегических направлений - интеграция новых регионов в образовательное пространство идет полным ходом.

Стратегии социально-экономического развития регионов увязываются с образованием и наукой, появился научно-технический рейтинг регионов. Рост КЦП в вузы идет в первую очередь за счет региональных университетов. Ключевые меры поддержки также реализуются с акцентом на регионы.

Если мы говорим про образование, то первое — это то, что доступность высшего образования увеличилось (60% выпускников обеспечены бюджетным местом в вуз). При этом акцент делается на инженерно-технические направления подготовки.

Кроме того, были запущены масштабные программы поддержки вузов (Приоритет2030, ПИШ, Платформа университетского предпринимательства). Тут надо отметить количество университетов-участников программ. Если в «исторических» инструментах поддержки, таких как «Проект 5–100», проект «Национальный исследовательский университет» и федеральные университеты их количество было 21, 29 и 10 (соответственно). То в программе «Приоритет 2030» 106 вузов (не считая «Приоритет 2030. Дальний Восток»), в проекте «Передовые инженерные школы» — 30 вузов (будет 100 к 2030 году).

Отдельно отметили проект по созданию сети университетских кампусов. Это масштабная программа обновления и создания новой инфраструктуры (40 кампусов к 2036 году).

Конечно, говорили о науке. О программе молодежных лабораторий (сегодня их уже более 900), о 17-ти НЦМУ (включая математические, геномные и центры по приоритетам СНТР). Говорили также о строительстве установок класса мегасайенс. Писал об этом тут.

Отмечу, что многие из упомянутых тем являются положением Народной программы «Единой России».

Безусловно, нам много еще предстоит сделать в части законодательного обеспечения нашей отрасли. Решить все вопросы высшей школы одномоментно невозможно. Да и наша сфера не терпит резких движений. Но то, как развивается сегодня образование и наука в России, внушает оптимизм!
👍25🤔5🔥3👌3🦄1
Вчера прошла рабочая встреча по нашему законопроекту о мерах поддержки молодых ученых.

Данный законопроект не только формально определяет статус молодого ученого в нашей стране (а именно как научного работника НИИ, научно-педагогического работника вуза в возрасте до 35 лет включительно, при этом не имеет значения, есть у него ученая степень или нет), а описывает меры поддержки молодых ученых. Помимо мер поддержки, выделение отдельного статуса «молодой ученый», по нашему мнению, благоприятно скажется на повышении престижа профессии научного работника, профессии ученого.

Напомню, что проект закона был поддержан палатой в первом чтении год назад. И все это время над ним шла работа.

Основной вопрос нашей встречи касался прав молодых ученых. Потому что если мы выделяем эту категорию отдельно, то необходимо зафиксировать и ее права.

Мы предлагаем зафиксировать такие права как:

Повышение квалификации за счет средств работодателя ;

Стимулирование труда в соответствии с конкретными результатами научной или научно-технической деятельности;

Получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения;

Участие в конкурсах для молодых ученых;

Создание коллегиальных совещательных органов.

Сейчас законопроект находится на стадии обсуждения с Минобрнауки, а также Координационном советом по делам молодежи в научно-технической сфере при Президенте РФ.

Если у Вас есть идеи и предложения, чем необходимо дополнить наш законопроект, то пишите в комментариях, все примем в работу.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍22👏63👌2
Принял участие в V международном промышленном форуме «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес». На пленарном заседании говорили о развитии мало- и среднетоннажной химии в России.

Для того, чтобы понимать куда нам с точки зрения кадрового обеспечения отрасли надо двигаться, нужно определить, где мы находимся сейчас.

И так: текущая ситуация выглядит следующим образом. Прием в вузы по направлению подготовки «Химия» — 2750 бакалавров + 1341 специалистов, по направлению «Химическая технология» — 6003 + 851 (соответственно). Да, есть еще «спрятанные» химические направления, но существенно они картину не меняют.

Теперь смотрим СПО по Химической технологии за счет средств федерального бюджета — 735 мест, за счет средств субъектов 8900.

Теперь куда нам надо двигаться? Для реализации только одного мегапроекта по малотоннажной химии необходимо привлечь 3,5 тысячи человек с высшим образованием и 11 тысяч со средним. Если мы посмотрим на все мегапроекты, то это уже 240 тысяч человек. И это перспектива 2–3 лет... А еще есть новый технологический нацпроект «Новые материалы и химия» и др.

Что делать? Начинать готовить кадры для химпрома необходимо со школьной скамьи. Как я уже говорил, сейчас мы обсуждаем с коллегами новую концепцию преподавания химии в школе. И она не должна остаться просто документом. Необходимо разработать новый федеральный проект.

Кроме того, нам нужно пересмотреть программы высшего образования, сохранив баланс между фундаментальной и практической подготовкой, сделать акцент на практикоориентированность преподавания, разработать новые программы по необходимым направлениям подготовки, вернуться к 5-летним и 6-летним программам по химической технологии.

Для сохранения технологической составляющей суверенитета России в химическом комплексе необходимо создавать условия, при которых уровень разработок в вузах и НИИ будет опережать промышленность на 5-10 лет. Чтобы сделать это, нужно оказывать дополнительную поддержку фундаментальной науке.
👍29🙏3😱1👌1
Интересная новость из мира науки! Только непонятно, как по анализу ДНК можно определить музыкальные способности…

Не за горами будущее, когда по генам будут принимать в музыкальную школу 🙂
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍19🤔8😁6
Forwarded from Дума ТВ
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🔵В России около 60% выпускников могут поступить в вузы на бюджетные места

В преддверии ежегодного отчета правительства в Госдуме глава Минобрнауки Валерий Фальков встретился с депутатами профильного комитета ГД.

Министр сообщил, что за 2023-2024 учебный год в вузах страны было распределено более 365 тыс. бюджетных мест.

«Это позволило обеспечить доступность бесплатного высшего образования 60% выпускникам школ. При этом большая часть бюджетных мест направлена в субъекты РФ. В целом баланс между центром и периферией нам удержать удалось, так же, как удается удержать баланс между доступностью и качеством высшего образования», — подчеркнул он.

Кроме этого, Фальков рассказал о реализации новых программ в сфере высшего образования. Так, стартовавшая в 2021 году масштабная программа развития университетов «Приоритет 2030» показала свою эффективность, и по поручению Президента России ее финансирование увеличено и продлено.

В свою очередь Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев поблагодарил Валерия Фалькова за проделанную работу и отметил, что у парламентариев сложился конструктивный диалог с Минобрнауки России.

🟢 Подписывайтесь на Дума ТВ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍21
Сегодня у нас прошло заседание комитета, в котором принял участие руководитель Рособрнадзора Анзор Ахмедович Музаев.

Задал ему вопрос о том, как будет организована государственная итоговая аттестация для выпускники этого года из наших исторических регионов.

Напомню, что период с 2022/23 по 2025/26 учебный год является переходным периодом для постепенной интеграции новых регионов в российское образовательное пространство.

В 2023/24 году выпускники из новых регионов смогут пройти государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена и (или) единого государственного экзамена.

Те выпускники, которые переехали из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в другие регионы России, самостоятельно выбирают форму ГИА (ГВЭ или ЕГЭ).

В этом году на участие в ГИА-11 заявлено 17 605 выпускников из новых субъектов Российской Федерации, из них форму ЕГЭ выбрали 3 429 человек (19,5%). Для сравнения: в прошлом году в ЕГЭ приняли участие 874 человек. То есть растет количество желающих сдать ЕГЭ. Посмотрим как пройдут экзамены.
👍21👌4🔥2🦄1
Вчера состоялось заседание нашего комитета с руководителем Рособрнадзора. Писал уже о своем вопросе. Но важно отметить еще несколько моментов в работе ведомства.

Хорошо помню 2018 год… Работаю ректором университета и приходит время очередной процедуры аккредитации. Конечно, «газелей» с документами у нас не было, но можно точно сказать, что это был очень волнительный период.

Аккредитацию мы успешно прошли, благодаря процедуре мы «привели» наши направления подготовки к основному химико-технологическому профилю.

По-хорошему завидую руководителям вузов, которые работают сегодня в новой логике госаккредитации. Раньше срок действия аккредитации был 6 лет, сегодня бессрочно, подавали 8 документов, сегодня 2. Раньше анализировалось соответствие ФГОС, сегодня соответствие аккредитационным показателям.

Кстати, большая часть информации для них берется из информационных систем, сайтов, мониторингов.

Надо отметить, что в рамках риск-ориентированной модели предусмотрено, в первую очередь, не «пугать» вуз прекращением срока действия аккредитации, а составление рекомендаций по повышению качества образования.

Учитывая, что мы последнее время все больше говорим о качестве образования, об ответственности вуза за это, по-моему мнению, стоит подумать над рядом изменений.

Качество образования — это знания студентов, а знания можно и нужно проверять.

Сегодня задания для проверки знаний студентов составляет сам вуз. Однако бывают случаи, когда студенты вуза не могут выполнить эти задания 🙂

Наверное стоит подумать о составлении единого и обновляемого набора заданий для проведения оценочных процедур. Тоже самое следует делать при получении аккредитации первый раз. Это первое.

Второе — это инструмент воздействия Рособрнадзора на вуз, контроль выполнения представлений и рекомендаций ведомства должен быть не формальным. Это также крайне важно.
👍22🔥5👌3
Ехал сегодня на работу и услышал выступление по радио студентки из Белоруссии, которая комментировала новость про то, что с этого года абитуриенты из России смогут поступать в вузы Белоруссии по результатам ЕГЭ.

Считаю, что это еще один закономерный шаг на пути к гармонизации законодательства Союзного государства.

С 2021 года абитуриенты из Белоруссии могут поступать в вузы РФ по результатам Централизованного тестирования. Это аналог ЕГЭ. Есть только одно отличие, поступая в вуз Белоруссии абитуриент из РФ должен отработать два года на предприятии республики.

Посмотрим, насколько это нововведение будет востребовано ребятами.
👍27👌42
Forwarded from ЕРМосква
В Москве стартовало предварительное голосование «Единой России».

В столице состоялось первое заседание оргкомитета предварительного голосования «Единой России». Партия начинает отбор кандидатов, которые будут представлять ее на выборах Мосгордумы.

Регистрация участников будет проходить с 30 марта до 25 апреля. Голосование пройдет с 20 по 26 мая. Принять в нем участие смогут все желающие москвичи.
👍19👌3
В четверг состоялась встреча депутатов фракции «Единая Россия» с Председателем Правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным.

Сегодня у Правительства и «Единой России» выстроено системное взаимодействие. В том числе по теме образования и науки. Интеграция наших исторических регионов в единую образовательную среду, доступность высшего образования, поддержка науки, развитие инфраструктуры вузов — это лишь небольшой перечень направлений нашей совместной работы.

Михаил Владимирович отметил роль «Единой России» в формирование бюджета на трехлетку. По его словам, фракция активно выдвигала предложения, начиная с нулевого чтения законопроекта.

Благодаря проведенной работе, бюджет дополнили важными для жителей нашей страны решениями. Поправки превысили 138 миллиардов рублей и охватили комплексное развитие сельских территорий, борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями, образование и науку и многое другое. Напомню, что благодаря нашей поправке появилось дополнительное финансирование центров инжиниринговых разработок, писал об этом ранее.

Михаил Владимирович также не оставил без внимания и инициативы рабочей группы «Единой России» по СВО в части поддержки участников спецоперации и их близких, включая право на приоритетный прием детей в школы, летние лагеря, детские сады и вузы.

Со своей стороны руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев отметил новый формат взаимодействия Правительства и Госдумы, предполагающий постоянный обмен мнениями. Отдельное внимание руководитель фракции обратил на ремонт школ. Напомню, что в 2023 году программа их капремонта была исполнена на 99 %. Следующий этап —это капремонт и строительство колледжей, техникумов и вузов.
👍213👏3😁1👌1
1/2

На этой неделе вышли Поручения по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию. Это очень важный документ, который кардинально меняет вектор движения сферы образования и науки.

Первое, это акцент на математику и естественно-научные дисциплины. При этом это не только физика, о которой мы говорим чаще других дисциплин, есть химия и биология.

И тут вроде все логично, нет подготовки учителей-предметников и некому мотивировать и «увлекать» школьника, нет абитуриента в технический вуз, нет инженера и технолога. В 90-х упустили, сейчас наверстываем.

Развитие этого Поручения мне видится в реализации нового Федерального проекта, который будет направлен на поддержку преподавателей естественно-научных дисциплин, а также на оснащение школ, профориентационную деятельность.

Без отдельной программы и дополнительных денег что-то улучшить будет сложно. Ну и, конечно, наша инициатива про то, что, поступая на преподавателя химии-физики-биологии, сдавать экзамен нужно именно по этому предмету!

Здесь же Поручение по расширение перечня направлений подготовки, где необходимо сдавать математику. Помню, на совете и после в СМИ это вызвало море обсуждений. Я лично убежден, что это абсолютно верное предложение. Слова про то, что зачем нам — гуманитариям, историкам, филологам и философам — знать математику не обсуждаются, ровно, как и традиционный и правильный обратный аргумент в цитате М. В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». А гипотеза состоит в том, что страны с высоким уровнем экономического роста имеют аналогичные показатели по уровню математической грамотности и, кстати, количеству жителей с высшим естественно-научным образованием.
👍204🔥3👌2
2/2

Второе, скажем так научный блок поручений, — это организационное сопровождение стратегии. Напомню, совсем недавно СНТР была обновлена. Речь идет о выделении дополнительного финансирования на науку уже в этом году. Сюда входит и взнос со стороны государства в РНФ на поисковые и прикладные исследования. Эта тема находится у нас на постоянном контроле.

И большой блок Поручений посвящен отечественному научному оборудованию и расходным материалам. Очень рад, что эта тема прозвучала. И спасибо Максиму Никитину, что ее поднял. Все акторы упомянуты, особенно важно, что есть поручение ТПП в этой части.

Выступая на КМУ, говорил о чрезмерно сложной процедуре попадания в перечень производителей отечественных научных приборов, порой иностранный производитель обходит из-за этих требований отечественного.

Это вопрос признания оборудования российским. Некоторые компании не могут по нескольку лет получить акт ТПП по признанию оборудования отечественным, проверяется каждый винт, каждый узел, каждая микросхема и совсем не берется в расчет, где и кем была сделана конструкция, разработано оборудование.

И третье, — это приятное — фильмы о науке и об ученых. Престиж профессии ученого, инженера, технолога, то есть человека, который меняет наш мир к лучшему, должен быть прославлен в кинематографе.

Последнее время у нас появилось много качественных фильмов, которые нас отсылают к великим первооткрывателям прошлого столетия. Но, на мой взгляд, сейчас не хватает фильмов, которые просто рассказывают об исследователях. Сериалы и фильмы, где сюжет связан с наукой, с открытиями. Включаешь телевизор, а там не сериал про мага-волшебника или бандита-героя, а про ученого-изобретателя.

Обязательно будем следить за реализацией Поручений и оказывать всю необходимую помощь!
👍214🦄3👌2
Неделя начинается с отличной новости: «Яндекс Путешествия» стали партнером нашего проекта «Менделеевская карта».

Для Менделеевцев будет действовать скидка 12% на бронирование отелей.

Это, кстати, первый партнер проекта, благодаря которому можно продумать все путешествие целиком — от покупки билетов до бронирования номера в гостинице.

Я очень рад такому сотрудничеству, ведь путешествия действительно благотворно влияют на наше саморазвитие. Посещая другие города, мы знакомимся с их культурой, традициями и обычаями, что расширяет наше мировоззрение и кругозор!
👍244🔥4🦄2👏1
Коллеги, считаю, что нам не надо ждать три года. У нас их просто нет.

С 2025 года необходимо уже сдавать химию, физику, биологию при поступлении на педагогические направления подготовки преподавателей-предметников.

Мы обращались с этим в Министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор, ФУМО по педагогическому образованию… И везде есть поддержка.

Уверен, что года вполне достаточно, ведь, идя на преподавателя химии, физики или биологии, абитуриент понимает, что необходимо знать эти предметы! Подробнее о том, почему я так думаю, писал в этом посте.
👍11💯10👏1🙏1👌1
Научно-образовательные поручения

Вышли Поручения Президента по итогам Послания Федеральному собранию. Стали понятны контуры национального проекта «Кадры». В поручениях четко прослеживается цепочка работодатель-образовательная организация.

1. Кого учить? Прогноз. Усилить взаимодействие вузов с предприятиями реального сектора экономики и социальной сферы.

2. Чему учить? Программа «Приоритет2030» и проект «Передовые инженерные школы» (будет 100 к 2030 году) — новая модель взаимодействия вуза с высокотехнологичными компаниями. При этом решается две задачи — подготовка инженерных кадров, масштабирование образовательных подходов на все вузы, создание новых технологий.

3. Где учить? Запущена масштабная программа обновления и строительства инфраструктуры университетов — Кампусы или студенческие городки (40 кампусов к 2036 году) и ремонт вузов и общежитий (800 зданий к 2030 году).

4. Как оценить? Вузы необходимо рейтинговать, наравне с существующими показателями сделать акцент на трудоустройство. При этом не формальные проценты, а в том числе уровень заработной платы выпускников.

Отдельный раздел посвящен росту числа иностранных студентов в образовательных организациях. И это очень важный посыл, как с точки зрения «мягкой силы», так и экспансии нашего высшего образования за рубеж.

Из важных наблюдений отмечу нахождение в одном контуре нацпроекта среднего и высшего профессионального образования. Это очень важно и должно благоприятно отразиться на последовательности и преемственности образовательных программ.
👍19👌42
🇷🇺🇧🇾 Сегодня Россия и Белоруссия отмечают День единения. Это большой праздник двух великих народов. Мы не только надежные соседи, но и добропорядочные партнеры в самых разных отраслях.

28 лет назад президентами наших государств был подписан договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии», который положил начало интеграции стран. А ровно через год был подписан Договор о Союзе Беларуси и России.

В новом многополярном мире наши страны являются стратегическими партнерами, в том числе, конечно, и в области образования и науки. Что крайне важно: у нас очень успешное сотрудничество в критически важных областях, таких как микроэлектроника и фотоника.

Напомню, что 29 января этого года президенты России и Белоруссии подписали Стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Она обязывает правительства и научные организации определить для себя задачи, решение которых позволит двум странам отвечать на современные вызовы и поддерживать технологическое лидерство.

В стратегии указано, что помимо разработок, важных для обороноспособности и инфраструктуры, огромное внимание наука должна уделять качеству жизни людей. Речь идет о совместных проекты наших стран в аграрном комплексе и медицине.

Между нашими странами ведется открытый диалог, так, в конце марта в Москве прошел экспертно-медийный форум «Союзное государство. Научный прорыв», приуроченный к сегодняшней дате.

На нем выступил министр образования Белоруссии Андрей Иванец. Он рассказал о том, что сейчас ведется активная совместная подготовка высококвалифицированных кадров. Восемь белорусских вузов готовят специалистов по совместным образовательным программам. Их выпускники получают дипломы образцов двух стран, что даст им возможность работать на всей территории Союзного государства.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил, что его ведомство совместно с белорусскими коллегами и постоянным комитетом Союзного государства ведет системную работу по расширению научного сотрудничества двух стран и развитию единого научно-образовательного пространства.

Думаю, потенциал для развития у наших стран очень большой! Будем плодотворно работать.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍218👏2👌1
🗓3 апреля Михаил Мишустин представит в Государственной Думе ежегодный отчет о работе правительства

⚡️Трансляцию можно будет смотреть в прямом эфире в нашем телеграм-канале, а также на официальных страницах правительства в социальных сетях: во «ВКонтакте», «Одноклассниках», на YouTube и RuTube.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍18👌6🙏3
Премьер-министр России Михаил Мишустин начал свое выступление в Госдуме с ежегодным отчетом Правительства.

Это мероприятие, ставшее с 2009 года уже привычным, в этот раз может повлиять на судьбу кого-то из членов кабмина. Так как уже в мае нам предстоит голосовать по кандидатурам для нового состава Правительства.

Ранее Михаил Мишустин заявлял, что он подробно расскажет о результатах деятельности кабмина за 2023 год и о мерах, которые были приняты по всем ключевым направлениям, в первую очередь по поручениям Президента Владимира Путина.
🔥15👍11👏3
Для меня это третий отчет Правительства. И это уникальная возможность проследить изменения. Не буду писать про рост ВВП (+3,6%) и инвестиций (+9.8%), исполнение бюджета практически на 100%. Обо всем этом написано многое.

Сделаю акцент на науке и образовании в той хронологии, как оно было изложено в выступлении премьер-министра.

Одно из главных — это реализация проекта «Санитарный щит», который крайне важен для защиты населения нашей страны от биологических угроз. И он напрямую связан с работой ученых.

В рамках проекта создана сеть из 48 центров мониторинга циркуляции патогенных микроорганизмов, более 150 центров ПЦР-тестирования, разработаны 29 новых тестов для быстрой диагностики инфекционных заболеваний.

Далее. Это конечно, медицинская наука, которая сейчас активно развивается, появляются биомедицинские клеточные продукты, разработан уникальный препарат от болезни Бехтерева.

Писал об этом. Но отмечу еще раз, необходимо пересмотреть подходы по регистрации генотерапевтических и иммунобиологических препаратов. И у нас есть предложения по изменению законодательства в этой части!

Параллельно развивается фармацевтическая промышленность. Сегодня в портфеле отечественных фармкомпаний 530 отечественных препаратов. В 2023 году впервые зарегистрировано более 1000 медицинских изделий.
👍215🔥5👏1