Сегодня на площадке комитета прошло совещание на тему результатов аккредитационного мониторинга в образовательных организациях высшего образования. Последние годы, напомню, мы живем в рамках новой логики госаккредитации.
Аккредитация стала бессрочной, количество документов сократилось в разы, а аккредитационный мониторинг, в рамках риск-ориентированной модели, призван не «пугать» вузы, а направлять их на путь «истинный».
Много обсуждений было проведено на тему показателей, но в итоге, как вы помните, все сошлись на 8-ми показателях, которые включают:
•средний балл ЕГЭ,
•наличие ЭИОС,
•сохранность контингента,
•доля целевиков,
•доля остепененных ППС,
•доля работников по профилю,
•наличие внутренней системы оценки качества образования,
•трудоустройство.
Конкретные баллы есть в соответствующем приказе.
С учетом данных показателей Рособрнадзор проверил 1004 вуза, (как государственных, так и коммерческих) и 7644 программы.
❗️Тут хочу обратить внимание на важный момент: проверяются именно программы! А не группы специальностей или направлений подготовки.
Показатели заполняли образовательные организации самостоятельно. Таким образом был создан максимально благоприятный режим работы для вузов.
Что в результате?
- Выполнили все показатели всего 15% программ, не выполнили 1 показатель 42%. Самые проблемные показатели - средний балл ЕГЭ абитуриента и доля целевиков, а также сохранность контингента (что неожиданно).
При этом большая часть
«двоечников» — это программы естественно-научного и инженерного профиля, что, на мой взгляд, логично и никак не связано с качеством образования. Так как в этом вопросе с ЕГЭ пока у нас проблема, да и с целевиками тоже.
В целом же, интегрально, 98,9% программ преодолели минимальный «аккредитационный» порог и подтвердили свои аккредитации.
Что можно сказать, точно есть над чем работать!
Первое, по моему мнению, стоит пересмотреть показатели. Ведь если мы говорим о качестве, то уж точно трудоустройство, средний балл ЕГЭ на входе и уж тем более наличие ЭИОС — не показатели качества образования.
Второе: нам надо решить, что делать, если вуз не выполнил те или иные показатели, какие санкции к программе необходимо применить, как предотвратить ту или иную проблему.
Третье — это информационное обеспечение. Хотелось все же, чтобы вуз не принимал участие в заполнении бумаг, а проверяющий орган получал ее в информационных системах. Кстати, тут появится следующая проблема, учет студентов по программам…
И последнее, это качество образование. Когда мы пригласили студентов в аудиторию, дали им набор заданий, проверили их и получили объективную картину о качестве образования, а за одно и об остаточных знаниях. При этом КИМы должны разрабатывать не вузы, а уполномоченная организация.
Аккредитация стала бессрочной, количество документов сократилось в разы, а аккредитационный мониторинг, в рамках риск-ориентированной модели, призван не «пугать» вузы, а направлять их на путь «истинный».
Много обсуждений было проведено на тему показателей, но в итоге, как вы помните, все сошлись на 8-ми показателях, которые включают:
•средний балл ЕГЭ,
•наличие ЭИОС,
•сохранность контингента,
•доля целевиков,
•доля остепененных ППС,
•доля работников по профилю,
•наличие внутренней системы оценки качества образования,
•трудоустройство.
Конкретные баллы есть в соответствующем приказе.
С учетом данных показателей Рособрнадзор проверил 1004 вуза, (как государственных, так и коммерческих) и 7644 программы.
❗️Тут хочу обратить внимание на важный момент: проверяются именно программы! А не группы специальностей или направлений подготовки.
Показатели заполняли образовательные организации самостоятельно. Таким образом был создан максимально благоприятный режим работы для вузов.
Что в результате?
- Выполнили все показатели всего 15% программ, не выполнили 1 показатель 42%. Самые проблемные показатели - средний балл ЕГЭ абитуриента и доля целевиков, а также сохранность контингента (что неожиданно).
При этом большая часть
«двоечников» — это программы естественно-научного и инженерного профиля, что, на мой взгляд, логично и никак не связано с качеством образования. Так как в этом вопросе с ЕГЭ пока у нас проблема, да и с целевиками тоже.
В целом же, интегрально, 98,9% программ преодолели минимальный «аккредитационный» порог и подтвердили свои аккредитации.
Что можно сказать, точно есть над чем работать!
Первое, по моему мнению, стоит пересмотреть показатели. Ведь если мы говорим о качестве, то уж точно трудоустройство, средний балл ЕГЭ на входе и уж тем более наличие ЭИОС — не показатели качества образования.
Второе: нам надо решить, что делать, если вуз не выполнил те или иные показатели, какие санкции к программе необходимо применить, как предотвратить ту или иную проблему.
Третье — это информационное обеспечение. Хотелось все же, чтобы вуз не принимал участие в заполнении бумаг, а проверяющий орган получал ее в информационных системах. Кстати, тут появится следующая проблема, учет студентов по программам…
И последнее, это качество образование. Когда мы пригласили студентов в аудиторию, дали им набор заданий, проверили их и получили объективную картину о качестве образования, а за одно и об остаточных знаниях. При этом КИМы должны разрабатывать не вузы, а уполномоченная организация.
👍23🙏3🔥2
На пленарном заседании сегодня были приняты рекомендации по итогам правчаса с Валерием Николаевичем Фальковым. Представил их глава нашего комитета Сергей Владимирович Кабышев.
Среди них:
✔️Одобрить результаты работы министерства науки и высшего образования по обеспечению реализации национального проекта «Наука и университеты».
✔️Отметить результативность работы Минобрнауки:
• По увеличению контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет федерального бюджета, а также по реализации мер поддержки участников СВО и членов их семей в сфере высшего образования;
• По созданию и поддержке передовых инженерных школ и научно-образовательных центров мирового уровня;
• По реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в том числе формированию университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны;
• По осуществлению мер, направленных на поддержку молодых ученых, в том числе реализации программы создания молодежных лабораторий;
• По проведению мероприятий по строительству, реконструкции, капремонту объектов недвижимого имущества образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также по созданию сети современных кампусов.
Рекомендовать Правительству:
✅ Предусмотреть до 2030 года дальнейшую реализацию мероприятий по государственной поддержке научных центров мирового уровня;
✅ Проработать вопросы о предоставлении молодым ученым жилья.
Рекомендовать Министерству науки и высшего образования:
✅ Продолжить работу по дебюрократизации сферы высшего образования и сектора исследований и разработок в целях освобождения преподавателей и работников научных организаций от выполнения непрофильной деятельности. А также по совершенствованию системы оплаты труда работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также увеличения надбавок за ученые степени педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций;
✅ Разработать параметрический прогноз кадровой потребности субъектов и отраслей реального сектора экономики с учетом технологического прогноза, а также формированию на его основе механизма распределения контрольных цифр приема.
Среди них:
✔️Одобрить результаты работы министерства науки и высшего образования по обеспечению реализации национального проекта «Наука и университеты».
✔️Отметить результативность работы Минобрнауки:
• По увеличению контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет федерального бюджета, а также по реализации мер поддержки участников СВО и членов их семей в сфере высшего образования;
• По созданию и поддержке передовых инженерных школ и научно-образовательных центров мирового уровня;
• По реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в том числе формированию университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны;
• По осуществлению мер, направленных на поддержку молодых ученых, в том числе реализации программы создания молодежных лабораторий;
• По проведению мероприятий по строительству, реконструкции, капремонту объектов недвижимого имущества образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также по созданию сети современных кампусов.
Рекомендовать Правительству:
Рекомендовать Министерству науки и высшего образования:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
sozd.duma.gov.ru
№725946-8 Проект постановления :: Система обеспечения законодательной деятельности
Информационный ресурс Государственной Думы. Здесь собрана информация о рассмотрении законопроектов и проектов постановлений Государственной Думы
👍19👌4🤝2🆒1
Дорогие коллеги, ветераны СПО, студенты и выпускники. Поздравляю всех вас с Днем среднего профессионального образования!
Сегодня мы стали свидетелями того, как система среднего профессионального образования можно сказать возрождается! Да, это процесс не настолько быстрый, как хотелось бы, но он идет. И идет в правильном направлении!
Напомню также, что для популяризации профобразования в стране действует проект «Профессионалитет», который позволяет студентам получать знания, закрепленные практикой, осваивать востребованные направления и после завершения учебы трудоустроиться в ведущие отраслевые компании. Эта программа уже охватывает более тысячи колледжей и техникумов.
А победители и призеры олимпиад "Профессионалы", "Абилимпикс" и НТО могут стать участниками нашего проекта «Менделеевская карта».
С каждым годом все больше ребят выбирают для себя СПО. И в этом, безусловно, огромная заслуга наших преподавателей и работников сферы. Большое вам спасибо за труд! Желаю всем побольше энергии и, конечно, здоровья.
С праздником!
Сегодня мы стали свидетелями того, как система среднего профессионального образования можно сказать возрождается! Да, это процесс не настолько быстрый, как хотелось бы, но он идет. И идет в правильном направлении!
Напомню также, что для популяризации профобразования в стране действует проект «Профессионалитет», который позволяет студентам получать знания, закрепленные практикой, осваивать востребованные направления и после завершения учебы трудоустроиться в ведущие отраслевые компании. Эта программа уже охватывает более тысячи колледжей и техникумов.
А победители и призеры олимпиад "Профессионалы", "Абилимпикс" и НТО могут стать участниками нашего проекта «Менделеевская карта».
С каждым годом все больше ребят выбирают для себя СПО. И в этом, безусловно, огромная заслуга наших преподавателей и работников сферы. Большое вам спасибо за труд! Желаю всем побольше энергии и, конечно, здоровья.
С праздником!
👏19👍5🔥4🦄2
На правительственном часе в Госдуме, посвященном вопросам организации отдыха и оздоровления детей, министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что менее 30% детей школьного возраста (5,7 миллиона человек) в России отдохнули в детских лагерях в ходе летней оздоровительной кампании 2024 года.
Если сравнивать с прошлым годом, то прирост есть. В 2020 году в лагерях отдохнули 800 тысяч детей, в 2021 году — 4,6 миллиона, в 2022 году — 5,1 миллиона. Сергей Сергеевич подчеркнул, что нам необходимо эту цифру наращивать.
Нужно понимать, что на сегодняшний день 83% всех детских лагерей — это пришкольные детские лагеря.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в свою очередь отметил важность разработки и принятия федерального закона об организации детского летнего отдыха. Так как мы видим, что на данный момент число загородных детских лагерей сокращается.
Полностью согласен со всеми. Также хочу сказать, что ситуация с летним отдыхом студентов также, к сожалению, является проблемной и требует пристального внимания.
Если сравнивать с прошлым годом, то прирост есть. В 2020 году в лагерях отдохнули 800 тысяч детей, в 2021 году — 4,6 миллиона, в 2022 году — 5,1 миллиона. Сергей Сергеевич подчеркнул, что нам необходимо эту цифру наращивать.
Нужно понимать, что на сегодняшний день 83% всех детских лагерей — это пришкольные детские лагеря.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в свою очередь отметил важность разработки и принятия федерального закона об организации детского летнего отдыха. Так как мы видим, что на данный момент число загородных детских лагерей сокращается.
«Дети должны отдыхать в стационарных лагерях, в загородных, чтобы был полноценный отдых и оздоровление», — подчеркнул Вячеслав Викторович, добавив, что стоимость отдыха при этом растет. Так, по словам Вячеслава Володина, отдых в детских лагерях в Московской и Ленинградской областях обходится в порядка 80 тысяч рублей, что многим семьям не по карману, особенно многодетным.
Полностью согласен со всеми. Также хочу сказать, что ситуация с летним отдыхом студентов также, к сожалению, является проблемной и требует пристального внимания.
👍21🔥4👏2🤔1
Увидел новость о том, что в школе в районе Свиблово ученики заметили мужчину с предметом, похожим на ружье. И сразу написали в чат с одноклассниками, а те уже передали это родителям, которые вызвали правоохранителей. Позже выяснилось, что это был учитель ОБЖ, который нес макет ружья в класс.
Даже и не знаю, странные эмоции от этой новости. С одной стороны, мотивы такого поступка понятны. Однако, на мой взгляд, эта ситуация также в целом характеризует проблему в системе образования, когда дети в первую очередь пишут в чат, а не идут к своему учителю...
Ну и, если сравнить с тем, что было раньше, то, да, мы во всех ситуациях, которые не могли решить и понять, обращались к педагогам.
Даже и не знаю, странные эмоции от этой новости. С одной стороны, мотивы такого поступка понятны. Однако, на мой взгляд, эта ситуация также в целом характеризует проблему в системе образования, когда дети в первую очередь пишут в чат, а не идут к своему учителю...
Ну и, если сравнить с тем, что было раньше, то, да, мы во всех ситуациях, которые не могли решить и понять, обращались к педагогам.
Telegram
SHOT
Мужчину с ружьём заметили в московской школе. На место вызвали экстренные службы
По данным SHOТ, одна из учениц увидела взрослого вооружённого человека в чёрном, который поднимался по лестнице школы в Свиблово и скрылся в неизвестном направлении. Девочка…
По данным SHOТ, одна из учениц увидела взрослого вооружённого человека в чёрном, который поднимался по лестнице школы в Свиблово и скрылся в неизвестном направлении. Девочка…
👍17🤔4😁1😢1🙏1👌1
В этом году Росстат впервые провел федеральное статистическое наблюдение за выполнением исследований и разработок малыми предприятиями. В 2023 году их проводили более 800 представителей российских МП. Подробно с выводами можно ознакомиться по ссылке.
Скажу так: это крайне позитивная новость. И хорошая общая тенденция, конечно. Потому что представить всего каких-то 10–15 лет назад, что малый бизнес будет заниматься наукой было сложно.
Все мы помним «Фонд Бортника», он же «Фонд содействия инновациям»», который, в рамках проектов «Старт», «Пуск» и «Темп», выдавал гранты малому бизнесу на производство наукоемкой продукции. Тогда все только зарождалось, гранты были небольшие, спрос был такой же. Да и большинство проектов — это были вузовские команды, которые там же в вузе их и выполняли.
Сегодня же малый и средний бизнес начинает вовлекаться в сектор исследований и разработок.
Безусловный плюс малых предприятий — это гибкость, им проще реагировать на изменения. Да, пока что вклад такого бизнеса во внутренние затраты страны на исследования и разработки не слишком велик, но, повторюсь, тенденция хорошая.
Скажу так: это крайне позитивная новость. И хорошая общая тенденция, конечно. Потому что представить всего каких-то 10–15 лет назад, что малый бизнес будет заниматься наукой было сложно.
Все мы помним «Фонд Бортника», он же «Фонд содействия инновациям»», который, в рамках проектов «Старт», «Пуск» и «Темп», выдавал гранты малому бизнесу на производство наукоемкой продукции. Тогда все только зарождалось, гранты были небольшие, спрос был такой же. Да и большинство проектов — это были вузовские команды, которые там же в вузе их и выполняли.
Сегодня же малый и средний бизнес начинает вовлекаться в сектор исследований и разработок.
Безусловный плюс малых предприятий — это гибкость, им проще реагировать на изменения. Да, пока что вклад такого бизнеса во внутренние затраты страны на исследования и разработки не слишком велик, но, повторюсь, тенденция хорошая.
issek.hse.ru
Вклад малого бизнеса в науку
В 2024 году Росстат впервые провел федеральное статистическое наблюдение за выполнением исследований и разработок малыми предприятиями.
👍19🔥3🙏1🆒1
Сегодня отмечается Всемирный день защиты животных.
И эта дата напоминает нам об ответственности перед братьями нашими меньшими, а также о том, что нам надо привлекать внимание к вопросу сохранения редких и исчезающих животных.
В этот день хочется вспомнить животных, которые помогают ученым познать неведанное и сделать нашу жизнь лучше. Самым распространенным лабораторным животным является мышь. В Новосибирске около Института цитологии и генетики установлен памятник лабораторной мыши.
А в Санкт-Петербурге есть памятник кошке и собаке.
Собаки сыграли важную роль в изучении рефлексов.
В Сухуми есть памятник обезьянам. Приматы, хоть и редко, но исследуются при создании новых препаратов и медицинских изделий.
Думаю, что каждый, кто работал с лабораторными животными, понимает важность их в науке.
На постаменте памятника кошке написано: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии».
Бережное отношение к лабораторным животным обеспечивают комиссии по биоэтике. И такие комиссии должны быть созданы в каждом образовательном и научном учреждении, где проводят такие эксперименты. Для этой цели нами подготовлены поправки в закон о науке. Обязательно напишу об этом отдельно.Я
И эта дата напоминает нам об ответственности перед братьями нашими меньшими, а также о том, что нам надо привлекать внимание к вопросу сохранения редких и исчезающих животных.
В этот день хочется вспомнить животных, которые помогают ученым познать неведанное и сделать нашу жизнь лучше. Самым распространенным лабораторным животным является мышь. В Новосибирске около Института цитологии и генетики установлен памятник лабораторной мыши.
А в Санкт-Петербурге есть памятник кошке и собаке.
Собаки сыграли важную роль в изучении рефлексов.
В Сухуми есть памятник обезьянам. Приматы, хоть и редко, но исследуются при создании новых препаратов и медицинских изделий.
Думаю, что каждый, кто работал с лабораторными животными, понимает важность их в науке.
На постаменте памятника кошке написано: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии».
Бережное отношение к лабораторным животным обеспечивают комиссии по биоэтике. И такие комиссии должны быть созданы в каждом образовательном и научном учреждении, где проводят такие эксперименты. Для этой цели нами подготовлены поправки в закон о науке. Обязательно напишу об этом отдельно.Я
👍22 5👌2
Forwarded from Менделеевская карта
Новый день, новый партнер!
#партнёрыМКвкартинках
К нам присоединился Государственный музей спорта, располагающийся в усадьбе графа Алексея Разумовского, в самом центре Москвы.🏀
Музей был создан в 1957 году к открытию 6-ого Всемирного фестиваля Молодежи и студентов, а возрожден в 2010 году.
🎟️Для обладателей карты действует скидка 20% на посещение постоянной экспозиции музея.
#партнёрыМКвкартинках
К нам присоединился Государственный музей спорта, располагающийся в усадьбе графа Алексея Разумовского, в самом центре Москвы.🏀
Музей был создан в 1957 году к открытию 6-ого Всемирного фестиваля Молодежи и студентов, а возрожден в 2010 году.
🎟️Для обладателей карты действует скидка 20% на посещение постоянной экспозиции музея.
🔥12👍10❤3👌2👏1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Уважаемые учителя, ветераны педагогического труда! Дорогие друзья! Коллеги!
От всей души поздравляю Вас с Днем учителя!
Вы сделали благородный выбор, когда приняли решение посвятить свою жизнь детям и их обучению. Это сложная и многогранная задача, которая под силу далеко не каждому.
Именно благодаря Вам, наши дети вырастают достойными гражданами своей страны. Они уверенно смотрят в будущее, потому что Вами заложена правильная база и система ценностей.
Именно Вы, наравне с родителями, помогаете им разобраться в сложностях современного мира, определить свои способности и таланты. Вы воспитываете будущих ученых, деятелей искусства, спортсменов, врачей — представителей самых разных профессий.
Низкий поклон и самые теплые слова благодарности за Ваш труд!
От всей души поздравляю Вас с Днем учителя!
Вы сделали благородный выбор, когда приняли решение посвятить свою жизнь детям и их обучению. Это сложная и многогранная задача, которая под силу далеко не каждому.
Именно благодаря Вам, наши дети вырастают достойными гражданами своей страны. Они уверенно смотрят в будущее, потому что Вами заложена правильная база и система ценностей.
Именно Вы, наравне с родителями, помогаете им разобраться в сложностях современного мира, определить свои способности и таланты. Вы воспитываете будущих ученых, деятелей искусства, спортсменов, врачей — представителей самых разных профессий.
Низкий поклон и самые теплые слова благодарности за Ваш труд!
❤19🙏7❤🔥5👍4👏2
Давно не ездил на поезде далеко. В понедельник начинает работать «Биотехмед». Это форум, который стараюсь посещать ежегодно, именно тут можно понять запрос отрасли на подготовку кадров и оценить уровень научно-технологического развития биомедицины и биотехнологии.
Расскажу подробно о форуме. Ну а пока —
чай в стакане с подстаканником и бестселлер месяца 👌🏻
Расскажу подробно о форуме. Ну а пока —
чай в стакане с подстаканником и бестселлер месяца 👌🏻
❤25👍17😁4🦄2👏1🆒1
Михаил Мишустин подписал постановление об учреждении 5 стипендий для студентов педагогических направлений. Каждую получат 10 студентов, размер ее составит 15 тысяч рублей.
На мой взгляд, эта позитивная новость.
Стипендия студента в соответствии с ФЗ об образовании — это мера стимулирования. Студенты, которые хорошо учатся, имеют стипендию, кто не сдал сессию нет.
Поэтому, на мой взгляд, новость о том, что появляются новые именные стипендии все же позитивная.
Думаю, что эта тенденция будет продолжена. Глобально повысить все стипендии и ДЛЯ ВСЕХ до МРОТ или прожиточного минимума (как хотят некоторые) сегодня представляется маловероятным, а вот увеличивать количество именных стипендий правильно.
Хорошо, что с каждым годом суммы и количество таких стипендий растет! Ждем стипендию Менделеева! Писал об этом ранее!
На мой взгляд, эта позитивная новость.
Стипендия студента в соответствии с ФЗ об образовании — это мера стимулирования. Студенты, которые хорошо учатся, имеют стипендию, кто не сдал сессию нет.
Поэтому, на мой взгляд, новость о том, что появляются новые именные стипендии все же позитивная.
Думаю, что эта тенденция будет продолжена. Глобально повысить все стипендии и ДЛЯ ВСЕХ до МРОТ или прожиточного минимума (как хотят некоторые) сегодня представляется маловероятным, а вот увеличивать количество именных стипендий правильно.
Хорошо, что с каждым годом суммы и количество таких стипендий растет! Ждем стипендию Менделеева! Писал об этом ранее!
government.ru
Правительство учредило ряд именных стипендий для студентов педагогических вузов
Постановление от 4 октября 2024 года №1336
👍19🔥4👏3❤2🆒1
Сегодня День рождения Владимира Владимировича Путина. Думаю, что каждому человеку, живущему в России, очевидно, какой огромный вклад в развитие и процветание нашей Родины он внес.
Наш Президент полностью посвятил себя служению народу. Он возглавил Россию в сложный и непростой период, когда различные политические силы буквально раздирали ее на части. Он смог не только объединить людей, но и сделал так, что сегодня Россия — это авторитетная и сильная держава, с которой считаются!
От всей души хотелось бы поздравить Владимира Владимировича с праздником! Конечно, пожелать долголетия, здоровья, сил и терпения. Для меня он является примером сильного лидера и при этом человека, обладающего высокими моральными качествами.
Наш Президент полностью посвятил себя служению народу. Он возглавил Россию в сложный и непростой период, когда различные политические силы буквально раздирали ее на части. Он смог не только объединить людей, но и сделал так, что сегодня Россия — это авторитетная и сильная держава, с которой считаются!
От всей души хотелось бы поздравить Владимира Владимировича с праздником! Конечно, пожелать долголетия, здоровья, сил и терпения. Для меня он является примером сильного лидера и при этом человека, обладающего высокими моральными качествами.
❤31🔥8👏7👍4😱2🤝2🤔1🆒1
Как и обещал, рассказываю о форуме. Сегодня принял участие в секции на тему кадров для биоэкономики.
Для начала давайте определимся с терминологией. Что такое биоэкономика. Многие, по моему мнению, ошибочно подменяют этим термином биотехнологию, промышленную микробиологию и где-то даже генетику.
Но это не совсем корректно. На мой взгляд, биоэкономику можно определить как экономику биотехнологического развития, которая построена на знании, прежде всего биотехнологическом.
К 2030 году именно биотехнология обеспечит 80% медицинских препаратов, 35% химической промышленности, 50% сельскохозяйственного производства, а также примерно 10% общей мировой потребности в энергии.
Стоит ли нашей стране, где есть нефть, газ, уголь, полезные ископаемые, лучшая атомная энергетика активно включаться в развитие данного направления? — Да, конечно, нужно. Потому что биоэкономика изменит все упомянутые технологические процессы, сделает их более эффективными и выгодными, а также более экологичными и бережливыми.
И в контексте этого, первый вопрос, который беспокоит всех, а где взять специалистов для нового направления? И тут мы вспоминаем, что направление не совсем новое….
Проблема состоит в том, что мы специально никогда не готовили таких специалистов (кроме промышленных биотехнологов).
Смотрим цифры: в прошлый год в вузы нашей страны поступило 6560 человек на направление подготовки «Промышленная экология и биотехнология». Достаточно это или нет — вопрос дискуссионный. Наш резерв — это смежные направления подготовки.
Напишу отдельно о тех задачах, которые нам предстоит решить на пути к развитой биоэкономике.
Для начала давайте определимся с терминологией. Что такое биоэкономика. Многие, по моему мнению, ошибочно подменяют этим термином биотехнологию, промышленную микробиологию и где-то даже генетику.
Но это не совсем корректно. На мой взгляд, биоэкономику можно определить как экономику биотехнологического развития, которая построена на знании, прежде всего биотехнологическом.
К 2030 году именно биотехнология обеспечит 80% медицинских препаратов, 35% химической промышленности, 50% сельскохозяйственного производства, а также примерно 10% общей мировой потребности в энергии.
Стоит ли нашей стране, где есть нефть, газ, уголь, полезные ископаемые, лучшая атомная энергетика активно включаться в развитие данного направления? — Да, конечно, нужно. Потому что биоэкономика изменит все упомянутые технологические процессы, сделает их более эффективными и выгодными, а также более экологичными и бережливыми.
И в контексте этого, первый вопрос, который беспокоит всех, а где взять специалистов для нового направления? И тут мы вспоминаем, что направление не совсем новое….
Проблема состоит в том, что мы специально никогда не готовили таких специалистов (кроме промышленных биотехнологов).
Смотрим цифры: в прошлый год в вузы нашей страны поступило 6560 человек на направление подготовки «Промышленная экология и биотехнология». Достаточно это или нет — вопрос дискуссионный. Наш резерв — это смежные направления подготовки.
Напишу отдельно о тех задачах, которые нам предстоит решить на пути к развитой биоэкономике.
👍24🔥8❤6🤝4😁1
Обещал написать о ключевых задачах, которые сегодня в рамках нацпроекта, посвященного биоэкономике, необходимо решить. Одна из них — это совершенствование законодательства в области биотехнологии и генной инженерии.
Существующее законодательство в сфере регулирования генной инженерии не соответствует уровню развития науки, в частности, в нем отсутствует современный понятийный аппарат, позволяющий обеспечивать развитие новейших технологий. И в том числе из-за этого мы отстаем в этом направлении от других стран.
Более того, действующие запретительные нормы блокируют возможность практического использования результатов генетических технологий.
Важно понимать, что эта сфера является чрезвычайно законодательно междисциплинарной, даже небольшие изменения в определенные законы, затронут законодательство о животном мире, о сельском хозяйстве, об охране здоровья.
Наш комитет сегодня работает над рядом законодательных инициатив в сфере биотехнологии.
Рассказал коллегам о законопроекте, который сейчас находится на стадии разработки и профессиональном обсуждении, он касается введения в законодательство понятия генетически-редактированные организмы.
Мы предлагаем отнести к
трансгенным организмам животных, растения, микроорганизмы и вирусы, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат вставки РНК и (или) ДНК,
а к генно-инженерно-редактированным организмам — организмы, генетическая программа которых была изменена с использованием методов генной инженерии и в генетическом материале которых не содержатся вставки рекомбинантных рибонуклеиновых и (или) дезоксирибонуклеиновых кислот.
Отдельно предлагаем ввести изменения в регулирование выращивания и разведение генно-инженерно-модифицироваанных растений и животных. Сегодня, за исключением научных целей это сделать не возможно.
Существующее законодательство в сфере регулирования генной инженерии не соответствует уровню развития науки, в частности, в нем отсутствует современный понятийный аппарат, позволяющий обеспечивать развитие новейших технологий. И в том числе из-за этого мы отстаем в этом направлении от других стран.
Более того, действующие запретительные нормы блокируют возможность практического использования результатов генетических технологий.
Важно понимать, что эта сфера является чрезвычайно законодательно междисциплинарной, даже небольшие изменения в определенные законы, затронут законодательство о животном мире, о сельском хозяйстве, об охране здоровья.
Наш комитет сегодня работает над рядом законодательных инициатив в сфере биотехнологии.
Рассказал коллегам о законопроекте, который сейчас находится на стадии разработки и профессиональном обсуждении, он касается введения в законодательство понятия генетически-редактированные организмы.
Мы предлагаем отнести к
трансгенным организмам животных, растения, микроорганизмы и вирусы, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат вставки РНК и (или) ДНК,
а к генно-инженерно-редактированным организмам — организмы, генетическая программа которых была изменена с использованием методов генной инженерии и в генетическом материале которых не содержатся вставки рекомбинантных рибонуклеиновых и (или) дезоксирибонуклеиновых кислот.
Отдельно предлагаем ввести изменения в регулирование выращивания и разведение генно-инженерно-модифицироваанных растений и животных. Сегодня, за исключением научных целей это сделать не возможно.
👍19🔥2👏1