"Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым – Telegram
"Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым
24.5K subscribers
761 photos
18 videos
10 files
2.28K links
Регистрация РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/6735f3cb4d86083881cd450d

Аналитические заметки о нефтегазовом рынке и влиянии на него смежных отраслей.

Канал занял первое место на конкурсе «Энергия пера» ассоциации «Глобальная энергия».
Download Telegram
О снижении экспортной пошлины на нефть. Она зависит от цены и корректирующего коэффициента. И то и другое снизилось (коэффициент планово снижен 1 января 2023 года). Но наиболее интересно не это. Ключевой момент в сообщении Минэкономразвития, на наш взгляд, следующий:

"Мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 декабря 2022 г. по 14 января 2023 года.*
* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Рус Лимитед / Argus Rus Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited".

Можно было бы поиронизировать над вопросом, а много ли нефти марки "Юралс" торговалось на средиземноморском и роттердамском рынках с 15 декабря 2022 года после введения эмбарго Евросоюзом 5 декабря 2022 года. Но там обнаружатся исключения в лице Венгрии, Чехии и т.д. Правда, на долю исключений в сумме за год набежит не более 15 млн т нефти. Так что вопрос о репрезентативности "средиземноморского и роттердамского" рынков сохраняется.

Примечательно, что минфин это заметил и пообещал в первом квартале провести анализ альтернативных котировок.

Мне по наивности казалось, что такого рода анализ надо было проводить не позднее ноября прошлого года, а лучше сразу после принятия шестого пакета санкций Европейского союза. Кстати, насколько известно, агентство Argus схему расчёта стоимости российской нефти "Юралс" изменило ещё в ноябре. Но, по всей видимости, у бездействия минфина есть чёткое и непротиворечивое объяснение. Иначе и быть, конечно же, не может.
👍177🤔52🔥4👏2
Вы будете смеяться, но история европейского газового потолка и реформ газового рынка получила неожиданное ожидаемое продолжение. Агентство Европейского союза по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER) не смогла адекватно вычислить индекс мировой цены на сжиженный природный газ (СПГ).

Этот индекс является частью "потолка цен" на газ. Он должен уточнить уровень цен на СПГ, так как биржа TTF, как выяснила Еврокомиссия, является не совсем репрезентативной для этих целей. Без этого индекса потолок не работает, так как Европа планирует дёргать биржевой стоп-кран не просто при достижении ценового предела (180 евро за МВт*ч, то есть примерно 2000 тыс. долларов за тыс. куб. м). Стоп-кран будут дёргать, если предельная цена держится в течение трёх торговых дней подряд и (!) разница между ней и средними мировыми ценами на СПГ превышает 35 евро за МВт*ч (около 400 долларов за тыс. куб. м). Так придумано, чтобы минимизировать риск бегства СПГ из Европы после введения потолка. ЕС, конечно, невероятно привлекательный рынок, но привлекает он дополнительные объёмы до тех пор, пока платит больше остальных.

Но самого индекса, по сути, не существует, и АСЕR споткнулась о его разработку. Вот, что сообщает Ассоциация: "13 января 2023 года <...> ACER опубликовала первую оценку стоимости СПГ <...> ACER собрала девять транзакций, из которых две были приемлемыми. Согласно методологии, данных о рынке СПГ, представленных для оценки в течение соответствующего периода времени, недостаточно. Таким образом, сегодня невозможно рассчитать ежедневный единый индекс цен на СПГ".

Но не в только в ценовом потолке дело. Сам по себе этот потолок — затея, не обладающая однозначной эффективностью. Иными словами, пустая затея. К 31 марта ACER обязана перейти к ежедневный публикации достоверного индекса СПГ-цен. И, как надеется руководство ЕС (пункты 54-57), новый индекс станет базой для газовых контрактов и сделок в Евросоюзе. То есть роль TTF должна быть снижена, так как всеблагая биржа не оправдала высокого доверия, но фундаментального пересмотра принципов ценообразования, которые и сделали европейский рынок уязвимым перед ударами кризиса, можно не ждать. А если урок, который преподал кризис не усвоен, то урок придётся повторить.
👍212🔥26👏22🤔8
Пока странные люди, мнящие себя экологами, выступают против сжиженного природного газа (СПГ) как бункеровочного топлива, это направление во всём мире продолжает развиваться. Причина — в ужесточившихся нормах выбросов. В январе 2020 года вступили в силу обновлённые требования конвенции MARPOL, сократившие допустимую долю серы в судовом топливе (по массе) с 3,5% до 0,5%.

Притом вы можете и дальше применять на судне мазут с долей серы более 0,5%, если используете специальные очистные устройства — скрубберы. Это одна из трёх возможных стратегий для судовладельцев.

Вторая (и наиболее очевидная) — перейти на топливо с более низким содержанием серы (включая т.н. морской газойль). И, наконец, третья — перевести судно на альтернативный вид топлива (водород, метанол, сжиженный природный газ). И СПГ в этом ключе – одно из самых доступных топлив. Да, даже если мы учтём текущие цены на зарубежных рынках. Но зарубежные рынки нас в данном случае мало волнуют.

Куда интереснее, что наша страна в вопросе СПГ-бункеровки не отстаёт.

Осенью прошлого года первый в России СПГ-букеровщик «Дмитрий Менделеев» впервые заправил сжиженным природным газом судно (танкер ледового класса «Проспект Королёва»). А теперь он выполнил загрузку сжиженным природным газом на среднетоннажном производстве «Газпрома» (мощность около 2 млрд куб. м в год) в районе знаменитой компрессорной станции «Портовая».

Для нашей страны сейчас развитие СПГ-бункеровки — это не столько решение экологических вопросов, сколько расширение внутреннего рынка газа и повышение рентабельности морских перевозок. В том числе и по СМП.
👍260🔥25👏12🤔2
Написал колонку для "Известий" о том, как ЕС удалось заменить потребление трубопроводного газа из России.

"Выступая на Давосском форуме, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен похвасталась снизившимися газовыми ценами и заявила, что Евросоюз заместил 80% российского трубопроводного голубого топлива. Секрет Полишинеля — как именно удалось уменьшить спрос на газ из РФ — частично раскрыла сама председатель ЕК, когда заметила, что Европа сократила спрос «более чем на 20% в период с августа по ноябрь». Иными словами, руководство ЕС в очередной раз пытается выдать за великую победу беспрецедентный обвал экономики.

Трубопроводные поставки газа из России в Евросоюз по итогам 2021 года составили 132,3 млрд куб. м. Если верить главе Еврокомиссии, то ЕС удалось в 2022-м заместить почти 106 млрд куб. м из этого объема. Эта величина больше снижения поставок из РФ (без учета сжиженного природного газа (СПГ) и продажи объемов, приобретенных за пределами нашей страны), которое составило порядка 84 млрд куб. м. Даже если мы учтем рост поставок из России в Китай в прошлом году, нельзя не заподозрить главного еврокомиссара в какой-то ошибке или манипуляции".
https://iz.ru/1456586/aleksandr-frolov/sam-ushel
👍211🔥32👏4
Из новостей: "Поставки российского трубопроводного газа в Китай в 2022 году выросли в 2,63 раза, их стоимость составила 3,98 млрд долларов".

Нет, в 2021 году трубопроводные поставки в КНР из России составили порядка 10,4 млрд куб. м, а в 2022-м, по предварительным данным, — 15,5 млрд куб. м. Рост в 2,63 раза никак не получается. Скорее речь о росте совокупной стоимости поставок, которая в 2021-м составила 1,51 млрд долларов, а в 2022-м — 3,98 млрд долларов (по данным Главного таможенного управления КНР). Кстати, здесь можно поспорить о сотой доле (возможно, правильнее было бы написать о росте в 2,64 раза), но мы не будем.

Если исходить из вышеописанных предварительных данных, то средняя цена российского трубопроводного газа, который прокачивали по "Силе Сибири" в 2021-м году составила 145 долларов за тыс. куб. м, а в 2022-м — 256,8 долларов за тыс. куб. м. Цена имеет нефтяную привязку и пересчитывается с лагом в девять месяцев. То есть на текущие цены оказывают воздействие показатели середины 2022 года.
👍216🤔18👏3
Помните, заммэра Москвы Максим Ликсутов заявлял, что 26 декабря 2022 года стартуют продажи электрического "Москвича"? Так вот, он его купил в декабре. Но официальные продажи, согласно последним новостям, начнутся 1 февраля 2023 года. Чуть задержались.

Цена электрического автомобиля — "скромные" 3,5 млн рублей. Возможно, государство будет компенсировать покупателю часть затрат. Хорошо, что у него есть деньги на это невероятно нужное, чрезвычайно своевременное и фантастически востребованное дело.

Ах, да. Гении нейминга назвали электроверсию "Москвича" очень актуально — "Москвич 3е". И вот только скажите мне, что вы будете называть её "Москвич три и", а не "Москвич Зе".
🤔208👍48👎23🔥18👏16
Когда Урсула фон дер Ляйен хвасталась падением цен, котировки были на уровне 55 евро за МВт*ч, а теперь они подскочили более чем на 10 евро.

За неделю доля ветрогенерации в совокупном производстве электроэнергии на территории Евросоюза снизилась с 35% до 12,8%.
👍246🔥48👏21🤔11
Не знаю, какой специально обученный человек придумал заголовок про мазут, уплывающий в США, для нашего ролика. Заголовок не имеет отношения не только к теме ролика, но и к окружающей действительности.

А сам ролик о первичной переработке нефти, топливных предпочтениях в разных странах и о том, почему Штатам нужен импортный мазут.
https://youtu.be/s9FR62lRYlg
🤔168👍107🔥14👏3👎2
Forwarded from Energy Today
Главные события в ТЭК за неделю по мнению авторов телеграм-каналов в еженедельном дайджесте Energy Today:

Агентство Европейского союза по сотрудничеству энергетических регуляторов не смогла адекватно вычислить индекс мировой цены на сжиженный природный газ (СПГ) https://news.1rj.ru/str/OilGasGame/676

Донбасс — территория с большим потенциалом https://news.1rj.ru/str/oil_capital/12485

Латвийская смесь 2.0. Спрос на резервуары для хранения нефти в Сингапуре стремительно растет, с их помощью российское топливо смешивают с небольшим количеством нефти из других источников, а затем реэкспортируют https://news.1rj.ru/str/needleraw/8187

Болгария и Греция пытаются реанимировать в реверс проект нефтепровода Александруполис-Бургас. Но если 20 лет назад он задумывался  для поставок российской нефти, то сейчас его задачей должна стать ее замена для болгарских НПЗ https://news.1rj.ru/str/energopolee/1824

Афганистан покупает дизтопливо в Туркмении https://news.1rj.ru/str/oilfly/18714

С помощью СВЧ. Учёные КФУ придумали, как извлекать высоковязкую нефть из глубоко залегающих пластов https://news.1rj.ru/str/globalenergyprize/3980

Откуда у Сингапура и Малайзии нефть на экспорт? Перепродажа российской нефти в фальшивой упаковке приносит хороший доход https://news.1rj.ru/str/Energy_digest/9471

Нефтяные аналитики поднялись на эмбарго и ценовом потолке. ИРТТЭК обновил рейтинг влияния экспертов на информационную повестку ТЭК https://news.1rj.ru/str/irttek_ru/2895

Европе необходимо инвестировать более 300 миллиардов евро в следующие два года, чтобы достичь климатических целей https://news.1rj.ru/str/ESGpost/1433

Почему оптовые цены на дизель снижаются, а розничные - повышаются https://news.1rj.ru/str/en_tran/300

Мантуров рассчитывает в ближайшие несколько месяцев найти индустриальных партнеров для реализации проекта электрического кроссовера E-Neva https://news.1rj.ru/str/Newenergyvehicle/1635

Чтобы первыми узнавать о событиях в ТЭК подписывайтесь на @energytodaygroup и каналы участники дайджеста! Хотите принять участие в следующем? Ждём ваши посты на @EnergyTodayRedactor до 22.00 каждой субботы.
👍126
Новости нашей ярмарки тщеславия.

"На 2 позицию в рейтинге вернулся заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов".

https://irttek.ru/research/neftyanoe-embargo-peretasovalo-ekspertov.html
👏263👍67🔥209
США предложили Европе газ по 380 долларов?

Пару дней назад СМИ облетела новость, что Соединённые Штаты "готовы обеспечить поставку природного газа в Европу по цене $12 за МБТЕ".

Точнее в ходе конференции глава американского производителя газа EQT Тоби Райс заявил: «Мы можем доставить газ к порогу Европы по цене $12 за Mmbtu (порядка $380 за тысячу кубометров), и это будет означать цену газа в США в $4 за Mmbtu» .

Стоит поправить, что 12 долларов за МБТЕ это порядка 420-430 долларов за тыс. куб. м. Но главное не это. Главное, что никакие Штаты никому ничего не предложили. Это глава одной добычной компании, не обладающей мощностями по сжижению газа, высказался о теоретически возможной цене поставок в Европу голубого топлива, произведённого в США, с некоторой рентабельностью. Это не выкрик в стиле "Европа, покупай!", это чистое теоретизирование в ответ на вопрос о газовой независимости ЕС.

Что характерно, сама беседа в рамках этой конференции была вполне конструктивной. И это удивительно.
👍234🤔56👏43
К 2030 году страны Европы намереваются построить 165 ГВт морских ветроэлектростанций. Конкретно Германия — 30 ГВт (сейчас 8,06 ГВт). А в целом доля ВИЭ в энергобалансе Германии должна составить к концу текущего десятилетия 80%.

Ни на что не намекаю, но 15 января доля ветрогенерации в суммарной выработке Евросоюза составила 35,4%, а к 23 января этот показатель опустился до 12,3%.

П — прогнозируемость. Н — надёжность.
👍218🤔45🔥20👏8👎2
Россия традиционно обеспечивает порядка половины всего дизельного импорта Евросоюза. После 5 февраля можно будет писать "обеспечивала" (хотя купленные к этой дате объёмы можно будет везти покупателям до 1 апреля, а Болгария имеет право закупать российский дизель до конца 2024 года, но эта страна — отдельная тема для разговора, если вы понимаете, о чём речь).

Российские поставки — это 10% совокупного европейского спроса. Это к вопросу о "низком качестве" российских нефтепродуктов.

Сейчас европейские покупатели, которых руководство ЕС поставило перед необходимостью порвать все деловые связи и найти дизель где-то ещё, делают запасы. То есть чем ближе дата введения эмбарго, тем больше закупается. Так было и с углём, и с нефтью.

Скорее всего, после февраля резко вырастут поставки дизельного топлива из Индии. А также начнутся размены — российские компании будут направлять свои нефтепродукты ряду ближневосточных производителей для их внутреннего рынка, а те снимут часть объёмов собственного производства и направят в ЕС. Вопрос пока только в том, хватит ли на первом этапе транспортных мощностей.
https://news.1rj.ru/str/SolovievLive/153337
👍155🤔48🔥14👏3👎2
Со второй половины 2014 года нефтесервисные компании находились в подвешенном состоянии. По их финансовым результатам можно отслеживать череду кризисов на мировых рынках углеводородного сырья, стартовавших с этого момента, а также глубину этих кризисов.

Невозможно согласиться к с тезисом, что сейчас нефтесервис вернулся к большим прибылям — достаточно посмотреть на показатели 2014 года и сравнить их с 2022-м. А ведь сейчас руководство США подталкивает ситуацию к повторению кризиса перепроизводства, требуя от американских нефтегазовых компаний наращивать добычу.

Такая политика на первом этапе выгодна нефтесервисникам, так как объём заказов резко возрастает, можно даже увеличить расценки, но вслед за этим чёрного золота становится слишком много, цены падают, заказы обваливаются, а сними и прибыли уходят куда-то в отрицательную зону (см. весёлую картинку по ссылке). К счастью, американские добычники выкрики своего руководства пока что благоразумно игнорируют.

https://news.1rj.ru/str/Infotek_Russia/2640
👍153🔥222
Драматичная статья. Правда, если учесть сезонный фактор, влияющий на уровень потребления нефти, если всё-таки вспомнить, что неравномерность загрузки и отправки судов неделя к неделе — это норма, а также если просто посмотреть на графики и сравнить показатели, то окажется, что можно сделать вывод, который сотрудники Bloomberg сделать постеснялись.

Все объёмы российской нефти, которые шли в Европу морем до эмбарго, благополучно перенаправлены иным потребителям. И без помощи западной экосистемы морских перевозок. Чудеса!

Пока что, если верить данным Bloomberg (из которых агентство пыталось выдавить немного драмы и чуток перемоги), получается, что объём морских поставок из России за год даже увеличился на 300 тыс. баррелей. Иными словами, если бы мы страшно хотели предположить снижение поставок, то вышло бы порядка 10-15 млн т за год (часть объёмов, прокачивавшихся по северной ветке нефтепровода "Дружба"). Но пока нет итогов хотя бы первого квартала, делать такого рода выводы преждевременно. Праздновать победу тоже. Спокойно и без истерик заметим, что пока статистика в нашу пользу.

https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-01-23/russia-s-weekly-oil-exports-slump-back-down-after-surge?ref=biztoc.com
👍24622🤔8
Отличить российскую Urals от казахстанской KEBCO очень легко:

Urals:
плотность (°API) - 30,2
содержание серы - 1,6%
коэффициент перевода из метрических тонн в баррели - 7,1880

а KEBCO наоборот:
плотность (°API) - 30,2
содержание серы - 1,6%
коэффициент перевода из метрических тонн в баррели - 7,1880
🔥603👍210👏107🤔498
TTF - 660 доллара за тыс. куб. м.
JKM - 750 долларов за тыс. куб. м.

Может возникнуть вопрос: а как же при таких ценах СПГ не перетекает в Азию?! Всё в порядке, он благополучно перетекает.

Доля СПГ в четвёртом квартале 2022 года в удовлетворении суммарного спроса на газ в Евросоюзе — 37%. Доля за первые три недели января — 31%, а ещё 25% — это отбор из ПХГ. А с середины января СПГ — 25%, хранилища — 40%.
👍278🤔17👏7
Forwarded from Украина.ру
🔥ВИДЕО УКРАИНА.РУ🔥

«Глобальная распродажа и натягивание потолков»: Фролов о главной ошибке США

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов (@OilGasGame) в эфире Украина.ру прокомментировал намерения Украины предоставить свою газовую инфраструктуру для нужд европейских стран, а также рассказал о последствиях соглашения Турции с Болгарией для Европы и про опустошённые нефтяные резервы США:
👉🏻 Киевский режим намерен предоставить свою газовую инфраструктуру Европе: что это даст?

👉🏻 Соглашение Турции с Болгарией о сотрудничестве в области природного газа: чем это соглашение грозит энергетическим гигантам Европы?

👉🏻 Сможет ли зелёная энергетика заменить для Европы сырьевые ресурсы?

👉🏻 Почему США опустошают свои нефтяные резервы с такой скоростью?

https://vk.com/video-72801118_456249850
👍187👏17🔥13👎4🤔2
В 2022 году рынок легковых автомобилей Европейского союза, по данным ACEA, сократился на 4.6% — до 9,3 млн единиц. Это худший результат с 1993 года, когда было зарегистрировано 9,2 млн новых легковых автомобилей. Даже неудобно спрашивать ACEA, учитывается ли в этих данных изменение границ, а с ним и населения Евросоюза за этот период времени.

Среди четырех крупнейших рынков ЕС только Германии удалось продемонстрировать рост в 1,1%. Спад в Италии составил 9,7%, во Франции — 7,8%, в Испании — 5,4%.
👍199🤔29👎2🔥1