Как работать головой? · Павел Колодяжный – Telegram
Как работать головой? · Павел Колодяжный
2.11K subscribers
283 photos
34 videos
324 links
Канал @iderins Павла Колодя́жного
_
Как организовать жизнь и работу так, чтобы сохранять высокий уровень энергии и продуктивности, без поиска вдохновения, стресса, творческих кризисов и выгорания.

Для творческих и интеллектуальных профессий.
Download Telegram
О К Т Я Б Р Ь⠀
дайджест постов и ключевых событий за месяц:

Мой рассказ о том, как создавался визуальный язык для Черноморской Биеннале Современного Искусства. Для «Дизайн Смены»

Реальная проблема не в развитии Искуственного Интеллекта, а в деградации естественного.

✪ День рождения Лены.

Как пережить осень? Исчерпывающий гайд по ключевым секторам жизни.

Музыка для формирования корпоративной культуры и повышения лояльности в коллективе. Разгоняем пятницу.

Фриланс, агенство или продукт. Куда пойти дизайнеру для быстрого профессионального роста? Лонгрид.

Могу долго! Креативная выносливость. Анонс онлайн-лекции для университета им. Плеханова и форума «Отлично!»

Личный пример профессионального разнообразия. В догонку ко статье про проф.развитие.

100 лучших рекламных роликов за всю историю. Подборка в честь дня рекламы.

Форум «Дизайн Смена» в Ялте.

Критика. Дорогая. Статья о том кого и как я критикую. И зачем.

Мой личный алгоритм поиска высоквалифицированных сотрудников. В штат и на проект.

4-ая «Духота» — локальная ежемесячная вечеринка для дизайнеров. В этот раз тема — «Страшные сказки»


...

См. другие такие подборки — по хештегу #дайджестПостов
4🔥42
Ц Е Н А.⠀ П О Ч Е М У⠀ О Н И ?

Терли в курилке. О том, наколько «слоеный» и неоднородный мир дизайна. В любом городе, нише или услуге. Даже если взять что-то совершенно банальное, классическое. Например, разработка брендинга. Молодому фрилу даже в голову не приходит, что прямо сейчас, в этот самый момент, не в целом мире, а в его стране, одна и таже услуга, может стоить совершенно по-разному.

Единовременно существуют те, кто «делает логотипы» за тысячи рублей, за десятки тысяч, за сотни тысяч, за миллионы и десятки милионов рублей. Бывало раньше и за сотни миллионов, но кризисы, то-да се. Последних кейсов давно не слышал. А вот всего остального — в избытке. Прямо сейчас.

Да, я упростил. У каждой ценовой лиги — свое название. Кто-то делает логотипы, кто-то фирменные стили, проектирует визуальный язык и дизайн-системы, а кто-то занимается брендингом. Это совершенно разные по своей сути и сложности задачи. Требующие различного подхода, погружения, вникания. Несущие различную пользу бизнесу.

Но артефакты — очень похожие. Потому я, лет 20-25 назад, смотрел на кейс от Wolf Olins… И у меня подгорало. Ну ведь все же понятно! Вот лого, весьма обычный, там шрифты, цвета, носители… «Я так тоже могу!». Но им за это платили миллионы долларов, а мне сотни. Я смотрел, не понимал. Горевал о том, как несправедливо устроен мир.

Правда в том, тогда и сейчас, что вся эта работа, при визуальной схожести, только кажется одинаковой. За годы в профессии я побывал изнутри на всех ступеньках. Делал и логотипы за еду. Нет не шутка, за консервы, делая логотип рыбозаводу. И фирменные стили по цене автомобиля. И как один из руководителей команды, разрабтывая бренды стоимостью десятки миллионов. Т.е. я не теоретизирую, а буквально понимаю, почему каждая работа столько стоит. И почему я сейчас, стартуя снова, в состоянии своей маленькой командой болтаться в чеке «сотни тысяч, ну может фартанет мильон». Даже зная всю кухню изнутри, я тупо не смогу обеспечить необходимые работы. Потому делаю то, что внутри моих текущих возможностей.


Но знаешь, в чём главный сдвиг?

Раньше я смотрел на кейсы из «лиги миллионов» и спрашивал: «Почему не я?», как можно продавать «красное яйцо» за 2 ляма долларов? Теперь, побывав там, я смотрю на коллег из «лиги тысяч» и понимаю: «Почему они?» Ребят. Это не просто разные ценовые ступеньки, где главный вопрос — как продать себя задорого. Это совершенно разные работы, горизонт мышления, подход и результат. Первый уровень «научиться рисовать картинки и ставить их на мокапы» — самый простой. А вот уровни «Что?», «Почему?» и «Зачем?» — ключики дальше. Их не перепрыгнуть …рисованием.

Второй удивительный сдвиг был в осознании того, что чем ниже чек — тем большее рубилово за него. Если за условный «логотип за тыщу» борятся десятки тысяч новичков, то в сегменте «брендинг за 20-30 лямов», игроков буквально на пальцах руки. Кому из этих двух категорий больше приходится «играть со шрифтами», тоже очевидно.


✦⠀✦⠀✦

Вот такой был разговор. Мой товарищ, матерый маркетолог, назовем его Гвоздь в ботинке, сказал — Паша, не мни сиськи. Этот разговор нужно записать. И отправить в прошлое, себе-наивному. Сделано!




#заметкиНаПолях на канале @creativeGenerator
12🔥82🤯2
С Т Р А Н А⠀ С О В Е Т О В

Вишенка, знаешь, как я докатился до платных консультаций? Очень просто.

Сложилось, что меня считают дохрена опытным и мудрым. В работе, творчестве, преодолении кризисов, изменении жизни и вообще. Потому идут ко мне за советом. Друзья, коллеги, знакомые, клиенты.

«Паша, хочу поговорить. Вот ситуация, такая проблема. Как решить? Что делать?» — и я, спасатель-помогатель, спешу поделиться мудростью, вникаю и даю совет. Мол, делай так и так. Или, сюда не лезь. Или… у меня был подобный случай, и у меня сработало это и это. Или… вот тебе названия книг, прочитай эту и эту. Или, проделай такое и такое упражнение, они помогут тебе разобраться в ситуации.

Я так делал тыщу раз. Знаете, что бесит? Когда ты спустя время спрашиваешь его: «Ну как? Сделал? Попробовал? Узнал? Разобрался? Стало лучше?» И оказывается, что ни-хре-на. Он даже не пробовал. Девять из десяти получают совет и продолжают вариться в своей жизе дальше. Огорчает. Как минимум, впустую потраченные силы и вовлечение.

И когда меня это достало, появились платные консультации. Бабло тут не корысть, а фильтр. Он отсекает зевак и тех, кому «просто хочется» поговорить. Человек спотыкается о цену и должен ответить себе: 1/ действительно ли есть проблема и ее решение стоит этих денег? 2/ воспринимает ли он меня, как источник ее решения? В совокупности, если человек проходит эти два вопроса, то его настроенность на решение ситуации и восприимчивость к совету — многократно выше.

Ты можешь дать один и тот же по ценности совет двум людям. Одному бесплатно, а другому в виде платной консультации. Совет будет одинаковый. Но, как ты думаешь, в каком случае выше вероятность того, что получатель совету последует? У кого совет и знания перейдут в действия? В этом и суть.

Вот так и пришел.
Теперь меньше расстраиваюсь.

А бабло — фильтр. На наличие проблемы и готовности к решению. Не в корысти дело. Потому у меня в самом хвосте страницы про менторинг спрятано «Если совсем жопа, помогу за сколько есть». Но все равно не даром. Даром — спросите ЧатГПТ или читайте мой блог.

Выговорился.




#подгорело #однаМысль
🔥1612👍5🤔1👀1
Знаешь, что я вижу, смотря на эту высохшую оливковую ветвь?

Ранее утро. Ещё темно. Берег Аттики. Запах моря и кипарисов. Капли дождя на лице. Чёрные флаги. Курган павших в битве с Персами. Крики “Bravo! Bravo!” со всех сторон. Морщины на руках старушки, протягивающие мне эту ветвь. На удачу. Тысячи отважных людей, приехавших со всего мира, чтобы бросить себе вызов. Взгляды полные радости и решимости. Соленый вкус пота. Звуки сиртаки. Мраморные статуи воинов и бегунов вдоль бесконечной дороги через горный перевал. Скулы, сведенные от оскала улыбки. Афины. Прохожих. Стадион, плиты которого 24 века подряд встречают спортсменов. Храм Зевса. Исток. Мечту. Триумф.

Вот, что вижу я.
Ключик-артефакт к моей памяти.
Такой сегодня день.


...
10🔥51👍1
World Usability Day

Всегда исповедуя идеи гуманистического дизайна (human-centred, user-centred) и наблюдая за тем, куда идет рынок, летом 2011 года я впервые сформулировал эту циничную мысль. Скорее, как горькую иронию и шутку.

Сеть взорвалась. Почти полтысячи комментариев, сотни лайков и сотни репостов. Один из самых упоминаемых материалов в CMS-Magazine (ныне «Рейтинг Рунета»).

Годы идут. Продуктовый и прагматичный подход взяли свое. И теперь эта фраза — просто норма. Все пожимают плечами «Ну да, а как можно-то иначе? Зачем еще нужен дизайн? Не для решения же задач пользователя?»

Со всемирным днем юзабилити, коллеги. Не чокаясь.

...

#типаПраздник
🔥9👍5🤣51
На прошлой неделе премия «Серебрянный Меркурий» (Silver Mercury Awards) попросили меня написать для них статью о привычках, которые помогают мне находится в творческом тонусе.

Сказано-сделано. Отправил им черновик статьи. А их редакция мой текст преобразовали в пост с карточками. Теперь у меня есть и то, и другое. И статья, и карточки.

_
Вам как лучше?

🔥 — статьей
👀 — карточками
⚡️ — и то и другое


...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
16🔥6👀6
Forwarded from Silver Mercury
Привычки, которые держат креатив в тонусе

Павел Колодя́жный — digital-дизайнер и дизайн-директор, член Союза Дизайнеров России, креативный директор агентства Pitcher и брендингового бутика «Старая школа».

Я занимаюсь креативной работой больше 25 лет — и еще не спекся. В моем ежедневном стеке 54 привычки, а самая длинная цепочка без разрыва — более 2000 дней.

Самая важная привычка — само использование привычек. Все нужное я довожу до автоматизма, чтобы не тратить на это волю и контроль. Это освобождает время и мозг для творчества.


🩶 Редактор так вдохновился, что теперь открывает окно перед сном — и окно с тасками утром. Баланс соблюден.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥124👍32
Silver Mercury
Привычки, которые держат креатив в тонусе Павел Колодя́жный — digital-дизайнер и дизайн-директор, член Союза Дизайнеров России, креативный директор агентства Pitcher и брендингового бутика «Старая школа». Я занимаюсь креативной работой больше 25 лет — и…
А вот мой текст для Silver Mercury, который лег в основу карточек выше.


✦⠀✦⠀✦

Мне понятно, почему ко мне обратились с вопросом, про привычки. Я занимаюсь креативной работой более 25 лет …и ещё не спекся. В моем ежедневном стеке 54 привычки, где самая длинная без разрыва цепочка более 2000 дней.

Но вот выделить какую-то одну, самую важную — сложно. Я уже предпринимал такую попытку, пытаясь перечислить 5 опорных привычек.

В целом, все мои привыки — это базовая-база.

Лечь спать в одни сутки, проснутся в другие. С утра 3 часа от подъёма не брать в руки телефон. Спланировать предстоящий день на маленьком стикере. Строить работу, от сложного и важного, к простому. В течении дня не забывать делать паузы в работе, если она фокусная. Держать блокнот под рукой, чтобы все мысли и идеи фиксировать, зарисовывать. Общаясь, больше слушать и спрашивать, чем говорить. Сотрудникам позволять как побеждать, так и ошибаться. Набрать за день 10 тысяч шагов. Обязательный блок физической активности. Прогуляться или пробежаться перед сном. Холодный или контрастный душ. Не забыть крепко обнять жену и расспросить о том, как прошёл ее день. Сделать запись в дневнике о прошедшем дне. Книжку почитать. В соцсети не залипать. Окно на ночь открывать.

Короче, никакой особой магии. Экзотика есть, но она не важна. Суть — силовой каркас. Рутина. Скучная, как в советском санатории.

Скорее всего,
самая важная привычка — само использование привычек.

Я все «нужное и полезное» довожу до автоматизма, чтобы не требовало ни воли, ни контроля. И это разгружает мой мозг от траты ресурса на полезные действия. Оставляя время и ментальный ресурс для творчества.

...

#инструменты
👍115🔥4
О⠀ Т Р Е Н Д А Х

Смотрю, как он копается в подборках Pinterest, Cosmos и Are.Na. Перерывает Биханс, Дриббл и Дипрофайл. Часами залипает, изучая победителей на Awwwards. Не брезгует даже бессмысленными статьями «тренды года». Наш наивный дизайнер, роясь в мусоре чужих идей разной свежести, надеется найти там вдохновение. Ответы на вопрос, как склеив скотчем и степлером объедки со столов, собрать свою красавицу.

Суровая правда в том, что смотря в эти подборки ты не видишь ни будущего, ни настоящего. Только труп вчерашнего дня. Уже произошедшее.

Даже самый свежий, сегодняшний, кейс на Awwwards — это плод мыслей и идей, которым минимум год. Плюс квартал на клиента, плюс квартал-два на дизайн, верстку и код. Итого: ты смотришь в прошлое. Видишь отзвучавший звон. Свет давно погасшей звезды. А его авторы — пошли дальше.


Но зачем вообще важно видеть будущее?

1) Потому, что все что мы делаем сегодня, должно жить именно в нем. Не сегодня, когда мы создаем или утверждаем свой дизайн. В зависимости от сферы, например айдентике, промышленном дизайне, озелении, архитектуре, — это может быть 3-5-10 и даже 50 лет вперед. Именно там, в этом будущем, наш результат должен решать свои задачи, быть эстетичным и актуальным.

2) Потому, что стратегия следовать и догонять — всегда проигрышная. Следуя, ты не можешь вырваться вперед. Получить преимущество, открыть новое, заложить новый тренд. Тебе тяжело, ты всегда вторичен и всегда позади. Пытаясь сократить разрыв, ты всегда видишь чей-то затылок, но не куда идет бег.


_
Что делать?
Каждый из перечисленных приемов самодостаточен. Но может работать в комбинации с другими, усиливая друг друга.

Пляши от задачи. Выбрось мудборд с рефами и трендами. Ищи наилучшее решение опираясь на уникальные вводные: бизнес, клиента, продукт и аудиторию, на возможности и ограничения. На свое чутье, видение и интуицию. Бери за элементы «творческой задачи» внутренние, а не внешние факторы.

Найди свой голос. Развивай свое видение, стиль, подход, визуальный язык. Порой даже свою философию. Сильные дизайнеры, вроде Рамса или Старка, всю жизнь работали внутри своего, эволюционно-развивающегося подхода.

Понимай цикличность. У трендов в дизайне и моде есть циклы, что-то вроде маятника с самоуничтожением. Прорыв → популярность → мейнстрим → моветон → могила. Масс-маркет разогнал до сезона. Что было объектом желаний вчера, сегодня превратилось в тыкву. Циклы бывают короткие и длинные. Работая с короткими — всегда проиграешь.

Иди в противоток. Очень простое правило для использования цикличности на опережение, в свою пользу. Если видишь, что многие начали идти в одну сторону — это сигнал о том, что можно смело начинать делать полностью противоположное.

Смотри между строк. Не на сами тренды, а на предпосылки к нему. Не на то, что есть сейчас, а куда оно может привести? Например, сейчас тренд на ИИ и генеративную графику. А я вижу зарождающийся тренд на пресыщение и обесценивание сложного визуала, на поиск искренности, рукотворного и естественного.

Опирайся на крепкое. Тут поможет эффект Линди. Вкратце суть проста: если явление или тренд существует уже X лет, то с высокой вероятностью оно просуществует еще примерно X лет. Хороший прогноз. Как частные проявления его — опираться на классические «вневременные» решения, на проверенные и существующие десятки лет подходы и методы, на хорошее базовое образование, на историю мирового искусства, на окружающий нас мир и природу, на человека, его эмоции, потребности и восприятие.

Черпай из других источников. Не пережевывай жвачку из компиляций чужих работ и идей, делая «дизайн из дизайна». Синтезируй из множества. Из себя как автора, со своим уникальным видением, подходом и бэкграундом. Из своего кругозора, из жизни, из окружающей среды и природы. Чем многограннее кругозор, тем больше неожиданных и смелых переносов из самых различных сфер.


✦⠀✦⠀✦

Тренды — костыли для тех, кто боится прокладывать свой путь.
Хочешь быть актуальным через пять лет?
Перестань быть «актуальным» сегодня.




#заметкиНаполях #инструменты на канале @creativeGenerator
🔥15👀52🤯21👍1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
П Р О Б Л Е М Ы⠀ У М Н Ы Х

Есть эффект Лачинса — наша психика адаптируется под сложность. Частное проявление — «выученная сложность». Мозг привыкает к определенной сложности задач, степени прилагаемых усилий и объему учитываемых переменных. Как следствие, любые задачи и проблемы он начинает воспринимать на привычном ему уровне сложности, бессознательно апгрейдит их. Использут к их решению подходы и методологии соотвествуещего уровня. И игнорирует более простые решения, которые кажутся «недостаточно серьёзными».

Почему же тогда проблемы умных? Чем умнее человек, и чем более сложные задачи он привык решать на регулярной основе, тем сложнее его жизнь. У инженеров, программистов, продуктовых дизайнеров мозг настолько прокачан для создания сложных систем, что обычные бытовые задачи вызывают ступор. Дом и быт, отношения, спорт, бизнес и источники дохода. Простые вещи для них по инерции кажутся сложными. Там где «обычный человек» не долго думая сделает и получит результат, наш «гений» уходит в цикл overthinking и начинает городить сложный, многоступенчатый и трудоёмкий процесс.

Твоя сила — в уме и умении строить сложное. Твоё проклятие — в неспособности видеть простое. Ты вязнешь в сложности. Хватит строить планы. Начни делать.

...

#однаМысль на канале @creativeGenerator
🔥144🤣42
Х У Л И⠀ Т Ы⠀ Н О Е Ш Ь ?

Когда в следующий раз захочется забится в угол, скулить в подушку и обсираться жалостью к себе — остановись.

На этой планете найдется десяток миллионов человек, для которых твоя жизнь, работа, доход, окружение, тело и здоровье, вообще любой элемент, которым ты сейчас якобы недоволен — это предел мечтаний. Для них ты уже сейчас проживаешь ту жизнь, о которой они боятся помышлять даже в самых смелых мечтах. Которые с радостью поменялись бы с тобой местами. А ты будто не ценишь.

Вспомни об этом. Вдох. Выдох. А потом скажи себе — Хули ты ноешь? Будь благодарен, за то что имеешь. А если что-то реально не устраивает — подними жопу и чини. Само не рассосётся.

Ты уже выиграл лотерею рождения.
Не ссы в выигрышный билет.




#однаМысль и напоминание самому себе на @creativeGenerator
🔥21🤔982🤯2💩2🤣2👍1
Н О Я Б Р Ь⠀
дайджест постов и ключевых событий за последний месяц осени:


Цена. Почему они? — рефлексия о ценообразовании в дизайне и вообще.

Страна советов. О цене, как фильтре. Или как я отказался от бесплатных советов и консультаций.

Оливковая ветвь. Воспоминание об Афинском марафоне.

Моя цитата о юзабилити, в честь World Usability Day.

☰ Привычки, которые держат креатив в тонусе для Silver Mercury Awards. Вначале в виде карточек, а затем в виде развернутой статьи.

Реакция читателя на кросс-ссылки в постах.

О трендах и их использовании, чтобы им не следовать, а задавать.

Проблемы умных и эффект Лачинса.

Хули ты ноешь? Напоминание самому себе о благодарности.

5-ая «Духота» — локальная ежемесячная вечеринка для дизайнеров и им сочувствующим.

✪ 23 годовщина дружбы и 16 годовщина отношений с Леной.


...

См. другие такие подборки — по хештегу #дайджестПостов
7👍1🔥1👀1
6 декабря, в субботу, в Краснодаре, будет проходить большая ежегодная конференция «Натворили» — про дизайн, креатив и людей.

Я тоже участвую со своим новым докладом:

Креативная наполненность

Как устроен креативный процесс и откуда рождаются идеи? Что является источником креативности и инноваций? Как формируется data-set «естественной нейросети», нашего мозга? Четыре уровня наполненности: проектная, профессиональная, личностная и групповая. Чем они отличаются? Как их развивать, наполнять, использовать? Зачем? Какие возможности и преимущества для креативной работы даёт?


14 экспертов, 250 участников, 8 часов движухи. А затем афтапати для неформального общения.

Очень крутой движ. И состав спикеров. Несколько докладов я с удовольствием послушаю: Сережу Прокофьева (CreativePeople), Алексея Ивахина (Pitcher), Антона Чаплыгина и Анну Шолохову.

Предвкушаю встречу со старыми знакомыми и коллегами. Знакомство с новыми. Приходите.


На сайте подробности
и программа конференции





#анонсы #выступления
👍7🔥3🎉21
3 декабря в Москве прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса сайтов «Рейтинг Рунета». Где снова принимал участие в роли члена жюри.

Отсмотреть и оценить сотни работ, уделяя каждой даже символические 3-5 минут, ежегодно забирает у меня несколько рабочих дней. Такой себе экспертный «субботник».

Закономерный вопрос «нафига»? Греет эго уважение, статус эксперта и члена жюри? Да, это приятно. Но никак не монетизируется.

Намного важнее то, что смотреть конкурсные работы на звание «лучших проектов в стране в этом году» — это концентрированная насмотренность. Ты видишь всех активных игроков. Видишь, что значительного они сделали за год. Замечаешь новые лица и студии, претентующие на амбиции. Оптом отсматриваешь и оцениваешь все лучшие (конкурсные, фестивальные) проекты в своей отрасли. Просмотр за присест сотни фестивальных работ задает ощущение «общего среза». Актуального тренда, доминирующих подходов и методов.

Все вместе позволяет держать руку на пульсе целой индустрии. Что происходит? Какие игроки? Что самого выдающегося сделано за год? Какой в целом уровень дизайна сейчас в отрасли? Куда он идет? Какие тренды и тенденции? И вся эта информация и понимание — бесплатно, сжато, концентрированно.

Кароче, потратить несколько вечеров, чтобы расставлять баллы проектам, за которые клиенты платят миллионы — копеешная плата за знанание, об актуальном положении дел.



#однаМысль
🔥11👍5🎉4