Больная экономика – Telegram
Больная экономика
64.6K subscribers
2.88K photos
106 videos
1.44K links
Сводки о перерождении российской экономики.
Обратная связь - @boleconbot

Канал в реестре блогеров: https://knd.gov.ru/license?id=6762c3184e740947be81f85d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
В эту «черную пятницу» россияне если и озолотят китайских онлайн-продавцов, то не так сильно, как в прошлые годы, говорят эксперты. Вероятно, число покупок в день распродажи вырастет не сильнее, чем в 30 раз. Цифры большие, но все равно ниже прошлогодних – в 2019 году продажи скакнули в 38 раз. В прошлом году 11 ноября россияне тратили на AliExpress 350 млн рублей в час.

В разгар второй волны, судя по всему, такого ажиотажа не будет. Причин много. Во-первых, возросла конкуренция со стороны российских магазинов. Они заманивают потребителей не только скидками, но и быстрой доставкой – «чернопятничный» заказ с AliExpress вполне может прийти в следующем году. Во-вторых, снижение доходов как граждан, так и мелкого бизнеса, который раньше тоже закупался на китайских сайтах. В-третьих, пандемия изменила саму модель потребительского поведения – онлайн-шопинг стал привычным явлением, поэтому спрос на покупки удовлетворен гораздо больше, чем в предыдущие годы.
Кажется, новости об успешных испытаниях американской вакцины от коронавируса порадуют не всех. Акции компаний, которые бурно развивались во времена пандемии, на фоне этих сообщений обрушились. Бумаги стриминга Netflix на закрытии торгов в понедельник упали на 8,59%. Ну, все логично: в отсутствии самоизоляции просмотр фильмов с пачкой чипсов кажется уже не таким классным времяпровождением.

Впрочем, падение Netflix далеко не рекордное. Акции сервиса видеоконференций Zoom упали на 17,37%, бумаги производителя дезинфицирующих салфеток Clorox – на 10,62%. С падением закончили вчерашний день акции онлайн-ретейлера Amazon (5,06%), компании Teladoc, которая оказывает онлайн-услуги в области здоровья (13,66%), производителя интерактивных тренажеров Peloton (20,29%). Очередное доказательство, что карантин, самоизоляция и даже онлайн-покупки (по крайней мере, когда им нет альтернативы) всех порядком утомили.
За полтора месяца до новогодних каникул свободных мест не осталось не только на горных курортах Сочи, но и на турбазах Алтая. В регионе не считают наплыв ажиотажным. Говорят, спрос на уровне прошлых лет, только вот из-за пандемии стало меньше иностранцев – их заменили российские туристы. Вероятно, к повышенному спросу стоит приготовиться и другим туристическим регионам, где нет больших проблем с заболеваемостью. Многие крупные города вернули ограничения на работу общепита и мест развлечений, поэтому россияне наверняка захотят съездить в регионы, где не придется проводить каникулы в четырех стенах.
Власти Москвы заявили, что подготовились ко второй волне пандемии не только морально, но и финансово. По словам вице-мэра Москвы Владимира Ефимова, в бюджете города есть резерв для поддержки бизнеса при повторном введении жестких ограничений. Проще говоря: если придется объявлять второй локдаун или что-то на него похожее, предпринимателей не бросят, несмотря на сложности с бюджетом. Еще бы! Кто даст загибаться бизнесу, в поддержку которого уже вложено 90 млрд рублей?

Понятно, что от стрессов и запретов второй волны заверения властей московских бизнесменов не избавят. И все-таки переживать ограничения или падение спроса (с которыми, справедливости ради, столкнулись почти все страны) легче, когда понимаешь, что у властей есть не только желание, но и финансовые возможности для помощи.
Как бы ни ругали московские власти за новые запреты, чиновники понимают все последствия повторных ограничений. В правительстве Москвы обдумывают дополнительные меры поддержки бизнеса, сообщил Сергей Собянин. Хотя, пояснил он, трагических последствий для торговли и услуг пока нет – из-за пандемии показатели снизились примерно на 3%. Правда, есть отдельные отрасли, которые пострадали от кризиса сильнее остальных: ТЦ, общепит, гостиницы.

Прогнозы на будущее тоже весьма оптимистичные. Мэр считает, что экономика столицы придет в норму уже к концу 2021 года. Весьма амбициозные заявления, но, собственно, почему нет? Про рекорды роста никто пока не говорит, но возвращение к относительно нормальной работе (при контролируемой, невысокой заболеваемости) – задача решаемая, и опыт первой волны это доказал.
Из-за пандемии объем российского рынка рекламы упал на 8%. Цифры кажутся сносными, если не рассматривать ситуацию по сегментам. Показатели радио рухнули на 33%, наружная реклама упала на 26%, телевидение потеряло 7%, пресса в общей сумме – 47%. Даже интернет-реклама, у которой вроде как есть все условия для роста, смогла только удержать докризисные показатели – в районе 170 млрд рублей.

В общем, серьезно пострадали все сегменты, которые не связаны с самоизоляцией: наружная реклама, радио (его, как правило, слушают в машине), газеты (покупаются в киосках или в магазине). Но, судя по всему, даже компаниям, которые занимаются интернет-рекламой, пока не стоит расслабляться – вторая волна и новые ограничения наверняка заставят бизнес экономить на продвижении.
Очередная пандемийная зарисовка в стиле «богатые тоже плачут». Из-за коронавируса финансовые проблемы начались даже у известных футбольных клубов. На грани банкротства находится «Барселона» – клубу придется объявить о несостоятельности, если он не сможет договориться с игроками о сокращении заплат на 30%. Сэкономить нужно €190 млн.

Самих футболистов, кажется, проблемы «Барсы» не волнуют – сегодня СМИ сообщили, что Лионель Месси и его товарищи по команде не согласились на понижение зарплаты. Но большой трагедии в этой истории нет. В конечном счете футболисты с большими запросами или согласятся на понижение доходов, или перейдут в другие клубы – и том, и в другом случае зарплатная ведомость «Барселоны» будет разгружена.
Новые карантинные ограничения вызвали ажиотаж на рынке аренды загородного жилья. Во многих регионах из-за пандемии общепиту нельзя работать позже 23 часов, под запретом развлекательные мероприятия, то есть отметить праздник в ресторане не получится. Интерес к аренде домов подогревают и закрытые границы – до кризиса кто-то предпочитал встречать Новый год за рубежом.

По словам риэлторов, нормальные варианты домов на новогодние каникулы уйдут буквально за ближайшие 2-3 дня – к началу декабря забронировать можно будет либо дорогие коттеджи, либо находящиеся в отдалении объекты. Вместе со спросом скачут и цены – стоимость аренды подмосковной недвижимости выросла в полтора раза. И это не предел. Хозяева ликвидных коттеджей за 3-4 дня аренды в новогодние праздники вполне могут попросить сумму, сопоставимую с платой за 1-2 месяца проживания в обычное время.
👍1
Вы верите, что вакцина решит все проблемы и уже через 2-3 квартала мы забудем про эпидемию?
Anonymous Poll
19%
👏 Конечно, да!
81%
👎🏻 Нет
Кажется, инвесторы рано начали списывать со счетов Zoom и Netfliх. В ВОЗ заявили, что для победы над коронавирусом вакцину от COVID-19 должны получить порядка 70% населения мира.
Надеемся, что цифры по итогу окажутся завышенными, иначе рассчитывать на скорое завершения пандемии не придется. И дело даже не в проблемах с налаживанием массового производства вакцины, нехватке денег или сомнительной эффективности препаратов, хотя с этим тоже надо разбираться. Жители многих стран говорят, что не станут делать прививку от коронавируса – кое-где количество антипрививочников достигает 40-50% населения. Что в ВОЗ собираются делать с этим?
Тут «Райффайзенбанк» провел исследование о будущем российских офисов. Итоги любопытные, хотя, судя по ответам, опрашивали только москвичей. Респонденты считают, что в офисах скоро не будет стационарных телефонов, курилок и переговорных комнат. Большинство (71% участников) прочит нам скорый переход на гибридный режим работы: сотрудники сами смогут выбирать, остаться дома или приехать в офис. Еще 44% считают, что из офисов пропадут закреплённые рабочие места, а 43% ждут конференций в формате дополненной и виртуальной реальности.
Раньше главным рассадником пандемии считался общественным транспорт, сейчас зоной опасности объявили еще и рестораны, спортзалы, гостиницы. Ученые из Стэнфордского и Северо-Западного университетов заявляют, что всего на 10% общественных мест приходится до 85% случаев заражения коронавирусом. Говорят, что если бы рестораны Чикаго работали в докризисном режиме, то это привело бы к заражению еще около 600 тыс. человек. Если снизить посещаемость ресторанов на 20%, то новых случаев заражения станет на 80% меньше. Но при таких ограничениях заведения теряют 42% клиентов за счет низкой загрузки в пиковые часы.

По магазинам тоже есть нюансы. Оказывается, для бедного человека поход за продуктами в 2 раза опаснее, чем для обеспеченного. Все объясняется просто – в продуктовых магазинах, которые посещают люди с низкими доходами на 60% больше людей, а посетители остаются там на 17% дольше – отсюда и повышенный риск заражения.
Никто не будет отрицать, что карантинные ограничения в Москве сказались на сфере торговли и услуг, но вот у промышленности, кажется, все в порядке. Новые цифры от столичных властей это подтверждают. С начала коронакризиса в Москве прекратили работу 15 промпредприятий, заявили в мэрии, но их закрытие не было связано с пандемией. Несколько компаний переехали в другие регионы, другие начали банкротиться еще до начала кризиса. Что ж, похвально. Впрочем, даже при закрытии этих заводов только из-за карантина цифры все равно были бы нормальными: минус 15 компаний во время такого масштабного кризиса – это минимальный ущерб.
👍1
Среди наиболее пострадавших от пандемии отраслей не только торговля с услугами, но и культура. Директор Большого театра заявил, что из-за пандемии учреждение потеряло около 50% всех доходов, а это внушительная сумма – 1,2 млрд рублей. Но не торопитесь хоронить Большой – в московском правительстве уже пообещали субсидию, которая полностью покроет убытки театров и поможет разобраться с обязательными платежами, в том числе с зарплатой сотрудников.

Жалко, что в регионах все не так: и без того бедные (в большинстве своем) театры и музеи если и удержатся на плаву, то лишь за счет силы воли и тотальной экономии. Заработать в ближайшее время будет сложно: кто-то будет опасаться вируса, кто-то – экономить на билетах. К тому же многие провинциальные театры и музеи ориентированы на возрастных зрителей и школьников - и тем, и другим вообще рекомендовано не выходить из дома. От местных властей помощи ждать бесполезно. Они иногда и рады бы помочь, да сами режут бюджеты из-за падения бюджетов – тонущий тонущего не спасет.
Пандемия подарила американским видеосервисам миллионы новых подписчиков. Наиболее заметный рост у Netflix, Amazon Prime и Disney+. Первые два сервиса к лету начали сдавать позиции, а вот рост Disney+ продолжается. Вероятно, привлечь такое число новых подписчиков (и вместе с ними деньги) стримингу помогли кинопремьеры – одна только «Мулан» принесла Disney+ в Сети больше $250 млн.
Коронавирусные запреты касаются всех. Даже Санта-Клаусов. В Дании не стали лишать детей последних радостей и разрешили общение с главным рождественским персонажем. Правда, атрибуты пандемии никуда не делись – Санта-Клауса поместили в пластиковый пузырь. Общением с ним теперь выглядит так.
Вот теперь вторая волна действительно пришла в Россию. Бурятия первой из регионов ввела повторный локдаун из-за коронавируса — в регионе на 2 недели закрыли торговые центры и общепит. Еще не будут работать кинотеатры, салоны красоты, бани и сауны. Региональные власти объяснили повторный карантин резким ростом заболевших – свободных коек в больницах не хватает, как и лекарств. Остается надеяться, что в России ситуация не будет развиваться по европейскому сценарию, где после введения ограничений на отдельных территориях властям все равно пришлось объявлять общестрановой карантин.
Уж не последствия ли пандемии проявляются? СМИ пишут, что счета аэропорта «Жуковский» заморозили – оператор просрочил уплату налогов. Вообще это не первые проблемы аэропорта с ФНС – «Жуковский» уже попадал «черный» реестр службы в 2018 году, тогда причиной долгов назвали «кассовый разрыв». Не исключено, что сейчас возникла похожая история, тем более что все условия для возникновения финансовых проблем есть. В марте сообщалось, что «Жуковский» лишился 90% пассажиров – такие потери ни для кого не проходят бесследно. Вероятно, страдать от нехватки денег аэропортам придется еще долго, но закрыться им, конечно, никто не позволит – жизненно важным объектам власти будут помогать из последних сил.
Кажется, исследования на тему удаленки никогда не закончатся. Вот еще одно, на этот раз от Финансового университета при правительстве. Там заявили, что две трети сотрудников, которые сейчас работают из дома, не хотят возвращаться в офисы. Обоснования плюсов вполне логичные, как, впрочем, бывает и с недостатками удаленной работы.

Один из самых очевидных бонусов работы на дому, говорят авторы исследования – экономия семейного бюджета. Например, в Москве и крупных городах только на отказе от транспортных расходов и питания вне дома люди могут экономить 10-15% бюджета, в малых и средних городах экономия (в силу невысоких зарплат и цен) меньше – не более 5%. Что касается компаний, то они тоже в плюсе: за счет экономии на аренде и ЖКХ можно купить сотрудникам ноутбуки или оплатить интернет.

Что ж, все прекрасно, если забыть про растянутый рабочий день, проблемы с эффективностью сотрудников, техническим оснащением домашнего офиса, информационной безопасностью. В общем, сами все знаете.
Что выберете вы?
Anonymous Poll
58%
🏠 Удаленка
42%
👨🏻‍💻 Офис
На волне небывалого туристического успеха Калининградская область запустила новую акцию – «Удаленка на Балтике». Тем, кто может трудиться дистанционно, местные отельеры предлагают фиксированную цену на месячное проживание. В трехзвездочном отеле можно поселиться за 30 тыс. рублей, работа и отдых в четырехзвездочной гостинице обойдутся уже в 40 тыс. Акция действует только в межсезонье – с 16 ноября до 20 марта.

Похвальная инициатива – наши курорты наконец-то стали задумываться о подработке между летними и зимними каникулами. В этом году с внесезонными доходами больших проблем не будет – за отсутствием альтернативы россияне путешествуют по стране, но с открытием границ все может измениться. И привлечение работающих туристов из столиц (в других регионах длительная удаленка все еще не слишком распространена, да и доходы часто не позволяют) – неплохой способ заполнить отели поздней осенью и ранней весной. Толпы гостей может и не повалят, но даже небольшая подработка отельерам не повредит.