Багдаев – Telegram
Багдаев
120 subscribers
3.32K photos
547 videos
1 file
258 links
Багдаев
Download Telegram
Агинские прилипалы
Только после того, как вся Россия узнала о подвиге Балдана Цыдыпова, мэрские чиновники решили согреться в лучах его славы.
Подробности на телеграмм-канале Монгольский узел:
https://news.1rj.ru/str/Monuzel/350
Бурятская культура и путь к нации. Часть 5

Наш "сериал" об отображении истории бурятского народа в современном искусстве не является историческим исследованием. Отдельные "заметки на полях" научного характера не меняют жанр в целом. Кстати, все отсылки к тем или иным сюжетам давно доступны любому человеку, имеющему выход в Интернет и возможность посетить библиотеку.  Возьмем к примеру "Повесть княгини Бальжин", написанную в первой половине 18 века. Она издана на бурятском языке в 1992 году огромным по местным масштабам тиражом в 30 тыс. экземпляров. Есть в любой библиотеке. В Улан-Баторе в советские годы издавалась в оригинале. Вариант того же произведения с названием "История Бубэя-бэйлэ" доступен в Интернете в оригинале классического монгольского текста (в переложении на латиницу), а также - на халхаском языке. Все остальные летописи и исторические очерки, что упомянуты в нашем цикле, неоднократно изданы на русском или бурятском языках большими тиражами в 1990-2020-х годах. 

Если кто-то думает, что по современным прозе, поэзии, драматургии, кинематографе сложно составить представление об истории потому, что авторы, работающие в этих сферах, ничего не читают, то он будет глубоко не прав. Творческая интеллигенция Бурятии в подавляющем большинстве очень хорошо владеет бурятским, а часть - более или менее может читать на классическом монгольском, а то и на халхаском. Писатели, поэты, сценаристы, режиссеры действительно активно читают письменное наследие предков. В принципе можно говорить о том, что они в большинстве своем читали практически все упомянутые труды 18-19 вв., а многие еще читали и перечитывали сборники бурятского фольклора. В таком случае, почему все складывается очень непросто, как только речь заходит о продукции для масс? 

Проблема в том, что судить об истории 13-16 веков по произведениям 17-19 веков практически невозможно, если не подходить к вопросам истории с научных позиций (вспомним пример с "Песнью о Роланде"). Это нелегко даже ученым. Крупные исследователи 1960-80-х гг. провели огромную работу по сбору и систематизации письменных и фольклорных материалов, но фактически не продвинулись в деле создания целостной непротиворечивой картины истории бурят 13-16 вв. С 1980-х годов и практически по недавние годы ученые оперировали термином "темный период истории", под которым понимали 400 лет. Четыре века не в какой-то глубокой древности до нашей эры, а по нашим меркам - совсем недавно. Именно те четыре века, которые определили состояние региона, сделавшее бурятский народ таким, как он есть по сей день.

Это века, за которые бурятские племена в основном сложились в некоторую, пусть и нестабильную, но общность, в рамках которой стали воспринимать друг друга более близкими себе, чем всех остальных монголов. По завершении этих веков прибыли русские и столкнулись с существованием достаточно большой этнокультурной области, ставшей известной как "бурятская земля", Бурятия. Так восприняли ситуацию русские, так воспринимали ее енисейские тюрки, котские народы, тунгусы, и даже монголы. 

Практически с самого начала русским было ясно, что восточные рубежи этой общности, огибая по северу халха-монгольский мир, выходят на рубежи Маньчжурии и там постоянно идут стычки ("мало не по вся годы бой стоит с китайскими людьми"). Совокупную силу бурят русские оценивали примерно как "20 тысяч на конь садицца". Нет никаких сомнений, что к 17 веку эхириты, булагаты, сэгэнуты и ашабагаты осознавали себя, а также хоринцев и хонгодоров частью некоего условного единства, внутри которого могут быть конфликты, но которое может выступать сообща и вместе противостоять внешним угрозам с северо-запада, с юга или с юго-востока. 20 тысяч воинов это мобилизационный потенциал всех перечисленных бурятских племен вместе. Это восприятие самих бурят было усвоено и русскими. 

Далее 👇
Рубрика «Бурятская политика»

Ужасающий в тот момент конец самодержавия в России в феврале 1917 года преобразовал периферийную бурятскую нацию в один из ключевых народов Азии. По-другому он не родился бы.

Пройдя по краю гибели, - через создание Бурнацкома (в Чите), затем Их (по старомонггольски - Ехэ) Монгол Улс (в Чите), созданного на основе союза бурятских национальных лидеров с атаманом Семеновым, баргутами и хорчинами, - Бурятия сама не поняла, как превратилась в “азиатскую витрину” страны Советов.

Не затевает ли история нечто подобное снова?

Бурятская политика опять перемещается в забайкальские степи! На землях, где родился Чингисхан, вновь просыпается тектоническая зона. И от событий, которые будут развиваться там, во многом зависит будущее большой Бурятии.

С одной стороны рушится жамсуевская вертикаль. Его детище, осколок совкового маргинализма, сам того не осознавая, меняет бурятское сознание. Люди, как будто проснувшись, осознали убогость настоящего бытия и необходимость радикальных перемен.

С другой стороны, появляются новые герои! Один из них - Балдан Цыдыпов, совершивший воинский подвиг эпохального масштаба. На месте бездушной пустыни появляются ростки новой жизни. Степь просыпается!
Прислали с Национального музея Китая фотографии подлинника первого юаня.

Великое наследие Хубилай хаана, Китай 🇨🇳 сохранил в виде национального платёжного средства.
В официальной китайской истории времена империи Юань считаются вершиной могущества Поднебесной.
КАК В ИМПЕРИИ ЦИН НАЗЫВАЛИ ОЗЕРО БАЙКАЛ, ГОРОДА УДИНСК И СЕЛЕНГИНСК

Приводим цитаты из записок цинского посла Тулишэня, маньчжура по национальности, возглавлявшего первое посольство из Пекина в Россию и калмыцкое ханство в Поволжье. Записки Тулишэня были переведены на русский язык Россохиным И.К. в начале XVIII века.

Как мы видим, в Цинском Китае для обозначения городов, рек и других объектов на территории современной Бурятии использовали устоявшиеся ранее монгольские названия. Например, Байхал-билтень (озеро Байкал), Чуку-байшин (Селенгинск, букв. «город на Чикое»), Уди-байшин (Удинск, букв. «город на Уде»).

Начиная с Иркутска, русские названия городов передавались в маньчжурской транскрипции.

Тулишэнь отмечает смешанное русско-монгольское население Селенгинска и Удинска, а также различает живущих в Удинске монголов (пер. «мунгалов») и бурят (пер. «буратов») на Ольхоне.

Источник: Записки Тулишэня о его поездке в составе цинского посольства к калмыцкому хану Аюке в 1712-1715 гг.// Русско-китайские отношения в XVIII веке. Материалы и документы. Т. 1: 1700-1725 / Отв. ред. С.Л. Тихвинский. - М.: Наука, 1978. – 703 с.
ИЗ ЗАПИСОК ТУЛИШЭНЯ

И, таким образом, мы в российском городе Чуку-байшине, ожидая от Чагань-хана (Белого царя - monuzel) позволения, прожили пять месяцов и 23 дни.

…В оном их городе в срубленных бревенчатых избах живут русские люди и мунгалы смешенно, более двухсот дворов; но дворы их находятся в безпорядке и не в одном месте. Также есть тут и два тяньджутана (храма Неба – monuzel), 70 лодок и протчих водоходных мелких судов находится без мала со сто. Для содержания команды над городом определен один начальник, а гарнизон состоит из двухсот воинских людей.

…Уди-байшин от Селенгинска находится на северо-восточной стороне, более как в 200 ли растоянием. Здесь находятся великия горы и лесу ростет на горах и по подгорью великое множество. На берегах Селенги-реки в роздольях и плоских местах находятся пашни немалыми полями. Селенга-река пришла от южно-западной стороны и, миновав город, течет в северо-западную сторону. Река Уди пришла с южно-восточной стороны, и окружив западную часть города, впала в Селенгу-реку. По сторонам города везде находятся горы, однакож кругом города никакого стеннаго укрепления не имеется, и здесь также, как и в Селенгинске, живут русские люди и мунгалы более 200 семей смешенно. Войска находится до двух же 100 человек.

...Байхал-билтень [Байкал-озеро] от города Удинска лежит в северо-западной стороне, более как в 300 ли, разстоянием. Между сим разстоянием находятся по сторонам дороги великия горы и частыя леса, также и небольшия в шести или семи местах деревни с пахотными по частям местами.

Ширина онаго озера от юга к северу на 100 и более, а длина его от востока к западу с лишком на 1000 ли простирается, и кругом всего его находятся великия горы. …Остров Ольхон, которой находится в северо- восточной стороне на Байкале, в ширину с лишком на 50 ли, а в длину более, как на 200 ли простирается. На сем острове находятся небольшия горы, леса и разных родов звери, а живут на нем бураты более 50 семей в поставленных мунгальских кибитках и держат они коней, коров и баранов.
Хроника "Как создавалась Бурятия"

Мы уже упоминали о том, что Первая Бурятская Республика, созданная в 1917 г., обладала собственными вооруженными силами. В правительстве Бурят-Монгольского государства действовал специальный Военный отдел, в ведении которого находились вооруженные формирования с преимущественно бурятским составом.

Путь к признанию бурятских вооруженных сил не был простым. Первое время в этом отношении царила неразбериха. Сначала Г. Семенов создал добровольческий отряд из бурят-монголов и забайкальских казаков, который после большевистского октябрьского переворота с боями отошел в Маньчжурию, где вскоре вырос в целое соединение, Особый Маньчжурский отряд. По эту сторону границы Центральный национальный комитет Бурят-Монголии создал отряды самообороны Улаан Сагда (Красная Стража). Но долгое время эти подразделения реальной силы из себя не представляли, почти не имея вооружения, кроме охотничьего. Их собственно создавали не для войны, а для защиты бурятских деревень и дацанов от погромов
Хроника "Как создавалась Бурятия".

Вооруженные силы Первой Республики. Продолжение, предыдущая часть ⬆️

Э.-Д. Ринчино огромные надежды возлагал на способность Первой Бурятской республики защитить себя. Он предпринимал различные усилия, чтобы через фактор Улаан Сагда добиться признания со стороны большевистских Советов. В частности он всячески раздувал страдания агинских бурят от близости Даурского фронта, сложившегося против сил Г. Семенова. Хотя агинцы толпами бежали как раз под защиту семеновцев от красных погромов, Ринчино понимал, что большевики главной приманкой для крестьянства в регионе сделали бурятские земли. Не только бедняки, но и вполне зажиточные крестьяне с вожделением ожидали, что им официально разрешат занять бурятские земли; это стало главной причиной, почему красные получили массовую поддержку русского села.

Большевистские газеты именовали земли степных дум кулацкими излишками. Не дожидаясь отмашки сверху, по забайкальским степям пошла волна поджогов бурятских деревень, грабежей и изнасилований. Крестьяне стремились запугать бурят и вынудить их уйти за границу.
Потому и пришлось создать Улаан Сагда, а затем предложить сформировать на базе этих отрядов настоящее бурятское соединение. Ринчино намекал красным, что в условиях нехватки сил для Даурского фронта можно будет использовать формирования Бурят-Монголии. Но сначала нужно объявить о полной остановке процесса выдавливания бурят с родных земель.

Красные были бы может и рады заполучить бурятское пушечное мясо для борьбы с белыми бурятами же и казаками, но об отказе от идеи разграбления бурятских территорий не хотели ничего слышать. Им просто нечего было предложить взамен той крестьянской массе, что жила в регионе, где никогда не было помещичьего землевладения. В регионе тупо не было никакой иной подходящей идеи, чтобы красных поддержал сибирский и семейский кулак, переселенческая беднота времен столыпинской реформы, и даже показаченные крестьяне.

В силу всего этого красные так и не поддержали бурят в части создания нормальных вооруженных сил. Более того, они их просто стали бояться после ряда случаев, когда погромщики получили отпор.
Единственная автономная провинция републики Корея Чеджудо является одним из самых развитых туристических регионов мира. Самым примечательным фактом остается то, что местное население острова (Чеджудо сарам - в переводе от корейского - люди из Чеджудо) сохранили свою идентичность.

Обладают особым менталитетом, имеют свой словарь в котором счет старомногольский: 1 - нэгэн, 2 - хоер, 3 - гурба и т.д.. Мама - эжи (по старомногольски), папа - аба, голова - толгой, рука - гар, коленки - тохоног и т.п.

https://news.1rj.ru/str/vsya_korea/10369
УСТЬ-ОРДА ПОСЛЕ «ОБЪЕДИНЕНИЯ»: МРАК И БЕЗНАДЕГА

Что же произошло за 16 лет после референдума 2006 года о ликвидации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) как самостоятельного субъекта РФ?

О представительстве округа в органах власти. До «объединения» в федеральных органах власти УОБАО представляли два человека – один член Совета Федерации и один депутат Государственной Думы РФ, в Законодательном собрании Иркутской области – четыре депутата. Работала Окружная дума УОБАО из 18 депутатов.

Сегодня Усть-Ордынский Бурятский округ (УОБО) в Законодательном собрании Иркутской области представляет один (!) депутат от 22-го избирательного округа, в который входят все шесть районов УОБО. Это Кузьма Алдаров, занимающий ныне пост вице-спикера.

В правительстве Иркутской области руководитель администрации УОБО Анатолий Прокопьев номинально занимает пост вице-губернатора.

На выборах в Государственную думу России жители Усть-Орды не могут повлиять на результаты выборов в пользу своих представителей, поскольку их голоса теряются. Округ разбит электорально - три района УОБО (Эхирит-Булагатский, Баяндаевский, Осинский) входят в один избирательный округ (№ 93), а три других района (Боханский, Аларский, Нукутский) – в избирательный округ (№ 94).

Об обещанных социально значимых объектах, которые должны быть построены по указу президента Путина 2006 года о мерах по «развитию Иркутской области и УОБАО».

Большая часть денег по этому указу ушла на строительство двух объектов в Иркутске - нового моста через Ангару в самом Иркутске и объездной дороги вокруг города с мостом через Иркут.

Крупные же объектов в округе сразу превратились в долгострой. Дом спорта в поселке Усть-Ордынский до сих пор, через 17 лет (!!) после начала строительства, не построен. В 2020 году строящийся с 2005 года объект разобрали и начали строить заново.

Школу-интернат в п. Усть-Ордынский с грехом пополам сдали в 2020 году. При том, что первоначально это должен быть детский дом.

Строительство новых стационаров районных больниц в Баяндае, Кутулике и Бохане было завершено только в 2018-2019 годах.

Сегодня главные проблемы в округе – безработица, аварийное состояние объектов инфраструктуры, отрицательная миграция. Из округа уезжают люди, особенно молодежь, происходит старение населения.

Справка Monuzel: По данным переписи 2010 года, доля бурят (49,8 тыс. чел.) составляет 39,84 % населения округа. Для сравнения, в Агинском округе этот показатель был 65,12 % (50,2 тыс. чел.).
Героизм Балдана Цыдыпова Путин оценил орденом Мужества

Лежащему на излечении в госпитале в Санкт-Петербурге герою военной операции на Украине Балдану Цыдыпову вручили государственную награду - орден Мужества.

Согласно удостоверению наградой за номером 80093 бурятский офицер удостоен на основании указа президента России Владимира Путина от 18 апреля 2022 года.

Между тем общественность Бурятии и Забайкалья, главы этих субъектов федерации ходатайствовали перед руководством страны о присвоении Балдану Цыдыпову более высокого звания - Героя России, что, видимо, осталось со стороны главы государства без внимания.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Кадры вручения, прикрывшему танковую колонну и спасшему множество жизней, бурятскому офицеру Балдану Цыдыпову ордена Мужества.

Санкт-Петербург. 3 апреля 2022г.
Как устроена власть в Агинском бурятском округе

Дондоков Ананда Цыдыпович, ближайший член команды Баира Жамсуева. Среди строительных подрядчиков его знают, как “Ананда 20%”, общественность - как “Барака Обаму”.

Деятельный чиновник: работает с размахом, но не побрезгует и мелочью. Грешит глубокими запоями: пьет тоже с размахом, по месяцу. При этом категорически не приемлет чужое пьянство.

Руководил строительным комплексом АБАО, был мэром столицы округа, становился главой округа, помощником губернатора Осипова.

Сейчас Дондоков возглавляет кампанию “Ипотечное жилищное кредитование”, куда переведены капиталы трёх бурятских районов округа на сумму 204,9 млн руб. В прошлом году выручка предприятия, в том числе по выгодным гоззакупкам, составила 22,7 млн руб.

А прибыль при этом "ИЖК" показана минимальная - всего 21 тыс. руб., и она имеет тенденцию к ежегодному быстрому падению. Вот это сверхэффективность! Цель - добиться отрицательной прибыльности муниципального предприятия и его дальнейшего банкротства для перевода активов в частные руки.

Налоги "ИЖК" за 2021 год в консолидированный бюджет составили тоже минимум - 4,1млн руб. Остальное уходит на зарплату 14 работниками фирмы. Для сокрытия, видимо, реальных цифр, "ИЖК" переведена в специальный режим упрощённой системы налогообложения. Тк нищий окружной бюджет лишается, благодаря Дондокову, последних копеек.

Опыт освоения денег у фигуранта большой. Под его руководством за бюджетные средства осуществлялись крупнейшие проекты округа: Базальтовый завод - деньги освоены, но завода нет, завод ЖБИ - деньги освоены, завода нет, инженерные коммуникации посёлка Агинское на несколько миллиардов - деньги освоены, коммуникации тоже нет! С губернатором Осиповым расстался из-за назревающего скандала вокруг строительства домов погорельцам.

Построил себе фешенебельный коттедж в центре Агинска, который с выгодой продал-купил под офис "ИЖК". Теперь у Ананда Цыдыпович другой солидный коттедж.
Как устроена власть в Агинском бурятском округе

Дондоков Ананда Цыдыпович. Экс-глава Агинского бурятского округа, экс-мэр Агинска, ныне - руководитель окружного предприятия «Ипотечное жилищное кредитование».
Он же «Ананда 20%», в народе - «Барак Обама».

См.👇
Тот самый коттедж Ананды Цыдыпыча, который дорого продал «ИЖК», затем сам стал его руководителем. Не захотел расстаться с коттеджем.
Кошелек Баира Жамсуева
Как расстаскиваются агинские миллиарды, о фешенебельных коттеджах, о непостроенных заводах и коммуникациях округа читайте только на телеграмм-канале Монгольский узел:
https://news.1rj.ru/str/Monuzel/399
На спектакль за 100 км

Курумканские дети выехали в автобусный тур, чтобы побывать на гастролях Бурдрама

- Устали, но наши воспитанники остались в восторге! - призналась Татьяна Чернакова, воспитатель Курумканского центра социальной помощи семье и детям, - Мы со всеми 13 подопечными детьми выехали на своём ведомственном автобусе из Курумкана в соседний посёлок Баргузин (а это 100 км в одну сторону), чтобы увидеть спектакли нашего прославленного "Буряад театра". Это была наша такая первая и незабываемая поездка!

Как поделились на своём сайте работники центра, юные зрители были в  восторге от интерактивного театрализованного представления «История одного блогера», 6+. Ребята  пели и танцевали вместе с артистами, отгадывали загадки, дружно аплодировали виртуозным фокусникам-актерам.

По приглашению театра дети увидели два гастрольных спектакля. Для этого в соседнем райцентре Баргузин они провели целый день. Вечером на сцене РДК дети также попали на спектакль «Алдар. 9 секунд», 12+, посвящённый подвигу героя России Алдара Цыденжапова.

Как признаются сами воспитанники, они смотрели постановку с замиранием сердца и со слезами на глазах. Ребята познакомились с бытом матросов, их службой, узнали о семье героя и том роковом моменте, когда храбрый юноша ценою своей жизни  шагнул в огонь и спас экипаж более 300 человек.

Как пишут в откликах наставники детей, полученные впечатления способствовали  развитию у воспитанников чувства долга, ответственности за свою страну, воспитанию уважения к героям, павшим при исполнении воинского долга.

Буквально накануне гастролей Бурдрама в Баргузинский и Прибайкальский районы республики министром культуры Бурятии Соелмой Дагаевой было поручено коллективу Бурдрама взять шефство над Курумканским центром социальной помощи семье и детям. Как видите, сухое канцелярское указание подведомственному учреждению вылилось в яркий незабываемый праздник для детей.

#Бурятия
#ГастролиПоСельскимРайонам
#РосииякультураБурятия