#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤62💯23🕊9👍7⚡1
ДЕНЬ РЕФОРМАЦИИ
🥰 егодня в протестантском мире принято отмечать День Реформации. Почему именно сегодня?
😄 этот день 31 октября 1517 года августинский монах и доктор богословия Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к двери замковой церкви в Виттенберге. С этого момента начинается попытка реформировать Церковь, которая перерастает в настоящее религиозно-политическое противостояние.
🙂 ногие религиозные лидеры, я уверен, искренне желали изменить и реформировать Церковь, выкинув из нее все, что лично они сочли небиблейским. Многие князья Священной Римской Империи сочли это прекрасной возможностью отжать церковные земли и богаства, а также получить больше независимости от Императора.
😃 ыла война. Было много крови, интриг, взаимных проклятий и богословских споров. Говорить, что Реформация добро или зло бессмысленно. Она была результатом глубокого политического, религиозного и других кризисов и она оказала колоссальное влияние на нашу жизнь. Мы же сегодня не должны ни восторгаться, ни грозить кулаком в прошлое. Мы, православные, должны делать выводы для себя.
😊 слову, на сколько я знаю, у Дня Реформации нет одного-единственного "основателя" и "даты установления". Этот праздник формировался постепенно и стихийно. В самом начале эта была инициатива снизу, а, потом, ее подхватили правители-лютеране и стали вводить это как официальный государственный праздник.
🔠 🔠 Как и обещал, раз в месяц буду писать о Реформации. В следующий раз поговорим о некоторых политических силах, которые поддержали Лютера.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤61🔥19👍8🕊4😐3
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОЛК-ОДИНОЧКА
😃 ольше всего меня печалит не пассивность некоторых, а поразительная и принципиальная разобщенность среди православных, которую иногда встречаешь.
🙂 не кажется, что среди православных индивидуализм и жажда творческой свободы развиты выше чем в других деноминациях. Человек может гореть верой, жаждать двигать горы, но в одиночестве. Любой попытке включить в команду и двигать горы вместе (без агрессии, злобы и давления) он будет сопротивляться всеми силами. Нет. Он воин-одиночка. Одинокий волк. Он двигает горы один.
😃 олее того, часто такая яркая активная личность будет очень тяжело находить общий язык с другими яркими личностями. У других и горы будут, скорее, холмиками, да и двигать их они будут неправильно.
🙂 ы не то чтобы не умеем, а, скорее, принципиально не хотим работать друг с другом на горизонтальном уровне. На вертикальном можем. Иногда.
#мысливслух
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💯54🤔28👍22❤8🤷♂7❤🔥6😢6💔5👎1🤣1😐1
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Часть VII: Гнев
😆 оброе утро! В прошлые два понедельника мы вскользь обсудили антитезы Спасителя, а также, что означает именование Его титулом "рабби" в Евангелии. Сегодня же мы начнем изучать их более подробно, чтобы понять Его отношение к Закону Моисея. Начнем с Мф.5:21,22.
➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖
1️⃣ АНТИФАРИСЕЙСТВО ЛИ?
😉 говоримся сразу, что иногда позиция Иисуса Христа в Евангелиях совпадает с фарисейской. Это вполне нормально. Не надо рисовать Спасителя как "антифарисея" или "фарисея". Многие темы, которые поднимал Он уже остро обсуждались в иудейском обществе I в. по Р.Х. и далеко не всё, что говорили фарисеи, было злом.Также не стоит рисовать из Иисуса Христа "типичного фарисея", делая вид, что ничего глубокого, острого и нового Он не сказал. Он говорил с людьми на их языке о том, что было важно для их духовной жизни.
🥲 исус действует в рамках общих моральных интуиций иудаизма Своего времени. Для религиозных мыслителей того времени не было новостью, что гнев может привести к греху. Вот, например, мы можем найти осуждение гнева в раввинистической литературе и в книге премудрости Иисуса сына Сирахова:
😀 налогичные мысли мы видим и в "Уставе общины" в свитках Кумрана. Например, 1QS I, 9-10 призывает "любить всех сынов света и ненавидеть всех сынов тьмы". 1QS VII, 2-5 предписывает наказания за проявление гнева или глупую речь против другого члена общины.
2️⃣ НЕ УБИЙ
😌 ервая антитеза касается убийства и гнева. Начнем его разбирать с конца. Иисус рассматривает заповедь "не убивай/οὐ φονεύσεις" из Исх.20:13, Втор.5:17 и очень кратко ссылается на судебные разбирательства над убийцей (показывая нормативный вариант ее исполнения через страх перед наказанием), описанные в Исх.21:12, Лев.24:17, Чис.35. У.Луц пишет, что "ἡ κρίσις", скорее всего, стоит в значении приговора убийце.
🥲 заповедь, и наказание даны Богом. Иисус не оспаривает это. Именно в этом контексте стоит рассматривать начало речения. Оно вводится через "᾿Ηκούσατε/Вы слышали". К. Роджерс предлагает перевести "᾿Ηκούσατε" как "вы уже поняли", т.е. Мф.5:21 можно рассматривать не как оспариваемое утверждение, а как базовый уровень, который слышащие и так усвоили.
😄 сё это "сказано древним/ἐρρέθη τοῖς ἀρχαίοις" . Кто это такие? Скорее всего, здесь имеется ввиду древний Израиль, которому были даны десять заповедей.
3️⃣ ГНЕВ
😆 алее Иисус Христос излагает свой подход к исполнению заповеди "не убий" в Мф.5:22. Подчеркнем, что полемический стиль Иисуса Христа отличается от принятого среди фарисеев. Он говорит "А Я говорю вам/ἐγὼ δὲ λέγω ὑμῖν", как имеющий власть и авторитет, не ссылаясь на авторитетных учителей.
😋 ентральным моментом этого стиха является гнев (ὀργιζόμενος - прич., наст. вр., пасс. зал., Им. п. - гневающийся) и его внешнее выражение:
1️⃣ Оскорбление ῥακά - арамейский вариант иудейского "ריק" - пустой человек, дурак. За него полагается суд Синедриона.
2️⃣ Оскорбление μωρέ - глупый, безрассудный, безумный, немудрый. За него полагается Суд Божий.
😉 тметим, что, скорее всего, речь не идет про злость как эмоцию, а про сознательный выбор человека дать ли ей развитие или нет. Как мы уже сказали, Иисус действует в рамках общих моральных интуиций иудаизма Своего времени, но Он:
1️⃣ Радикализирует их, доводя до абсолютного максимума. Иисус приравнивает гнев по тяжести к убийству через использование одинаковой формулы наказания;
2️⃣ Смещает фокус с регулирования внешнего поведения на требование внутренней чистоты;
3️⃣ Провозглашает это новое требование на основании Своего собственного, независимого авторитета;
😌 озиция Иисуса – это не просто "более строгая" версия одного из фарисейских течений. Это эсхатологическая этика, провозглашающая условия для вступления в Царство Божье. Это требование радикальной святости.
*️⃣ ЛИТЕРАТУРА см. прошлые посты + Дж.Данн "Jesus Remembered"
НаучПоп
#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Часть VII: Гнев
Отсюда учи, что беспричинная ненависть равна трём преступлениям: идолопоклонству, открытию наготы и пролитию крови.
[Йома 9b]
Злоба и гнев – тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими.
[Сир.27:33]
НаучПоп
#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤38👍10🕊7🙏3❤🔥1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
С ПРАЗДНИКОМ, МОИ ДОРОГИЕ!!!!
Было очень необычно слышать на литургии возглас на трех разных языках: греческом, арабском и церковнославянском. На видео представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон.
Было очень необычно слышать на литургии возглас на трех разных языках: греческом, арабском и церковнославянском. На видео представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон.
🔥43❤24❤🔥8🙏7
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤74👍33🙏19❤🔥6🤔5👎1🔥1😐1
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1❤77💯31🔥25👍12👏5😨3❤🔥2🤔1🙏1
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤51🕊4⚡3🙏3🔥2👍1
Из недавних разговоров с одним умным человеком:
— Отче, ну как реагировать вот на это выссказывание отца N. Это же ужас.
— Есть много замечательных блогов, которые можно, просто, не читать.
#мысливслух
— Отче, ну как реагировать вот на это выссказывание отца N. Это же ужас.
— Есть много замечательных блогов, которые можно, просто, не читать.
#мысливслух
😁53🔥24💯21❤8🕊4👎1😐1
ПАКИ И ПАКИ ПРО ОБРАЗОВАНИЕ
😉 дна из задач педагога духовной семинарии — привить студенту вкус к исследованиям, а не давать готовый, разжёванный материал для усвоения. Каюсь. Я сам этим грешил. Без жажды исследовать, без привычки разобраться самому, священник, выйдя за пределы семинарии, отложит книги в сторону и не будет ни читать, ни узнавать нового. Он останется поверхностным. У него в голове будут лишь готовые ответы, к которым он сам не пришёл.
😉 н не будет приучен задавать вопросы ни себе, ни своей вере, и на подобные вопросы от других он будет реагировать враждебно. Более того, велики шансы, что, столкнувшись впервые с такими вопросами, он впадёт в очень глубокий кризис. Почему? Да потому что не думал он об этом никогда. Пастырь должен быть развит и духовно, и интеллектуально.
❗️ Всё это — сугубо моё личное мнение.
#мысливслух
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤51💯29👍22🔥11🤔7❤🔥1
ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ АРКАДИЙ
😄 сей своей светлой и чистой душой Гипотетический Аркадий ненавидел модернистов. Сии безбожники вечно пытаются поставить Православие на колени перед миром. Они — пятна на чистом хитоне Церкви! Душа Аркадия клокотала от яростного желания борьбы, но, к сожалению, Церковь к его мнению не прислушивалась.
😌 ервым модернистом в епархии N был отец Е. Безбожник и либерал! Он вел свой крохотный бложик, где регулярно писал о частом Причастии, разборах Писания, о допустимости юмора и пр. Каждый пост отца Е. вызывал у Аркадия праведную и чистую ярость. Он жаловался в епархию, читал молитву задержания, заказывал молитву с усилением, но ничего не выходило. Отец Е. был здоров и, как на зло, улыбался каждый раз, когда видел Аркадия.
🙃 о большей жутью было даже не это. Отца Е. любили! У его постов были куча лайков и восторженных комментариев, в то время как у блога Аркадия "Антимодернистский антимодернизм" был только один подписчик — его бабушка.
😌 осле долгих бессонных молитвенных ночей и бесконечного перечитывания богомерзких постов Аркадия осенило! С трясущимися руками он побежал к компьютеру, открыл блог отца Е. и с большим облегчением поставил смайлик какашки под каждым постом. На это потребовалось несколько часов, но после этого юный Аркадий успокоился и почувствовал мир в душе. Вот его крест. Его смайлик какашки будет первым, что увидит отец Е. под каждым своим текстом.
😌 усть знает, что есть еще верные чада, которых не ослепили его речи...
🔠 Часть I
#юмор
#юмор
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1😁144👍24🔥16❤12👏11😢7💯6❤🔥2🤩2🙈2👎1
Когда мы говорим о Боге, о вере, о Церкви важно хоть иногда задумываться, а нас, вообще, понимают или мы говорим сами себе о самих себе? А смыл, тогда, говорить, если тебя не понимают? Возможно, надо искать такой язык, который другие поймут?
#мысливслух
#мысливслух
1❤🔥38👍24❤20😐2 1
В это воскресенье поговорим о следующей части Символа Веры:
И воскресшего в третий день, согласно Писанию;
Если вы живете в Казани и хотели бы разбирать Символ Веры, а также задать много-много вопросов, то приходите, буду рад. Ну, или мы можем с вами договориться о встрече (что немного сложнее).
С наступающим Воскресным Днем!!!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤🔥36🙏17💔17🔥6👍5❤3
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Часть VIII: Жертва и жертвенник
🅱️ прошлый понедельник мы начали разбирать антитезу про гнев. Она не отменяла заповедь закона и не оспаривала чье-то мнение. Иисус Христос, строя свою "ограду вокруг Торы" , радикализирует требование Писания, приравнивая оскорбление к убийству на основании Своего собственного авторитета.
➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖
👔 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой👔
[Мат 5:23-24]
➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖ ➖
1️⃣ ЭТИКА И КУЛЬТ
🥲 дея приоритета этики над культом не была нова для иудаизма (про жертвоприношения можно прочитать это или это). Эта проблема переживалась иудеями и до пришествия Спасителя и ее отголоски можно услышать в исторических и пророческих книгах:
🧐 та же мысль звучит и у Исаии 1:11-18. Бог пресыщен жертвами. Он не хочет жертвоприношений и праздненств из-за зла, которое совершают верующие. Там звучит схожая тематика. Вначале ты перестань делать зло, а потом приноси жертву.
😍 аввинистическая литература также содержит эту установку. В Мишне, в трактате Йома 8:9, можно встретить туже мысль:
😘 .е., в праздник Йом Кипур прощаются грехи против Бога, но твои грехи против человека требуют примирения с ним. Эта логика схожа с логикой 1Цар.15:22, Ос.6:6 и Исаии 1:11-18.
2️⃣ РАДИКАЛЬНОСТЬ
🥲 исус радикализирует и применяет этот принцип вообще к любому повседневному акту жертвоприношения. Он не просто говорит, что примирение необходимо для искупления твоих грехов; Он говорит, что примирение является неотложным предварительным условием для того, чтобы сам акт поклонения был действительным. Ты не можешь даже приблизиться к Богу в поклонении, пока не восстановишь мир с братом.
😌 редставьте себе ситуацию, которую рисует Иисус Христос. Ты проделал огромный и сложный путь. Ты уже в Иерусалимском Храме. Ты уже купил жертву, возможно, заплатив за нее немалые деньги. И уже там, перед принесением жертвы ты вспомнил, что "брат твой имеет что-нибудь против тебя". И теперь ты должен все бросить и уйти мириться, потому что это важнее всего. Без этого жертву бесполезно приносить.
🥲 исус не отменяет и не принижает смысл культа и жертвоприношений. Еще раз подчеркну, что приоритет этики над культом вполне обсуждаемая тема для межзаветного иудаизма. Иисус радикализирует и повышает требования к приносящему. Любая жертва, любое культовое действие должно сопровождаться очищением сердца. Ты отвечаешь не только за свой гнев, но и за гнев, который ты вызвал у другого своими действиями.
😍 адикальность заключается в бескомпромиссности. Оставить дар у жертвенника — значит проявить неуважение к святыне, создать неудобство, понести финансовые убытки. Иисус утверждает, что нарушить этикет ради примирения — более богоугодно, чем слепо его соблюдать.
🙂 ожно также предположить, что уйти публично, не совершив жертвоприношение могло восприниматься в том обществе как странный или постыдный поступок. Таким образом, Спаситель может показывать, что быть честным перед Богом — значит взять на себя инициативу в примирении, даже ценой временной потери лица.
🥲 нициатива примирения должна исходить от тебя и от этого зависят твои отношения с Богом.
*️⃣ ЛИТЕРАТУРА см. прошлые посты
🔠 РЕПОСТЫ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ
НаучПоп
#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Часть VIII: Жертва и жертвенник
[Мат 5:23-24]
"Послушание [Богу] лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов"
[1Цар.15:22]
"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений"
[Ос.6:6]
"...грехи, совершенные человеком по отношению к Богу, очищаются Днем Очищения, а грехи, совершенные человеком по отношению к ближнему своему, очищаются Днем Очищения лишь после того, как он примириться с ближним своим"
НаучПоп
#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤32🙏14❤🔥11👍6🕊5💔1
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥20🙏9❤🔥5🤔5
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1❤120🙏38🔥22💯7❤🔥4🤗4🕊2
О ПРИЧИНАХ РЕФОРМ ПАТРИАРХА НИКОНА
🙃 есмотря на то что исправление книг началось задолго до Патриаршества Никона (1652–1658) и сам он не считал исправление книг и обрядов своим основным делом, переломный момент в деле книжной справы связан с его именем. Реформа богослужения по греческому образцу была задумана не Патриархом Никоном, а царем Алексеем Михайловичем, первые ее признаки видны уже в изданиях времени Патриарха Иосифа. Идейной основой преобразований послужила концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой русский царь являлся наследником византийского василевса и должен был править не только Русью, но и православными христианами всего мира.
😃 ывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, писал в челобитной Алексею Михайловичу, что он «ныне на земле царь учинился всем православным христианам», а «Святейшему Никону – освящать соборную апостольскую церковь Софии» (в Константинополе) (цит. по: Макарий. Кн. 7. С. 74–75).
😌 оскольку несоответствие русских и греческих обрядов могло помешать осуществлению этих планов, Афанасий призывал Никона к преобразованию русского богослужения. Кроме того, после воссоединения Украины с Россией (1654г.) возникла необходимость в создании общероссийской нормы богослужения и церковнославянского языка. Ориентация на греческий мир вела Русскую Церковь к принятию не московской, а южнорусской нормы, более соответствовавшей греческим текстам и традициям XVII в.
Богослужение Русской Церкви X-XX, священник Михаил Желтов
#история_церкви
Богослужение Русской Церкви X-XX, священник Михаил Желтов
#история_церкви
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
azbyka.ru
Богослужение Русской Церкви Х-ХХ вв. - священник Михаил Желтов - читать, скачать
Труд «Богослужение Русской Церкви Х-ХХ вв.» священника Михаила Желтова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍27🔥17❤2👎2🤔2😢1
Всем хорошего дня!
#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💔61🕊23💯13🤔9😢4👍1