Помните у Фассбиндера в «Марте» камера летала вокруг своей оси? Это сделал Михаэль Балльхаус. А помните у Скорсезе в начале «Славных ребятах» камера летала сквозь подсобку клуба? Это тоже всё сделал Балльхаус. Вспоминаем о том, как начинал один из самых влиятельных немецких операторов, чей летучий стиль копировали не только европейские, но и голливудские коллеги.
https://cineticle.com/whity-ballhaus-fassbinder/
https://cineticle.com/whity-ballhaus-fassbinder/
Cineticle | Интернет-журнал об авторском кино
M wie Michael, или Как Фассбиндер стал Фассбиндером
Как тигр получил свои полоски
1-я роль 24-летнего Гэри Олдмана. В картине его мало, зато это с первых же кадров ровнёхонько тот антисоциальный, шальной Олдман, каким мы его полюбили, – он и блюёт на танцполе, и ходит на руках под проливным дождём, и ворует кошельки, и огребает жестоких пиздюлин, и дрыхнет на унитазе – и всё это он совершает и претерпевает со своеособым заколдованным отсутствующим видом, с обаятельной рассеянностью.
(Remembrance, 1982)
(Remembrance, 1982)
ДБ читает высокую беллетристику Генри Парланда, сгоревшего от скарлатины в 1930 году в возрасте 22 лет; Парланда впору назвать «родовитым космополитом» – сын петербургских немцев, родившийся в княжестве Финляндском и умерший в Литве, прозу он писал на шведском, кинорецензии – на немецком, а стихи – на русском; его единственный и очень короткий роман «Вдребезги», хотя и написан по следам запойного чтения американских писателей «потерянного поколения» (в основном, Фицджеральда), всё же лишён дешёвой сентиментальности и скуповат на сатирическую эксцентрику, другими словами, также чужд стилю и тону современных Парланду романистов-немцев вроде Ремарка, Кестнера и Рота. АТ читает «Город одиночества» Оливии Лэнг и при разборе череды одиноких и одиночек (Эдвард Хоппер, Энди Уорхол, Валери Соланас, Дэвид Войнарович, Сэмюэль Дилени, Нан Голдин, Генри Дарджер, сама Лэнг и многие-многие другие) у него возникло устойчивое впечатление, что Генри Пёрселл с его «O Solitude, My Sweetest Choice» был бесконечно прав.
Новый номер Cineticle называется «Методом исключения»
Мы исключаем, нас исключают... Нас исключают из общества или же мы исключаем себя из общества сами – всё едино: процесс исключения не знает остановки и не имеет исключений. Новый, 30-й по счёту, номер журнала Cineticle рассказывает о различных формах насильственного и добровольного остракизма и отражениях этих форм в мирах «реальном», кинематографическом и литературном.
Начать чтение номера:
https://cineticle.com/issue-30/
Мы исключаем, нас исключают... Нас исключают из общества или же мы исключаем себя из общества сами – всё едино: процесс исключения не знает остановки и не имеет исключений. Новый, 30-й по счёту, номер журнала Cineticle рассказывает о различных формах насильственного и добровольного остракизма и отражениях этих форм в мирах «реальном», кинематографическом и литературном.
Начать чтение номера:
https://cineticle.com/issue-30/
Cineticle | Интернет-журнал об авторском кино
Выпуск №30
МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ
АТ при свете фонарика от айфона читает книгу Стэнли Туччи «Вкус. Мои истории о жизни и еде», чтобы потом приготовить по рецепту актёра и кулинара простую до гениальности пасту с чесноком и оливковым маслом, а вечером пересмотреть «Милые кости». ДБ читает «Воспоминания» Сергея Соловьёва, племянника Владимира Соловьёва и троюродного брата Александра Блока, и находит там, кроме воспоминаний в духе «Воспоминаний» Сергея Аксакова, упоительную фразу «венские сосиски заменили нам благоухание византийского ладана». МК уже пятый месяц подступается к «Городам на бумаге» и «Белым теням» Доминик Фортье, а также лимбаховской же книге переводов главной героини этих книг, Эмили Дикинсон, но их воздух слишком свеж, а засушенные слова-бабочки рассыпаются, едва он только прочитывает несколько страниц.
Тексты Алексея Тютькина зачастую вызывают у читателя желание назвать эти тексты «программными». На самом деле – впрочем, тайны мы не открываем – все тексты Алексея становятся программными, так сказать, по факту рождения. Такая у них судьба. Бывало, Алексей ещё только пишет какой-нибудь текст, а все уже знают – программный. И сам Алексей – человек в нашей жизни далеко не случайный, но программный. Читайте его новый программный текст – и считайте, что программа на день выполнена.
https://cineticle.com/mute-text-impossible-speech/
https://cineticle.com/mute-text-impossible-speech/
Cineticle | Интернет-журнал об авторском кино
Немой текст, невозможная речь. Размышления об отношении знаковых систем и чрезмерно насыщенного одиночества
Пузырь письма
Трэвеллинг значит, что камера куда-то движется. Были времена, когда камера в кино совсем никуда не двигалась и вопросов к ней не возникало. А когда те времена прошли и камера куда-то стала двигаться, сразу возникли вопросы: куда она движется? может, она не туда движется? Или хуже того: зритель перестал спрашивать и стал определённо выражаться в духе «за такие движения камеры надо ссаными тряпками бить». В устах француза это звучит изящнее.
https://cineticle.com/the-tracking-shot-in-kapo/
https://cineticle.com/the-tracking-shot-in-kapo/
Cineticle | Интернет-журнал об авторском кино
Серж Даней. Трэвеллинг в фильме Джилло Понтекорво «Капо»
Ещё раз об отвращении
Cineticle представляет октябрьский дайджест рецензий – немного необычный и невероятно элитарный уже потому что в нём вы встретите имена Чака Норриса и Жан-Клода Ван Дамма. Если чуточку серьёзнее, то новый дайджест предназначен каждому, кто согласен повторить слова Райнера Марии Рильке: «Там, где другие открывают рот, чтобы зевнуть, я открываю глаза, чтобы смотреть».
Не откладывайте на следующую жизнь – открывайте глаза вместе с нами прямо сейчас!
https://cineticle.com/2025-october-digest/
Не откладывайте на следующую жизнь – открывайте глаза вместе с нами прямо сейчас!
https://cineticle.com/2025-october-digest/
Cineticle | Интернет-журнал об авторском кино
Дайджест октября: Итан Коэн, Дэвид Мэмет, а ещё Чак Норрис и Ван Дамм
И продолжаются мучения / И поздние нравоучения
Вместо «Хроник русской революции» американского режиссёра Андрея Кончаловского в последний день октября ДБ смотрит фильм 1958 года «В дни Октября» Сергея Васильева (это один из двух Васильевых, снявших «Чапаева»). Уникальная, единичная в истории советского кино возможность видеть в одном кадре Сталина и Троцкого (фильм вдобавок цветной) способна доставить острое политическое удовольствие. А вот появление Александра Блока, тоже первое для советского кино, вызывает недоумение – дело даже не в том, что поэта играет непохожий на него Игорь Дмитриев, а то, что экранный Блок не предлагает никому слушать музыку революции, а вместо этого вяло читает из Тютчева, пока его не прерывает вопль загулявшего буржуя: «Даю миллион тому, кто убьёт Ленина!». К слову, Блок действительно любил публично цитировать «Блажен, кто посетил сей мир...», но, по свидетельству Евгении Книпович, делал это с пародийной интонацией, а не с унылой, как в «В дни Октября».
АТ, отринув мирские мерзости, приступил к чтению мерзостей книжных, погрузившись в «Дневник горничной» Октава Мирбо. ДБ читает «Жизнь на восточном ветру» – мемуары Иоганнеса фон Гюнтера, главного немца Серебряного века, который если не «врун», то уж точно, что «болтун и хохотун», зато и не лжец, а порою – несравненный портретист, зачастую распоряжавшийся лишь парой эпитетов, упоминая «нецелованные, блёклые губы Велимира Хлебникова» и отмечая, что у Ахматовой «каменно-серый цвет глаз, цвет редкий, встречающийся только у темпераментных терьеров». МК дочитывает «Шчанячыя гады» Мельхиора Ваньковича, мемуары шляхтича о его детстве в беларуском имении. Ванькович, видимо, любил забавлять своих варшавских знакомцев историями из собственного прошлого, поэтому некоторые сюжеты выкристаллизовались до формы анекдота. Например, о том, как его отец подговорил соседей поехать на Всемирную выставку в Париже, где они потом всё время провели за игрой карты в отеле, так и не увидев ни города, ни собственно выставки.
Мы все грустим по Удо Киру, который умер 23 ноября, но давайте пожелаем долгих лет режиссёру, который отметил в то же 23 ноября свой 67-й день рождения. Режиссёра зовут Нил Брин, на этом остановимся. Слова тут бессильны, лучше посмотрите на эти скрины из второго фильма Нила Брина под названием «Я уже здесь», и если они вас очаруют, то сообщаем, что у Брина ещё пять таких фильмов есть.