Forwarded from СВЕТОЧ | НОВОЕ СЛОВО В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ 🪽
Добрый день!
Мамона в христианских текстах - символ пороков стяжательства, жадности, чревоугодия и страсти наживы.
Вы уже частично сами ответили на свой вопрос — через служение!
Служение — одна из основных тем евангельской проповеди Спасителя.
Христианин призван не просто быть частью мира, но служить образцом для окружающих:
Другое дело, что невозможно одновременно быть другом и противником Бога. Невозможно служить Богу и мамоне. И, если для Вас «быть частью мира» значит участвовать во всеобщем бесчестии, у меня для Вас плохие новости.
— на некоторых сборищах христианину делать нечего.
Христианство — это прежде всего самоопределение и выбор. Придётся определиться: кто ты и с кем? Кому ты служишь? Когда человек по-настоящему определяется, многие вопросы отпадают сами собой. Поэтому нужно быть с собой честным. Ведь, пытаясь усидеть на двух стульях, мы обманываем лишь себя.
Желаю Вам не быть отрезанным от мира, но послужить Богу, как Он того заслуживает!
🕊 Автор: иерей Михаил Плиска
🌐 Канал священника Михаила
🤩 Задайте свой анонимный вопрос о вере
Мамона в христианских текстах - символ пороков стяжательства, жадности, чревоугодия и страсти наживы.
Вы уже частично сами ответили на свой вопрос — через служение!
Служение — одна из основных тем евангельской проповеди Спасителя.
«Вы — свет мира» (Мф. 5.14), —говорит Христос.
Христианин призван не просто быть частью мира, но служить образцом для окружающих:
«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех» (Мф. 5:16).И речи не идёт о том, чтобы быть отрезанным от мира.
Другое дело, что невозможно одновременно быть другом и противником Бога. Невозможно служить Богу и мамоне. И, если для Вас «быть частью мира» значит участвовать во всеобщем бесчестии, у меня для Вас плохие новости.
«Блажен муж иже *не иде* на совет нечестивых»
— на некоторых сборищах христианину делать нечего.
Христианство — это прежде всего самоопределение и выбор. Придётся определиться: кто ты и с кем? Кому ты служишь? Когда человек по-настоящему определяется, многие вопросы отпадают сами собой. Поэтому нужно быть с собой честным. Ведь, пытаясь усидеть на двух стульях, мы обманываем лишь себя.
Желаю Вам не быть отрезанным от мира, но послужить Богу, как Он того заслуживает!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4 9 3
Иногда развлекаю себя тем, что умные вещи выражаю простым языком и слушаю как это звучит. Порой получается очень забавно.
Вот например, если озвучить современную «научную» (атеистическую) позицию простыми словами, то звучит примерно следующее:
Мир устроен так, что вещи делятся на два типа. Один вещи люди придумали, а другие люди не придумывали, они уже были. Вещи, которые люди не придумали, их вообще никто не придумал, они придумались сами. Так уж случилось 🤷♂️. Это нормально, иногда вещи придумываются сами собой.
То, что в таких вещах заложена мысль - очевидно, ведь они устроены гармонично и премудро. Но, нельзя думать, будто за этой премудростью кто-то стоит. Думать так глупо. Гораздо умнее считать, что вещи придумывают себя сами, что этот процесс самопридумывания очень трудно уловить, ведь на то, чтобы самому себя придумать понадобится миллионы лет. Но нельзя сомневаться в том, что вещи придумывают себя сами, а не кто-то за этим стоит.
Понятно, что я к современной науке не имею никакого отношения. Но и речь идет не о науке, а о мировоззрении. И порой под видом науки преподносится то, что наукой не является 🤷♂️.
Вот например, если озвучить современную «научную» (атеистическую) позицию простыми словами, то звучит примерно следующее:
Мир устроен так, что вещи делятся на два типа. Один вещи люди придумали, а другие люди не придумывали, они уже были. Вещи, которые люди не придумали, их вообще никто не придумал, они придумались сами. Так уж случилось 🤷♂️. Это нормально, иногда вещи придумываются сами собой.
То, что в таких вещах заложена мысль - очевидно, ведь они устроены гармонично и премудро. Но, нельзя думать, будто за этой премудростью кто-то стоит. Думать так глупо. Гораздо умнее считать, что вещи придумывают себя сами, что этот процесс самопридумывания очень трудно уловить, ведь на то, чтобы самому себя придумать понадобится миллионы лет. Но нельзя сомневаться в том, что вещи придумывают себя сами, а не кто-то за этим стоит.
Понятно, что я к современной науке не имею никакого отношения. Но и речь идет не о науке, а о мировоззрении. И порой под видом науки преподносится то, что наукой не является 🤷♂️.
7 11 4 3
Хочу порекомендовать документальный сериал Вальдемара Янушчака «Освобожденный ренессанс».
Прекрасная работа польского художественного критика. В этих фильмах он со своим оператором отправляется в путешествие по культурным местам Европы и рассказывает нам об искусстве эпохи Возрождения и о самой эпохе, развенчивает мифы и простым языком приобщает к высокому.
Посмотрите, не пожалеете. Будет интересно как взрослым, так и взрослеющим)
Прекрасная работа польского художественного критика. В этих фильмах он со своим оператором отправляется в путешествие по культурным местам Европы и рассказывает нам об искусстве эпохи Возрождения и о самой эпохе, развенчивает мифы и простым языком приобщает к высокому.
Посмотрите, не пожалеете. Будет интересно как взрослым, так и взрослеющим)
5 8 3 2
Что есть смерть?
Для идущего в Жизнь Вечную - разлучение с телом;
для идущего в геену - разлучение с Богом.
Для идущего в Жизнь Вечную - разлучение с телом;
для идущего в геену - разлучение с Богом.
1 6 5
Хороший вкус - качество нравственное.
Вкус имеет к нравственности непосредственное отношение, ведь оба они отвечают на один и тот же вопрос: что ты любишь? Неспроста мы любим одно и отвергаем другое. Твои вкусы определяют и выражают кто ты есть.
Поэтому воспитание детей во многом сводится к формированию и них хорошего вкуса. Формировать вкус ребенка - все равно, что формировать его характер.
Вкус имеет к нравственности непосредственное отношение, ведь оба они отвечают на один и тот же вопрос: что ты любишь? Неспроста мы любим одно и отвергаем другое. Твои вкусы определяют и выражают кто ты есть.
Поэтому воспитание детей во многом сводится к формированию и них хорошего вкуса. Формировать вкус ребенка - все равно, что формировать его характер.
1 14 3
Почему Церковь запрещает аборты?
Потому что Церковь не видит разницы между рожденным и нерожденным ребенком. Процесс рождения не превращает плод в человека. Человек жив с момента зачатия, с момента одухотворения плода.
Аборт - детоубийство. И Церковь не видит разницы между тем, когда мать убивает ребенка, которого она уже водит за ручку и тем, когда тот же ребенок еще не успел посмотреть ей в глаза.
Потому что Церковь не видит разницы между рожденным и нерожденным ребенком. Процесс рождения не превращает плод в человека. Человек жив с момента зачатия, с момента одухотворения плода.
Аборт - детоубийство. И Церковь не видит разницы между тем, когда мать убивает ребенка, которого она уже водит за ручку и тем, когда тот же ребенок еще не успел посмотреть ей в глаза.
1 15 8
Почему интимная близость до брака - плохо?
Для начала нужно определиться чем является «интимная близость до брака»? А для этого нужно понять чем вообще является христианский брак?
Христианский брак (имеется ввиду Таинство Брака) - одно из проявлений любви. Христиане женятся по любви. В Таинстве Брака они свидетельствуют о себе как о супругах перед Богом и Церковью. Это и есть Христианский брак.
В Таинстве Брака третьей стороной христианского брака становится Бог. Бог становится участником отношений супругов. Что в свою очередь вырывает христианский брак из области временного и помещает его в область Вечного. Поэтому христианский брак не имеет обратной силы и «развенчания» не существует. Поскольку мы имеем дело с вещами Вечными, которые, однажды случившись, не могут перестать быть.
Продолжение ниже…
Для начала нужно определиться чем является «интимная близость до брака»? А для этого нужно понять чем вообще является христианский брак?
Христианский брак (имеется ввиду Таинство Брака) - одно из проявлений любви. Христиане женятся по любви. В Таинстве Брака они свидетельствуют о себе как о супругах перед Богом и Церковью. Это и есть Христианский брак.
В Таинстве Брака третьей стороной христианского брака становится Бог. Бог становится участником отношений супругов. Что в свою очередь вырывает христианский брак из области временного и помещает его в область Вечного. Поэтому христианский брак не имеет обратной силы и «развенчания» не существует. Поскольку мы имеем дело с вещами Вечными, которые, однажды случившись, не могут перестать быть.
Продолжение ниже…
Продолжение…
Всякая интимная близость вне брака является изменой, предательством любви. Однако, в Церкви все обстоит качественно иным образом. Церковь как-бы тебя спрашивает: разве то, что ты еще не обвенчался с любимым человеком или возможно еще даже не встретил его, дает тебе право ему изменять? Нет! Вспоминаем, что речь идет о вещах Вечных. Христианский брак, случившись, начинает существовать в Вечности. А значит, еще до того, как он был заключен. Он начинает существовать ВСЕГДА, ведь в дело вмешивается Бог.
Близость вне христианского брака - измена. Даже если человек не состоит в христианском браке или даже еще никого не полюбил. Он уже предал своего супруга, ведь был с другим.
Поэтому интимная близость до брака - плохо.
Всякая интимная близость вне брака является изменой, предательством любви. Однако, в Церкви все обстоит качественно иным образом. Церковь как-бы тебя спрашивает: разве то, что ты еще не обвенчался с любимым человеком или возможно еще даже не встретил его, дает тебе право ему изменять? Нет! Вспоминаем, что речь идет о вещах Вечных. Христианский брак, случившись, начинает существовать в Вечности. А значит, еще до того, как он был заключен. Он начинает существовать ВСЕГДА, ведь в дело вмешивается Бог.
Близость вне христианского брака - измена. Даже если человек не состоит в христианском браке или даже еще никого не полюбил. Он уже предал своего супруга, ведь был с другим.
Поэтому интимная близость до брака - плохо.
1 14 5
«И как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними» Лк. 6,31
Прекрасная евангельская цитата, особенно будучи вырванной из контекста.
В чем тут проблема? В том, что мы зачастую видим в словах Спасителя моральное наставление, хотя в действительности они имеют нравственное содержание. Мы не способны отличить мораль от нравственности и поэтому не способны воспринять смысл Его слов.
Обратите внимание, что эти слова Господа, которые так любят цитировать, являются частью более пространной проповеди Христа, которая начинается с Заповедей блаженств и развивается вплоть до своей смысловой кульминации:
«
Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден
»
Евангелист Лука использовал хиазм при написании своего Евангелия. Хиазм - это один из способов рифмы, но рифмуются не окончания, а смыслы. Повторяются первый и пятый смысл, второй и четвертый. А третий, центральный, является ключевым. Так и здесь.
Но как нам отличить мораль от нравственности так, чтобы уместиться в формат публикации в соцсети? Можно это сделать, так: Авраам, когда шел закалать своего сына, поступал одновременно как моральный урод и как самый нравственный человек на свете. Мораль - категория социальная. Моральный человек - тот, чье поведение одобряется обществом. Бог социуму не принадлежит. Нравственность - категория божественная. Нравственный человек берет пример с Бога. К этому нас призывает Спаситель - Будьте как мой Отец!
Мало ли что на что похоже. Важно что чем является. Нравственность и мораль - разные вещи и нельзя их смешивать. Когда их смешивают получается фарисейство.
Ну а что касаемо нашего краткого отрывка, с которого мы начали и который обычно вырывается из контекста Проповеди Спасителя, то смысл там примерно такой: Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы с вами поступали. Вы хотите, чтобы люди поступали с вами милостиво. А сами хотите поступать с ними по справедливости. Но это несправедливо. Поступайте с людьми милостиво, потому что это справедливое к ним отношение.
У меня новое послушание!
Уже месяц раз в неделю я посещаю «Центр реабилитации». Общаюсь с подопечными, служим молебны, исповедуемся.
Решили с ребятами, что помимо молебнов займемся полезным делом - будем приобретать знания в области библеистики и православного богословия. Стали записывать видео занятий, чтобы все желающие могли к нам присоединиться.
Приглашаем всех желающих к нам на духовный час! Приятного и полезного просмотра!
Духовный Час в Центре реабилитации. Час первый.
Бог есть. Что это меняет в нашей жизни? Начало большого разговора.
Существование Бога — это вопрос научный или мировоззренческий? Почему вера в Бога — это не то же самое, что вера в единорогов? С чего начинается путь к настоящей вере? Отвечает священник Михаил Плиска в новой беседе о самом главном.
В этой фундаментальной беседе мы начинаем с самого начала — с вопроса, который определяет всё остальное. Вы узнаете:
✅ Почему вопрос «Веришь ли ты в Бога?» — не корректен, и как его стоит ставить на самом деле
✅ Что факт Воскресения Христа говорит нам о существовании Бога — неожиданная связь
✅ Наука и вера: почему телескоп Джеймс Уэбб ищет ответы на религиозные вопросы
✅ Как Люцифер стал дьяволом: первое грехопадение в ангельском мире и его последствия
✅ Что такое «священная иерархия» и почему это — основа гармонии мироздания
Этот разговор — отправная точка для всех, кто хочет понять основы христианского мировоззрения не на уровне мифов, а на уровне серьезного и взрослого подхода.
https://vk.com/video-230686074_456239027
https://youtu.be/PAALMurZpdI
Уже месяц раз в неделю я посещаю «Центр реабилитации». Общаюсь с подопечными, служим молебны, исповедуемся.
Решили с ребятами, что помимо молебнов займемся полезным делом - будем приобретать знания в области библеистики и православного богословия. Стали записывать видео занятий, чтобы все желающие могли к нам присоединиться.
Приглашаем всех желающих к нам на духовный час! Приятного и полезного просмотра!
Духовный Час в Центре реабилитации. Час первый.
Бог есть. Что это меняет в нашей жизни? Начало большого разговора.
Существование Бога — это вопрос научный или мировоззренческий? Почему вера в Бога — это не то же самое, что вера в единорогов? С чего начинается путь к настоящей вере? Отвечает священник Михаил Плиска в новой беседе о самом главном.
В этой фундаментальной беседе мы начинаем с самого начала — с вопроса, который определяет всё остальное. Вы узнаете:
✅ Почему вопрос «Веришь ли ты в Бога?» — не корректен, и как его стоит ставить на самом деле
✅ Что факт Воскресения Христа говорит нам о существовании Бога — неожиданная связь
✅ Наука и вера: почему телескоп Джеймс Уэбб ищет ответы на религиозные вопросы
✅ Как Люцифер стал дьяволом: первое грехопадение в ангельском мире и его последствия
✅ Что такое «священная иерархия» и почему это — основа гармонии мироздания
Этот разговор — отправная точка для всех, кто хочет понять основы христианского мировоззрения не на уровне мифов, а на уровне серьезного и взрослого подхода.
https://vk.com/video-230686074_456239027
https://youtu.be/PAALMurZpdI
VK Видео
"Час Первый". Бог есть. Что это меняет в нашей жизни? Начало большого разговора.
Существование Бога — это вопрос научный или мировоззренческий? Почему вера в Бога — это не то же самое, что вера в единорогов? С чего начинается путь к настоящей вере? Отвечает священник Михаил Плиска в новой беседе о самом главном. В этой фундаментальной…
О чем Божественная комедия Данте на самом деле?
Слышали ли вы, что заслуга Данте Алигьери в том, что он в своем произведении Божественная комедия изобразил чистилище и ад в виде нисходящих концентрических кругов? Если да, то спешу Вас порадовать. Вас обманули. Такой взгляд на Данте и его произведение - ничто иное как современный миф и демонстрация невежества. Действительно, произведение Данте потрясло человека того времени и с его подачи происходит мировоззренческий разворот. Только связано это не с малюнком ада. Так что же такого в Божественной комедии?
Все дело в том, что до Данте люди того времени не задумывались о реальной загробной участи выдающихся людей. Было страшно подумать, чтобы какой-то рыцарь «жарился в котле вместе с холопом». Или епископ был осужден на равне с блудницей. Такие «кощунственные» мысли доставляли настолько сильный дискомфорт людям, что они не осмеливались так думать. Гораздо проще и комфортнее коррелировать социальный статус и загробную участь. Так и жили.
Но Данте задумался: «А где все эти дамы, короли, рыцари, епископы, мыслители, все его покойные друзья и весь свет общества?». В их поисках Данте стал смотреть на их жизнь не сквозь призму социальных ролей, статусов, славы и моральных устоев. А через призму Евангелия. И о диво! Оказалось, что все эти люди в аду! Оказалось, что мыслитель, это он здесь мыслитель, а там он еретик и безбожник. Владычица - здесь, а там обольстительница и развратница, кардинал здесь, а там скупец, вор и расточитель и так далее. Это был шок, особенно для читателя. Люди вдруг обнаружили, что грешники в аду, не смотря ни на что.
Более того, такая демонстрация загробной участи «актуальных» личностей обнаружила для читателей одно поразительное заключение: круги ада не там, а здесь. Ведь смерть в сущности ничего не меняет, она лишь обнаруживает то, что здесь скрывается за фальшью. Следовательно, грешники уже сейчас в аду, просто еще не знают об этом. Начался мировоззренческий разворот. Человек обнаружил себя в аду.
Такое открытие оказало влияние буквально на все стороны жизни общества. Реформация в 1517 году и казнь Карла I в 1649 году были бы невозможны в прежнем обществе. Что уж говорить об изменениях, которые претерпели литература и нравы.
Вот о чем на самом деле Божественная комедия Данте Алигьери.
Всем приятного чтения!
P.s. Справедливости ради стоит отметить, что это не целиком заслуга Данте. Это была волна того времени, которая нашла свое отражение в том числе и в Божественной комедии Данте.
Слышали ли вы, что заслуга Данте Алигьери в том, что он в своем произведении Божественная комедия изобразил чистилище и ад в виде нисходящих концентрических кругов? Если да, то спешу Вас порадовать. Вас обманули. Такой взгляд на Данте и его произведение - ничто иное как современный миф и демонстрация невежества. Действительно, произведение Данте потрясло человека того времени и с его подачи происходит мировоззренческий разворот. Только связано это не с малюнком ада. Так что же такого в Божественной комедии?
Все дело в том, что до Данте люди того времени не задумывались о реальной загробной участи выдающихся людей. Было страшно подумать, чтобы какой-то рыцарь «жарился в котле вместе с холопом». Или епископ был осужден на равне с блудницей. Такие «кощунственные» мысли доставляли настолько сильный дискомфорт людям, что они не осмеливались так думать. Гораздо проще и комфортнее коррелировать социальный статус и загробную участь. Так и жили.
Но Данте задумался: «А где все эти дамы, короли, рыцари, епископы, мыслители, все его покойные друзья и весь свет общества?». В их поисках Данте стал смотреть на их жизнь не сквозь призму социальных ролей, статусов, славы и моральных устоев. А через призму Евангелия. И о диво! Оказалось, что все эти люди в аду! Оказалось, что мыслитель, это он здесь мыслитель, а там он еретик и безбожник. Владычица - здесь, а там обольстительница и развратница, кардинал здесь, а там скупец, вор и расточитель и так далее. Это был шок, особенно для читателя. Люди вдруг обнаружили, что грешники в аду, не смотря ни на что.
Более того, такая демонстрация загробной участи «актуальных» личностей обнаружила для читателей одно поразительное заключение: круги ада не там, а здесь. Ведь смерть в сущности ничего не меняет, она лишь обнаруживает то, что здесь скрывается за фальшью. Следовательно, грешники уже сейчас в аду, просто еще не знают об этом. Начался мировоззренческий разворот. Человек обнаружил себя в аду.
Такое открытие оказало влияние буквально на все стороны жизни общества. Реформация в 1517 году и казнь Карла I в 1649 году были бы невозможны в прежнем обществе. Что уж говорить об изменениях, которые претерпели литература и нравы.
Вот о чем на самом деле Божественная комедия Данте Алигьери.
Всем приятного чтения!
P.s. Справедливости ради стоит отметить, что это не целиком заслуга Данте. Это была волна того времени, которая нашла свое отражение в том числе и в Божественной комедии Данте.
1 12 4
•••••••• - единственная богоугодная форма власти.
Выберите правильный ответ:
Выберите правильный ответ:
Anonymous Poll
52%
Монархия
3%
Республика
0%
Аристократия
0%
Тирания
0%
Олигархия
4%
Демократия
3%
Анархия
24%
Здесь нет правильного ответа, дам ответ в комментарии
21%
Власть не угодна Богу
Единственная богоугодная форма власти.
Существует ли такая форма власти? Если да, то что это? Отвечая на этот вопрос можно очень легко погрязнуть. Постараемся этого избежать. В данной заметке я постараюсь обнаружить взору читателя одну линию, которая красной нитью проходит через все повествование Священного Писания.
Зададимся вопросом: когда Бог творил мiр, сотворил ли он при этом власть? В акте творения мы наблюдаем четкую иерархию, первозданный мир иерархичен. Но власти в нашем понимании, как способность навязать собственную волю другим - мы не наблюдаем. Адам ухаживает за садом и животными, но с Евой они на равных. Единственная власть, сутствующая в раю - власть Бога над сотворенным Им мiром.
Но! Эта власть тоже не подходит под наше определение, поскольку иная по своей природе. Власть Бога присуща Ему по определению как Творцу. По сути это одно из Его свойств. В нашем же случае власть носит социальный характер, а Бог социуму не принадлежит, Он трансцендентен миру и не является (пока) членом общества.
Приходит ли власть в мiр с грехопадением как одно из его следствий? И да, и нет.
Адам начинает господствовать над Евой, но не потому, что навязал ей свою волю, а потому что она имеет к нему слабость. Неравенство проникает в отношения между мужчиной и женщиной как одно из последствий греха. Это еще не светская власть, это изменения в природе человека и их проявление наружу.
Власть начинается, когда начинается осознанный грех. Быть может с убийства Авеля Каином, когда один человек берет на себя власть распоряжаться жизнью другого.
Человек постепенно удаляется от Бога. Но что это в сущности меняет? Поменялся человек и мир, грех вошел в человека. Но в сущности ничего не поменялось. Бог никому бразды правления не передавал и от власти не удалялся. Он продолжает ратовать за свое создание и от дел не отходит. Бог присутствует в мире как его Владыка.
Новый оборот принимает наш вопрос когда Народ Божий желает себе царя как у других, более «успешных» народов. На что Бог отвечает:
На страницах Библии царская власть и отступление от Бога неразрывно связаны. Израиль отторгает Бога и требует царя. Осмелимся ли после этого утверждать, что царская власть является Богоугодной формой власти? Утверждать это - все равно что снова отступать от Бога.
Но! Здесь же, спустя две главы начинается новая тема - тема благоверности:
С одной стороны «велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя», с другой стороны царь теперь - часть народа и должен ходить вслед Господа.
Самый интересный поворот встречает наш вопрос в Евангелии, ибо
А вот еще:
Одной из тем проповеди Спасителя является Царство Божие пришедшее в силе, то есть во всей полноте, осуществленное. А вот с чего начинается Царство Божие на земле: когда Иаков и Иоанн Зеведеевы просятся воссесть по обе стороны от Спасителя, когда тот придет во Славе, Христос отвечает им, что они не знают чего просят, ведь когда Христос придет во Славе, по обе руки от Него будут повешены разбойники. Вот с чего начинается Царство Божие на земле и вот кто такой Христос во Славе. И с тех самых пор ХРИСТОС ЦАРСТВУЕТ НА ЗЕМЛЕ. И Царству Его не будет конца и Он с нами во все дни, до скончания века - знакомые цитаты? Уже догадываетесь, чем является то самое Царство Божие, приближение которого Христос проповедовал?
Существует ли такая форма власти? Если да, то что это? Отвечая на этот вопрос можно очень легко погрязнуть. Постараемся этого избежать. В данной заметке я постараюсь обнаружить взору читателя одну линию, которая красной нитью проходит через все повествование Священного Писания.
Зададимся вопросом: когда Бог творил мiр, сотворил ли он при этом власть? В акте творения мы наблюдаем четкую иерархию, первозданный мир иерархичен. Но власти в нашем понимании, как способность навязать собственную волю другим - мы не наблюдаем. Адам ухаживает за садом и животными, но с Евой они на равных. Единственная власть, сутствующая в раю - власть Бога над сотворенным Им мiром.
Но! Эта власть тоже не подходит под наше определение, поскольку иная по своей природе. Власть Бога присуща Ему по определению как Творцу. По сути это одно из Его свойств. В нашем же случае власть носит социальный характер, а Бог социуму не принадлежит, Он трансцендентен миру и не является (пока) членом общества.
Приходит ли власть в мiр с грехопадением как одно из его следствий? И да, и нет.
Адам начинает господствовать над Евой, но не потому, что навязал ей свою волю, а потому что она имеет к нему слабость. Неравенство проникает в отношения между мужчиной и женщиной как одно из последствий греха. Это еще не светская власть, это изменения в природе человека и их проявление наружу.
Власть начинается, когда начинается осознанный грех. Быть может с убийства Авеля Каином, когда один человек берет на себя власть распоряжаться жизнью другого.
Человек постепенно удаляется от Бога. Но что это в сущности меняет? Поменялся человек и мир, грех вошел в человека. Но в сущности ничего не поменялось. Бог никому бразды правления не передавал и от власти не удалялся. Он продолжает ратовать за свое создание и от дел не отходит. Бог присутствует в мире как его Владыка.
Новый оборот принимает наш вопрос когда Народ Божий желает себе царя как у других, более «успешных» народов. На что Бог отвечает:
«И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (I Кн. Царств).
На страницах Библии царская власть и отступление от Бога неразрывно связаны. Израиль отторгает Бога и требует царя. Осмелимся ли после этого утверждать, что царская власть является Богоугодной формой власти? Утверждать это - все равно что снова отступать от Бога.
Но! Здесь же, спустя две главы начинается новая тема - тема благоверности:
«Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего,
[то рука Господа не будет против вас]
; а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших.»
С одной стороны «велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя», с другой стороны царь теперь - часть народа и должен ходить вслед Господа.
Самый интересный поворот встречает наш вопрос в Евангелии, ибо
«Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф. 4.17).
А вот еще:
«есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.» (Мк. 9.1).
Одной из тем проповеди Спасителя является Царство Божие пришедшее в силе, то есть во всей полноте, осуществленное. А вот с чего начинается Царство Божие на земле: когда Иаков и Иоанн Зеведеевы просятся воссесть по обе стороны от Спасителя, когда тот придет во Славе, Христос отвечает им, что они не знают чего просят, ведь когда Христос придет во Славе, по обе руки от Него будут повешены разбойники. Вот с чего начинается Царство Божие на земле и вот кто такой Христос во Славе. И с тех самых пор ХРИСТОС ЦАРСТВУЕТ НА ЗЕМЛЕ. И Царству Его не будет конца и Он с нами во все дни, до скончания века - знакомые цитаты? Уже догадываетесь, чем является то самое Царство Божие, приближение которого Христос проповедовал?
Если Священное Писание начинается с того, что Бог правит сотворенным им мiром, не принадлежа ему, то заканчивается все тем, что Бог, воплотившись, становится частью общества, возвращает Себе власть как земной царь, потому что только Он имеет на нее природное право, воцаряется и начинает свое правление на земле. Господь утверждает Церковь в мiре, свое Царство и врата Ада не одолеют её. «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.» (2.Кор. 6.16). Церковь - богочеловеческий организм в том числе и потому, что и Христос - богочеловек. Она простирается и на Небо и на землю. И всюду в ней правит один правитель. Церковь - реальное государство Бога на земле.
Именно этим обусловлено самоопределение христиан во все времена. Христиане подчиняются земным владыкам в той мере, в какой это не противоречит их реальному Гражданству, отдают Кесарю кесарево. Именно поэтому земным царям не закрыт путь в Царство Небесное, ведь земной владыка может быть Небесным Гражданином.
И да, такая Единственная Богоугодная форма правления называется Теократией. Ну или Церковью.
Именно этим обусловлено самоопределение христиан во все времена. Христиане подчиняются земным владыкам в той мере, в какой это не противоречит их реальному Гражданству, отдают Кесарю кесарево. Именно поэтому земным царям не закрыт путь в Царство Небесное, ведь земной владыка может быть Небесным Гражданином.
И да, такая Единственная Богоугодная форма правления называется Теократией. Ну или Церковью.