🌸 Началось всё с того, что Даша Соболева посетила экскурсию в Ботаническом Саду МГУ и сделала (при участии другого дизайн-админа Лены Гуляевой) серию интересных постов с рассказом про московскую сирень и сады селекционера Леонида Колесникова, создавшего 300 новых видов сирени. Из которых сохранилось только 50. Часть из его деревьев пострадало от бомбёжек во вторую мировую войну, часть – во время послевоенной перестройки города.
🏡 Мне показалось важным, что именно благоухающая на улицах восстанавливаемых городов сирень стала одним символов послевоенного мирного времени. В котором бытовые трудности компенсировались оптимизмом и романтическими надеждами на новую благополучную жизнь. Умение осознанно направлять своё внимание на небольшие повседневные радости, такие как зацветающий во дворе куст сирени, это вообще важный психологический навык, помогающий противостоять жизненным невзгодам.
👃Так, аромат знаменитых ленинградских духов «Белая сирень» фабрики «Северное сияние», создаётся уже в 1946-47 годах, когда казалось бы, парфюмерная промышленность не могла быть в приоритете (Фото 1)! Технически сложный в реализации аромат регулярно дорабатывался, переходя от синтетических компонентов к смеси с натуральными и обратно. Среди коллекционеров, больше всего ценится состав 1950-1960-х годов, выходивший в наиболее дорогой подарочной упаковке и во флаконах с колпачком впритирку (на дореволюционный манер).
🏆Духи «Рижская сирень», получившие награду на брюссельской выставке 1958 года, я вместе с другими дополнительными изображениями добавлю в комментарии. Интересно, что линейку косметики на основе этого аромата они до сих пор производят.
💅Конечно, ноты сиреневого аромата, как и изобразительные мотивы, начали использовать в парфюмерии и декоративно-прикладном искусстве гораздо раньше, по мере её популяризации в Европе и России, начиная с 17-18 веков (но это отдельная тема).
📸 На фото 3 – цветной литографический плакат с рекламой духов 1937 года работы выдающегося советского художника Александра Побединского. Про его роль в формировании визуального облика журнала «Техника-Молодёжи» и глубокий психологизм иллюстраций к романам Ефремова я писала в статье про советскую научную фантастику.
👘 На фото 1 и 4 образцы советского послевоенного текстиля с сиренью. Добавлю ещё несколько в комментарии.
☕ Юра Скрелин, автор канала Mid-Century, More Than, уже писал про самый известный дулёвский чайный сервиз с сиренью и его особо ценную версию 1956 года, декорированную, и внутри, и снаружи. Я от себя добавлю изображение донышка чашки из этого сервиза с золотым цветком напросвет, в более поздних версиях таких «излишеств» уже не было (Фото 7). А также дореволюционный Кузнецовский кувшин из Дулёво (Фото 6) и промежуточный вариант – дулёвский столовый сервиз с сиренью периода НЭПа (Фото 5). А в комментариях посмотрите его сравнение с британским чайным сервизом 1950-х.
👌 Сегодня у Mid-Century More Than вышел ещё один интересный пост на тему сирени в советском ДПИ! 😇
🎨 В отличие от дулёвской массовой деколи, более редкий чайный сервиз «Сиреневая ветка» ЛФЗ (Фото 8). расписывался вручную. Обратите внимание на эти живые мазки и переходы цвета! Автор – талантливая советская художница Лидия Лебединская. В 1941 году из-за болезни сына она не смогла уехать в эвакуацию вместе с заводом и вернулась к работе в его художественной лаборатории только в 1943... И уже в конце 1940-х – начале 1950-х она расписывает этот лёгкий, воздушный сервиз! Форма «Весенняя», всё той же Серафимы Яковлевой, авторки формы «Тюльпан» дулёвского «сиреневого» сервиза).
❓Напишите, любите ли вы сирень? Чувствуйте ли вы её запах, когда читаете подобные посты? Я – да)))
#SovietDesign #Voprosotvet #ДизайнАдмины #Archive #GraphicDesign #DecorativeArt #Packaging #Flowers #Lilac
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1❤12🔥3👍2
🙈 На канале «Собака Архитектора» собраны неудачные примеры из оформления сегодняшнего праздника.
🚊 Для выставки ВХУТЕМАС-100 в музее Москвы я исследовала участие выпускников и преподавателей ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа в строительстве и дизайне московского метро.
⛲️В 1933 году при Отделе проектирования Моссовета (наряду с архитектурными) была создана «Художественно-проектная мастерская Nº 12», специализировавшаяся на разработке интерьеров и интерьерного оборудования.
Возглавил мастерскую выпускник ВХУТЕИНа архитектор с трагической судьбой Наум Боров, кроме которого в коллективе было еще несколько выпускников Дерметфака и Живописного факультета ВХУТЕИНа (Н. Богословский, С. Забалуев, Г. Замский и др.).
📓В комментариях я добавлю несколько важных публикаций о разработках этой мастерской (включая типовое оборудование для первых станций метро и в частности, для Кропоткинской). Складные киоски ОГИЗ, в три раза уменьшавшиеся по занимаемой площади в сложенном виде и др.
🥺 Но уже в 1935 году, по идеологическим причинам мастерская была закрыта (а её проекты, проникнутые эстетикой ар-деко, включая интерьеры комбината «Правда», критиковались как слишком «буржуазные»).
💡Тесно сотрудничал с мастерской Моссовета №12 ученик Александра Родченко по Дерметфаку Абрам Дамский. До наших дней сохранились более поздние светильники по его эскизам на станциях Кольцевой линии «Таганская» и «Октябрьская». И спроектированные в период оттепели модернистские светильники СК-300, которые также использовались в разных общественных местах, включая станцию Кутузовская.
🚉 Ученик Александра Родченко Захар Быков в 1935-36 годах спроектировал оригинальные скамьи с указателями для станции метро «Аэропорт», открытой в 1938 году. Сама скамья похожа на проекты мастерской Моссовета №12.
А вот её соединение с указателями-стрелками можно сравнить с конструктивистским дипломным проектом одногруппника Быкова – Ивана Морозова. Разработавшего в 1929 году «диван-указатель» для междугородней автобусной станции.
👤На «Семеновской» сохранились придуманные Быковым вентиляционные и декоративные решетки для верхнего вестибюля (добавлю фото в комментарии). А на стенах этой станции - медальоны с рельефами Веры Мухиной не долго преподававшей во ВХУТЕМАСе. 👩🎨
🚇 Другой выпускник факультета металлообработки под руководством Родченко - Дмитрий Заонегин спроектировал светильники для первых вагонов метрополитена.
Кстати, отдельной гордостью была высота и просторность наших вагонов (что особенно ощутимо на контрасте с вагонами для старейшего в мире метро Лондона).
Вот такой вот «ВХУТЕМАС вокруг нас!» 😍
P.S. Подробнее про смену стилей в московском метро: от советского ар-деко к неоклассике и модернизму мы с Александром Семеновым кратко рассказывали вот в этом видео к выставке «Вещь!». У меня как раз недавно спрашивали в комментариях про советское по-деко (вот там много примеров).
P.S. Завтра сделаю двойной пост про Милан, а то уже слишком много материала накопилось 🤣
P.P.S. Ставьте ✍🏻, если хотите на следующей неделе пост про альтернативные разработки вагонов для московского метро 1980-х годов. 🤓
#SovietDesign #Archive #InteriorDesign #Furniture #Lighting #ArtDeco #Underground
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤9✍5
👌 Нормальный пост про современный дизайн сделаю ближе к ночи с нормальным интернетом.
📖 А пока что: маленькая шуточная зарисовка из моей научно-исследовательской жизни. 🤓Работая над материалом о «материальной культуре» Татлина, давно хотела добраться до текста его доклада в ГИНХУКе.
Но как показали материалы дела: сам Татлин на этот доклад просто не пришёл! 😅
«Может быть приду, может быть нет» 🤣 – не такую цитату я искала для публикации… Хотя))
#Archive #AvantGarde #SovietDesign #Art #WhereIsAlyona?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥9😁5👍1
♻️В фокусе жюри были переработанные материалы и интеграция традиционных технологий в современный контекст. Значительная часть проектов показалась мне вторичной и со слабо проработанной концептуальной составляющей. На этом фоне особенно ярко и однозначно выделялись работы победителей. 🏆
🧺🪑Анастасия Кощеева (Anastasiya Koshcheeva) — 1-я премия и моё ♥️!
Стулья «MORE» подходят как для конференц-залов, так и к обеденным столам.
Березовая кора для спинки и формованная древесина сидения (включая кору в одном из вариантов). Улучшенная техника традиционного плетения из бересты сочетается с современными технологиями обработки дерева. Стальной каркас с порошковым покрытием обеспечивает прочность и создаёт эффектный контраст с натуральными материалами.
♻️ Переосмысление традиционных техник и материалов привело к созданию дизайна, который выдерживает интенсивное использование в общественных пространствах. Экологичность, эргономичность, функциональность и яркий образ. 🧶
👑 2-я премия. Мириам Арентц (Miriam Arentz). Броши «Traces of Time» (Следы времени). Балтийский янтарь, гильошированное серебро, эмаль. Комбинация ювелирного литья, гравировки и эмалирования.
Необычная подача янтаря, в сочетании с фактурным металлом и эмалью разных цветов. Абстрактные геометрические «архитектурные коллажи», символизирующие диалог между временем и материалом.
🪵Габриэле Хинце (Gabriele Hinze). Броши «Kambium». Серебро, оксидированное серебро. Трехмерная чеканка, имитирующая срезы древесины. Её работы подчеркивают поэтику природы и ручной обработки металла. Вот тут я не поняла, что особенного, но симпатично да.
🍵 3-я премия. Анна Бадур (Anna Badur). Чайный сервиз «Oolong Secrets». Бисквитный фарфор (неглазурованный снаружи, глазурованный внутри). Уникальный рисунок «чайных» гор на каждом предмете.
Современная интерпретация китайской чайной церемонии. Чашка со встроенным керамическим ситечком (все отверстия сделаны вручную), объединяющая японскую традицию подачи чая Shiboridashi и китайскую – Gaiwan.
🎶Бернхард Дойц (Bernhard Deutz).
Автор проекта одновременно является мастером-ремесленником и музыкальным терапевтом. На мой взгляд, в этом секрет успеха проекта. Переизобретение старинных инструментов, интерактивность и терапевтический эффект!
Музыкальный инструмент «Klangrad» (дословно – ‘музыкальный круг’), а по факту, 3-е гусли-гексаэдр 😂 🔥
Звучит и ощущается очень прикольно, процесс игры затягивает!
Горная ель (тоновая древесина), гнуто-клееная древесина платана, клен, бук, вишня, грецкий орех, слива и металлические струны для гусельных инструментов.
Интерактивная круглая конструкция с тремя уровнями разнонаправленных струн, позволяющая коллективно создавать музыку. Инструмент сочетает точную столярную работу и интересный акустический дизайн. 🎼
🍭Лауреаты Förderpreis (поощрительный приз для дизайнеров имеющих меньше 5 лет практики).
Мартина Димитрова (Martina Dimitrova), табуреты «TRUNK» и «HRISANTEMA». Мелкозернистая известковая штукатурка, состоящая из кварцевого песка, гашеной извести и мраморной крошки, с добавлением пигментов, слюды, льняного масла и пунического воска. Итоговый узор получается через переосмысление традиционных техник (сграффито, скальола). Использование экологичных материалов и техник ручной шлифовки для создания прочных, скульптурных объектов. Авторка заявлена ещё и как сценограф – очень интересно!
🏗️ Марк Роман Пейдж (Marc Roman Page). Объект для сидения «Recasting Aesthetics». Переработанный гипс, полученный из б/у гипсокартона, тонкие/грубые волокна целлюлозы. Литьё из вторсырья, демонстрирующее потенциал циркулярной экономики в дизайне.
#GermanDesign #FrenchDesign #RussianDesign #Craft #exhibitions #FlickrPhotoAlbum #Furniture #Music #Jewerly
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7