В XVII в., когда в иконописи одежды стали более разнообразными, стало очевидно, что в отсутствие античного гиматия, особым образом опоясывающем фигуру, совершенно необходимо иное препоясание. С одной стороны, это придавало длинным облачениям строгость и парадность, подчеркивало пропорции фигуры, придавало ей стройность. С другой стороны, это открывало новые возможности для декоративных решений. Кожаные ремешки, золотые пояса, широкие платы придавали большей красоты и позволяли изобразить бытовые детали, например, привесить на пояс пастуха кошелечек (фото 7) или мешочек с травами у целителей Косьмы и Дамиана (фото 9). На фото фрагменты икон XVII-XIX вв. в экспозиции Митрополичьих палат
❤35👍5
Любителей искусства привлекает разнообразие деталей. Каждая из них имеет причину для изображения. Это или вложенный смысл, или кругозор и воображение художника. На иконе "Страшный Суд" середины XVI в. представлены иноземные народы, не верившие в Спасителя. Их немало, и они различаются головными уборами. Некоторые опознаются как европейцы в шляпах или иудеи в белых платках, возможно, турки или арабы в чалмах. Но интересен избранный принцип: в многолюдной группе людей разнообразить именно формой шапочек. Икона экспонируется в Митрополичьих палатах
🔥17❤12
Рассматривая композицию "Благословенна ты среди жен", прославляющую Богоматерь как Избранную деву (фото 5), мы увидели разнообразие женских головных уборов. Общеизвестно, что замужние женщины закрывали волосы обычно белым платком, а молодые девушки оставляли косы открытыми. Если они царицы или царские дочери, то корона также изображалась поверх платка или локонов. Пожилые женщины (фото 7) или наделенные особыми способностями, как пророчица Анна (фото 8), могли завязывать платок любого цвета и свободным образом. Выбившиеся из-под платка волосы - знак печали и скорби. Принадлежащие к иным этническим группам женщины изображены в эксцентричных головных уборах, как, например, самарянка у колодца ( фото 9). На фото фрагменты икон XV-XIX вв. в экспозиции Митрополичьих палат
❤18