Defront — про фронтенд-разработку и не только – Telegram
Defront — про фронтенд-разработку и не только
13.5K subscribers
21 photos
1.09K links
Ламповый канал про фронтенд и не только. Всё самое полезное для опытных web-разработчиков

Обсуждение постов @defrontchat

Также советую канал @webnya
Download Telegram
Прочитал интересную историю переезда с Angular на Preact от Джорджа Фу — "Optimizing for the mobile web: Moving from Angular to Preact".

У ребят было приложение с 200 тысячими строк. Время загрузки страницы на мобильных устройствах занимало до 11 секунд. Время старта приложения в режиме разработки — 3 минуты.

Команда решила, что с этим надо что-то делать и для начала избавилась от больших библиотек: moment, lodash и core-js. После этого начался перевод листовых Angular-компонентов. Для интеропа с ангуляром был использован специальный компонент "angular-preact-bridge". Это позволило не останавливать разработку и переводить проект на Preact постепенно. В процессе переезда им очень помогал TypeScript. После всей работы (в статье не говорится о количестве затраченного времени, но у них был дедлайн в 4 месяца), размер приложения уменьшился в два раза, время загрузки снизилось до 3-4 секунд.

Статья хорошая, с большим количеством технических деталей. Думаю, что описанный подход переезда можно применить для миграции на любую другую версию компонентного фреймворка в том числе и в обратную сторону с Preact на Angular.

#jsframeworks #experience #migration

https://bytes.grubhub.com/optimizing-for-the-mobile-web-moving-from-angular-to-preact-f09ca61ea27c#8f83
Лин Кларк на Mozilla Hacks опубликовала большую статью, посвящённую новому пропозалу в WebAssembly — "WebAssembly Interface Types: Interoperate with All the Things!"

На данный момент WebAssembly без использования glue-кода может общаться с внешним миром только числами (значения, смещения, адреса). Пропозал "WebAssembly Interface Types" позволит работать со сложными типами напрямую (строки, объекты, структуры и т.п.) Это открывает двери таким возможностям как работа с Web API непосредственно из WebAssembly без привлечения JavaScript, общение wasm-модулей, скомпилированных из разных языков, между собой, использование одного и того же модуля без перекомпиляции в совершенно разных окружениях, например, Node.js, Python, WASI-рантаймах и т.п.

В статье очень детально разбирается, как это всё работает. От описания высокоуровневой проблемы до примеров реализации того, как будут представлены интерфейсные типы в коде wasm-модулей. Экспериментальная поддержка предложения есть в рантайме Wasmtime, Rust-тулчейне и wasm-bindgen.

Что сказать... очень крутая новость. Пойду ещё разок задоначу в Mozilla Foundation.

#webassembly #proposal

https://hacks.mozilla.org/2019/08/webassembly-interface-types/
Tproger вчера запостил (https://news.1rj.ru/str/tproger_web/193) awesome-список, посвящённый мобильной web-разработке, который я веду больше года. Там есть разные статьи, книги и инструменты, которые могут помочь в создании быстрого mobile-friendly сайта. Рекомендую посмотреть подборку всем web-разработчикам, так как пользователей интернета сейчас больше всего именно на мобильных платформах.

#mobile #list

https://github.com/myshov/awesome-mobile-web-development
Сегодня меня занесло в 2015-ый год. Прочитал статью Джека Арчибальда про старые баги браузеров с планированием микрозадач — "Tasks, microtasks, queues and schedules".

Если выполнить такой код:
console.log('noscript start');
setTimeout(() => console.log('setTimeout'), 0);
Promise.resolve().then(() => console.log('promise'));
console.log('noscript end');


то в консоль будет выведено: "noscript start", "noscript end", "promise", "setTimeout". Такой порядок объясняется тем, что очередь микрозадач (куда попадают выполнение коллбеков MutationObserver и коллбеки промисов) опустошается до выполнения следующей задачи, которая в данном случае создаётся с помощью setTimeout.

В статье описываются ситуации, когда обработка микрозадач обрабатывалась браузерами по-разному. Например, при обработке коллбеков MutationObserver и Promise в рамках одной задачи.

Проверил примеры — браузеры уже пофиксили описанные проблемы. Но всё равно рекомендую почитать статью, если она прошла мимо вас.

#async #history

https://jakearchibald.com/2015/tasks-microtasks-queues-and-schedules/
Филип Уолтон написал про свою идею использования нативных модулей в качестве выходного формата бандла — "Using Native JavaScript Modules in Production Today".

На данный момент самый популярный бандлер Webpack не поддерживает нативные модули в качестве выходного формата. Если вы посмотрите внутрь бандла, то увидите вместе с кодом модуля бойлерплейт-код для его инициализации. У менее популярного бандлера Rollup есть поддержка esm в качестве выходного формата. Использование нативных модулей даёт несколько преимуществ: выходной бандл получается меньше в объёме и нативные модули можно эффективно загружать с помощью хинта modulepreload (только в Chrome).

В статье подробно разбирается, как реализовать описанный подход на практике. Статью стоит почитать и взвесить все за и против использования описанного подхода в своём проекте.

#performance #rollup #esm

https://philipwalton.com/articles/using-native-javanoscript-modules-in-production-today/
Фараз Келини написал хорошую статью про BigInt — предложение добавления в стандарт JavaScript — "The Essential Guide To JavaScript’s Newest Data Type: BigInt".

BigInt — новый тип в языке. Его планируют добавить в стандарт из-за того, что размерности Number недостаточно, если необходимо работать с большими числами. Если Number выходит за пределы Number.MAX_SAFE_INTEGER и Number.MIN_SAFE_INTEGER, то число округляется, приводя к багам в программе. Например, 9007199254740992 === 9007199254740993 будет true.

BigInt-числа выглядят как обычные, но с суффиксом n в конце — 10000n. В арифметических выражениях BigInt и Number, нельзя смешивать между собой (будет TypeError ), так как возникает дихотомия в интерпретации результата. Если хочется использовать разные типы в одном выражении, то их надо привести явно к одному типу: 1000n + BigInt(1). При сравнении чисел BigInt и Number нельзя использовать строгое сравнение, так как это разные типы ( 10n === 10 // false ), но можно использовать нестрогое.

На данный момент пропозал BigInt находится на stage 3. Его поддержка есть в Chrome, Firefox и последней версии Edge. Создать полноценный полифилл для BigInt невозможно, поэтому в статье предлагается использовать библиотеку JSBI для поддержки старых версий браузеров.

В общем, рекомендую почитать статью. Скорее всего BigInt попадёт в следующую версию стандарта.

#js #proposal

https://www.smashingmagazine.com/2019/07/essential-guide-javanoscript-newest-data-type-bigint/
Упоминание iframe часто вызывает негативные ассоциации с рекламой и отслеживанием пользователей. И это плохо, потому что те возможности, которые они предоставляют, могут быть полезны при разработке web-приложений. Дениэл Брайн из PayPal написал статью с мыслями о том, как разработчики браузеров могут улучшить iframe — "Iframes are just terrible. Here’s how they could be better".

PayPal для обхода ограничений iframe создал библиотеку zoid, с помощью которой можно облегчить работу при создании кросс-доменных компонентов. Но эта библиотека не решает и не решит всех проблем. Например, угон кликов (clickjacking), может быть предотвращён только на уровне браузеров, если в них будет реализована проверка прозрачности iframe и обнаружение перекрытых элементов. Также сейчас невозможно без использования инструментов разработчика определить ресурс, который отображается внутри в iframe. С точки зрения безопасности пользователей это большая проблема. Ещё в статье затрагивается сложность получения ссылки на объект window, проблемы при работе с cookie и низкий приоритет загрузки содержимого.

Статью прочитать стоит, если вам интересно узнать про ограничения использования iframe в современном web'е.

#musgins #web

https://medium.com/@bluepnume/iframes-are-just-terrible-heres-how-they-could-be-better-974b731f0fb4
Вчера вышла новая версия TypeScript. Команда разработчиков рассказала о том, что появилось нового в этом релизе — "Announcing TypeScript 3.6".

Были переработаны типы Iterator и IteratorResult. Улучшена типизация генераторов. Теперь для них есть выделенный тип Generator. Его появление позволяет статически определять возвращаемый тип, yield-тип, и тип, который может принимать next.

Появилась поддержка хелпера __spreadArrays для более корректного представления результата преобразования spread-оператора. Улучшили подсказки при работе с промисами: теперь TS может подсказать про забытый await. Улучшили поддержку Unicode-символов в идентификаторах. get и set теперь разрешено использовать в ambient contexts (declare и d.ts-файлы). Декларирование функций-классов, которые инстанцируют объекты с оператором new и обычным вызовом, теперь более интуитивно — ambient классы и функции могут сливаться.

Улучшили тулинг. Теперь TS понимает тип модульной системы при автоматическом импорте. Не вставляет точки с запятыми в тех файлах, где они не используются. Было добавлено новое API для инкрементальной сборки, что позволит сборщикам и таск-раннерам использовать результаты предыдущей сборки, ускоряя сборку проекта. Был переделан playground — теперь на сайте используется форк популярного плейграунда Артёма Тюрина.

#typenoscript #release

https://devblogs.microsoft.com/typenoscript/announcing-typenoscript-3-6/
Недавно в блоге v8 Бенедикт Мойрер и Матиас Байненс написали пост про расследование причин деградации производительности в React — "The story of a V8 performance cliff in React".

В декабре прошлого года разработчики React столкнулись со странным поведением v8. Если было запущено профилирование, то падала производительность кода во время фазы commit. Как оказалось, проблема заключалась в следующем коде:
class FiberNode {
constructor() {
this.actualStartTime = 0;
Object.preventExtensions(this);
}
}

const node1 = new FiberNode();
const node2 = new FiberNode();


V8 внутри использует разные представления для чисел. Для 32-битных целых чисел используется small integer (Smi), для чисел с плавающей запятой — HeapNumber и MutableHeapNumber. Для создаваемых объектов v8 применяет оптимизации для снижения потребления памяти. Одна из таких оптимизаций гарантирует эффективное переиспользование памяти, если создаются похожие друг на друга объекты.

В коде класса FiberNode, который работал во время профилирования, значение поля объекта, на котором был применён preventExtensions, менялось со Smi на HeapNumber. Этот кейс не был учён в v8, и движок начинал аллоцировать дополнительную память. Видимая просадка производительности происходила из-за того, что в реальном React-приложении создаётся десятки тысяч объектов такого типа.

Баг был исправлен в v8, но разработчики React смогли устранить проблему раньше на своей стороне. Для этого они стали инициализировать поле объекта HeapNumber'ом (this.actualStartTime = NaN). В конце статьи Бенедикт и Матиас рекомендуют инициализировать поля объекта такими значениями, внутреннее представление которых не будет меняться со временем.

Мне статья понравилась. Рекомендую, прочитать всем, кто интересуется внутренностями v8.

#v8 #internals #performance

https://v8.dev/blog/react-cliff
В блоге WebKit появилась статья про проблему повышенного энергопотребления web-контентом — "How Web Content Can Affect Power Usage".

Повышенное энергопотребление очень критично для мобильных устройств. Основные потребители энергии — экран, CPU, GPU и сеть. Экран потребляет энергию предсказуемо, чего нельзя сказать про CPU, GPU и сеть. Энергопотребление CPU, GPU и сети напрямую зависят от текущей выполняемой задачи (парсинг страницы, рендеринг, выполнение JavaScript).

Когда страница переходит в неактивный режим (переключение на другую вкладку) браузеры могут приостановить выполняемый на странице код. В Safari на iOS работа внутри вкладки при первой возможности полностью останавливается. Тем не менее такие "замороженные" вкладки могут вызывать потребление CPU, если на странице работают таймеры, установленные с помощью setTimeout и setInterval или происходит работа с сетью. С помощью Page Visibility API и события blur можно отслеживать, когда страница перестаёт быть видимой или становится неактивной и, например, ставить на паузу обновление UI или отключать анимации.

Статья хорошая. Она рассказывает про особенности работы WebKit на Apple-устройствах, но тем не менее большая часть статьи актуальна для всех браузеров.

#webkit #mobile

https://webkit.org/blog/8970/how-web-content-can-affect-power-usage/
Валерий Карпов написал статью, посвящённую Symbol — "A Practical Guide to Symbols in JavaScript".

Symbol — это новый тип данных, который появился в ES2015. Символы могут использоваться в качестве ключа объекта. Они создаются с помощью функции Symbol() и Symbol.for(), которые принимают на вход стоку-описание.

При создании символов с помощью Symbol() они гарантировано будут разными. Благодаря этой особенности можно отчётливо разграничивать пользовательские и программные данные. Например, в ES2015 символ Symbol.iterator используется для задания функции, которая будет вызываться при использовании for...of. При создании такого итератора его никто не сможет изменить по ошибке. При использовании Symbol.for('name') создаваемый символ сохраняется в глобальный реестр и становится доступен из разных мест программы при повторном вызове Symbol.for('name').

Статья небольшая, но хорошая. Рекомендую прочитать, если эта тема прошла мимо вас.

#js #es2015

http://thecodebarbarian.com/a-practical-guide-to-symbols-in-javanoscript.html
Прочитал статью, в которой ребята из Miro поделились опытом работы с текстами в canvas — "Как мы учились рисовать тексты на Canvas".

Во время переезда Miro с Flash на JavaScript + Canvas появилась проблема при работе с текстами. Надо было бесшовно отображать текст и мини-редактор. Первое решение использовало foreignObject из noscript. С его помощью можно "положить" любой html внутрь noscript в качестве изображения. От этого решения пришлось отказаться, когда появилось новое требование — необходимо было добавить поддержку разных шрифтов. Как пишет автор, была проблема с тем, что происходила загрузка шрифтов для каждой внедряемой картинки. В итоге им пришлось реализовать свою библиотеку для отрисовки текста на canvas. На небольших объёмах текста библиотека работает быстрее решения с foreignObject. Похоже, что библиотека не open source, так как никаких ссылок на код не нашёл.

В статье очень много технических подробностей. Читать стоит, если делаете что-то подобное у себя в проекте или если просто интересно.

#rendering #canvas

https://habr.com/ru/company/miro/blog/458624/
Брайан Робинсон написал у себя в блоге статью про использование gap с flexbox'ами — "CSS Gap creates a bright future for margins in Flex as well as Grid".

Свойство gap в flexbox пришло из grid'ов. Раньше, для того чтобы сделать одинаковые расстояния между элементами, надо было указывать соответствующие расстояния с помощью margin. С приходом gap это стало немного проще:
.flex-container {
display: flex;
gap: 1rem;
}


Советую посмотреть в статье хороший пример flexbox-раскладки, использующей gap (на данный момент работает только в Firefox).

#layout #css

https://bryanlrobinson.com/blog/gap-provides-bright-future-for-margins-in-flex-as-well-as-grid/
Вчера вышел свежий релиз Firefox. Как обычно на Mozilla Hacks вышла статья с обзором новинок — "Firefox 69 — a tale of Resize Observer, microtasks, CSS, and DevTools".

Для пользователей самое большое изменение — включение по умолчанию опции предотвращения трекинга (Enhanced Tracking Protection). Теперь можно отключить автоматическое воспроизведение видео, не имеет значения со звуком оно или нет.

Для разработчиков тоже сделали много улучшений. Теперь Firefox поддерживает публичные поля классов в JavaScript. Добавление поддержки приватных полей (те, что начинаются с символа # вначале) обещают в одном из следующих релизов. Реализован Resize Observer API. С помощью него можно зарегистрировать observer, который будет реагировать на изменение геометрии блочных элементов (некая JavaScript-альтернатива обсуждаемым в сообществе element queries). Добавлен новый метод self.queueMicrotask() для регистрации микрозадач, которые будут выполнены до передачи управления в event-loop. Эта фича позволит упростить реализацию фреймворков и обеспечит предсказуемость при работе с асинхронным кодом в разных браузерах. Появились CSS-свойства overflow-block и overflow-inline, обеспечивающие управление переполнением в блочном и инлайн элементах. Это свойство полезно при локализации страниц на те языки, которые используют разные направления письма. С помощью @supports теперь можно проверять поддержку новых типов селекторов.

В инструментах разработчика было добавлено пошаговое выполнение кода для асинхронных функций. Появилась возможность установки брекпойнтов на разные события: пользовательские ( keypup, keydown ) и программные ( onanimationend ). Добавлена удалённая отладка, то есть теперь доступен дебаг других запущенных инстансов Firefox на одной и той же машине или в пределах локальной сети.

#firefox #release

https://hacks.mozilla.org/2019/09/firefox-69-a-tale-of-resize-observer-microtasks-css-and-devtools/
Франсуа Бофор из Google написал туториал про использование GPU-вычисления в web'е — "Get started with GPU Compute on the Web".

Возможности для GPU-вычислений предоставляет разрабатываемый стандарт WebGPU. Благодаря этому стандарту из web-приложений будут доступны все возможности современных видеокарт. После появления полноценной поддержки API в браузерах, наибольшую пользу получат те приложения, основная задача которых сводится к выполнению однотипных операций на большом количестве данных (например, приложения, использующие алгоритмы машинного обучения).

В статье очень подробно разбирается пример реализации умножения матриц. Объясняются понятия command encoder, bind group, bind group layout. Разбирается шейдер для перемножения матриц. Шейдеры пишутся на языке GLSL (в будущих версиях стандарта язык может поменяться).

Туториал хороший. Рекомендую посмотреть.

#webgpu #future

https://developers.google.com/web/updates/2019/08/get-started-with-gpu-compute-on-the-web
Фред Шот — автор библиотеки pika — опубликовал статью с рекомендациями по настройке bundler-free окружения для разработки современных web-приложений — "Building without bundling: How to do more with less".

Может возникнуть резонный вопрос: "Зачем избавляться от бандлера?". В начале статьи Фред подсчитывает количество времени, которое отнимает у разработчиков сборка проекта. Для больших проектов, которые запускаются за 42 секунды и пересобираются за 11 секунд, время ожидания может занимать более часа (для 40-часовой рабочей недели).

Если вы используете у себя в проекте модульную систему из ES2015, сборка проекта необязательна, так как все современные браузеры уже поддерживают модульность в JS. Проблема остаётся с node_modules, которые могут содержать спецификаторы, которые браузер не сможет разрезолвить, или с node-специфичным кодом, например, process.env.NODE_ENV. Для решения этих проблем Фред предлагает использовать его библиотеку pika, которая преобразует код из node_modules в esm-бандлы. По сравнению с традиционными бандлерами у такого подхода есть преимущество — это преобразование надо запустить только один раз после npm install. Для работы с JSX предлагается использовать библиотеку htm.

Описанный в статье подход — это возврат к той простоте, с которого начинался web. Очень рекомендую прочитать статью, если у вас большое приложение, которое собирается долго и вы хотите что-то с этим сделать.

#bundler #web #dx

https://blog.logrocket.com/building-without-bundling/
Пару дней назад была представлена web-версия Apple Music. Web-версия также как и десктопная использует Ember, но с добавлением web-компонентов. Макс Линч — один из создателей Ionic — написал свои мысли по этому поводу в статье "Apple Just Shipped Web Components to Production and You Probably Missed It".

Макс пишет о том, что в сообществе очень много споров по поводу компонентных js-фреймворков и web-компонентов, так как они решают по сути одну и ту же задачу создания интерфейсов из переиспользуемых блоков. Тот факт, что Apple использует почти 50 компонентов у себя в приложении (нотификации, контролы для управления подкастами, видеоплейер и т.п.) говорит о том, что существует ниша для их применения. Например, их можно использовать для создания таких компонентов, которые могут быть использованы с разными фреймворками (скорее всего Apple решает именно эту задачу). Для создания web-компонентов в Apple music используется SencilJS, которая служит основой для Ionic.

Здорово видеть примеры удачного использования современных возможностей web-платформы в больших приложениях.

#webcomponents #ember #jsframeworks

https://dev.to/ionic/apple-just-shipped-web-components-to-production-and-you-probably-missed-it-57pf
В блоге NPM была опубликована статья, посвящённая проблемам безопасности при работе с зависимостями, — "AppSec POV on Dependency Management".

В статье рассматриваются подходы, которые могут снизить риск атаки. Первое, на что стоит обращать внимание при выборе пакета, метрики качества (наличие тестов, актуальные версии зависимостей и т.п.) Стоит посмотреть на активность поддержки пакета. Если версии выходят нерегулярно или последнее обновление выходило очень давно, есть риск, что пакет может попасть в руки злоумышленников. Именно это произошло с пакетом event-stream в прошлом году.

Есть пара советов, что делать при исследовании потенциально-опасных пакетов. Для безопасной установки можно использовать npm install --ignore-noscripts. В этом случае скрипты установки не будут выполняться. Можно запустить npm audit для проверки наличия уязвимостей в зависимостях. Для того чтобы можно было запустить аудит без установки пакетов, следует использовать флаг --package-lock-only.

Статья очень толковая. Очень рекомендую почитать... Пойду-ка проверю зависимости в своих проектах.

#npm #security

https://blog.npmjs.org/post/187496869845/appsec-pov-on-dependency-management
Эяль Эйзенберг из Wix рассказал про свой опыт уменьшения бандла приложения с помощью React Lazy/Suspense и код-сплиттинга — "Trim the Fat From Your Bundles Using Webpack Analyzer & React Lazy/Suspense".

В начале статьи автор пишет про меры, которые можно предпринять на этапе разработки, чтобы размер приложения внезапно не вырос. Для оценки размера подключаемой библиотеки её стоит проверить c помощью сервиса Bundlephobia. Для того чтобы размер импортируемых библиотек всегда был на виду, можно использовать плагин import-cost (есть поддержка VS Code, Vim, WebStorm, Atom). Далее в статье разбирается пример динамической загрузки кода с помощью React.lazy и React.Suspense, который позволяет вынести часть кода в отдельный чанк. Выглядит он так:
const OtherComponent = React.lazy(() => import('./OtherComponent'));

function MyComponent() {
return (
<div>
<React.Suspense fallback={<div>Loading...</div>}>
<OtherComponent />
</React.Suspense>
</div>
);
}


После всех оптимизаций размер бандла удалось уменьшить на 80%.

Статья хорошая с примерами из реальной практики. Если не знаете, куда копать при оптимизации размера приложения на React, то эта статья может помочь.

#performance #webpack #react

https://www.wix.engineering/post/trim-the-fat-from-your-bundles-using-webpack-analyzer-react-lazy-suspense
Михай Парпарита из Quip написал статью про то, как они отлаживают своё приложение — "How Quip Builds In-Product Debugging Tools".

Основная мысль статьи — стоит немного потрудиться и сделать инструмент, который будет помогать в отладке. Такая инвестиция времени быстро возместится в будущем.

Quip использует много подобных инструментов. Например, для визуализации взаимосвязи уровня данных и представления у них есть "Overlay Id", который для каждого компонента показывает соответствующие данные модели. Есть инструмент для отладки редактора, который в инлайн-режиме отображает отладочную информацию об отображаемых сущностях. Такой подход исключает затраты времени на открытие инструментов разработчика и потерю фокуса из редактора. Есть небольшой инструмент, который показывает в оверлее количество ререндеров компонента. Реализуется он так: в каждый компонент инжектится componentDidUpdate, который увеличивает счётчик и записывает его в data-атрибут. Значение атрибута отображается поверх компонента с помощью CSS:
.debug-react-rerender-count:after {
content: attr(data-debug-react-rerender-count);
// other styles for positioning and color
}


Мне статья понравилась. В ней есть интересные идеи, которые можно применить в своём проекте.

#dx #debug

https://quip.com/blog/how-quip-builds-inproduct-debugging-tools
Сегодня прочитал статью Прити Сэм про создание анимированных иконок сайта — "The Making of an Animated Favicon".

Для создания анимированной favicon, можно использовать canvas, в котором с течением времени (или как реакция на сигнал от сервера) будет рисоваться индикатор загрузки. После каждой перерисовки получившийся результат переносится в тег <link>:
const canvas = document.querySelector('canvas'),
// [...] тут код отрисовки [...]
favicon.href = canvas.toDataURL('image/png');


С примером из статьи есть проблема. Если перейти на соседнюю вкладку, то анимация в Chromium-based браузерах останавливается. Это возникает из-за того, что Chromium останавливает таймеры на неактивных вкладках. Чтобы обойти это ограничение, можно использовать web-воркеры.

#web #trick

https://css-tricks.com/the-making-of-an-animated-favicon/