НаучПоп – Telegram
НаучПоп
5.81K subscribers
1.59K photos
68 videos
15 files
973 links
Научно-популярный любительский канал о христианстве.

Священник, настоятель храма свт.Николая Чудотворца с.Константиновка (ЖМ) г.Казань, ст.прп. кафедры религиоведения КФУ, Председатель ОРОиК Казанской епархи Александр Данилов.

Mail: nau4pop@mail.ru
Download Telegram
😆уховный опыт человека не стоит ограничивать лишь эмоциональным переживанием (хотя и оно не плохо). Есть люди не эмоциональные и сдержанные, которые не прыгают и не бушуют эмоциями как Царь Давид в силу характера, а есть люди-зажигалки, у которых от религиозного восторга до слезного покаяния один шаг. Не думаю, что стоит по своим эмоциям строить догадки о своем духовном состоянии и религиозном опыте. Все, как всегда, сложнее.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
62💯23🕊9👍71
ДЕНЬ РЕФОРМАЦИИ

🥰егодня в протестантском мире принято отмечать День Реформации. Почему именно сегодня?

😄 этот день 31 октября 1517 года августинский монах и доктор богословия Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к двери замковой церкви в Виттенберге. С этого момента начинается попытка реформировать Церковь, которая перерастает в настоящее религиозно-политическое противостояние.

🙂ногие религиозные лидеры, я уверен, искренне желали изменить и реформировать Церковь, выкинув из нее все, что лично они сочли небиблейским. Многие князья Священной Римской Империи сочли это прекрасной возможностью отжать церковные земли и богаства, а также получить больше независимости от Императора.

😃ыла война. Было много крови, интриг, взаимных проклятий и богословских споров. Говорить, что Реформация добро или зло бессмысленно. Она была результатом глубокого политического, религиозного и других кризисов и она оказала колоссальное влияние на нашу жизнь. Мы же сегодня не должны ни восторгаться, ни грозить кулаком в прошлое. Мы, православные, должны делать выводы для себя.

😊 слову, на сколько я знаю, у Дня Реформации нет одного-единственного "основателя" и "даты установления". Этот праздник формировался постепенно и стихийно. В самом начале эта была инициатива снизу, а, потом, ее подхватили правители-лютеране и стали вводить это как официальный государственный праздник.

🔠🔠 Как и обещал, раз в месяц буду писать о Реформации. В следующий раз поговорим о некоторых политических силах, которые поддержали Лютера.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
61🔥19👍8🕊4😐3
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОЛК-ОДИНОЧКА

😃ольше всего меня печалит не пассивность некоторых, а поразительная и принципиальная разобщенность среди православных, которую иногда встречаешь.

🙂не кажется, что среди православных индивидуализм и жажда творческой свободы развиты выше чем в других деноминациях. Человек может гореть верой, жаждать двигать горы, но в одиночестве. Любой попытке включить в команду и двигать горы вместе (без агрессии, злобы и давления) он будет сопротивляться всеми силами. Нет. Он воин-одиночка. Одинокий волк. Он двигает горы один.

😃олее того, часто такая яркая активная личность будет очень тяжело находить общий язык с другими яркими личностями. У других и горы будут, скорее, холмиками, да и двигать их они будут неправильно.

🙂ы не то чтобы не умеем, а, скорее, принципиально не хотим работать друг с другом на горизонтальном уровне. На вертикальном можем. Иногда.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💯54🤔28👍228🤷‍♂7❤‍🔥6😢6💔5👎1🤣1😐1
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Часть VII: Гнев

😆оброе утро! В прошлые два понедельника мы вскользь обсудили антитезы Спасителя, а также, что означает именование Его титулом "рабби" в Евангелии. Сегодня же мы начнем изучать их более подробно, чтобы понять Его отношение к Закону Моисея. Начнем с Мф.5:21,22.


1️⃣АНТИФАРИСЕЙСТВО ЛИ?

😉говоримся сразу, что иногда позиция Иисуса Христа в Евангелиях совпадает с фарисейской. Это вполне нормально. Не надо рисовать Спасителя как "антифарисея" или "фарисея". Многие темы, которые поднимал Он уже остро обсуждались в иудейском обществе I в. по Р.Х. и далеко не всё, что говорили фарисеи, было злом.Также не стоит рисовать из Иисуса Христа "типичного фарисея", делая вид, что ничего глубокого, острого и нового Он не сказал. Он говорил с людьми на их языке о том, что было важно для их духовной жизни.

🥲исус действует в рамках общих моральных интуиций иудаизма Своего времени. Для религиозных мыслителей того времени не было новостью, что гнев может привести к греху. Вот, например, мы можем найти осуждение гнева в раввинистической литературе и в книге премудрости Иисуса сына Сирахова:

Отсюда учи, что беспричинная ненависть равна трём преступлениям: идолопоклонству, открытию наготы и пролитию крови.

[Йома 9b]


Злоба и гнев – тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими.

[Сир.27:33]


😀налогичные мысли мы видим и в "Уставе общины" в свитках Кумрана. Например, 1QS I, 9-10 призывает "любить всех сынов света и ненавидеть всех сынов тьмы". 1QS VII, 2-5 предписывает наказания за проявление гнева или глупую речь против другого члена общины.

2️⃣НЕ УБИЙ

😌ервая антитеза касается убийства и гнева. Начнем его разбирать с конца. Иисус рассматривает заповедь "не убивай/οὐ φονεύσεις" из Исх.20:13, Втор.5:17 и очень кратко ссылается на судебные разбирательства над убийцей (показывая нормативный вариант ее исполнения через страх перед наказанием), описанные в Исх.21:12, Лев.24:17, Чис.35. У.Луц пишет, что "ἡ κρίσις", скорее всего, стоит в значении приговора убийце.

🥲 заповедь, и наказание даны Богом. Иисус не оспаривает это. Именно в этом контексте стоит рассматривать начало речения. Оно вводится через "᾿Ηκούσατε/Вы слышали". К. Роджерс предлагает перевести "᾿Ηκούσατε" как "вы уже поняли", т.е. Мф.5:21 можно рассматривать не как оспариваемое утверждение, а как базовый уровень, который слышащие и так усвоили.

😄сё это "сказано древним/ἐρρέθη τοῖς ἀρχαίοις" . Кто это такие? Скорее всего, здесь имеется ввиду древний Израиль, которому были даны десять заповедей.

3️⃣ГНЕВ

😆алее Иисус Христос излагает свой подход к исполнению заповеди "не убий" в Мф.5:22. Подчеркнем, что полемический стиль Иисуса Христа отличается от принятого среди фарисеев. Он говорит "А Я говорю вам/ἐγὼ δὲ λέγω ὑμῖν", как имеющий власть и авторитет, не ссылаясь на авторитетных учителей.

😋ентральным моментом этого стиха является гнев (ὀργιζόμενος - прич., наст. вр., пасс. зал., Им. п. - гневающийся) и его внешнее выражение:

1️⃣Оскорбление ῥακά - арамейский вариант иудейского "ריק" - пустой человек, дурак. За него полагается суд Синедриона.

2️⃣Оскорбление μωρέ - глупый, безрассудный, безумный, немудрый. За него полагается Суд Божий.

😉тметим, что, скорее всего, речь не идет про злость как эмоцию, а про сознательный выбор человека дать ли ей развитие или нет. Как мы уже сказали, Иисус действует в рамках общих моральных интуиций иудаизма Своего времени, но Он:

1️⃣ Радикализирует их, доводя до абсолютного максимума. Иисус приравнивает гнев по тяжести к убийству через использование одинаковой формулы наказания;

2️⃣ Смещает фокус с регулирования внешнего поведения на требование внутренней чистоты;

3️⃣ Провозглашает это новое требование на основании Своего собственного, независимого авторитета;

😌озиция Иисуса – это не просто "более строгая" версия одного из фарисейских течений. Это эсхатологическая этика, провозглашающая условия для вступления в Царство Божье. Это требование радикальной святости.

*️⃣ЛИТЕРАТУРА см. прошлые посты + Дж.Данн "Jesus Remembered"

НаучПоп

#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
38👍10🕊7🙏3❤‍🔥1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
С ПРАЗДНИКОМ, МОИ ДОРОГИЕ!!!!

Было очень необычно слышать на литургии возглас на трех разных языках: греческом, арабском и церковнославянском. На видео представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон.
🔥4324❤‍🔥8🙏7
⛪️ Думаю. Почему мы романтизируем и идеализируем наше церковное прошлое? Возможно оттого, что нас не устраивает и пугает настоящее? Я вижу несовершенство сейчас и мне хочется верить, что ТОГДА, в седую старину, всё было иначе. Просфорки вкуснее, старцы седовласее и батюшки благодатнее. Тогда вышло, даже если сейчас не выходит. А, значит, мой путь верен. А, значит, надо повторять и хранить, но не жить и не развиваться. Новое ничего хорошего не несет.

✝️Например. Старая архитектура храмов — хорошо. Новая — плохо. Нет. Даже не так. Даже скромная попытка предложить новую церковную архитектуру будет встречена воплями об обновленчестве, предательстве православия и т.п. В голове сидит аксиома: старое — хорошо. Все новое — плохо.

✝️Или еще. Все читают правило. Его не было бОльшую часть истории Церкви. Но вот оно появилось. Попытайся кто-то собрать и предложить новое правило, чтобы у людей был выбор, его ж сожгут. Почему? Потому что новое. Новое — зло.

✝️Однако, это не самый лучший и безопасный путь. Прошлое не столь идеально (да и, если честно сказать, знаем мы о нем очень мало и чаще пребываем в блаженной необразованности), а настоящее и новое не так страшно.

Подумайте. Откуда страх новой церковной архитектуры или разнообразия в молитвенном правиле? Да боимся мы. Не верим, что сегодня можем сделать "как тогда". Поэтому храним.

✖️Я не призываю к реформам или обновлению. Давайте, банально, задумаемся о нашем страхе перед новым.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
74👍33🙏19❤‍🔥6🤔5👎1🔥1😐1
😌одумайте, в чём сложность разработать ещё одно-два-три молитвенных правила? Мы — Церковь с двухтысячелетней историей! Наши гимны, правила, молитвы, чинопоследования были кем-то сочинены. Даже вечернее и утреннее правило когда-то было новшеством. У нас есть духовные академии, ПСТГУ, семинарии, монастыри. Нас — миллионы! Наши приходы есть в Таиланде, Африке, Индонезии, США и т. п.

😎 никогда в жизни не поверю, что моя любимая Русская Православная Церковь не обладает творческими и духовными талантами, чтобы создать что-то красивое и новое! При этом я знаю тех, кто мог бы, но никогда в жизни этим не будет заниматься — не из-за лени. Страшно, что те самые 5% ультраконсерваторов и блюстителей чистоты веры «съедят».

😎 убеждён и искренне верю, что у нас огромный потенциал. Мы его не раскрыли даже наполовину.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
177💯31🔥25👍12👏5😨3❤‍🔥2🤔1🙏1
😄торые Рождественские Чтения, в организации которых я принимал участие, проходят. Огромное спасибо всем, кто пришел и поддержал.

😌ослушали о.Константина Корепанова, а сейчас слушаем прекрасный рассказ о.Геннадия Войтишко о том, как разбирать Евангелие с детьми и подростками на приходе и о курсе "Жизнь по Евангелию".

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
51🕊43🙏3🔥2👍1
Из недавних разговоров с одним умным человеком:

Отче, ну как реагировать вот на это выссказывание отца N. Это же ужас.

Есть много замечательных блогов, которые можно, просто, не читать.

#мысливслух
😁53🔥24💯218🕊4👎1😐1
ПАКИ И ПАКИ ПРО ОБРАЗОВАНИЕ

😉дна из задач педагога духовной семинарии — привить студенту вкус к исследованиям, а не давать готовый, разжёванный материал для усвоения. Каюсь. Я сам этим грешил. Без жажды исследовать, без привычки разобраться самому, священник, выйдя за пределы семинарии, отложит книги в сторону и не будет ни читать, ни узнавать нового. Он останется поверхностным. У него в голове будут лишь готовые ответы, к которым он сам не пришёл.

😉н не будет приучен задавать вопросы ни себе, ни своей вере, и на подобные вопросы от других он будет реагировать враждебно. Более того, велики шансы, что, столкнувшись впервые с такими вопросами, он впадёт в очень глубокий кризис. Почему? Да потому что не думал он об этом никогда. Пастырь должен быть развит и духовно, и интеллектуально.

❗️Всё это — сугубо моё личное мнение.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
51💯29👍22🔥11🤔7❤‍🔥1
ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ АРКАДИЙ

😄сей своей светлой и чистой душой Гипотетический Аркадий ненавидел модернистов. Сии безбожники вечно пытаются поставить Православие на колени перед миром. Они — пятна на чистом хитоне Церкви! Душа Аркадия клокотала от яростного желания борьбы, но, к сожалению, Церковь к его мнению не прислушивалась.

😌ервым модернистом в епархии N был отец Е. Безбожник и либерал! Он вел свой крохотный бложик, где регулярно писал о частом Причастии, разборах Писания, о допустимости юмора и пр. Каждый пост отца Е. вызывал у Аркадия праведную и чистую ярость. Он жаловался в епархию, читал молитву задержания, заказывал молитву с усилением, но ничего не выходило. Отец Е. был здоров и, как на зло, улыбался каждый раз, когда видел Аркадия.

🙃о большей жутью было даже не это. Отца Е. любили! У его постов были куча лайков и восторженных комментариев, в то время как у блога Аркадия "Антимодернистский антимодернизм" был только один подписчик — его бабушка.

😌осле долгих бессонных молитвенных ночей и бесконечного перечитывания богомерзких постов Аркадия осенило! С трясущимися руками он побежал к компьютеру, открыл блог отца Е. и с большим облегчением поставил смайлик какашки под каждым постом. На это потребовалось несколько часов, но после этого юный Аркадий успокоился и почувствовал мир в душе. Вот его крест. Его смайлик какашки будет первым, что увидит отец Е. под каждым своим текстом.

😌усть знает, что есть еще верные чада, которых не ослепили его речи...

🔠Часть I

#юмор
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1😁144👍24🔥1612👏11😢7💯6❤‍🔥2🤩2🙈2👎1
Когда мы говорим о Боге, о вере, о Церкви важно хоть иногда задумываться, а нас, вообще, понимают или мы говорим сами себе о самих себе? А смыл, тогда, говорить, если тебя не понимают? Возможно, надо искать такой язык, который другие поймут?

#мысливслух
1❤‍🔥38👍2420😐21
⚠️Каждое воскресенье, после Литургии (около 9:40-10:00) в нашем храме мы минут по 40-60 разбираем Символ Веры. Медленно, чтобы не завалить информацией (да и люди устают, если честно). Попутно мы касаемся и иных тем.

В это воскресенье поговорим о следующей части Символа Веры:

И воскресшего в третий день, согласно Писанию;

Если вы живете в Казани и хотели бы разбирать Символ Веры, а также задать много-много вопросов, то приходите, буду рад. Ну, или мы можем с вами договориться о встрече (что немного сложнее).

📍г.Казань, д.Константиновка, ул.Советская 77а, храм свт.Николая Чудотворца

С наступающим Воскресным Днем!!!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤‍🔥36🙏17💔17🔥6👍53
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Часть VIII: Жертва и жертвенник

🅱️ прошлый понедельник мы начали разбирать антитезу про гнев. Она не отменяла заповедь закона и не оспаривала чье-то мнение. Иисус Христос, строя свою "ограду вокруг Торы" , радикализирует требование Писания, приравнивая оскорбление к убийству на основании Своего собственного авторитета.


👔Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой👔

[Мат 5:23-24]


1️⃣ЭТИКА И КУЛЬТ

🥲дея приоритета этики над культом не была нова для иудаизма (про жертвоприношения можно прочитать это или это). Эта проблема переживалась иудеями и до пришествия Спасителя и ее отголоски можно услышать в исторических и пророческих книгах:

"Послушание [Богу] лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов"

[1Цар.15:22]


"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений"

[Ос.6:6]


🧐та же мысль звучит и у Исаии 1:11-18. Бог пресыщен жертвами. Он не хочет жертвоприношений и праздненств из-за зла, которое совершают верующие. Там звучит схожая тематика. Вначале ты перестань делать зло, а потом приноси жертву.

😍аввинистическая литература также содержит эту установку. В Мишне, в трактате Йома 8:9, можно встретить туже мысль:

"...грехи, совершенные человеком по отношению к Богу, очищаются Днем Очищения, а грехи, совершенные человеком по отношению к ближнему своему, очищаются Днем Очищения лишь после того, как он примириться с ближним своим"


😘.е., в праздник Йом Кипур прощаются грехи против Бога, но твои грехи против человека требуют примирения с ним. Эта логика схожа с логикой 1Цар.15:22, Ос.6:6 и Исаии 1:11-18.

2️⃣РАДИКАЛЬНОСТЬ

🥲исус радикализирует и применяет этот принцип вообще к любому повседневному акту жертвоприношения. Он не просто говорит, что примирение необходимо для искупления твоих грехов; Он говорит, что примирение является неотложным предварительным условием для того, чтобы сам акт поклонения был действительным. Ты не можешь даже приблизиться к Богу в поклонении, пока не восстановишь мир с братом.

😌редставьте себе ситуацию, которую рисует Иисус Христос. Ты проделал огромный и сложный путь. Ты уже в Иерусалимском Храме. Ты уже купил жертву, возможно, заплатив за нее немалые деньги. И уже там, перед принесением жертвы ты вспомнил, что "брат твой имеет что-нибудь против тебя". И теперь ты должен все бросить и уйти мириться, потому что это важнее всего. Без этого жертву бесполезно приносить.

🥲исус не отменяет и не принижает смысл культа и жертвоприношений. Еще раз подчеркну, что приоритет этики над культом вполне обсуждаемая тема для межзаветного иудаизма. Иисус радикализирует и повышает требования к приносящему. Любая жертва, любое культовое действие должно сопровождаться очищением сердца. Ты отвечаешь не только за свой гнев, но и за гнев, который ты вызвал у другого своими действиями.

😍адикальность заключается в бескомпромиссности. Оставить дар у жертвенника — значит проявить неуважение к святыне, создать неудобство, понести финансовые убытки. Иисус утверждает, что нарушить этикет ради примирения — более богоугодно, чем слепо его соблюдать.

🙂ожно также предположить, что уйти публично, не совершив жертвоприношение могло восприниматься в том обществе как странный или постыдный поступок. Таким образом, Спаситель может показывать, что быть честным перед Богом — значит взять на себя инициативу в примирении, даже ценой временной потери лица.

🥲нициатива примирения должна исходить от тебя и от этого зависят твои отношения с Богом.

*️⃣ЛИТЕРАТУРА см. прошлые посты
🔠 РЕПОСТЫ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ

НаучПоп

#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
32🙏14❤‍🔥11👍6🕊5💔1
⛪️ Экклезиология — учение о Церкви — это, своего рода, операционная система. Она отвечает за то, как будут использоваться ресурсы, управляет внутренними процессами и т.д. Учение о Церкви определяет то, как Церковь будет функционировать внутри и как соотноситься с внешним миром.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥20🙏9❤‍🔥5🤔5
🥚Евхаристия — это кульминация духовной жизни общины. Фактически, Литургия служится ради Евхаристии. Она не является наградой за хорошее поведение. Невозможно "заслужить" право Причащаться.

🐐 Евхаристия — это наполнение Жизнью человека, который жаждет общения с Богом. Бог предлагает человеку Себя. Да, мы готовимся к этой встрече. Стараемся сосредоточиться и даже лишаем себя иной радости, чтобы острее прочувствовать эту. Но это никак не связано с вычитыванием. Это не связано с тем, что я должен заслужить право прийти к Христу на Евхаристии.

☦️ Всю неделю мы работали и в воскресное утро, вместо того, чтобы наслаждаться заслуженным сном, мы встаем и идем в место, где собирается наша Церковь, наша Семья вокруг Евхаристической Чаши во главе с пресвитером. Мы не идем исполнять непонятный ритуал. Мы идем, чтобы ответить на призыв Христа, Который нас зовет, чтобы это со-бытие, эта встреча, это общение, это наполнение Богом состоялось. И мы сами нуждаемся в том, чтобы ответить Богу на Его призыв. Всю неделю нас ранили, мы падали, теряли силы, проливали слезы и сейчас хотим упасть в Его объятья любви.

🌞 Он зовет нас, а мы нуждаемся в Нем. И эта встреча может быть как в тихом деревенском храме, под пение скромного хора бабушек, так и в кафедральном соборе, под удивительное пение архиерейского хора. Не важно. Это всегда встреча с Христом.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1120🙏38🔥22💯7❤‍🔥4🤗4🕊2
О ПРИЧИНАХ РЕФОРМ ПАТРИАРХА НИКОНА

🙃есмотря на то что исправление книг началось задолго до Патриаршества Никона (1652–1658) и сам он не считал исправление книг и обрядов своим основным делом, переломный момент в деле книжной справы связан с его именем. Реформа богослужения по греческому образцу была задумана не Патриархом Никоном, а царем Алексеем Михайловичем, первые ее признаки видны уже в изданиях времени Патриарха Иосифа. Идейной основой преобразований послужила концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой русский царь являлся наследником византийского василевса и должен был править не только Русью, но и православными христианами всего мира.

😃ывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, писал в челобитной Алексею Михайловичу, что он «ныне на земле царь учинился всем православным христианам», а «Святейшему Никону – освящать соборную апостольскую церковь Софии» (в Константинополе) (цит. по: Макарий. Кн. 7. С. 74–75).

😌оскольку несоответствие русских и греческих обрядов могло помешать осуществлению этих планов, Афанасий призывал Никона к преобразованию русского богослужения. Кроме того, после воссоединения Украины с Россией (1654г.) возникла необходимость в создании общероссийской нормы богослужения и церковнославянского языка. Ориентация на греческий мир вела Русскую Церковь к принятию не московской, а южнорусской нормы, более соответствовавшей греческим текстам и традициям XVII в.

Богослужение Русской Церкви X-XX, священник Михаил Желтов

#история_церкви
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍27🔥172👎2🤔2😢1
☦️Мы стали очень легко ненавидеть. Слова, которые раньше от христианина приходилось слышать крайне редко, сегодня звучат регулярно. Возможно, это из-за страха перед жизнью, которую не можешь контролировать, а может — оттого, что сегодня агрессивное поведение уже не так сильно порицается. Не знаю.

Всем хорошего дня!

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💔61🕊23💯13🤔9😢4👍1