Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Фитнес все сильнее накрывает второй волной пандемии. Продажи в первую декаду октября просели на 50-70%, разница с прошлогодними показателями выросла до 54%. Средний чек тоже упал до 3,7 тыс. рублей – это на 37% ниже, чем в прошлом году. Причин много: где-то дополнительные запреты из-за роста заболеваемости вводят местные власти, где-то залы страдают из-за страха клиентов заразиться коронавирусом.

Контроль за соблюдением санитарных мер становится более жестким, но уставшим от коронавируса посетителям залов нет до этого дела. Около 65% представителей фитнес-сообщества жалуются на конфликты с клиентами, которые не хотят носить маски, измерять температуру и соблюдать другие меры безопасности. Почти 45% клубов отмечают, что клиенты просят заморозить членство или вернуть деньги. Новые абонементы, напротив, почти не покупаются – люди либо экономят, либо боятся заражения, либо опасаются закрытия залов. Кажется, это чуть ли не первый случай, когда прогнозы о ликвидации 40-60% предприятий отрасли уже не кажутся просто попыткой разжалобить власти.
Популярность онлайн-торговли продуктами заставляет сервисы доставки расширять ассортимент. Вот и «Яндекс.Еда» решила развозить продукцию с московских фермерских рынков. На первый взгляд, все хорошо. Такое сотрудничество позволит «Яндексу» удовлетворить спрос на здоровые продукты и заработать – средний чек на рынках на 30% больше, чем в магазинах. Условия доставки сносные: при заказе на 1 тыс. за доставку возьмут 200 рублей, на 2 тыс. – услуга бесплатна.

Но перспективы сотрудничества пока спорные. Во-первых, могут возникнуть конфликты из-за большой комиссии служб доставки – как раз на нее бизнес недавно пожаловался московским властям. Говорят, именно это и помешало организовать доставку с рынков в марте-апреле. Во-вторых, осложнить работу могут особенности ценообразования на рынках – там много продавцов, и каждый самостоятельно устанавливает расценки. В-третьих, рост продаж может не оправдать ожиданий «Яндекса» – многие ходят на рынки, чтобы самостоятельно выбрать качественные продукты и по возможности выторговать лучшую цену, а доставка лишает такой возможности.
Пока некоторые московские бизнесмены жалуются на проблемы из-за регистрации посетителей, питерские рестораторы готовятся в очередной раз подсчитывать убытки. В Санкт-Петербурге власти не стали париться с учетом ночных гостей, а просто запретили барам, кафе и ресторанам работать с 23:00 до 6:00. Такой режим работы сохранится до конца ноября. Исключение сделают только для заведений, работающих в аэропорту, на вокзалах и заправках.

Честно говоря, печально. Особенно с учетом того, что на восстановление у питерских рестораторов было не так много времени – после первой волны местные рестораны вернулись к работе ближе к началу августа, хотя та же Москва открыла общепит уже 23 июня. И если кафе и рестораны новые запреты еще как-то переживут, то барам будет тяжко – основную выручку они делают на алкоголе, причем отнюдь не днем.
Коронакризис разорил всех «яблочников»? Раньше место в очереди за новым iPhone продавали за 10-15 тысяч, а сейчас у дверей флагманского магазина на Тверской всего несколько человек. Говорят, в этом году предзаказ на айфоны больше прошлогоднего, и отсутствие очередей еще больше удивляет – неужто россияне поняли, что в разгар пандемии часами стоять в очередях, пусть даже и на улице, не самая лучшая идея?
Кажется, пандемия оставила россиян без новогодних корпоративов. Почти 60% компаний отказались от предпраздничных вечеринок. Многие event-агентства сообщают о снижение числа заказов на 80-90% по сравнению с прошлым годом. Да и сами россияне не горят желанием веселиться – на праздники готовы пойти 13% сотрудников и лишь при условии отмены всех ограничений.

Компании, которые не хотят оставлять работников без праздника, или проведут корпоративы в январе – тогда и услуги организаторов будут дешевле, и ситуация с коронавирусом может улучшиться. Или устроят небольшие посиделки в офисе – так можно сэкономить на питании и ведущем. Справедливости ради, экономить пришлось не всем – у крупных агентств работы хватает, почти все российские звезды тоже получили заказы. Загвоздка только в том, что добро на проведение корпоративов должны будут давать региональные власти, причем ближе к новогодним праздникам. Что будут делать те, кто уже всем закупился и все оплатил?
Вторая волна пандемии добралась и до железнодорожных перевозок. После относительно успешного сентября РЖД придется отменить или сократить около 50 поездов. Все дело в низком спросе – некоторые направления перестали пользоваться популярностью у пассажиров, а гонять пустые вагоны туда-сюда нет смысла. Деньги за уже купленные билеты на отмененные поезда вернут.

Спад, судя по перечню отмененных поездов, вызван не только второй волной пандемии, но и завершением курортного сезона, который в этом году был непривычно длинным. Да и россияне снова стали бояться поездов – в начале первой волны СМИ часто сообщали, как один заболевший за день пути мог заразить 5-10 пассажиров. Часть клиентов РЖД вполне может уйти к авиаперевозчикам – буквально на днях очередное исследование показало, что заразиться в самолете при соблюдении всех санитарных мер почти нереально.
Из-за пандемии походы в кино стали одним из самых непопулярных развлечений. Эксперты финуниверситета при правительстве назвали кинозалы наиболее пострадавшими учреждениями культуры. В июле-августе кинотеатры вроде как начали привлекать гостей, многим удалось отыграть половину падения, но вторая волна снова вызвала резкий спад прибыли.

У остальных дела идут лучше, хотя до прошлогодних показателей очень далеко. Число тех, кто готов ходить в драматические театры, в 2 раза меньше, чем прошлой осенью. Спад интереса к музеям остается сильным, но он все же заметно меньше, чем у кино и театров – минус 30-40% к докризисному периоду. Вероятно, люди считают поход в музей, где нет длительного пребывания в закрытом помещении, менее опасным, чем посещение кино. Сказывается и отсутствие новинок – кинотеатрам их сейчас при всем желании взять неоткуда.
На фоне коронакризиса и второй волны хорошо растут едва ли не одни интернет-компании. Вот и Mail.ru Group вернула прогноз по выручке на доковидный уровень – холдинг снова планирует заработать 103 млрд рублей в 2020 году. Такой прогноз делался еще в начале года, но из-за пандемии был уменьшен. Летний подъем показателей позволил холдингу снова делать оптимистичные прогнозы.

Подрасти Mail.ru помогла выручка от онлайн-рекламы – в III квартале она увеличилась на 5% и составила 9,5 млрд рублей после падения на 5,2% в апреле-июне. Несмотря на снятие карантина, драйвером роста осталось игровое направление – выручка от него к сентябрю увеличилась на 33% год к году и составила 10,6 млрд рублей. Не подвело и продуктовое направление. Выручка Delivery Club выросла в 2,1 раза, «Самоката» – в 20 раз. «Ситимобил» нарастил количество заказов в 4 раза, до 50 млн поездок. Кто-то еще сомневается, что «нерабочий апрель» сформировал у россиян новые привычки?
Тот случай, когда для описания ситуации хватит буквально двух цифр. Доля онлайн-торговли на московских складах за год выросла в 10 раз – с 5% до 51%. Год назад в общем объеме инвестиций на склады приходилось 3%, сейчас – 16%. Пожалуй, этого достаточно, чтобы понять, какой рывок сделала e-commerce благодаря пандемии.
Из-за упавшей загрузки рейсы отменяет не только РЖД. «Уральские авиалинии» на фоне низкого сезона тоже сокращают полеты: на этот раз авиакомпания откажется от выполнения рейсов по девяти направлениям из Жуковского. Рейсы в Стамбул останутся, но будут только чартерными. Авиакомпания «ИрАэро» закрыла рейсы Надым – Самара, Томск – Самара и Нижний Новгород – Калининград. Причина та же – низкая загрузка самолетов.

Новости грустные, но, вероятно, не последние – если спад заболеваемости не наступит раньше февраля-марта или даже начала лета (а такие прогнозы уже есть), то сокращения продолжатся. Перевозчикам нет смысла гонять пустые самолеты – выгоднее совсем отменить рейсы, а освободившиеся судна использовать для грузоперевозок, как уже делали во время первой волны.
Кто там возмущался из-за QR-контроля в ночных клубах Москвы? В столице, несмотря на рекомендации Роспотребнадзора, не будут закрывать кафе и рестораны, которые работают после 23 часов. Избежать закрытия помогла как раз регистрация посетителей, которая была введена неделю назад.

К этой процедуре можно относиться как угодно, но даже сами рестораторы уже почти не спорят с тем, что так столичные власти спасли их от повторного закрытия. В большинстве регионов такого участия к судьбе малого и среднего бизнеса не проявляют – как правило, заведения просто закрывают на ночь, и все. Да, любые запреты, дополнительный контроль, регистрация – все это не прибавляет общепиту гостей, но если не делать ничего для сдерживания заболеваемости, посетителей станет еще меньше.
Судьба авиастроительных компаний вызывает все больше вопросов. Надежды на быстрое восстановление сообщения между странами не оправдались, поэтому и спроса на новые лайнеры нет. За III квартал во всем мире было заказано всего 13 самолетов для коммерческих перевозок. Причем есть признаки ухудшения ситуации – в сентябре авиапроизводители не получили ни одного заказа от перевозчиков.

Boeing и Airbus уже давно не скрывают своих финансовых проблем из-за коронакризиса. В обеих компаниях прошли массовые сокращения, Boeing придется продать часть недвижимости. О банкротстве, конечно, говорить рано, но еще полгода простоя вполне могут убить даже таких гигантов. Что будет потом, лучше даже не представлять, но мы попробуем: банкротство заводов-поставщиков (предприятия расположены почти в 70 странах мира), увольнение десятков тысяч специалистов, экономический кризис в отдельных регионах, удар по нескольким производственным отраслям, где металлургия – только самый явный вариант.
Тотальный карантин не всегда быстро, но дает результат. Спустя 5 недель после начала повторного локдауна Израиль объявил о смягчении санитарных ограничений. С 1 ноября в стране откроются салоны красоты, автошколы, возобновятся занятия младших классов. Карантин позволил Израилю снизить показатели заболеваемость почти в 15 раз – с 10 тыс. заразившихся ежедневно до 713 случаев на сегодня.

Но называть это победой рано. Во-первых, нужно понимать, что любой карантин стоит денег, причем больших – кто может обещать, что экономика не рухнет после выхода из повторного локдауна? Во-вторых, где гарантия, что эти финансовые жертвы не будут напрасными? Через несколько месяцев страну вполне может накрыть третьей (а в случае Израиля ее можно даже назвать четвертой) волной пандемии. Пока такой сценарий даже не хочется представлять, но он возможен. Кажется, израильтянам пора изучать опыт Китая, до которого даже вторая волна пандемии еще не добралась.
Передел кинорынка набирает обороты. Вот и «Мегафон» вписался: станет владельцем 33,8% видеосервиса Start и вложит в него до 5 млрд рублей. Название сервиса знают не все, но про его продукты многие слышали. Сериал «Лучше, чем люди» стал первым проектом из Восточной Европы, который купил Netflix, а «Содержанки» – первым нашим сериалом на Amazon Prime.

Хотя «Мегафон» не получит эксклюзивных прав на контент сервиса, выгода от сделки очевидна. Во-первых, потребители переходят в интернет-среду и телеком-операторы обязаны следовать за ними. Во-вторых, эксперты называют новый контент главным фактором роста. В-третьих, конкуренты тоже делают ставку на кино – «Билайн» заинтересовался покупкой онлайн-кинотеатра Megogo, МТС развивает собственную киностудию. Да и Start нужна сделка – конкуренция онлайн-кинотеатров только усилится из-за прихода Netflix на наш рынок, и сервисы без финансовой поддержки инвесторов окажутся в сложной ситуации.
Авиакомпании демпингуют, и железнодорожникам тоже приходится заманивать пассажиров скидками. В РЖД начнут продажи верхних полок в купе за полцены. Скидки действуют примерно на 300 поездах, которые отправляются с 1 по 30 ноября. Ну и дополнение в лучших традициях маркетинга – количество мест по скидке ограничено. Что ж, вполне логичная ответка от РЖД: авиакомпании в последние месяцы завалили клиентов скидками и акциями, цена билетов на поезд и самолет почти сравнялась, а клиентов больше не становится.
Проблемы книжной отрасли становятся все более серьезными. Сеть магазинов «Республика» подаст заявление о банкротстве. В компании заявили, что не смогли пережить коронакризис и карантин – точки продаж простаивали без дела 2 месяца. Онлайн «Республику» не выручил – в сети считают, что в кризис россияне экономили, поэтому не брали книги.

Справедливости ради, нужно сказать, что кризис лишь добил «Республику», у которой были проблемы задолго до кризиса. Виной тому – агрессивный рост и общее давление со стороны онлайн-торговли. Еще в июле издательства заявляли, что «Республика» не расплатилась за полученные до кризиса товары. И вероятно, это не последний участник рынка, которого пандемия подтолкнет к пропасти. За время самоизоляции онлайн-продажи книг выросли как минимум на 25% – это десятки миллионов рублей, которые потеряли обычные магазины. Велика вероятность, что многие покупатели в книжные сети уже не вернутся из-за более высоких цен – разница иногда достигает 80-100%.
Европа окончательно признала неспособность справиться со второй волной без тотального карантина. В Германии со 2 ноября закрываются театры, кинотеатры, фитнес, ограничиваются контакты между гражданами, отели перестают принимать туристов. Во Франции с 30 октября вводится самоизоляция. Закрывается общепит и часть предприятий сферы услуг, запрещается выезд за пределы домашнего региона. Разрешено ходить за продуктами, на работу, к врачу и на короткую прогулку возле дома, остальные дела – через пропуск.

Как и ожидалось, серьезно бизнесу помогают только самые богатые страны, хотя закрыта на карантин полностью или частично фактически вся Европа. В Германии предприятиям, на которых работают меньше 50 человек, выплатят 75% от выручки за ноябрь 2019 года. Во Франции закрытые предприятия смогут получить от государства до €10 тыс. Более бедные члены ЕС себе таких трат позволить не могут, поэтому обходятся локальными запретами или хотя бы стараются не использовать термин «всеобщий карантин». Можно подумать, от этого потери местного бизнеса станут меньше…
В разгар пандемии европейские власти нашли необычный способ борьбы со вспышками коронавируса в тюрьмах. В Италии отпустят под домашний арест около 10% заключенных, почти 5 тыс. человек. К счастью, эти меры не коснутся убийц, насильников, террористов и коррупционеров. Похожая ситуация в Англии – там преступников стараются приговаривать к более коротким срокам. Причем меньшие сроки получают даже педофилы, наркоторговцы и виновные в насильственных преступлениях.

Метод, мягко говоря, неоднозначный, причем не только с моральной точки зрения. Ведь с учетом показателей заболеваемости «на воле», тюрьма – еще относительно безопасное место. Впрочем, один неоспоримый плюс у этой затеи все-таки есть – пока преступники дома, их не нужно кормить на деньги налогоплательщиков.
В Федерации рестораторов и отельеров высказались на тему регистрации клиентов общепита в Москве. Говорят, решение с QR-кодами не обрушило выручку ночных заведений столицы. А вот ограничения по часам, которые ввели многие регионы, сказываются на ресторанах и барах гораздо хуже. Когда время работы сокращено, популярным заведениям приходится отказывать гостям в обслуживании или создавать никому не нужную сейчас толкучку.

Сами рестораторы в большинстве своем идею тоже хвалят, хотя некоторые эксперты и посмеиваются, мол, другого выхода у них нет. Это действительно так, но решать проблему роста заболеваемости все равно придется. Или закрытием всего общепита (как в Европе), или ограничением по времени (как во многих регионах России), или большими штрафами за малейшие нарушения санитарных норм, или учетом гостей (как в Москве). И что-то нам подсказывает, что первые три варианта мало кого устроят.
Кажется, власти все-таки бросят спасательный круг стремительно тонущему в неоплаченных счетах фитнесу. В Национальном фитнес-сообществе заявили, что уже «в ближайшие недели» россияне смогут воспользоваться налоговым вычетом за занятия спортом. Механизм получения будет примерно таким же, как действующие вычеты за платное обучение, лечение, благотворительность. Максимальная сумма компенсации – около 15 тыс. рублей. Заранее никого хвалить не будем, но решение весьма своевременное – в бедственном положении сейчас находится не меньше половины клубов страны. На пике заболеваемости вычет вряд ли вернет клиентов – многие не ходят в зал, чтобы не подхватить коронавирус, но оправиться от кризиса наверняка поможет.
Несколько месяцев жизни между первым и вторым локдаунами не повлияли на потребительские пристрастия европейцев. Пока россияне скупают витамины и антибиотики, немцы опустошают местные хозмаги - кажется, купить там туалетную бумагу скоро будет сложно.