Системный сервант – Telegram
Системный сервант
2.78K subscribers
22 photos
52 links
Заметки про IT, системный анализ и интеграции

Если вам нравятся мои материалы и вы хотите меня отблагодарить - буду рада вашим донатам:
https://yoomoney.ru/fundraise/1AG54A24D2C.250526
paypal.me/TatianaS44


Связаться @tsalnikova
Рекламу не продаю
Download Telegram
#breakfront_books

Тексты, которые пишут люди

Иногда люди пишут удивительные тексты. Видно, что автор думал, выбирал слова - но не понятно ни-че-го. Даже с 5-го раза. Зато написано много - без разделения на абзацы, а часто и предложения. Иногда с КАПСОМ, чтобы особенно непонятные места были сразу видны. И если совсем хочется сделать акцент ни на чем - можно и цветом текст выделить. Желательно красным.

Не всегда эти люди - идиоты. Чаще просто не понимают, что другие читают не так, как ты пишешь. Потому что у других - другая голова, другая ситуация и другая жизнь. И потому что успешная коммуникация - это сложно.

Хвала гуманитарным богам, у нас есть много хорошего про то, как можно и как нельзя писать. Свой топ рекомендую всем. После прочтения я сократила общение в стиле глухого со слепым почти до нуля и стала получать конструктивные ответы на 90% писем.
Итак, мои суперстары:

1. «Пиши, сокращай» с сайтом Главреда в придачу - must read.
Понятно, интересно, быстро и наглядно. Очень круто про то, как складывать буквы в слова, а слова - в предложения, чтобы вас поняли.

2. «Бизнес-копирайтинг» Д. Каплунов - скорее как летнее чтение для интересующихся.
Но тоже очень хорошая книга. Здесь больше про структуру и как складывать предложения в текст.

3. «Говори на языке диаграмм» Дж. Желязны - отдельная территория визуализации, но это база, это надо знать.
Тут хорошо про разницу в восприятии, про то, как вас читают/смотрят/слушают.

Про свой опыт и мысли в этой области напишу в следующем посте.
Посмотрела классный TED про то, что люди тупят и это нормально. По-умному, про когнитивные искажения.
Видео натолкнуло на размышления о ресурсах, которые мы тратим на создание иллюзии «разумности». И о бесполезности этих трат.

Столько сил уходит только на то, чтобы окружающие и мы сами про себя думали, что мы рациональны, умны, принимаем верные и взвешенные решения. И чтобы никто и никогда нас не поймал за какой-то глупостью: тупым вопросом о том, что ты «должен знать», нелогичным высказыванием, ошибочным действием.

У работников интеллектуального труда, особенно руководителей и «лидеров мнений», это подстегивается мнимой связью с профессиональной репутацией. И, как следствие, боязнью ее потерять. Когда этот страх берет верх, вся команда старательно делает хорошую мину при плохой игре. Никто не понимает свои сильные и слабые стороны, но все продолжают стоять на своем в демагогических спорах. В результате неглупые вроде бы люди тратят месяцы жизни на имитацию полезной деятельности с нулевым выхлопом.

Да, иногда страшно показывать, что ты чего-то не знаешь. Но в большинстве случаев задать тупой вопрос совсем не опасно. Даже если при этом ты обнаружишь свою тупость - это будет менее тупо, чем не воспользоваться возможностью стать менее тупым, задав вопрос. Вот как-то так🤷🏻‍♀️

Это такой фокус про «я знаю, что ничего не знаю». Если действительно с этим согласиться и принять себя таким - становится заметно легче и веселее. Перестает давить груз необходимых знаний и непогрешимых умений. Не висит дамокловым мечом установка, что ты «должен вот это знать и уметь и не должен ошибаться». Появляется простор для маневра. Ты снова можешь двигаться вперед.

Посмотрела этот TED и поймала себя на мысли - каждый раз, забравшись на новую ступень развития, я замираю в страхе и нерешительности. Я до ужаса боюсь оказаться "недостойной" этой новой высоты и скатиться обратно. Каждый раз, до этого видео и этого поста, мне требовалось несколько месяцев, чтобы перестать панически следить за собой - чтобы случаем не выдать свое «самозванство», а на деле просто возможность ошибаться. И этот период страха и скованности - это период без роста. Это период тревожности и накопления усталости. Самое плохое, что эта тревожность не дает гарантии, что я не ошибусь. Но дает иллюзию, что, будь я всегда начеку - ошибка менее вероятна.

Заключение лектора TED совпадает с советами психологов: мы не изменим того факта, что наш мозг имеет ограничения. Или что мы можем ошибиться, попасть в неприятную ситуацию, показаться кому-то не очень. Но мы можем принять этот факт, согласиться с ним, изучить его и тем самым сделать шаг к преодолению наших ограничений.

Вот этот TED (есть русские субтитры):
https://www.ted.com/talks/dan_ariely_asks_are_we_in_control_of_our_own_decisions

Кстати, с 5й минуты эпичная пасхалка для тех, кто проектирует интерфейсы - почувствуйте свою мощь💪
🔥1
Про позитивную коммуникацию и человеков

Когда-то я работала на первой линии поддержки и страдала.
Помимо поддержки у меня было много других задач. Над некоторыми из них нужно было сидеть и сосредоточенно думать. А люди, которые звонили по номеру 8-(800), ничего не знали о моих задачах. У них просто была проблема и этот номер телефона.

И вот мне приходилось выслушивать жалобы пользователей, причем не только на наше приложение, но и на всю эту дурацкую жизнь. Просить их подождать, а через 2 часа опять беспомощно поднимать трубку, чтобы рассказать, что проблема еще не решена и разработчики не могут ее решать быстрее (хотя скорее всего могли). Я уставала, злилась, впадала в уныние.

А потом как-то прочитала замечательную статью на хабре «Осторожно: высокое напряжение, или когда техподдержке нужна поддержка» (https://habr.com/ru/company/parallels/blog/325912/). И жизнь перестала быть прежней. Никогда бы не подумала, что фраза «Я Вас понимаю» способна на такие чудеса: она прекращает крик, делает из хамов воспитанных людей, лечит воспаление ниже спины и возможно артрит. Простое небезразличие куда эффективнее любых скриптов и объяснений. Дать человеку понять, что он не идиот и что он не одинок в своих трудностях - вот самое лучшее, что может сделать оператор.

С тех пор этот лайфхак всегда со мной. В трудных ситуациях, конфликтах и недопониманиях - надо вытащить из себя человека. Подумать, почему другой себя так ведет, что им движет, чего он хочет и могу ли я чем-то помочь? И показать, что ты об этом думаешь, что тебе не все равно. Это бывает трудно. Потому что тебя бесят, на тебя давят, от тебя требуют. Но от него тоже. И если постараться, проявить участие и понимание - это поменяет тон коммуникации в целом. И вот уже задачи делаются быстрее, на работу идется веселее и жизнь, в общем-то, налаживается.

Так вот, самое лучшее, что может сделать человек при решении коммуникативных задач - это быть человеком.
Channel name was changed to «Системный сервант»