Design In Details – Telegram
Design In Details
2.49K subscribers
4.9K photos
191 videos
10 files
430 links
Авторский взгляд на историю дизайна. Выставки, книги, статьи, конференции и другие детали профессиональной жизни куратора и педагога Алёны Сокольниковой: www.sokolnikova.com
@AlyonaSokolnikova
Download Telegram
🪆 Хорошо отдохнули! 👌Продолжаю рассказ про интересные детали выставки
«Тропический модернизм: архитектура и независимость». Про женщин в архитектуре, культурную апроприацию и надменность Ле Корбюзье в 2-х частях. 🤓

📸 1. Фото Фрая и Дрю в Африке.
👩‍🎓До того, как выйти замуж за Максвелла Фрая, Джейн Дрю в 1939 году основала одно из первых полностью женских архитектурных бюро в Великобритании и стала одной из главных женщин британского модернизма.

🧐 А Максвел Фрай - несколько лет работал вместе с Вальтером Гроппиусом, спасавшимся в Лондоне от нацистов (1932-37). Но идеи немецкого и французского модернизма оказались слишком радикальными для консервативной Великобритании. Построив всего несколько зданий Гроппииус уехал экспериментировать в США, назвав объединенное королевство “unartistic country” (нехудожественной / не творческой страной).

🪷В последствии, сразу несколько учеников-индусов Гроппиуса (Анита Гош, Б.В. Доши и Раджешвар Рао) вернутся из Америки в Индию работать над созданием нового национального стиля в архитектуре, исправляя ошибки европейских модернистов.

🌍 Фрай и Дрю тоже смогли реализовать большинство своих модернистских проектов не в Великобритании, а в Африке.

☀️ 2.Традиционный табурет Ashanti и фото солнцезащитной решетки школы Opoku Ware (1952). Пример формального использования элементов традиционной африканской культуры в проектах Фрая и Дрю.

Для Ашанти форма табурета имеет сакральное значение, а резьба на нём кодирует историю клана. 🙏

🛖 Плоские крыши и бетонные стены перегревались в климате Ганы. Традиционные дома Ashanti с покатыми крышами и глинобитными стенами были эффективнее.

📚 3. Модель библиотеки в Университетском колледже Ибадана, разработанная Дрю и Фраем. Реконструкция 2015.
Колониальным в работе архитекторов было само определение «Тропиков» куда попадали все (!) британские колонии без учёта географических и культурных различий. 🤦‍♀️

🗺️ 4-5. Корбюзье с планом Чандигарха и модулором. + План города.
Основная критика проекта Ле Корбюзье. Игнорирование местных традиций: он запретил скот и уличные рынки на территории Капитолия, назвав их «негигиеничными». Архитектор Адитья Пракаш позже сказал что: «Это место для богов, а не для людей». 🐄

🥵 Климатические просчеты. Здания страдали от перегрева: высокие потолки и солнцерезы не спасали в сезон муссонов. Вентиляция оставалась недостаточной, что в последствии вынуждало устанавливать кондиционеры.

🌡️Широкие бетонные площади накапливали тепло, создавая «эффект печи». Это контрастировало с традиционными индийскими дворами-колодцами (stepwells), обеспечивавшими естественное охлаждение.

🏙️ Жилые кварталы для чиновников проектировались с комфортом, тогда как дома для беженцев (составлявших 70% населения Чандигарха) оставались аскетичными. Ощущалась нехватка общественных пространств и возможностей для традиционного домашнего хозяйства.

🐦‍⬛6. Фоновое изображение: эмалевая дверь Дворца собраний, Чандигарх. 1962
Эта дверь, спроектированная Ле Корбюзье, полна солярных символов. На одной из панелей он изобразил себя в виде ворона (обыгрывая свой псевдоним), Пьера Жаннере - в виде петушка, Джейн Дрю - в виде козы, а Максвелла Фрая - в виде грудного ребенка. Любил он прикалываться над коллегами 😂

🗿7. Скульптуры из «Сада камней» Нек Чанда. Это был тайный парк со множеством скульптур, созданных из строительного мусора Чандигарха. Они символизируют народное сопротивление культурной «стерильности» модернизма: «Город и мой сад различны, как небо и земля».

🪨 8. Фотограф Джит Малхотр запечатлел процесс стройки Чандигарха. Женщины-рабочие переносят бетон на головах — контраст между высокотехнологичным замыслом и социально-экономическими реалиями Индии.

#DesignHistory #Architecture #NationalCulture #exhibitions #FlickrPhotoAlbum #Modernism
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3
🪆 Окончание рассказа про выставку
«Тропический модернизм: архитектура и независимость». Начало тут. Мебель для Чандигарха: скандалы, интриги, расследования! 🤓

Фото 1. Пьер Жаннере и Юли Чоудхури (в центре).
Юли Чоудхури (Eulie Chowdhury, 1923-95) была дочерью индийского дипломата, командированного в Японию и Австралию, где она изучала архитектуру, музыку, а затем ещё керамику в США. 🏺

🏆Первая индийская женщина-архитектор (и возможно, в Азии), единственная женщина на фото и, после ухода Дрю - единственная в команде Чандигарха. Как мы помним, Корбюзье не любил женщин.

🔗 Чоудхури, свободно владевшая английским и французским языком, стала важным связующим звеном между Корбюзье и остальной частью международной команды.

📖 Перевела на английский книгу Корбюзье
Three Human Establishments и написала мемуары о работе с ним - These were the Days.

📐Она внесла свой вклад в проектирование комплекса Капитолия Ле Корбюзье и ряда других зданий.

👩‍🏫 Чоудхури адоптировала модулор под пропорции индийцев, и женщин (!)
Она также спроектировала Государственный политехнический колледж для женщин (и ряд других государственных зданий, фото 6-8).

🪑А ещё - некоторые из знаменитых стульев Чандигарха, которые до недавнего времени приписывались исключительно Пьеру Жаннере.

👩‍🎓В дальнейшем Чоудхури стала главным государственным архитектором Пенджаба (и не только), много преподавала и публиковалась.

2-5. Мебель для общественных зданий Чандигарха – Секретариата, Верховного суда, университета. 1950-е.

👬👫 Руководил проектом кузен Корбюзье – Пьер Жаннере и именно ему приписывают авторство этой мебели на европейских аукционах (иногда Корбюзье тоже). Хотя последние исследования доказывают большую роль индийской команды, и в особенности Юли Чоудхури (см. следующий пункт).

🪚А также группы индийских ремесленников имевших достаточную степень свободы в реализации тех.деталей.

🌾 Традиционные материалы: Бирманский тик (устойчив к влаге и насекомым), тростник для плетёных сидений. И стильные модернистские формы с «ножками-циркулем».

🤑 В 1980-е мебель вышла из моды и гос.учреждения стали продавать её на аукционах за копейки (ок. 10 долларов за стул). Этим воспользовались европейские галеристы, Эрик Тушалом (Galerie 54), Патрик Сеген и Франсуа Лаффанур.

🥺 Индийские искусствоведы осуждают нарратив о «спасении Европой» этих стульев, называя его неоколониальным. Так как далеко не вся мебель «загнивала в Индии на помойках», как это пытались преподнести дилеры (фото 5).

💸 В 2008 Индия запретила экспорт оригинальной мебели из Чандигарха. Среди последних рекордов на европейских аукционах - 179.000$ за пару кресел из университета.

🐑 В 2019 году Cassina запустила выпуск лицензионных копий, но сейчас рынок заполнен дешёвыми подделками.
Вот ещё размышление об этичности этих реплик на канале Собака Архитектора.

🤩 Известные владельцы оригиналов: Кортни Кардашьян, Канье Уэст, дизайнеры Аксель Вервордт и Жозеф Диран.

Как вам эта история? 😇

#DesignHistory #Architecture #NationalCulture #exhibitions #FlickrPhotoAlbum #Modernism #Furniture #WomenInDesign #Chairs
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
111
🪆 Улетаем из Майорки! Расскажу вам про свой любимый частный музей здесь, который, в свое время, стал для меня настоящим открытием.
💔Это очень трогательная история о любви, смерти и силе искусства.

☮️ Расположенный на севере острова Музей Са-Баса-Бланка (MSBB), основан потрясающей парой художников-шестидесятников: Янник Ву и Беном Якобером. Подробнее о деятельности фонда и его образовательных программах можно узнать на сайте.

🏞️ Музей находится на холме Пунта-Ауканада в живописных скалах над морем и окружен зеленой территорией.
Добраться туда своим ходом не просто, нужно брать машину напрокат или такси. Коллекция музея уникальна и глубоко связана с жизнью и деятельностью самих художников.

🕌 Во-первых, это основное здание музея – единственный дом, построенный всемирно известным египетским архитектором Хасан Фатхи в западной части Европы.

🪘В его колоритных интерьерах – коллекция экзотических предметов быта и народного искусства, привезённых художниками из Марокко, абсолютно не похожие друг на друга рабочие мастерские творческой пары (Бенн называет Янник “Madame No”, за ее умение отсекать лишнее), их собственные скульптурные, живописные и графические работы, а также коллекция произведений их друзей, членов семьи и единомышленников.

🛋️ В пространстве зимнего сада - собрание кинетической скульптуры и дизайнерские стулья Рона Арада, Френка Гери, Энзо Мари и Рольфа Сакса (!) А во внутреннем дворе - маленький живописный сад в восточном стиле. 🌳

🥀🗿Перед домом – сад роз и сад скульптур – сюрреалистичное арт-пространство, в котором скульптуры и инсталляции Янник Ву и Бена Якобера органично вписаны в окружающий ландшафт.
Большинство скульптур в парке представляют собой увеличенные в размерах вариации на тему древних статуэток и культовых фигурок людей и животных, хранящихся в различных антропологических и исторических музеях мира.

👫Рядом с пространством «Сократ» на фоне условного греческого дворика иронично выставлена скульптурная пара в виде увеличенных фигур обнаженных Барби и Кэна - золотых идолов американской мечты или Адама и Евы нового времени...

♻️ Среди объектов выполненных приглашенными авторами - дерево желаний Йоко Оно, а также “The Shrine” (2018) – инсталляция, созданная группой современных мароканских художников Z'bel Manifesto к всемирному дню окружающей среды.
Темой того года был пластиковый мусор, и художники создали из него разноцветные рельефы, заполняющие внутреннее пространство небольшой круглой в диаметре башни (бывшей в XIX веке частью водяной мельницы). С помощью звука и света внутри башни создаётся ощущение сияющего храма заброшенной цивилизации. Взгляд на себя – в находящееся в центре алтаря зеркало – поднимает вопросы личной ответственности каждого человека, участвующего в потреблении представленных там повседневных образцов пластиковых упаковок.

👼 Под землёй в пространстве бывших водных резервуаров расположены ещё две художественные галлереи.
В первой ‘Aljub Nins’ демонстрируют уникальное собрание детских аристократических портретов XVI–XIX вв.

🍒 Отправной точкой для этой необычной коллекции стал портрет девочки с вишнями (1846/8), работы жившего на Майорке художника Joan Mestre i Bosch. Странные пропорции и общая отстранённость фигуры девочки, наделяющие работу почти сюрреалистическими качествами, привлекли внимание молодой художницы, но владелец антикварного магазина отказался продать работу Янник Ву и ее первому супругу - итальянскому художнику и сценографу Доменико Гноли. Позднее Бен Якобер, используя свою силу убеждения, сумел заполучить эту картину и преподнести Ву в качестве подарка на их свадьбе. 💍

Окончание следует ⬇️

#Museum #art #Mallorca #WhereIsAlyona
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7👍3🔥2