Школа каллиграфии «От Аза до Ижицы» (Санкт-Петербург) – Telegram
Школа каллиграфии «От Аза до Ижицы» (Санкт-Петербург)
991 subscribers
55 photos
1 video
1 file
245 links
Обучаем взрослых и детей в Санкт-Петербурге с 2005 года по авторской ступенчатой системе обучения с академическим подходом.

Мы:
https://vk.com/calligraphyspb
Download Telegram
Новый очный мастер-класс «Полуустав Лихачёвского Апостола» 16 ноября в воскресенье!

Лихачёвский Апостол, хранящаяся в Санкт-Петербургском Институте истории рукопись конца XV в. – настоящая жемчужина искусства книги Древней Руси. Выверенный, элегантный грецизированный полуустав сочетается на его страницах с пластичной вязью, выразительным орнаментом и изящными миниатюрами, многие из которых решены в акварельной манере. На занятии мы расскажем об особенностях письма и декора рукописи, о роли писца в её оформлении. В практической части мастер-класса участники познакомятся с основным почерком Лихачёвского Апостола и выполнят им небольшую итоговую работу.

Мастер-класс рассчитан на участников, имеющих опыт работы ширококонечным пером.

📎 Педагоги — Мария Скопина и Екатерина Трифонова
📎 Продолжительность занятия — с 14:00 до 17:00
📎 Стоимость мастер-класса — 2 900 руб.
📎 Адрес проведения мастер-класса— Московский проспект, д. 18, лит. Е.

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27
🔥143
Очный курс «Вязь» с 16 ноября по воскресеньям по вечерам!

Приглашаем всех, кто начал изучать каллиграфию в нашей школе на курсе «Знакомство с каллиграфией» или в других школах, перешагнуть на вторую ступень обучения.
Педагог — Ольга Вялкова
Продолжительность курса — 2 месяца, 8 занятий
Продолжительность занятия — с 19:00 до 21:30
Уровень — вторая ступень, для взрослых и детей от 16 лет
Стоимость одного месяца обучения — 5 500 ₽.

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27

Автор работы на фото Елена Борисенко.
3
Работа Петра Петровича Чобитько, которую мы показываем сегодня – лист из коллективного проекта школы, календаря «Природа, мудрость и покой», посвящённого поэзии А.С. Пушкина. Каждый педагог выбирал месяц, который ему наиболее близок, образ которого он лучше всего себе представлят. А Пётр Петрович, как самый опытный мастер и руководитель, готов был взять ту тему, которая останется.

Что ж, мало кто любит ноябрь! Весенние месяцы полны волнением и надеждой (хотя Пушкин весну не любил, но сердцу многих это время года мило), летние – кипением жини, зимние – морозной бодростью. Сентябрь и октябрь – тут понятно, «пышное природы увяданье», пора хоть и немного грустная, зато какое богатство красок! А ноябрь? Как показать его красоту? В чём его красота?

Вообще-то, ноябрь – весьма каллиграфичное время! Деревья обнажились, и можно рассматривать рисунок ветвей, ведь у каждого дерева он свой! Чёрные линии на фоне серого неба – чем не каллиграфия. Сколько можно увидеть букв в переплетении ветвей, сколько ритмов найти для экспериментальных работ. Ветер – и вот уже что-то курсивное есть в этих чёрных линиях. Туман или морось – вот она многослойность. И цвета-то у ноября каллиграфичные, вот она чёрная китайская тушь (а может, и «Гамма»), а вот ореховые чернила, или железо-галловые: и свеженькие, фиолетоватые (опавшие листья, отражающие голубую прореху в облаках), и покоричневевшие, как в старых рукописях.

Нет, не яркая красота у ноября. Не такая, что сразу бросается в глаза, захватывает, восхищения которой не избежать. Другая. Глубокая и тихая. Такая, в которую надо всматриваться. Но уж если всмотрелся – она непременно затронет сердце.
42👍5❤‍🔥4👏1
Очный курс «Устав» с 14 ноября по пятницам по вечерам!

Устав — древнейший вид кириллического письма, пришедший на Русь вместе с христианством. Это неспешное, торжественное письмо, которым писали богослужебные литургические тексты. Буквы устава стремятся к геометричности и симметрии, они строго вертикальны, на концах штрихов ставятся засечки.

Древнейшая дошедшая до нас восточнославянская рукописная книга — Остромирово Евангелие — была написана в XI в., по заказу новгородского посадника Остромира. Она дает нам высокий образец устава, выполненного искусным писцом.

Именно на основе уставного письма Остромирова Евангелия разработан учебный курс, предлагаемый нашей школой. Продолжительность курса три месяца (12 занятий). Курс направлен на изучение и практическое освоение базовой формы учебного устава.
На курсе ученики пропишут каждую букву кириллического алфавита кистью и пером, сделают на их основе орнаментальные упражнения, затем перейдут к написанию не больших по объему текстов и поработают над адаптированной копией фрагмента страницы из Остромирова Евангелия. Параллельно с изучением букв уставного письма слушатели знакомятся с различными видами орнаментальных буквиц, которые традиционно располагались на страницах рукописных книг. Несколько занятий посвящены расширенной работе с буквенной формой и композицией листа. В конце курса предполагается выполнение итоговой работы.

📎 Педагог — Анна Семёнова.
📎 Продолжительность курса — 3 месяца, 12 занятий.
📎 Продолжительность занятия — 3 акад. часа, с 19:00 до 21:30.
📎 Уровень — третья ступень, для взрослых и детей от 16 лет.
📎 Стоимость 1 месяца обучения — 6 400 ₽.

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27 Автор работы на фото Светлана Владимирова.
7
Очный курс «Европейская каллиграфия. Базовое письмо» с 28 ноября по утрам пятницы!
О чем мы будем говорить? О форме буквы, ее месте на строке, ее отношениях с соседними буквами, а если кратко, то о закономерностях построения прописных и строчных букв и правилах гармонизации (выравнивания) межбуквенного пространства и промежутков между словами и строчками.
Мы будем учиться видеть количество черного и белого внутри и снаружи знака, следить за толщинами линий и их чередованием. Умение видеть и понимание, на что смотреть при работе — важнейшие аспекты каллиграфического мастерства, и мы будем их развивать.

За три с половиной месяца интенсивной работы вы освоите маюскулы и минускулы для двух алфавитов — латиницы и кириллицы. Курс предусматривает самостоятельную работу дома, выполнение заданий и проработку пройденного материала. Двигаться будем от простого к сложному, последовательно и постепенно.
Автор и педагог курса Татьяна Степановна Петренко, ученица Петра Петровича Чобитько и британских каллиграфов — Сю Хаффтон, Гейны Гофф, Тома Перкинса, Ювана Клейтона и др.

Педагог — Татьяна Петренко.
Продолжительность курса — 3 с половиной месяца, 14 занятий.
Продолжительность занятия — с 10:30 до 13:00
Уровень — вторая ступень, для взрослых и детей от 16 лет.
Стоимость 1 месяца обучения — 6 500 ₽.

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27

Автор работы на фото Татьяна Петренко.
5🔥4
Мастер-класс «Знакомство с остроконечным пером. Новогодняя открытка» 08 декабря!

Если вам нравятся изящные линии, перетекающие, вьющиеся орнаменты, значит ваш путь лежит к знакомству с остроконечным пером. Этот инструмент предназначен для самых тонких и упругих линий. Приходите на наш традиционный новогодний мастер-класс «Знакомство с остроконечным пером» , где вы не только познакомитесь с инструментом, но и создадите красивую новогоднюю или рождественскую открытку. Заготовку открытки создал для вас замечательный петербургский каллиграф Иван Веланский.
Этот мастер-класс как для людей без опыта, так и для людей с каллиграфическим опытом - одни научатся работать пером, другие смогут проявить своё каллиграфическое мастерство. Но и те, и другие , мы уверены, получат удовольствие от творческого процесса. .

Педагог — Татьяна Степановна Петренко.
Принимать участие могут дети от 10 лет и взрослые.
Продолжительность мастер-класса — с 19:00 до 21:30.
Стоимость мастер-класса — 1700₽. Все материалы предоставляются.

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27
14
История появления нового слова

На развороте 54–55-й страницы в книге «Линия жизни» расположилась дивная работа 2013 года, выполненная остроконечной кистью, — «Виртуоза каллиграфическая». Каждый раз, рассматривая её, у меня возникала мысль, что надо бы заглянуть в словарь и уточнить значение слова «виртуоза». Мне было известно слово «виртуоз», «виртуозность», но «виртуозу» я никогда не встречала. Мне не могли помочь ни филологи, ни музыканты. И когда представился случай, я спросила Петра Петровича, откуда взялось это слово.

— Пришло сверху, — загадочно улыбаясь, ответил он и рассказал, как родилась эта изумительная по мастерству и состоянию работа и её необычное название.

Рассказывает сам автор:

— Не помню, каким образом, но у меня появилась очень хорошая кисть. То ли кто-то подарил... А это, знаете, как скрипка Страдивари или Гварнери… Настолько изумительная кисть, что я понял: прежде чем что-то делать, надо с ней познакомиться. И я стал постепенно её изучать и каждый день делать с ней небольшие упражнения. А потом какое-то вдохновение пришло — и вот, как делали мастера эпохи Возрождения, Вивальди и другие, я стал пробовать делать импровизации этой кистью. Тогда и появилась мысль: добиться состояния виртуозы! Виртуозы… Это когда ты по-особому чувствуешь музыку... А я тогда как раз работал под музыку Вивальди, Куперена… Моцарта, конечно! И постепенными такими усложнениями довёл работу до такого листа, который на одном дыхании сделал, а потом сам думал: а как я его сделал?!

Поэтому и название само пришло. Во сне буквально пришло… Добиться такого ощущения, такого состояния — «виртуозы». Когда у тебя внутри ничего нет, ничего постороннего, и ты чувствуешь только тонкое ощущение взаимодействия с кисточкой... Я бы сказал, это как песня, которая из тебя льётся, только ты её переводишь не в голос, а в линию… Виртуоза.

В этом мне помогло ещё одно воспоминание детства. У нас был сосед — художник, а к нему приезжал ещё более опытный художник по имени Даниил. А жили мы в таком месте живописном, особенно весной, когда появляются первые ростки, а вокруг ещё лежат куски снега... И вот он шёл и начинал петь, потом начинал писать. И когда я наблюдал за ним, за его работой, я ловил вот это состояние единства — когда он делал мазки, а он живописец, — и я вижу, что в его мазках что-то другое, он так красиво, легко это делал… И я вспомнил его. Тогда, видимо, и появилось это название.

Пётр Петрович улыбается и проводит рукой по листу:

— Я несколько листов сделал. Подарил разным людям. Один лист — в Музее каллиграфии в Москве. В этой работе есть такие тонкие линии… Я старался деликатно их делать, чтобы они не заполняли пространство, а как бы создавали вибрацию, как, знаете, когда воздух вибрирует от мороза… То же самое и здесь: чтобы линия вроде и была, но как бы её и нет, на грани. Мне хотелось добиться такой тончайшей линии, которой будто и нет... И этим создаётся глубина, создаётся пространство. Это очень важно — именно глубина листа, не плоскость, а сложная пространственная структура. От тончайшей линия становится мощной — и опять уходит, исчезает в движении… Тут соединение пространства, глубины, вибрации, изменения скорости.

Пётр Петрович замолкает. Молчим и мы, застыв перед разворотом книги, боясь нарушить хрупкое равновесие возникшей тишины и радости.

Вглядитесь ещё раз в эту работу, и вы, несомненно, почувствуете то состояние, в котором творил Мастер, и которое он назвал красивым новым словом — «виртуоза».
🔥3012🥰6🕊1
Друзья, мы готовим замечательное мероприятие для любителей древнерусского письма! Приглашаем 4 декабря к нам в школу на лекцию палеографа Анны Михайловны Спассковой «Красота древнерусского книжного письма XI–XV вв.»!

Как древнерусские книгописцы учились своему искусству? Какие секреты каллиграфического мастерства таят в себе рукописные книги? Как не потеряться во всем многообразии средневековых почерков и орнаментов? Об этом расскажет специалист по русской палеографии, к. и. н., доцент МГУ палеограф Анна Михайловна Спасскова. Ее лекция, во время которой каждый сможет почувствовать себя участником увлекательного детективного расследования событий многовековой давности, станет для вас путеводителем по волшебному миру древнерусских рукописных книг.

А ещё у Анны Михайловны есть прекраснейший телеграм-канал https://news.1rj.ru/str/paleolaboratory, в котором она очень живо, с юмором и большим знанием дела рассказывает о жизни древнерусских букв, делится редкими находками. Горячо рекомендуем!

Дата и время: 4 декабря, с 19.00 до 20.30.
Стоимость лекции — 1500 руб.

Записаться:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27
18
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Онлайн-курс «Вязь» с 07 декабря днем по воскресеньям!

Приглашаем всех, кто начал изучать каллиграфию в нашей школе на курсе «Знакомство с каллиграфией» или в других школах, перешагнуть на вторую ступень обучения.
Курс «Вязь» включает в себя два этапа:
1-й месяц — изучите алфавит, освоите уникальные, характерные только для вязи, принципы письма, познакомитесь с ритмом и композицией.
2-й месяц — обогатите арсенал историческим материалом, поработаете над усложненными композиционными задачами, создадите финальный каллиграфический проект.
Необходимые инструменты и материалы:
📌 Ширококонечная кисть Рублёв №10 или любая другая примерно 8-9 мм шириной. Ворс не должен быть ни слишком коротким, ни слишком длинным, примерное соотношение — ширина кисти полтора раза укладывается в высоту.
📌 Перо 3 мм для первых двух занятий, затем понадобятся перья меньшего размера: 2, 1,5 и 1 мм.
📌 Кисточка для заправки пера.
📌 Остроконечные перо и кисть для декора.
📌 Бумага. Простая офисная бумага для упражнений и цветная плотная бумага или картон для выполнения заданий на композицию.
📌 Чёрная тушь для упражнений. Писать также можно цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой. На цветной тёмной бумаге отлично смотрится белая тушь или гуашь.
📎 Педагог — Валерий Куршев.
📎 Продолжительность курса — 2 месяца, 8 занятий.
📎 Продолжительность занятия — с 13:30 до 16:00
📎 Уровень — вторая ступень, для взрослых и детей от 16 лет.
📎 Стоимость 1 месяца обучения — 5 500 ₽.
📎 Занятия будут проходить в Zoom. Записи занятий будут доступны в течение месяца после окончания курса.
На новогодние праздники будет перерыв в занятиях.
Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27
Автор работы на фото Валерий Куршев.
9
Новогодний мастер-класс «Чудо на ладошках» 21 декабря!

Снежинки - настоящие шедевры природы рождаются высоко среди холодных ветров, падают к нам с неба и вызывают не только восторг детей и взрослых, но и вдохновляют поэтов и художников
Снежинки танцуют, летают,
На варежках медленно тают,
Зима по сугробам идет,
За нею спешит Новый год!

Приглашаем детей от 7 до 15 лет на мастер-класс по изготовлению волшебной новогодней открытки «Чудо на ладошках»!

На мастер-классе все ребята:
- узнают, как из водяного пара возникают неповторимые кристаллы и начнут замечать в каждой снежинке множество мельчайших деталей, на которые прежде не обратили бы внимания;
- познакомятся с элементами древне-русского орнамента,
- научатся вырезать трафарет для печати снежинки на бумаге и использовать остроконечную кисть для росписи узоров мерцающей краской.
- самостоятельно сделают оригинальную новогоднюю поздравительную открытку с собственной авторской снежинкой.

Педагог – Елена Никитина
Дата и время проведения - 21 декабря, с 12:00 до 14:00
Ребята дошкольного возраста приглашаются вместе с родителями.
Стоимость участия: дети от 7 лет - 1100 руб., дошкольники с родителем -1200 руб.
Количество мест ограничено.

Контакты для записи: +7 (953) 153-77-27, course_adult@az-izhitsa.ru.
До встречи на Мастер-классе!
🔥64
Мастер-класс «Остроконечное перо. Щелкунчик» 28 декабря!

28 декабря, 11:00-12:30 — для взрослых и детей от 7 лет (1 000 ₽)

Приглашаем вас на занятие, где за полтора часа вы узнаете как правильно работать каллиграфическим инструментом — остроконечным пером, а также получите возможность самим попробовать писать под чутким руководством опытного педагога.
В процессе работы будут выполняться каллиграфические упражнения на праздничных флажках, которые в дальнейшем можно превратить в небольшую гирлянду.
Завершением занятия станет создание подвижной фигурки «Щелкунчика», которую вы самостоятельно распишете, используя выполненные упражнения с помощью остроконечного пера.

Педагог и автор мастер-класса — Ярослава Рах

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
+7 (953) 153-77-27
👍104
Восхитительная «Буквица барочная» создавалась Петром Петровичем Чобитько для композиции «Ода Санкт-Петербургу», над которой он работал в год 300-летия нашего города, и является, в сущности, подготовительным этюдом. Но история искусства знает много примеров, когда подготовительные материалы были настолько выразительными, что начинали вести самостоятельную жизнь.

Так случилось и с «Буквицей», которую я полюбила с первого взгляда. Её гипнотическое действие на меня сложно и, наверное, не нужно пытаться объяснить. Достаточно просто время от времени к ней возвращаться и замирать перед свободным, отважным и живым искусством большого мастера.

Художественной идеей «Буквицы» было соединение строгой классической основы в лице русского гражданского шрифта середины XVIII века и буйной графики остроконечным пером, вызывающей в памяти роскошные гравированные листы Алексея Зубова, которые на столетия запечатлели юность Петербурга. Элементы гравюры окутывают строгую форму антиквы, как облако, сообщая ей барочные эмоциональность и динамику, изящно подчёркнутые лёгким наклоном всей композиции.

Когда мы расспрашивали Петра Петровича про этот лист, он рассказал, как много экспериментировал в процессе работы: пробовал разные фоны — белый, чёрный, цветной, исследовал соотношение конструктивности и декоративности, баланс рационального и эмоционального. «Буквица» оказалась частью большого цикла работ, в которых она постоянно видоизменялась: выходила на первый план и таяла в глубине, поднималась в облака, как в «Оде Санкт-Петербургу», и разлеталась птицами, как в листе «Творца везде я нахожу», или становилась частью лаконичной каллиграфической композиции «Барочная антиква».

Про эти и многие другие работы Мастера мы расскажем подробнее в наших дальнейших публикациях. До новой встречи, дорогие коллеги, ученики и просто влюблённые в каллиграфию добрые люди!

Автор текста Екатерина Волкова.
🔥33❤‍🔥8🕊64🤩1
Курс «Европейская каллиграфия. Базовое письмо» с 28 ноября по утрам пятницы!

Приглашаем учеников, завершивших курс «Вязь», перейти на третью ступень обучения!

О чем мы будем говорить? О форме буквы, ее месте на строке, ее отношениях с соседними буквами, а если кратко, то о закономерностях построения прописных и строчных букв и правилах гармонизации (выравнивания) межбуквенного пространства и промежутков между словами и строчками.
Мы будем учиться видеть количество черного и белого внутри и снаружи знака, следить за толщинами линий и их чередованием. Умение видеть и понимание, на что смотреть при работе — важнейшие аспекты каллиграфического мастерства, и мы будем их развивать.

За три с половиной месяца интенсивной работы вы освоите маюскулы и минускулы для двух алфавитов — латиницы и кириллицы. Курс предусматривает самостоятельную работу дома, выполнение заданий и проработку пройденного материала. Двигаться будем от простого к сложному, последовательно и постепенно.
Автор и педагог курса Татьяна Степановна Петренко, ученица Петра Петровича Чобитько и британских каллиграфов — Сю Хаффтон, Гейны Гофф, Тома Перкинса, Ювана Клейтона и др.

Педагог — Татьяна Петренко.
Продолжительность курса — 3 с половиной месяца, 14 занятий.
Продолжительность занятия — с 10:30 до 13:00
Уровень — вторая ступень, для взрослых и детей от 16 лет.
Стоимость 1 месяца обучения — 6 500 ₽.

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27
10🔥6🥰2😭1
Мастер-класс по ручному тиснению бумаги на основе клише 18 декабря в четверг!

На мастер-классе у нас будет теоретическая и практическая части. Мы поговорим о бумаге: об особенностях ее выбора и подготовки под тиснение, а также обсудим инструменты. Расскажу как вырезать клише под тиснение и чем оно отличается от клише для печати. На практическом занятии мы создадим своё клише из линолеума на основе заранее подготовленного эскиза и оттесним бумагу - создадим работу в технике ручного тиснения бумаги. Работы в такой технике могут существовать как самостоятельные художественные объекты, так и служить в качестве оформления иллюстраций, обложек и не только.


Педагог — Анастасия Антонова.
Для взрослых. Опыт не обязателен.
Продолжительность мастер-класса — с 18:00 до 21:30, включая небольшой перерыв.
Стоимость мастер-класса — 2500 руб.
Инструменты и материалы включены в стоимость.

Контакты для записи:
📞 +7 (953) 153-77-27 (Whatsapp/Телеграм)
или почта course_adult@az-izhitsa.ru
15
Очный курс «Вязь» с 02 декабря по вторникам по вечерам!

Приглашаем всех, кто начал изучать каллиграфию в нашей школе на курсе «Знакомство с каллиграфией» или в других школах, перешагнуть на вторую ступень обучения.
Педагог — Валерий Куршев
Продолжительность курса — 2 месяца, 8 занятий
Продолжительность занятия — с 19:00 до 21:30
Уровень — вторая ступень, для взрослых и детей от 16 лет
Стоимость одного месяца обучения — 5 500 ₽.

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27
1
Лист П.П. Чобитько с пословицей «К мягкому воску печать явна, а к молодому человеку учение внятно». 2006 г. 30х40 см.

Это очень лаконичная работа, с минимумом выразительных средств: здесь нет многослойности, сложного фона или смешения техник, нет графики, орнамента, даже игры с цветом нет. Всем этим мастерски владеет Пётр Петрович и часто использует в своих композициях, здесь же — простота, но какая! Звонкая, чистая, ясная. Простота, от которой не оторваться.

В чём секрет этого листа? Давайте потренируем глаз, поучимся у этой работы, тем более что написанный в ней текст особенно располагает к учению (да и сколько раз на курсах вы слышали: «Домашнее задание — композиция с пословицей»?!). Предлагаю не спешить читать текст поста, а сначала пробовать самостоятельно отвечать на вопросы, вглядываясь в лист. Начнём с самих букв, рассмотрим их. Какой это тип письма? Непросто ответить, правда? Что это, скоропись? Или нет? Вот что рассказывает Пётр Петрович:

«В этот период я много занимался скорописью, сопоставлял варианты письма разных регионов, делал проекты со своими интерпретациями исторических форм. Во многих памятниках, таких, как „Азбука фряского письма“ Кириякова или „Титулярник“, я видел попытки соединить скоропись с западными наработками в письме. В XVI-XVII вв. шёл естественный процесс переосмысления, переработки западного опыта, который, к сожалению, был прерван реформой Петра I. Вдохновляясь историческими образцами, я пробовал привнести в скоропись элементы итальянского курсива».

Каким инструментом выполнены буквы, что придаёт им такую живость, вибрацию, такую мягкость линии в сочетании с упругим каркасом? Наверное, вы догадались, ведь это, пожалуй, любимый инструмент Петра Петровича: «Я до этого скоропись писал только птичьим пером. Но в процессе внимательного изучения скорописных памятников (например, свитка Илейки) я постепенно пришёл к выводу, что писцы держали перо на расстоянии, рука не касалась бумаги. Практически они работали пером как кистью. Это натолкнуло меня на мысль: а почему бы не начать писать скоропись остроконечной кистью? Я стал усиленно заниматься, пробовал писать буквы от большого размера до минимального».

Теперь обратим своё внимание на композицию. Как же при всей простоте достигается такая выразительность, такая привлекательность листа?

Взгляните на пропорции текстового блока! Ведь это песня, а не пропорции (мотаем на ус, соотношение ширины текстового блока к его высоте составляет примерно 1:2)! Пётр Петрович деликатно изменяет размер и жирность букв, это позволяет выделить ключевые слова и одновременно усиливает ту вибрацию, которую задаёт инструмент. Текстовый блок выровнен по правому краю. Посмотрите на него. У вас бывало такое, что во время компоновки надписи выясняется, что друг под другом в нескольких строках оказывается одна и та же буква? Опасный момент, который может создать своеобразный коридор, за который будет цепляться глаз. Здесь у Петра Петровича 4 из 8 строк заканчиваются на «У»! Как же он он выходит из непростой ситуации? Может быть, использует альтернативные формы знаков (благо, с этим в скорописи есть, где разгуляться)? Нет, Пётр Петрович поступает ровно наоборот, он и в других строках добавляет к буквам небольшие росчерки, которые создают визуальную рифму «Укам», подчёркивают бодрый, упругий ритм надписи. Пётр Петрович: «Я делал не один лист. При работе кистью я обычно делаю несколько листов. Именно в процессе работы возникает это чувство обострения ритма. Мне показалось, что нужно поступить именно таким образом, чтобы усилить восприятие, значение текста». Продолжение текста в следующем посте.
18🔥2🕊2
Вытянутому блоку текста противопоставлена горизонталь с повторяющимися словами «Народная пословица» (тот самый эксперимент с работой остроконечной кистью в минимальном размере). А ниже — вдруг всплеск чёрного, сочный росчерк, который замыкает композицию, откликаясь на широкие линии крупной буквы «К», начинающей пословицу.

Маленькая деталь: подпись (ох, подпись — это иной раз головная боль, вот завершишь лист и ломаешь голову: как же теперь подписать, чтобы всё не испортить?!). Очень часто Пётр Петрович ставит подпись на самом краю листа. Здесь же она включена в композицию, расположена внутри того самого яркого росчерка. Подпись своей тонкостью усиливает ощущение контраста, делает пространство листа ещё глубже, добавляет композиции ещё одно измерение.
Что же с учением? С изучением каллиграфии? Только ли молодому человеку оно внятно? Пётр Петрович отвечает на этот вопрос так: «Заниматься каллиграфией можно в любом возрасте, лишь бы было жгучее желание. Конечно, ранний возраст — особое время, потому что тогда не приходится бороться с закрепощением руки, с устоявшимися неправильными привычками. Ученики постарше давят на кисть, на перо. Помню одну трёхлетнюю ученицу, Анечку. Как я ей показал, как держать кисть, так она и держала. Говорила „кистоцка только на цыпоцках, только на цыпоцках“. А как она ровно спину держала.. Но каллиграфии все возрасты покорны. Есть мастера, которые начинали изучать каллиграфию уже в зрелом возрасте. И вообще, даже если если осталось жить лишь несколько дней, не поздно заняться каллиграфией».

В завершение поделимся ссылками на те рукописи, которые упоминает Пётр Петрович, это действительно кладезь вдохновения.

Царский титулярник: https://nlr.ru/manunoscripts/RA1527/elektronnyiy-katalog?ab=E43F34DE-AB4B-4891-9B5F-DDB52238975F
«Азбука фряского письма» С. Кириякова: https://nlr.ru/manunoscripts/RA1527/elektronnyiy-katalog?ab=05DDD05D-A941-4195-8B54-C38025BF439D

Свиток Илейки:https://lib-fond.ru/lib-rgb/178/f-178-704/#image-3
Автор текста Мария Скопина
15🥰7🙏1🕊1
Очный мастер-класс «Рождественские акварельные открытки» 29 декабря!
29 декабря, 19:00-21:30 — для взрослых и детей от 12 лет (2 000 ₽)

На занятии мы будем учиться писать акварелью, смешивать простые цвета и получать сложные, а в конце занятия каждый сможет создать яркую праздничную открытку себе или в подарок близким.
Все инструменты и материалы будут предоставлены.

Педагог и автор мастер-класса —архитектор, художник и каллиграф Мария Спивак
Место проведения мастер-класса: Московский проспект, д. 18, лит. Е

Контакты для записи:
📩 course_adult@az-izhitsa.ru
📞 +7 (953) 153-77-27
12