Design In Details – Telegram
Design In Details
2.48K subscribers
4.82K photos
189 videos
10 files
422 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
Прервёмся с обзором голландской недели дизайна на маленький анонс.

Привожу кусочек своей статьи про 8 советских киноплакатов времен оттепели. И напоминаю, что завтра я читаю лекцию о советской эстетике на онлайн курсе «Русская культура от эксплуатации до переосмысления» (второй поток, этой лекции не было на первом).
А мой мини-курс «Национальная идентичность в дизайне: Россия и мир» можно приобрести в записи.

Во время хрущевской оттепели советское искусство плаката отошло от традиций соцреализма в сторону более лаконичного модернистского стиля. Впервые после 1920-х годов в плакате появилось пространство для творческого самовыражения художника.
В отличие от традиционной рекламы товаров и политизированного социального плаката именно этот жанр дал художникам свободу. Это была массовая тиражная продукция, которая меняла атмосферу и внешний вид улиц городов, превращая их в выставку современной графики.
В начале 1960-х в главное советское издательство киноплаката «Рекламфильм» пришла группа талантливых молодых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Вилен Каракашев, Лидия Левшунова. Привычное стремление к прямолинейному отображению «кинематографической действительности» сменилось концептуальной, символической интерпретацией сюжета.

Вилен Каракашев и Лилия Левшунова. Плакат к фильму «Я шагаю по Москве», режиссер Георгий Данелия, 1963
На афише — первые кадры картины, создающие яркий и запоминающийся романтической образ. Любопытно, что сцена, где велосипедист везет зонтик над босоногой девушкой, — была первым, что придумал режиссер фильма, вся остальная история родилась позднее. Обрезанное колесо усиливает иллюзию действия. Горизонтальный блок заголовка подчеркивает встречное движение и рифмуется с золотистыми волосами девушки.
Авторы плаката на момент его создания были мужем и женой и даже создали инициал для общей подписи — ЛК. Позже каждый из них продолжил творческую карьеру самостоятельно.

Мирон Лукьянов. Плакат к фильму «Белое солнце пустыни», режиссер Владимир Мотыль, 1969
Классика искусства киноплаката. Важной частью художественного высказывания становится шрифт: округлые изгибы на концах букв напоминают клубы песка, вздымающиеся под копытами коня. В противовес динамичной сцене в верхней части плаката, в нижней — статичное изображение торчащей из песка головы Саида. Его суровый взгляд привлекает внимание зрителей и создает интригу. Желтые и оранжево-красные оттенки песка с контрастными глубокими лиловыми тонами передают ощущение изнуряющей жары. Общая цветовая гамма отсылает к психоделической графике модной в конце 1960-х. Мрачный сюжет плаката все равно создает позитивное впечатление — как и атмосфера фильма, в котором суровая драма смешана с юмором и лирикой.

Василий Островский. Плакат к фильму «Бриллиантовая рука», режиссер Леонид Гайдай, 1968
Выразительный образ главного героя культовой кинокомедии в исполнении артиста Юрия Никулина художник разместил на белом фоне силуэта загипсованной руки с драгоценностями. Показывая его заложником ситуации. Темная рука похожего размера тянется к сокровищам — намек на борьбу добра и зла. Оригинальная шрифтовая композиция огибает изображение, заполняя свободные места.

Василий Островский. Плакат к фильму «Девять дней одного года», режиссер Михаил Ромм, 1961
Начало 1960-х годов вошло в историю как время «физиков и лириков». В центре сюжета культового фильма Ромма — молодые ученые-ядерщики. Одержимый экспериментатор Дмитрий Гусев и скептически настроенный теоретик Илья Куликов — давние друзья, влюбленные в одну девушку по имени Леля. Художник создал лаконичное решение: желтые силуэты на черном фоне — одна девушка между двух мужчин.
Автор использовал модный в искусстве того времени эффект оптической графики (оп-арта) — контраст черных и желтых линий передает глубину условного пространства и вызывает ассоциацию с радиацией, облучение которой по сюжету получит один из героев. Динамику композиции придает активная графика цифры 9 и две части заголовка, расположенные по диагонали вверху и внизу плаката.

#SovietDesign #PosterArt #Lectures
9👍3🔥2
🤓 Возвращаюсь к обзору голландской недели дизайна. Одним из главных трендов в предметном дизайне остаётся фокус на новые экологичные материалы, этичное производство и вторичное использование вещей (о чём я еще расскажу подробнее).

🪴 Часто это подразумевает спокойную природную («натуральную») цветовую гамму.

🎨 Но в то же время, сохраняется тренд на цветные, яркие акценты в достаточно спокойном интерьере. При этом, важным становятся хорошо подобранные сложные сочетания оттенков (ярких и приглушенных). Приведу несколько примеров из понравившихся мне проектов.

1) 🎈RAW COLOUR X IKEA.
Одним из лидеров направления является расположенная в Эйндховене мультидисциплинарная студия Raw Color. Основатели студии – голландка Данира тер Хаар (Daniera ter Haar) и немец Кристоф Брач (Christoph Brach) со своей командой работают как над собственными проектами, так и с крупными международными брендами.

👩‍🎤Сделав главной темой своего творчества цвет, они легко совмещают самые разные направления деятельности – от графического и предметного дизайна до моды и фотографии. В центре внимания их исследований – влияние света, формы, материалов, и самих цветов друг на друга, а также на их восприятие человеком. Способность цвета оказывать воздействие на психоэмоциональное состояние людей и общую атмосферу пространства.

🍡В рамках недели дизайна они открыли двери своей студии, чтобы показать собственные небольшие проекты на продажу (от коллажей из бумаги до носков и пледов), а также 2-х летний процесс работы над коллекцией TESAMMANS для ИКЕЯ. Она включала 18 простых и геометричных по форме предметов, играющих с оптикой цветового восприятия.
«Мы всегда ищем цвета, которые усиливают друг друга. Это как рецепт: нужно найти правильный баланс, чтобы предмет засиял!»

🟣 Графический рисунок из разноцветных полос разной толщины и направлений на пледах и наволочках на расстоянии сливается в новые цвета.

🟢 Цветные cлои перфорированного металла, для настенных часов, настольных органайзеров и мобильных тумб – сдвигаются относительно друг друга – образуя новые оптические комбинации.

🟠 Три конусообразных абажура, поставленных друг на друга могут использоваться как в качестве настольной, так и подвесной лампы. Красные, оранжевые и розовые тона в которые они окрашены придают свету, отраженному от каждого слоя, разную теплоту.
И др.

#DutchDesignWeek #Colour #ProductDesign #Textile #Lighting #Ceramic #Glass
🔥4👍2
✂️ Самым интересным на выставке Raw Color была демонстрация процесса работы над проектом, начинавшегося с плоскостных эскизов и прототипов из цветной бумаги.

🤓 Наглядная демонстрация практической пользы от уроков пропедевтики и моделирования из бумаги в художественных вузах – даже в нашу цифровую эпоху (или особенно в неё!).

🎓Я пришла в студию к открытию и попала на экскурсию для группы немецких студентов (почти всё поняла, не переходя на английский). Студенты задавали много прямых и практических вопросов и получали на них честные ответы.

🧶 Изначально им заказали только пледы и наволочки, и уже в процессе работы над ними дизайнерам удалось убедить Икею в необходимости создания тематической коллекции.

🪢 Первыми источниками вдохновения стали текстильные работы немецкого Баухауза и финских Маримекко.

🌍 Влиять на выбор конечных производителей они не могли (по экономическим соображениям, в основном это Китай, Индия и т.п.), но настояли на использовании только экологичных материалов – натуральные ткани, стекло, керамика, металл.

💰Это усложнило задачу попадания в бюджетные ограничения по себестоимости каждого предмета.

⚙️ Самый сложный предмет для технологов Икея – это часы, которые должны, и время показывать, и узоры на перфорированных цветных дисках точно совмещать.

😎Работа с Икеей это классное промо для их небольшой студии и возможность увидеть свои вещи в массовых интерьерах по всему миру на фото в соцсетях.

😢Но сейчас, когда коллекция полностью распродана, обидно, что нет шанса на новую партию, не смотря на наличие спроса.

#DutchDesignWeek #Colour #ProductDesign #Textile #Lighting #Ceramic #Glass
🔥6👍21