DDDevotion – Telegram
DDDevotion
4.42K subscribers
65 photos
7 files
273 links
All about Domain-Driven Design
FB - https://www.facebook.com/groups/dddevotion/
Youtube - https://www.youtube.com/c/dddevotion
По вопросам сотрудничества @gradea
Download Telegram
@emacsway сделал классную подборку статей для погружения в Domain-Driven Design.
Статьи на частые вопросы по DDD:

- "What is domain logic?" by Vladimir Khorikov
- "Domain services vs Application services" by Vladimir Khorikov
- "Domain model isolation" by Vladimir Khorikov
- "Email uniqueness as an aggregate invariant" by Vladimir Khorikov
- "How to know if your Domain model is properly isolated?" by Vladimir Khorikov
- "Domain model purity vs. domain model completeness" by Vladimir Khorikov
- "Immutable architecture" by Vladimir Khorikov

- "Bounded Contexts are NOT Microservices" by Vladik Khononov
- "Tackling Complexity in Microservices" by Vladik Khononov
- "DDDDD: Bounded Contexts, Microservices, and Everything In Between" by Vladik Khononov

- "Overselling Event Sourcing" by Alexey Zimarev
- "Event Sourcing and Microservices" by Alexey Zimarev
- "Projections in Event Sourcing" by Alexey Zimarev
- "Event Sourcing and CQRS" by Alexey Zimarev
- "Entities as event streams" by Alexey Zimarev
- "Event Sourcing basics" by Alexey Zimarev
- "What is Event Sourcing?" by Alexey Zimarev
- "Event Sourcing and CQRS" by Alexey Zimarev

- "Effective Aggregate Design" by Vaughn Vernon

- "CQRS, Task Based UIs, Event Sourcing agh!" by Greg Young

- "Clarified CQRS" by Udi Dahan
- "How to create fully encapsulated Domain Models" by Udi Dahan

Актуальная версия списка доступна здесь.

#DDD
Сегодня в рамках Russian Python Week @slavabezborodov56 проводил встречу книжного клуба про Big Blue Book (https://conf.python.ru/moscow/2020/abstracts/7070).

Круто, что большие конференции смотрят в сторону DDD и проводят те или иные активности.

Отмечу, с сожалением, что тема DDD не вызывает больших дискуссий на этих конференциях. Возможно, что онлайн-формат накладывает свой отпечаток.

А как вам мир онлайн-конференций? Как часто участвуете, как смотрите доклады? Расскажите в чате, чего вам не хватает в текущих форматах?
Продолжим тему конференций и митапов.

Через неделю, 22 сентября сообщество системных архитекторов Райффайзенбанка приглашает на открытый онлайн-митап.

Константин Густов (@Kesteem) расскажет о своем опыте применения Domain-Driven Design, какие хорошие практики они используют, какие ошибки допускали и какие выводы из этого сделали.

Александр Лукашин (@kerhoff) расскажет о практиках, которые они используют для старта разработки в новых предметных областях. Подробно остановится на том, как могут помочь принципы Domain-Driven Design.

Подробное описание и регистрация https://raiffeisen-events.timepad.ru/event/1417351/
https://gradea.github.io/rpw.html

Рассказал на Russian Python Week об опыте использования тактических паттернов DDD. В процессе подготовки собрал ряд ссылок с интересными материалами. Как и обещал - публикую здесь презу и дополнительные материалы.
Кстати, если вы пишите на Python, то наверняка слышали про проект dry-python, который развивает Никита Соболев (@sobolev_nikita) и другие.

У проекта есть группа в Телеграме, присоединяйтесь! https://news.1rj.ru/str/drypython
Отличное мероприятие организовали @Kesteem с коллегами.
Я в очередной раз убедился, что в случае онлайна уровень вовлеченности на специализированных ивентах на порядки выше, чем на общих конференциях.
Последнее время ухожу в сторону развития команд и процессов. Сложившаяся практика разделяет менеджмент с оргдизайном и процессами от архитектуры и разработки. Считается, что менеджеры создают структуру и мотивацию, а архитекторы и команды создают программный продукт.

Но нельзя забывать о Законе Конвея, согласно которому, архитектура проекта будет повторят структуру организации. Таким образом менеджмент влияет на крупноблочную компоновку проекта сильнее чем архитектор.

Сейчас чаще стали говорить про Закон Конвея, учитывать его при формировании структуры команд и закладывать мероприятия по изменению текущей оргструктуры в соответствии с целевой архитектурой.

При определении скоупа ответственности команд есть несколько подходов. Устоявшийся в DDD – за конкретный контекст отвечает одна команда, а иногда не только отвечает, но и вносит изменения. Такой подход объясняется тем, что контекст инкапсулирует логику и содержит в себе модель, единый язык, какие-то неявные предположения. Команда, незнакомая с контекстом легко разрушит консистентность модели и языка, что приведет к деградации контекста. Вернон в своей книге явно высказывается за такой подход.

Чем плох такой подход:
1. Зависимости при e2e реализации фичи. Обычно задачи не ограничиваются одним контекстом. Возникает необходимость менеджить зависимости.
2. Неоптимальная нагрузка: команда А может умирать, работая над критичным сервисом, а команда Б будет полировать сервис, который прямо сейчас особо и не нужен. При этом команда Б не может помочь, так как зачастую нет достаточной экспертизы.
3. Контексты могут фризиться и умирать. Появляются новые. Команды тоже могут умирать и появляться. Необходимо балансировать нагрузку.

С другой стороны есть подход фреймворка LeSS – все работают везде. Здесь плюсы и минусы просто переворачиваются. Отдельно хотелось бы отметить когнитивную нагрузку. Разработчикам может быть неэффективно и очень некомфортно работать над огромной кодовой базой.

Все вышесказанное уместно и для микросервисов.

А как у вас? Какой подход вам ближе? Как работаете с перечисленными недостатками? Какие плюсы и минусы видите еще?

Пост навеян статьей и книгой Team Topologies
Всегда интересовала роль архитектора в DDD и Agile ориентированной разработке. Такие фреймворки как Scrum и LeSS явно говорят, что не должно быть такой роли.
Многие авторы тем не менее выделяют такую роль, хотя оговаривают, что это именно роль, а не должность с погонами (анти-паттерн Ivory Tower Architect).

Что же должен делать архитектор, что мы ждем от него, какую добавленную ценность привносит в наш value stream? Что такое архитектура, в конце концов?

В древних манускриптах книгах можно встретить определение архитектуры, как нечто сложно и дорого меняемое. Но уместно ли говорить про дороговизну и сложность изменений в наше время микросервисов? Мы готовы переписать любой микросервис за месяц-два. Или архитектура это само решение использовать микросервисы? Тогда архитектор нужен только на старте проекта.

Мне очень отзывается пост Грегора Хопа, где он связывает необходимость частых изменений и готовность вашего проекта к этим изменениям. Собственно одна из задач архитектора подобрать такие подходы и решения, которые позволят недорого вносить изменения.

И DDD и Agile приветствуют вносимые изменения. Это наш реальный VUCA-мир. Делать софтверный проект годами по плану в комплексном домене (по Киневин) не выйдет, код сам по себе не имеет ценности, он нужен, только когда его предназначение совпадает с текущими бизнес-потребностями. И архитектура должна, конечно же, помогать.

Как у вас? Есть выделенные архитекторы? Как они работают с командой? Пишут ли они код? Насколько погружены в бизнес-домен?
Nick Tune (один из активнейших членов DDD-сообщества, соавтор книги PPP of DDD) развивает инструмент Bounded Context Canvas

Данный канвас пригоден не только для документирования принятых решений, но и для дизайна контекстов как такового.

Сейчас существует уже 4 версия. На мой взгляд компоновка канваса стала чище и позволяет увидеть намного больше.

Канвас доступен в Miroverse https://miro.com/miroverse/category/newly-added/the-bounded-context-canvas

Использовали? Поделитесь, своим опытом.
А уже завтра я выступаю на конференции DotFest с докладом про Bounded Contexts. Это несколько переработанный и переосмысленный доклад с последнего оффлайн-митапа в KasperskyLab. Регистрация еще открыта, но только платно (в начале был доступен вариант с бесплатным участием) https://2020.dotfest.ru/lecture/4

Если вы из мира .net, уверен найдете что-либо интересное: подобрался неплохой состав.
Еще через неделю, 23 октября на соседней конференции про свой опыт использования DDD расскажет @agratushniy https://2020.phpfest.ru/lecture/6
Часто встречаю вопросы “Как внедрить DDD?” или “В вашей компании все используют DDD?”.

Но прежде чем внедрять, необходимо выяснить, что такое DDD. И здесь нет однозначного и общепринятого понимания. Каждый вкладывает в этот термин свой набор атрибутов.

Сейчас многие утверждают, что DDD - это скорее философия и сообщество без явных границ. Что-то может использоваться в DDD-подходе, но необязательно быть признаком. Агрегаты, события, контексты и т.д. – все это мы можем увидеть и за пределами DDD.

Но что делает DDD тем самым подходом, отличным от остальных? Если выбирать что-то одно, то я выбрал бы “общение с экспертами”. Из необходимости этого общения вытекают такие практики как Ubiquitous Language, Event Storming и прочие. А что для вас DDD?

Матиас и Кенни дискутировали недавно об этом. В итоге сегодня пройдет панельная дискуссия Присоединяйтесь!
Про давление сроков.

На мой взгляд это одна из причин наших Big Ball of Mud.

Чарльз Лехт уже нас предупреждал более 50 лет назад: Разработчик будет “обязан согласиться из уважения, страха или ложной лояльности” и неохотно, но соглашается на эти сроки. Разработчик открывает свой секретный ящик с инструментами и делает всё возможное, чтобы успеть к ближайшему сроку, используя инструменты, такие, как хардкод, копипаст-программирование, игнорирование тестов, сверхурочные и другие, разрушающие качество и срезающие углы практики см. книгу The Enterprise and Scrum. Никто не обращает внимание на использование этих ‘инструментов’, поэтому что сроки соблюдены. Менеджмент награждает разработчиков за их тяжёлый труд и восхваляет их за “отличную командную работу” и “боевой дух”.

Мне нравится, что Канбан метод и #noestimate опосредованно позволяют избегать этой проблемы.

Ребята перевели отличную статью про работу с легаси кодом. http://blog.agilix.ru/2020/10/28/%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%B4/
Отличный (хотя и немного капитанский) доклад Сэма Ньюмена про сокрытие информации.

Очень понравилась часть про coupling: он делит на несколько видов и выстраивает их в иерархию от самой слабой связанности на уровне домена до самой сильной на уровне контента. Я раньше в голове не делил по видам, хотя подсознательно понимал эти степени.

Также крутая тема со скрытием информации. Очень важно понимать, что, во-первых, чем больше вы расшарили информации, тем дальше будет тяжелее и, во-вторых, явным раскрытием проще управлять.

Ограниченные контексты и агрегаты как раз и направлены на то что скрыть информацию, а то что не скрыто показать явно. Для меня теперь любая анемичная дырявая модель – пример content coupling (aka Pathological coupling): ни контракта, ни инвариантов, никакой явности, даже семантика полей разъезжается иной раз.

Сделал майндмап, можно пробежаться по основным тезисам прежде чем смотреть доклад целиком.

P.S. не смог нагуглить быстро про Tramp Coupling – знаете, что это такое?
Небольшой опрос, приключение на пару минут https://www.menti.com/8ek7z9uxrk

UPD Пробелы ставить можно и нужно!)