Хой-Хой-Хой!
Через час проводим стрим, где будем разбирать Новогоднюю Олимпиаду. Пол часа на то, чтобы поддержать новогоднее настроение с нашим Отделением физики и узнать как же оценивалась дисперсия стекла у ножки бокала.
Если захотите послушать разбор Новогодних задач, то ждем вас в 18.00. Всем будем рады.
Ссылка на трансляцию: https://youtu.be/18vfoLnHM8Y
Через час проводим стрим, где будем разбирать Новогоднюю Олимпиаду. Пол часа на то, чтобы поддержать новогоднее настроение с нашим Отделением физики и узнать как же оценивалась дисперсия стекла у ножки бокала.
Если захотите послушать разбор Новогодних задач, то ждем вас в 18.00. Всем будем рады.
Ссылка на трансляцию: https://youtu.be/18vfoLnHM8Y
❤37👍7⚡3🐳1
Про мультфильмы
Мои январские каникулы уже более пяти лет заканчиваются 2-3 января. Этот год не стал исключением, но я сейчас не хочу говорить про работу. Больше хочется поговорить про то, что можно было бы сделать во время этих длинных каникул, когда у многих есть прекрасная возможность побыть с семьей, поедать тазики оливье, пить просекко, ходить друг другу в гости и встречать 2023й(https://news.1rj.ru/str/phd4mipt, в следующий раз давайте этот сценарий все таки, сколько можно уже?).
Кроме того, что можно было бы погулять по городу, покататься на лыжах, сходить в гости,преподавать и организовывать образовательные смены, можно с кайфом проводить время дома перед экраном. В Новый Год все смотрят большое количество новогодних фильмов. Я, по понятным причинам, последние лет пять больше по мультипликационной части. И на мое счастье, их очень и очень много. И мне есть на что тут обратить внимание, и особенно я хотел бы остановиться на нескольких из них.
Как отцу двух дочерей и человеку с проактивной жизненной позицией меня всегда беспокоили ролевые модели, которые есть в литературе, фильмах, искусстве. Детям крайне важно увидеть какие-то примеры, которые зацепят их лично. Например, в возрасте примерно 7-10 лет меня, по понятным причинам, принципиально цепляла история про 300х спартанцев. Мне даже не нужен был фильм или что-то еще, достаточно было истории, которую рассказала мне мама, чтобы она плотно засела у меня в сознании. Про то, что согласно легенде, царь Леонид до подвига при Фермопилах ничего особо не сделал, мне знать было совершенно необязательно. Ролевая модель не состоит из рутины образца для подражания, она определяется тем пиком, который можно описать фразой: «В жизни всегда есть место для подвига». И эта ролевая модель может была не самая лучшая (погибать самому и команде было совсем необязательно, надо было искать выход и из этой ситуации или вообще ее не допускать), но она учила определенным правильным лично для меня паттернам. Общее важнее личного, смелости, любви к Родине, лидерским моментам и т.д.
Какие ролевые модели из мультфильмов или литературы могут быть у девочек мне еще пят лет назад было совсем непонятно. Потому что человеку важно ассоциировать себя с персонажем, а как это делать девочке с Аладином или Королем львом не ясно от слова совсем (наверняка девочки научились это делать, но я это все равно не понимаю). Да, есть Жасмин или Нала, но они явно не центральные персонажи. А мультфильмов, где была бы обратная ситуация я не знал. Что неудивительно, ведь сам для себя я всегда подсознательно считывал мужских персонажей (было бы странно, если бы было по другому), а во-вторых, как показала практика, еще совсем недавно женских героев с активной позицией в искусстве было представлено крайне мало.
И на сколько мне было приятно увидеть целую россыпь новых мультфильмов, в которых все оказалось наоборот. Возможно, были такие фильмы и до этого, и я их просто не знаю. Но сейчас их большинство. В них центральными персонажами являются девушки, которые занимают именно геройскую позицию. Они решают (и создают) проблемы, являются центральными героями в повествовании и не сдаются.
Холодное сердце я смотрел больше десяти раз. Холодное сердце II в два раза больше. Мультфильм мне нравится, хоть я не испытываю лютого восторга, т.к. сценарий этих мультфильмов — это полный провал. Лучший момент, который в них есть с этой точки зрения, это сцена из второй части, где сценаристы через Олафа и его пересказ первой части откровенно глумятся сами над собой. Плюс мужские персонажи сильно отстают. Хотя я не удивлюсь, если в третьей части именно Кристофф будет центральным героем, ведь про его прошлое мы ничего не знаем (вангую, что он принц, наследник или что-то вроде того). Ясно же, что не от троллей он произошел. Хотя, зная, куда дует сейчас ветер у Диснея, я очень сильно опасаюсь за его судьбу. Кристофф, брат, держись.
Мои январские каникулы уже более пяти лет заканчиваются 2-3 января. Этот год не стал исключением, но я сейчас не хочу говорить про работу. Больше хочется поговорить про то, что можно было бы сделать во время этих длинных каникул, когда у многих есть прекрасная возможность побыть с семьей, поедать тазики оливье, пить просекко, ходить друг другу в гости и встречать 2023й
Кроме того, что можно было бы погулять по городу, покататься на лыжах, сходить в гости,
Как отцу двух дочерей и человеку с проактивной жизненной позицией меня всегда беспокоили ролевые модели, которые есть в литературе, фильмах, искусстве. Детям крайне важно увидеть какие-то примеры, которые зацепят их лично. Например, в возрасте примерно 7-10 лет меня, по понятным причинам, принципиально цепляла история про 300х спартанцев. Мне даже не нужен был фильм или что-то еще, достаточно было истории, которую рассказала мне мама, чтобы она плотно засела у меня в сознании. Про то, что согласно легенде, царь Леонид до подвига при Фермопилах ничего особо не сделал, мне знать было совершенно необязательно. Ролевая модель не состоит из рутины образца для подражания, она определяется тем пиком, который можно описать фразой: «В жизни всегда есть место для подвига». И эта ролевая модель может была не самая лучшая (погибать самому и команде было совсем необязательно, надо было искать выход и из этой ситуации или вообще ее не допускать), но она учила определенным правильным лично для меня паттернам. Общее важнее личного, смелости, любви к Родине, лидерским моментам и т.д.
Какие ролевые модели из мультфильмов или литературы могут быть у девочек мне еще пят лет назад было совсем непонятно. Потому что человеку важно ассоциировать себя с персонажем, а как это делать девочке с Аладином или Королем львом не ясно от слова совсем (наверняка девочки научились это делать, но я это все равно не понимаю). Да, есть Жасмин или Нала, но они явно не центральные персонажи. А мультфильмов, где была бы обратная ситуация я не знал. Что неудивительно, ведь сам для себя я всегда подсознательно считывал мужских персонажей (было бы странно, если бы было по другому), а во-вторых, как показала практика, еще совсем недавно женских героев с активной позицией в искусстве было представлено крайне мало.
И на сколько мне было приятно увидеть целую россыпь новых мультфильмов, в которых все оказалось наоборот. Возможно, были такие фильмы и до этого, и я их просто не знаю. Но сейчас их большинство. В них центральными персонажами являются девушки, которые занимают именно геройскую позицию. Они решают (и создают) проблемы, являются центральными героями в повествовании и не сдаются.
Холодное сердце я смотрел больше десяти раз. Холодное сердце II в два раза больше. Мультфильм мне нравится, хоть я не испытываю лютого восторга, т.к. сценарий этих мультфильмов — это полный провал. Лучший момент, который в них есть с этой точки зрения, это сцена из второй части, где сценаристы через Олафа и его пересказ первой части откровенно глумятся сами над собой. Плюс мужские персонажи сильно отстают. Хотя я не удивлюсь, если в третьей части именно Кристофф будет центральным героем, ведь про его прошлое мы ничего не знаем (вангую, что он принц, наследник или что-то вроде того). Ясно же, что не от троллей он произошел. Хотя, зная, куда дует сейчас ветер у Диснея, я очень сильно опасаюсь за его судьбу. Кристофф, брат, держись.
❤35👍5🥰1
Моану я смотрел столько же сколько и вторую часть саги про принцесс, снеговика, оленя и добытчика льда. И вот тут уже принципиально иной уровень. Тут тебе и столь близкая мне идея Пути (The ocean is calling), и разрыв шаблонов, через борьбу с общественными установками, и расстановки (хотя они есть и в Холодном сердце II), и указание на то, что ты можешь быть/стать тем, кем захочешь, если тебе на это хватит смелости. Мужской персонаж в этом мультфильме проработан уже существенно лучше, и он проживает свою собственную травму и поражение в прошлом, меняется и становится лучше. Но, все равно, это еще не идеал.
А вот идеал и мой самый-самый-самый любимый мультфильм это Зверополис. Абсолютно гениальный сценарий, признаком которого является предельно простая формула, что любая сцена фильма должна работать хотя бы на одну из трех вещей: обыгрывать центральную Идею произведения, двигать сюжетное полотно вперед или создавать правильную атмосферу. Во многих фильмах есть откровенные филлеры и мне это всегда не нравится. Если сцена выполняет хотя бы одну функцию, то это уже хорошо. Если она выполняет две, то это гениальный ход сценариста. В Зверополисе везде минимум две компоненты, а часто и все три. Идеальные реминисценции для ускорения темпа повествования, потрясающе проработанные герои, понятная Идея произведения про то, что ты можешь быть тем, кем захочешь, на которую работает каждая минута хронометража. Закольцованная история, где даже описание сеттинга сопровождается треком Шакиры, которая поет про то, что "I wanna try even though I could fail", и параллельно показываются все локации, где крольчихе предстоит доказать, что ее будущее это не морковные грядки. Пушка просто.
Центральный персонаж снова женский, но мужской ни разу не отстает и точно также, как и положено одному из центральных героев, меняется по ходу повествования. Если вы вдруг не смотрели этот гениальный мультфильм или смотрели давно, то обязательно пересмотрите. Это стоит того.
Ну а я пошел готовить смены. Завтра 7 часов занятий между которыми надо запустить еще одну. С кайфом в общем.
А вот идеал и мой самый-самый-самый любимый мультфильм это Зверополис. Абсолютно гениальный сценарий, признаком которого является предельно простая формула, что любая сцена фильма должна работать хотя бы на одну из трех вещей: обыгрывать центральную Идею произведения, двигать сюжетное полотно вперед или создавать правильную атмосферу. Во многих фильмах есть откровенные филлеры и мне это всегда не нравится. Если сцена выполняет хотя бы одну функцию, то это уже хорошо. Если она выполняет две, то это гениальный ход сценариста. В Зверополисе везде минимум две компоненты, а часто и все три. Идеальные реминисценции для ускорения темпа повествования, потрясающе проработанные герои, понятная Идея произведения про то, что ты можешь быть тем, кем захочешь, на которую работает каждая минута хронометража. Закольцованная история, где даже описание сеттинга сопровождается треком Шакиры, которая поет про то, что "I wanna try even though I could fail", и параллельно показываются все локации, где крольчихе предстоит доказать, что ее будущее это не морковные грядки. Пушка просто.
Центральный персонаж снова женский, но мужской ни разу не отстает и точно также, как и положено одному из центральных героев, меняется по ходу повествования. Если вы вдруг не смотрели этот гениальный мультфильм или смотрели давно, то обязательно пересмотрите. Это стоит того.
Ну а я пошел готовить смены. Завтра 7 часов занятий между которыми надо запустить еще одну. С кайфом в общем.
❤56🔥10👍4🥰1😢1
Про хобби, которое для меня может посоперничать с футболом
Когда я был студентом, то мы в большом количестве играли в настолки. Мы могли играть каждый вечер по много часов подряд. Тогда они только-только входили в нашу повседневную жизнь, а колода Космического Манчкина, за неимением альтернативы, у нас была замусолена до дыр. Уже позже, когда мы выпустились из университета, то настолки стали нам существенно доступнее и коллекция пополнялась все новыми и новыми играми. Некоторые мы даже не успевали открывать, и они месяцами, а то и годами могли лежать на полках и ждать своего часа. Многие до сих пор ждут. И причина тут проста. Настолки мне стали практически не интересны.
Многие мои друзья продолжали ими увлекаться, я же не мог даже заставить себя играть в большинство из них. Вариант, где я 8-10 часов что-то рассказываю школьникам и студентам, постоянно считаю и решаю какие-то задачи, а потом прихожу вечером в компанию, где для того, чтобы отдохнуть нужно считать еще и в играх меня откровенно вымораживал. Мозг требовал совсем другого, а играть просто так на отвали это точно не про меня.
И, весной 2014го случилось чудо. И в слова «Настольные игры» наконец-то вклинилось то, что мне было жизненно необходимо и то, чего мне в них категорически не хватало. Во мне это жило практически столько, сколько я себя помню. Заложил эту мину замедленного действия мой брат еще где-то в 96м. Он периодически приходил к нам и дома появлялись разные вещи, которые достаточно сильно изменяли мою жизнь. Так, когда я болел в пятом классе, на его полке я откопал три тома Властелина колец и несколько книг Лукьяненко. И если до этого я вообще ничего не читал, то с этого момента стал читать хотя бы фантастику. Примерно тогда же я увидел у него карты Magic the Gathering. Надо понимать, что уровень их доступности тогда был на порядки ниже, чем сейчас. Поэтому его коллекция была весьма и весьма основательной, и мы рубились в них каждый день и с братом, и с друзьями. Хоть одна из дек и была явно сильнее всех остальных. Нас это не останавливало.
Но самое главное, что он сделал это однажды принес к нам домой набор дайсов, что для того времени было чем-то из ряда вон выходящим. Я банально не видел ничего подобного никогда и от слова совсем. На мой резонный вопрос, что это за кубики такие странные, он рассказал меня про мир настольных ролевых игр (НРИ). Не знаю, какие именно детали этого хобби меня тогда увлекли, но я и моя компания явно были созданы для него. Мы играли по каким-то абсолютно чудовищным хоумрулам, застали еще тхаку и AC, и похоже все это было больше на словески, но остановить этот поток оказалось возможно только тогда, когда я перевелся в другую школу и встречи с друзьями сократились до минимума. В новой школе поддержать это начало никто не мог. Скажу честно, я даже не предлагал никому, поэтому увлечение залегло в глубине моего сознания на долгие 16 лет.
Я помню, как еще в студенчестве периодически заикался о том, что мол было бы классно, если бы или я поводил кого-то, или кто-то бы поводил. И не смотря на благоприятную среду для этого (а Физтех – это максимально благоприятная среда), понимания и отклика в своем окружении я не встречал. Это сейчас тема достаточно модная и известная. В стенах университета я сейчас постоянно вижу играющих ребят, одна из наших студенток ФОПФа очень известная онлайн мастер, но еще в условных 10х вся эта история была такой же подземной, как и в 90х. Во всяком случае мне так казалось.
Когда я был студентом, то мы в большом количестве играли в настолки. Мы могли играть каждый вечер по много часов подряд. Тогда они только-только входили в нашу повседневную жизнь, а колода Космического Манчкина, за неимением альтернативы, у нас была замусолена до дыр. Уже позже, когда мы выпустились из университета, то настолки стали нам существенно доступнее и коллекция пополнялась все новыми и новыми играми. Некоторые мы даже не успевали открывать, и они месяцами, а то и годами могли лежать на полках и ждать своего часа. Многие до сих пор ждут. И причина тут проста. Настолки мне стали практически не интересны.
Многие мои друзья продолжали ими увлекаться, я же не мог даже заставить себя играть в большинство из них. Вариант, где я 8-10 часов что-то рассказываю школьникам и студентам, постоянно считаю и решаю какие-то задачи, а потом прихожу вечером в компанию, где для того, чтобы отдохнуть нужно считать еще и в играх меня откровенно вымораживал. Мозг требовал совсем другого, а играть просто так на отвали это точно не про меня.
И, весной 2014го случилось чудо. И в слова «Настольные игры» наконец-то вклинилось то, что мне было жизненно необходимо и то, чего мне в них категорически не хватало. Во мне это жило практически столько, сколько я себя помню. Заложил эту мину замедленного действия мой брат еще где-то в 96м. Он периодически приходил к нам и дома появлялись разные вещи, которые достаточно сильно изменяли мою жизнь. Так, когда я болел в пятом классе, на его полке я откопал три тома Властелина колец и несколько книг Лукьяненко. И если до этого я вообще ничего не читал, то с этого момента стал читать хотя бы фантастику. Примерно тогда же я увидел у него карты Magic the Gathering. Надо понимать, что уровень их доступности тогда был на порядки ниже, чем сейчас. Поэтому его коллекция была весьма и весьма основательной, и мы рубились в них каждый день и с братом, и с друзьями. Хоть одна из дек и была явно сильнее всех остальных. Нас это не останавливало.
Но самое главное, что он сделал это однажды принес к нам домой набор дайсов, что для того времени было чем-то из ряда вон выходящим. Я банально не видел ничего подобного никогда и от слова совсем. На мой резонный вопрос, что это за кубики такие странные, он рассказал меня про мир настольных ролевых игр (НРИ). Не знаю, какие именно детали этого хобби меня тогда увлекли, но я и моя компания явно были созданы для него. Мы играли по каким-то абсолютно чудовищным хоумрулам, застали еще тхаку и AC, и похоже все это было больше на словески, но остановить этот поток оказалось возможно только тогда, когда я перевелся в другую школу и встречи с друзьями сократились до минимума. В новой школе поддержать это начало никто не мог. Скажу честно, я даже не предлагал никому, поэтому увлечение залегло в глубине моего сознания на долгие 16 лет.
Я помню, как еще в студенчестве периодически заикался о том, что мол было бы классно, если бы или я поводил кого-то, или кто-то бы поводил. И не смотря на благоприятную среду для этого (а Физтех – это максимально благоприятная среда), понимания и отклика в своем окружении я не встречал. Это сейчас тема достаточно модная и известная. В стенах университета я сейчас постоянно вижу играющих ребят, одна из наших студенток ФОПФа очень известная онлайн мастер, но еще в условных 10х вся эта история была такой же подземной, как и в 90х. Во всяком случае мне так казалось.
👍26❤10🤔1
Но в 2014м меня перемкнуло окончательно. Подозреваю, что в очередной раз мне предложили сыграть в настолку, хотя меня уже тошнило от того, что надо что-то считать и где-то выигрывать, поэтому я взялся за дело всерьез и написал тому человеку, в котором я был уверен на 200%. Амир сразу согласился, хотя его опыт был еще меньше моего. Он сказал, что это легендарная вещь и он в деле. Тут же подтянулись ребята от мира настолок, но продержались они 2-3 сессии. Вариант игр, где нет победителя, а синхронизация ожиданий игроков и мастера подвержена определенным условностям им не подошел. От первого созыва игроков вокруг меня остался только Амир, с которым у нас за столом с первых минут началась правильная химия и было очевидно, что нас в этом хобби уже не остановить.
Мы звали новых игроков, и если кто-то из компании уходил, то на его место практически сразу заходил тот, кто этого действительно хотел. Так в нашу тусовку влились некоторые мои старые одноклассники и сокурсники, многих из которых я не видел к тому моменту уже несколько лет. Того же Васю я знаю вообще с нулевки и в том самом далеком 96м мы играли в те самые словески, а с Лешиком мы знакомы класса с пятого. И вот уже уже 9 лет мы минимум раз в три недели встречаемся и играем друг с другом. За это время у меня родились двое детей, защитился, начал работать на ФОПФе, Вася женился, потом женился Леша и у него родился ребенок и многое-многое другое. Но общее хобби оставалось неизменным.
Во многом благодаря ему я завел этот блог. Потому что до него, вся эта графоманская тяга находила выход в текстах, которые предвосхищали ту или иную сессию, создавали антураж и синхронизовали настрой каждого ее участника. Написать 1001 символ, подобрать к нему музыку для меня это вообще не проблема, а самое обычное дело.
Мне очень сложно объяснить, чем это хобби так прекрасно. Со стороны это откровенное гиковское увлечение. Сашка так и говорит, что это самое странное хобби в мире. За все это время мне так и не удалось убедить ее сыграть с нами. А объяснить на словах чем оно прекрасно у меня не получается. Есть ощущение, что это как пытаться объяснить алгоритмы творчества. А здесь еще и коллективного. Занятие сколь бессмысленное, столь и беспощадное. Тут надо действительно один раз попробовать и только тогда станет понятно твое это или нет.
Оно очень похоже на коллективное строительство замков из песка. Здесь и сейчас одновременно пишется и сценарий, и повествование, и актерская работа, и даются ответы на те вопросы, которые мастер возможно даже и не думал задавать. Все рождается само по себе, а игроки выступают проводниками чего-то, что для них самих неуловимо до конца. И все действуют заодно. Здесь не может быть проигравших или победителей, даже нет таких категорий, они абсолютно бессмысленны. А еще ты точно знаешь, что то, что происходит здесь и сейчас больше никогда не повторится. Представьте себе фильм, который ты можешь увидеть только один раз. Да еще и изменить в нем сюжет. А еще чаще историю тебе расскажут кубы.
Эти ощущения очень сложно описать. Я видел много раз очень удачные попытки, но все равно это все было не то. Как и эта заметка. Есть мнение, что сделать это и невозможно.
Но я точно знаю, что необходимо для того, чтобы за столом все получилось и что самое сложное, когда вы пробуете себя в этом хобби. И нет, это не выучить правила той или иной системы (хоть это и надо сделать).
Самое сложное и самое главное в этом хобби – это расслабиться, побороть стеснение и поверить в ту историю, которая сейчас будет рассказана. Но если ты сделаешь это, то за столом может произойти настоящее чудо, которое подействует на тебя гораздо сильнее многих фильмов, картин или других видов искусства. Чудо после которого каждый, кто к нему имел отношение почувствует, что внутри что-то изменилось.
Мы звали новых игроков, и если кто-то из компании уходил, то на его место практически сразу заходил тот, кто этого действительно хотел. Так в нашу тусовку влились некоторые мои старые одноклассники и сокурсники, многих из которых я не видел к тому моменту уже несколько лет. Того же Васю я знаю вообще с нулевки и в том самом далеком 96м мы играли в те самые словески, а с Лешиком мы знакомы класса с пятого. И вот уже уже 9 лет мы минимум раз в три недели встречаемся и играем друг с другом. За это время у меня родились двое детей, защитился, начал работать на ФОПФе, Вася женился, потом женился Леша и у него родился ребенок и многое-многое другое. Но общее хобби оставалось неизменным.
Во многом благодаря ему я завел этот блог. Потому что до него, вся эта графоманская тяга находила выход в текстах, которые предвосхищали ту или иную сессию, создавали антураж и синхронизовали настрой каждого ее участника. Написать 1001 символ, подобрать к нему музыку для меня это вообще не проблема, а самое обычное дело.
Мне очень сложно объяснить, чем это хобби так прекрасно. Со стороны это откровенное гиковское увлечение. Сашка так и говорит, что это самое странное хобби в мире. За все это время мне так и не удалось убедить ее сыграть с нами. А объяснить на словах чем оно прекрасно у меня не получается. Есть ощущение, что это как пытаться объяснить алгоритмы творчества. А здесь еще и коллективного. Занятие сколь бессмысленное, столь и беспощадное. Тут надо действительно один раз попробовать и только тогда станет понятно твое это или нет.
Оно очень похоже на коллективное строительство замков из песка. Здесь и сейчас одновременно пишется и сценарий, и повествование, и актерская работа, и даются ответы на те вопросы, которые мастер возможно даже и не думал задавать. Все рождается само по себе, а игроки выступают проводниками чего-то, что для них самих неуловимо до конца. И все действуют заодно. Здесь не может быть проигравших или победителей, даже нет таких категорий, они абсолютно бессмысленны. А еще ты точно знаешь, что то, что происходит здесь и сейчас больше никогда не повторится. Представьте себе фильм, который ты можешь увидеть только один раз. Да еще и изменить в нем сюжет. А еще чаще историю тебе расскажут кубы.
Эти ощущения очень сложно описать. Я видел много раз очень удачные попытки, но все равно это все было не то. Как и эта заметка. Есть мнение, что сделать это и невозможно.
Но я точно знаю, что необходимо для того, чтобы за столом все получилось и что самое сложное, когда вы пробуете себя в этом хобби. И нет, это не выучить правила той или иной системы (хоть это и надо сделать).
Самое сложное и самое главное в этом хобби – это расслабиться, побороть стеснение и поверить в ту историю, которая сейчас будет рассказана. Но если ты сделаешь это, то за столом может произойти настоящее чудо, которое подействует на тебя гораздо сильнее многих фильмов, картин или других видов искусства. Чудо после которого каждый, кто к нему имел отношение почувствует, что внутри что-то изменилось.
👍30🔥12❤6❤🔥3🌭2
Два диалога из 2016го
Было это летом.
Я и Валерий Валерьевич (ВВ) зашли в 326 кабинет главного корпуса МФТИ. В помещении еще никого не было, кроме человека, который должен был ее открыть и все настроить к приходу деканов факультетов, их замов, секретаря приемной комиссии и представителей ректората во главе с Николаем Николаевичем Кудрявцевым.
Подозреваю, что это был конец июля, т.к. приемка заканчивалась, и мы должны были подводить ее итоги. В тот год у нас все было прям очень спокойно с набором, и ВВ был расслаблен и, как всегда, на стиле. Он сел в кресло, достал свой макбук и записи по итогам приема и стал их с удовольствием рассматривать. Набор – это то, чем традиционно гордился ФОПФ и теперь гордится ЛФИ. Но 2016й год отличался еще тем, что за лето не было ни одного форсмажора, который надо было бы срочно тушить. Это был наш первый и последний такой год. Дальше нас ждала эпоха перемен, в которую жить гораздо сложнее, чем когда все стабильно и идет по накатанной. И следующие шесть лет каждый год нам надо было решать какие-то неожиданные проблемы. Но речь сейчас не об этом.
Я сел рядом с ВВ и мы, как всегда, начали обсуждать планы, делиться идеями и ждали остальных. Через минут 10 зал уже был заполнен всеми представителями деканатов, приемки, и мы стали ждать ректорам.
Пока мы ждали Николая Николаевича у меня состоялся довольно забавный диалог с Самарским Юрием Александровичем. Начало диалога я помню не очень хорошо, наверное, он расспрашивал меня про татуху, т.к. было очень жарко, и я пришел на собрание в какой-то дизайнерской футболке. Но я помню в точности финал, когда он обратил внимание на мой максимально потрепанный бумажник.
- О, а это у вас что? – очень доброжелательно и приветливо поинтересовался Юрий Александрович.
- Кошелек же.
- А то, что он такой потрепанный это он вам дорог как память или это какой-то принцип?
- Ну, это подарок. Вот я с ним и хожу.
- Но ведь он почти развалился! – в интонациях Юрия Александровича не было ни капли осуждения, а искреннее любопытство и удивление. Для человека, который всегда производил впечатление, как минимум, лондонского денди, сошедшего с рисунка, замдекана с татухой и панковским бумажником был откровенной диковинкой.
- Это Вы еще мой рюкзак не видели, Юрий Александрович – ответил я.
Взгляд Самарского выражал все большее любопытство. Он понимал, что я сижу здесь не просто так, но контраст от замены Валерия Павловича на этого непонятного заросшего типа был слишком сильным. И ему было интересно.
- Знаете, я вам на завтрашнем заседании сделаю подарок – радостно сказал он, т.к. явно понял, что ему нужно делать в этой ситуации.
И не обманул. На следующий день он подарил мне кошелек, который до сих пор хранится у меня дома. И я точно знаю, как расценил этот его жест. Мы с ним были, по сути, как дед и внук в генеалогическом древе Физтеха. Он представитель администрации еще того поколения, которое было страшим для Валерия Павловича и остальных. Я же был уже воспитанником Слободянина. И это был подарок через поколение от старшего коллеги младшему. Он понимал, что я так и продолжу ходить со своим потрепанным кошельком и рюкзаком пока они окончательно не развалятся. Но ему было важно передать хоть что-то из одного поколения следующему. Пусть это будет и такая мелочь как бумажник. Но главное не то, что это будет, а то с каким душевным посылом.
В этот момент вошел Николай Николаевич и разговоры стихли. Дальше шло заседание с подведением итогов приемки. Пересказывать его все я смысла не вижу. Тем более, что я не помню уже всех деталей. Но я помню концовку, когда Николай Николаевич стал хвалить Центральную приемку, которая в тот год действительно отработала хорошо.
- Отдельно я хотел бы поблагодарить всю центральную приемку, которая героически все успела подготовить к приему документов. Особенно сайт приемки. Правда давайте в следующий раз как-то без подвигов.
- Постараемся, Николай Николаевич, - сказал Денис Юрьевич, тогда секретарь Приемной комиссии МФТИ.
Было это летом.
Я и Валерий Валерьевич (ВВ) зашли в 326 кабинет главного корпуса МФТИ. В помещении еще никого не было, кроме человека, который должен был ее открыть и все настроить к приходу деканов факультетов, их замов, секретаря приемной комиссии и представителей ректората во главе с Николаем Николаевичем Кудрявцевым.
Подозреваю, что это был конец июля, т.к. приемка заканчивалась, и мы должны были подводить ее итоги. В тот год у нас все было прям очень спокойно с набором, и ВВ был расслаблен и, как всегда, на стиле. Он сел в кресло, достал свой макбук и записи по итогам приема и стал их с удовольствием рассматривать. Набор – это то, чем традиционно гордился ФОПФ и теперь гордится ЛФИ. Но 2016й год отличался еще тем, что за лето не было ни одного форсмажора, который надо было бы срочно тушить. Это был наш первый и последний такой год. Дальше нас ждала эпоха перемен, в которую жить гораздо сложнее, чем когда все стабильно и идет по накатанной. И следующие шесть лет каждый год нам надо было решать какие-то неожиданные проблемы. Но речь сейчас не об этом.
Я сел рядом с ВВ и мы, как всегда, начали обсуждать планы, делиться идеями и ждали остальных. Через минут 10 зал уже был заполнен всеми представителями деканатов, приемки, и мы стали ждать ректорам.
Пока мы ждали Николая Николаевича у меня состоялся довольно забавный диалог с Самарским Юрием Александровичем. Начало диалога я помню не очень хорошо, наверное, он расспрашивал меня про татуху, т.к. было очень жарко, и я пришел на собрание в какой-то дизайнерской футболке. Но я помню в точности финал, когда он обратил внимание на мой максимально потрепанный бумажник.
- О, а это у вас что? – очень доброжелательно и приветливо поинтересовался Юрий Александрович.
- Кошелек же.
- А то, что он такой потрепанный это он вам дорог как память или это какой-то принцип?
- Ну, это подарок. Вот я с ним и хожу.
- Но ведь он почти развалился! – в интонациях Юрия Александровича не было ни капли осуждения, а искреннее любопытство и удивление. Для человека, который всегда производил впечатление, как минимум, лондонского денди, сошедшего с рисунка, замдекана с татухой и панковским бумажником был откровенной диковинкой.
- Это Вы еще мой рюкзак не видели, Юрий Александрович – ответил я.
Взгляд Самарского выражал все большее любопытство. Он понимал, что я сижу здесь не просто так, но контраст от замены Валерия Павловича на этого непонятного заросшего типа был слишком сильным. И ему было интересно.
- Знаете, я вам на завтрашнем заседании сделаю подарок – радостно сказал он, т.к. явно понял, что ему нужно делать в этой ситуации.
И не обманул. На следующий день он подарил мне кошелек, который до сих пор хранится у меня дома. И я точно знаю, как расценил этот его жест. Мы с ним были, по сути, как дед и внук в генеалогическом древе Физтеха. Он представитель администрации еще того поколения, которое было страшим для Валерия Павловича и остальных. Я же был уже воспитанником Слободянина. И это был подарок через поколение от старшего коллеги младшему. Он понимал, что я так и продолжу ходить со своим потрепанным кошельком и рюкзаком пока они окончательно не развалятся. Но ему было важно передать хоть что-то из одного поколения следующему. Пусть это будет и такая мелочь как бумажник. Но главное не то, что это будет, а то с каким душевным посылом.
В этот момент вошел Николай Николаевич и разговоры стихли. Дальше шло заседание с подведением итогов приемки. Пересказывать его все я смысла не вижу. Тем более, что я не помню уже всех деталей. Но я помню концовку, когда Николай Николаевич стал хвалить Центральную приемку, которая в тот год действительно отработала хорошо.
- Отдельно я хотел бы поблагодарить всю центральную приемку, которая героически все успела подготовить к приему документов. Особенно сайт приемки. Правда давайте в следующий раз как-то без подвигов.
- Постараемся, Николай Николаевич, - сказал Денис Юрьевич, тогда секретарь Приемной комиссии МФТИ.
❤🔥33👍9⚡3❤1
- Вы уж постарайтесь, - ответил ректор, постукивая ручкой по столу, - что же вы все в последний момент. Не надо такие вещи ночами доделывать.
- Мы отработаем заранее в следующий раз. Здесь случились непредвиденные обстоятельства.
- Ну вы постарайтесь сделать еще более заранее, чтобы даже непредвиденные обстоятельства не привели все к тому, что вы доделываете все с программистами в последнюю ночь. Мы же все-таки Физтех, надо соответствовать.
- Николай Николаевич, - неожиданно для самого себя я проснулся к концовке заседания и зачем-то вклинился в этот разговор, - ну Вы же сами сказали, что это Физтех. Как вы нас в этих стенах учили, так мы и работаем. Все в последнюю ночь. Но зато на отлично.
Ректор посмотрел на меня и улыбнулся. Он делал это не часто, но почему-то это банальная правда жизни его действительно развеселила.
- Это вы верно подметили. Мы действительно можем сделать очень многое и отлично. И именно в последнюю ночь. Спасибо всем, коллеги. Завтра магистратура.
На этом заседание закончилось, и мы разошлись.
Прошло уже 6,5 лет и очень многое изменилось. ФОПФ стал, по сути, бакалавриатом ЛФИ. Дмитриев стал проректорм. Кошелек и рюкзак я все-таки сменил. Валерий Валерьевич уже не декан, Николай Николаевич не ректор, а Юрий Александрович, к великому сожалению, недавно покинул нас.
Но есть то, что не изменяется. Ночь, дедлайны и физтех 2011го года выпуска допиливает очередные задачи по деканату, сменам и чему-нибудь еще в январские праздники.
Такие дела.
- Мы отработаем заранее в следующий раз. Здесь случились непредвиденные обстоятельства.
- Ну вы постарайтесь сделать еще более заранее, чтобы даже непредвиденные обстоятельства не привели все к тому, что вы доделываете все с программистами в последнюю ночь. Мы же все-таки Физтех, надо соответствовать.
- Николай Николаевич, - неожиданно для самого себя я проснулся к концовке заседания и зачем-то вклинился в этот разговор, - ну Вы же сами сказали, что это Физтех. Как вы нас в этих стенах учили, так мы и работаем. Все в последнюю ночь. Но зато на отлично.
Ректор посмотрел на меня и улыбнулся. Он делал это не часто, но почему-то это банальная правда жизни его действительно развеселила.
- Это вы верно подметили. Мы действительно можем сделать очень многое и отлично. И именно в последнюю ночь. Спасибо всем, коллеги. Завтра магистратура.
На этом заседание закончилось, и мы разошлись.
Прошло уже 6,5 лет и очень многое изменилось. ФОПФ стал, по сути, бакалавриатом ЛФИ. Дмитриев стал проректорм. Кошелек и рюкзак я все-таки сменил. Валерий Валерьевич уже не декан, Николай Николаевич не ректор, а Юрий Александрович, к великому сожалению, недавно покинул нас.
Но есть то, что не изменяется. Ночь, дедлайны и физтех 2011го года выпуска допиливает очередные задачи по деканату, сменам и чему-нибудь еще в январские праздники.
Такие дела.
👍53❤23🎉3❤🔥1
Немного инстаграма вам в телегу
«У вас же так много всего происходит и интересная жизнь. Вы можете даже просто кофе свой фоткать и выкладывать и все будут радоваться» - такие слова мне сказала моя студентка Саша Сахарова, когда подбивала меня вести инстаграм. Эти слова мне запомнились, т.к. они не особо бились с моим представлением о реальности.
Ок, кофе я сегодня мог сфотографировать много раз. И жизнь очень интересная. Поспал четыре часа, душ, доделал подборку, провел занятия на 4 астрономических часа с 9 до 13. Подготовил подборку для домашнего задания. Сделал подборку на следующее занятие. Провел занятие с 17 до 21. И начал готовить занятия на следующий день.
Интересная жизнь.Всем рекомендую. Вот фотка моего вечернего кофе, под который я буду делать подборку по электростатике. С вас сто лайков. А с меня три подборки сверху.
С кайфом и с Новым Годом!
#скайфом #просекко #снгкороч #январскийинтенсив
«У вас же так много всего происходит и интересная жизнь. Вы можете даже просто кофе свой фоткать и выкладывать и все будут радоваться» - такие слова мне сказала моя студентка Саша Сахарова, когда подбивала меня вести инстаграм. Эти слова мне запомнились, т.к. они не особо бились с моим представлением о реальности.
Ок, кофе я сегодня мог сфотографировать много раз. И жизнь очень интересная. Поспал четыре часа, душ, доделал подборку, провел занятия на 4 астрономических часа с 9 до 13. Подготовил подборку для домашнего задания. Сделал подборку на следующее занятие. Провел занятие с 17 до 21. И начал готовить занятия на следующий день.
Интересная жизнь.
С кайфом и с Новым Годом!
#скайфом #просекко #снгкороч #январскийинтенсив
👍93❤15🔥4🌭1
Одна из самых лучших вещей, которые с вами могут случиться – это выход из зоны комфорта. Когда-нибудь я об этом напишу максимально подробно. И даже ни один раз, и ни два. Потому, что это одно из моих самых-самых любимых чувств и ощущений. Еще лет десять назад я себе сформулировал простое правило. Если ты чувствуешь дискомфорт от того, что тебе предстоит что-то новое или тяжелое, но это тебе не является неприятным, то надо браться и делать.
На нашем интенсиве случилась именно такая ситуация. Один из топовых преподавателей заболел так, что не смог вести занятия. Команда равномерно распределила его нагрузку между собой и это не сказывается на детях, но сказывается на преподавателях. Они не спят сильно меньше спят. Но это очень и очень круто.
Приведу один пример. Мы проводим не только интенсивы к той или иной олимпиаде, но и учим детей в течение года. И это очень правильно, именно так и надо учиться. Лучше интенсивов могут быть только размеренные смены, где все неспеша и понятно объясняют. Интенсив поможет только вспомнить материал, подлатать дыры или войти в тонус. Он не может заменить настоящее образование. Но речь сейчас не об этом. Речь о том, что перед интенсивом я распределил преподавателей так, чтобы они не читали то, что вели на таких тематических сменах. Идея простая. У каждого преподавателя есть свои любимые задачи и способы объяснить ту или иную тему. Например, я вел смену по электростатике и все, что я люблю, я детям рассказал. На интенсиве, в рамках повторения этот раздел должен рассказывать другой преподаватель, у которого свои финты, свои приемы. В конце-концов, свои излюбленные места в этом разделе. И тогда, если школьник был на тематической смене (а таких детей у нас на интенсиве много), ему будет кайфово и на смене, где он повторяет материал. Да, тут не будет 100% нового материала, так и не бывает если ты до этого учился и занимался. Но он увидит альтернативную точку зрения и это очень и очень ценно, если преподаватель хорош. А у нас все такие. Как на подбор.
И все шло хорошо, пока один из преподавателей не смог продолжить участие в смене. Но, как я уже и говорил выше, это само по себе не большая проблема, кроме того, что близкий тебе человек плохо себя чувствует. С точки зрения смены и образования это ок. Команда справится. Она (не)реально крутая. Но для этого ей придется выйти из зоны комфорта и не использовать готовые решения, которые мы используем круглый год, рассказывая уже заученные на зубок подборки. Кому-то придется их переделывать и искать те решения, которые он раньше не использовал. И таким образом расти здесь и сейчас.
Например, мне пришлось прошерстить еще раз всю электростатику, чтобы дети послушали что-то новое, а не заезжанные и заученные ходы. И, я не знаю почему, но у меня это работает только так. Мне просто необходимо находиться уже в полуобморочном состоянии, чтобы я начал расти не по дням, а по часам. Только тогда, те задачи, которые мне когда-то казались сложными я решаю с ходу. Те идеи, которые я откладывал все эти годы на полку, будут с нее сняты, я с них стряхну пыль и пущу в работу. Параллельно найду не один, не два и не три методических решения, которые я раньше или не знал, или не замечал, или придумал здесь и сейчас и на ходу.
Это не значит, что в другое время я стою на месте. Это значит лишь то, что в такие моменты ты начинаешь развиваться гораздо быстрее, т.к. у тебя нет выбора.
Я действительно давно так не кайфовал от смены. Да, она не проходит идеально для организаторов, которым приходиться решать наши проблемы, но она идеальна для преподавателей, которые растут. И идеальна для детей, которые точно видят что-то новое, чего еще или нигде не было, или что встречается очень и очень редко. Да еще и часов, где тебе рассказывают материал становится все больше и больше, т.к. преподаватели поймали волну и их уже не остановить.
Такие дела.
На нашем интенсиве случилась именно такая ситуация. Один из топовых преподавателей заболел так, что не смог вести занятия. Команда равномерно распределила его нагрузку между собой и это не сказывается на детях, но сказывается на преподавателях. Они не спят сильно меньше спят. Но это очень и очень круто.
Приведу один пример. Мы проводим не только интенсивы к той или иной олимпиаде, но и учим детей в течение года. И это очень правильно, именно так и надо учиться. Лучше интенсивов могут быть только размеренные смены, где все неспеша и понятно объясняют. Интенсив поможет только вспомнить материал, подлатать дыры или войти в тонус. Он не может заменить настоящее образование. Но речь сейчас не об этом. Речь о том, что перед интенсивом я распределил преподавателей так, чтобы они не читали то, что вели на таких тематических сменах. Идея простая. У каждого преподавателя есть свои любимые задачи и способы объяснить ту или иную тему. Например, я вел смену по электростатике и все, что я люблю, я детям рассказал. На интенсиве, в рамках повторения этот раздел должен рассказывать другой преподаватель, у которого свои финты, свои приемы. В конце-концов, свои излюбленные места в этом разделе. И тогда, если школьник был на тематической смене (а таких детей у нас на интенсиве много), ему будет кайфово и на смене, где он повторяет материал. Да, тут не будет 100% нового материала, так и не бывает если ты до этого учился и занимался. Но он увидит альтернативную точку зрения и это очень и очень ценно, если преподаватель хорош. А у нас все такие. Как на подбор.
И все шло хорошо, пока один из преподавателей не смог продолжить участие в смене. Но, как я уже и говорил выше, это само по себе не большая проблема, кроме того, что близкий тебе человек плохо себя чувствует. С точки зрения смены и образования это ок. Команда справится. Она (не)реально крутая. Но для этого ей придется выйти из зоны комфорта и не использовать готовые решения, которые мы используем круглый год, рассказывая уже заученные на зубок подборки. Кому-то придется их переделывать и искать те решения, которые он раньше не использовал. И таким образом расти здесь и сейчас.
Например, мне пришлось прошерстить еще раз всю электростатику, чтобы дети послушали что-то новое, а не заезжанные и заученные ходы. И, я не знаю почему, но у меня это работает только так. Мне просто необходимо находиться уже в полуобморочном состоянии, чтобы я начал расти не по дням, а по часам. Только тогда, те задачи, которые мне когда-то казались сложными я решаю с ходу. Те идеи, которые я откладывал все эти годы на полку, будут с нее сняты, я с них стряхну пыль и пущу в работу. Параллельно найду не один, не два и не три методических решения, которые я раньше или не знал, или не замечал, или придумал здесь и сейчас и на ходу.
Это не значит, что в другое время я стою на месте. Это значит лишь то, что в такие моменты ты начинаешь развиваться гораздо быстрее, т.к. у тебя нет выбора.
Я действительно давно так не кайфовал от смены. Да, она не проходит идеально для организаторов, которым приходиться решать наши проблемы, но она идеальна для преподавателей, которые растут. И идеальна для детей, которые точно видят что-то новое, чего еще или нигде не было, или что встречается очень и очень редко. Да еще и часов, где тебе рассказывают материал становится все больше и больше, т.к. преподаватели поймали волну и их уже не остановить.
Такие дела.
👍56🔥17❤9😁2
Про олимпиады на сменах
Команда Отделения физики в эти январские праздники проводила три смены параллельно. Количество единомышленников, которые могут, хотят и готовы рассказывать школьникам олимпиадную физику растет каждый год, и теперь мы можем закрывать одновременно и такое количество смен. Молодые преподаватели вливаются в состав, набираются опыта, делятся им и становятся частью команды. Чему я несказанно рад. Ведь дальше – больше.
Проведение такого количества смен одновременно это непросто. Можно даже сказать, что тяжело. Но еще пару лет назад провести одну смену нам было существенно сложнее. А году в 2016/17 это вообще был надрыв. Мы тогда только-только начинали и многого не знали и не умели. С какими-то вещами мы разбирались на ходу и делали так, как это принято в других командах.
Характерным примером может служить олимпиады на образовательных сменах, которые проводятся на Физтехе. Когда я только туда пришел, то в той команде было принято ее собирать из старых задач. В варианте легко могли быть задачи из Чешева или Козела. Если мне не изменяет память, то они только из них и состояли. Неоригинальные задачи были не только на физике, но и на других направлениях. Математика, информатика, химия и т.д.
И в самом таком ходе ничего плохого нет. Ну напишут дети «олимпиаду» по баянам. Посоревнуются в том, кто больше задач помнит. Это не так уж и страшно. Может даже и хорошо. Более того, можно найти такие места, куда не ступала еще нога школьника. Насколько мне известно, математики на школах на Физтехе делают именно так. Такой подход возможен и на физике. Например, какое-то время назад мало кто знал про балтийские олимпиады. Есть варианты олимпиад на английском языке. Получается, что даже «оригинальный» комплект собирается относительно легко. Да, трудозатратно, но творческих усилий это не требует. И это отличный выход в тех ситуациях, когда времени уже совсем нет, а прогоночную сделать необходимо. Хотя меня зарубежные олимпиады пару раз подводили корректностью формулировок, поэтому и с ними надо быть осторожнее.
Но с какого-то момента на этот метод в составлении прогоночных в нашей команде было наложено табу. И дальше, на каждой смене я распределял между преподавателями темы и классы, а они должны были или придумать совсем оригинальную задачу, или «хотя бы» переделать ту, что уже есть. И под переделать я подразумеваю не добавить ей сюжет, а «подергать» параметры. Горизонтальная плоскость пусть станет наклонной, добавить трение, плавное воздействие сделать импульсным, в рассмотрении явления эффузии газ сделать уже наконец двухатомным и поймать именно на этом и т.д. и т.п. Или же придумать методическую задачу на конкретный прием или триггерную на какую-то известную идею.
В эти моменты я преследовал несколько целей. Первая – это домашние задания. Если ты переделываешь известную задачу, то ее можно добавлять в подборки, которые выдаются по итогам занятий. Или можно использовать на тех же прогонах спусят несколько месяцев, чтобы проверить на сколько хорошо был усвоен материал когда-то давно. Но это не главное.
Основная цель – это поставить преподавателей в ситуацию творческого вызова и выхода из той самой зоны комфорта, к которой они привыкли. Когда я первый раз сказал ребятам, что мы будем делать прогоночные самостоятельно и не будем заниматься копипастом, то усредненная реакция находилась где-то между испугом, смешанным с удивлением и озадаченным восторгом.
Первые попытки были достаточно робкие и неуверенные. Комплекты были весьма спорными и странными. Но с каждым новым заходом они становились все лучше и лучше. Ребятам, которым это особенно нравилось, начинали приобретать свой собственный подчерк и, в последствии, предлагали задачи уже на Всероссийские олимпиады или олимпиаду Физтех. Другие же просто становились сильнее и методически подкованнее. И это очень важно. Скажу больше, я убежден, что чтобы до конца разобраться в той или иной теме просто необходимо самому придумать хотя бы одну, пусть и не самую лучшую, пусть даже откровенно паршивую, задачу. Но самому.
Команда Отделения физики в эти январские праздники проводила три смены параллельно. Количество единомышленников, которые могут, хотят и готовы рассказывать школьникам олимпиадную физику растет каждый год, и теперь мы можем закрывать одновременно и такое количество смен. Молодые преподаватели вливаются в состав, набираются опыта, делятся им и становятся частью команды. Чему я несказанно рад. Ведь дальше – больше.
Проведение такого количества смен одновременно это непросто. Можно даже сказать, что тяжело. Но еще пару лет назад провести одну смену нам было существенно сложнее. А году в 2016/17 это вообще был надрыв. Мы тогда только-только начинали и многого не знали и не умели. С какими-то вещами мы разбирались на ходу и делали так, как это принято в других командах.
Характерным примером может служить олимпиады на образовательных сменах, которые проводятся на Физтехе. Когда я только туда пришел, то в той команде было принято ее собирать из старых задач. В варианте легко могли быть задачи из Чешева или Козела. Если мне не изменяет память, то они только из них и состояли. Неоригинальные задачи были не только на физике, но и на других направлениях. Математика, информатика, химия и т.д.
И в самом таком ходе ничего плохого нет. Ну напишут дети «олимпиаду» по баянам. Посоревнуются в том, кто больше задач помнит. Это не так уж и страшно. Может даже и хорошо. Более того, можно найти такие места, куда не ступала еще нога школьника. Насколько мне известно, математики на школах на Физтехе делают именно так. Такой подход возможен и на физике. Например, какое-то время назад мало кто знал про балтийские олимпиады. Есть варианты олимпиад на английском языке. Получается, что даже «оригинальный» комплект собирается относительно легко. Да, трудозатратно, но творческих усилий это не требует. И это отличный выход в тех ситуациях, когда времени уже совсем нет, а прогоночную сделать необходимо. Хотя меня зарубежные олимпиады пару раз подводили корректностью формулировок, поэтому и с ними надо быть осторожнее.
Но с какого-то момента на этот метод в составлении прогоночных в нашей команде было наложено табу. И дальше, на каждой смене я распределял между преподавателями темы и классы, а они должны были или придумать совсем оригинальную задачу, или «хотя бы» переделать ту, что уже есть. И под переделать я подразумеваю не добавить ей сюжет, а «подергать» параметры. Горизонтальная плоскость пусть станет наклонной, добавить трение, плавное воздействие сделать импульсным, в рассмотрении явления эффузии газ сделать уже наконец двухатомным и поймать именно на этом и т.д. и т.п. Или же придумать методическую задачу на конкретный прием или триггерную на какую-то известную идею.
В эти моменты я преследовал несколько целей. Первая – это домашние задания. Если ты переделываешь известную задачу, то ее можно добавлять в подборки, которые выдаются по итогам занятий. Или можно использовать на тех же прогонах спусят несколько месяцев, чтобы проверить на сколько хорошо был усвоен материал когда-то давно. Но это не главное.
Основная цель – это поставить преподавателей в ситуацию творческого вызова и выхода из той самой зоны комфорта, к которой они привыкли. Когда я первый раз сказал ребятам, что мы будем делать прогоночные самостоятельно и не будем заниматься копипастом, то усредненная реакция находилась где-то между испугом, смешанным с удивлением и озадаченным восторгом.
Первые попытки были достаточно робкие и неуверенные. Комплекты были весьма спорными и странными. Но с каждым новым заходом они становились все лучше и лучше. Ребятам, которым это особенно нравилось, начинали приобретать свой собственный подчерк и, в последствии, предлагали задачи уже на Всероссийские олимпиады или олимпиаду Физтех. Другие же просто становились сильнее и методически подкованнее. И это очень важно. Скажу больше, я убежден, что чтобы до конца разобраться в той или иной теме просто необходимо самому придумать хотя бы одну, пусть и не самую лучшую, пусть даже откровенно паршивую, задачу. Но самому.
❤38⚡5👍5
Но самое главное, это то, что для преподавателей стандартные задачи переставали быть «статичными». И на занятиях теперь можно часто встретить импровизацию и попытки перекрутить уже известную задачу на новый лад. Часто это происходит по щелчку, преподаватель что-то замечает и начинает раскручивать ту или иную идею, и школьники видят, как из стандартных и достаточно известных идей появляется что-то новое. И это одни из самых лучших моментов на занятиях, даже если они не закончатся чем-то конкретным (ведь не всегда идея приносит результат). Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, ребята видят, как порой составляются задачи, что движет авторами, как они рассуждают. А понять логику и мышление составителей задач – это очень и очень ценно. А во-вторых, и это самое главное, дети видят в этот момент самое, что ни на есть исследование. Пусть и в миниатюре. Потому что очень часто они начинаются с вопроса: «А что если?» и уже дальше начинается настоящее и новое. А не, пусть и чертовски полезное, но заученное. И то, что преподаватели так могут, делает их сильнее.
И да, в таких моментах нужен баланс. Преподаватель не должен забывать о том, что он должен и просто обязан подсветить все самое главное, разобрать методически важные задачи и рассказать всю необходимую теорию. В конце-концов, дети пришли к нам учиться, а не смотреть, как мы придумываем задачи в режиме live. Но иногда, такие моменты просто необходимы.
Позавчера команда сделала такую прогоночную олимпиаду от и до сама. Впервые я ее даже не просмотрел перед запуском, т.к. я уверен, что они разобрались с ней прекрасно и без меня. Все, что я сделал это только распределил ребят по задачам и сам составил несколько простых перепевок известнейших мотивов. Получается, что они ее сами собрали, сами сверстали, сами сделали картинки, сами вычитали, сами сделали неточности в условиях и столкнулись с ошибками, сами запустили, ответили на вопросы и, надеюсь, сами же и проверят.
Боже, как же быстро они растут.
А что еще нужно, по большому счету, методисту? Только то, чтобы преподаватели, с которыми он работает становились еще лучше и еще сильнее.
Так получается?
И да, в таких моментах нужен баланс. Преподаватель не должен забывать о том, что он должен и просто обязан подсветить все самое главное, разобрать методически важные задачи и рассказать всю необходимую теорию. В конце-концов, дети пришли к нам учиться, а не смотреть, как мы придумываем задачи в режиме live. Но иногда, такие моменты просто необходимы.
Позавчера команда сделала такую прогоночную олимпиаду от и до сама. Впервые я ее даже не просмотрел перед запуском, т.к. я уверен, что они разобрались с ней прекрасно и без меня. Все, что я сделал это только распределил ребят по задачам и сам составил несколько простых перепевок известнейших мотивов. Получается, что они ее сами собрали, сами сверстали, сами сделали картинки, сами вычитали, сами сделали неточности в условиях и столкнулись с ошибками, сами запустили, ответили на вопросы и, надеюсь, сами же и проверят.
А что еще нужно, по большому счету, методисту? Только то, чтобы преподаватели, с которыми он работает становились еще лучше и еще сильнее.
Так получается?
❤48👍4🔥3🤓3⚡2🍌1
Про футбол
В моем детстве, напротив дома 14 на проспекте Пацаева, где я прожил первые двадцать лет своего существования на этой бренной Земле, была просто бомбическая площадка для футбола. Как я сейчас подозреваю, исходно это место задумывалось как площадка для выгула собак или что-то вроде того. Она была в форме буквы «Г», огорожена сетками высотой примерно метр семьдесят и шириной около полутора-двух метров. Если вы представите себе эту буквы фоткой со спутника, то толщина чернил, которыми была написана эта буква была бы примерно метров десять, длина верхней черточки метров тридцать, а ее длинная вертикальная часть около пятидесяти (во всяком случае так мне рисует ее моя память).
Эта площадка одно из моих главных детских воспоминаний, потому что она была идеальна. Собак на ней так никто и не выгуливали (это же вообще прикол, площадка для выгула собак в 90е, кто вообще это придумал?), в двух рамках этой сетки проделали дырки и люди просто ходили через эту площадку из одного района в другой. Я, например, каждый день ходил через нее из дома в булочную за хлебом. А в то время, когда я за ним не ходил, то я гонял на ней в футбол. И это было просто идеальное время.
Любая сетка в этом загоне использовалась нами в качестве ворот. В 99% случаев, когда мы играли на одни ворота, это была сетка, за которой был гараж из жести. Хозяина этого сооружения никто и никогда не видел, а на самом гараже всегда зияли следы от наших мячей, а звон от ударов по нему разносился по всему району. Здесь мы играли в американку, одно касание, от ворот до ворот и во все возможные игры в мяч, которые тогда знали. Здесь мы научились чеканить, били с лету, тащили удары из девяток и вот это вот все. Здесь же проходящие гопники били «чисто на технику», а мужики, которые шли домой с работы могли подать нам мяч четкой передачей шведой под восторженный гул пацанов. Именно здесь была временная аномалия, ведь моя дорога за тем самым утренним хлебом могла затянуться на несколько часов. А потом могла повториться, т.к. голодная пачка пацанов съедала весь батон прямо здесь и сейчас. Я возвращался домой, разводил руками, мама давала мне деньги и я снова уходил за хлебом. И мой путь в очередной раз затягивался на пару часов.
Форма площадки была просто гениальной. Если нас было от 4 до 6 человек, то мы играли вдоль площадки ширина, которой была равна толщине буквы «Г». Когда нас было от 8 человек, то мы гоняли на мелкой горизонтальной черточки буквы. Если подтягивались местные мужики или просто весь двор выходил поиграть в футбол, то мы играли вдоль длиной ноги этой гениальной буквы.
Время было просто пушечное. Прям как наши удары по тому самому гаражу. Каждый из нас выглядывал в окно в надежде увидеть хотя бы кого-нибудь, кто пинает мяч и если видел такого, то мгновенно срывался во двор, чтобы следующие несколько часов провести в отличной компании. Особенно это было легко сделать во время чемпионатов Европы или Мира, ведь именно здесь можно было увидеть вживую баталии Рональдиньо и Давидса или Роналдо (бразильского) и Зидана. Во времена больших турниров, площадка никогда не пустовала. От слова совсем. Когда турниров не было, то она тоже не пустовала, просто людей было не так много. Были только те, кто играл круглый год.
В моем детстве, напротив дома 14 на проспекте Пацаева, где я прожил первые двадцать лет своего существования на этой бренной Земле, была просто бомбическая площадка для футбола. Как я сейчас подозреваю, исходно это место задумывалось как площадка для выгула собак или что-то вроде того. Она была в форме буквы «Г», огорожена сетками высотой примерно метр семьдесят и шириной около полутора-двух метров. Если вы представите себе эту буквы фоткой со спутника, то толщина чернил, которыми была написана эта буква была бы примерно метров десять, длина верхней черточки метров тридцать, а ее длинная вертикальная часть около пятидесяти (во всяком случае так мне рисует ее моя память).
Эта площадка одно из моих главных детских воспоминаний, потому что она была идеальна. Собак на ней так никто и не выгуливали (это же вообще прикол, площадка для выгула собак в 90е, кто вообще это придумал?), в двух рамках этой сетки проделали дырки и люди просто ходили через эту площадку из одного района в другой. Я, например, каждый день ходил через нее из дома в булочную за хлебом. А в то время, когда я за ним не ходил, то я гонял на ней в футбол. И это было просто идеальное время.
Любая сетка в этом загоне использовалась нами в качестве ворот. В 99% случаев, когда мы играли на одни ворота, это была сетка, за которой был гараж из жести. Хозяина этого сооружения никто и никогда не видел, а на самом гараже всегда зияли следы от наших мячей, а звон от ударов по нему разносился по всему району. Здесь мы играли в американку, одно касание, от ворот до ворот и во все возможные игры в мяч, которые тогда знали. Здесь мы научились чеканить, били с лету, тащили удары из девяток и вот это вот все. Здесь же проходящие гопники били «чисто на технику», а мужики, которые шли домой с работы могли подать нам мяч четкой передачей шведой под восторженный гул пацанов. Именно здесь была временная аномалия, ведь моя дорога за тем самым утренним хлебом могла затянуться на несколько часов. А потом могла повториться, т.к. голодная пачка пацанов съедала весь батон прямо здесь и сейчас. Я возвращался домой, разводил руками, мама давала мне деньги и я снова уходил за хлебом. И мой путь в очередной раз затягивался на пару часов.
Форма площадки была просто гениальной. Если нас было от 4 до 6 человек, то мы играли вдоль площадки ширина, которой была равна толщине буквы «Г». Когда нас было от 8 человек, то мы гоняли на мелкой горизонтальной черточки буквы. Если подтягивались местные мужики или просто весь двор выходил поиграть в футбол, то мы играли вдоль длиной ноги этой гениальной буквы.
Время было просто пушечное. Прям как наши удары по тому самому гаражу. Каждый из нас выглядывал в окно в надежде увидеть хотя бы кого-нибудь, кто пинает мяч и если видел такого, то мгновенно срывался во двор, чтобы следующие несколько часов провести в отличной компании. Особенно это было легко сделать во время чемпионатов Европы или Мира, ведь именно здесь можно было увидеть вживую баталии Рональдиньо и Давидса или Роналдо (бразильского) и Зидана. Во времена больших турниров, площадка никогда не пустовала. От слова совсем. Когда турниров не было, то она тоже не пустовала, просто людей было не так много. Были только те, кто играл круглый год.
🔥31❤10👍4
Именно на этой площадке я провел все свое детство и особенно свой 9й и 10й классы. С тех пор я так никогда не играю, как тогда. В конце десятого класса я мог отдать передачу на любое расстояние, по любой траектории, бить по девяткам и бегать без остановки больше двух-трех часов. Каждый день после школы, я прибегал домой, быстро обедал и бежал во двор со своим мячом. Если никого во дворе не было, то я бил в этот несчастный гараж часами. Собственно, тогда я бил по девяткам с завидным постоянством, что очень и очень далеко от того, как я бью по мячу прямо сейчас, когда я больше играю корпусом, чем собственно в сам футбол. Если подтягивались парни, то мы играли или от ворот до ворот, или в одно касание. Если нас собиралось достаточно для футбола, то играли до позднего вечера, пока мяч уже не было видно. И нас не заботило какая погода на улице. Не важно, палящее солнце, дождь, снег по колено, нам было все равно. Мы были готовы играть нон стоп. Я помню как сейчас, как Санек, который играл лучше всех во дворе поражался Антону, который занимался в секции по гандболу и был здоровым как кабан, и за счет габаритов уходил от него зимой в суровых сугробах на широком шаге. Саня был невысоким и ему было откровенно тяжело тягаться с мощным Тохой, которому надо было сделать три шага по рыхлому снегу на пять семенящих шагов Санька. Впрочем, последнему это не мешало бить по девяткам и приносить победы.
Золотое время.
Золотое время.
❤34🔥6
И я помню, как сейчас тот самый день в конце десятого класса. Практически до минуты. Я пришел домой, как обычно быстро похавал, схватил мяч и выбежал во двор. Как всегда, я бежал с ним и чеканил его на ходу. И когда я подбегал к той самой букве «Г», то я неожиданно сам для себя остановился как вкопанный. На площадке для «выгула собак» стояли несколько экскаваторов, которые сравнивали площадку с землей. От сеток не осталось и следа, вся земля была перекопана. Ни о каком футболе не могло идти и речи. Из земли торчали какие-то плиты и арматурины, сетки ломали и сравнивали на моих глазах с землей. Местные власти тупо убили стихийную площадку, на которой дети гоняли в футбол более 10 лет и решили ее заменить чем-то другим. В последствии выяснилось, что это будет баскетбольная площадка. Без идей, о чем они думали. Футбол игра народная, а баскет… Ну да, мы погоняли и в него, за неимением альтернативы, но это было уже не то. Той искренней любви баскетбол в нас не вызывал, хоть и в него мы играли неплохо.
В первый момент, я был шокирован тем, что увидел. Я помню отчетливо, как я взял мяч в руки и долго смотрел на то, как экскаваторы буквально руинят мое детство. Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. Ковш ходил туда и обратно перемалывая землю с одной ему понятной целью. И вместе с ней он перемалывал все те голы, что мы не забили, все те передачи, что не отдали, и все те сейвы, что не сделали малые, которые стоят на воротах или те, кто любят это дело (а у нас были ребята, которые играли на воротах очень и очень хорошо). Я стоял минут пятнадцать. После этого развернулся и пошел домой. Мне было обидно. Я не понимал зачем это было сделано. Ведь площадка была просто бомба. И никому не мешала (про звон гаража я, пожалуй, преувеличил, удары были не настолько пушечными, чтобы сравнять площадку с землей). Вся местная шпана эти пятнадцать лет могла нюхать клей за гаражным кооперативом, который располагался в двух шагах от этого место, а вместо этого гоняла в футбол. Такое себе в общем.
Сейчас эта баскетбольная площадка до сих пор существует, но, когда я прихожу к родителям, то я не вижу, чтобы на ней кто-нибудь играл. Там даже пиво не пьют.
И это именно тот случай, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее. Те же дети лет двадцать назад на ней пинали мяч, а сейчас это пустырь.
Ну а что до меня, то я в тот день вернулся домой. Помыл руки. Включил телек. Выключил телек. Включил его. Снова выключил.
И сел решать ЗФТШ. И готовиться к поступлению на Физтех. И по мере того, как у меня было свободное время от Третьих героев и книг я занимался вопросом своего поступления все свободное время в концовке десятого и одиннадцатом классе.
В первый момент, я был шокирован тем, что увидел. Я помню отчетливо, как я взял мяч в руки и долго смотрел на то, как экскаваторы буквально руинят мое детство. Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. Ковш ходил туда и обратно перемалывая землю с одной ему понятной целью. И вместе с ней он перемалывал все те голы, что мы не забили, все те передачи, что не отдали, и все те сейвы, что не сделали малые, которые стоят на воротах или те, кто любят это дело (а у нас были ребята, которые играли на воротах очень и очень хорошо). Я стоял минут пятнадцать. После этого развернулся и пошел домой. Мне было обидно. Я не понимал зачем это было сделано. Ведь площадка была просто бомба. И никому не мешала (про звон гаража я, пожалуй, преувеличил, удары были не настолько пушечными, чтобы сравнять площадку с землей). Вся местная шпана эти пятнадцать лет могла нюхать клей за гаражным кооперативом, который располагался в двух шагах от этого место, а вместо этого гоняла в футбол. Такое себе в общем.
Сейчас эта баскетбольная площадка до сих пор существует, но, когда я прихожу к родителям, то я не вижу, чтобы на ней кто-нибудь играл. Там даже пиво не пьют.
И это именно тот случай, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее. Те же дети лет двадцать назад на ней пинали мяч, а сейчас это пустырь.
Ну а что до меня, то я в тот день вернулся домой. Помыл руки. Включил телек. Выключил телек. Включил его. Снова выключил.
И сел решать ЗФТШ. И готовиться к поступлению на Физтех. И по мере того, как у меня было свободное время от Третьих героев и книг я занимался вопросом своего поступления все свободное время в концовке десятого и одиннадцатом классе.
😢33😭8❤5🔥2
Вот и получается, что пока эти экскаваторы руинили мое детство, они одновременно с этим выкапывали меня из ямы в которую я себя загонял изо дня в день, когда посвящал все доступное время не тому, что было действительно важно, а тому, что мне нравилось, но не имело ничего общего с моим будущим (футболистом в тот момент я уже стать, очевидно, не мог). Футбола у меня не было с тех пор несколько лет. Думаю, что около четырех-пяти. Когда я поступил на Физтех, то под влиянием мнения своих родителей, сестры и ее мужа, записался на плавание вместо того, чтобы гонять мяч на коробке. Вот и получается, что три года я плавал в бассейне вместо того, чтобы проводить время на самом святом и центральном месте всего МФТИ.
Футбол вернулся ко мне на четвертом курсе. Я четко помню, как была удивлена Сашка, когда узнала, что я его просто обожаю. Ведь все время нашего знакомства я о нем не говорил ни слова, а когда мы поженились и стали жить в четверке, то она с удивлением узнала, что я могу уходить с парнями играть в футбол на два-три часа на обезьянник или на ближайшую площадку за пятой школой. Что я могу покупать журналы про футбол и читать про него в интернете сутками. Сказать, что она удивлена – это ничего не сказать. Иронично, что Никитос, с которым мы познакомились именно на почве футбола, теперь мой замечательный друг и товарищ по преподаванию с которым мы провели уже не один десяток смен и два Кубка.
Я отчетливо помню момент, когда я понял, что мне с ним по пути. Об этом надо обязательно рассказать, главное не забыть это сделать.
С тех пор я играю в него один-два раза в неделю. То на коробке, то на Салюте. На Физтехе есть много людей, которые откровенно больны этим видом спорта. А коробка — это уникальное место, которое уравнивает абсолютно всех. Где еще студент на эмоциях может послать куда подальше своего лектора? Где еще замдекана может отодвинуть корпусом студента своего факультета, а тот в ответ напихает ему локтями, после чего минут через пять его утрамбуют в зелень коробки? Где еще преподаватель по физике скатит своему студенту, а тот отдаст передачу в ответ для того, чтобы тот закатил в пустые? Где еще будут играть 24 часа подряд Матч Века, и ты сможешь подойти к трибуне соперника, чтобы поздороваться со всеми друзьями, с которыми и против которых играл все это время на этом зеленом прямоугольнике? И где еще те, кто еще пять минут назад мог ударить тебя по ногам, будет тебя обнимать и жать руку за отличную игру? И где, в конце-концов, ты почувствуешь себя в самом настоящем братстве? Пусть и безумном.
Нигде. Только на коробке. Пожалуй самом искреннем и оттого самом противоречивом месте на Физтехе.
Футбол вернулся ко мне на четвертом курсе. Я четко помню, как была удивлена Сашка, когда узнала, что я его просто обожаю. Ведь все время нашего знакомства я о нем не говорил ни слова, а когда мы поженились и стали жить в четверке, то она с удивлением узнала, что я могу уходить с парнями играть в футбол на два-три часа на обезьянник или на ближайшую площадку за пятой школой. Что я могу покупать журналы про футбол и читать про него в интернете сутками. Сказать, что она удивлена – это ничего не сказать. Иронично, что Никитос, с которым мы познакомились именно на почве футбола, теперь мой замечательный друг и товарищ по преподаванию с которым мы провели уже не один десяток смен и два Кубка.
Нигде. Только на коробке. Пожалуй самом искреннем и оттого самом противоречивом месте на Физтехе.
🔥57❤9❤🔥6👍4
Я никогда не перечитываю посты. Только бегло пробегаю взглядом, чтобы поправить какие-то опечатки, которые мой невысокий уровень знаний русского языка позволяет разглядеть.
И т.к. я пишу их обычно очень быстро и в перерывах между работой и работой, то я даже не всегда помню про что я писал пару дней назад.
Но тут я по диагонали посмотрел то, что было в январе и пришел к выводу, что надо было не Дневником называть канал, а Мемуарами. Для полной картины мне только чашки чая, пледа, кресла-качалки, загородного домика и кота не хватает.
Пойду пыль стряхну с себя что ли.
И т.к. я пишу их обычно очень быстро и в перерывах между работой и работой, то я даже не всегда помню про что я писал пару дней назад.
Но тут я по диагонали посмотрел то, что было в январе и пришел к выводу, что надо было не Дневником называть канал, а Мемуарами. Для полной картины мне только чашки чая, пледа, кресла-качалки, загородного домика и кота не хватает.
Пойду пыль стряхну с себя что ли.
❤91😁26❤🔥7👍3