🇷🇺 ГГЗ. Тренды. Россия
Минпромторг сократит финансирование государственного гражданского заказа на беспилотники на ближайшие 3 года
На 2024-2025 году на ГГЗ было выделено 7.11 млрд рублей. Но теперь в бюджете на 2026-2028 год заложено всего 2.3 млрд руб (по 750 млн в год) – сообщают Ведомости. Эти средства будут выделены на финансирование программы некоммерческого лизинга для госпредприятий. «Квалифицированным базовым заказчиком» планируется сделать ГТЛК (Государственную транспортную лизинговую компанию) на 2026-2028 годы.
В ГТЛК отмечают высокий спрос на 2026 год на БАС по ГГЗ от федеральных и региональных ведомств, а также госкомпаний. В среде госзаказчиков наиболее востребованы легкие мультироторы и легкие самолеты.
В 2024 году ГТЛК получила контракты на 2717 БАС на 6.074 млрд, за 2024 год все контракты выполнить не успели, срок выполнения ГГЗ продлили до конца мая 2025 года.
Перенос сроков частично был связан с поздним перечислением госфинансирования, Минфин перечислил средства исполнителям только осенью 2024 года. Частично это было связано с отсутствием у многих исполнителей казначейских счетов.
🔹 В 2025 году ГГЗ сократился почти в 6 раз: законтрактованные поставки по ГГЦ составляли 456 БАС на 1,04 млрд руб.
Ключевые заказчики: Роскадастр (87 шт на 378 млн), Росрыболовство (52 шт на 153 млн), Росавиация (34 на 92 млн), Росреестр (25 на 69 млн).
Крупнейшие заказы в 2025 году получили: Геоскан – 414 шт., Авакс-геосервис – 16 шт, Атри – 7, Финко – 7.
Наибольший спрос приходится на легкие мультироторы – 302, легкие БЛА самолетного типа – 91 и образовательные БЛА – 56.
🔹В 2024 году крупными заказчиками выступили: МЧС – 82 на 1.1 млрд; Росгвардия – 126 на 848 млн, Роскадастр – 92 на 702 млн, МФТИ – 553 на 377 млн.
Крупнейшие заказы в 2024 году в рамках ГГЗ получили: Геоскан – 2228 шт., Беспилотные системы – 165, Лаборатория будущего – 102.
Легкие мультикоптеры закупили в объеме 1771, образовательные дроны – 607, легкие самолеты – 276.
🔹 На снижение объемов ГГЗ в 2025 году оказали влияния ограничения на полеты, сложность получения сертификата эксплуатанта, к этому добавился еще и риск того, что запланированного финансирования может не хватить на исполнение всех заказов.
@ProUAV
Минпромторг сократит финансирование государственного гражданского заказа на беспилотники на ближайшие 3 года
На 2024-2025 году на ГГЗ было выделено 7.11 млрд рублей. Но теперь в бюджете на 2026-2028 год заложено всего 2.3 млрд руб (по 750 млн в год) – сообщают Ведомости. Эти средства будут выделены на финансирование программы некоммерческого лизинга для госпредприятий. «Квалифицированным базовым заказчиком» планируется сделать ГТЛК (Государственную транспортную лизинговую компанию) на 2026-2028 годы.
В ГТЛК отмечают высокий спрос на 2026 год на БАС по ГГЗ от федеральных и региональных ведомств, а также госкомпаний. В среде госзаказчиков наиболее востребованы легкие мультироторы и легкие самолеты.
В 2024 году ГТЛК получила контракты на 2717 БАС на 6.074 млрд, за 2024 год все контракты выполнить не успели, срок выполнения ГГЗ продлили до конца мая 2025 года.
Перенос сроков частично был связан с поздним перечислением госфинансирования, Минфин перечислил средства исполнителям только осенью 2024 года. Частично это было связано с отсутствием у многих исполнителей казначейских счетов.
🔹 В 2025 году ГГЗ сократился почти в 6 раз: законтрактованные поставки по ГГЦ составляли 456 БАС на 1,04 млрд руб.
Ключевые заказчики: Роскадастр (87 шт на 378 млн), Росрыболовство (52 шт на 153 млн), Росавиация (34 на 92 млн), Росреестр (25 на 69 млн).
Крупнейшие заказы в 2025 году получили: Геоскан – 414 шт., Авакс-геосервис – 16 шт, Атри – 7, Финко – 7.
Наибольший спрос приходится на легкие мультироторы – 302, легкие БЛА самолетного типа – 91 и образовательные БЛА – 56.
🔹В 2024 году крупными заказчиками выступили: МЧС – 82 на 1.1 млрд; Росгвардия – 126 на 848 млн, Роскадастр – 92 на 702 млн, МФТИ – 553 на 377 млн.
Крупнейшие заказы в 2024 году в рамках ГГЗ получили: Геоскан – 2228 шт., Беспилотные системы – 165, Лаборатория будущего – 102.
Легкие мультикоптеры закупили в объеме 1771, образовательные дроны – 607, легкие самолеты – 276.
🔹 На снижение объемов ГГЗ в 2025 году оказали влияния ограничения на полеты, сложность получения сертификата эксплуатанта, к этому добавился еще и риск того, что запланированного финансирования может не хватить на исполнение всех заказов.
@ProUAV
🙈4
🇦🇺 Грузоперевозки беспилотниками. Австралия
Freespace Operations научились координировать работу дронов при переносе общих грузов
Австралийская Freespace Operations представила технологию Cooperative Lift, координирующую работу четырех тяжелых грузовых дронов Callisto 50 (грузоподъемностью 26 кг) при совместном переносе грузов весом до 100 кг. Система обеспечивает четырехкратное увеличение подъемной мощности по сравнению с операциями отдельных аппаратов. Технология уже принесла компании многомиллионный контракт с международным оборонным заказчиком в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Технология позволяет группам дронов координировать полет при доставке грузов в различных условиях окружающей среды, а главное – дает пользователям возможность выполнять больше задач с помощью существующих флотилий БЛА. Эта технология позволяет, например, в значительной степени заменить вертолеты при выполнении рутинных, но опасных задач (доставка грузов на движущиеся суда, в труднодоступные районы), что значительно дешевле и безопаснее.
Новинка оптимизирует процесс использования небольших дронов при доставке припасов на движущиеся корабли, в логистике горнодобывающего комплекса, при прокладке новых линий электропередач или доставке спасательных средств в чрезвычайных ситуациях.
@ProUAV по материалам DroneLife, изображение - Freespace Operations
Freespace Operations научились координировать работу дронов при переносе общих грузов
Австралийская Freespace Operations представила технологию Cooperative Lift, координирующую работу четырех тяжелых грузовых дронов Callisto 50 (грузоподъемностью 26 кг) при совместном переносе грузов весом до 100 кг. Система обеспечивает четырехкратное увеличение подъемной мощности по сравнению с операциями отдельных аппаратов. Технология уже принесла компании многомиллионный контракт с международным оборонным заказчиком в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Технология позволяет группам дронов координировать полет при доставке грузов в различных условиях окружающей среды, а главное – дает пользователям возможность выполнять больше задач с помощью существующих флотилий БЛА. Эта технология позволяет, например, в значительной степени заменить вертолеты при выполнении рутинных, но опасных задач (доставка грузов на движущиеся суда, в труднодоступные районы), что значительно дешевле и безопаснее.
Новинка оптимизирует процесс использования небольших дронов при доставке припасов на движущиеся корабли, в логистике горнодобывающего комплекса, при прокладке новых линий электропередач или доставке спасательных средств в чрезвычайных ситуациях.
@ProUAV по материалам DroneLife, изображение - Freespace Operations
🔥3
🇺🇸 Военные. Тяжелые. Конвертопланы. Тренды. Платформы. США
Компания Boeing анонсировала на выставке AUSA-2025 разработку унифицированной платформы для тяжёлых беспилотных конвертопланов. На ее основе сразу создаются два БЛА:
🔹 CxR — ударный, для совместных действий с вертолетами AH-64 Apache.
🔹 CLR — транспортный, аналог беспилотного UH-60 Black Hawk.
На что обратить внимание:
🔸 Переход к семействам от штучных изделий - единая база демонстрирует зрелось и стратегичность подхода;
🔸 Унификация узлов и агрегатов упростит и удешевит производство, обслуживание и логистику для разных типов техники;
🔸 Тяжелые БЛА смогут работать в одной связке с пилотируемой авиацией, выполняя опасные (ударные) и рутинные (логистика), снижая риски для пилотов.
🔸 Конвертопланы сочетают скорость самолета (до 460 км/ч) и вертикальный взлет вертолета, что значительно повышает гибкость их применения.
Разработка иллюстрирует общемировой тренд в оборонной и авиационной промышленности — переход к «платформенному подходу», когда создается не какое-то одно уникальное изделие, а гибкая базовая конструкция, которая может быть быстро адаптирована под различные задачи (удар, транспорт, разведка и т.д.) за счет сменных модулей и унифицированных систем. Это позволяет быстрее и дешевле создавать специализированную технику, соответствующую меняющимся задачам.
@ProUAV по материалам Военного обозрения
Компания Boeing анонсировала на выставке AUSA-2025 разработку унифицированной платформы для тяжёлых беспилотных конвертопланов. На ее основе сразу создаются два БЛА:
🔹 CxR — ударный, для совместных действий с вертолетами AH-64 Apache.
🔹 CLR — транспортный, аналог беспилотного UH-60 Black Hawk.
На что обратить внимание:
🔸 Переход к семействам от штучных изделий - единая база демонстрирует зрелось и стратегичность подхода;
🔸 Унификация узлов и агрегатов упростит и удешевит производство, обслуживание и логистику для разных типов техники;
🔸 Тяжелые БЛА смогут работать в одной связке с пилотируемой авиацией, выполняя опасные (ударные) и рутинные (логистика), снижая риски для пилотов.
🔸 Конвертопланы сочетают скорость самолета (до 460 км/ч) и вертикальный взлет вертолета, что значительно повышает гибкость их применения.
Разработка иллюстрирует общемировой тренд в оборонной и авиационной промышленности — переход к «платформенному подходу», когда создается не какое-то одно уникальное изделие, а гибкая базовая конструкция, которая может быть быстро адаптирована под различные задачи (удар, транспорт, разведка и т.д.) за счет сменных модулей и унифицированных систем. Это позволяет быстрее и дешевле создавать специализированную технику, соответствующую меняющимся задачам.
@ProUAV по материалам Военного обозрения
Военное обозрение
Boeing предлагает унифицированную платформу для тяжёлых БПЛА
БПЛА CxR в ударной конфигурации — пока в виде графики Американская компания Boeing имеет большой опыт в разработке беспилотной авиации и переходит от создания единичных образцов к разработке целых семейств. Недавно она начала разработку перспективной беспилотной…
🇺🇸 Окраска зданий. Нанесение покрытий. США
Sherpa эволюционирует: американские дроны-мойщики осваивают ремесло маляров
Американская компания Lucid Bots Inc. адаптировала флагманский дрон Sherpa для нанесения покрытий и покраски зданий – аппарат изначально разрабатывался для очистки внешних поверхностей зданий и сооружений. Беспилотники подходят, в частности, для покраски крупномасштабных коммерческих и промышленных сооружений с малым количеством окон и сложных архитектурных элементов. Дроны можно использовать для гидроизоляции и удаления граффити.
Дрон получает питание по кабелю и остается в воздухе до завершения задачи. Краска также поступает из наземного резервуара. Функция “Distance Lock” поддерживают сопло Sherpa на оптимальном расстоянии от окрашиваемой поверхности – оператор лишь перемещает дрон вверх/вниз и влево/вправо. Представители компании обещают повысить автономность БЛА и дать одному оператору возможность управлять группами из нескольких дронов.
Распыляющее сопло расположено так, чтобы минимизировать попадание краски на пропеллеры, кроме того, аппараты легко поддаются очистке за счет специального покрытия.
Shepra поднимаются на высоту до 48,7 метров и покрывают краской площадь порядка 18,5 квадратных метров в минуту. По словам разработчиков, покраска ускоряется в три раза при сокращении себестоимости вдвое.
Painting Module разработан как дополнительная полезная нагрузка для существующей платформы Sherpa. Это означает, что клиенты, которые уже используют дрон для мойки, могут быстро адаптировать его для покраски, не приобретая полностью новое оборудование. Такой подход снижает затраты и упрощает внедрение технологий для подрядчиков.
Запуск модуля для покраски происходит на фоне структурных проблем в строительной отрасли США: масштабного роста инфраструктурных проектов и одновременной острой нехватки кадров. Ожидается, что к 2031 году более 40% квалифицированных рабочих выйдут на пенсию. Sherpa позволяет выполнять опасные работы на высоте без использования подъемников и лесов, что напрямую решает вопросы безопасности и нехватки специалистов.
Компания Lucid Bots сообщает, что интерес к новому модулю для покраски превзошел ожидания. Не удивительно, учитывая, что рынок коммерческой покраски и нанесения покрытий оценивается в $237 млрд. Утверждается, что использование дрона позволяет выполнять проекты в три раза быстрее и примерно вдвое дешевле по сравнению с традиционными методами.
А еще это очередное свидетельство тренда на переход дронов из категории «наблюдатели» в категорию действующего агента ИИ.
@ProUAV, фото - Lucidbots
Sherpa эволюционирует: американские дроны-мойщики осваивают ремесло маляров
Американская компания Lucid Bots Inc. адаптировала флагманский дрон Sherpa для нанесения покрытий и покраски зданий – аппарат изначально разрабатывался для очистки внешних поверхностей зданий и сооружений. Беспилотники подходят, в частности, для покраски крупномасштабных коммерческих и промышленных сооружений с малым количеством окон и сложных архитектурных элементов. Дроны можно использовать для гидроизоляции и удаления граффити.
Дрон получает питание по кабелю и остается в воздухе до завершения задачи. Краска также поступает из наземного резервуара. Функция “Distance Lock” поддерживают сопло Sherpa на оптимальном расстоянии от окрашиваемой поверхности – оператор лишь перемещает дрон вверх/вниз и влево/вправо. Представители компании обещают повысить автономность БЛА и дать одному оператору возможность управлять группами из нескольких дронов.
Распыляющее сопло расположено так, чтобы минимизировать попадание краски на пропеллеры, кроме того, аппараты легко поддаются очистке за счет специального покрытия.
Shepra поднимаются на высоту до 48,7 метров и покрывают краской площадь порядка 18,5 квадратных метров в минуту. По словам разработчиков, покраска ускоряется в три раза при сокращении себестоимости вдвое.
Painting Module разработан как дополнительная полезная нагрузка для существующей платформы Sherpa. Это означает, что клиенты, которые уже используют дрон для мойки, могут быстро адаптировать его для покраски, не приобретая полностью новое оборудование. Такой подход снижает затраты и упрощает внедрение технологий для подрядчиков.
Запуск модуля для покраски происходит на фоне структурных проблем в строительной отрасли США: масштабного роста инфраструктурных проектов и одновременной острой нехватки кадров. Ожидается, что к 2031 году более 40% квалифицированных рабочих выйдут на пенсию. Sherpa позволяет выполнять опасные работы на высоте без использования подъемников и лесов, что напрямую решает вопросы безопасности и нехватки специалистов.
Компания Lucid Bots сообщает, что интерес к новому модулю для покраски превзошел ожидания. Не удивительно, учитывая, что рынок коммерческой покраски и нанесения покрытий оценивается в $237 млрд. Утверждается, что использование дрона позволяет выполнять проекты в три раза быстрее и примерно вдвое дешевле по сравнению с традиционными методами.
А еще это очередное свидетельство тренда на переход дронов из категории «наблюдатели» в категорию действующего агента ИИ.
@ProUAV, фото - Lucidbots
❤1👏1
🇺🇸 🇨🇦 Патрулирование. Охрана границ. Средняя грузоподъемность. Гибридная энергоустановка. Мультироторы. США. Канада
Канадские дроны присмотрят за границами США
США задействует тяжелые шестироторные канадские дроны Outrider компании Draganfly Inc. для пограничного патрулирования – в том числе и в ночное время.
Аппараты способны преодолевать большие расстояния, сравнительно долго (до 7 часов!) способны оставаться в воздухе, могут доставлять еду, медикаменты и припасы пограничникам на маршруте. Грузоподъемность БЛА достигает порядка 45 кг. Есть и возможность использования аппаратов в качестве ретранслятора связи в условиях сложного рельефа местности.
Размах складывающихся для удобства перевозки мультиротора лучей - около 2.7 м Дроны комплектуются двигателем (в другой версии - парой менее мощных двигателей), работающим на любом горючем топливе – от авиационного керосина до дизеля. ДВС заряжают бортовую аккумуляторную батарею.
По словам пограничников, заряда популярных коммерчески-доступных дронов хватает лишь на то, чтобы за 20 минут добраться до нужного места – на зависание и возвращение на базу попросту не хватает энергии. Внедрение Outrider решает эту проблему.
@ProUAV, фото - Draganfly
Канадские дроны присмотрят за границами США
США задействует тяжелые шестироторные канадские дроны Outrider компании Draganfly Inc. для пограничного патрулирования – в том числе и в ночное время.
Аппараты способны преодолевать большие расстояния, сравнительно долго (до 7 часов!) способны оставаться в воздухе, могут доставлять еду, медикаменты и припасы пограничникам на маршруте. Грузоподъемность БЛА достигает порядка 45 кг. Есть и возможность использования аппаратов в качестве ретранслятора связи в условиях сложного рельефа местности.
Размах складывающихся для удобства перевозки мультиротора лучей - около 2.7 м Дроны комплектуются двигателем (в другой версии - парой менее мощных двигателей), работающим на любом горючем топливе – от авиационного керосина до дизеля. ДВС заряжают бортовую аккумуляторную батарею.
По словам пограничников, заряда популярных коммерчески-доступных дронов хватает лишь на то, чтобы за 20 минут добраться до нужного места – на зависание и возвращение на базу попросту не хватает энергии. Внедрение Outrider решает эту проблему.
@ProUAV, фото - Draganfly
🇯🇵 Гибридные тандемы. АНПА | AUV. Сбор данных. Быстрое развертывание. БАС и БЛА. Япония
Япония готовится развертывать подводные аппараты с летающих дронов-амфибий
Японская компания ShinMaywa испытывает технологический демонстратор перспективного беспилотного опционально-пилотируемого летательного амфибийного аппарата XU-M II. Пока речь идет об испытаниях прототипа в масштабе 1/5.
ShinMaywa производит второй по величине в мире амфибийный самолет US-2, используемый, в частности, для проведения поисково-спасательных миссий в составе Морских сил самообороны Японии. Компания участвует в правительственной программе KAIKU, предусматривающей запуск AUV с беспилотных самолетов-амфибий.
В брошюре изображен двухкорпусной дрон типа «летающая лодка», между корпусами которого располагается подводный беспилотник, а также система запуска и возвращения AUV. Полезная нагрузка модели – порядка 10 кг. Крейсерская скорость – 72 км/ч. По задумке, БЛА должен стать полностью автономным, а не просто дистанционно управляемым – соответствующий автопилот тестируется.
Исключительная экономическая зона Японии простирается на 370 км от побережья страны и охватывает площадь, превышающую территорию Европы, что, в свою очередь, формирует запрос на быструю транспортировку и развертывание подводных аппаратов.
Главной целью эксперимента является отработка технологий для создания системы океанских наблюдений, мониторинга и исследований с использованием беспилотных летательных и морских аппаратов в рамках государственной программы Японии (K Program). Следующим шагом станет создание полноразмерного демонстратора беспилотного амфибийного аппарата.
Хотя проект носит черты военного, заложенные в него возможности (транспортировка грузов, быстрое развертывание аппаратуры) открывают путь к будущему коммерческому использованию в логистике, спасательных операциях и научных экспедициях.
@ProUAV, фото Shinmaywa
Япония готовится развертывать подводные аппараты с летающих дронов-амфибий
Японская компания ShinMaywa испытывает технологический демонстратор перспективного беспилотного опционально-пилотируемого летательного амфибийного аппарата XU-M II. Пока речь идет об испытаниях прототипа в масштабе 1/5.
ShinMaywa производит второй по величине в мире амфибийный самолет US-2, используемый, в частности, для проведения поисково-спасательных миссий в составе Морских сил самообороны Японии. Компания участвует в правительственной программе KAIKU, предусматривающей запуск AUV с беспилотных самолетов-амфибий.
В брошюре изображен двухкорпусной дрон типа «летающая лодка», между корпусами которого располагается подводный беспилотник, а также система запуска и возвращения AUV. Полезная нагрузка модели – порядка 10 кг. Крейсерская скорость – 72 км/ч. По задумке, БЛА должен стать полностью автономным, а не просто дистанционно управляемым – соответствующий автопилот тестируется.
Исключительная экономическая зона Японии простирается на 370 км от побережья страны и охватывает площадь, превышающую территорию Европы, что, в свою очередь, формирует запрос на быструю транспортировку и развертывание подводных аппаратов.
Главной целью эксперимента является отработка технологий для создания системы океанских наблюдений, мониторинга и исследований с использованием беспилотных летательных и морских аппаратов в рамках государственной программы Японии (K Program). Следующим шагом станет создание полноразмерного демонстратора беспилотного амфибийного аппарата.
Хотя проект носит черты военного, заложенные в него возможности (транспортировка грузов, быстрое развертывание аппаратуры) открывают путь к будущему коммерческому использованию в логистике, спасательных операциях и научных экспедициях.
@ProUAV, фото Shinmaywa
🔥2
🛰 Регулирование. Частоты. Управление БЛА со спутников. Россия
Роскосмос предлагает разрешить использовать уже выделенные компании частоты для управления дронами
На текущий момент для управления БАС через спутниковые каналы в России выделена полоса 5030-5091 МГц, но соответствующей инфраструктуры нет. А потому предлагается разрешить Роскосмосу использовать частоты P-диапазона (до 1 ГГц) и S-диапазона (2-4 ГГц), выделенные, соответственно, для подвижной и фиксированной связи. Тему обсуждают Ведомости.
Приемопередатчики под эти частоты есть на 18 спутниках, составляющих группировку Гонец, но в России без отдельного решения ГКРЧ нельзя использовать даже выделенные частоты для другой технологии, а частоты Роскосмосу ранее выделялись для персональной спутниковой связи и передачи данных. В то же время, каналы группировки Гонец плохо подходят для работы с БАС, поскольку их пропускная способность не рассчитана под передачу потокового видео с БАС. Через них можно передавать команды управления, получать телеметрию.
В 2025 году запущены два малых спутника Геоскан, поддерживающие связь в P- и S-диапазоне. Пока что с ними «ведутся эксперименты», обеспечиваемые ими каналы связи могут поддержать до 1 Мбит/с.
Как вариант, можно использовать для загоризонтного управления дронами опорный беспилотник, который способен подняться на высоту 10-12 км и выполнять роль ретранслятора для наземного пункта управления. В его зоне радиовидимости будет территория радиусом до нескольких тысяч км. Известны такие зарубежные проекты, соответствующие эксперименты уже с десяток лет проводят, например, США - есть вполне рабочие варианты.
Скорее всего, в ГКРЧ сочтут полезным дать разрешение на использование частот P-диапазона. А в отношении S-диапазона действовать нужно будет аккуратнее, как минимум, проверить, не будет ли это создавать помехи в работе наземных сетей Wi-Fi.
В целом, управление беспилотниками через спутники – безусловный тренд, но для этого нужна группировка низколетящих спутников, как у SpaceX или Китая, состоящая из спутников, способных поддерживать каналы с высокой пропускной способностью. Другие решения – паллиативные.
@ProUAV
Роскосмос предлагает разрешить использовать уже выделенные компании частоты для управления дронами
На текущий момент для управления БАС через спутниковые каналы в России выделена полоса 5030-5091 МГц, но соответствующей инфраструктуры нет. А потому предлагается разрешить Роскосмосу использовать частоты P-диапазона (до 1 ГГц) и S-диапазона (2-4 ГГц), выделенные, соответственно, для подвижной и фиксированной связи. Тему обсуждают Ведомости.
Приемопередатчики под эти частоты есть на 18 спутниках, составляющих группировку Гонец, но в России без отдельного решения ГКРЧ нельзя использовать даже выделенные частоты для другой технологии, а частоты Роскосмосу ранее выделялись для персональной спутниковой связи и передачи данных. В то же время, каналы группировки Гонец плохо подходят для работы с БАС, поскольку их пропускная способность не рассчитана под передачу потокового видео с БАС. Через них можно передавать команды управления, получать телеметрию.
В 2025 году запущены два малых спутника Геоскан, поддерживающие связь в P- и S-диапазоне. Пока что с ними «ведутся эксперименты», обеспечиваемые ими каналы связи могут поддержать до 1 Мбит/с.
Как вариант, можно использовать для загоризонтного управления дронами опорный беспилотник, который способен подняться на высоту 10-12 км и выполнять роль ретранслятора для наземного пункта управления. В его зоне радиовидимости будет территория радиусом до нескольких тысяч км. Известны такие зарубежные проекты, соответствующие эксперименты уже с десяток лет проводят, например, США - есть вполне рабочие варианты.
Скорее всего, в ГКРЧ сочтут полезным дать разрешение на использование частот P-диапазона. А в отношении S-диапазона действовать нужно будет аккуратнее, как минимум, проверить, не будет ли это создавать помехи в работе наземных сетей Wi-Fi.
В целом, управление беспилотниками через спутники – безусловный тренд, но для этого нужна группировка низколетящих спутников, как у SpaceX или Китая, состоящая из спутников, способных поддерживать каналы с высокой пропускной способностью. Другие решения – паллиативные.
@ProUAV
🇲🇽 🇩🇪 Медицина и беспилотники. Доставка грузов. Мексика
Wingcopter займется транспортировкой медицинских грузов в Мексике
Немецкий разработчик и оператор eVTOL (электрических, вертикального взлета и посадки) курьерских БЛА Wingcopter объединил усилия с мексиканской логистической компанией Sincronia Logistica в целях доставки медицинских грузов в труднодоступные уголки Мексики.
Демонстрационный полет состоялся в августе 2025 года, а регулярные доставки грузов стартуют ближе к концу ноября. Программа стартует с внедрения пары дронов Wingcopter 198 в северо-центральном регионе страны, затем последует расширение до 30 дронов в пределах 18 месяцев. Пилотным заказчиком выступит Красный Крест в штате Керетаро (Cruz Roja Mexicana Querétaro).
Wingcopter 198 переносят грузы весом до 4,7 кг при максимальной взлетной массе в 25 кг. Крейсерская скорость аппаратов достигает 90 км/ч. Аппараты спроектированы для работы в сильный ветер, на больших расстояниях и в суровых погодных условиях.
Патентованная технология наклонного ротора дрона позволяет ему взлетать и садиться вертикально, а в полете переходить в режим самолета для большей дальности и скорости.
Аппараты призваны решить традиционные проблемы медицинской логистики – сложный рельеф, отсутствие развитой наземной транспортной инфраструктуры и ряд вопросов, связанных с безопасностью. Одна из основных задач – транспортировка грузов на расстояния порядка 50-60 км в пределах часа. Немцы предоставят мексиканским коллегам аппараты, лицензии, ПО, а также обучат операторов.
Wingcopter стремятся выйти не только на мексиканский, но и на североамериканский рынок, включая Канаду. Компания активно развивает свои проекты в других странах Латинской Америки (например, в Коста-Рике), а также в Японии и Африке, а также работает над получением сертификата в США для выхода на североамериканский рынок. В Германии Wingcopter уже участвует в проекте доставки товаров и безрецептурных лекарств в сельские районы.
Помимо логистики, БЛА способны формировать цифровые карты и 3D-модели трубопроводов, железных дорог, линий электропередач и других объектов инфраструктуры.
Sincronía Logística — не случайный выбор. Компания уже имеет опыт внедрения различных роботизированных систем на своих складах, что делает ее идеальным партнером для масштабирования использования дронов по всей стране. В Sincronía Logística подчеркивают, что проект выходит за рамки коммерции и является филантропической инициативой, нацеленной на спасение жизней и поддержку медработников.
@ProUAV по материалам Dronelife, фото - Wingcopter
Wingcopter займется транспортировкой медицинских грузов в Мексике
Немецкий разработчик и оператор eVTOL (электрических, вертикального взлета и посадки) курьерских БЛА Wingcopter объединил усилия с мексиканской логистической компанией Sincronia Logistica в целях доставки медицинских грузов в труднодоступные уголки Мексики.
Демонстрационный полет состоялся в августе 2025 года, а регулярные доставки грузов стартуют ближе к концу ноября. Программа стартует с внедрения пары дронов Wingcopter 198 в северо-центральном регионе страны, затем последует расширение до 30 дронов в пределах 18 месяцев. Пилотным заказчиком выступит Красный Крест в штате Керетаро (Cruz Roja Mexicana Querétaro).
Wingcopter 198 переносят грузы весом до 4,7 кг при максимальной взлетной массе в 25 кг. Крейсерская скорость аппаратов достигает 90 км/ч. Аппараты спроектированы для работы в сильный ветер, на больших расстояниях и в суровых погодных условиях.
Патентованная технология наклонного ротора дрона позволяет ему взлетать и садиться вертикально, а в полете переходить в режим самолета для большей дальности и скорости.
Аппараты призваны решить традиционные проблемы медицинской логистики – сложный рельеф, отсутствие развитой наземной транспортной инфраструктуры и ряд вопросов, связанных с безопасностью. Одна из основных задач – транспортировка грузов на расстояния порядка 50-60 км в пределах часа. Немцы предоставят мексиканским коллегам аппараты, лицензии, ПО, а также обучат операторов.
Wingcopter стремятся выйти не только на мексиканский, но и на североамериканский рынок, включая Канаду. Компания активно развивает свои проекты в других странах Латинской Америки (например, в Коста-Рике), а также в Японии и Африке, а также работает над получением сертификата в США для выхода на североамериканский рынок. В Германии Wingcopter уже участвует в проекте доставки товаров и безрецептурных лекарств в сельские районы.
Помимо логистики, БЛА способны формировать цифровые карты и 3D-модели трубопроводов, железных дорог, линий электропередач и других объектов инфраструктуры.
Sincronía Logística — не случайный выбор. Компания уже имеет опыт внедрения различных роботизированных систем на своих складах, что делает ее идеальным партнером для масштабирования использования дронов по всей стране. В Sincronía Logística подчеркивают, что проект выходит за рамки коммерции и является филантропической инициативой, нацеленной на спасение жизней и поддержку медработников.
@ProUAV по материалам Dronelife, фото - Wingcopter
🇺🇸 Военные. Дронизация пилотируемой техники. США
Sikorsky представил концепт «дронизованного» Black Hawk
В октябре 2025 года американский Sikorsky представил концепт полностью беспилотной версию вертолета Black Hawk, получивший название U-Hawk – системой можно управлять с планшета. Аппарат представляет собой более дешевую, универсальную и мощную версию культового UH-60L Black Hawk.
Дрон полностью лишен кабины и значительной части внутренних модулей. Грузовой отсек увеличен на 25%. Передняя часть аппарата лишилась окон, но получила двустворчатую дверь и рампу. Аппарат способен оставаться в воздухе до 14 часов и может перевозить крупные грузы, включая наземные беспилотники.
Помимо дронизации устаревающих пилотируемых вертолетов, Sikorsky представил серию различающихся по ТТХ и размерам БПЛА вертикального взлета и посадки Nomad. Дроны предназначены для разведки, но могут выполнять и ряд задач в ударной конфигурации.
@ProUAV по материалам DroneDJ, фото LockheedMartin
Sikorsky представил концепт «дронизованного» Black Hawk
В октябре 2025 года американский Sikorsky представил концепт полностью беспилотной версию вертолета Black Hawk, получивший название U-Hawk – системой можно управлять с планшета. Аппарат представляет собой более дешевую, универсальную и мощную версию культового UH-60L Black Hawk.
Дрон полностью лишен кабины и значительной части внутренних модулей. Грузовой отсек увеличен на 25%. Передняя часть аппарата лишилась окон, но получила двустворчатую дверь и рампу. Аппарат способен оставаться в воздухе до 14 часов и может перевозить крупные грузы, включая наземные беспилотники.
Помимо дронизации устаревающих пилотируемых вертолетов, Sikorsky представил серию различающихся по ТТХ и размерам БПЛА вертикального взлета и посадки Nomad. Дроны предназначены для разведки, но могут выполнять и ряд задач в ударной конфигурации.
@ProUAV по материалам DroneDJ, фото LockheedMartin
👍1
🇺🇸 Аэротакси. США
Аэропорт Хоторн станет базой для развертывания аэротакси в Лос-Анджелесе
Калифорнийская Archer Aviation приобрела контроль над муниципальным аэропортом Хоторн в Лос-Анджелесе, заплатив порядка $126 млн. Участок площадью около 32,4 га послужит операционным центром и испытательным полигоном для систем с элементами ИИ в рамках подготовки к развертыванию сети воздушных такси в Лос-Анджелесе.
Аэропорт Хоторн расположен менее чем в 4,8 км от международного аэропорта Лос-Анджелеса – хорошая отправная точка для коммерческих операций. В отличие от аренды небольших вертипортов, сделка формирует основу для работы с маршрутами с высокой загрузкой. ИИ Archer займется координацией флота, логистикой зарядки и интеграции eVTOL (электрические беспилотники вертикального взлета и посадки) аэротакси в воздушное пространство страны. В ближайшее время ожидается сертификация регулятором FAA eVTOL аппаратов Midnight.
Archer приобрели свыше 300 патентов у немецкой Lilium и заключили ряд партнерских соглашений, направленных на развертывание коммерческих аэротакси в ОАЭ, Японии и Южной Корее.
Ключевые вызовы в случае с Хоторном – классические проблемы с шумом от беспилотников и интеграция систем с элементами ИИ в рабочие процессы аэропорта. Успех инициативы заложит основы для массового коммерческого развертывания аэротакси.
@ProUAV, по материалам Dronelife, фото - Archer
Аэропорт Хоторн станет базой для развертывания аэротакси в Лос-Анджелесе
Калифорнийская Archer Aviation приобрела контроль над муниципальным аэропортом Хоторн в Лос-Анджелесе, заплатив порядка $126 млн. Участок площадью около 32,4 га послужит операционным центром и испытательным полигоном для систем с элементами ИИ в рамках подготовки к развертыванию сети воздушных такси в Лос-Анджелесе.
Аэропорт Хоторн расположен менее чем в 4,8 км от международного аэропорта Лос-Анджелеса – хорошая отправная точка для коммерческих операций. В отличие от аренды небольших вертипортов, сделка формирует основу для работы с маршрутами с высокой загрузкой. ИИ Archer займется координацией флота, логистикой зарядки и интеграции eVTOL (электрические беспилотники вертикального взлета и посадки) аэротакси в воздушное пространство страны. В ближайшее время ожидается сертификация регулятором FAA eVTOL аппаратов Midnight.
Archer приобрели свыше 300 патентов у немецкой Lilium и заключили ряд партнерских соглашений, направленных на развертывание коммерческих аэротакси в ОАЭ, Японии и Южной Корее.
Ключевые вызовы в случае с Хоторном – классические проблемы с шумом от беспилотников и интеграция систем с элементами ИИ в рабочие процессы аэропорта. Успех инициативы заложит основы для массового коммерческого развертывания аэротакси.
@ProUAV, по материалам Dronelife, фото - Archer
👏1
Forwarded from Норникель
Новый дрон для «Норникеля» ориентируется в шахте без GPS
Компания протестировала подземный беспилотник InnoSpector. Аппарат работает в самых опасных и труднодоступных местах вместо людей и позволяет в реальном времени анализировать положение горных выработок.
Что можно делать с помощью дрона
⚫️ Обследовать вертикальные рудоспуски.
⚫️ Делать снимки отработанных пространств, в которые опасно заходить людям.
⚫️ Мониторить геометрию выработок в режиме реального времени.
В чем уникальность новинки
📍 InnoSpector — первый российский дрон с технологией SLAM. Он ориентируется без GPS и строит точную 3D-карту окружающего пространства в реальном времени с помощью камер и лидаров (которые измеряют точные расстояния до объектов лазерными лучами).
Раньше такие аппараты производили всего две компании в мире, теперь к ним присоединился российский Университет Иннополис.
Иван Биро, директор департамента развития процессов диспетчеризации Заполярного филиала «Норникеля»:
Как проходили испытания
📍 Беспилотник тестировали на руднике «Октябрьский». Специалисты обследовали три рудоспуска, провели аппарат через Г-образную выработку и ячейку грохотной решетки. Управлять InnoSpector смогли даже те сотрудники, которые никогда раньше не работали с беспилотниками.
Успешные испытания позволяют масштабировать технологию на все горнодобывающие предприятия компании.
💙 Норникель
Компания протестировала подземный беспилотник InnoSpector. Аппарат работает в самых опасных и труднодоступных местах вместо людей и позволяет в реальном времени анализировать положение горных выработок.
Что можно делать с помощью дрона
В чем уникальность новинки
Раньше такие аппараты производили всего две компании в мире, теперь к ним присоединился российский Университет Иннополис.
Иван Биро, директор департамента развития процессов диспетчеризации Заполярного филиала «Норникеля»:
Идея применения БПЛА в условиях рудников не нова. Однако с начала 2022 года зарубежные производители прекратили продажу и поддержку таких аппаратов. В 2023 году у нас с коллегами возникла идея создать отечественный БПЛА, и за решением этой задачи мы обратились в Университет Иннополис. Спустя два года мы испытали устройство, которое не уступает западным аналогам. Более того, по ряду характеристик InnoSpector даже превосходит их.
Как проходили испытания
Успешные испытания позволяют масштабировать технологию на все горнодобывающие предприятия компании.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5❤1
🇫🇷 Наблюдение с беспилотников. Услуги. Франция
Surveillance-as-a-service: французский стартап Rift строит глобальную сеть дронов-наблюдателей
Французский стартап Rift привлек финансирование на сумму порядка €4,6 млн – средства пойдут на развертывание глобальной сети аэроразведки по запросу. Речь идет о формате “наблюдение как услуга” (surveillance-as-a-service). Министерства, операторы инфраструктуры, промышленные группы и иные заказчики получат доступ к аэромониторингу без необходимости покупать летательные аппараты и обращаться к пилотам-специалистам.
Классическая дальняя аэроразведка проводится дорогими в эксплуатации пилотируемыми самолетами и вертолетами. В частности, час полета вертолета обходится заказчикам более чем в €3 тысяч, что делает покрытие больших и удаленных территорий практически невозможным и оставляет множество “слепых зон”.
Система поможет отслеживать очаги лесных пожаров и ранние возгорания, ДТП и места происшествий, подозрительные перемещения вдоль рубежей и незаконные пересечения границ, трубопроводы, ЛЭП и железные дороги.
Платформа Rift объединит VTOL-дроны (аппараты вертикального взлета и посадки) большой продолжительности полета, автономные дронопорты и ПО RiftOS. Управлять дронами, развернутыми в разных регионах, будут операторы, сосредоточенные в едином центре. По словам разработчиков, модель Rift сокращает операционные расходы в 10 раз по сравнению с традиционными методами.
Ключ к бизнес-модели Rift – регулярная работа флотилий БЛА, обслуживаемых минимальным штатом на местах. Станции рассчитаны на непрерывную эстафетную работу.
@ProUAV, по материалам DroneLife, фото Rift.Aero
Surveillance-as-a-service: французский стартап Rift строит глобальную сеть дронов-наблюдателей
Французский стартап Rift привлек финансирование на сумму порядка €4,6 млн – средства пойдут на развертывание глобальной сети аэроразведки по запросу. Речь идет о формате “наблюдение как услуга” (surveillance-as-a-service). Министерства, операторы инфраструктуры, промышленные группы и иные заказчики получат доступ к аэромониторингу без необходимости покупать летательные аппараты и обращаться к пилотам-специалистам.
Классическая дальняя аэроразведка проводится дорогими в эксплуатации пилотируемыми самолетами и вертолетами. В частности, час полета вертолета обходится заказчикам более чем в €3 тысяч, что делает покрытие больших и удаленных территорий практически невозможным и оставляет множество “слепых зон”.
Система поможет отслеживать очаги лесных пожаров и ранние возгорания, ДТП и места происшествий, подозрительные перемещения вдоль рубежей и незаконные пересечения границ, трубопроводы, ЛЭП и железные дороги.
Платформа Rift объединит VTOL-дроны (аппараты вертикального взлета и посадки) большой продолжительности полета, автономные дронопорты и ПО RiftOS. Управлять дронами, развернутыми в разных регионах, будут операторы, сосредоточенные в едином центре. По словам разработчиков, модель Rift сокращает операционные расходы в 10 раз по сравнению с традиционными методами.
Ключ к бизнес-модели Rift – регулярная работа флотилий БЛА, обслуживаемых минимальным штатом на местах. Станции рассчитаны на непрерывную эстафетную работу.
@ProUAV, по материалам DroneLife, фото Rift.Aero
🇦🇪 Применение беспилотников. Грузоперевозки. ОАЭ
Emirates SkyCargo исследуют потенциал грузовых дронов
Грузовое подразделение компании Emirates, Emirates SkyCargo подписало Меморандум о взаимопонимании с эмиратским разработчиком БЛА Lodd Autonomous – партнеры займутся совместной разработкой и развертыванием грузовых дронов.
Соглашение следует за успешными летными испытаниями тяжелого гибридного грузового аппарата Hili от LODD, способного переносить грузы весом до 250 кг на расстояния до 700 км. Грузовой отсек вмещает два европоддона. Разработчики позиционируют аппарат как энергоэффективный вариант доставки медикаментов и морских грузов.
Подъем Hili обеспечивают 8 горизонтальных роторов. За полет в горизонтальной плоскости отвечает задний винт. Дрон развивает скорость порядка 220 км/ч.
Emirates SkyCargo примет участие в экспериментальной эксплуатации дронов LODD до конца 2027 года, предоставляя экспертные заключения для доработки конструкции. Авиакомпания рассматривает возможность использования аппаратов для оптимизации операций в двухаэропортовом хабе (DXB и DWC).
@ProUAV, изображение - LODD
Emirates SkyCargo исследуют потенциал грузовых дронов
Грузовое подразделение компании Emirates, Emirates SkyCargo подписало Меморандум о взаимопонимании с эмиратским разработчиком БЛА Lodd Autonomous – партнеры займутся совместной разработкой и развертыванием грузовых дронов.
Соглашение следует за успешными летными испытаниями тяжелого гибридного грузового аппарата Hili от LODD, способного переносить грузы весом до 250 кг на расстояния до 700 км. Грузовой отсек вмещает два европоддона. Разработчики позиционируют аппарат как энергоэффективный вариант доставки медикаментов и морских грузов.
Подъем Hili обеспечивают 8 горизонтальных роторов. За полет в горизонтальной плоскости отвечает задний винт. Дрон развивает скорость порядка 220 км/ч.
Emirates SkyCargo примет участие в экспериментальной эксплуатации дронов LODD до конца 2027 года, предоставляя экспертные заключения для доработки конструкции. Авиакомпания рассматривает возможность использования аппаратов для оптимизации операций в двухаэропортовом хабе (DXB и DWC).
@ProUAV, изображение - LODD
⚡1👌1
🇺🇸 Водородные. Участники рынка. США
Heven AeroTech привлёк $100 млн и стал единорогом с оценкой $1 млрд
Американский разработчик беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Heven AeroTech официально вошел в клуб «единорогов». Компания объявила о закрытии раунда финансирования серии B на сумму $100 млн, в результате чего её оценка достигла $1 млрд. Инвестиции возглавил лидер в области квантовых вычислений IonQ.
Этот успех подчеркивает растущий спрос на передовые беспилотные системы двойного назначения, особенно со стороны военных.
Средства будут направлены на расширение производственных мощностей в США, развитие инфраструктуры для работы с водородным топливом и, что стоит выделить, на интеграцию квантово-защищённых систем связи и альтернативной навигации.
Основой успеха компании стала её флагманская платформа Z1 — водородный БЛА, который, по данным производителя, способен находиться в воздухе свыше 10 часов и преодолевать расстояния более 600 миль (около 965 км).
В октябре 2025 года компания и её разработка Z1 были отмечены в списке «Next Big Things in Tech» журнала Fast Company за переопределение стандартов автономности и энергоэффективности. Кроме того, платформа имеет статус Blue UAS Select, что подтверждает её безопасность и готовность к использованию в подразделениях Министерства обороны США.
Новое финансирование будет распределено по трём стратегическим направлениям:
🔸 Расширение производства в США для удовлетворения растущего спроса и укрепления цепочек поставок.
🔸 Обеспечение быстрого развёртывания, включая создание полевой инфраструктуры для генерации водорода.
🔸 Интеграция передовых систем, а именно квантово-защищённой связи, альтернативной навигации для работы без GPS и искусственного интеллекта.
Партнёрство с IonQ выходит за рамки финансового вливания. Компании объявили о создании нового инженерного подразделения, которое займётся интеграцией квантовых вычислений непосредственно в платформы Heven AeroTech.
📌 Цель — создать решения для позиционирования, навигации и синхронизации (PNT), устойчивые к радиоэлектронной борьбе, что является критическим требованием на современных полях боя.
Компания демонстрирует тренд на слияние передовых отраслей: аэрокосмической инженерии, водородной энергетики и квантовых технологий. Это больше не просто стартап по производству дронов, а компания, создающая комплексную экосистему для автономных операций.
💎 Успех Heven AeroTech знаменует новый этап в развитии беспилотной авиации, где ключевыми конкурентными преимуществами становятся не отдельные характеристики, а синергия энергоустановки, автономности и устойчивости к средствам радиоэлектронной борьбы.
@ProUAV, фото - Hevendrones
Heven AeroTech привлёк $100 млн и стал единорогом с оценкой $1 млрд
Американский разработчик беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Heven AeroTech официально вошел в клуб «единорогов». Компания объявила о закрытии раунда финансирования серии B на сумму $100 млн, в результате чего её оценка достигла $1 млрд. Инвестиции возглавил лидер в области квантовых вычислений IonQ.
Этот успех подчеркивает растущий спрос на передовые беспилотные системы двойного назначения, особенно со стороны военных.
Средства будут направлены на расширение производственных мощностей в США, развитие инфраструктуры для работы с водородным топливом и, что стоит выделить, на интеграцию квантово-защищённых систем связи и альтернативной навигации.
Основой успеха компании стала её флагманская платформа Z1 — водородный БЛА, который, по данным производителя, способен находиться в воздухе свыше 10 часов и преодолевать расстояния более 600 миль (около 965 км).
В октябре 2025 года компания и её разработка Z1 были отмечены в списке «Next Big Things in Tech» журнала Fast Company за переопределение стандартов автономности и энергоэффективности. Кроме того, платформа имеет статус Blue UAS Select, что подтверждает её безопасность и готовность к использованию в подразделениях Министерства обороны США.
Новое финансирование будет распределено по трём стратегическим направлениям:
🔸 Расширение производства в США для удовлетворения растущего спроса и укрепления цепочек поставок.
🔸 Обеспечение быстрого развёртывания, включая создание полевой инфраструктуры для генерации водорода.
🔸 Интеграция передовых систем, а именно квантово-защищённой связи, альтернативной навигации для работы без GPS и искусственного интеллекта.
Партнёрство с IonQ выходит за рамки финансового вливания. Компании объявили о создании нового инженерного подразделения, которое займётся интеграцией квантовых вычислений непосредственно в платформы Heven AeroTech.
📌 Цель — создать решения для позиционирования, навигации и синхронизации (PNT), устойчивые к радиоэлектронной борьбе, что является критическим требованием на современных полях боя.
Компания демонстрирует тренд на слияние передовых отраслей: аэрокосмической инженерии, водородной энергетики и квантовых технологий. Это больше не просто стартап по производству дронов, а компания, создающая комплексную экосистему для автономных операций.
@ProUAV, фото - Hevendrones
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
⚡1