RealAtomInfo – Telegram
RealAtomInfo
3.35K subscribers
483 photos
40 videos
67 files
912 links
AtomInfo. Всё об атоме из Обнинска, города Первой в мире.
Download Telegram
Эммануэль Макрон не оставил идею объединить французского регулятора с его техподдержкой, ASN и IRSN. Уже придумано название новому органу – AISNR. Одним из аргументов в пользу слияния называется то, что регуляторов в ASN слишком мало, всего 500 человек на полсотни с лишним энергоблоков. Критики плохо понимают, зачем это нужно, и аккуратно сравнивают с перестановкой кроватей вместо известно чего. В апреле парламент идею объединения не поддержал, посмотрим, как теперь пройдёт вторая попытка.
Пока суть да дело, западники без лишнего шума готовятся к новому формату мировой атомной отрасли, который образуется в мире, назовём его «пост-СВО». Одним из их инструментов станет IBNI – международный банк для ядерной инфраструктуры. Среди его возможных учредителей видим Штаты, Канаду, Британию, Францию и т.д. Задача банка – финансовая поддержка проектов своих членов, которых всего предполагается порядка 30. Предполагается, что в капитале банка будет порядка 5 млрд долларов государственных денег и до 25 млрд долларов от частников. Это своего рода попытка возвращения к истокам МАГАТЭ. Напомним, что атомное агентство ООН исходно создавалось как торговая организация.

Формального запрета на участие в деятельности IBNI России или Китая не будет. Зато, по нашей информации, будет набор критериев, настолько наполненных этодругином, что страны БРИКС им вряд ли смогут соответствовать.

Мы не знаем, сохранится ли в пост-СВО мире в своём нынешнем виде МАГАТЭ. Но осторожно намекаем, что пора бы и нашей стороне задуматься о чём-то своём подобном. Скажем, организовать некий орган для координации атомного сотрудничества в рамках БРИКС. Доброе утро, атом!
При словах «Нигер и уран» вспоминают французов, но там есть ещё и китайцы (CNNC) с рудником «Azelik». При прежнем руководстве Нигера дела у китайцев шли так себе. Говорят, что с 2011 года они сумели добыть всего 667 тонн урана, а в 2015 году вообще были вынуждены прекратить добычу, хотя постоянно контактировали с нигерскими чиновниками на предмет устранения возникших организационных препятствий. В общем, теперь надо следить – если «Azelik» внезапно снова заработает, то в Нигере действительно что-то серьёзно поменялось.

К слову, канадская «Global Atomic», у которой в Нигере тоже есть месторождение, предвидит из-за переворота задержки с его разработкой сроком от 6 до 12 месяцев.

А вот про «Orano» птички на хвосте приносят любопытные новости. Говорят, что у группы всё же образовался дефицит урана, несмотря на прошлые бодрые заявления о том, что от Нигера она почти не зависит. Но проблема здесь, скорее всего, носит локальный характер. У французов тоже есть менеджеры, и они тоже любят «оптимизировать процессы». Дооптимизировались, по всей видимости.
В строящемся финском окончательном хранилище ОЯТ испытали швейцарскую робособаку. Два часа автономной работы, умеет сканировать окрестности и самостоятельно прокладывать маршрут. Показала себя неплохо – не застряла в канавке, перебралась через лужу и т.д. Обладает инстинктом самосохранения – не упала в оказавшийся на пути колодец.

Полезный инструмент для инспектирования труднодоступных и опасных мест на таких объектах, как хранилища ОЯТ. Главное, чтобы с инстинктом самосохранения разработчики не переборщили, а то будет как в той истории про умную бомбу, которую не сумели выпихнуть из самолёта. Доброе утро, атом! Видео с испытаний следующим постом.
«Kakrapar-3», головной индийский блок с тяжеловодником на 700 МВт(э), 30 августа был выведен на номинал (при том, что в коммерческой эксплуатации он с 30 июня). Строили блок очень долго, с 2010 года, с многочисленными переносами сроков и т.п. Но индийцы не отказываются от планов тиражировать этот проект. В общей сложности в Индии предполагается построить 16 блоков с PHWR-700. Доброе утро, атом!
По сегодняшним новостям о том, что Нигер разрешил вывоз урана во Францию, но поднял цены с 0,8 евро (!!) до 200 евро за кг.

Французы вывозят уран из Нигера раз в квартал, а то и раз в полугодие. Возможно, что подошло время очередной ежеквартальной транспортировки, и военные власти согласились пропустить грузовики с концентратом через закрытую границу с Бенином.

А вот называемые цены выглядят крайне сомнительными. Французы действительно вели себя крайне нагло в Нигере (вывозили уран без счёта и платили только некую оговоренную сумму, а нигерские политики, пытавшиеся навести порядок в урановом хозяйстве, почему-то умирали или попадали в тюрьму), но всё это было давно, в прошлом веке. Теперь Нигер работает с французами на основе новых соглашений, по которым французы выплачивают за вывезенный уран относительно приличную цену, хотя и существенно ниже спотовых значений. До Фукусимы, например, нигерский уран обходился французам примерно в 60 евро за кг, когда на спотовом рынке он мог бы продаваться даже по 150 евро за кг.

Так что 0,8 евро за кг – это какой-то ляп, причём не понятно, кто конкретно так ошибся в цифрах. Есть, конечно, вариант, что свергнутый нигерский президент настолько сильно зарвался с коррупцией, но он маловероятен.

200 евро за кг – это значительно выше рынка, и если информация верна, то нигерские военные просто берут французов за горло: «Хотите получить свой уран? Заплатите двойную цену».
Бангладешские СМИ пишут, что энергетики этой страны не поспевают за модернизацией сетей к пуску первого блока АЭС «Руппур». Сложным делом для них оказалось строительство переходов ЛЭП через реки (нужны два перехода на 7 и 9 км, соответственно), строительство подстанций и решение проблемы стабилизации частоты в сети.

Правда, объяснения приводят какие-то детские. Например, наняли энергетики (PGCB) русского консультанта, а он с началом СВО уехал, и теперь энергетики отправляют в Россию делегацию спрашивать что им делать (то есть, полтора года они просто сидели и ждали, что ли?). Доброе утро, атом!
Персонал американских АЭС открыл новый способ «подогреваться» в зоне контролируемого доступа. Нет-нет, не одеколоном! Минимум на двух станциях в начале сентября были обнаружены и изъяты бутылки с экстрактом ванили, содержание спирта в котором превышало установленные нормативы.

До последнего времени экстракт ванили на алкоголь не контролировали. Теперь лазейка закрыта, но есть ещё много других вариантов. Говорят, что на блоках с CANDU есть пневмоклапаны, пахнущие при работе корицей. Почему бы на блоках с PWR/BWR не найти арматуру, которая пахнет спиртом? 😀 Доброе утро, атом!
На нашем сайте – статья о текущем состоянии программы «Pele», это американский проект по созданию транспортабельного микрореактора для военных баз.

Военные заинтересовались возможностями малых АЭС ещё в XX веке. Причём не только американские военные, в СССР к этой теме тоже приглядывались. Тогда же, в XX веке военные поняли, что обычная военная база – это цель, а военная база с ядерным реактором – это очень привлекательная цель. Поэтому появилось требование, что военная малая АЭС должна быть передвижной или хотя бы перемещаемой, да и задачи её стали немного другими. В XX веке не получилось, теперь американцы вышли на новую итерацию.

С другой стороны, уж больно шумно и открыто ведётся программа «Pele». И у нас закрадывается подозрение – а не хотят ли американские частные фирмы за счёт денег из военного бюджета получить для своих проектов микрореакторов референтность? Слова топ-менеджера из BWXT, которые есть в нашем материале, такой вывод косвенным образом подтверждают. Доброе утро, атом!
По вчерашним словам Гросси об отсутствии значительных радиологических последствий от применения снарядов с обеднённым ураном. Бесполезно было задавать ему такой вопрос, это позиция МАГАТЭ и другого он сказать просто не мог.

Такую позицию МАГАТЭ выработало в своё время, чтобы успокоить сербов (а заодно и болгар, у которых после бомбёжек Югославии стали пропадать урожаи). Если в двух словах, то всё безопасно, только руками пенетраторы не трогать, а ещё уран может в воду попасть, ну тогда воду не пить мониторить.

Спрашивать Гросси о рисках снарядов с обеднённым ураном ровно также бессмысленно, как спрашивать его же о рисках слива загрязнённой тритием воды с Фукусимы. Он по должности обязан отвечать: «Рисков нет».
Белоруссия рассматривает свой сектор чернобыльской зоны как одно из двух мест для строительства пункта захоронения РАО. Вариант построить его рядом с БелАЭС тоже пока сохраняется. Об этом говорится в большом репортаже наших коллег из «Белатома» с общественных слушаний перед вводом второго блока БелАЭС в эксплуатацию. Доброе утро, атом!
Вчера в очередной раз всплыла тема о топливе «Framatome» для европейских блоков с ВВЭР, на сей раз в контексте АЭС «Пакш-2». Мы пока что никак не комментируем эту тему, но интересующимся советуем вдумчиво прочитать цитату из вчерашнего французского заявления для прессы. Даём как есть, чтобы не испортить смысл переводом.

“In the short-term, Framatome will provide the proven and incumbent design and in the mid-term, Framatome is the only fuel supplier able to guarantee a sovereign European solution, with a fully-European design, manufacturing and components supply chain, thanks to our longstanding, proven expertise and track records.”
Как знает любой способный правильно расшифровать аббревиатуру ВВЭР, у французов нет своего «proven and incumbent design» топлива для ВВЭР.
Вывоз французского урана из Нигера по-прежнему невозможен из-за перекрытия границ. Кроме того, на действующем урановом руднике «Arlit», который контролируется французами, заканчиваются запасы необходимых химических реагентов, поэтому вместо производственных работ на руднике переходят к досрочной профилактике и ремонту. Доброе утро, атом!
Говорят, что это баржа с двумя парогенераторами для АЭС «Куданкулам», которая оторвалась от буксира и села на мель в индийском морском порту Тутикорин. Станция обещает, что баржу снимут с мели в ближайшие два-три дня.
Можно сколько угодно потешаться над Руандой, подписавшей соглашение с неведомой фирмой из Канады на строительство ещё более неведомого двухжидкостного исследовательского реактора. Мы и сами не верим, что этот проект получится. Но пример Руанды стал хорошим поводом задуматься, какие ИРы нужны странам-новичкам? Типовые, на которых можно разве что учить студентов, да нарабатывать один-два изотопа? Или инновационные и прорывные, которых ни у кого больше нет?

Во втором случае велика вероятность, что проект не будет доведён до конца. Но финансовые последствия неудачи вовсе не запредельные (Руанда говорит о 75 млн долларов), а потенциальный выигрыш при удачном завершении проекта очень и очень привлекателен. Стоит задуматься. Доброе утро, атом!
В Казахстане идёт подготовка к референдуму о строительстве АЭС. О том, как идёт подготовка, каналу «Евразия.Эксперт» рассказала исполнительный директор Научно-технического центра безопасности ядерных технологий Казахстана Ирина Тажибаева.
Военные США поддержат второй проект транспортабельного микрореактора по программе «Pele». Контракт подписан с компанией «X-energy», это тоже ВТГР-овская команда. В отличие от контракта с BWXT, в этом случае речь идёт пока только о проектировании, причём даже не до уровня техпроекта.

По севшей на мель барже с куданкуламскими парогенераторами на выходных хороших новостей не было. В индийских СМИ пишут, что подошёл буксир из Шри-Ланки, но сдёргивать баржу с мели не стали, так как есть подозрение на пробоину. Возможно, к барже возведут насыпь. Следим за ситуацией. Доброе утро, атом!
Федеральный окружной суд США в округе Колумбия отклонил иск «Вестингауза» к южнокорейским KHNP и KEPCO. Напомним, что «Вестингауз» добивается запрета на экспорт реакторов APR-1400 без своего разрешения, так как, по его мнению, этот проект не является лицензионно чистым.

Но это всего лишь промежуточный финиш. Суд не стал рассматривать дело по существу и отклонил иск под формальным предлогом (в переводе на русский, требовать наложить запрет на экспорт из третьей страны имеет право только госведомство США, а не частная компания). Так что разбирательство с большой вероятностью ещё продолжится, посмотрим, какой ход сделает «Вестингауз». Доброе утро, атом!
Если верить этой очаровательной даме, то с парогенераторами на севшей на мель в индийском Тутикорине всё хорошо, но баржу всё-таки решили не снимать, а делать к ней насыпь. Удачи, парни!