В диалоге Пилата с Христом видится одна ошибка, которую по сей день совершают земные правители: получив власть они думают, что она у них абсолютна.
Пилат, недоумевая, почему Иисус перестал отвечать на его вопросы, говорит: «Мне ли Ты не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» И получает ответ: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».
На месте Христа сегодня стоит Его Церковь, а вместо Пилата – современные его коллеги. И диалог между ними сейчас очень напоминает тот самый диалог с Евангелия. Точно так же многие властители ведут себя дерзко по отношению к Церкви, угождают вышестоящим начальникам и при малейшей угрозе потерять "дружбу с кесарем" готовы на любую подлость.
Но мало кто из них дочитывал Евангелие до конца, чтобы понять, чем все-таки закончилась история, которая началась во дворце Пилата. А закончилась она большим позором тех, кто решил, что имеет власть распоряжаться жизнью и смертью. Эти же дворцовые стены, которые слышали хвастовство Пилата, шантаж со стороны фарисеев испортить дружбу с кесарем, через несколько дней услышали растерянные голоса вчерашних «силачей».
Когда воины, стерегущие гроб, в ужасе прибежали и рассказали о случившемся, то сразу куда-то исчезла храбрость властных правителей. И вместо того, чтобы признать свою неправоту и фактическое поражение, они продолжают суетиться: подкупают воинов и заставляют их лгать. «Собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28, 11-15).
И сейчас многие «иудеи» уверены, что с помощью власти и финансов можно вершить историю, но только их всласть и деньги бессильны против Воскресшего Христа. Те, кто забывает сегодня о силе Церкви и её истинной природе, как и Пилат, могут временно потешить своё тщеславие, но в конечном им придется увидеть собственное бессилие.
Пилат, недоумевая, почему Иисус перестал отвечать на его вопросы, говорит: «Мне ли Ты не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» И получает ответ: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».
На месте Христа сегодня стоит Его Церковь, а вместо Пилата – современные его коллеги. И диалог между ними сейчас очень напоминает тот самый диалог с Евангелия. Точно так же многие властители ведут себя дерзко по отношению к Церкви, угождают вышестоящим начальникам и при малейшей угрозе потерять "дружбу с кесарем" готовы на любую подлость.
Но мало кто из них дочитывал Евангелие до конца, чтобы понять, чем все-таки закончилась история, которая началась во дворце Пилата. А закончилась она большим позором тех, кто решил, что имеет власть распоряжаться жизнью и смертью. Эти же дворцовые стены, которые слышали хвастовство Пилата, шантаж со стороны фарисеев испортить дружбу с кесарем, через несколько дней услышали растерянные голоса вчерашних «силачей».
Когда воины, стерегущие гроб, в ужасе прибежали и рассказали о случившемся, то сразу куда-то исчезла храбрость властных правителей. И вместо того, чтобы признать свою неправоту и фактическое поражение, они продолжают суетиться: подкупают воинов и заставляют их лгать. «Собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28, 11-15).
И сейчас многие «иудеи» уверены, что с помощью власти и финансов можно вершить историю, но только их всласть и деньги бессильны против Воскресшего Христа. Те, кто забывает сегодня о силе Церкви и её истинной природе, как и Пилат, могут временно потешить своё тщеславие, но в конечном им придется увидеть собственное бессилие.
🙏23👍11🤔1
Когда мы думаем о духовной жизни, то чаще всего нам видится сложный механизм, разобраться в котором очень непросто. Существует много наставлений святых отцов, которые нужно не просто знать, а еще воспользоваться ими в конкретный момент испытания. На практике же получается, что все наши знания в нужный момент куда-то деваются и наш ум напоминает человека, который выучил много иностранных слов, а когда нужно говорить он начинает долго вспоминать эти слова и упускает момент для общения.
Ведь жить духовной жизнью – это означает научиться свободно говорить на иностранном языке, когда ты не ищешь каждое слово по целой минуте. Для этого нужна практика. Поэтому и в духовной жизни самое главное – это приобретенный опыт, а не сухое знание. Нельзя позволить себе увязнуть в изучении правил, оставив практику. Ведь именно она позволяет человеку быстро ориентироваться и принимать решения, то есть говорить, а не вспоминать языковые конструкции.
Когда-то в начале 2000-х по телевизору показывали интеллектуальное шоу «Самый умный». Основной целью участников было продемонстрировать свои знания, отвечая на вопросы из разных областей. В отборочном раунде ведущая задавала вопросы, на которые нужно было быстро отвечать. Выигрывал тот, кто за определенное время отвечал на бóльшее количество вопросов. Нельзя было терять ни секунды. Если не знаешь ответа на вопрос, нужно говорить «дальше» и переходить к следующему. Малейшее раздумывание грозило выходом из игры.
Наша духовная жизнь в чем-то напоминает эту самую игру. Если мы будем постоянно зацикливаться на сделанных ошибках, копаться в деталях, долго выяснять «почему же так случилось?», искать подходящий случай из Патерика, мы рискуем стать духовными аналитиками, но не практиками. Нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибки. Но если она уже произошла, важно не зацикливаться на ней. Вместо этого стоит сосредоточиться на настоящем, чтобы не допускать новых падений.
Апостол Павел говорит, что мы должны «забывая задняя простираться вперед» Фил. 3, 13. «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» Фил. 3, 16. Это означает, что нужно отталкиваться от той ступени, на которой человек находится в данный момент и идти дальше. Не мечтать о подвигах святых отцов, не роптать на неподходящие условия для спасения, а быть включенным в жизнь в конкретный момент времени. Все внимание заострять на текущем вопросе, забывая предыдущие и не боясь последующих.
Нужно научиться «быстро отвечать», так как время истекает, ⏳ и застряв на одном вопросе никогда не узнаешь следующий. И речь здесь идет не просто о спешке, а о навыке реагировать без промедления, опираясь на опыт. Нужно «заговорить» в духовной жизни, а не учить все время правила. Да поможет нам в этом Господь!
Ведь жить духовной жизнью – это означает научиться свободно говорить на иностранном языке, когда ты не ищешь каждое слово по целой минуте. Для этого нужна практика. Поэтому и в духовной жизни самое главное – это приобретенный опыт, а не сухое знание. Нельзя позволить себе увязнуть в изучении правил, оставив практику. Ведь именно она позволяет человеку быстро ориентироваться и принимать решения, то есть говорить, а не вспоминать языковые конструкции.
Когда-то в начале 2000-х по телевизору показывали интеллектуальное шоу «Самый умный». Основной целью участников было продемонстрировать свои знания, отвечая на вопросы из разных областей. В отборочном раунде ведущая задавала вопросы, на которые нужно было быстро отвечать. Выигрывал тот, кто за определенное время отвечал на бóльшее количество вопросов. Нельзя было терять ни секунды. Если не знаешь ответа на вопрос, нужно говорить «дальше» и переходить к следующему. Малейшее раздумывание грозило выходом из игры.
Наша духовная жизнь в чем-то напоминает эту самую игру. Если мы будем постоянно зацикливаться на сделанных ошибках, копаться в деталях, долго выяснять «почему же так случилось?», искать подходящий случай из Патерика, мы рискуем стать духовными аналитиками, но не практиками. Нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибки. Но если она уже произошла, важно не зацикливаться на ней. Вместо этого стоит сосредоточиться на настоящем, чтобы не допускать новых падений.
Апостол Павел говорит, что мы должны «забывая задняя простираться вперед» Фил. 3, 13. «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» Фил. 3, 16. Это означает, что нужно отталкиваться от той ступени, на которой человек находится в данный момент и идти дальше. Не мечтать о подвигах святых отцов, не роптать на неподходящие условия для спасения, а быть включенным в жизнь в конкретный момент времени. Все внимание заострять на текущем вопросе, забывая предыдущие и не боясь последующих.
Нужно научиться «быстро отвечать», так как время истекает, ⏳ и застряв на одном вопросе никогда не узнаешь следующий. И речь здесь идет не просто о спешке, а о навыке реагировать без промедления, опираясь на опыт. Нужно «заговорить» в духовной жизни, а не учить все время правила. Да поможет нам в этом Господь!
👍17🙏11🔥4
Forwarded from МАРАН АФА Блог Иоанна Бурдина
(Начало выше)
Своей проповедью Христос отнимает у меня иллюзорную надежду сделать себя подобным Богу, достойным Его. Но отнимая ее, даёт взамен нечто намного большее - уверенность в Его безграничной любви ко мне.
И не только ко мне. Эту мысль мне гораздо сложнее принять, но без нее, мне совершенно не на что надеяться. Нет человека на земле (самого страшного убийцы, самого извращенного насильника), который был бы полностью лишён любви Божией. Христос молится даже о Своих палачах.
Абсолютному идеалу соответствует абсолютная благодать. Невозможное Закону, возможно Любви. И тем более "нет ныне никакого осуждения для тех, кто находится во Христе Иисусе" (Рим. 8:1 - окончание фразы в синодальном переводе "живут не по плоти, но по духу" в древних кодексах не встречается и в современных переводах отсутствует).
Дух Божий, живущий во мне, обличает все мои попытки притвориться праведником, но Он же каждый день и каждый час вопиет к Отцу вместе со мною и вместо меня.
Могу ли я исполнить заповеди Божии? Нет. Должен ли? Безусловно. Могу ли сделать их менее радикальными, приспособить к своим силам? Нет: "будьте совершенны, как совершенен ваш Отец". Могу ли надеяться спастись? Безусловно.
Что я могу сделать, чтобы стать подобным Богу? Как вообще человек может стать подобен Ему? Как превратить смертное в бессмертное, человеческое в Божественное?
На это нет и не может быть ответа. Как бы ни хотелось получить точную инструкцию, расписанную по пунктам. Кроме разве что одного: "Невозможное людям возможно Богу".
Я могу быть праведен только праведностью, живущего во мне Христа. Могу быть совершенен лишь Его совершенством. Свят Его святостью. Именно эта святость, праведность и совершенство и обличают меня, и дают мне надежду.
Нечем мне гордиться: поднявшись в одном, я тут же падаю в другом. Все, что мне остаётся на пределе отчаяния, это Духом Божиим, вошедшим в меня, открыть свое сердце и сказать:
"Только Ты знаешь, что сделать со мною. Ей, гряди Господи Иисусе! Маран Афа!".
Своей проповедью Христос отнимает у меня иллюзорную надежду сделать себя подобным Богу, достойным Его. Но отнимая ее, даёт взамен нечто намного большее - уверенность в Его безграничной любви ко мне.
И не только ко мне. Эту мысль мне гораздо сложнее принять, но без нее, мне совершенно не на что надеяться. Нет человека на земле (самого страшного убийцы, самого извращенного насильника), который был бы полностью лишён любви Божией. Христос молится даже о Своих палачах.
Абсолютному идеалу соответствует абсолютная благодать. Невозможное Закону, возможно Любви. И тем более "нет ныне никакого осуждения для тех, кто находится во Христе Иисусе" (Рим. 8:1 - окончание фразы в синодальном переводе "живут не по плоти, но по духу" в древних кодексах не встречается и в современных переводах отсутствует).
Дух Божий, живущий во мне, обличает все мои попытки притвориться праведником, но Он же каждый день и каждый час вопиет к Отцу вместе со мною и вместо меня.
Могу ли я исполнить заповеди Божии? Нет. Должен ли? Безусловно. Могу ли сделать их менее радикальными, приспособить к своим силам? Нет: "будьте совершенны, как совершенен ваш Отец". Могу ли надеяться спастись? Безусловно.
Что я могу сделать, чтобы стать подобным Богу? Как вообще человек может стать подобен Ему? Как превратить смертное в бессмертное, человеческое в Божественное?
На это нет и не может быть ответа. Как бы ни хотелось получить точную инструкцию, расписанную по пунктам. Кроме разве что одного: "Невозможное людям возможно Богу".
Я могу быть праведен только праведностью, живущего во мне Христа. Могу быть совершенен лишь Его совершенством. Свят Его святостью. Именно эта святость, праведность и совершенство и обличают меня, и дают мне надежду.
Нечем мне гордиться: поднявшись в одном, я тут же падаю в другом. Все, что мне остаётся на пределе отчаяния, это Духом Божиим, вошедшим в меня, открыть свое сердце и сказать:
"Только Ты знаешь, что сделать со мною. Ей, гряди Господи Иисусе! Маран Афа!".
❤13🙏9
Вот, что пишет святитель Иоанн Златоуст о сложности священнической проповеди:
«Люди большей частью привыкли слушать не для пользы, а для удовольствия, представляя себя как бы судьями трагиков или игроков на музыкальном инструменте…
Здесь нужен человек с душой мужественной, много превосходящей нашу немощь, чтобы он мог отвлекать народ от этого непристойного и бесполезного удовольствия и приучать его к слушанию более полезного так, чтобы народ ему следовал и повиновался, а не он руководился прихотями народа.
Но этого нельзя достигнуть иначе, как двумя способами: презрением похвал и силой слова. Если не будет одного из них, то и остальной по отделении от первого, будет бесполезен. Если презирающий похвалы не преподает учения, «растворенного благодатию и солию» (Кол.4:6), то он лишается уважения у народа, не получая никакой пользы от своего великодушия; а если исправный по этой части будет прельщаться славою рукоплесканий, то произойдет одинаковый вред и для народа, и для него самого, как старающегося по пристрастию к похвалам говорить более для удовольствия, нежели для пользы слушателей.
И как тот, кто не имеет пристрастия к похвалам и не умеет говорить, хотя не угождает народу, но не может приносить ему и какой-либо значительной пользы от того, что не может ничего сказать; так и увлекающийся страстью к похвалам, хотя может вести беседы назидательные для народа, но вместо них предлагает то, что более услаждает слух, приобретая этим себе шум рукоплесканий».
«Люди большей частью привыкли слушать не для пользы, а для удовольствия, представляя себя как бы судьями трагиков или игроков на музыкальном инструменте…
Здесь нужен человек с душой мужественной, много превосходящей нашу немощь, чтобы он мог отвлекать народ от этого непристойного и бесполезного удовольствия и приучать его к слушанию более полезного так, чтобы народ ему следовал и повиновался, а не он руководился прихотями народа.
Но этого нельзя достигнуть иначе, как двумя способами: презрением похвал и силой слова. Если не будет одного из них, то и остальной по отделении от первого, будет бесполезен. Если презирающий похвалы не преподает учения, «растворенного благодатию и солию» (Кол.4:6), то он лишается уважения у народа, не получая никакой пользы от своего великодушия; а если исправный по этой части будет прельщаться славою рукоплесканий, то произойдет одинаковый вред и для народа, и для него самого, как старающегося по пристрастию к похвалам говорить более для удовольствия, нежели для пользы слушателей.
И как тот, кто не имеет пристрастия к похвалам и не умеет говорить, хотя не угождает народу, но не может приносить ему и какой-либо значительной пользы от того, что не может ничего сказать; так и увлекающийся страстью к похвалам, хотя может вести беседы назидательные для народа, но вместо них предлагает то, что более услаждает слух, приобретая этим себе шум рукоплесканий».
🙏19👍6❤1
Сила одного смиренного слова
«И отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
Ибо, услышав о Нем, одна женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, пришла и пала к ногам Его.
А женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка, и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
И сказал Ей: за это слово — пойди, бес вышел из твоей дочери.
И придя в свой дом, она нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели.» (Мк. 7, 24-30)
Одно смиренное слово изменило судьбу этой женщины и ее дочери. Она не возмутилась, не обиделась, не стала спорить, но с кротостью приняла слова Христа, смиренно уповая на Его милость. И за это слово она получила не только исполнение просьбы, но и явное свидетельство силы смирения. Господь не оставляет тех, кто с доверием и покорностью принимает Его волю. Нам всегда стоит помнить, что одно слово, сказанное с верой и смирением, может изменить нашу жизнь.
«И отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
Ибо, услышав о Нем, одна женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, пришла и пала к ногам Его.
А женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка, и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
И сказал Ей: за это слово — пойди, бес вышел из твоей дочери.
И придя в свой дом, она нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели.» (Мк. 7, 24-30)
Одно смиренное слово изменило судьбу этой женщины и ее дочери. Она не возмутилась, не обиделась, не стала спорить, но с кротостью приняла слова Христа, смиренно уповая на Его милость. И за это слово она получила не только исполнение просьбы, но и явное свидетельство силы смирения. Господь не оставляет тех, кто с доверием и покорностью принимает Его волю. Нам всегда стоит помнить, что одно слово, сказанное с верой и смирением, может изменить нашу жизнь.
❤18🙏13
“Отойди от Меня, сатана”
Когда Христос начал открыто говорить ученикам, что Ему “много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть” (Мк. 8, 31), Петр, движимый человеческим сочувствием, начал отговаривать Его: «Да не будет этого с Тобой».
Что отвечает Господь? “Отойди от Меня, сатана! Потому что ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мк. 8, 33).
Жесткий ответ. Христос не принимает компромиссов. Даже если этот компромисс кажется продиктованным заботой, даже если он основан на самых добрых намерениях. Путь к Богу не принимает человеческих расчетов.
Но сколько раз мы сами мыслим, как Петр? И не только миряне, но и люди в Церкви – на всех уровнях. Сколько раз мы говорим: “Надо сохранить наши традиционные ценности, надо отстоять влияние Церкви, надо проявить гибкость, чтобы выжить, иначе нас уничтожат”.
Но Христос не “сохранял” земные ценности. Даже жизнь Свою он отдал, которая, конечно же, имела огромную ценность, особенно для тех, кто получал от Него исцеления. Но получить возможность для нас всех жить вечной жизнью с Богом намного ценнее временных исцелений отдельных людей. Поэтому Христос шел до конца, не сворачивал, не оглядывался на последствия, не искал земного, а исполнял волю Отца.
Церковь – это Тело Христово. Но как легко мы забываем, что она не выживает за счет компромиссов, а живет, потому что следует Христу. Не человеческое должно нас волновать, а Божие.
Когда Христос начал открыто говорить ученикам, что Ему “много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть” (Мк. 8, 31), Петр, движимый человеческим сочувствием, начал отговаривать Его: «Да не будет этого с Тобой».
Что отвечает Господь? “Отойди от Меня, сатана! Потому что ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мк. 8, 33).
Жесткий ответ. Христос не принимает компромиссов. Даже если этот компромисс кажется продиктованным заботой, даже если он основан на самых добрых намерениях. Путь к Богу не принимает человеческих расчетов.
Но сколько раз мы сами мыслим, как Петр? И не только миряне, но и люди в Церкви – на всех уровнях. Сколько раз мы говорим: “Надо сохранить наши традиционные ценности, надо отстоять влияние Церкви, надо проявить гибкость, чтобы выжить, иначе нас уничтожат”.
Но Христос не “сохранял” земные ценности. Даже жизнь Свою он отдал, которая, конечно же, имела огромную ценность, особенно для тех, кто получал от Него исцеления. Но получить возможность для нас всех жить вечной жизнью с Богом намного ценнее временных исцелений отдельных людей. Поэтому Христос шел до конца, не сворачивал, не оглядывался на последствия, не искал земного, а исполнял волю Отца.
Церковь – это Тело Христово. Но как легко мы забываем, что она не выживает за счет компромиссов, а живет, потому что следует Христу. Не человеческое должно нас волновать, а Божие.
❤20🙏4👍3
🌿 Двое спасённых из шестисот тысяч: урок верности Богу
После долгого пути через пустыню народ Израиля подошёл к границам Ханаана – Земли Обетованной. Чтобы узнать, какая она, Моисей отправил туда двенадцать разведчиков, соглядатаев, по одному от каждого колена Израилева. Они провели в той земле сорок дней, исследуя её.
Когда они вернулись, они несли с собой огромную виноградную кисть, которую пришлось нести на шесте двоим мужчинам, а также гранаты и смоквы. Они сказали:
«Мы пришли в землю, в которую ты послал нас; в ней течёт молоко и мёд, и вот плоды её» (Чис. 13, 27).
Но затем их голос изменился, и они продолжили:
«Только народ, живущий на земле той, силён, и города укреплённые, весьма большие; и сынов Енаковых (великанов) мы там видели» (Чис. 13, 28).
Они говорили, что в этой земле живут амаликитяне, хетты, иевусеи, аморреи, хананеи – народы, которые были известны как воинственные и могущественные. Их города – крепости, с высокими стенами. Их воины – великаны. Их земля – место, где чужеземцы не выживают.
«Мы не можем идти против народа сего, ибо он сильнее нас», – заявили разведчики.
И чем больше они говорили, тем сильнее страх охватывал народ. “Земля поедает живущих на ней!” – кричали они. “Мы там видели исполинов! Мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же мы были и в их глазах!”
Наступил хаос. Люди начали роптать, жаловаться, кричать:
«О, если бы мы умерли в пустыне! Лучше нам возвратиться в Египет!» (Чис. 14, 2-3).
Но один человек встал – Халев, сын Иефониин.
Он успокоил народ перед Моисеем и твёрдо сказал:
«Мы можем идти и завладеть этой землёй, потому что мы одолеем её!» (Чис. 13, 30).
Но остальные соглядатаи продолжали пугать народ: “Мы не сможем! Они сильнее нас! Мы все погибнем!”
Тогда Халев и Иисус Навин разодрали свои одежды и громко воскликнули:
«Если Господь милостив к нам, Он введёт нас в землю сию и даст её нам… только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа сей земли, ибо он достанется нам! С нами Господь – не бойтесь их!» (Чис. 14, 8-9).
Но народ не слушал. Они хотели побить их камнями.
Тогда явилась Слава Божия, и Господь сказал:
«Доколе будет раздражать Меня народ сей? Доколе не поверят Мне при всех знамениях, которые Я сделал среди них?» (Чис. 14, 11).
И Господь изрёк суд: все, кто роптал, не войдут в Землю Обетованную. Все мужчины старше 20 лет, кроме Иисуса Навина и Халева, умрут в пустыне.
Мы все идём к «Земле Обетованной». Но всегда будут «соглядатаи», которые увидят только великанов и укреплённые города и скажут: «не получится».
Каждому приходится делать выбор:
• Быть среди тех, кто испугался и начал роптать.
• Или быть, как Халев и Иисус Навин – верить, что если Господь ведёт, Он даст силы победить.
Не нужно бояться. Если Бог даёт путь, Он Сам проведёт по нему!
После долгого пути через пустыню народ Израиля подошёл к границам Ханаана – Земли Обетованной. Чтобы узнать, какая она, Моисей отправил туда двенадцать разведчиков, соглядатаев, по одному от каждого колена Израилева. Они провели в той земле сорок дней, исследуя её.
Когда они вернулись, они несли с собой огромную виноградную кисть, которую пришлось нести на шесте двоим мужчинам, а также гранаты и смоквы. Они сказали:
«Мы пришли в землю, в которую ты послал нас; в ней течёт молоко и мёд, и вот плоды её» (Чис. 13, 27).
Но затем их голос изменился, и они продолжили:
«Только народ, живущий на земле той, силён, и города укреплённые, весьма большие; и сынов Енаковых (великанов) мы там видели» (Чис. 13, 28).
Они говорили, что в этой земле живут амаликитяне, хетты, иевусеи, аморреи, хананеи – народы, которые были известны как воинственные и могущественные. Их города – крепости, с высокими стенами. Их воины – великаны. Их земля – место, где чужеземцы не выживают.
«Мы не можем идти против народа сего, ибо он сильнее нас», – заявили разведчики.
И чем больше они говорили, тем сильнее страх охватывал народ. “Земля поедает живущих на ней!” – кричали они. “Мы там видели исполинов! Мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же мы были и в их глазах!”
Наступил хаос. Люди начали роптать, жаловаться, кричать:
«О, если бы мы умерли в пустыне! Лучше нам возвратиться в Египет!» (Чис. 14, 2-3).
Но один человек встал – Халев, сын Иефониин.
Он успокоил народ перед Моисеем и твёрдо сказал:
«Мы можем идти и завладеть этой землёй, потому что мы одолеем её!» (Чис. 13, 30).
Но остальные соглядатаи продолжали пугать народ: “Мы не сможем! Они сильнее нас! Мы все погибнем!”
Тогда Халев и Иисус Навин разодрали свои одежды и громко воскликнули:
«Если Господь милостив к нам, Он введёт нас в землю сию и даст её нам… только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа сей земли, ибо он достанется нам! С нами Господь – не бойтесь их!» (Чис. 14, 8-9).
Но народ не слушал. Они хотели побить их камнями.
Тогда явилась Слава Божия, и Господь сказал:
«Доколе будет раздражать Меня народ сей? Доколе не поверят Мне при всех знамениях, которые Я сделал среди них?» (Чис. 14, 11).
И Господь изрёк суд: все, кто роптал, не войдут в Землю Обетованную. Все мужчины старше 20 лет, кроме Иисуса Навина и Халева, умрут в пустыне.
Мы все идём к «Земле Обетованной». Но всегда будут «соглядатаи», которые увидят только великанов и укреплённые города и скажут: «не получится».
Каждому приходится делать выбор:
• Быть среди тех, кто испугался и начал роптать.
• Или быть, как Халев и Иисус Навин – верить, что если Господь ведёт, Он даст силы победить.
Не нужно бояться. Если Бог даёт путь, Он Сам проведёт по нему!
🙏23❤9👍3👏2
О пастырском слове и реакции паствы
Есть один очень поучительный эпизод в Евангелии от Луки, в 4-й главе. Христос после искушения в пустыне приходит в Назарет и заходит в синагогу, где начинает читать отрывок из книги пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение…» (Лк. 4, 18–19)
И, закрыв книгу, Христос говорит «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
Как же реагируют люди?
«И все засвидетельствовали Ему это и дивились словам благодати, исходившим из уст Его…» (Лк. 4, 22)
Пока звучат слова утешения и обетований — всё хорошо. Все восхищаются. Но Христос продолжает, говоря о том, что ни один пророк не принимается в своём отечестве, и приводит в пример пророка Илию, посланного не к вдовам Израиля, а к язычнице в Сарепту Сидонскую; и Елисея, исцелившего не иудеев, а сирийца Неемана. И вот тут реакция меняется мгновенно: «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости, и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4, 28–29)
Вот она — настоящая реакция на слово обличения. Пока звучит то, что приятно — всё хорошо. Стоит затронуть самолюбие — появляется раздражение, обида, даже гнев.
Так было тогда. Так бывает и сегодня, почти на каждом приходе. Но истинный пастырь — это не артист, который должен развлекать и радовать публику. Его слово — не обязано быть “приятным”. Оно должно быть истинным. Но истина Божия часто горька для души, живущей по гордости. Боль — это часть врачевания. Не всякое неудобное слово — осуждение. Часто это — лекарство. И вопрос не в пастыре, а в нашем сердце: готово ли оно к исцелению?
Есть один очень поучительный эпизод в Евангелии от Луки, в 4-й главе. Христос после искушения в пустыне приходит в Назарет и заходит в синагогу, где начинает читать отрывок из книги пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение…» (Лк. 4, 18–19)
И, закрыв книгу, Христос говорит «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
Как же реагируют люди?
«И все засвидетельствовали Ему это и дивились словам благодати, исходившим из уст Его…» (Лк. 4, 22)
Пока звучат слова утешения и обетований — всё хорошо. Все восхищаются. Но Христос продолжает, говоря о том, что ни один пророк не принимается в своём отечестве, и приводит в пример пророка Илию, посланного не к вдовам Израиля, а к язычнице в Сарепту Сидонскую; и Елисея, исцелившего не иудеев, а сирийца Неемана. И вот тут реакция меняется мгновенно: «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости, и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4, 28–29)
Вот она — настоящая реакция на слово обличения. Пока звучит то, что приятно — всё хорошо. Стоит затронуть самолюбие — появляется раздражение, обида, даже гнев.
Так было тогда. Так бывает и сегодня, почти на каждом приходе. Но истинный пастырь — это не артист, который должен развлекать и радовать публику. Его слово — не обязано быть “приятным”. Оно должно быть истинным. Но истина Божия часто горька для души, живущей по гордости. Боль — это часть врачевания. Не всякое неудобное слово — осуждение. Часто это — лекарство. И вопрос не в пастыре, а в нашем сердце: готово ли оно к исцелению?
🙏19❤18🤔1
«Кто ведёт в плен, сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых»(Апок. 13, 10)
Это слова из Апокалипсиса. Они звучат как приговор всему человеческому самолюбию,
которое пытается решить всё силой.
Каждый, кто берёт меч, кто хочет утверждать правду оружием,
в конце концов сам познает, что такое плен. Потому меч всегда находит другой меч.
Но святые живут иначе. Они не берут оружия материального — их оружие это терпение.
Не мстят — потому что доверяют суду Божию. И потому Бог Сам вступается за них.
Терпение — это не слабость,
это вера, что Господь обязательно Сам все разрешит, и что победа приходит не через меч, а через крест.
Это слова из Апокалипсиса. Они звучат как приговор всему человеческому самолюбию,
которое пытается решить всё силой.
Каждый, кто берёт меч, кто хочет утверждать правду оружием,
в конце концов сам познает, что такое плен. Потому меч всегда находит другой меч.
Но святые живут иначе. Они не берут оружия материального — их оружие это терпение.
Не мстят — потому что доверяют суду Божию. И потому Бог Сам вступается за них.
Терпение — это не слабость,
это вера, что Господь обязательно Сам все разрешит, и что победа приходит не через меч, а через крест.
1🙏22❤5👍1
Однажды авву Исаию спросили: «Что есть сребролюбие?», и он ответил: «Это неверие Богу в том, что Он печется о тебе».
1🙏14👍6❤4
История с Древнего Патерика:
🕊️ Рассказывали об одном садовнике, что он трудился, и весь свой труд употреблял на милостыню, а себе оставлял только необходимое. Но помысл внушил ему: собери себе денег на то время, когда состаришься, или впадешь в болезнь, чтобы не потерпеть тебе крайней нужды. И собирая он наполнил горшок деньгами. Вскоре этот садовник заболел, - у него стала гнить нога, - и он истратил все деньги на врачей, не получив при этом никакой пользы. Наконец приходит один опытный врач, и говорит ему: если не отсечь тебе ногу, то сгниет все тело твое, - и он решился отсечь свою ногу. Ночью же, прийдя в самого себя и раскаявшись в том, что сделал, он сказал с воздыханием: «Помяни, Господи, дела мои прежние, которые совершил я, трудясь в саду своем, и доставляя потребное братиям!» Когда он произнес это, предстал ему Ангел Господень и сказал: «Где деньги, которые собрал ты? и где эта надежда, которую ты хранил?»Тогда, разсудив, он сказал: согрешил, Господи, прости мне! Отныне я ничего подобного не буду делать. Тогда Ангел коснулся ноги его, - и он тотчас исцелел. И встав, утром пошел в поле работать. Врач, по условию, приходит с орудием, чтобы отсечь ему ногу, - и ему говорят: он утром ушел в поле работать. Тогда врач изумившись пошел на поле, где работал он, и увидев его копающего землю, прославил Бога, даровавшего ему исцеление.
🕊️ Рассказывали об одном садовнике, что он трудился, и весь свой труд употреблял на милостыню, а себе оставлял только необходимое. Но помысл внушил ему: собери себе денег на то время, когда состаришься, или впадешь в болезнь, чтобы не потерпеть тебе крайней нужды. И собирая он наполнил горшок деньгами. Вскоре этот садовник заболел, - у него стала гнить нога, - и он истратил все деньги на врачей, не получив при этом никакой пользы. Наконец приходит один опытный врач, и говорит ему: если не отсечь тебе ногу, то сгниет все тело твое, - и он решился отсечь свою ногу. Ночью же, прийдя в самого себя и раскаявшись в том, что сделал, он сказал с воздыханием: «Помяни, Господи, дела мои прежние, которые совершил я, трудясь в саду своем, и доставляя потребное братиям!» Когда он произнес это, предстал ему Ангел Господень и сказал: «Где деньги, которые собрал ты? и где эта надежда, которую ты хранил?»Тогда, разсудив, он сказал: согрешил, Господи, прости мне! Отныне я ничего подобного не буду делать. Тогда Ангел коснулся ноги его, - и он тотчас исцелел. И встав, утром пошел в поле работать. Врач, по условию, приходит с орудием, чтобы отсечь ему ногу, - и ему говорят: он утром ушел в поле работать. Тогда врач изумившись пошел на поле, где работал он, и увидев его копающего землю, прославил Бога, даровавшего ему исцеление.
1🙏16❤13👍5
🕊 Не оставляй вражду до захода солнца
Из слов святителя Иоанна Златоуста
Мы часто откладываем примирение на потом: «поговорю завтра», «подостыну», «пусть первый подойдёт». Но святитель Иоанн Златоуст предупреждает: это опасная практика.
Он говорит: «пусть никто не остается врагом ближнего больше одного дня».
Святитель сравнивает обиду с вывихнутой костью: если её вправить сразу, то всё проходит легко; но если оставить надолго, она «с трудом выправляется и принимает прежнее положение».
То же самое — с душой.
Обида, оставленная на ночь, превращается в привычку. А привычка — в внутреннюю жестокость. Тогда мы уже не просто помним обиду — мы начинаем видеть в человеке врага.
Святитель Иоанн говорит, что когда мы долго злимся, «мы принимаем с подозрением и движения его (врага), и взгляды, и голос, и походку».
Заметьте: другой человек может и не делать ничего плохого — это наша собственная обида усиливает раздражение.
Более того, продолжающаяся вражда начинает расти уже не от поступков другого, а изнутри нас самих. Святитель пишет, что такая вражда «происходит более от самих себя, нежели от врагов».
🔹 Итак:
Святитель Иоанн Златоуст советует действовать быстро:
• не копить раздражение;
• не ждать, пока «само пройдёт»;
• не ждать шага от другого.
Он говорит: «будем всячески стараться не иметь ни с кем вражды… Чем дольше мы будем откладывать примирение, тем больше будем стыдиться…»
Из слов святителя Иоанна Златоуста
Мы часто откладываем примирение на потом: «поговорю завтра», «подостыну», «пусть первый подойдёт». Но святитель Иоанн Златоуст предупреждает: это опасная практика.
Он говорит: «пусть никто не остается врагом ближнего больше одного дня».
Святитель сравнивает обиду с вывихнутой костью: если её вправить сразу, то всё проходит легко; но если оставить надолго, она «с трудом выправляется и принимает прежнее положение».
То же самое — с душой.
Обида, оставленная на ночь, превращается в привычку. А привычка — в внутреннюю жестокость. Тогда мы уже не просто помним обиду — мы начинаем видеть в человеке врага.
Святитель Иоанн говорит, что когда мы долго злимся, «мы принимаем с подозрением и движения его (врага), и взгляды, и голос, и походку».
Заметьте: другой человек может и не делать ничего плохого — это наша собственная обида усиливает раздражение.
Более того, продолжающаяся вражда начинает расти уже не от поступков другого, а изнутри нас самих. Святитель пишет, что такая вражда «происходит более от самих себя, нежели от врагов».
🔹 Итак:
Святитель Иоанн Златоуст советует действовать быстро:
• не копить раздражение;
• не ждать, пока «само пройдёт»;
• не ждать шага от другого.
Он говорит: «будем всячески стараться не иметь ни с кем вражды… Чем дольше мы будем откладывать примирение, тем больше будем стыдиться…»
1🙏11👏4❤2
🕊️ Некто из отцов спросил авву Сисоя: «Когда я сижу в пустыне, и придет ко мне враг, желая убить меня, а я смогу противостоять ему, убить ли мне его?» Старец ответил, «Нет, но предай его Богу. Ибо какое бы искушение не нашло на человека, он должен говорить, что это по грехам его случилось с ним. Все же доброе - по милости Божией!»
1🙏14❤6
🕊️ Святитель Иоанн Златоуст о любви:
«Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен подлинной любовью, никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: «Любовь никогда не перестает».
Что ты скажешь мне в защиту свою? Что тебя обидел тот, который был почтен тобой? Или что облагодетельствованный тобой хотел убить тебя? Но если ты любишь для Христа, то происходящее с тобой располагает тебя к ещё большей любви. Что у других служит к разрушению любви, здесь то же самое служит к утверждению ее.
Почему же? Во-первых, потому, что таковой бывает для тебя виновником наград; во-вторых, потому, что он имеет нужду в большей помощи и заботливости о нем. Вот почему, кто так любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего-либо подобного. Но хотя бы его ненавидели, обижали, умерщвляли, не перестает любить, имея достаточную причину к любви – Христа. На Него неуклонно взирая, он пребывает тверд и неизменен.
И Христос таким же образом любил врагов, неблагодарных, обидчиков, поносителей, ненавистников, не хотевших и смотреть на Него, предпочитавших Ему даже дерево и камни (имеются ввиду идолы), – любил их высочайшею любовью, которой нельзя найти подобной. Он говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Смотри, как он заботится и о тех, которые распяли Его и которые столько оказали неистовства над Ним! Так говорил Он о них к Отцу: «прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34)! И впоследствии послал еще к ним учеников. Итак, поревнуем и мы этой любви, и будем взирать на нее, чтобы, сделавшись подражателями Христу, удостоиться и здешних, и будущих благ».
«Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен подлинной любовью, никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: «Любовь никогда не перестает».
Что ты скажешь мне в защиту свою? Что тебя обидел тот, который был почтен тобой? Или что облагодетельствованный тобой хотел убить тебя? Но если ты любишь для Христа, то происходящее с тобой располагает тебя к ещё большей любви. Что у других служит к разрушению любви, здесь то же самое служит к утверждению ее.
Почему же? Во-первых, потому, что таковой бывает для тебя виновником наград; во-вторых, потому, что он имеет нужду в большей помощи и заботливости о нем. Вот почему, кто так любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего-либо подобного. Но хотя бы его ненавидели, обижали, умерщвляли, не перестает любить, имея достаточную причину к любви – Христа. На Него неуклонно взирая, он пребывает тверд и неизменен.
И Христос таким же образом любил врагов, неблагодарных, обидчиков, поносителей, ненавистников, не хотевших и смотреть на Него, предпочитавших Ему даже дерево и камни (имеются ввиду идолы), – любил их высочайшею любовью, которой нельзя найти подобной. Он говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Смотри, как он заботится и о тех, которые распяли Его и которые столько оказали неистовства над Ним! Так говорил Он о них к Отцу: «прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34)! И впоследствии послал еще к ним учеников. Итак, поревнуем и мы этой любви, и будем взирать на нее, чтобы, сделавшись подражателями Христу, удостоиться и здешних, и будущих благ».
❤8🙏3👍2