Багдаев – Telegram
Багдаев
120 subscribers
3.32K photos
547 videos
1 file
258 links
Багдаев
Download Telegram
Актриса милостью Божьей Сыремжэ Уладаева

17 декабря 2022 года - общественность Бурятии отметила 90 лет со дня рождения заслуженной артистки России Сыремжэ Уладаевны Уладаевой

Ровесниками Государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, который в этом году отметил свое 90-летие, были народный артист России Георгий Борисович Бутуханов и заслуженная артистка России Сыремжэ Уладаевна Уладаева, оставившие яркий след в развитии бурятского театрального искусства.

Легендарная актриса была награждена медалью «За трудовое отличие» (20.01.1960 г.), и удостоилась почётных званий «Народная артистка БурАССР» (1975 г.), «Заслуженная артистка России» (1994 г.).

Уладаева Сыремжэ Уладаевна родилась 17 декабря 1932 года в селе Загустай Кижингинского района в семье крестьянина – бедняка. Отец Дундуханов Уладай Баргаевич, 1888 г. р., уроженец села Корсаково Байкало-Кударинского района, в последние годы жизни работал сторожем в Чесанской семилетней школе.

Мать Галзутова Сэнду Гаптиевна, 1904 г. р., уроженка села Корсаково. Родитнли актрисы до Великой Октябрьской революции занимались скотоводством и земледелием, после революции вступили в колхоз. В Чесанскую школу в Кижинге Сыремжэ Уладаева пошла в 1941 году, закончила - в 1949 году. После школы с 1949 по 1952 годы работала в Загустайском медпункте Кижингинского района Бурятии.

В начале пятидесятых годов после реорганизации Передвижной бурятский театр остро нуждался в молодых артистах. Главный режиссер Цырен Шагжин ездил по республике, просматривая спектакли и концерты колхозной художественной самодеятельности.

Во время районного смотра художественной самодеятельности в 1952 году в Кижингинском районе он нашел восемнадцатилетнюю певунью со звонким и красивым сопрано. И как активную от природы и одаренную талантом участницу пригласил в театр. Вместе с ней в труппу был принят ее земляк Виктор Галсанович Самандуев. 18 сентября 1952 года Сыремжэ Уладаева была принята на работу артисткой бурятского театра драмы, которому посвятила 47 лет жизни.

Так, не имея специального образования, но щедро наделенная от природы яркой самобытностью, актриса встала на путь профессионального искусства. Позже ей удалось закончить театральную студию режиссера Ф.С. Сахирова.

Знание языка, обычаев, традиций, фольклора своего народа позволили артистке с первых же дней работы занять ведущее место в труппе. Самой первой ее ролью на профессиональной сцене была Смеральдина в спектакле «Слуга двух господ» Карло Гольдони (1953 г.).

Особенно близки были ей создание образов простых девушек из народа, отстаивающих свое право на счастье. Среди первых ролей особо выделялись по мастерству исполнения и по психологической глубине роли Сэсэгмы по пьесе Ж. Тумунова в спектакле «Сэсэгма» [1956 г.), Тунгалаг в «Далан худалч» Ч. Ойдоба (1965 г.), Лизанька в «Горе от ума» А. Грибоедова (1957 г.).

Поэтический образ «бурятской Джульетты» Соёлмы создан был в романтической трагедии «Соёлмаа, Баташулуун» Ч. Генинова (1963). Судьба бедной бурятки Соёлмы, насильно выданной замуж за нелюбимого старика-богача – тема извечная в литературе, драматургии всех народов и времен.

Спектакль «Будамшуу», поставленный в 1954 году по пьесе Цырена Шагжина, по праву считается одним из лучших во всей истории бурятского театра. Написанный на основе бурятских сатирических сказок, спектакль был ярко национальным по колориту. Это шло от фольклорных первоисточников, в которых веками кристаллизовались народные представления и понятия о добре и справедливости, честности и счастье, отражались особенности быта и нравов, национальной ментальности.

На основе сказочного сюжета было создано реалистически достоверное произведение, причем сама сказка не утратила фольклорного происхождения.

Одной из самых ярких в сценической жизни актрисы была роль Гэрэл, поэтичный образ, в котором С. Уладаева создала народный идеал женщины, привлекающей своей естественностью и непосредственностью.
Юная пастушка Гэрэл даже в самые драматичные моменты остается сдержанной, скупой на внешнее проявление чувств, скромна до застенчивости, почтительна со старшими до робости.

Трудно представить героинь Уладаевой не поющими, ибо пение – их родная стихия. Ее песни и пение – это песня-монолог, песня-пьеса, которой актриса могла порой выразить больше, чем текстом роли. Такая слитность драматической игры с пением идет от природы народной исполнительской традиции, где пение и слово, пение и действие составляли нераздельное целое. Исполнение Уладаевой представляло собой теснейший сплав эпики с лирикой, идущий от традиций «театра одного актера» бурятских улигершинов и сказителей.

Образами героинь Соёлмы, Гэрэл, Сэсэгмы актриса утверждала национальный женский характер в его лучших проявлениях.

Как у талантливой актрисы репертуар ее был широк. Исполнительская манера Сыремжэ Уладаевой была естественной и непринужденной, в ее героях не было ничего надуманного, натянутого. Ее сценическое поведение всегда определялось логикой изображаемых событий, жизненной достоверностью.

Невысокого роста, хрупкая, озорная, особенно хороша была Сыремжэ при исполнении травестийных ролей мальчиков: Сашка в «Барабанщице» А. Салынского, Жиган в «Р.В.С.» А. Гайдара, девчонка Рыгзема в «Ровесниках» Б-М. Пурбуева.

Исполнение комических, народных образов позволило актрисе стать истинно народной. Словами и действиями своих героинь актриса рассказывала о человеке и человечности, учила ценить жизнь и любить ее, отстаивать самое дорогое – свое человеческое достоинство. Быть в любых обстоятельствах человечными. Формы выражения, средства изображения были разными, а содержание – одно.

Среди последних ролей актрисы наиболее значительной явилась роль Авдотьи в трагикомическом спектакле Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Спектакль по пьесе известного башкирского драматурга об одиноких стареющих, но не теряющих оптимизма женщинах из сельского дома для престарелых был тепло встречен зрителями как в городе, так и на выездах в сельских районах республики. И в соседних регионах, Иркутской области и Забайкальском крае.

В 1999 году сыграла последнюю роль жены богача в спектакле по пьесе Б-М. Пурбуева «Толдойн хубуун Болдой»

Как отмечают в Министерстве культуры Бурятии, в историю бурятского искусства Сыремжэ Уладаева вошла не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. Пение составляло неотъемлемую черту ее творчества. Обладая прекрасными голосовыми данными, она одинаково хорошо исполняла европейские, бурятские народные песни, песни монгольских и советских композиторов.

В фондах ВГТРК хранятся записи песен, вошедшие в золотой фонд национальной музыкальной культуры, которые иногда звучат в программе «Баян талын аялга» в исполнении заслуженной артистки России Сэрэмжэ Уладаевой.

Прекрасен был дуэт Соднома Дашеевича Будажапова и Сыремжэ Уладаевой. Люди старшего и среднего поколения помнят и до сих пор любят их песню «Эхэ тухай дуун», недаром народ называл их бурятскими соловьями.

Сэрэма Уладаева - участница второй декады литературы и искусства в Москве в 1959 году. Также актриса принимала участие в гастролях театра в Москве 1969, 1976 годах и в Калмыцкой АССР. В 1965, 1972, 1978 годах Уладаева вместе с театром выезжала на гастроли в Монголию.

Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, подчёркивает, что  память о Сыремжэ Уладаевой, как истинной народной актрисе, к которой так подходит определение «самородок из народа», сохранится в памяти бурятского народа, в памяти российских театралов на долгие годы.

Фото из архива Буряад театра.

Валентина Бабуева, заведующая музейным фондом Бурдрама.
Танцующая на Небесах: последний урок Натальи Абыковой

Коллектив педагогов, работников и воспитанников Бурятского республиканского хореографического колледжа имени Сахьяновой и Абашеева простились с коллегой, наставником и другом Натальей Алексеевной Абыковой, заслуженным работником культуры России

- Что ты натворила, Наталья! - повторяет и повторяет Виктор Ганженко. Народный артист России не пришел на гражданскую панихиду: не смог отпустить свою подругу детства, выросшую вместе с ним за одним хореографическим станком училища.

Все оглушены трагической новостью. Наталья Абыкова была символом хореографического колледжа. И это не преувеличение. Эта скромная во всем, да что там, застенчивая женщина была носителем самого духа русского императорского балета. Линия ее педагогической преемственности восходит к самой Агриппине Вагановой.

- С приходом в коллектив Наталья Алексеевна в далёком 1972 году не уставала говорить о великой основательнице российского балета, о необходимости поддерживать и развивать ее уникальную методику танца, - вмпоминают коллеги.

Педагог классического танца Наталья Абыкова считала, что балетный наставник для детей должен быть примером во всем. Приветственный книксен девочек незнакомцу привычное дело в колледже, хотя поначалу человека немного шокирует. Эти старосветские манеры тоже ежедневный балет, воспитывающий изысканность поведения и красоту общения. Наталья Абыкова поддерживала такую атмосферу в учебном заведении, прививала светский этикет к вновь поступившим детям.

Сдержанность и тактичность педагога отмечали все, знающие Наталью Абыкову. Грубое слово или повышенный тон в разговоре ей был не приемлем, тем паче с детьми. Порой ее застенчивость умиляла.

- Уберите из статьи все эпитеты в мой адрес, пожалуйста, - просит она меня при согласовании юбилейной статьи к ее 70-летию и 50-летию педагогической деятельности.

Категорически отказываюсь это делать.

- Ну уберите тогда хотя бы слова про утонченные руки, пожалуйста!

- Хорошо заменим их другими словами - "благородные руки Натальи Абыковой", - сопротивляюсь своей собеседнице.

- Тогда я буду вынуждена уйти и уволиться из колледжа, - сокрушается Наталья Абыкова.

- Почему это, уволиться? - удивляюсь какой-то непонятной категоричностью ветерана труда.

- Надо мной будут смеяться!

- Кто это будет смеяться?

- Ганженко..., - выдавила Наталья Алексеевна.

Так сильно я не смеялся давно. Пришлось позвонить Виктору Александровичу, попросить, чтобы он поздравил свою коллегу и подругу с выходом статьи. Ганженко по-мужски пообещал это сделать. Такие трогательные ребяческие отношения два патриарха бурятского балета сохранили с самого детства.

- В командировках мы все переживали: что будет кушать Наталья Алексеевна? Она в кафе всегда долго изучала меню, и мы все с облегчением вздыхали, когда она делала свой заказ, - вспоминает методист колледжа Лариса Гененова. - Мы вместе усиленно готовились к весенней научно-практической конференции в колледже. И как всегда последнее слово в выборе названия, содержательной части конференции оставили за ней. Такая невосполнимая утрата для педколлектива, для детей.

Воздушная походка, вытянутая как струна спина - Наталью Абыкову можно было назвать невесомой, прозрачной. Она очень щепетильно относилась к собственному здоровью, сухие галеты все что она позволяла себе к чаю во время перерывов между уроками. Поистине, питалась, наверное, эфиром. Такое строгое отношение к себе - показатель настоящего артиста и педагога балета, обреченного на пожизненную строгую диету и воздержание.

- Для меня Наталья Алексеевна всегда была примером женской красоты, мудрости, элегантности. Воплощением доброты, чуткости и заботы к детям, - считает Эржена Бардуева замдиректора БРХК по воспитательной работе, воочию видевшая теплые отношение между педагогом и воспитанниками.
- Всем, что у меня есть, я обязан Наталье Алексеевне, - рассказывает Владимир Кожевников, директор БРХК. Заслуженный артист России возглавил похоронную комитет своего наставника. - В детстве я увлекался хоккеем и велоспортом, у меня были сильно развиты другие группы мышц, чем у танцоров. Наталья Алексеевна взялась сбалансировать мой мышечный тонус. До потери пульса она заставляла меня прыгать и скакать. Порой не уставала разыскивать меня: она знала все наши тайные места в училище, где прятались мальчишки.

С удивлением узнаю о недостатках прославленного педагога. Оказывается и на Солнце бывают пятна! На отпевании усопшей православный батюшка, отец Олег с возмущением обнаруживает возле ее изголовья сигареты.

- Наталью Алексеевну мы обожали! Она как-то по-мальчишески пряталась во дворе колледжа, чтобы побаловаться сигаретами. Просила нас ее прикрыть, если вдруг обнаружится. Курила изысканные ароматные марки табака, - вздыхает Эрдэни Эрдынеев, водитель колледжа.

- Но от нее никогда не пахло сигаретами? - не скрываю своего удивления.

- Она все заедала шоколадом и тщательно опрыскивалась духами, - делится мой собеседник.

Весь мир сотряснулся в глазах Николая Танцырева, фотографа колледжа, когда пришли за фотографией Натальи Абыковой для некролога.

- Наталья Алексеевна вырвала меня из дворовога мира ПВЗ, познакомила с балетом и направила мою жизнь в нормальное русло, - не скрывает слез на поминальном обеде мужчина. Его фотография учителя, в строгих черных тонах, украсила последний путь Натальи Абыковой.

Священник, отец Олег после отпевания произносит проповедь: "На третий день покойница предстанет перед Господом, сначала ее отведут в рай, чтобы показать, как живут праведники, потом в ад, где мучаются грешники. Там на Небесах она увидит свои явные или неявные прегрешения на Земле, но попросить прощения не сможет, ибо будет безголоса. Мы своими молитвами можем сделать это за нее, и попросить Бога простить ее грешную душу".

Среди прощающихся с Натальей Абыковой Баярто Дамбаев, главный балетмейстер БГАТОиБ имени Цыденжапова. Заслуженный артист России от лица сотен учеников, разбросанных по всей стране и миру, находит пронзительные слова об учителе. Для учившихся в отрыве от дома и живших в интернате воспитанников Абыкова была как мама.

- Покойница оставила бренное тело, которое лишь одежда для души, - разъясняет тайны загробной жизни батюшка.

- Наташа в молодости получила травму позвоночника, и не могла дальше работать в театре, - делится Лариса Протасова, народная артистка Бурятии, заслуженный работник культуры России.

- Это не было связано с балетом, а было бытовым несчастным случаем, - всегда поправляла в этих случаях в разговоре сама Наталья Абыкова.

Сложись все по-другому, безусловно, Наталья Алексеевна была бы великой балериной. Но Господь уготовил ей другую судьбу - стать великим педагогом балета.

Оставила на бренной земле Наталья Абыкова свой наградной титул, в списке которого в министерстве культуры Бурятии перечисляют многочисленные звания, награды и знаки отличия. Среди последних - звание "Почетный наставник Республики Бурятия", отличительный знак которого педагог получила этим летом из рук министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой. Не успела педагог получить орден "Золотая звезда дружбы" Монголии, для поездки куда только оформила загранпаспорт. Но забрала с собой в последний путь Наталья Абыкова только любовь и память благодарных ей людей.

В Наталье Алексеевне Абыковой было нечто сакральное, от бога, по-светски это называют "призванием". Свое глубокое преклонение перед сценой, священную к балету любовь она пронесла через всю свою долгую, плодотворную жизнь. Этот след она оставила и в своих учениках, которые будут нести дальше всё чему она их учила.

В высоких мирах есть два вида тенгриев, по-русски, ангелов. Одни небожители восхищаются собственными творениями. Другие, классом выше, восхищаются творениями других. Наталья Абыкова была из последних.
На Земле она готовила воспитанников быть небожителями, быть кумирами публики, танцевать как богов. Теперь на Небе она учит богов танцевать как людей. Ибо мечта любого небожителя родиться на Земле, чтобы испытать человеческое счастье.

Верю, что через 10 лет Наталья Абыкова вернётся в новом теле: слишком сильно она любила жизнь, балет и родной колледж. И, возможно, одна из ее учениц узнает в хрупкой девчонке или угловатом мальчике своего наставника, вернувшегося, чтобы продолжить головокружительный танец своей бессмертной души.

Балет умер, да здравствует Балет!

Батодалай Багдаев.