Антипин архитектурасы – Telegram
Антипин архитектурасы
2.16K subscribers
298 photos
4 files
12 links
С комментариями и вопросами можно обращаться в личные сообщения: @p2beep
Download Telegram
Проект лабораторно-экспериментального корпуса ВНИИ клинической и экспериментальной хирургии. Главный фасад.
Строительство и архитектура Москвы. 1975. № 6.
Тренировочная база аквалангистов в Судаке — объект, выделяющийся уникальной функцией, для которой не существовало не только типовых проектов, но даже и индивидуальных. Рассчитанная на единовременное пребывание 300 спортсменов, она должна была стать колыбелью подводного спорта, в СССР вынужденного ютиться в обычных городских бассейнах или разбивать палаточные лагеря у моря. При всем при этом комплекс даже в отрыве от предназначения впечатляет своими инженерными решениями и архитектурой.

Эксплуатируя популярный с начала XX века образ дома-корабля, архитекторы Союзспортпроекта буквально отправили его в море, сделав 100-метровый пирс полноценной частью монообъемной композиции базы. Его заостренный нос должна была акцентировать судейская вышка, напоминающая капитанскую рубку или диспетчерский пункт. Конструкцию предполагалось увенчать мачтой с наблюдательным постом и флюгером. А чтобы следить за спортсменами не только сверху, но и под водой, в основании пирса были задуманы иллюминаторы.

Непосредственно здание базы конструктивно можно разделить на три части, стыкующиеся у лифтово-лестничных узлов. В «корме» находится блок подсобных и общественных помещений: почти утопленные в рельеф администрация с медицинским блоком и поднимающиеся над горой столовая с кухней, а также расположенный под самой кровлей кинозал. Ближе к морю расположена жилая часть — здесь авторы проекта очень остроумно повернули сетку сборного железобетонного каркаса, на котором построен весь комплекс, под 45 градусов к фасадам. Такой поворот позволил не просто ориентировать на море балконы, что часто встречалось в отечественной курортной архитектуре, но целиком развернуть в его сторону каждую из жилых ячеек-«кают». Под жилым блоком, в пространстве, образованном из-за перепада рельефа, расположили эллинг.

Ближе всего к берегу, фактически нависая над ним на ножках, расположены площадки открытых классов для занятий на свежем воздухе. Шаг перекрытий здесь увеличен вдвое, обепечивая больше пространства. Переднюю часть корпуса венчает радиорубка. Кровля здания разделена на два уровня: нижний предназначался для солярия, а верхний целиком должны были занять гелиоустановки. Впервые в СССР здание планировали полностью обеспечить отоплением за счет солнечной энергии.

Изначально выбранную Московским городским клубом подводного спорта «Дельфин» для проведения летних лагерей (палаточных), бухту Тихую нельзя назвать идеальной площадкой для какого-либо капитального строительства. Активный рельеф, 7-балльная сейсмика и при этом довольно компактная территория поставили перед проектировщиками, а затем и строителями довольно сложную задачу. При ее решении впоследствии всплыла еще одна переменная — советская экономика. Начатое в 1975 году строительство базы планировали завершить в 1977, затем в 1980 и 1982… С изображением здания даже выпустили значки, но достроить комплекс не вышло.
Проект учебно-тренировочной базы Московского городского клуба подводного спорта «Дельфин» в Судаке.
Техника — молодежи. 1976. № 5.
Удивительный случай: институция, созданная в эпоху авангарда, жива по сей день, но ее конструктивистское здание снесли еще при советской власти, чтобы построить нечто новое. Интернациональный детский дом в Иваново был создан для детей, чьи родители пали в борьбе с вражескими режимами. В просторном многосветном пространстве главного холла выставляют флаги всех стран, из которых сюда когда-либо попадали воспитанники, — сейчас их уже больше восьмидесяти. Символично, что авторским коллективом, спроектировавшим в начале 1980-х комплекс новых зданий интерната, руководил Марио Гарсия Ордоньес, ребенком эвакуированный из Испании во время гражданской войны 1930-х. В СССР Гарсия окончил МАРХИ и работал сначала во втором, а затем в первом Моспроектах, но не на самых ведущих позициях. Интердом — его magnum opus.

Большой комплекс из множества соединенных переходами объемов протянулся вдоль леса на окраине города. Перед архитекторами стояла задача реконструкции, так что проектом было предусмотрено сохранение и интеграция части старых зданий. Но все внимание на себя перетягивают новые объекты, выполненные в красном лицевом кирпиче с акцентами из белого камня. На фоне местами разнородной кирпичной пластики объединяющим элементом становятся кристаллические структуры световых фонарей, которыми здесь оформлена даже теплица. Некоторые решения в этом проекте не только весьма эстетичны, но для советской архитектуры даже уникальны, как, впрочем, и само учреждение.