cool.zip – Telegram
cool.zip
3.83K subscribers
270 photos
6 videos
211 links
архив лекций, силлабусов и других материалов по философии, искусству, humanities & social science
Download Telegram
художественый рисерч, который хочется спрятать в диджитал тайник с маленькими красивыми вещами (осколки кобальтового стекла, мертвые майские жуки, билеты банка приколов и пр. )

чел делает схемо-рисунки по главам "тысячи плато"

DRAWING A THOUSAND PLATEAUS:
methodical interpretation of the first three chapters of A Thousand Plateaus: Capitalism and Schzophrenia by Gilles Delueze and Felix Guattari

They are created as a means of understanding the ideas being presented in the book. Each drawing is labeled by chapter and paragraph (!)

посмотреть всю тысячу рисунков (по одному на плато) можно тут
17
«Современное искусство» закончилось?
Лера Конончук

В нулевые и десятые годы довольно много говорили о понятии «contemporary» и «современном искусстве» как о явлении, работающем с самой современностью — понимается ли последняя как разлитое безвременье без горизонта будущего или как противоречивое соседство разных временных режимов. «Современность» в этом понимании была непосредственно связана с процессами глобализации. Сегодня все чаще обсуждают «конец современности», или постсовременность. Под этим понимается одновременно и эмансипаторный импульс, высвобождающий (деколонизирующий) отдельные темпоральности от обязательного ориентирования и соположения с западными, но и ситуацию постоянных кризисов, которая делает логику поисков со-вместности (в со-временности) менее востребованной. На встрече мы обсудим, какое место в этом процессе занимает искусство последних лет — и что теперь мешает называть его «современным».

Лера Конончук — культуролог, старший научный сотрудник «ГЭС-2», аспирантка Школы искусства и дизайна ВШЭ. Ведет курсы и читает лекции по теориям современного искусства, занимается эпистемологией искусства и историей постсоветских художественных практик.
15
КУРС ИЗ 5 ЛЕКЦИЙ
"ПРОКЛЯТЫЕ ВОПРОСЫ МЕТАФИЗИКИ"
Николай Иванов

Авторская аннотация курса:
Метафизика в глазах рассудка – дело безрассудное: столь же отвлеченное, темное и праздное, сколь и безнадежное, пустое. Она бьется над вопросами, которые заведомо не в силах разрешить. Сама природа разума делает их неприступными. Однако со «странною» (Кант) судьбой разума – с неотступностью метафизических вопросов – природа ничего, естественно, поделать не способна, даже если тот признает свою немощь, избавится от догматических иллюзий и «обхитрит», по Гегелю, весь мир. Судьбу, субстанцию превратности обманывать – самая пустая из собственных затей рассудка. А метафизика, если здраво рассудить, – не прихоть, не исключение из правил логического благочестия, а просто частный случай высшего закона: чтобы быть собой – чистым и сущим не только на словах, опыт разума обязан быть отчаянным.


Аудио-анонс курса
(4 минуты)
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
14
Сегодня ночью в рамках веб-археологического рейда был найден лиминальный ретро-ресурс audiopedia.su/. Цель этого заколдованного места – "аккумулировать и пропагандировать звуковое – фонографическое наследие. Собрать и сберечь то, что еще не погибло. Помочь тем, кто имеет собственные звукозаписи, свидетельствующие о том или ином событии, большом и малом, дать им вторую и долгую, полезную жизнь".

у сайта есть несколько разделов:
в проекте “Свидетель”, например, каждый зарегистрировавшийся может создать свою страницу и там размещать свой (частный) звук, фотографии, записи – всё по годам. Тут записи бесед с Ольгой Бергольц и участниками расстрела царской семьи, передающий привет калужанам Циолковский (29 год!), суд над Бродским и даже трогательное "Робертино Лорети поздравляет радиослушателей СССР с наступающим 1963 годом". В "Репортаже" – материалы, записанные профессиональными репортерами.

в "Старом радио" — спектакли, радиопостановки, музыкально-литературные композиции, сказки, басни, стихи и многое из того, что сегодня уже не найти. в "Лекториуме" лежат чудом сохранившиеся лекции молодых Пятигорского, Мамардашвили, Аверина, Адамовича, Якобсона и многих других

Создатели сайта пишут: "И если у нас, теперь, есть возможность, сохранить голоса наших близких для потомков, для детей и внуков, чтобы не начинали они жизнь каждого поколения с чистого листа, давайте это сделаем!"
23
к вопросу о вненаучных эпистемологиях: прошлогодний выпуск Логоса о художественных исследованиях 🖤

https://logosjournal.ru/archive/2024/2790/
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9
«Текстология нового французского экстрима»
Курс лекций

В связи с победой фильма «Титан» на Каннском кинофестивале вновь заговорили о таком, казалось, позабытом течении в кинематографе, как новый французский экстрим.

Почему на рубеже XX–XXI веков целый ряд французских режиссеров, не сговариваясь, начали снимать полные насилия и табуированных тем фильмы? Каким образом фильмы Гаспара Ноэ, Филиппа Гранрийе, Брюно Дюмона и других авторов оказались связаны с творческом маркиза де Сада и литературой либертинажа? Где искать причины интереса режиссеров к шоковым приемам и традиционно считающимся низкими жанрам: в раблезианской традиции или же у самих истоков европейской культуры?


🦷 лекция 1: «История насилия: истоки французского экстрима»

🐠 лекция 2: «Певцы жестокости: лица французского экстрима»

💙 лекция 3: «Новая эра: концепция Post French Extremity»

Лектор — Алексей Мирошников, литературовед, исследователь литературы русского авангарда
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
10
«Влияние оккультизма на европейское искусство XX века»
Борис Фаликов

В силу ряда причин оккультизм и восточные религии оказали заметное влияние на искусство модернизма, от литературы до живописи и театра. Кавказский мистик Георгий Гурджиев (1866 (?) — 1949) опирался на театральные формы для презентации эзотерического учения о «Четвёртом пути». В начале своей деятельности он собирался поставить балет «Битва магов» в Москве, а после бегства из России во время Гражданской войны разработал технику «священных танцев» для пробуждения человеческого сознания и обучал этой технике в Институте гармонического развития человека в Фонтенбло.

Британский режиссёр Питер Брук увлёкся наследием Гурджиева после Второй мировой войны в Лондоне и изучал его под началом последовательницы Гурджиева американки Джейн Хип (1883–1964). В своих театральных экспериментах он использовал идеи «Четвёртого пути» в работе с актёрами. Но они остались для него лишь средством для осуществления театральных задач. Польский режиссёр Ежи Гротовский, по утверждению Брука, не был знаком с учением Гурджиева, но пришёл к похожим результатам в ходе театральной деятельности, начав использовать театр для трансформации сознания, то есть, подобно Гурджиеву, стал своего рода эзотерическим наставником.

Религиовед Борис Фаликов (историк религии, доцент Центра изучения религии РГГУ) расскажет, как кавказский мистик придал своему учению театральную форму, создав из ритуала сценическое действо, и тем самым увлёк режиссёров-экспериментаторов, положивших немало сил на возвращение к сакральной сути театра.
12
Forwarded from hot stud1es 4 cool k1ds
современная девичья культура и как её исследовать:
подборка от
girlhood is a spectrum специально для hs4ck 🎀

исследуя девичество, ценно обращаться к самым разным источникам: от девичьих анкет до песен «ранеток». девушка-подросток — это отчасти рыночное и поп-культурное изобретение. она — не просто переходный этап между ребёнком и женщиной, но ещё целевая аудитория «винкс» и sailor moon

«что популярность девичьих аксессуаров для волос говорит о сегодняшнем дне»
на одном из семинаров мы обсуждали политику волос: желание распоряжаться своими волосами, связанное с тугими косами ощущение боли, травлю и комплименты из-за кудрей. колонка клэр м. хили продолжает эту линию: авторка рассматривает популярность ярких девчачьих заколок в фэшн-съёмках и как часть кино-образа девочки. и, конечно, задаёт вопрос: какова может быть политика заколки?

выступление Оливии Родриго на SNL «all-american bitch»
Оливия Родриго — находка для исследований репрезентаций девичества в поп-музыке. «all american bitch» — песня про невозможные требования к девушкам-подросткам: ты должна быть вежливой, благодарной, невинной и доброй, а ещё «красивой даже когда плачешь». и музыкально, и визуально выступление строится на противопоставлении детско-невинного — розового, конфетного, с рюшами — и агрессивного — Родриго начинает зло крушить всё вокруг, прыгать на столе, кричать.

фильм Linda Linda Linda (2005)
четверо школьниц — трое японок и одна приехавшая по обмену кореянка — образуют поп-панк группу и готовятся к фестивалю бункасай. у них всего пара дней, но девушкам их хватает, чтобы сдружиться, а зрителю — чтобы запомнить все кэтчи песни. добрый и драйвовый фильм про неидеальных и живых девушек-подростков!

сборник Difficult Dialogues about Twenty-First-Century Girls
для исследования современных девочек оптики и методы 1980-90-х не всегда подходят. авторки сборника рассматривают, как исследовательницы девичества могут создавать неиерархичное коллаборативное исследование. например, дать девочкам диктофон или тетрадку для записи ответов на вопросы или предложить им включиться в формулировку исследовательских вопросов. в конце каждой статьи — 10-12 вопросов для читательницы, которую тоже призывают включиться в диалог.


а еще коллежанки из гёрлхуд ис а спектрум делают на Векторах чудную секцию про исследования девичества. регистрируйтесь и приходите 🦌

<@devichestvo х hs4ck х Векторы>
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
10
Алхимия: иконографический беспредел
Лекция Сергея Зотова

Алхимики скрывали свои секреты за странными названиями и таинственными шифровками. Они называли кислоту «зеленым львом», а рецепт философского камня записывали на неведомом языке, который даже сегодня едва расшифровывается с помощью компьютера.

Неудивительно, что и иллюстрации к златодельческим трактатам становились целым набором необычных образов, скрывающих в себе информацию о мире алхимии. Мы поговорим о том, почему на некоторых миниатюрах алхимики совокупляются, менструируют, испражняются или надевают на головы склянки; зачем в их трактатах у Иисуса вырастала голова орла и почему Сатана превращался в печь; наконец, порассуждаем о том, как в алхимии чудесным образом сплетались искусство, магия и наука.

Сергей Зотов — историк, докторант Уорикского университета (Великобритания). Специалист по европейской иконографии Средневековья и Нового времени, истории алхимии и магии. Лауреат премии «Просветитель» и Беляевской премии по литературе. Автор курса «История магии в Европе» на платформе «Страдариум»
6
Forwarded from hot stud1es 4 cool k1ds
расширяем ольфакторный опыт: подборка от Сложных эфиров специально для hs4ck

❣️ продолжаем рассказывать о классных исследователях и инициативах. сегодня – о Дарье Дониной, которая уже не первый год исследует, как запахи помогают нам понимать историю и передавать культурный опыт. Дарья успела защитить магистерскую про ольфакторное наследие в Шанинке и сделать подкаст о запахах и чувствах. а сейчас Дарья ведет канал Сложные эфиры, разрабатывает свою первую выставку с запахами и — главное! — делает в этом году секцию «Ольфакторное наследие: как и зачем хранить запахи прошлого?» на конференции «Векторы».

профессиональные советы о том, как расширить ольфакторые горизонты — в карточках

❣️регистрируйтесь на секцию 10-12 апреля
подписывайтесь на канал Сложные эфиры

<Сложные эфиры х hs4ck х Векторы>
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7
Андрей Тесля. Как в России либерализм разошелся с национализмом

Либерализм в европейском политическом и интеллектуальном пространстве XIX века тесно связан с национализмом – его противником выступает традиционное, династическое правление, лояльность монарху, а не гражданскому сообществу (сообществу граждан). Россия долгое время не представляла в этом отношении какого-либо существенного исключения. Однако к концу 1880-х – началу 1890-х годов в русской общественной мысли сложилась ситуация, во многом привычная нам и поныне — для сторонников либеральных взглядов понятие «национализма», в отличие от 1870-х, представало однозначно негативно окрашенным – в этом можно было обвинять оппонента или, например, связывать принятие националистических воззрений с переходом на консервативные/реакционные позиции. Понятие «нации» при этом оказывалось по меньшей мере нейтральным, а зачастую и положительно окрашенным. О том, почему так случилось – и почему в 1880-е русский либерализм столь легко отказался от попыток оспорить монополию консерваторов/правых на национализм – пойдет речь на предстоящей лекции.

Андрей Тесля - кандидат философских наук, специалист в истории русской общественной мысли XIX в.
9