Потребительское поведение; факты и тренды – Telegram
Потребительское поведение; факты и тренды
8.85K subscribers
1.27K photos
16 videos
2 files
1.28K links
Аналитический канал Дмитрия Фролова о трендах и маркетинговых исследованиях
Контакт для сотрудничества - @Qutes52
Медиакит по запросу
Купить рекламу через биржу telega.in: https://telega.in/c/c_behavior
Download Telegram
Позитив: у некоторых еще хуже

Обещанные положительные новости: на фоне некоторых других стран, обследованных по единой методике, Россия смотрится не так уж плохо. Судите сами (таблица ниже).

Вот, скажем, солнечная Болгария, в которой дешевые квартиры у моря и вообще все классно, если смотреть издалека. А Индекс мало того, что -25, так еще и динамика отрицательная. Кстати, именно за ней, а не за абсолютным значением Индекса, надо следить особенно, пишут методисты Росстата.
Или Греция, в которой теоретически "всё есть". Но люди нервничают: Индекс в августе составил -47,8.

А вот еще интересное. Смотрим на Францию, которую только что сотрясали уличные волнения: с мая по август Индекс упал на 5 пунктов и находится в зоне отрицательных значений: -10,6. Казалось бы, абстрактные цифры, но вот сожженные машины и разбитые витрины были вполне конкретные. Не дай Бог, конечно.
#макроэкономика
Как покупатели сами себя обмануть пытаются

"Определяющей в поведении российских потребителей остается тенденция «покупать меньше и покупать более дешевые товары», - пишут эксперты PwC в отчете о ключевых трендах в ретейле.

Отсюда мораль: трафик гипермаркетов падает, народ перемещается в уютные ̶ж̶е̶ж̶е̶ш̶е̶ч̶к̶и̶ магазины у дома. Страусиная политика, конечно: делать покупки меньше, но чаще. В итоге, общая сумма затрат растет, но психологически так комфортнее. Вот вам и экономически обоснованное поведение.
#ретейл, #тренды
Страховка - дело непростое

Проще всего выстроены коммуникации с юзерами в поисковиках, - таково общее мнение респондентов из всех девяти стран, участвующих в проекте The Worlg's Simplest Brands компании Siegel+Gale из США. Кстати, вот эти страны: США, Великобритания, Германия, Швеция, ОАЭ, Саудовская Аравия, Индия, Китай, Япония. Прокомментировать выбор именно этих стран я не могу. Скорее всего, потому что там находятся офисы авторов проекта.

Так вот, отрасли. Хуже всего обстоят дела в страховании. Ну, как хуже - сложнее, а не хуже. Общее страхование набрало "максимальный балл", совсем немного уступило ему страхование жизни. С арендой автомобилей тоже не все просто - 23 место из 25.

На другом конце спектра: интернет-поиск (тут понятно), далее, электроника (только японцы не согласны), затем интернет-магазины (здесь несогласны жители ОАЭ, остальным - ОК).

Ниже мы приводим TOP-10 отраслей по убыванию простоты в Великобритании. Почему именно там? Да потому что по некоторым наблюдениям их ментальность ближе всего к российской. Ничего личного: данные исследований по восприятию рекламы. Из архивов достал :).
#потребительский_опыт, #ценности_потребителей, #брендинг
Проще надо быть

Как только ни рейтингуют бренды: и по знанию, и по обороту, и по любви. А вот не хотите ли новый поворот: рейтинг брендов по "простоте"?

Нет, кроме шуток, все серьезно. Компания Siegel+Gale (США) проводит ежегодный опрос в девяти странах (России нет, к сожалению), свыше 15 тыс. респондентов. В анкете надо оценить около 100 брендов, список которых компания тщательно готовит.

Каждый бренд оценивают по простоте / сложности его продуктов (услуг), коммуникациям с потребителями в сравнении с отраслевыми аналогами. Судя по описанию, методика расчетов выглядит совсем не просто, что и хорошо.
В итоге, формируются списки TOP-10 брендов в каждой из стран, та также - отдельно - рейтинги отраслей, в которых коммуникации с потребителями выстроены проще или сложнее.

Ну и, конечно, возникает вопрос: зачем оно надо. Авторы проекта предлагают такой ответ (см. ниже диаграмму).
#ценности_потребителей, #брендинг
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди

98 российских руководителей бизнеса ответили на вопрос "Как дела" в ходе проекта PwC "Ретейл-барометр". Формулировки вопросов были, конечно, более замысловатыми, но смысл тот же.

Кто были все эти люди? Это были топ-менеджеры и руководители предприятий розничной торговли, т.е. те, кто непосредственно и каждый день имеет дело с нашим непростым российским покупателем (хотя, где он простой?).

Большинство из респондентов представляли отрасль "Одежда и аксессуары", чуть меньше "Продуктовая розницы" ну и далее по списку: аптеки, e-commerce, бьюти и т.д.

Ответы оказались в духе национального характера: нам тяжело, будет еще тяжелее, но мы не унываем и надеемся. Вот данные.
Впрочем, в разных отраслях руководители надеются на разное. Об этом чуть позже
#ретейл
Лучше других себя чувствует бытовая техника, электроника и e-commerce. Хуже прочих - торговля детскими товарами. Без комментариев.
#ретейл
Надежда есть всегда. У каждого своя

Представителям разных отраслей для счастья не хватает разного, как свидетельствуют данные проекта PwC "Ретейл-барометр", о котором мы уже писали сегодня. Вопрос только в том, где оно возьмется, это счастье: трафик в условиях падения рождаемости, рост среднего чека в сложных экономических условиях.
Ну да, надежда умирает последней.
#ретейл
Сегментация: ценности и стратегия

В понимании покупателя есть несколько уровней. Самый простой - узнать потребности, сегментировать ЦА, определить размеры сегментов и настроить рекламу на основные. Но потребности не так просты, как кажутся. Точнее, не всегда просты.

Чтобы понять их лучше, хорошо бы знать мотивы покупателей. На этом основана психографическая сегментация V2 ((Value&Values), разработанная, насколько мне известно, в свое время в Комконе, а теперь применяемая в Ipsos Comcon.

Сегментация основана на теории личности известного психолога Адлера (вот тут можно почитать об этом). Составлена матрица по двум осям (аспектам): социальной и индивидуальной. Соответственно, можно определить базовые ценности потребителей и наметить стратегии по работе с ними.

Нет смысла пересказывать содержание слайдов - они ниже. Мы взяли их из презентации "Психографическая сегментация V2", компании Ipsos Comcon.

Работать с этой картой просто: определяем размеры каждого сегмента (интервью - дескриптор - опросы), а дальше - как учили: этапы пути к покупке, критерии выбора и т.д. Для рынка детских товаров в презентации даже есть кое-какие описания. Ну а остальные - "сделай сам" :). Возможно, через некоторые время мы вам поможем.
#маркетинг, #сегментация
Опубликовано 17 - 22 декабря 2018 г.

#макроэкономика
Индекс потребительской уверенности Росстата в 3 квартале покатился вниз. Более других пессимистичны женщины и люди 50+.

#ретейл, #тренды
Россияне стали покупать меньше, предпочитают покупать более дешевые, чем раньше, товары, зато делают это чаще. Перераспределяется трафик между форматами магазинов.

#потребительский_опыт, #ценности_потребителей, #брендинг
Простота коммуникаций с потребителями - характерная черта сильных брендов. В разных отраслях это получается по-разному.

#ретейл
Руководители компаний многих отраслей оценивают состояние своего бизнеса как "активно развивающееся". Многих, но не всех. Больше всего пессимистов в категории "детские товары".

#маркетинг, #сегментация
Психографическая сегментация V2, разработанная в Ipsos Comcon, позволяет учитывать особенности психологические особенности потребителей.

#содержание
Что было, что будет

Новый год - время прогнозов. Впрочем, для глобальной экономики их составляют (и пересматривают) на регулярной основе. Вот один из свежих: от Euromonitor International.

Эксперты идут от анализа глобальных рисков, и главный из них - замедление глобальной экономики. Как мы видим, глобальных кризис даже не на втором месте, но вероятность его появления достаточно высока. Текущая же ситуация с валютным курсом в России вообще никак не фигурирует, ее причины - за пределами первой десятки рисков.
Следствия в виде прогнозируемых темпов роста основных экономик мира и уровня инфляции - чуть ниже.
#макроэкономика
Как легко видеть (не так легко как хотелось - кегль мелкий, но мы перескажем), уровень инфляции в России будет расти. Значит, - к гадалке не ходи - будут расти цены и падать уровень потребления, только что как-то наладившийся.

Однако уровень инфляции 4% довольно комфортен для бизнеса (в сфере производства, там где велика доля сырья в продукте), поэтому появится окно роста для компаний, которые владеют "искусством маневра": управление складскими запасами, отношения с партнерами по торговой цепочке, маркетинг, реклама и вот это все. А потом - новая фаза роста. Если, конечно, не прилетит черный лебедь.
#макроэкономика
Вот и настало оно, время великих свершений, вот и настало оно, вот и настало оно...

Дорогие друзья, пришло время нам ненадолго расстаться. Мы уходим на новогодние каникулы, а вы как хотите. Появимся в эфире примерно 3 - 4 января.

Разумеется, все обязательства по ежедневному пополнению базы отчетов будут выполнены - новый год новым годом, а обед по расписанию. Я имею в виду обязательства перед теми, кто купил право доступа к этой папке. А остальные могут просто знать о том, что она есть, и доступ стоит, в общем, недорого - 200 р/мес или 2 тыс./год.

За время каникул мы немного приберемся в этой папке, приведем названия отчетов к единому стандарту (уже начали), добавим новые источники (вам понравится). Еще в планах сделать наконец, календарь событий, т.е. выхода новых отчетов, выстроить, наконец, связь с нашим же сайтом www-r-trends.ru, заполнить тэгами старые посты и еще кое-что. Планов - громадьё.

Желаю всем мира, отсутствия потрясений и блокировок, успехов и удачи! С наступающим!
#новогоднее
С Новым годом, с новыми трендами!

Все хорошее когда-то заканчивается, даже праздники. Но начинается другое хорошее: интересные будни. Но это будет завтра, а пока давайте я без напряжения расскажу о том, что сделано за каникулы и немного о планах.

Во-первых, уточнена цель проекта. Она в создании такой сети для важной информации о поведении потребителей, чтобы мышь не проскользнула. Ну, почти.

Как это делается? Системно мониторим основные источники: крупные исследовательские компании, хабы и интеграторы информации - это платформы, например, Statista или СМИ, например, emarketer или MediaPost. Отечественные СМИ в качестве источника информации мы не рассматриваем. Не из снобизма. а чтобы избежать искажений. Только первоисточники, т.е. исследовательские отчеты. А публикации в СМИ - это только сигнал о том, что "есть такие данные". Исключения - это опубликованные в СМИ интервью, которые, по сути, - "глубинки". Здесь мы будем коротко пересказывать их основное содержание и, конечно, давать ссылку.

Форма подачи информации в канале останется прежней: коротко, только о главном, все подробности - в источниках.
И вот что еще важно: мы не постим всё подряд. Выбор и отбор чрезвычайно важны. Информации вокруг слишком много, цели ее носителей слишком разные. Микеланджело, кажется, описывал процесс создания статуи так: "Беру глыбу мрамора и отсекаю лишнее". Это вдохновляет.

Во-вторых, структурировано хранилище отчетов. Каждый отчет теперь имеет стандартизованный заголовок (оригинальное название_автор_год). Все отчеты разложены по папкам (месяцам). В каждой папке может быть 30 - 40 отчетов, можно использовать поиск по экрану (ctrl-F).
То же хранилище отображается и на нашем сайте research&trends в разделе "Отчеты" (см. картинку ниже). На одном экране можно видеть данные за два последних года, но можно и подкрутить настройки под себя. Каждый отчет имеет два тэга (гео и отраслевой/тематический), можно сортировать таблицу по дате, автору, тэгам.

Доступ к полным отчетам, начиная с декабря прошлого уже года стал платным. Все, что было до декабря, по-прежнему, доступно без оплаты, но и не стандартизовано. Ну да, это оборотная сторона медали.

Цена доступа осталась прежней: 200 р/мес, 2 тыс. р/год. При этом, считаются только полные месяцы, т.е. оформив подписку сейчас, вы получаете доступ почти на два месяца (февраль включительно).
Замечу, что отчеты открыты, в интернете их может найти любой. Так что, те небольшие деньги, которые мы собираем, это плата за сервис и удобство, а не за информацию. Кстати, в хранилище отчетов будет больше, чем описывается в канале.

Ну и чтобы два раза не вставать - как платить. С ИП и ООО проблемы нет, тут все стандартным порядком (писать можно или здесь админу, или послать заявку через сайт). Принять деньги от физлиц "как положено", т.е. с выдачей правильных документов, я пока не могу, но вопрос прорабатывается. Пока же можно воспользоваться проверенной моделью "рекомендуемой цены" со статусом "благотворительным взносом на поддержку канала". То есть, обязательства только моральные. Однако, как говорили наши предки, "честь дороже прибыли".
На позитиве

Декабрьские данные измерений Индекса PMI, ежемесячно проводимых компанией IHS Markit, показывают умеренное улучшение рыночной конъюнктуры в обрабатывающих отраслях на фоне устойчивого роста объемов производства и новых заказов.

Мало того, деловые ожидания укрепились и были вторыми максимальными с мая 2013 года (забавно, что мы как сравнивали все с 13 годом, так и сравниваем. Раньше это был 1913, теперь 2013).

В комментариях компании-респонденты указывали, что рост производства связан с усилением потребительского спроса и появлением новых клиентов. Занятость росла умеренными темпами.

Авторы исследования выпустили небольшую брошюру, поясняющую, как можно использовать получаемые данные. Мы расскажем об этом в течение ближайших дней.
#макроэкономика
Совокупные индексы PMI представляют собой средневзвешенные показатели сопоставимых индексов PMI промышленности и сферы услуг. Веса отражают относительный размер производственного сектора и сферы услуг в соответствии с официальными данными ВВП.

Авторы исследования отмечают, что новые заказы, поступившие в компании частного сектора, значительно выросли в декабре. Рост как в обрабатывающих отраслях, так и в сфере услуг немного замедлился, но остался сильным.

Обнадеживает то, что занятость продолжала расти как в производственном, так и в сервисном секторах. Хотя темпы роста рабочих мест у производителей замедлились, в сфере услуг рост занятости ускорился.
#макроэкономика
Они не хотят делать это дома

Настоящим вызовом для индустрии производства пищевых продуктов становится медленное (ползучее!) уменьшение доли домашнего потребления. Правда, приведенные на диаграмме данные компании Nielsen относятся к "домашнему" рынку, т.е. США.

О том, что происходит у нас в России можно только ̶г̶а̶д̶а̶т̶ь̶ рассуждать, собирая отдельные точечные наблюдения. Впрочем, заметим в скобках, если бы удалось собрать небольшой пул заинтересованных компаний, то проблему можно было бы решить, буквально, "за медные деньги". Ну, почти за медные.