МСИО – Telegram
МСИО
116 subscribers
355 photos
4 videos
54 links
Музей современного искусства Одессы
www.instagram.com/msio.odessa/
www.facebook.com/museum.of.odessa.modern.art
Download Telegram
И вот еще за таблички хотел вспомнить: Марсель Бротарс, табличка «Музей. Детям вход воспрещен» из серии «Индустриальные поэмы», 1968
Forwarded from МСИО
Юрий Коваленко "Зима в Прилуках. Каникулы" 1982; в коллекции МСИО
Владимир Наумец про Станислава Сычева (Сычик):

«– Сейчас произойдет нечто ужасающее. Ка-та-стро-фи-ческое! – с такой «приправой» Сычик протягивает мне стопку чего-то крепкого в подвале «У Зоси».
– За мой счет.
Выпив, он прочно устанавливал локти на стойку бара, напрягал тело и останавливал взгляд. Начинал ждать. Нечто ужасающего. После ряда стопок напряжение спадало, волосы метались по плечам, и он смотрел уже в разные точки.
– Сейчас время кукол и кукловодов. Вот мы решили выпить. Договорились, кто кукла, а кто кукловод. Кукла имеет право пить безгранично. Кукловод – нет. Он обязан доставить куклу домой.
...
Самая ходовая фраза того Сычика – "Удивительно-непонятноужасающее явление…"»

——

Юрий Овтин про вышеупомянутый бар «У Зоси» и Сычева в статье «Ода одесским винаркам»:

«У студентов университета (художественного им. Грекова - "Грековка") была своя винарка - на углу Гаванной и переулка Маяковского. Ее называли по-разному: "Станция метро Маяковская", "Филфаковский подвальчик", но после того, как неведомый газосварщик прижег ацетиленом к металлической ступеньке имя любимой - "ЗОСЯ", бадежку стали называть "У Зоси". К "Зосе" частенько наведывались художники, Известный представитель одесского андерграунда Слава Сычев - "Сычик", днями дремал здесь, уткнув голову в сложенные на стойке руки. Кто-то из художников зарисовал его в этой позе и прикнопил набросок тут же, на панели у его головы. Рисунок не снимали, а Сычик всегда устраивался под ним, на свое законное место»

настроение новогодних праздников

Станислав Сычев
«Игра на губной гармошке»
1978
холст/масло, 90х70
в фонде МСИО
Наумец: "Нечто от скифской каменной бабы было в обличье Сыча. Такие стояли у стен археологического музея. Каменные бабы с каменными усами."

Скан самиздата «Художники Одессы», 1980
Давид Тихолуз
«Процесс Творчества в слиянии с Природой»
2008
холст/масло, 70х90
фонд мсио
Затяжные каникулы в МСИО закончились и на прошлых выходных у нас открылась новая выставка: «Art Fiction» 🔮

Проект курирует Сергей Ануфриев — в 80-х участник одесской концептуальной группы, позже с другими одесситами переехавший в Москву и работавший в кругу московского концептуализма.

Последние несколько лет Ануфриев живет в Украине, участвует в выставках, пишет тексты и все еще придумывает новые концепции. Например, «Паттернизм» — направление, придуманное и продвигаемое Ануфриевым в виде манифестов созданных в период с 2008 по 2010-й.

«Art Fiction» — это новое направление, "провозглашенное" Ануфриевым от лица группы «МИР», в которую также входит художник Игорь Гусев.

Ануфриев должен был объяснить мне концепцию Арт Фикшн лично. Перед встречей меня все предупреждали, что он живой гений, конечно, но говорит очень много странных вещей, и стоит фильтровать его рассказы про психоделию и эзотерику.

В действительности, Ануфриев хоть и паранормальный человек, и рассказал мне про портал во дворе на углу Пастера–Дворянской (там труба, а в ней реверберация такая вообще), но его рассуждения, взгляд и энциклопедизм собраны и последовательны. Кажется, что именно магическое мышление и позволяет Ануфриеву все еще воспринимать искусство как таинство, как творение, как игру и как выдумку — вокруг этого мировосприятия и построена концепция выставки 🌅

Из текста Сергея Ануфриева:
«"Art Fiction" утверждает статус виртуальной реальности, отличной во всем от нашей "объективной действительности", и в силу условности своего бытия имеющей большую степень свободы. Фантазия, выдумка, воображение, посредством ассоциативно-аналогического мицелия проэцирует мечту на плоскость "воплощения", и минуя статус информации, возводит ее в статус нетленного искусства, делая возможным то, чего нет в бодрствующей действительности, изображая не реальное или нереальное, но Возможное»

То есть Art Fiction — это как Science Fiction, — чистая фантастика, свободная от интерпретации и символизма, и вместе с этим Art Fiction — фикция, выставка-выдумка, — очень удобная концепция для того, чтобы вольно дурачиться, игнорируя модное и серьезное искусство 🐉

Также интересно, что это первая (за долгое время?) выставка, в которой параллельно участвуют Сергей Ануфриев, Александр Ройтбурд и Игорь Гусев — ветераны одесского арт-пространства. Появляются ассоциации с фильмом «Неудержимые», где собрали старичков–боевичков 🧨
Нужно еще отметить участие Глеба Катчука и Ольги Кашимбековой, активно занимавшихся видеоартом в 90х, 00х: на выставке представлен их псевдодокументальный фильм-fiction, о похищении Черного квадрата 🔳

Выставка в итоге кажется натянутой, пустой и "выдуманной", но ее спасает изначальная наивность, сказочный нарратив и ощущение розыгрыша — хоть и сомнительного. Детям на открытии было интересно, а это пока редкая ситуация в нашем музее)

Ануфриев: «Искусство открывает тайны — это как раз та ситуация, где пафос неуместен»

Выставка продлится до 24.02 📆
Завтра, 2 февраля в 16.00, в мсио состоится кураторская экскурсия Сергея Ануфриева по выставке «Art Fiction».

Хочу обратить внимание: это возможность увидеть и послушать одного из живых "одесских концептуалистов", представителя московского концептуализма, старшего инспектора «Медицинской герменевтики».

Ануфриев сам очень любит рассказывать увлекательные истории и воспоминания — тянуть за язык не придется.

подробности здесь:
https://facebook.com/events/2203528633247774/
Сергей Ануфриев:
❑ Из серии «Подяка», 1982, в фонде мсио
❑ Из серии «Грамота», 2018, представлена на выставке «Art Fiction»
За неделю до открытия «Art Fiction», мы ездили с Ануфриевым домой к художнику Дмитрию Нужину, чтобы отобрать работы для выставки.

🏕 Нужин живет в частном секторе на Таирово: его одноэтажный домик, мастерская и сад, наполненный различными артефактами и магическими объектами, соседствуют с трехэтажками в евроремонте. Ануфриев и Нужин — близкие друзья с детства. В пик их художественной активности, в 80-е, они общались в одном кругу и создавали совместные работы.

Когда мы приехали, оказалось, что Нужин не берет трубку, на калитке — замок, и мне пришлось перелазить забор и стучаться во все двери-окна, чтобы разбудить Нужина: "Дмитрий, откройте, Ануфриев пришел".

Нужин проснулся, впустил нас, сразу поставил завариваться зеленый чай. Пахло травами. Дмитрий живет аскетично: топит печку, гладит котов (их там много), продолжает создавать арт-артефакты: коллажи, чертежи, графику, скульптуры, чайники.

⛲️ В центре сада находится большая каменная чаша с водой, заросшая мхом и застроенная по краю маленькими керамическими домиками — это работа Нужина, его главный артефакт, который повторяется как образ в его рисунках и коллажах. Ануфриев говорит, что это еще один "портал".

С середины видео появляется чаша:
Чаша-портал в коллажах Нужина:
Совместная работа Дмитрия Нужина и Сергея Ануфриева, 80-е. Ануфриев ответственен за нижнюю полосу.
Дмитрий Нужин, портрет Геннадия Подвойского 🌿

Подвойский — художник, поэт и мистик.
Духовный наставник "одесских киников" — как выразился один местный нойзер.

В коллажах Нужина часто встречаются фотографии или изображения Подвойского, либо синонимичный образ "мудреца". Для Нужина и его друзей он был гуру.

Когда кто-то рассказывает о "художнике-отшельнике, живущем в старом домике посреди буйного сада" — то говорят именно о Подвойском.
Теперь Нужин наследуют этот образ, может и не по собственной воле.
Тем не менее, творчество и бытье Нужина — уникально и о другом.
Сюжет для телеканала "Круг" про Геннадия Подвойского, 2001 год

https://www.youtube.com/watch?v=meYkqdeqi6g
Чайник Дмитрия Нужина на выставке «Art Fiction»