Ехор, ехор, ехорши, все виватовцы хороши!
Незабываемые впечатления оставил хореографический праздник "Ночь ехора" у монгольских гостей
Среди многочисленных участником этого всеношного танцевального марафона были и приехавшие из Монголии участники первого Байкальского международного летнего балетного интенсива "Виват, талант - 2022".
К впечатлением от посещения озера Байкал, его красот, посещения улан-удэнских театров и от обучения у прославленных балетмейстеров прибавились у зарубежных гостей эмоции, который подарил гостям этот этно-хореографический праздник.
Воочию гости увидели какая всенароднная любовь окружает наши фольклорные традиции, как бережно и заботливо относятся в Бурятии к своему культурному наследию. Как богат и разнообразен мир бурятского ехора.
- Программа интенсива была разработана так, чтобы наши гости увидели "Ночь ехора", это крупнейшее культурное событие Бурятии, - рассказывает Доржо Дугаржапов, директор Бурятского хореографического колледжа имени Сахьяновой и Абашеева.
- Слава о бурятском фестивале исполнителей народного кругового танца «Ночь ёхора» давно вышла за пределы Бурятии, знают о нём и у нас в Монголии, многие мечтают побывать на нем. Теперь мы от первого лица расскажем, что это незабываемое зрелище, покоряющей души и сердца людей, - делится своими эмоциями хореограф Сувда, руководитель студии "Сувда дэнс", чьи воспитанники стали участниками интенсива.
Согласна с ней и госпожа Цэцэгдэлгэр Дамдиндорж, руководитель монгольской тургруппы, советник по культуре Русского дома в Улан-Баторе: "Мы погрузились в совершенно новую атмосферу духовного единения, которое сопровождалось коллективными песнопениями. Кружились в танце, взявшись за руки и двигаясь по кругу в гранд-ёхоре. Чувствовали единение, любовь и дружбу с незнакомыми нам людьми!".
Ночь ехора стала венцом недельного пребывания монгольской делегации в Бурятии. Этим праздником закончился краткосрочный недельный балетный интенсив.
- Мастер-классы по танцам, гала-концерт, где выступали наш именитый театр танца «Байкал», другие известные певцы и музыканты, фольклорные коллективы Бурятии - все это гармонично вплелось в программу обучения и отдыха монгольских гостей, - считает министр культуры Бурятии Соелме Дагаева.
В министерстве культуры Бурятии надеются, что пилотный проект балетного интенсива найдёт своё развитие и продолжение. Его организаторы готовятся встретить и принять в ближайшее время еще несколько туристических групп из Монголии с образовательными целями.
Незабываемые впечатления оставил хореографический праздник "Ночь ехора" у монгольских гостей
Среди многочисленных участником этого всеношного танцевального марафона были и приехавшие из Монголии участники первого Байкальского международного летнего балетного интенсива "Виват, талант - 2022".
К впечатлением от посещения озера Байкал, его красот, посещения улан-удэнских театров и от обучения у прославленных балетмейстеров прибавились у зарубежных гостей эмоции, который подарил гостям этот этно-хореографический праздник.
Воочию гости увидели какая всенароднная любовь окружает наши фольклорные традиции, как бережно и заботливо относятся в Бурятии к своему культурному наследию. Как богат и разнообразен мир бурятского ехора.
- Программа интенсива была разработана так, чтобы наши гости увидели "Ночь ехора", это крупнейшее культурное событие Бурятии, - рассказывает Доржо Дугаржапов, директор Бурятского хореографического колледжа имени Сахьяновой и Абашеева.
- Слава о бурятском фестивале исполнителей народного кругового танца «Ночь ёхора» давно вышла за пределы Бурятии, знают о нём и у нас в Монголии, многие мечтают побывать на нем. Теперь мы от первого лица расскажем, что это незабываемое зрелище, покоряющей души и сердца людей, - делится своими эмоциями хореограф Сувда, руководитель студии "Сувда дэнс", чьи воспитанники стали участниками интенсива.
Согласна с ней и госпожа Цэцэгдэлгэр Дамдиндорж, руководитель монгольской тургруппы, советник по культуре Русского дома в Улан-Баторе: "Мы погрузились в совершенно новую атмосферу духовного единения, которое сопровождалось коллективными песнопениями. Кружились в танце, взявшись за руки и двигаясь по кругу в гранд-ёхоре. Чувствовали единение, любовь и дружбу с незнакомыми нам людьми!".
Ночь ехора стала венцом недельного пребывания монгольской делегации в Бурятии. Этим праздником закончился краткосрочный недельный балетный интенсив.
- Мастер-классы по танцам, гала-концерт, где выступали наш именитый театр танца «Байкал», другие известные певцы и музыканты, фольклорные коллективы Бурятии - все это гармонично вплелось в программу обучения и отдыха монгольских гостей, - считает министр культуры Бурятии Соелме Дагаева.
В министерстве культуры Бурятии надеются, что пилотный проект балетного интенсива найдёт своё развитие и продолжение. Его организаторы готовятся встретить и принять в ближайшее время еще несколько туристических групп из Монголии с образовательными целями.
Хрупкая сила Лосолмы Протасовой
Замыкает четвёрку актеров театра, награждённых к юбилею Бурдрама главой республики Алексеем Цыденовым званием "Заслуженный артист Республики Бурятия, Лосолма Протасова. Она тоже стала героиней серии биографических очерков Эржены Жамбаловой, которые мы представляем вашему вниманию:
Лосолма Протасова
Лосолма Протасова - талантливая актриса "Буряад театра". Яркие внешние данные, особая внутренняя энергетика, харизматичная натура, умение импровизировать на сцене, широкая амплитуда актерского амплуа от комедии до высокой драмы - это все о ней.
Уже в дипломном студенческом спектакле педагоги доверяют Лосолме Протасовой роль Поповой в спектакле "Медведь" Антона Павловича Чехова. Удивительно, как молодая хрупкая Лосолма Протасова тогда, в студенческие годы, уже смогла предстать на сцене в образе молодой женщины, вдовы, жаждущей любви и страдающей от одиночества. Этот спектакль до сих пор идет на сцене театра.
Знаковой ролью для Лосолмы становится роль Шойжид-хатан в исторической драме "Шэнхинүүр шулуунууд" автора пьесы и режиссера Саяна Жамбалова. Одной из главных сюжетных линий спектакля является трагическая судьба шаманки Шойжид, отданной в 16-летнем возрасте за пожилого хоринского тайшу Дамба-Дугара Иринцеева.
Шойжид-хатан считается первой бурятской женщиной-политиком, упомянутой в деловых государственных документах, которая продолжила дело своего мужа после его смерти - строительство Анинского дацана.
Актрисе удалось прожить на сцене жизнь от молоденькой трепетной девушки до умной, дальновидной и сильной женщины, создав цельный образ бурятской княгини. Лосолме удалось тонко и глубоко раскрыть личную драму Шойжид, которой не суждено было познать материнское счастье и подарить мужу продолжателя рода. Особо трогательна сцена, где молодая Шойжид решает усыновить ребенка: сколько внутренней боли, необъятной радости и одновременно сочувствия той женщине, у которой она просит дитя.
Роль Һамасуу в спектакле "Домогтол адли наһан" (Жизнь, ставшая легендой), режиссер Саян Жамбалов, посвященном 95-летию великого бурятского писателя Даширабдана Батожобая, была высоко оценена зрителями и самой супругой писателя Лхамасу Батуевной Батожабай, которая стала прототипом героини.
Лосолма Протасова смогла найти точные нюансы характера: мягкость, женственность, искренность, перерастающие в кульминационных сценах в твердость и мужество, этой хрупкой женщины, верной подруги, соратника писателя, хранительницы семейного очага.
Актриса четко знает и несет основную тему своей героини - быть рядом, любить и беречь Даширабдана. А в жизни мы свидетели того, как благодаря именно усилиям Лхамасу Батуевны, имя талантливого сына бурятского народа Батожабая зазвучало вновь с новой силой в XXI веке.
В 2021 году, как бы в продолжение темы о Батожабае, Саян Жамбалов ставит спектакль «Шалхуу Рабдан». В этой постановке Лосолма Протасова в разных эпизодах предстает перед нами, то задиристой догойской девчушкой, то красавицей-студенткой, знающей себе цену, то тихой, мудрой и нежно любящей приемной матерью Рабдана.
В спектакле "Ромео и Джульетта" Лосолме Протасовой режиссер Сойжин Жамбалова доверила роль Кормилицы. Её появление на сцене неизменно сопровождается смехом в зрительном зале: походка, мимика, жесты - всё это ярко характеризуют никогда не унывающую простую женщину.
Кормилица безмерно любит свою воспитанницу Джульетту и твердо верит в преодоление всех жизненных невзгод. И как же страшна реакция героини на внезапную ложную смерть любимой девочки. Здесь нужно отметить, что далеко не каждая молодая актриса способна сыграть возраст, при этом создать образ обаятельной, дерзкой, добродушной и любящей до самопожертвования Кормилицы.
Лосолма Протасова становится актрисой, которой подвластны острохарактерные комедийные и драматические роли.
И как следствие, следующая большая роль - бабушка Янжима Спиридоновна в спектакле "Үбгэд+Хугшэд". Актриса обладает бесценным умением импровизировать, очень чутко реагировать на любые нюансы в игре партнеров.
Замыкает четвёрку актеров театра, награждённых к юбилею Бурдрама главой республики Алексеем Цыденовым званием "Заслуженный артист Республики Бурятия, Лосолма Протасова. Она тоже стала героиней серии биографических очерков Эржены Жамбаловой, которые мы представляем вашему вниманию:
Лосолма Протасова
Лосолма Протасова - талантливая актриса "Буряад театра". Яркие внешние данные, особая внутренняя энергетика, харизматичная натура, умение импровизировать на сцене, широкая амплитуда актерского амплуа от комедии до высокой драмы - это все о ней.
Уже в дипломном студенческом спектакле педагоги доверяют Лосолме Протасовой роль Поповой в спектакле "Медведь" Антона Павловича Чехова. Удивительно, как молодая хрупкая Лосолма Протасова тогда, в студенческие годы, уже смогла предстать на сцене в образе молодой женщины, вдовы, жаждущей любви и страдающей от одиночества. Этот спектакль до сих пор идет на сцене театра.
Знаковой ролью для Лосолмы становится роль Шойжид-хатан в исторической драме "Шэнхинүүр шулуунууд" автора пьесы и режиссера Саяна Жамбалова. Одной из главных сюжетных линий спектакля является трагическая судьба шаманки Шойжид, отданной в 16-летнем возрасте за пожилого хоринского тайшу Дамба-Дугара Иринцеева.
Шойжид-хатан считается первой бурятской женщиной-политиком, упомянутой в деловых государственных документах, которая продолжила дело своего мужа после его смерти - строительство Анинского дацана.
Актрисе удалось прожить на сцене жизнь от молоденькой трепетной девушки до умной, дальновидной и сильной женщины, создав цельный образ бурятской княгини. Лосолме удалось тонко и глубоко раскрыть личную драму Шойжид, которой не суждено было познать материнское счастье и подарить мужу продолжателя рода. Особо трогательна сцена, где молодая Шойжид решает усыновить ребенка: сколько внутренней боли, необъятной радости и одновременно сочувствия той женщине, у которой она просит дитя.
Роль Һамасуу в спектакле "Домогтол адли наһан" (Жизнь, ставшая легендой), режиссер Саян Жамбалов, посвященном 95-летию великого бурятского писателя Даширабдана Батожобая, была высоко оценена зрителями и самой супругой писателя Лхамасу Батуевной Батожабай, которая стала прототипом героини.
Лосолма Протасова смогла найти точные нюансы характера: мягкость, женственность, искренность, перерастающие в кульминационных сценах в твердость и мужество, этой хрупкой женщины, верной подруги, соратника писателя, хранительницы семейного очага.
Актриса четко знает и несет основную тему своей героини - быть рядом, любить и беречь Даширабдана. А в жизни мы свидетели того, как благодаря именно усилиям Лхамасу Батуевны, имя талантливого сына бурятского народа Батожабая зазвучало вновь с новой силой в XXI веке.
В 2021 году, как бы в продолжение темы о Батожабае, Саян Жамбалов ставит спектакль «Шалхуу Рабдан». В этой постановке Лосолма Протасова в разных эпизодах предстает перед нами, то задиристой догойской девчушкой, то красавицей-студенткой, знающей себе цену, то тихой, мудрой и нежно любящей приемной матерью Рабдана.
В спектакле "Ромео и Джульетта" Лосолме Протасовой режиссер Сойжин Жамбалова доверила роль Кормилицы. Её появление на сцене неизменно сопровождается смехом в зрительном зале: походка, мимика, жесты - всё это ярко характеризуют никогда не унывающую простую женщину.
Кормилица безмерно любит свою воспитанницу Джульетту и твердо верит в преодоление всех жизненных невзгод. И как же страшна реакция героини на внезапную ложную смерть любимой девочки. Здесь нужно отметить, что далеко не каждая молодая актриса способна сыграть возраст, при этом создать образ обаятельной, дерзкой, добродушной и любящей до самопожертвования Кормилицы.
Лосолма Протасова становится актрисой, которой подвластны острохарактерные комедийные и драматические роли.
И как следствие, следующая большая роль - бабушка Янжима Спиридоновна в спектакле "Үбгэд+Хугшэд". Актриса обладает бесценным умением импровизировать, очень чутко реагировать на любые нюансы в игре партнеров.
Спектакль "Үбгэд+Хугшэд" родился на основе актерских этюдов и концертных зарисовок. Благодаря коллективной работе четырех актеров, исполнителей главных ролей: Биликто Дамбаева, Болота Динганорбоева, Ольги Ломбоевой-Ранжиловой, Лосолмы Протасовой - и режиссера-постановщика Сойжин Жамбаловой появилась эта трогательная, лирическая, весёлая, и в то же время грустная история про горести и радости пожилых людей.
С 2000 года на сцене театра идет спектакль «Улейские девушки». За 22 года существования в спектакле участвуют три поколения артистов. Лосолма Протасова играет в нем роль Матери жениха. С каким задором, неимоверной легкостью и энергией работает актриса на сцене!
В детских спектаклях Лосолме Протасовой доверяют характерные роли. Одна из дочерей мачехи Золушки из одноименной сказки - капризуля и хулиганка; заносчивая и подозрительная Королева из «Принцессы на горошине»; обаятельная и смешная Ханша из сказки Юлия Кима «Кто принцессу поцелует».
Особо хочется отметить роли, сыгранные Лосолмой Протасовой в спектакле «Полет. Бильчирская история». Эпизод, где женщина яростно сопротивляется отъезду из родного дома. С какой болью звучит ее монолог о потере своей малой родины. Совсем по-иному мы воспринимаем монолог революционерки Марии Сахьяновой, искренне верящей в свое светлое будущее и будущее своей племянницы, великой бурятской балерины Ларисы Сахьяновой.
2020 год - в творчестве молодой актрисы возникает роль Катерины в спектакле "Аадар" по пьесе Александра Островского "Гроза". Примерив на себя известный образ из русской классики, Лосолма Протасова наделяет свою Катерину "бурятскостью", как бы невзначай, мелкими штрихами и мазками рисует свой образ.
Внутренняя напряженность, покорность, восточная сдержанность, уважение и кротость взрываются электрическим зарядом внезапной любви. Трагических нот достигает актриса в финальной сцене, когда Катерина понимает, что любимому человеку она тоже не нужна. И становится невыносимо больно за оборвавшуюся молодую жизнь. Роль Катерины доказывает способность актрисы подняться до высоты истинной трагедии.
Таким является десятилетний творческий путь актрисы Лосолмы Протасовой. А впереди столько еще неизведанного и несыгранного!
Эржена Жамбалова, заслуженный работник культуры России.
С 2000 года на сцене театра идет спектакль «Улейские девушки». За 22 года существования в спектакле участвуют три поколения артистов. Лосолма Протасова играет в нем роль Матери жениха. С каким задором, неимоверной легкостью и энергией работает актриса на сцене!
В детских спектаклях Лосолме Протасовой доверяют характерные роли. Одна из дочерей мачехи Золушки из одноименной сказки - капризуля и хулиганка; заносчивая и подозрительная Королева из «Принцессы на горошине»; обаятельная и смешная Ханша из сказки Юлия Кима «Кто принцессу поцелует».
Особо хочется отметить роли, сыгранные Лосолмой Протасовой в спектакле «Полет. Бильчирская история». Эпизод, где женщина яростно сопротивляется отъезду из родного дома. С какой болью звучит ее монолог о потере своей малой родины. Совсем по-иному мы воспринимаем монолог революционерки Марии Сахьяновой, искренне верящей в свое светлое будущее и будущее своей племянницы, великой бурятской балерины Ларисы Сахьяновой.
2020 год - в творчестве молодой актрисы возникает роль Катерины в спектакле "Аадар" по пьесе Александра Островского "Гроза". Примерив на себя известный образ из русской классики, Лосолма Протасова наделяет свою Катерину "бурятскостью", как бы невзначай, мелкими штрихами и мазками рисует свой образ.
Внутренняя напряженность, покорность, восточная сдержанность, уважение и кротость взрываются электрическим зарядом внезапной любви. Трагических нот достигает актриса в финальной сцене, когда Катерина понимает, что любимому человеку она тоже не нужна. И становится невыносимо больно за оборвавшуюся молодую жизнь. Роль Катерины доказывает способность актрисы подняться до высоты истинной трагедии.
Таким является десятилетний творческий путь актрисы Лосолмы Протасовой. А впереди столько еще неизведанного и несыгранного!
Эржена Жамбалова, заслуженный работник культуры России.