Дмитрий Артис (художественный) – Telegram
Дмитрий Артис (художественный)
5.26K subscribers
1.96K photos
375 videos
2 files
2.32K links
Все имена и события вымышлены, любые совпадения с реальными людьми, живыми или мертвыми случайны.
Download Telegram
Милейшая Фаина Гринберг, мой дивный друг, боец за семейные ценности, отстаивающая и защищающая истинную природу мужчин и женщин, за что не раз была осмеяна людьми среднего рода.

Милейшая Фаина Гринберг показала сегодня два текста (стихотворения) Льва Николаевича Толстого. А я решил показать вам. Вот они:

Лев Толстой

... Люблю я ее,
когда ночью или утром
я проснусь и вижу:
она смотрит на меня и любит.
И никто — главное, я
не мешаю ей любить, как она знает, по-своему.
Люблю я,
когда она сидит близко ко мне,
и мы знаем, что любим друг друга, как можем,
и она скажет: „Левочка, — и остано­вится, —
отчего трубы в камине проведены прямо?“
или: „лошади не уми­рают долго?“ и т. п.
Люблю,
когда мы долго одни и я говорю: „
"Что нам делать? Соня, что нам делать?“
Она смеется.
Люблю,
когда она рассердится на меня,
и вдруг, в мгновение ока, у нее и мысль и слово иногда резкое:
„Оставь. Скучно“.
Через минуту она уже робко улыба­ется мне.
Люблю я,
когда она меня не видит и не знает,
и я ее люблю по-своему.
Люблю,
когда она девочка в желтом платье
и выставит нижнюю челюсть и язык.
Люблю,
когда я вижу ее голову,
закинутую назад,
и серьезное, и испуганное, и детское, и страстное лицо.
Люблю,
когда…

***

Теперь началось»,—
как будто сказал ему какой-то торжественный голос.
И дорога, и вдали видневшаяся черта Терека, и станицы, и народ —
все это ему казалось теперь уже не шуткой.
Взглянет на небо —
и вспомнит горы. Взглянет на себя, на Ванюшу —
и опять горы.
Вот едут два казака верхом,
и ружья в чехлах равномерно поматываются у них за спинами,
и лошади их перемешиваются гнедыми и серыми ногами;
а горы...
За Тереком виден дым в ауле;
а горы...
Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке;
а горы...
Из станицы едет арба,
женщины ходят красивые, женщины молодые;
а горы...
Абреки рыскают в степи,
и я еду, их не боюсь,
у меня ружье, и сила, и молодость;
а горы...
55👍5👏1
***

Ничего, что мне скучно и скучно? И скучно, и ску…
Я в таком состоянии выпить уже не рискну,

потому что есть опыт, известны последствия, кои
превращают в животное, сам понимаешь, какое.

Это возраст, а, может быть, мир пресыщения тем,
что когда-то вселяло надежду возвышенных тем,

и комменты, как взмахи совсем не спортивной рапиры,
и на шее небес очевидны ожоги крапивы.

Это возраст и всё, что к нему прилагается, вот:
почерневшие руки и дьявольски белый живот,

что-то вроде семьи, (здесь три точки), не раны героя,
а срамные болячки: то язва, то зуд геморроя.

Нет, не возраст, скорее усталость, депрессия, страх
оказаться ненужным на пару с роялем в кустах.

Не обрящет осла никогда не слезающий с пони,
но блаженны забытые, ибо никто их не вспомнит.

Извини за сентенции, религиозную муть.
С детства комплекс величия мне помогает уснуть.

Получилось почти, я зевнул, потянулся и снова
так зевнул, что могла бы во рту поместиться корова.

2012 г.

#стихи #дмитрий_артис2012 #поэзия #poetry #poems
👏4719👍8
Вот, интересно Юрий Буйда пишет о классиках. Кстати, найдите его книги, почитайте. Лучшие образцы прозы. В телеге его не увидел, поэтому копипастом:

Несколько слов о классике и классиках

В июле по деревне нашей,
Спеша домой в жару дневную,
Брели два брата:Коля с Яшей,
И встретили свинью большую.
-Смотри, свинья какая с поля
Идет! - заметил Коле Яша. -
Она, пожалуй, будет, Коля,
Толстей на вид, чем наш папаша.
Но Коля молвил:-"Полно, Яша,
К чему взболтнул ты эту фразу,
Таких свиней, как наш папаша,
Я не видал еще ни разу!"
Классик

Совершенно случайно наткнулся здесь, в ВК, на это стихотворение, которое сочинил мало кому сегодня известный поэт Алексей Федорович Иванов, писавший под псевдонимом Классик. Иванов-Классик — так он подписывался. Этот стишок вспоминает Катаев в «Волшебном роге», а одно время его публиковали как самое раннее стихотворение Хармса, поскольку было оно обнаружено в его детских тетрадках.

Как видим, уже в XIX веке понятие «классик» иногда употреблялось и безо всякого почтения, в качестве иронической автохарактеристики.
Поначалу классиком считался только Гомер, признанный первым среди лучших еще во времена Солона и Писистрата — по их приказу все гомеровские песни были собраны «под одной обложкой» и исполнялись в установленном порядке.
Именно понятие порядка вдохновило римлян, которые слово classis — флотский порядок – стали употреблять применительно к Гомеру.

Римляне вообще в смысле культуры (литературы) очень долго следовали по стопам греков, которые восхищались Гомером, рассказавшем в «Илиаде» лишь об одном эпизоде Троянской войны, а «Одиссею» начал с отплытия Улисса от нимфы Калипсо, остальное поведал устами героя, находившегося на Корфу у Алкиноя. Кстати, первое литературное произведение в Риме возникло спустя 900 лет после Ромула и Рема, и это был перевод на латынь отрывка из «Одиссеи».

Римские критики — вроде Квинтилиана — требовали от авторов, чтобы они подражали классику, начиная свои произведения с середины или с конца, и это требование держалось чуть не тысячу лет, до эпохи Возрождения, эпохи Скалигера и Драйдена, когда Лукану отказывали в звании настоящего поэта, поскольку он изложил историю Фарсальской войны в прямой последовательности, от яйца до яблока.

К тому времени круг классиков расширился — в него входили не только Гомер с Платоном и Аристотелем, но и Вергилий с Горацием и Овидием. Гении Возрождения считали, что они возрождают наследие Греции и Рима, не более того, и посчитали бы сумасшедшим любого, кто назвал бы классиком Рафаэля, Шекспира или Сервантеса.

С конца 18 века (эпоха Великой французской революции) культура стала стремительно превращаться в массовый продукт. В условиях товарной конкуренции неизбежно стало возникновение зазывал — их стали называть критиками. Некоторые из них — Белинский, Сент-Бев, Мэтью Арнольд, Т.С. Элиот — сделали для литературы больше, чем требовала торговля.

Неизбежным же стало и «падение богов»: понятие классики все чаще употреблялось в смысле сухого академизма, а вскоре и вовсе обрело смыслы, которые сегодня фиксирует словарь: крупный, общепризнанный/общезначимый писатель, музыкант, ученый и т. д.

Когда говорили о Гомере или Вергилии, было понятно, что речь идет об образцах. Когда говорят «крупный» или «общепризнанный», речь идет о вкусах и предпочтениях (а еще о большинстве и меньшинстве, как принято при демократии). Причем в уже в 20 веке эти вкусы и предпочтения раздробились и обособились, «специализировались». Появились «классики жанра». В рамках этого зыбкого термина уютно и темным ангелам поп-культуры вроде Томаса Харриса, Стивена Кинга, и детективщикам, и контркультурщикам, и создателям женской прозы, и киберпанкам, и фэнтезийщикам...

Однако и критики, и издатели отдают себе отчет в том, где проходит граница — колеблющаяся, зыбкая, но реальная — между Фолкнером, Фланнери О'Коннор, Доном де Лилло, Кормаком Маккарти и «классиками жанра». 👇👇👇
👍371
👆👆👆Я намеренно не беру русские примеры (хотя они очевидны).

Лет двадцать назад я думал, что понятие «высокая литература» давно всеми осмеяно и вышло из употребления, и как же был удивлен, когда именно это выражение — haute littérature — употребил самый известный и самый авторитетный французский издатель, зарабатывающий на Гарри Поттере и десятилетиями публикующий Набокова и Роже Кайуа.

Борхес в эссе «По поводу классиков» пишет: «Классической... является не та книга, которой непременно присущи те или иные достоинства; нет, это книга, которую поколения людей, побуждаемых различными причинами, читают все с тем же рвением и непостижимой преданностью».

На смену золоту давно пришла медь, культура «для понимающих» давно превратилась в культуру «для всех», божественная истина забыта в пользу миллионов «своих правд», но парадокс заключается в том, что культура хранит все — и золото, и иерархию, и Бога. И если сегодня они не востребованы, то это не значит, что они останутся невостребованными завтра или послезавтра.

Быть может, наше предназначение только в том и заключается, чтобы понять, что в традиции мертво, а что готово возродиться к новой жизни.

В конце концов, культура прекрасно совмещает демократизм, уравнивая сына перчаточника с герцогом, и аристократизм, подразумевающий безусловное превосходство гения над посредственностями...
👍497👏2
23 июня. Всероссийский день чтения вслух.

Сегодня весь день пробегал и, наверное, ещё побегаю до вечера, поэтому нового ничего не запишу. Но вот есть прекрасная ссылка на передачу Сергея Круглова «Порядок слов». Эфир 14 мая 2015 мая. Записей на радио было много до этой и после неё. Но именно она мне больше всех нравится. Получилась спокойной, легкой, доброй. Можно слушать и заниматься своими делами.

Единственная поправка, я там говорю, что живу в Санкт-Петербурге и не собираюсь покидать его. Но буквально через полгода после очередного предательского случая был вынужден чуть ли не бежать из него, прихватив лишь дорожную сумку со сменным нижним бельём да парой книжек. С тех пор я в Санкт-Петербург не ездил.

Хотя вру, буквально накануне #сво, то есть, в этом году, спустя семь лет, был там три дня на Конференции Международного гуманитарного проекта «Минская инициатива», как переводчик поэзии с украинского и белорусского языков.

https://smotrim.ru/audio/1335237

Даю ссылку на себя, но внизу на странице можно увидеть записи с другими современными авторами. Ещё раз с праздником, с Днём чтения вслух.

#литповестка
👍32
***

Какая скука в Петербурге...
Махнув от ста до пятисот,
идёшь выдавливать по букве
однообразие пустот —

писать, нисколько не вникая
в происходящее с тобой, —
ночь скоротается такая
похожая на день любой,

когда ни воздуха, ни дыма,
живётся только тем, что пьян —
внутри тебя непобедима
страна рабочих и крестьян,

демонстративная эпоха,
и, чтобы не было смешно,
тебе должно быть очень плохо,
а может быть, и не должно.

2015 г.

#стихи #дмитрий_артис2015 #поэзия #poetry #poems
51👍21🤔4
Не стало Вячеслава Шаповалова. Русский голос Центральной Азии, народный поэт Киргизии, профессор, лауреат всего на свете, неотъемлемый символ Бишкека, любивший и чувствовавший этот город и прекрасный край, как никто. Добрый друг. Прощай, Слава! Ты еще толком не прочитан, но есть надежда...
Текст-предчувствие, написанный несколько лет назад.

ФАКЕЛОНОСЦЫ

Язычествует молвь на косогоре
реки, несущей воды в никуда,
пока неописуемое море
расхристанные топит города.
От копоти пространство почернело.
Чтоб неповадно было вдругорядь -
соборный свет гримасой печенега
накрыло и велело догорать.
И во главе подавленного гула
смерть голосит, что всем она сестра:
автофекальный томос истанбула,
канун перераспятия Христа.

На берегу три идола могли ведь
ещё надежду поберечь в тепле,
слепые очи девственница Лыбедь
дарует зрячей сумрачной толпе,
и на устах, что вымазаны кровью –
чужой молитвы бессловесный рык:
в пути от православья к празднословью
отвергнут христианнейший язык.
Они идут, свергая храм за храмом
и капища надстраивая ввысь,
где их отцы под прапором багряным
всё предали, что защищать клялись.
Страшна дорога к храму и горбата
растоптанная толпами тропа.
Но тягостный бесплотный гром набата
с востока слышат в Лавре черепа,
он нарастает, встречный вал смертельный
и, сам уже не властвуя собой,
в тела, как нож, вонзает крест нательный –
и демоны за ним идут гурьбой,
и Саркофаг пронизывает трепет,
и птицы молча рвутся в вышину,
и снова – и уже навеки! – Припять
берет в себя днепровскую волну.
😢38👏11🔥7👍2🙏2
Русские поэты, у которых всё уложено в голове ровно, а не наперекосяк в связи с известными событиями.

1. Евгений Рейн. Классик.
2. Андрей Добрынин. Тоже в своём роде безусловный классик.
3. Замечательный Дмитрий Артис.
4. Прекрасный Влад Маленко.
👍57🔥81👏1🤔1
Галина Климова - редактор отдела поэзии журнала "Дружба народов", поэт, прозаик, переводчик, педагог:

Умер Вячеслав Шаповалов.
Народный поэт Кыргызстана, лауреат Государственной премии Кыргызстана, лауреат Русской премии, академик, а для нас просто - дорогой Слава, драгоценный Славочка, преданный «Дружбе народов» автор, член Редсовета журнала, и много более - верный друг, интереснейший собеседник, азартный спорщик, мыслитель, жизнелюб!

Масштабный самобытный поэт, вдохновенный переводчик легендарного эпоса « Манас» и более 30 книг лирики киргизских акынов, много сил и лет отдавший теории и истории художественного перевода, учёный- энциклопедист, такой харизматичный во всех своих проявлениях, что мало кто из современников был с ним вровень.

Жил далеко от Москвы - в дорогом его сердцу Бишкеке, - но московская литературная жизнь не давала уснуть, кипела в нем, и он звонил в любое время дня и ночи - разузнать, обсудить, поговорить.

Для «Дружбы народов» Вячеслав Шаповалов - знаковая фигура, связующая нить этой самой дружбы…
Мы теряем друзей. И эти потери невосполнимы, люди - незаменимы.
Уходит поколение…

Скорбим и сердечно соболезнуем семье.
Нам будет очень не хватать тебя, дорогой Слава!!
Вечная память!
Царствие Небесное!
😢39🙏13👍1
Липки - ХХII

Не буду умалять достоинство других семинаров, но семинары журнала "Дружба народов" - лучшие. Так уж повелось, и ничего теперь с этим не сделаешь.

Подробнее о форуме и приеме заявок на форум молодых писателей "Липки" на тг-канале у Михаила Гундарина:

https://news.1rj.ru/str/gvozdi5/1363
21👍4
Ани уже двое суток не появлялась в сети.

Был в усадьбе лундстремов, все говорят о России, музыке и поэзии, а у меня а голове только то, что Ани уже двое суток нет в сети.

Вечер-ночь прошли хорошо. Пётр совершенно мощный человек, не дающий ни в чем слабину, идущий только тем путём, который выбрал. А выбрал он родителей, маму и папу, родину, сестёр и музыку.

Мне никто так не сносил голову, как Лисица, играющая Рахманинова. Не думал, что умею слышать музыку. Считал себя тугоухим. Но заиграла Лисица и меня унесло. Напрочь.

Потом ко мне подошëл местный батюшка и сказал: - Не смотри на нее так, она замужем.

Подружился со Штапичем. Его зовут Артем или, как он иногда говорит, мне все равно, как меня зовут. Главное, чтобы прийти вовремя. О Штапиче я еще напишу. Удивительный человек.

Жутко понравилось, как Маша Ватутина сегодня-вчера читала стихи. Все-таки, она профессионал. Стабильно хороша.

Влюбился три раза за вечер. Но все три раза был сдержанным и никого не целовал. Разве только руки самым прекрасным.

Брат обзавидуется. Мы ведь - я - в детстве, а он - в юности болели джазом. Не просто - были увлечены, а болели им. А сегодня я был в гостях у самих Лундстремов. Вы даже не понимаете, что это такое. Это моё всё.

Совершенно удивительный отец у Петра. Мы стояли, разговаривали и вдруг он сказал:
- Человеку нужна простая правда...

Понимаете, простая. Если украл, значит вор. Если не знаешь нот, не читай их. Если лысый, не говори, что волосат. Что-то обычное... В этой правде и есть настоящий человек.

Понравилась одна сестра Петра Лундстрема. Прощаясь, поцеловал ей руку, а Штапич такой пихает меня в бок и говорит:
- Ты знаешь, сколько ей лет?
- Неа, отвечаю, вглядываясь в черты красивой девчонки.
- Ей двадцать! - кричит Штапич.
- А мне девятнадцать, отвечаю, не отводят глаз.

В начале вечера читала Анна Ревякина. Она сказала, что у неё в 14-м году был выбор, либо с Россией, либо с нацикаии. Она выбрала Россию.

У меня такого выбора не было. Краем головы не пройдет интерес мимо любви к Родине. У меня не было выбора, я - за Россию. За предков, за русских, ни секунды не сомневаюсь.
🔥7538👍16🥰3
На первом стихотворении раскачивал себя, на втором "бывший русский не любит быстрой езды..." собрались все. На пятом стихотворении было нечто.

Ребята начали реагировать не только на мои слова, но даже на поворот головы, будто угадывая развитие сюжета.

Я так доволен. Все спят ещё, а я уже на работе. Долгарева так и не появлялась в сети. Уже двое суток.

Стишок, который всем понравился, повешу ниже.

👇👇👇👇👇
👍28
***(семейная легенда)

Пока ревёт
столетним кедром
войны
разинутая пасть,
хочу семейную
легенду
вам рассказать,
не торопясь.

Мы забываем
в суматохе
о том, что
рождены людьми,
и в обезумевшей
эпохе
найдется место
для любви.

Земля
плотнее каравая
казалась каждому
бойцу,
когда вторая
мировая
шла к очевидному
концу.

В Европу
съездивший
без визы,
в день завершения
войны
мой дед улыбку
Моны Лизы
набил себе
на пол спины.

Не ведаю,
в какой газете
каких
поверженных
племён
он репродукцию
заметил
и был изрядно
впечатлен.

Домой
вернувшись
к сенокосу,
работал в поле
без прикрас,
рубаха вымокла
до сноса,
и дед рубаху
снял на раз.

Сельчане
выпучили зенки,
увидев деда
со спины –
они узнали
в иноземке
девчонку
с нашей
стороны.

Не надо
патоки
сердечной
под выцветающей
луной.
Женись на той,
что будет вечно,
как чувство Бога,
за спиной.

Судьба скучает
без каприза.
Мальчишник был
в кругу друзей,
где перебили
«Мона Лиза»
на вензель
бабушки
моей.

С тех пор,
что только
не бывало,
но в службе ратной
и в труде
у деда
на спине сияла
одна улыбка
Анны Д.

2022 г.

#стихи #дмитрий_артис2022 #поэзия #poetry #poems
👍9030🔥3👏2
Вы думаете, что ВВС - это военно-воздушные силы? Нет, русское ВВС - это Высоцкий Владимир Семенович.

Домой доеду и напишу немного слов в честь "Баллады о борьбе", а вы пока, нагуглив, послушайте.

У Высоцкого сегодня день памяти.
👍5717🙏6
***

Ничего не бывает вдоволь,
даже морю не хватит пены,
и когда отходили воды
у жены моей самой первой,

я держал на одной ручище
эту влагу любови дольней,
и, казалось, не будет чище,
и не будет меня довольней.

Вот и проза
совместной жизни,
разлагающая на числа:
там дружили и там дружили,
тут лечился и тут лечился,

на волну набегали волны,
и бросали детей на скалы –
не бывало то море вольным,
пока руки мои ласкало.

Только ночи царили в доме,
и волна поднималась выше,
округляя мои ладони
водопадами белой вишни,

и меняли друг друга жёны –
от предвечных
до первых встречных –
будто множили отражённых
в отражениях бесконечных.

2013 г.

#стихи #дмитрий_артис2013 #поэзия #poetry #poems
👍4318🤔6
***

С головой нырну в кипящее молоко,
скину, как минимум, тридцать лет и не промокну,
избушка на курьих ножках вздохнёт глубоко,
повернётся дверью ко мне, а к лесу – окнами.

Выйдет старушка хлебосольная меня встретить,
глаза с прищуром, седина жёлтая, а душа – мёртвая,
скажет сердито: – Ждала тебя к половине третьего,
а ты пришёл умирать ко мне в начале четвёртого.

Где же носило тебя, чем занимался, кого любил,
удалось ли тебе повидать неоглядную невидаль?
Расскажи, из каких таких несчастных глубин
лишние полчаса жизни вытащил неводом?

Потопчусь немного во дворике, улыбнусь широко,
а потом уйду восвояси, ничего не ответив ей,
и буду снова нырять в кипящее молоко,
отмечая собственное столетие.

2020 г.

#стихи #дмитрий_артис2020 #поэзия #poetry #poems
👍5525