XAOSMOS – Telegram
Небольшой отчет.

Небольшой — потому что в основном я писал новую (и первую за пять лет, ничего себе) книгу под названием «Тёмные Теории», которая выйдет уже в начале следующего года. На всё остальное как-то особенно времени не было. А на что время всё-таки было — привожу ниже по рубрикам.

Лекции в открытом доступе:

Тёмный Делёз

Сюр-экзистенциализм. Сартр, Батай и философия

Я — это Чужой: Философия космического ужаса

Чёрный пантеизм: Батай, Беньямин и ужас природы

Пористый мир: Беньямин в Неаполе

Подкасты:

Карпентер

Тарковский

Тарантино

Линч

Переводы:

Бенджамин Нойс. «Событие» Лавкрафта

Саймон Рейнольдс. Мятежная Академия: Группа исследований кибернетической культуры

Кара Джудея Альхадефф. Язык и триггер: делёзианский эротизм жуткого

Всё остальное ищите на БУСТИ.
«ЧЕЛОВЕК-СЛОН» Дэвида Линча: обсуждение в Третьяковке

БУСТИ
«КИНОПРОБА» Такаси Миике: показ и обсуждение

17 января, 19:00, Третьяковка (Инженерный корпус)
Forwarded from SPECTATE
С 10 октября 2025 года в Каракасе в Национальной синематеке Музея изящных искусств проходит VI Биеннале Юга под девизом «Народы в сопротивлении: сила разнообразия». В ней принимают участие более 150 художников из 16 стран, включая группу БРИКС. Владимир Потапов, один из участников биеннале, рассказывает о своем опыте посещения Венесуэлы, о получившейся экспозиции, а также о сложных и смешанных впечатлениях от искусства, развернувшегося на фоне острой политической ситуации.

https://spectate.ru/caracas-biennale/

«Во время биеннале Каракас жил в атмосфере острого политического напряжения. К берегам Венесуэлы подошла американская флотилия — по официальной версии, для борьбы с наркотрафиком; по неофициальной — как подготовка к возможному перевороту против режима Мадуро. За время моего пребывания США потопили девять венесуэльских лодок, и многие ждали вторжения. Это ожидание осязаемо усиливало антиколониальные мотивы биеннале. Венесуэла, как и Куба, десятилетиями живёт под санкциями, и экономическая нестабильность воспринимается здесь как плата за независимость. Между поколениями ощущается разрыв: старшее — за сохранение курса, молодое — за перемены».
МИШЕЛЬ ФУКО — «Ненормальные» и «Рождение клиники» (презентация)

БУСТИ
Forwarded from SPECTATE
В галерее «Корней» с 17 по 19 октября 2025 года прошла персональная выставка Евгения Аверина «В количестве трех» под кураторством Тины Шибаловой и продюсированием Анастасии Казаковой. Выставка постулировала «отказ от углубленного комментирования и широкой репрезентации», однако мы решили расспросить художников, кураторов, арт-критиков и фотографа об их впечатлениях о выставке, чтобы перформативно ответить на вопрос, может ли искусства скрыться от интерпретации.

https://spectate.ru/averin-three/

Участвовали: Евгений Аверин, Тина Шибалова, Анастасия Казакова, Олег Семеновых, Влад Шевченко, Катя Андриянова, Денис Лапшин, Юлия Тихомирова, Кирилл Ермолин-Луговской, Анастасия Хаустова.
«Кинопроба» Такаси Миике: обсуждение в Третьяковке (Иван Лабутин и Дмитрий Хаустов)

БУСТИ
Forwarded from SPECTATE
В конце прошлого года в Москве сразу несколькими проектами открылся новый музейно-выставочный центр «ЗИЛАРТ», основанный на коллекции девелоперов Андрея и Елизаветы Молчановых. Арт-критик и историк искусства Юлия Тихомирова @notesonemptiness рассказала, какой получилась выставка «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», на которой представлены работы художников от Михаила Аникушина и Константина Худякова до Аллы Урбан и Семена Файбисовича (парвильно: химерической).

https://spectate.ru/zilart/

«Коллекция Молчанова очень эклектична: тут и выкупленное собрание африканского искусства, и советская скульптура, и первые имена классиков отечественного contemporary art, и огромное количество сложноквалифицируемых художников типа Аллы Урбан — словом, всего да побольше. Художественный руководитель музея Александр Боровский пытался как-то концептуализировать происходящее и выстроить единый нарратив из всех разрозненных проектов, собирающихся на базе коллекции Молчановых. Однако с этой задачей имплицитно справляется первая же выставка, которую может увидеть посетитель музея. "Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве" — точная формула всего проекта музея "Коллекция", в ней он "проговаривается", ненамеренно являя нам свою суть».
Forwarded from SPECTATE
Издательство Ad Marginem @admarginem выпустило книгу немецкого философа Ханно Зауэра «Изобретение добра и зла. Всемирная история морали», в которой он, опираясь на философские знания и эмпирические данные, объясняет, как процессы биологической, культурной, социальной и исторической эволюции сформировали современную нравственную грамматику, присмотревшись к которой, можно увидеть и фундаментальные ценности, применимые ко всем людям во все времена. Публикуем из книги главу об одном из самых противоречивых явлений современной морали — вокизме.

https://spectate.ru/woke-up/

«Противники вокизма совершают распространенную ошибку: они переносят современные тенденции в бесконечность. Последствия влияния, которое оказывают на наше общество нынешние формы вок-культуры, они путают с последствиями, которые возникли бы, если бы она продолжала развиваться бесконечно, не встречая никаких препятствий. Независимо от того, хорошо это было бы или нет, такого не случится. Вокизм останется, но в прирученном, не столь концентрированном, как сегодня, виде; в конечном счете, изменившись, он станет эндемичной культурой».

А еще, 7 февраля в 18:00 в московском «Пиотровском» состоится презентация книги и встреча с автором — вход свободный по регистрации.
Как читать Пинчона?

Архэ, 25 февраля, 19:00
Forwarded from SPECTATE
Многие из нас еще помнят DVD, CD, VHS — «память» всегда так или иначе имела материальный носитель. До настоящего момента. Что происходит с цифровыми архивами, которые уже не поддерживаются новым программным обеспечением или просто перестают воспроизводиться? Исследователь цифрового общества Никита Колобов рассуждает о том, как трансформируется память, лишенная останков.

https://spectate.ru/memory-without-remains/

«Музеи и архивы, именуемые местами вечности, оказываются в кризисной позиции: их попытки сохранить "неизменное" сталкиваются с цифровой онтологией, где любая фиксация — лишь временная точка в потоке трансформаций. Однако, как показывает Жак Деррида в "Архивной лихорадке", сама идея архива всегда содержала внутреннее противоречие — стремление остановить время, будучи продуктом технических условий эпохи. Цифровая среда лишь обнажает эту амбивалентность: облачное хранилище имитирует вечность, но его стабильность иллюзорна: оно зависит от серверов, юридических соглашений, энергосетей».
Тотально тёмный, философский анонс!

Скоро и в большом количестве: «Тёмные теории. Философия после постмодерна» Дмитрия Хаустова! Латур, Негарестани, Харман, Ланд, Мейясу и другие герои философии XXI — в многогранном анализе философа Дмитрия Хаустова!

Ждем «Тёмные теории» этой весной — и совсем скоро расскажем все и про книгу, и о способах ее получения раньше всех.

Дмитрий Хаустов — историк философии и культуролог, автор интеллектуальных биографий Чарльза Буковски (2018), Джорджа Оруэлла (2019), Уильяма Берроуза (2020), «Лекций по философии постмодерна» (2018) и «Лекций по психоанализу» (2019), а также ряда других лекционных курсов, посвященных ключевым фигурам философии и литературы XX и XXI веков.
Дизайн Владимира Вертинского.

…а следом все умерли: Барт, Фуко, потом и Делёз. И в этом мрачном пространстве, оставленном интеллектуальными богами вчерашнего дня, оказалось, что философский постмодерн был тупиком, хитрым змием, кусающим собственный хвост: самопоеданием модерна, живого мертвеца. И что оставалось? Ступать в неизвестное, не-просвещенное мысленное пространство. Так теории стали тёмными. Животные и микробы, грибы и бактерии, непроницаемый космос и океанические бездны, холодные коды киберкультуры, нечеловеческое, постгуманистическое и даже антигуманистическое — их новые миры. Там, за последней полосой света, оставленного меркнущим Просвещением, трепещут тревожные тени гегелевской «ночи мира»: здесь Г. Ф. Лавкрафт смотрит фильмы Дэвида Кроненберга, а радикальные нигилисты — Ларса фон Триера, здесь спекулятивные реалисты читают Филипа Дика и носят ожившие костюмы от Мартена Маржела, экологические активисты пристально всматриваются в «Чёрное зеркало» и в «Чужого», киберпанки вслушиваются в оглушающую тишину Джона Кейджа, а тёмные делёзианцы — в шумовые полотна Einstürzende Neubauten и в мизантропический вопль блэк-метала. Бруно Латур и Донна Харауэй, Квентин Мейясу и Грэм Харман, Ник Ланд и Реза Негарестани среди многих других отправляются в путешествие по катакомбам современного постгуманистического мышления. Мы пойдем вслед за ними — узнать, есть ли хоть что-то во тьме, и если да, то что именно.