Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Судьба авиастроительных компаний вызывает все больше вопросов. Надежды на быстрое восстановление сообщения между странами не оправдались, поэтому и спроса на новые лайнеры нет. За III квартал во всем мире было заказано всего 13 самолетов для коммерческих перевозок. Причем есть признаки ухудшения ситуации – в сентябре авиапроизводители не получили ни одного заказа от перевозчиков.

Boeing и Airbus уже давно не скрывают своих финансовых проблем из-за коронакризиса. В обеих компаниях прошли массовые сокращения, Boeing придется продать часть недвижимости. О банкротстве, конечно, говорить рано, но еще полгода простоя вполне могут убить даже таких гигантов. Что будет потом, лучше даже не представлять, но мы попробуем: банкротство заводов-поставщиков (предприятия расположены почти в 70 странах мира), увольнение десятков тысяч специалистов, экономический кризис в отдельных регионах, удар по нескольким производственным отраслям, где металлургия – только самый явный вариант.
Тотальный карантин не всегда быстро, но дает результат. Спустя 5 недель после начала повторного локдауна Израиль объявил о смягчении санитарных ограничений. С 1 ноября в стране откроются салоны красоты, автошколы, возобновятся занятия младших классов. Карантин позволил Израилю снизить показатели заболеваемость почти в 15 раз – с 10 тыс. заразившихся ежедневно до 713 случаев на сегодня.

Но называть это победой рано. Во-первых, нужно понимать, что любой карантин стоит денег, причем больших – кто может обещать, что экономика не рухнет после выхода из повторного локдауна? Во-вторых, где гарантия, что эти финансовые жертвы не будут напрасными? Через несколько месяцев страну вполне может накрыть третьей (а в случае Израиля ее можно даже назвать четвертой) волной пандемии. Пока такой сценарий даже не хочется представлять, но он возможен. Кажется, израильтянам пора изучать опыт Китая, до которого даже вторая волна пандемии еще не добралась.
Передел кинорынка набирает обороты. Вот и «Мегафон» вписался: станет владельцем 33,8% видеосервиса Start и вложит в него до 5 млрд рублей. Название сервиса знают не все, но про его продукты многие слышали. Сериал «Лучше, чем люди» стал первым проектом из Восточной Европы, который купил Netflix, а «Содержанки» – первым нашим сериалом на Amazon Prime.

Хотя «Мегафон» не получит эксклюзивных прав на контент сервиса, выгода от сделки очевидна. Во-первых, потребители переходят в интернет-среду и телеком-операторы обязаны следовать за ними. Во-вторых, эксперты называют новый контент главным фактором роста. В-третьих, конкуренты тоже делают ставку на кино – «Билайн» заинтересовался покупкой онлайн-кинотеатра Megogo, МТС развивает собственную киностудию. Да и Start нужна сделка – конкуренция онлайн-кинотеатров только усилится из-за прихода Netflix на наш рынок, и сервисы без финансовой поддержки инвесторов окажутся в сложной ситуации.
Авиакомпании демпингуют, и железнодорожникам тоже приходится заманивать пассажиров скидками. В РЖД начнут продажи верхних полок в купе за полцены. Скидки действуют примерно на 300 поездах, которые отправляются с 1 по 30 ноября. Ну и дополнение в лучших традициях маркетинга – количество мест по скидке ограничено. Что ж, вполне логичная ответка от РЖД: авиакомпании в последние месяцы завалили клиентов скидками и акциями, цена билетов на поезд и самолет почти сравнялась, а клиентов больше не становится.
Проблемы книжной отрасли становятся все более серьезными. Сеть магазинов «Республика» подаст заявление о банкротстве. В компании заявили, что не смогли пережить коронакризис и карантин – точки продаж простаивали без дела 2 месяца. Онлайн «Республику» не выручил – в сети считают, что в кризис россияне экономили, поэтому не брали книги.

Справедливости ради, нужно сказать, что кризис лишь добил «Республику», у которой были проблемы задолго до кризиса. Виной тому – агрессивный рост и общее давление со стороны онлайн-торговли. Еще в июле издательства заявляли, что «Республика» не расплатилась за полученные до кризиса товары. И вероятно, это не последний участник рынка, которого пандемия подтолкнет к пропасти. За время самоизоляции онлайн-продажи книг выросли как минимум на 25% – это десятки миллионов рублей, которые потеряли обычные магазины. Велика вероятность, что многие покупатели в книжные сети уже не вернутся из-за более высоких цен – разница иногда достигает 80-100%.
Европа окончательно признала неспособность справиться со второй волной без тотального карантина. В Германии со 2 ноября закрываются театры, кинотеатры, фитнес, ограничиваются контакты между гражданами, отели перестают принимать туристов. Во Франции с 30 октября вводится самоизоляция. Закрывается общепит и часть предприятий сферы услуг, запрещается выезд за пределы домашнего региона. Разрешено ходить за продуктами, на работу, к врачу и на короткую прогулку возле дома, остальные дела – через пропуск.

Как и ожидалось, серьезно бизнесу помогают только самые богатые страны, хотя закрыта на карантин полностью или частично фактически вся Европа. В Германии предприятиям, на которых работают меньше 50 человек, выплатят 75% от выручки за ноябрь 2019 года. Во Франции закрытые предприятия смогут получить от государства до €10 тыс. Более бедные члены ЕС себе таких трат позволить не могут, поэтому обходятся локальными запретами или хотя бы стараются не использовать термин «всеобщий карантин». Можно подумать, от этого потери местного бизнеса станут меньше…
В разгар пандемии европейские власти нашли необычный способ борьбы со вспышками коронавируса в тюрьмах. В Италии отпустят под домашний арест около 10% заключенных, почти 5 тыс. человек. К счастью, эти меры не коснутся убийц, насильников, террористов и коррупционеров. Похожая ситуация в Англии – там преступников стараются приговаривать к более коротким срокам. Причем меньшие сроки получают даже педофилы, наркоторговцы и виновные в насильственных преступлениях.

Метод, мягко говоря, неоднозначный, причем не только с моральной точки зрения. Ведь с учетом показателей заболеваемости «на воле», тюрьма – еще относительно безопасное место. Впрочем, один неоспоримый плюс у этой затеи все-таки есть – пока преступники дома, их не нужно кормить на деньги налогоплательщиков.
В Федерации рестораторов и отельеров высказались на тему регистрации клиентов общепита в Москве. Говорят, решение с QR-кодами не обрушило выручку ночных заведений столицы. А вот ограничения по часам, которые ввели многие регионы, сказываются на ресторанах и барах гораздо хуже. Когда время работы сокращено, популярным заведениям приходится отказывать гостям в обслуживании или создавать никому не нужную сейчас толкучку.

Сами рестораторы в большинстве своем идею тоже хвалят, хотя некоторые эксперты и посмеиваются, мол, другого выхода у них нет. Это действительно так, но решать проблему роста заболеваемости все равно придется. Или закрытием всего общепита (как в Европе), или ограничением по времени (как во многих регионах России), или большими штрафами за малейшие нарушения санитарных норм, или учетом гостей (как в Москве). И что-то нам подсказывает, что первые три варианта мало кого устроят.
Кажется, власти все-таки бросят спасательный круг стремительно тонущему в неоплаченных счетах фитнесу. В Национальном фитнес-сообществе заявили, что уже «в ближайшие недели» россияне смогут воспользоваться налоговым вычетом за занятия спортом. Механизм получения будет примерно таким же, как действующие вычеты за платное обучение, лечение, благотворительность. Максимальная сумма компенсации – около 15 тыс. рублей. Заранее никого хвалить не будем, но решение весьма своевременное – в бедственном положении сейчас находится не меньше половины клубов страны. На пике заболеваемости вычет вряд ли вернет клиентов – многие не ходят в зал, чтобы не подхватить коронавирус, но оправиться от кризиса наверняка поможет.
Несколько месяцев жизни между первым и вторым локдаунами не повлияли на потребительские пристрастия европейцев. Пока россияне скупают витамины и антибиотики, немцы опустошают местные хозмаги - кажется, купить там туалетную бумагу скоро будет сложно.
Европа продолжает закрываться. После Германии и Франции на «второй круг» заходит Англия. С 5 ноября до начала декабря в Великобритании закрываются салоны красоты, общепит, спортзалы, места развлечений. Разрешается ходить на работу или учебу, в магазин, покидать дом «для помощи близким». Самоизоляцию и комендантский час вводят в Австрии – там закрываются отели и общепит. Власти Бельгии тоже вернули жесткий карантин. В Португалии снова запретят выходить из дома без уважительной причины.

Заболеваемость растет и в России,
хотя до критической точки мы, кажется, пока не дошли. Ограничения (и это в хорошем смысле удивляет) все еще остаются минимальными, в том числе и в Москве, хотя столицы, как правило, становятся первыми жертвами локдауна. При повторном жестком карантине никакая материальная помощь не спасет бизнес от убытков, а сотрудников – от увольнений, иначе европейские предприниматели массово не выходили бы на акции протеста.
Региональные власти находят все новые способы «расчистить» места массового скопления людей. В Красноярском крае в разгар второй волны посетителям закроют доступ к бесплатному Wi-Fi. Но магазины от этого не пострадают – интернет нужен не покупателям, а «зрителям» – толпам подростков и студентов, которые зимой приходят в кафе и ТЦ «потусоваться». Одной мерой власти не ограничились – детям до 14 лет больше нельзя появляться в торговых центрах без родителей. Что-то нам подсказывает, что этот запрет будет единственным, который владельцы кафе и магазинов могут попросить оставить после пандемии – подростки часто часами сидят в кафе, заказав чашку кофе, и примеряют одежду, которую не собираются покупать.
На фоне второй волны в Красноярске освобождают ТЦ, а в столице – общественный транспорт. В Москве начала действовать 50-процентная скидка на метро. Пассажиры двух линий (фиолетовой и розовой) смогут ездить за половину стоимости. Для этого надо выбрать любой промежуток до 07:15 или с 08:45 до 09:15. Акция продлится до июля следующего года. Если все пойдет по плану, то поток в метро снизится на 7%. Это было бы классно, причем даже без привязки к пандемии – в давке нет ничего приятного и при полном отсутствии риска подцепить коронавирус.
Немного запоздало и медленно, но «Магнит» все же движется в сторону интернет-продаж. Ритейлер запустил собственный сервис онлайн-заказа и доставки продуктов. Условия вроде как вполне божеские. Доставка будет стоить до 149 рублей, большие заказы привезут бесплатно. Примерное время ожидания – час, еще можно будет сделать заказ к нужному времени за 2 дня.

Что ж, лучше поздно, чем никогда. На фоне второй волны количество онлайн-заказов растет. А агрегаторы доставки, с которыми сотрудничают некоторые магазины и сети, работают не бесплатно – на высокие тарифы служб уже жаловались московские рестораторы. К тому же «Магниту» надо догонять главного конкурента –X5 еще в июле запустила сервис экспресс-доставки под брендом «Около», так что придется поднапрячься.
Авиакомпании в США и Европе в борьбе за пассажиров, кажется, вообще перестали думать о заработке. Все началось со скидок, а закончилось откровенно убыточными для перевозчиков акциями. В сентябре американская Alaska Air Group и европейский Ryanair предлагали пассажирам выкупить 2 места по цене одного. В AirAsia пошли дальше – за $100 продавали билеты, по которым можно было летать несколько (даже десятков) раз. Российские перевозчики пока воздерживаются от проведения таких распродаж, ограничиваясь скидками и послаблениями по возврату билетов и весу багажа, но кто знает, что будет через месяц-другой?

Конечно, пока потребители радуются акциям, но в конечном итоге за все придется платить. Эксперты в один голос твердят, что после кризиса все скидки будут отменены, а стоимость авиабилетов сильно вырастет. К росту цен на перелеты может привести и банкротство части перевозчиков (отсутствие конкуренции = удорожание услуг), и желание выживших (даже если кризисный удар выдержат все) вернуть потерянные деньги.
Из-за пандемии Москва впервые за последние годы выйдет на рынок заимствований. Привлечь собираются 396 млрд рублей. Столица (как регион с большой долей сферы услуг) пострадала от ограничений из-за коронавируса, да к тому же потратилась на поддержку бизнеса – на льготы, субсидии, гранты ушло 85 млрд рублей.

И, как правильно заметил заммэра столицы Владимир Ефимов, бизнес все еще нуждается в поддержке. Займ поможет столичным властям стимулировать предпринимателей с помощью госзаказов и софинансирования – на каждый вложенный городским бюджетом рубль приходится 3 рубля частных инвестиций. У столичных властей в общем-то все сводилось к выбору: замораживать кучу проектов или занимать. Думаем, все, кто знает, какими темпами московские власти привлекают инвесторов, понимают, почему столица выбрала второй вариант.
Бешеные темпы роста прибыли Zoom на фоне пандемии не сразу, но заметили и наши разработчики. «Яндекс» и Mail.ru Group собираются запустить «русский Zoom» – сервис планируют применять для дистанционного обучения в школах. Идея вроде как возникла потому, что во время карантина на занятиях приходилось использовать зарубежные сервисы, а не российские.

Честно говоря, пока проект вызывает одни вопросы. Во-первых, почему так долго думали? Решение о запуске проекта если и нужно было принимать, то полгода назад. Сроки реализации тоже пугают – никто не может сказать, нужен ли будет сервис в 2022 году. Во-вторых, зачем такая узкая направленность сервиса – массового перехода на дистанционку вроде как не планируется. В-третьих, в чем будет преимущество «русского Zoom»? Конечно, школы и бюджетников спрашивать не будут, но что с остальными клиентами? Даже интересно, чем все это закончится.
Кажется, европейские власти оценили китайскую практику тотального тестирования жителей на COVID-19. Первой схему использовала Словакия, которая проверила почти всех жителей в возрасте от 10 до 65 лет. Правда, властям пришлось попотеть – привлечь к работе с гражданами армию и грозить «отказникам» штрафом в €1600.

Следующая на очереди – Великобритания, которая решила опробовать метод в Ливерпуле. Но пока успех операции вызывает большие вопросы. Чтобы процесс прошел гладко, нужен хотя бы один фактор: либо силовое сопровождение (как в Словакии), либо готовность людей беспрекословно выполнять требования властей (как в Китае). Но в Западной Европе другой менталитет: любая попытка организовать поголовное тестирования, вероятно, будет восприниматься как (очередное) притеснение свобод. Достаточно вспомнить погромы и стычки с полицией после усиления карантинных ограничений в Европе, чтобы понять, что легким всеобщее тестирование не будет.
Доставке продуктов рисуют настолько радужное будущее, что рынком начинают интересоваться даже компании другого профиля. Вот и Wildberries собирается доставлять свежие продукты, хотя раньше торговал лишь едой с большим сроком годности – детским питанием, сладостями, пищевыми добавками. Ради нового направления компания поменяет схему доставки для продавцов – они смогут хранить товары на своем складе и самостоятельно собирать заказ. Комиссия для продавцов будет минимальной – 5%.

Идея Wildberries вроде бы неплохая, но… Во-первых, игроков на рынке уже довольно много. В Москве и области, где собираются организовать доставку на первом этапе, операторов вообще десятки. Во-вторых, в чем будет преимущество Wildberries? «Магнит» и X5 могут предлагать пониженные цены (например, за счет собственных торговых марок), небольшие компании – хороший сервис. В-третьих, за время карантина многие потребители уже нашли свои сервисы доставки, а остальные стараются сделать заказ у тех, кто давно работает на рынке или хотя бы специализируется на доставке еды.
Россиянам (по крайней мере, некоторым) нет дела до кризиса, пандемии и снижения доходов. В горных отелях Сочи на новогодние праздники забронировали все номера, свободных мест больше нет. И это несмотря на то, что цены в новогодние праздники там далеко не бюджетные – среднестатистический россиянин вряд ли может себе позволить такие развлечения.

Ситуация удивляет еще и потому, что туроператоры массово жалуются на снижение глубины бронирований из-за роста заболеваемости – как правило, туристы боятся что-то планировать даже на 3-4 недели вперед. Вторая волна, кстати, хоть и обошла Сочи, но повлияла на покупки остальных туров с кешбэком. В первую неделю акции продажи выросли на 60%, но затем из-за введения новых ограничений начали падать.
На фоне второй волны Москва продолжает разгружать метро. Сначала подешевел проезд вне часа пик, теперь тестируется новый сервис – пассажиры (пока только на станции «Проспект мира») смогут заранее узнавать о загруженности вагонов и выбирать те части состава, где проще всего соблюдать социальную дистанцию. Возможно, потом сервис распространят на другие загруженные участки. Неплохая штука при нынешнем росте заболеваемости, но и в постковидном будущем вполне может использоваться – уже ради комфорта.