#breakfront_tooltips
Энергия и откуда ее брать (это не русководство, как стать энергетическим вампиром, если что)
Энергия и откуда ее брать (это не русководство, как стать энергетическим вампиром, если что)
Medium
Энергия и откуда ее брать
Ты можешь писать сколько угодно задач в ежедневник, но какой в этом толк, если ты устал к полудню?
Посмотрела классный TED про то, что люди тупят и это нормально. По-умному, про когнитивные искажения.
Видео натолкнуло на размышления о ресурсах, которые мы тратим на создание иллюзии «разумности». И о бесполезности этих трат.
Столько сил уходит только на то, чтобы окружающие и мы сами про себя думали, что мы рациональны, умны, принимаем верные и взвешенные решения. И чтобы никто и никогда нас не поймал за какой-то глупостью: тупым вопросом о том, что ты «должен знать», нелогичным высказыванием, ошибочным действием.
У работников интеллектуального труда, особенно руководителей и «лидеров мнений», это подстегивается мнимой связью с профессиональной репутацией. И, как следствие, боязнью ее потерять. Когда этот страх берет верх, вся команда старательно делает хорошую мину при плохой игре. Никто не понимает свои сильные и слабые стороны, но все продолжают стоять на своем в демагогических спорах. В результате неглупые вроде бы люди тратят месяцы жизни на имитацию полезной деятельности с нулевым выхлопом.
Да, иногда страшно показывать, что ты чего-то не знаешь. Но в большинстве случаев задать тупой вопрос совсем не опасно. Даже если при этом ты обнаружишь свою тупость - это будет менее тупо, чем не воспользоваться возможностью стать менее тупым, задав вопрос. Вот как-то так🤷🏻♀️
Это такой фокус про «я знаю, что ничего не знаю». Если действительно с этим согласиться и принять себя таким - становится заметно легче и веселее. Перестает давить груз необходимых знаний и непогрешимых умений. Не висит дамокловым мечом установка, что ты «должен вот это знать и уметь и не должен ошибаться». Появляется простор для маневра. Ты снова можешь двигаться вперед.
Посмотрела этот TED и поймала себя на мысли - каждый раз, забравшись на новую ступень развития, я замираю в страхе и нерешительности. Я до ужаса боюсь оказаться "недостойной" этой новой высоты и скатиться обратно. Каждый раз, до этого видео и этого поста, мне требовалось несколько месяцев, чтобы перестать панически следить за собой - чтобы случаем не выдать свое «самозванство», а на деле просто возможность ошибаться. И этот период страха и скованности - это период без роста. Это период тревожности и накопления усталости. Самое плохое, что эта тревожность не дает гарантии, что я не ошибусь. Но дает иллюзию, что, будь я всегда начеку - ошибка менее вероятна.
Заключение лектора TED совпадает с советами психологов: мы не изменим того факта, что наш мозг имеет ограничения. Или что мы можем ошибиться, попасть в неприятную ситуацию, показаться кому-то не очень. Но мы можем принять этот факт, согласиться с ним, изучить его и тем самым сделать шаг к преодолению наших ограничений.
Вот этот TED (есть русские субтитры):
https://www.ted.com/talks/dan_ariely_asks_are_we_in_control_of_our_own_decisions
Кстати, с 5й минуты эпичная пасхалка для тех, кто проектирует интерфейсы - почувствуйте свою мощь💪
Видео натолкнуло на размышления о ресурсах, которые мы тратим на создание иллюзии «разумности». И о бесполезности этих трат.
Столько сил уходит только на то, чтобы окружающие и мы сами про себя думали, что мы рациональны, умны, принимаем верные и взвешенные решения. И чтобы никто и никогда нас не поймал за какой-то глупостью: тупым вопросом о том, что ты «должен знать», нелогичным высказыванием, ошибочным действием.
У работников интеллектуального труда, особенно руководителей и «лидеров мнений», это подстегивается мнимой связью с профессиональной репутацией. И, как следствие, боязнью ее потерять. Когда этот страх берет верх, вся команда старательно делает хорошую мину при плохой игре. Никто не понимает свои сильные и слабые стороны, но все продолжают стоять на своем в демагогических спорах. В результате неглупые вроде бы люди тратят месяцы жизни на имитацию полезной деятельности с нулевым выхлопом.
Да, иногда страшно показывать, что ты чего-то не знаешь. Но в большинстве случаев задать тупой вопрос совсем не опасно. Даже если при этом ты обнаружишь свою тупость - это будет менее тупо, чем не воспользоваться возможностью стать менее тупым, задав вопрос. Вот как-то так🤷🏻♀️
Это такой фокус про «я знаю, что ничего не знаю». Если действительно с этим согласиться и принять себя таким - становится заметно легче и веселее. Перестает давить груз необходимых знаний и непогрешимых умений. Не висит дамокловым мечом установка, что ты «должен вот это знать и уметь и не должен ошибаться». Появляется простор для маневра. Ты снова можешь двигаться вперед.
Посмотрела этот TED и поймала себя на мысли - каждый раз, забравшись на новую ступень развития, я замираю в страхе и нерешительности. Я до ужаса боюсь оказаться "недостойной" этой новой высоты и скатиться обратно. Каждый раз, до этого видео и этого поста, мне требовалось несколько месяцев, чтобы перестать панически следить за собой - чтобы случаем не выдать свое «самозванство», а на деле просто возможность ошибаться. И этот период страха и скованности - это период без роста. Это период тревожности и накопления усталости. Самое плохое, что эта тревожность не дает гарантии, что я не ошибусь. Но дает иллюзию, что, будь я всегда начеку - ошибка менее вероятна.
Заключение лектора TED совпадает с советами психологов: мы не изменим того факта, что наш мозг имеет ограничения. Или что мы можем ошибиться, попасть в неприятную ситуацию, показаться кому-то не очень. Но мы можем принять этот факт, согласиться с ним, изучить его и тем самым сделать шаг к преодолению наших ограничений.
Вот этот TED (есть русские субтитры):
https://www.ted.com/talks/dan_ariely_asks_are_we_in_control_of_our_own_decisions
Кстати, с 5й минуты эпичная пасхалка для тех, кто проектирует интерфейсы - почувствуйте свою мощь💪
Ted
Are we in control of our own decisions?
Behavioral economist Dan Ariely, the author of Predictably Irrational, uses classic visual illusions and his own counterintuitive (and sometimes shocking) research findings to show how we're not as rational as we think when we make decisions.
🔥1
Про позитивную коммуникацию и человеков
Когда-то я работала на первой линии поддержки и страдала.
Помимо поддержки у меня было много других задач. Над некоторыми из них нужно было сидеть и сосредоточенно думать. А люди, которые звонили по номеру 8-(800), ничего не знали о моих задачах. У них просто была проблема и этот номер телефона.
И вот мне приходилось выслушивать жалобы пользователей, причем не только на наше приложение, но и на всю эту дурацкую жизнь. Просить их подождать, а через 2 часа опять беспомощно поднимать трубку, чтобы рассказать, что проблема еще не решена и разработчики не могут ее решать быстрее (хотя скорее всего могли). Я уставала, злилась, впадала в уныние.
А потом как-то прочитала замечательную статью на хабре «Осторожно: высокое напряжение, или когда техподдержке нужна поддержка» (https://habr.com/ru/company/parallels/blog/325912/). И жизнь перестала быть прежней. Никогда бы не подумала, что фраза «Я Вас понимаю» способна на такие чудеса: она прекращает крик, делает из хамов воспитанных людей, лечит воспаление ниже спины и возможно артрит. Простое небезразличие куда эффективнее любых скриптов и объяснений. Дать человеку понять, что он не идиот и что он не одинок в своих трудностях - вот самое лучшее, что может сделать оператор.
С тех пор этот лайфхак всегда со мной. В трудных ситуациях, конфликтах и недопониманиях - надо вытащить из себя человека. Подумать, почему другой себя так ведет, что им движет, чего он хочет и могу ли я чем-то помочь? И показать, что ты об этом думаешь, что тебе не все равно. Это бывает трудно. Потому что тебя бесят, на тебя давят, от тебя требуют. Но от него тоже. И если постараться, проявить участие и понимание - это поменяет тон коммуникации в целом. И вот уже задачи делаются быстрее, на работу идется веселее и жизнь, в общем-то, налаживается.
Так вот, самое лучшее, что может сделать человек при решении коммуникативных задач - это быть человеком.
Когда-то я работала на первой линии поддержки и страдала.
Помимо поддержки у меня было много других задач. Над некоторыми из них нужно было сидеть и сосредоточенно думать. А люди, которые звонили по номеру 8-(800), ничего не знали о моих задачах. У них просто была проблема и этот номер телефона.
И вот мне приходилось выслушивать жалобы пользователей, причем не только на наше приложение, но и на всю эту дурацкую жизнь. Просить их подождать, а через 2 часа опять беспомощно поднимать трубку, чтобы рассказать, что проблема еще не решена и разработчики не могут ее решать быстрее (хотя скорее всего могли). Я уставала, злилась, впадала в уныние.
А потом как-то прочитала замечательную статью на хабре «Осторожно: высокое напряжение, или когда техподдержке нужна поддержка» (https://habr.com/ru/company/parallels/blog/325912/). И жизнь перестала быть прежней. Никогда бы не подумала, что фраза «Я Вас понимаю» способна на такие чудеса: она прекращает крик, делает из хамов воспитанных людей, лечит воспаление ниже спины и возможно артрит. Простое небезразличие куда эффективнее любых скриптов и объяснений. Дать человеку понять, что он не идиот и что он не одинок в своих трудностях - вот самое лучшее, что может сделать оператор.
С тех пор этот лайфхак всегда со мной. В трудных ситуациях, конфликтах и недопониманиях - надо вытащить из себя человека. Подумать, почему другой себя так ведет, что им движет, чего он хочет и могу ли я чем-то помочь? И показать, что ты об этом думаешь, что тебе не все равно. Это бывает трудно. Потому что тебя бесят, на тебя давят, от тебя требуют. Но от него тоже. И если постараться, проявить участие и понимание - это поменяет тон коммуникации в целом. И вот уже задачи делаются быстрее, на работу идется веселее и жизнь, в общем-то, налаживается.
Так вот, самое лучшее, что может сделать человек при решении коммуникативных задач - это быть человеком.
Хабр
Осторожно: высокое напряжение, или когда техподдержке нужна поддержка
— Доброе утро, это техподдержка Parallels. Могу я поговорить с Джо? — Он умер! Не звоните сюда больше! Так ранним воскресным утром началась моя очередная ра...
#breakfront_books
Сделала обзор на классную книгу про уверенность и ее тренировку.
А вы хотели бы быть увереннее?
Сделала обзор на классную книгу про уверенность и ее тренировку.
А вы хотели бы быть увереннее?
Medium
“Уверенность” Кэролайн Форен
Расскажу про хорошую книгу журналистки К. Форен о спокойном и планомерном покорении новых вершин — “Уверенность”. Авторка пишет не столько…
👍3
#breakfront_articles
Прочитала в интереснейшей книге “Лучшее в нас” эксперименты теории разбитых окон и в результате получилась целая статья про документацию.😂 (Да, у меня странный ассоциациативный ряд).
https://habr.com/ru/post/549588/
Прочитала в интереснейшей книге “Лучшее в нас” эксперименты теории разбитых окон и в результате получилась целая статья про документацию.😂 (Да, у меня странный ассоциациативный ряд).
https://habr.com/ru/post/549588/
Хабр
Документация в порядке
Пост о том, зачем и как аккуратно вести проектную документацию, даже если у вас Agile. Делюсь перечнем и структурой полезных документов и рекомендациями по работе с ними. Речь пойдет в основном о...
В конце июня посетила Летний Аналитический Фестиваль (ЛАФ) - https://lafest.ru/. Понравились атмосфера, доклады и мастер-классы, формат и организация. Сейчас расскажу подробнее.🧐
ЛАФ - это неформальная конференция, куда приезжают с семьями и детьми, большими дружными компаниями или по одиночке, но с желанием пообщаться.
С вечера пятницы до середины воскресенья мы находились в доме отдыха на берегу Волги под Костромой. Днем слушали доклады, участвовали в мастер-классах и круглых столах.
А вечером ели шашлыки, танцевали, сидели у костра, играли в настолки и, конечно, очень много разговаривали.
Также к услугам гостей были бассейны, сауна, развлекательные программы для детей, а в субботу вечером даже живая музыка и салют!🎇
Это очень интересный формат, где дружелюбное и расслабленное общение сочетается с серьезными темами и важными профессиональными инсайтами.
Площадка позиционирует себя как открытая и лояльная, в том числе к начинающим спикерам. Цены демократичные, организация очень заботливая, многое делается из энтузиазма и любви к сообществу.
Всего было 4 потока с самыми разными выступлениями и активностями - успела послушать и гуру, и действующих коллег по цеху, и даже действующих гуру.
Больше всего запомнились доклады про процесс разработки требований в условиях Agile и АГИЛ (это Agile курильщика по определению автора). И мастер-класс на эту же тему. Все презентации есть на страничках докладов: https://conf.uml2.ru/index.php?program2021
Самое ценное, что я получила на ЛАФ - это вдохновение и прилив интереса к профессии, неизведанныму и новому в ней.
В первый раз была на таком масштабном аналитическом мероприятии, но явно не в последний. В 2022м очень постараюсь быть, а может и с докладом. И надеюсь встретить там кого-то из вас😉.
ЛАФ - это неформальная конференция, куда приезжают с семьями и детьми, большими дружными компаниями или по одиночке, но с желанием пообщаться.
С вечера пятницы до середины воскресенья мы находились в доме отдыха на берегу Волги под Костромой. Днем слушали доклады, участвовали в мастер-классах и круглых столах.
А вечером ели шашлыки, танцевали, сидели у костра, играли в настолки и, конечно, очень много разговаривали.
Также к услугам гостей были бассейны, сауна, развлекательные программы для детей, а в субботу вечером даже живая музыка и салют!🎇
Это очень интересный формат, где дружелюбное и расслабленное общение сочетается с серьезными темами и важными профессиональными инсайтами.
Площадка позиционирует себя как открытая и лояльная, в том числе к начинающим спикерам. Цены демократичные, организация очень заботливая, многое делается из энтузиазма и любви к сообществу.
Всего было 4 потока с самыми разными выступлениями и активностями - успела послушать и гуру, и действующих коллег по цеху, и даже действующих гуру.
Больше всего запомнились доклады про процесс разработки требований в условиях Agile и АГИЛ (это Agile курильщика по определению автора). И мастер-класс на эту же тему. Все презентации есть на страничках докладов: https://conf.uml2.ru/index.php?program2021
Самое ценное, что я получила на ЛАФ - это вдохновение и прилив интереса к профессии, неизведанныму и новому в ней.
В первый раз была на таком масштабном аналитическом мероприятии, но явно не в последний. В 2022м очень постараюсь быть, а может и с докладом. И надеюсь встретить там кого-то из вас😉.
lafest.ru
Видеозаписи ЛАФ и WAW
#breakfront_tooltips
Notion для личной базы знаний
Надоело разбрасывать камни познания по закладкам, сохраненным сообщениям и прочим хаотичным накопителям. Еще сильнее надоело их оттуда откапывать или, увы, так и не находить в ворохе виртуальных и реальных бумажек.
Похоже, в этом случае все яйца лучше хранить в одной корзине и не тратить нервы и время на блуждания в лабиринтах памяти.
Notion инструмент не новый и широко известный. Я даже когда-то вела там проектную документацию. Было норм, но для рабочих проектов Confluence все-таки лучше, на мой взгляд (там есть встраиваемые страницы, теги, свои шаблоны, ссылки на джиру и пр.).
А вот для личной базы знаний Ноушн видится идеальным кандидатом. И у меня на это 6 причин:
1. Пространство для личного использования бесплатно и не ограничено по объему.
2. Очень много форматов представления информации: списки, таблицы, встроенные окна из других приложений, чек-боксы, таймлайны и другое.
3. Есть сквозной поиск, перекрестные ссылки, общая навигация и другие элементы нормальной вики.
4. Очень приятный и понятный интерфейс. Даже если информация не структурирована - страница выглядит красиво и опрятно.
5. Все доступно из браузера, мобильного приложения, десктопного приложения. То есть данные всегда под рукой.
6. Есть плагин в браузерах для быстрого сохранения страницы в нужный раздел. Также можно сохранять все с мобилки через функцию "Share".
Структура для моей вики сформировалась довольно естественно. Основные разделы получились такими:
- Список для чтения/изучения;
- Полезные веб-ресурсы;
- Изученные материалы (таблица с тегами и пометками);
- Доска с курсами - пройденными, в процессе, завершенными;
- Список полезных инструментов;
- Странички с рецептами, вишлистами и прочими заметками и закладками.
Однако и Notion не то оружие, что управляет всем (может, оно и к лучшему). Помимо него использую еще несколько инструментов:
- Календарь от Apple для встреч и напоминаний;
- Timestripe для планирования задач и целеполагания;
- Miro для майндмепов и прочего мыслетворчества.
А у вас есть любимые приложения для управления своими знаниями и задачами?
Notion для личной базы знаний
Надоело разбрасывать камни познания по закладкам, сохраненным сообщениям и прочим хаотичным накопителям. Еще сильнее надоело их оттуда откапывать или, увы, так и не находить в ворохе виртуальных и реальных бумажек.
Похоже, в этом случае все яйца лучше хранить в одной корзине и не тратить нервы и время на блуждания в лабиринтах памяти.
Notion инструмент не новый и широко известный. Я даже когда-то вела там проектную документацию. Было норм, но для рабочих проектов Confluence все-таки лучше, на мой взгляд (там есть встраиваемые страницы, теги, свои шаблоны, ссылки на джиру и пр.).
А вот для личной базы знаний Ноушн видится идеальным кандидатом. И у меня на это 6 причин:
1. Пространство для личного использования бесплатно и не ограничено по объему.
2. Очень много форматов представления информации: списки, таблицы, встроенные окна из других приложений, чек-боксы, таймлайны и другое.
3. Есть сквозной поиск, перекрестные ссылки, общая навигация и другие элементы нормальной вики.
4. Очень приятный и понятный интерфейс. Даже если информация не структурирована - страница выглядит красиво и опрятно.
5. Все доступно из браузера, мобильного приложения, десктопного приложения. То есть данные всегда под рукой.
6. Есть плагин в браузерах для быстрого сохранения страницы в нужный раздел. Также можно сохранять все с мобилки через функцию "Share".
Структура для моей вики сформировалась довольно естественно. Основные разделы получились такими:
- Список для чтения/изучения;
- Полезные веб-ресурсы;
- Изученные материалы (таблица с тегами и пометками);
- Доска с курсами - пройденными, в процессе, завершенными;
- Список полезных инструментов;
- Странички с рецептами, вишлистами и прочими заметками и закладками.
Однако и Notion не то оружие, что управляет всем (может, оно и к лучшему). Помимо него использую еще несколько инструментов:
- Календарь от Apple для встреч и напоминаний;
- Timestripe для планирования задач и целеполагания;
- Miro для майндмепов и прочего мыслетворчества.
А у вас есть любимые приложения для управления своими знаниями и задачами?
👍4
Видимо реакции как-то убирают комментарии, поэтому эта запись для комментариев к статье про микросервисы.
#breakfront_tooltips
Подборка бесплатных курсов про базы данных и SQL
Часто в обязанности системного аналитика входит работа с базами данных(БД). В моем опыте это в основном были задачи такого типа:
1. Понимать структуру БД, доставать SELECT-запросами нужные данные: например, выгрузить отчет для анализа бизнес-показателей.
2. Писать задания на разработку, указывая конкретные таблицы и поля, формат данных и их взаимосвязи. Такой подход точно необходим при интеграциях.
3. Проверять работу системы, анализируя корректность и полноту данных в БД (все ли поля заполняются нужной информацией, например).
4. Проектировать логическую модель БД, опираясь на выявленные при анализе сущности предметной области.
Тем не менее, эти навыки получается применить не всегда: где-то NoSQL, где-то команда делает только API, где-то микросервисы и т.д. Поэтому мне не раз приходилось забывать и вспоминать заново основы SQL и реляционных БД. За это время накопился список неплохих бесплатных курсов по этой теме.
Вот эти курсы, расположенные в порядке возрастания сложности:
1. SQL для непрограммистов - очень хороший практический курс для начинающих, на мой взгляд. С заданиями на реальной БД и понятными объяснениями.
2. sql-ex - именно объяснения были не все понятны, но тренажер для запросов там классный.
3. Введение в базы данных - тут больше про проектирование, нормальные формы и пр. Не всё подробно разъясняют, но в целом курс полезный.
4. Введение в реляционные базы данных - теоретические основы от МФТИ. Сложно, но интересно.
ER-диаграммы обычно рисую в draw.io. Но именно для обучения хорошо подходят программы, где сразу по схемам можно создать БД: MySQL Workbench, ERwin. Из бесплатных клиентов мне нравится DBeaver, из платных - TablePlus.
А какие у вас любимые инструменты для работы с БД?
Подборка бесплатных курсов про базы данных и SQL
Часто в обязанности системного аналитика входит работа с базами данных(БД). В моем опыте это в основном были задачи такого типа:
1. Понимать структуру БД, доставать SELECT-запросами нужные данные: например, выгрузить отчет для анализа бизнес-показателей.
2. Писать задания на разработку, указывая конкретные таблицы и поля, формат данных и их взаимосвязи. Такой подход точно необходим при интеграциях.
3. Проверять работу системы, анализируя корректность и полноту данных в БД (все ли поля заполняются нужной информацией, например).
4. Проектировать логическую модель БД, опираясь на выявленные при анализе сущности предметной области.
Тем не менее, эти навыки получается применить не всегда: где-то NoSQL, где-то команда делает только API, где-то микросервисы и т.д. Поэтому мне не раз приходилось забывать и вспоминать заново основы SQL и реляционных БД. За это время накопился список неплохих бесплатных курсов по этой теме.
Вот эти курсы, расположенные в порядке возрастания сложности:
1. SQL для непрограммистов - очень хороший практический курс для начинающих, на мой взгляд. С заданиями на реальной БД и понятными объяснениями.
2. sql-ex - именно объяснения были не все понятны, но тренажер для запросов там классный.
3. Введение в базы данных - тут больше про проектирование, нормальные формы и пр. Не всё подробно разъясняют, но в целом курс полезный.
4. Введение в реляционные базы данных - теоретические основы от МФТИ. Сложно, но интересно.
ER-диаграммы обычно рисую в draw.io. Но именно для обучения хорошо подходят программы, где сразу по схемам можно создать БД: MySQL Workbench, ERwin. Из бесплатных клиентов мне нравится DBeaver, из платных - TablePlus.
А какие у вас любимые инструменты для работы с БД?
Полная версия интервью для Профессионалы 4.0 о работе системного аналитика.
Medium
Интервью о работе системного аналитика
Полная версия интервью для Профессионалы 4.0 о моем видении профессии Системный аналитик.
#breakfront_tooltips
По итогам недавнего поиска работы делюсь ресурсами с вакансиями и своим алгоритмом подготовки к собеседованиям.
Ресурсы для поиска работы
Для всея IT:
- LinkedIn - это социальная сеть для рабочих контактов. Иногда рекрутеры сами находят ваш профиль и присылают вакансии. Это международный сайт и там вполне реально найти работу в зарубежной компании, однако он заблокирован на территории РФ (из-за отсутствия серверов с персональными данными в России).
- ХабрКарьера - русский аналог LinkedIn, уже довольно популярный как у соискателей, так и у рекрутеров. Здесь удобно смотреть рейтинги компаний и читать отзывы сотрудников.
- g-mate - помогает подбирать вакансию/кандидата по заточенным под IT параметрам. Возможен поиск вакансий сразу по нескольким профилям. Например: менеджер/аналитик/архитектор. Также есть телеграм-бот, он высылает список вакансий, подходящих под запрос.
- HeadHunter и SuperJob - вряд ли кто-то не в курсе, но для полноты списка оставлю.
- Ханти - проект для реализации схемы "рекомендуй братуху".
Для аналитиков:
- https://news.1rj.ru/str/analyst_job
- https://news.1rj.ru/str/foranalysts
- Анализ и проектирование в ИТ-проектах - группа в FB
- Бизнес-аналитики. Вакансии и резюме. Freelance - группа в FB
Итак, где искать понятно, теперь про "как искать".
Алгоритм подготовки
Для меня поиск работы и походы по собеседованиям - довольно стрессовое занятие. Хотя понимаю, что это полезный и интересный опыт. И чтобы сосредоточиться больше на пользе и интересе, а не на переживаниях, решила подготовиться.
Алгоритм был таким:
1. Определить цель поиска, критерии успеха и ограничения (время, деньги, локация и пр.).
2. Выписать пожелания для будущей работы с приоритетами.
3. Выяснить, какие бывают вопросы и темы для обсуждения на собеседованиях.
4. Повторить то, что знаешь и умеешь.
5. Изучить незнакомые вопросы, заполнить пробелы в знаниях.
6. Определить границы своих компетенций.
7. Составить список вопросов для работодателя.
8. Составить список признаков "точно не того" работодателя.
9. Сделать таблицу с перечнем работодателей, их контактами, комментариями, статусами и датами собеседований.
В дополнение пара статей с вопросами на собеседованиях для системных аналитиков: раз, два.
По итогам недавнего поиска работы делюсь ресурсами с вакансиями и своим алгоритмом подготовки к собеседованиям.
Ресурсы для поиска работы
Для всея IT:
- LinkedIn - это социальная сеть для рабочих контактов. Иногда рекрутеры сами находят ваш профиль и присылают вакансии. Это международный сайт и там вполне реально найти работу в зарубежной компании, однако он заблокирован на территории РФ (из-за отсутствия серверов с персональными данными в России).
- ХабрКарьера - русский аналог LinkedIn, уже довольно популярный как у соискателей, так и у рекрутеров. Здесь удобно смотреть рейтинги компаний и читать отзывы сотрудников.
- g-mate - помогает подбирать вакансию/кандидата по заточенным под IT параметрам. Возможен поиск вакансий сразу по нескольким профилям. Например: менеджер/аналитик/архитектор. Также есть телеграм-бот, он высылает список вакансий, подходящих под запрос.
- HeadHunter и SuperJob - вряд ли кто-то не в курсе, но для полноты списка оставлю.
- Ханти - проект для реализации схемы "рекомендуй братуху".
Для аналитиков:
- https://news.1rj.ru/str/analyst_job
- https://news.1rj.ru/str/foranalysts
- Анализ и проектирование в ИТ-проектах - группа в FB
- Бизнес-аналитики. Вакансии и резюме. Freelance - группа в FB
Итак, где искать понятно, теперь про "как искать".
Алгоритм подготовки
Для меня поиск работы и походы по собеседованиям - довольно стрессовое занятие. Хотя понимаю, что это полезный и интересный опыт. И чтобы сосредоточиться больше на пользе и интересе, а не на переживаниях, решила подготовиться.
Алгоритм был таким:
1. Определить цель поиска, критерии успеха и ограничения (время, деньги, локация и пр.).
2. Выписать пожелания для будущей работы с приоритетами.
3. Выяснить, какие бывают вопросы и темы для обсуждения на собеседованиях.
4. Повторить то, что знаешь и умеешь.
5. Изучить незнакомые вопросы, заполнить пробелы в знаниях.
6. Определить границы своих компетенций.
7. Составить список вопросов для работодателя.
8. Составить список признаков "точно не того" работодателя.
9. Сделать таблицу с перечнем работодателей, их контактами, комментариями, статусами и датами собеседований.
В дополнение пара статей с вопросами на собеседованиях для системных аналитиков: раз, два.
❤1
#breakfront_analysis_fails
ОБРАТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ
Начну рубрику "Ошибки анализа", где буду писать про фейлы, которые встречала или делала сама.
Первой расскажу про распространенную и довольно опасную проблему: отсутствие обратной совместимости при обновлениях.
Обратная совместимость - это способность ПО при обновлении поддерживать и новую, и старую функциональности.
Хороший пример обратной совместимости - мобильные приложения. Допустим, на главном экране банковского приложения отображался баланс на счете. А в новой версии приложения вы решили показать на главном экране весь триллион услуг банка.
Но не все пользователи обновляют мобильные приложения одновременно. Поэтому, даже когда вы выкатили обновление серверной части приложения - многие устройства все еще ожидают получить баланс для главной страницы. И совершенно не знают, что делать со всем многообразием услуг банка.
Соответсвенно, вам необходимо в новой версии серверной части оставить данные о балансе для главного экрана, которые будут отдаваться в приложение наряду со списком услуг. И каждая версия получит то, что ожидает от сервера, и не сломается.
Можно, конечно, еще принуждать пользователя обновляться: когда при входе в приложение вы не можете ничего сделать без обновления. Но люди такое не очень любят и это вариант для совсем уж старых и несовместимых версий.
Вопрос обратной совместимости актуален не только для мобильных приложений. В мире интеграций почти всегда у данных есть много потребителей. От других систем в контуре компании до государственных органов, в которые вы автоматически отправляете отчеты. И не все из них готовы меняться вместе с вами.
К сожалению, об этом нередко забывают. В результате ломаются процессы, системы, уведомления и другие потребители "старых" данных.
Однако спроектировать обратную совместимость получается не всегда. Иногда обновление конфликтует с предыдущей версией. Иногда реализация обратной совместимости требует слишком много ресурсов. Иногда поддержка старой версии невозможна. И так далее. В этих случаях аналитик отслеживает все зависимости и описывает необходимые доработки во всех задействованных системах/частях системы. Часто такая ситуация требует совместного релиза нескольких команд и даже компаний.
Понятно, что релиз несовместимых с предыдущей версией обновлений - очень хлопотное дело с высокой вероятностью ошибки. Поэтому при проектировании лучше сразу задумываться о возможных вариантах развития системы. И стараться описывать архитектуру, пригодную для масштабирования с обратной совместимостью.
Добавлю, что для контроля обновлений, например, API, часто оперируют версионированием вроде 1.2.3. Где:
- 1 - мажорный номер версии, подразумевающей несовместимые изменения.
- 2 - минорные изменения с обратной совместимостью.
- 3 - номер релиза с исправлением ошибок с сохранением обратной совместимости.
ОБРАТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ
Начну рубрику "Ошибки анализа", где буду писать про фейлы, которые встречала или делала сама.
Первой расскажу про распространенную и довольно опасную проблему: отсутствие обратной совместимости при обновлениях.
Обратная совместимость - это способность ПО при обновлении поддерживать и новую, и старую функциональности.
Хороший пример обратной совместимости - мобильные приложения. Допустим, на главном экране банковского приложения отображался баланс на счете. А в новой версии приложения вы решили показать на главном экране весь триллион услуг банка.
Но не все пользователи обновляют мобильные приложения одновременно. Поэтому, даже когда вы выкатили обновление серверной части приложения - многие устройства все еще ожидают получить баланс для главной страницы. И совершенно не знают, что делать со всем многообразием услуг банка.
Соответсвенно, вам необходимо в новой версии серверной части оставить данные о балансе для главного экрана, которые будут отдаваться в приложение наряду со списком услуг. И каждая версия получит то, что ожидает от сервера, и не сломается.
Можно, конечно, еще принуждать пользователя обновляться: когда при входе в приложение вы не можете ничего сделать без обновления. Но люди такое не очень любят и это вариант для совсем уж старых и несовместимых версий.
Вопрос обратной совместимости актуален не только для мобильных приложений. В мире интеграций почти всегда у данных есть много потребителей. От других систем в контуре компании до государственных органов, в которые вы автоматически отправляете отчеты. И не все из них готовы меняться вместе с вами.
К сожалению, об этом нередко забывают. В результате ломаются процессы, системы, уведомления и другие потребители "старых" данных.
Однако спроектировать обратную совместимость получается не всегда. Иногда обновление конфликтует с предыдущей версией. Иногда реализация обратной совместимости требует слишком много ресурсов. Иногда поддержка старой версии невозможна. И так далее. В этих случаях аналитик отслеживает все зависимости и описывает необходимые доработки во всех задействованных системах/частях системы. Часто такая ситуация требует совместного релиза нескольких команд и даже компаний.
Понятно, что релиз несовместимых с предыдущей версией обновлений - очень хлопотное дело с высокой вероятностью ошибки. Поэтому при проектировании лучше сразу задумываться о возможных вариантах развития системы. И стараться описывать архитектуру, пригодную для масштабирования с обратной совместимостью.
Добавлю, что для контроля обновлений, например, API, часто оперируют версионированием вроде 1.2.3. Где:
- 1 - мажорный номер версии, подразумевающей несовместимые изменения.
- 2 - минорные изменения с обратной совместимостью.
- 3 - номер релиза с исправлением ошибок с сохранением обратной совместимости.
👍8❤1
ВЕБИНАР «ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ»
Провела тут для группы Systems.Education вебинар про основы интеграции. Мне лично было интересно😄.
https://www.youtube.com/watch?v=MfpFK17huBE
Провела тут для группы Systems.Education вебинар про основы интеграции. Мне лично было интересно😄.
https://www.youtube.com/watch?v=MfpFK17huBE
YouTube
Введение в интеграции информационных систем · Татьяна Сальникова #системныйаналитик
Воркшоп по проектированию интеграции через REST API https://ssa.io/emIEgi
Наш курс по проектированию интеграций систем: https://ssa.io/6OR2xB
1. Что такое интеграция АС
2. Область работы аналитика на интеграциях
3. Виды интеграций: удаленный вызов процедур…
Наш курс по проектированию интеграций систем: https://ssa.io/6OR2xB
1. Что такое интеграция АС
2. Область работы аналитика на интеграциях
3. Виды интеграций: удаленный вызов процедур…
🔥23👍9❤3🎉2
#breakfront_analysis_fails
Продолжаю рубрику с ошибками анализа.
ПАГИНАЦИЯ
Пагинация - это выдача данных по частям, разбитыми на страницы или блоки. Например, товары интернет-магазина можно выдавать, сортируя по дате создания, разными способами:
-с 1го по 50й,
- 15 товаров, следующих за товаром с артикулом 1111-111,
- товары страницы 4 при размещении 100 записей на странице,
- и т. д.
Иногда про пагинацию забывают и это заканчивается ошибками в работе системы. Частый кейс, когда выдача предполагает фильтр. В случае интернет-магазина в первую очередь это фильтр по категориям: одежда, товары для дома, косметика, техника и т.д.
При обычном положении вещей мы отдаем только отфильтрованные данные. То есть отправляется запрос на показ товаров с указанием данных для фильтрации. Внутри одной категории товаров не так много, как во всем интернет-магазине (хотя тоже может быть довольно большое количество). То есть в ответе на запрос будет не миллион товаров, а, например, несколько тысяч.
Но вдруг кто-то захотел показывать на главной странице общий каталог товаров. И так как вы уже умеете выгружать список товаров - просто сделали запрос без фильтра. И система пытается выгрузить сразу весь миллион товаров. В результате что-то сломается. Может сломаться вообще все. То есть ваш интернет-магазин может перестать работать у всех пользователей, так как все ресурсы будут уходить на попытку выгрузить все товары.
Поэтому нельзя давать возможность посмотреть сразу ВСЕ. Даже если сейчас в вашем интернет-магазине 500 товаров - через 3 года их может стать 500 тысяч.
И даже если сейчас вы не хотите или не можете делать пагинацию, надо хотя бы сделать ограничение. Например, чтобы можно было получить только первые 1000 записей. Также необходимо делать ограничение, если хотите дать возможность потребителю выбирать количество товаров на одной странице. Например, сделать максимум 100 - тогда пользователь может посмотреть по 10, 15, 50, 100 записей на странице, но не по 1000.
Пагинация делается при разработке и ее необходимо описывать в требованиях. https://twirl.github.io/The-API-Book/index.ru.html (глава 11 п. 16), тут и тут есть про виды пагинации и какие с ней могут возникнуть трудности.
Продолжаю рубрику с ошибками анализа.
ПАГИНАЦИЯ
Пагинация - это выдача данных по частям, разбитыми на страницы или блоки. Например, товары интернет-магазина можно выдавать, сортируя по дате создания, разными способами:
-с 1го по 50й,
- 15 товаров, следующих за товаром с артикулом 1111-111,
- товары страницы 4 при размещении 100 записей на странице,
- и т. д.
Иногда про пагинацию забывают и это заканчивается ошибками в работе системы. Частый кейс, когда выдача предполагает фильтр. В случае интернет-магазина в первую очередь это фильтр по категориям: одежда, товары для дома, косметика, техника и т.д.
При обычном положении вещей мы отдаем только отфильтрованные данные. То есть отправляется запрос на показ товаров с указанием данных для фильтрации. Внутри одной категории товаров не так много, как во всем интернет-магазине (хотя тоже может быть довольно большое количество). То есть в ответе на запрос будет не миллион товаров, а, например, несколько тысяч.
Но вдруг кто-то захотел показывать на главной странице общий каталог товаров. И так как вы уже умеете выгружать список товаров - просто сделали запрос без фильтра. И система пытается выгрузить сразу весь миллион товаров. В результате что-то сломается. Может сломаться вообще все. То есть ваш интернет-магазин может перестать работать у всех пользователей, так как все ресурсы будут уходить на попытку выгрузить все товары.
Поэтому нельзя давать возможность посмотреть сразу ВСЕ. Даже если сейчас в вашем интернет-магазине 500 товаров - через 3 года их может стать 500 тысяч.
И даже если сейчас вы не хотите или не можете делать пагинацию, надо хотя бы сделать ограничение. Например, чтобы можно было получить только первые 1000 записей. Также необходимо делать ограничение, если хотите дать возможность потребителю выбирать количество товаров на одной странице. Например, сделать максимум 100 - тогда пользователь может посмотреть по 10, 15, 50, 100 записей на странице, но не по 1000.
Пагинация делается при разработке и ее необходимо описывать в требованиях. https://twirl.github.io/The-API-Book/index.ru.html (глава 11 п. 16), тут и тут есть про виды пагинации и какие с ней могут возникнуть трудности.
twirl.github.io
Сергей Константинов. API
Разработка API — особый навык: API является как мультипликатором ваших возможностей, так и мультипликатором ваших ошибок. Эта книга написана для того, чтобы поделиться опытом и изложить лучшие практики разработки API. Книга состоит из шести разделов, посвящённых…
👍20🔥2
#breakfront_tooltips
Что почитать/посмотреть про интеграции c REST-like API
В порядке возрастания сложности:
- Наталья Косинова. Мастер-класс: Интеграция информационных систем (вебинар)
- Мой вебинар про введение в интеграции
- Андрей Бураков. REST, что же ты такое? (вебинар или статья)
- Brian Cooksey, An Introduction to APIs (короткий бесплатный курс на английском)
- А. Лоре, Проектирование веб-API (книга)
- Бесплатный курс по документированию API
- Спецификация OpenAPI
- Сергей Константинов, API (короткая бесплатная книга)
- Крис Ричардсон: Микросервисы. Паттерны разработки и рефакторинга (книга)
- Хоп, Вульф: Шаблоны интеграции корпоративных приложений (книга)
Что почитать/посмотреть про интеграции c REST-like API
В порядке возрастания сложности:
- Наталья Косинова. Мастер-класс: Интеграция информационных систем (вебинар)
- Мой вебинар про введение в интеграции
- Андрей Бураков. REST, что же ты такое? (вебинар или статья)
- Brian Cooksey, An Introduction to APIs (короткий бесплатный курс на английском)
- А. Лоре, Проектирование веб-API (книга)
- Бесплатный курс по документированию API
- Спецификация OpenAPI
- Сергей Константинов, API (короткая бесплатная книга)
- Крис Ричардсон: Микросервисы. Паттерны разработки и рефакторинга (книга)
- Хоп, Вульф: Шаблоны интеграции корпоративных приложений (книга)
YouTube
Наталья Косинова. Мастер-класс: Интеграция информационных систем
На мастер-классе "Интеграция информационных систем" мы рассмотрим жизненный цикл задачи подключения информационных систем компании к информационным системам маркетплейса, начиная с определения бизнес-проблемы, заканчивая подходом к написанию ТЗ на разработку…
👍46❤2