Александр Мажуга | МАГнит – Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
2.31K subscribers
1.77K photos
330 videos
11 files
1.47K links
Актуальная информация о науке, образовании и технике.
Автор: Александр Мажуга - первый заместитель председателя комитета ГосДумы по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ, профессор РАН, д.х.н
Download Telegram
В России по поручению Президента создается сеть современных университетских кампусов в 23 регионах.

Данная программа крайне важна, когда мы говорим об обновлении инфраструктуры высших учебных заведений. Думаю, не ошибусь, если скажу, что за последнее десятилетие — это ключевая и самая масштабная программа.

Когда она только стартовала, сразу был сделан акцент на то, что это не просто новые здания и лаборатории. А это новое содержание и смыслы.

Мы строим инфраструктуру для того, чтобы в вузах, прежде всего в регионах, появлялись точки роста по тем или иным научным направлениям и технологическим решениям. Поэтому кампусы — это (помимо общежитий, новых учебных аудиторий) еще новые исследовательские центры, которые должны быть ориентированы на региональную науку и развитие технологий в регионах. Все это в будущем положительно скажется на валовом региональном продукте.

Так что «Кампусы» — это не только инфраструктурная программа, но еще и программа обновления науки и технологий в высших учебных заведениях.

Как парламентарии, мы следим за реализацией проекта «Кампусы». И видим, что для его успешной реализации может потребоваться внесение изменений в законодательство об образовании.
👍17🔥8👌4🤝1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Дорогие друзья!

В преддверии Дня науки, совместно с проектом «Менделеевская карта», запускаем флешмоб «Наука объединяет нас»!

Ученые-исследователи, студенты, школьники, популяризаторы науки в коротких роликах (15-20 сек) делятся своими научными достижениями и идеями, подчеркивая, как наука объединяет людей.

Присоединяйтесь и вы!

Снимайте ролики, ставьте #НаукаОбъединяет, размещайте их в своих социальных сетях и присылайте на почту проекта «Менделеевская карта»: mendeleevskayakarta@mail.ru

По итогам, 8 февраля мы опубликуем наше общее видео!
👍178🦄7🔥2
Сегодня Сергей Собянин вручил молодым ученым премии Правительства Москвы за 2024 год.

Лауреатами стали 78 исследователей, разработки которых уже зарекомендовали себя на практике.

Одну из наград получила моя ученица из МГУ Ольга Красновская за совместную работу со Спектором Даниилом Викторовичем «Рибоплатин — двойное пролекарство цисплатина с контролируемой фотоактивацией для преодоления лекарственной устойчивости в терапии онкологических заболеваний».

Конкурс на соискание премий Правительства города для молодых ученых проводится с 2013 года. Их присуждают молодым ученым Москвы в возрасте до 35 лет (докторам наук — до 40 лет) за достижение выдающихся результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, а также за разработку и внедрение новых технологий и приборов. Я сам получил эту премию в 2017 году и теперь возглавляю ассоциацию лауреатов.

В этом году размер премии по решению мэра был увеличен вдвое — с 2 до 4 млн рублей.
👏25🔥8🙏3👍1
Названы имена молодых ученых лауреатов премии Президента за 2024 год

В четверг в преддверии Дня науки Владимир Путин вручит премии молодым ученым за 2024 год.

Ее удостоены:

Корочкина Елена Александровна — за разработку инновационных методов эффективной реализации генетического и репродуктивного потенциала животноводства в России.

Попков Вадим Игоревич и Мартинсон Кирилл Дмитриевич — за разработку и внедрение технологии получения многокомпонентных ферритов и создание керамических изделий на их основе для решения задач импортозамещения и опережающего развития в области СВЧ-радиоэлектроники.

Черкашина Наталья Игоревна — за создание высокоэффективных радиационно-защитных композитов для обеспечения безопасности космонавтов и радиоэлектронных средств космических аппаратов.

С 2019 года размер каждой премии составляет 5 миллионов рублей. Премия присуждается с 2008 года молодым российским ученым за значительный вклад в развитие отечественной науки, разработку образцов новой техники и технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны
👍22🔥9👏3
От всей души поздравляю долгожительницу нашего округа — Валентину Петровну Минаеву — со 104-летием!

Уже не первый раз я приезжаю к ней и каждый раз поражаюсь, сколько энергии и сил в этой женщине! Был рад видеть ее в прекрасном расположении духа.

Пожелал здоровья, так как думаю, что в таком возрасте это самое важное и ценное. Передал ей подарки и поздравления коллег.

Отметили очень душевно в домашней обстановке. Прекрасно, что есть возможность лично пообщаться с такими людьми. Для нас они всегда будут примером!
❤‍🔥1716👍6
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты опроса, приуроченного ко Дню российской науки.

85% россиян интересуются современными научными достижениями российских ученых.

При этом мы видим, что целенаправленный интерес к достижениям нашей науки чаще проявляют более образованные (29% в группе с высшим или незаконченным высшим), а также активно использующие интернет или интернет и ТВ вместе (25-26% и 12% телезрителей соответственно).

Также опрос показал, что треть наших сограждан полагают, что российская наука опережает мировую!

Считаю, что все это положительные тренды. И они стали реальностью благодаря (в том числе, конечно) доступности информации и появлению большОго числа проектов, популяризирующий науку и все, что с ней связано.

Напомню, что у нас есть проект «МАГнит». Мы стараемся снимать программы для него максимально интересными и понятными для всех. Посмотреть можно в соцсетях: ВК, Дзен и Rutube.
👍19🔥4👌3🦄21
России нужна отдельная программа подготовки кадров для науки

Сегодня в первом наукограде нашей страны — Обнинске — прошло выездное заседание комиссии Госсовета РФ по направлению «Кадры». Говорили о подготовке специалистов для сектора исследований и разработок, для науки.

Напомню, что наукой в России занимается около 670 тысяч человек, из которых непосредственно исследователей чуть более 340 тысяч.

Мы также являемся одной из самых молодых научных держав. У нас примерно половина исследователей моложе 39 лет. И это отлично. Главное, чтобы молодые люди оставались в науке, ведь нельзя прийти в НИИ, проработать два-три года и уйти.

Между тем, учитывая количество задач, которые сегодня должны стоять перед наукой, нам стоит нарастить число людей занятых в секторе исследований и разработок.

Положительная динамика в этом направлении наметилась — после резкого сокращения ученых в конце 90-х и начале 2000-х — мы впервые фиксируем рост числа исследователей.

Сейчас мы находимся в процессе разработки Стратегии образования до 2030 года и перспективы 2036 года.

Один из важных ее элементов — обеспечение кадрами технологического лидерства. И по экспертным оценкам количество исследователей в нашей стране должно увеличиться к 2036 году в 3-5 раз. Из этого следует, что вузы и нии должны становиться полноценными заказчиками на специалистов для себя.

И в заключение: да, с каждым годом растет число молодых людей, которые после вуза выбирают для себя эту профессию. Но сегодня эта цифра составляет всего порядка 2%. По нашему мнению, это крайне мало. Необходима отдельная программа подготовки специалистов для науки.
👍1210👌6🤔5🦄5
Накануне Владимир Путин поручил исключить чрезмерный набор в вузы по специальностям, на которые нет спроса со стороны рынка.

Кроме того, Президент согласился с тем, что выдавать льготные кредиты на получение образования нужно только для приоритетных направлений подготовки.

Полностью согласен. Много писал об этом. Первое — профильность вуза. Лихие 90-е сделали так, что в высшие учебные заведения стали активно открывать не особо профильные для них специальности. Чаще всего, как мы знаем, социо-экономического блока. Ну и что логично, о чем много говорю, появился неконтролируемый платный прием. Что не сказывается положительно на качестве образования.
👍17❤‍🔥6🤔3🔥1
При совершенствовании системы образования под актуальные задачи и запросы экономики, необходимо думать и о том, как мы будем развиваться в будущем

Этот вопрос также обсудили на прошедшем заседании Совета по науке и образованию. Президент России Владимир Путин отметил, что российские школы, колледжи и вузы спустя десятилетия также должны быть готовы отвечать на вызовы времени и технологических изменений, оставаться лучшими в глобальной конкуренции.

Глава государства подчеркнул, что получаемые в образовательных организациях знания должны быть актуальны и через 15-20 лет. Поэтому техническое образование в школах должно оставаться фундаментальным, а количество педагогов-предметников необходимо увеличивать. Такие задачи ставит Президент России.

Для того, чтобы ускорить подготовку необходимых для технологического развития специалистов, в рамках Народной программы «Единой России» по всей стране уже открыто 50 передовых инженерных школ. В них ведется подготовка нового поколения российских инженеров, которые будут решать сложнейшие технические задачи по внедрению инновационных технологий.

Важно, что это направление реализуется при поддержке Президента России Владимира Путина. В инженерных школах на базе вузов уже обучаются порядка 6 тысяч студентов, а более 15 тысяч преподавателей повысили свою квалификацию.

К 2030 году планируется удвоить количество таких школ, что позволит готовить еще больше высококвалифицированных специалистов.
👍23😱7🦄32👎2👏2😨1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В преддверии Дня науки прочитал в школе района Митино лекцию об открытиях, которые изменят наш мир. Для чего мы читаем такие лекции на самых разных площадках? — Мы хотим как можно больше заинтересовать ребят естественно-научными профессиями.
👍19👏7🦄3❤‍🔥22
Завтра, в День российской науки, приму участие в проведении первого всероссийского научного диктанта «Наука во имя Победы».

Диктант будет состоять из 25-ти вопросов, посвященных открытиям и достижениям советских ученых, которые помогли добиться Победы в Великой Отечественной войне.

Тест будет опубликован 8 февраля на сайте диктанта диктант.наука.рф. Принять участие в нем могут все желающие.

В Москве диктант пройдет в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и в Доме ученых Курчатовского института. Присоединяйтесь!
👍14👏13👌32🤔2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Дорогие друзья, коллеги!
С Днём российской науки!
👍31🤝877👏4
Сегодня принял участие в проведении первого всероссийского научного диктанта «Наука во имя Победы».

В 2025 году наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот год Указом Президента также объявлен Годом защитника Отечества.

Спасибо организаторам диктанта и всем, кто принял участие! Это отличная идея, она помогает нам не забыть о том, как много советский народ сделал для Великой Победы. А также то, что среди тех, кто защищал нас, плодотворно работал во имя общего блага, было много ученых. И они оказали большое влияние на исход той войны.

Поэтому сегодня решил начать рубрику #научныйбатальон

Каждые выходные буду писать об одном ученом, кто самоотверженно во времена ВОВ трудился на благо Родины.
👏17👍9🙏4🔥2
Мои вопросы из сегодняшнего диктанта:

Осенью 1941 года был разработан препарат тромбин. За 3-6 секунд он свертывал кровь и останавливал кровотечение. Какому ученому принадлежит разработка?
Anonymous Quiz
24%
Борис Александрович Кудряшов
52%
Александр Николаевич Бакулев
11%
Валентин Алексеевич Каргин
13%
Николай Дмитриевич Зелинский
🔥13👍7👌2
Что являлось основным компонентом раствора, разработанного Сергеем Евгеньевичем Севериным и применявшегося для увеличения срока хранения донорской крови?
Anonymous Quiz
40%
Аскорбиновая кислота
27%
Глюкоза
5%
Лактоза
28%
Азот
🔥14👍4👌2
Труды советских ученых, работавших по всем научным направлениям в годы Великой Отечественной войны — от математики до медицины, помогли решить огромное число необходимых фронту чрезвычайно трудных задач.

Особо стоит отметить физиолога Бориса Александровича Кудряшова. Ученому удалось разработать и внедрить в производство и медицинскую практику кровеостанавливающий препарат «Тромбин».

Искать лабораторные способы получения этого фермента Кудряшов начал еще до войны, в 30-е годы. И его эксперименты принесли результат. Препарат прошел испытания и осенью 1941 года был одобрен хирургической комиссией Наркомата обороны.

Первая промышленная серия стерильного тромбина была получена в Москве в апреле 1942 году и сразу начала поступать на фронт.

В годы ВОВ тромбин имел поистине феноменальное значение для фронта. Его использовали при обработке ран, перевязках и операциях. 3-6 секунд и кровь останавливалась. До этого в этих целях использовали только жгуты, которые даже близко не имели такого эффекта.

Тромбин спас миллионы человеческих жизней, как солдат, так и раненых мирных жителей.

В послевоенные годы Кудряшов продолжил свою научную деятельность и теперь решал противоположную задачу: разрабатывал препарат не создающий, а лизирующий тромбы. Борис Александрович разработал метод промышленного производства первого отечественного тромболитического препарата – фибринолизина.

Борис Александрович Кудряшов – автор научных работ в области изучения свертываемости крови. Его открытия помогли по-новому взглянуть на всю кровеносную систему человека, а два его препарата — тромбин и фибринолизин спасти жизни тысяч людей по всему миру. 

#научныйбатальон
26👍14🔥7👏1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Дорогие друзья, недавно мы проводили флешмоб #НаукаОбъединяет

Мы собрали небольшое видео. Получилось круто!

Спасибо всем, кто принял участие!
17🔥12👍8👏62
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня в Госдуме пройдет Правительственный час с участием вице-премьера Дмитрия Чернышенко, Министра науки и высшего образования Валерия Фальков, Министра просвещения Сергея Кравцова и Главы Росмолодежи Григория Гурова, а также ученых и экспертов.

Будем говорить о разработке Стратегии развития образования.

Трансляция доступна на сайте ГД.
👍237🦄4🤝3👎2
Завершился правчас, на котором обсудили ключевой документ, определяющий развитие системы образования до 2040 года — Стратегию развития образования. В нее входит целеполагание и задачи, стоящие перед нашей сферой, направления госполитики, а также результаты, которых мы хотим добиться и средства, благодаря которым это станет возможным.

Говоря простыми словами, в стратегии надо определить, кого мы учим, как мы учим, для чего мы учим и где мы учим?

Стратегию представили министр просвещения Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Основные базовые принципы в части школы: незыблемость воспитания в школе, повышение статуса педагога, обновление образовательной инфраструктуры, развитие детского отдыха.

«Мы должны создать все условия, чтобы педагог мог самореализоваться, повышать квалификацию в проверенных учреждениях и в максимально современной безопасной среде передавать эти знания школьникам», — подчеркнул глава Минпросвещения.

Глава Минобрнауки также заявил, что важнейший приоритет стратегии развития образования — преподаватели вузов. «Во главу угла в Стратегии поставим преподавателей вузов. Сосредоточим внимание на мерах социальной поддержки, системе материальных стимулов, повышении квалификации и, конечно, снижении разного рода нагрузки», — подчеркнул он.

От себя добавлю, можно много говорить об инструментах, образовательных подходах, воспитании и другом. Но одно из главных мест в стратегии должно отводиться педагогу!

Год педагога и наставника закончился, а далеко не все вопросы решены! Говоря о стратегии, мы должны ее отдельный раздел уделить педагогу. Когда ребенок приходит в школу, в его жизни появляется ещё один взрослый — это учитель. Когда школьник приходит в университет, в его жизни появляется преподаватель вуза, который, с одной стороны, становится его профессиональным наставником, а с другой — человеком, который формирует жизненные ориентиры.

Стратегия должна быть направлена на то, чтобы создать условия для эффективной работы педагога. Нельзя потерять творческую составляющую профессии педагога, новаторство всегда приветствовалось в образовании. Отношения к профессии должно измениться. У педагога должен быть бесспорный авторитет в аудитории и в обществе. У педагога должен быть особый статус, он должен быть спокоен и сконцентрирован на работе! Продолжение следует…
👍234🔥4👎3👌1