Мощности портов готовятся впрок
На начало 2025 г. мощности по перевалке зерновых грузов в России составляют более 80 млн т. В случае успешной реализации ряда крупных проектов суммарные мощности терминалов вырастут на 27% и превысят 100 млн т к 2030 г.
Главным экспортным окном являются порты Азово-Черноморского бассейна, на которые приходится 90% отгрузок морским транспортом. Но в последнее время все активнее осуществляются поставки зерновых через новые терминалы в портах Северо-Запада: Высоцк и Усть-Луга. По итогам 1 пол. 2025 г. они вошли в топ-10 портов по перевалке зерновых грузов. Наличие свободных мощностей в нескольких бассейнах обострит конкуренции за грузовую базу и будет сдерживать рост ставок на перевалку, а также позволит экспортерам более гибко выбирать маршруты поставок на внешние рынки.
На начало 2025 г. мощности по перевалке зерновых грузов в России составляют более 80 млн т. В случае успешной реализации ряда крупных проектов суммарные мощности терминалов вырастут на 27% и превысят 100 млн т к 2030 г.
Главным экспортным окном являются порты Азово-Черноморского бассейна, на которые приходится 90% отгрузок морским транспортом. Но в последнее время все активнее осуществляются поставки зерновых через новые терминалы в портах Северо-Запада: Высоцк и Усть-Луга. По итогам 1 пол. 2025 г. они вошли в топ-10 портов по перевалке зерновых грузов. Наличие свободных мощностей в нескольких бассейнах обострит конкуренции за грузовую базу и будет сдерживать рост ставок на перевалку, а также позволит экспортерам более гибко выбирать маршруты поставок на внешние рынки.
👍15❤4
Биметаллы для нефтегазохимии
Качество работы оборудования по переработке нефти напрямую зависит от содержания в сырье коррозионно-активных соединений. Также техническое состояние установок изменяется под воздействием многократно меняющихся температур и давлений, а многообразие агрессивных сред может привести к возникновению взрыво- и пожароопасных условий. Для обеспечения долговечной и безопасной работы оборудования на нефтеперерабатывающих предприятиях при его создании применяют различные виды дорогостоящих легированных сталей с высоким содержанием хрома и никеля.
Более обоснованным с экономической точки зрения является применение двухслойных сталей (биметаллов), основной слой которых выполнен из конструкционной стали, а плакирующий слой из коррозионностойкой стали. Это позволяет обеспечить требуемые механические свойства, необходимую коррозионную стойкость и безопасную эксплуатацию оборудования.
Приблизительные объемы использования двухслойной стали в агрегатах НПЗ (на единицу оборудования): коксовые камеры до 2000 т, реакторы до 500 т, теплообменники до 500 т, газосепараторы и прочее оборудование до 300 т.
Использование биметаллов находит все более широкое применение и в перспективе может найти спрос не только в нефтехимии, но и в металлургии, электроэнергетике, пищевой и деревообрабатывающей промышленности.
Качество работы оборудования по переработке нефти напрямую зависит от содержания в сырье коррозионно-активных соединений. Также техническое состояние установок изменяется под воздействием многократно меняющихся температур и давлений, а многообразие агрессивных сред может привести к возникновению взрыво- и пожароопасных условий. Для обеспечения долговечной и безопасной работы оборудования на нефтеперерабатывающих предприятиях при его создании применяют различные виды дорогостоящих легированных сталей с высоким содержанием хрома и никеля.
Более обоснованным с экономической точки зрения является применение двухслойных сталей (биметаллов), основной слой которых выполнен из конструкционной стали, а плакирующий слой из коррозионностойкой стали. Это позволяет обеспечить требуемые механические свойства, необходимую коррозионную стойкость и безопасную эксплуатацию оборудования.
Приблизительные объемы использования двухслойной стали в агрегатах НПЗ (на единицу оборудования): коксовые камеры до 2000 т, реакторы до 500 т, теплообменники до 500 т, газосепараторы и прочее оборудование до 300 т.
Использование биметаллов находит все более широкое применение и в перспективе может найти спрос не только в нефтехимии, но и в металлургии, электроэнергетике, пищевой и деревообрабатывающей промышленности.
👍6❤2👌1
Индия не отказывается от российской нефти
Индия является третьим потребителем нефти в мире, уступая лишь Китаю и США. Для российской нефтяной отрасли Индия легко заместила страны ЕС, которые практически полностью отказались от закупок с конца 2022 г. Те объемы нефти Urals, которые раньше направлялись в Европу, были перенаправлены в Индию. Экспорт российской нефти в Индию по итогам 2024 г. составил 92 млн т, что в 20 раз выше показателя 2021 г. За последние несколько лет Россия стала крупнейшим поставщиком нефти на рынок Индии. В июне 2025 г. доля российской нефти в общем объеме импорта максимально приблизилась к 40%. Другими крупными поставщиками нефти в Индию являются страны-участницы ОПЕК: Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак.
Несмотря на сообщения о возможном отказе Индии от российской нефти из-за тарифных ограничений со стороны США, экспортные поставки российской нефти в Индию в августе, по данным Центра ценовых индексов, остаются стабильными на уровне 165 тыс. т/сут.
Индия является третьим потребителем нефти в мире, уступая лишь Китаю и США. Для российской нефтяной отрасли Индия легко заместила страны ЕС, которые практически полностью отказались от закупок с конца 2022 г. Те объемы нефти Urals, которые раньше направлялись в Европу, были перенаправлены в Индию. Экспорт российской нефти в Индию по итогам 2024 г. составил 92 млн т, что в 20 раз выше показателя 2021 г. За последние несколько лет Россия стала крупнейшим поставщиком нефти на рынок Индии. В июне 2025 г. доля российской нефти в общем объеме импорта максимально приблизилась к 40%. Другими крупными поставщиками нефти в Индию являются страны-участницы ОПЕК: Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак.
Несмотря на сообщения о возможном отказе Индии от российской нефти из-за тарифных ограничений со стороны США, экспортные поставки российской нефти в Индию в августе, по данным Центра ценовых индексов, остаются стабильными на уровне 165 тыс. т/сут.
👍19
Китай нашёл альтернативу американским СУГ на Ближнем Востоке и в России
Ранее мы писали о критической зависимости китайского нефтехимического комплекса от импортного сырья из США. В мае взаимные пошлины на торговлю США и Китая были отложены до второй декады августа. В августе правительства стран решили вновь отсрочить пошлины на 90 дней, до 10 ноября, во избежание стремительного роста цен.
Несмотря на отсрочку введения пошлин китайские нефтехимические компании стремятся создать условия для дальнейшей стабильной работы заводов: переводят гибкие установки на более тяжелое сырье – нафту (прямогонный бензин), замещают американский пропан и бутан на сырье из стран Ближнего Востока. Во 2 кв. 2025 г. поставки СУГ из США в Китай упали на 26% (кв/кв), а импорт из стран Ближнего Востока в КНР вырос на 30%.
В этих условиях расширяются возможности и для российских экспортеров: поставки СУГ из России в Китай за во 2 кв. 2025 г. выросли в 1,5 раза.
Ранее мы писали о критической зависимости китайского нефтехимического комплекса от импортного сырья из США. В мае взаимные пошлины на торговлю США и Китая были отложены до второй декады августа. В августе правительства стран решили вновь отсрочить пошлины на 90 дней, до 10 ноября, во избежание стремительного роста цен.
Несмотря на отсрочку введения пошлин китайские нефтехимические компании стремятся создать условия для дальнейшей стабильной работы заводов: переводят гибкие установки на более тяжелое сырье – нафту (прямогонный бензин), замещают американский пропан и бутан на сырье из стран Ближнего Востока. Во 2 кв. 2025 г. поставки СУГ из США в Китай упали на 26% (кв/кв), а импорт из стран Ближнего Востока в КНР вырос на 30%.
В этих условиях расширяются возможности и для российских экспортеров: поставки СУГ из России в Китай за во 2 кв. 2025 г. выросли в 1,5 раза.
👍18❤1
ИИ в Китае: реальность, а не фантастика
26 августа Госсовет КНР обнародовал детали масштабной программы «Искусственный интеллект+» («ИИ+»), нацеленной на становление Китая в качестве мирового лидера в сфере интеллектуальных технологий. Читайте в наших карточках о том, как устроена сфера ИИ в Китае и какие контрольные точки по внедрению ИИ определены программой!
26 августа Госсовет КНР обнародовал детали масштабной программы «Искусственный интеллект+» («ИИ+»), нацеленной на становление Китая в качестве мирового лидера в сфере интеллектуальных технологий. Читайте в наших карточках о том, как устроена сфера ИИ в Китае и какие контрольные точки по внедрению ИИ определены программой!
🔥17👍7❤5🤯1
Ветер с моря дул, нагонял МВт*часы
В 2025 г. продолжается гонка между производителями морских ветряных турбин, и в конце августа 2025 г. компанией Dongfang Electric была смонтирована и запущена самая мощная турбина для ВЭС. Раннее в лидерах была модель от Siemens Gamesa мощностью 21,5 МВт, установленная в апреле 2025 г.
Из представленных на рисунке ВЭС только решение от Vestas принято в коммерческую эксплуатацию, остальные являются прототипами и проходят тестирование.
Морские ВЭС более дороги в строительстве и обслуживании относительно наземных, что ведет увеличению цены выработанной электроэнергии в 2-3 раза. Этот фактор, наряду с более высокой средней скоростью ветра на море, подталкивает производителей к разработке турбин большей мощности.
Крупнейшими действующими морскими ветропарками в мире являются Hornsea Project 1 и 2 около берегов Великобритании мощностью 1,2 и 1,4 ГВт (турбины Siemens Gamesa 7 и 8 МВт), что сравнимо с российским атомным реактором последнего поколения. В 2027 г. будет введена третья очередь проекта на 2,9 ГВт (турбины Siemens Gamesa 14 МВт).
Ввиду наличия более дешевых источников электроэнергии, а также отсутствия отечественных аналогов оборудования и технологий для строительства морских ВЭС на территории России пока еще нет действующих и проектируемых морских вертопарков.
В 2025 г. продолжается гонка между производителями морских ветряных турбин, и в конце августа 2025 г. компанией Dongfang Electric была смонтирована и запущена самая мощная турбина для ВЭС. Раннее в лидерах была модель от Siemens Gamesa мощностью 21,5 МВт, установленная в апреле 2025 г.
Из представленных на рисунке ВЭС только решение от Vestas принято в коммерческую эксплуатацию, остальные являются прототипами и проходят тестирование.
Морские ВЭС более дороги в строительстве и обслуживании относительно наземных, что ведет увеличению цены выработанной электроэнергии в 2-3 раза. Этот фактор, наряду с более высокой средней скоростью ветра на море, подталкивает производителей к разработке турбин большей мощности.
Крупнейшими действующими морскими ветропарками в мире являются Hornsea Project 1 и 2 около берегов Великобритании мощностью 1,2 и 1,4 ГВт (турбины Siemens Gamesa 7 и 8 МВт), что сравнимо с российским атомным реактором последнего поколения. В 2027 г. будет введена третья очередь проекта на 2,9 ГВт (турбины Siemens Gamesa 14 МВт).
Ввиду наличия более дешевых источников электроэнергии, а также отсутствия отечественных аналогов оборудования и технологий для строительства морских ВЭС на территории России пока еще нет действующих и проектируемых морских вертопарков.
👍15❤1
Сценарии без повышения ставки
Банк России опубликовал проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2026-2028 гг., в котором, как и в прошлом году, рассмотрены альтернативные сценарные развилки для российской экономики: проинфляционный и дезинфляционный сценарии, а также сценарий глобального кризиса.
Проинфляционный сценарий предполагает усиление санкционного давления и снижение цен на российскую нефть в сочетании с увеличением поддержки экономики со стороны бюджета - льготное кредитование, меры протекционизма и импортозамещение. Это приведет к необходимости более высокой среднегодовой ключевой ставки (КС) в размере 14-16% (12-13% в базовом) для компенсации бюджетных стимулов. Такому сценарию соответствует траектория снижения КС до 11,5-13,5% к концу 2026 г. с паузой в первой половине года. В результате расширения льготных программ кредитования ключевая ставка долгосрочно останется выше - 8,5-9,5% (7,5-8,5% в базовом).
Дезинфляционный, напротив, связан с эффективностью осуществленных в 2022-2024 гг. инвестиций, которые будут способствовать росту производства более высокими темпами в 2026 г. (+2 п.п. роста ВВП против базового сценария). Это позволит без инфляционных последствий удовлетворить спрос в экономике – инфляция в 2026 г. – 3,9-5,2% (4,6-5,1% в базовом). Среднегодовая ключевая ставка в таком сценарии будет ниже - 10,5-11,5% (12-13% в базовом), что соответствует траектории снижения КС до 7,5-8,5% к концу 2026 г.
Банк России опубликовал проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2026-2028 гг., в котором, как и в прошлом году, рассмотрены альтернативные сценарные развилки для российской экономики: проинфляционный и дезинфляционный сценарии, а также сценарий глобального кризиса.
Проинфляционный сценарий предполагает усиление санкционного давления и снижение цен на российскую нефть в сочетании с увеличением поддержки экономики со стороны бюджета - льготное кредитование, меры протекционизма и импортозамещение. Это приведет к необходимости более высокой среднегодовой ключевой ставки (КС) в размере 14-16% (12-13% в базовом) для компенсации бюджетных стимулов. Такому сценарию соответствует траектория снижения КС до 11,5-13,5% к концу 2026 г. с паузой в первой половине года. В результате расширения льготных программ кредитования ключевая ставка долгосрочно останется выше - 8,5-9,5% (7,5-8,5% в базовом).
Дезинфляционный, напротив, связан с эффективностью осуществленных в 2022-2024 гг. инвестиций, которые будут способствовать росту производства более высокими темпами в 2026 г. (+2 п.п. роста ВВП против базового сценария). Это позволит без инфляционных последствий удовлетворить спрос в экономике – инфляция в 2026 г. – 3,9-5,2% (4,6-5,1% в базовом). Среднегодовая ключевая ставка в таком сценарии будет ниже - 10,5-11,5% (12-13% в базовом), что соответствует траектории снижения КС до 7,5-8,5% к концу 2026 г.
👍12❤5🔥1
Вагон можно взять подешевле
Производство грузовых вагонов на отечественных предприятиях за 7 мес. 2025 г. сократилось на 17% после рекордных показателей прошлого года. В числе основных причин – меры по борьбе с излишним парком на сети, высокие цены на вагоны, низкие ставки оперирования, снижение погрузки и, как следствие, падение спроса на подвижной состав.
Снижение производства по типам вагонов происходит неравномерно. Например, выпуск хопперов уменьшился на 79% г/г на фоне сокращения экспорта зерна в 2025 г., а активное списание нефтебензиновых цистерн в текущем году стимулировали рост их выпуска на 48% г/г.
Сокращение спроса на вагоны находит отражение и в ценах. Средняя стоимость нового типового полувагона в июле 2025 г. снизилась до 4,8-5,2 млн руб. против более 6 млн в июле 2024 г., а невостребованность зерновозов уменьшила их стоимость на 25% г/г. В то же время высокий спрос на цистерны для нефти и нефтепродуктов продолжает удерживать цены на уровнях, близких к прошлогодним.
Производство грузовых вагонов на отечественных предприятиях за 7 мес. 2025 г. сократилось на 17% после рекордных показателей прошлого года. В числе основных причин – меры по борьбе с излишним парком на сети, высокие цены на вагоны, низкие ставки оперирования, снижение погрузки и, как следствие, падение спроса на подвижной состав.
Снижение производства по типам вагонов происходит неравномерно. Например, выпуск хопперов уменьшился на 79% г/г на фоне сокращения экспорта зерна в 2025 г., а активное списание нефтебензиновых цистерн в текущем году стимулировали рост их выпуска на 48% г/г.
Сокращение спроса на вагоны находит отражение и в ценах. Средняя стоимость нового типового полувагона в июле 2025 г. снизилась до 4,8-5,2 млн руб. против более 6 млн в июле 2024 г., а невостребованность зерновозов уменьшила их стоимость на 25% г/г. В то же время высокий спрос на цистерны для нефти и нефтепродуктов продолжает удерживать цены на уровнях, близких к прошлогодним.
👍8❤2
Forwarded from Cbonds.ru
Как узнать раньше всех, что происходит с российской экономикой?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤10😱6👍3
Китай — бесспорный лидер в мировой торговле?
В 2000 г. США были крупнейшим торговым партнёром большинства стран, но к 2024 г. конъюнктура рынков существенно изменилась. Для значительного количества стран Китай является как главным экспортным направлением (по стоимости экспорта), так и крупнейшим импортёром. К примеру, для России, Бразилии, Австралии, Ю. Кореи, Индонезии и пр. Тем не менее на некоторых рынках (Индия, Таиланд, Вьетнам, Япония и пр.) США — крупнейшее экспортное направление, а Китай — ключевой импортёр.
На примере Китая мы ранее рассматривали, как в условиях тарифной политики США во 2 кв. 2025 г. был перераспределён экспорт Поднебесной — мирового лидера по внешнеторговому обороту. Несмотря на снижение стоимости поставок в США, крупнейшее экспортное направление Китая, совокупный экспорт КНР показал устойчивый рост. Для большинства стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), куда импорт из Китая рекордно вырос в период действия трёхзначных тарифов, ключевое направление экспорта — США. Тарифная политика США может привести к удорожанию продукции из этих стран для конечного американского потребителя, и, как следствие, снизить привлекательность США как экспортного направления.
Как вы считаете, какой сценарий предпочтут страны ЮВА: перенаправление экспорта по альтернативным направлениям или увеличение импорта из США (например, энергоносителей или сельхозпродукции) для выравнивания торгового баланса?
В 2000 г. США были крупнейшим торговым партнёром большинства стран, но к 2024 г. конъюнктура рынков существенно изменилась. Для значительного количества стран Китай является как главным экспортным направлением (по стоимости экспорта), так и крупнейшим импортёром. К примеру, для России, Бразилии, Австралии, Ю. Кореи, Индонезии и пр. Тем не менее на некоторых рынках (Индия, Таиланд, Вьетнам, Япония и пр.) США — крупнейшее экспортное направление, а Китай — ключевой импортёр.
На примере Китая мы ранее рассматривали, как в условиях тарифной политики США во 2 кв. 2025 г. был перераспределён экспорт Поднебесной — мирового лидера по внешнеторговому обороту. Несмотря на снижение стоимости поставок в США, крупнейшее экспортное направление Китая, совокупный экспорт КНР показал устойчивый рост. Для большинства стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), куда импорт из Китая рекордно вырос в период действия трёхзначных тарифов, ключевое направление экспорта — США. Тарифная политика США может привести к удорожанию продукции из этих стран для конечного американского потребителя, и, как следствие, снизить привлекательность США как экспортного направления.
Как вы считаете, какой сценарий предпочтут страны ЮВА: перенаправление экспорта по альтернативным направлениям или увеличение импорта из США (например, энергоносителей или сельхозпродукции) для выравнивания торгового баланса?
👍5👏3🔥2👀2🤔1
Снизились средние по России ставки по проектному финансированию жилья
Банк России опубликовал статистику по проектному финансированию (ПФ) застройщиков по итогам июля.
Основное:
🔹 приток на эскроу в целом по России продолжает превышать раскрытия, в июле разница составила +112 млрд руб.;
🔹 приток на эскроу оказался максимальным с начала года, в июле поступило 439 млрд руб.;
🔹 впервые за последний год уменьшилась средняя для РФ ставка по проектному финансированию - с 10,75% в июне до 10,54% в июле.
Банк России с весны 2020 г. публикует средние ставки по проектному финансированию в разрезе федеральных округов. За это время был лишь один период, когда они снижались во всех округах одновременно - в сентябре 2020 г. Вот и сейчас в одном округе мы наблюдаем рост - в Дальневосточном. Кстати, на Дальневосточном экономическом форуме Президентом России были озвучены инициативы по расширению программы Дальневосточной ипотеки, что должно поддержать спрос на жилье.
Можно ли говорить, что пик стоимости проектного финансирования пройден? Динамика ключевой ставки, постепенное оживление ипотечного кредитования, устойчивые продажи жилья – факторы, влияющие на снижение средней стоимости проектного финансирования. Однако распроданность жилых проектов, ввод которых должен состояться в 2025 г., существенно выше, чем проектов с вводом в 2026-2027 гг. Поэтому окончание строительства может привести к росту объемов раскрытий эскроу счетов в последнем квартале 2025 г., а, следовательно, будет влиять на увеличение средних ставок по ПФ.
Банк России опубликовал статистику по проектному финансированию (ПФ) застройщиков по итогам июля.
Основное:
🔹 приток на эскроу в целом по России продолжает превышать раскрытия, в июле разница составила +112 млрд руб.;
🔹 приток на эскроу оказался максимальным с начала года, в июле поступило 439 млрд руб.;
🔹 впервые за последний год уменьшилась средняя для РФ ставка по проектному финансированию - с 10,75% в июне до 10,54% в июле.
Банк России с весны 2020 г. публикует средние ставки по проектному финансированию в разрезе федеральных округов. За это время был лишь один период, когда они снижались во всех округах одновременно - в сентябре 2020 г. Вот и сейчас в одном округе мы наблюдаем рост - в Дальневосточном. Кстати, на Дальневосточном экономическом форуме Президентом России были озвучены инициативы по расширению программы Дальневосточной ипотеки, что должно поддержать спрос на жилье.
Можно ли говорить, что пик стоимости проектного финансирования пройден? Динамика ключевой ставки, постепенное оживление ипотечного кредитования, устойчивые продажи жилья – факторы, влияющие на снижение средней стоимости проектного финансирования. Однако распроданность жилых проектов, ввод которых должен состояться в 2025 г., существенно выше, чем проектов с вводом в 2026-2027 гг. Поэтому окончание строительства может привести к росту объемов раскрытий эскроу счетов в последнем квартале 2025 г., а, следовательно, будет влиять на увеличение средних ставок по ПФ.
👍5🤔4❤1
Трезвеем на глазах: рынок безалкогольного пива растет
За 1 пол. 2025 г. продажи безалкогольного пива выросли на 7,4% г/г в натуральном выражении, что является наибольшим приростом в сегменте. Вся категория пива выросла лишь на 2,3% г/г.
Помимо роста внутреннего потребления, увеличивается и экспорт данной продукции. По данным Агроэкспорта в 1 пол. 2025 г. Россия поставила в другие страны 5 тыс. т безалкогольного пива (+34% г/г), что составило свыше 3 млн долл. Основными покупателями являются Беларусь, Иран и Казахстан.
Ожидается, что в ближайшие годы продажи безалкогольного пива будут расти на 5-8% в год. Динамика связана со склонностью поколения Z и миллениалов сокращать употребление алкоголя. Дополнительным фактором роста категории можно назвать популярность в розничной торговле напитков с разными вкусами, что подталкивает производителей создавать безалкогольное пиво с различными добавками.
Интересный факт: безалкогольное пиво часто раздают на финише спортивных забегов, т.к. считается, что оно содержит витамины и минералы, которые помогают восстановить водно-солевой баланс и энергию после физических нагрузок.
Покупаете ли вы безалкогольное пиво?
Ставьте реакцию:
😁 – Да
👎 – Нет
😱 – Надо попробовать
За 1 пол. 2025 г. продажи безалкогольного пива выросли на 7,4% г/г в натуральном выражении, что является наибольшим приростом в сегменте. Вся категория пива выросла лишь на 2,3% г/г.
Помимо роста внутреннего потребления, увеличивается и экспорт данной продукции. По данным Агроэкспорта в 1 пол. 2025 г. Россия поставила в другие страны 5 тыс. т безалкогольного пива (+34% г/г), что составило свыше 3 млн долл. Основными покупателями являются Беларусь, Иран и Казахстан.
Ожидается, что в ближайшие годы продажи безалкогольного пива будут расти на 5-8% в год. Динамика связана со склонностью поколения Z и миллениалов сокращать употребление алкоголя. Дополнительным фактором роста категории можно назвать популярность в розничной торговле напитков с разными вкусами, что подталкивает производителей создавать безалкогольное пиво с различными добавками.
Покупаете ли вы безалкогольное пиво?
Ставьте реакцию:
😁 – Да
👎 – Нет
😱 – Надо попробовать
👎31😁31😱7👀3🔥2