REST расшифровывается как REpresentational State Transfer (Представленческая передача состояния). Это архитектурный стиль для создания сетевых приложений, который определяет набор ограничений и принципов для проектирования и взаимодействия с веб-службами.
Клиент и сервер разделены. Клиенты запрашивают ресурсы, а серверы предоставляют их. Это разделение позволяет независимое развитие клиента и сервера.
Каждое взаимодействие между клиентом и сервером не зависит от предыдущих взаимодействий. Вся необходимая информация для выполнения запроса должна быть включена в сам запрос.
Ответы могут быть кешируемыми. Это улучшает производительность, снижая необходимость повторных обращений к серверу для получения одних и тех же данных.
Определяет единообразный способ взаимодействия с ресурсами, независимо от конкретного клиента или сервера. Включает четыре подпринципа:
Идентификация ресурсов: Каждый ресурс имеет уникальный идентификатор (обычно URL).
Манипуляция ресурсами через представления: Клиенты взаимодействуют с ресурсами, используя их представления (например, JSON, XML).
Самоописываемые сообщения: Сообщения содержат всю необходимую информацию для обработки запроса или ответа.
Гипермедиа как движок приложения (HATEOAS): Клиенты получают информацию о доступных действиях через гиперссылки в ответах сервера.
Архитектура может быть многослойной, где каждый слой имеет свои обязанности и скрывает сложность соседних слоев.
Сервер может передавать исполняемый код клиенту для выполнения. Например, JavaScript для выполнения на стороне клиента.
GET: Получить ресурс.
POST: Создать новый ресурс.
PUT: Обновить существующий ресурс.
DELETE: Удалить ресурс.
GET /users
Ответ
[
{"id": 1, "name": "Alice"},
{"id": 2, "name": "Bob"}
]
GET /users/1
Ответ
{"id": 1, "name": "Alice"}
3️⃣Создать нового пользователя
POST /users
Тело запроса
{"name": "Charlie"}Ответ
{"id": 3, "name": "Charlie"}PUT /users/1
Тело запроса
{"name": "Alice Smith"}DELETE /users/1
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Это количественные показатели, используемые для оценки, мониторинга и улучшения различных аспектов работы систем, процессов и проектов. Они предоставляют объективные данные, которые помогают принимать обоснованные решения и улучшать эффективность и качество работы.
Метрики позволяют оценивать, насколько эффективно работают системы или процессы. Например, метрики производительности могут показать, сколько запросов обрабатывается сервером в секунду или как быстро выполняются алгоритмы.
Постоянный мониторинг метрик помогает выявлять проблемы на ранних стадиях. Например, мониторинг времени отклика сервера позволяет обнаружить ухудшение производительности до того, как это повлияет на пользователей.
Объективные данные, предоставляемые метриками, помогают принимать обоснованные решения по улучшению процессов, распределению ресурсов и планированию. Например, данные о загрузке серверов могут помочь определить, когда нужно добавить новые ресурсы.
Метрики качества позволяют оценивать, насколько хорошо продукт или процесс соответствует установленным стандартам и требованиям. Например, метрики кода, такие как количество ошибок или покрытие тестами, помогают улучшать качество программного обеспечения.
В проектном управлении метрики помогают следить за прогрессом, оценивать риски и управлять ресурсами. Например, метрики времени и затрат помогают следить за выполнением проекта в рамках бюджета и сроков.
Время отклика (Response Time): Время, за которое система обрабатывает запрос.
Пропускная способность (Throughput): Количество запросов, обработанных системой за единицу времени.
Время простоя (Downtime): Время, в течение которого система недоступна.
Покрытие тестами (Test Coverage): Процент кода, покрытого автоматизированными тестами.
Количество ошибок (Bug Count): Количество ошибок, обнаруженных в программном обеспечении.
Плотность дефектов (Defect Density): Количество ошибок на единицу кода (например, на 1000 строк кода).
Завершение задач (Task Completion): Процент выполненных задач от общего количества задач в проекте.
Отклонение от плана (Schedule Variance): Разница между планируемым и фактическим временем выполнения задач.
Затраты (Cost): Фактические затраты по сравнению с запланированными затратами.
CI/CD: Метрики сборок и развертываний помогают отслеживать стабильность и скорость релизов.
Анализ кода: Метрики сложности кода, дублирования и покрытия тестами помогают улучшать качество и поддерживаемость кода.
KPI (Key Performance Indicators): Ключевые показатели эффективности помогают оценивать успехи бизнеса или отдельных процессов.
OKR (Objectives and Key Results): Цели и ключевые результаты помогают ставить и достигать стратегические цели.
Мониторинг серверов: Метрики использования CPU, памяти, дискового пространства помогают поддерживать высокую производительность и доступность серверов.
Безопасность: Метрики инцидентов безопасности, обнаружения уязвимостей и реагирования на угрозы помогают обеспечивать защиту данных и систем.
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2. Объект — это экземпляр класса, созданный с использованием его структуры.
3. Класс определяет, что объект может делать, а объект выполняет это поведение.
4. Класс — это абстракция, объект — конкретное воплощение.
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4
Ссылочная целостность (Referential Integrity) – это правило, которое гарантирует, что связи между таблицами остаются корректными.
Допустим, у нас есть 2 таблицы:
users (Пользователи) orders (Заказы) Связь: каждый заказ (
orders) должен ссылаться на существующего пользователя (users) через user_id. CREATE TABLE users (
id INT PRIMARY KEY,
name VARCHAR(100)
);
CREATE TABLE orders (
id INT PRIMARY KEY,
user_id INT,
amount DECIMAL(10,2),
FOREIGN KEY (user_id) REFERENCES users(id) ON DELETE CASCADE
);
Запрещает вставку "несуществующих" ссылок
INSERT INTO orders (id, user_id, amount) VALUES (1, 999, 100.00);
-- ❌ Ошибка! Пользователя с id = 999 нет в users
Запрещает удаление родительской записи, если есть зависимые
DELETE FROM users WHERE id = 1;
-- ❌ Ошибка! Есть заказы, которые ссылаются на пользователя id = 1
Автоматическое удаление связанных данных (
ON DELETE CASCADE) DELETE FROM users WHERE id = 1;
-- ✅ Все заказы с user_id = 1 тоже удалятся
ON DELETE CASCADE → при удалении пользователя удаляются все его заказы. ON DELETE SET NULL → при удалении пользователя поле user_id в заказах становится NULL. ON DELETE RESTRICT → запрещает удалять пользователя, если у него есть заказы. FOREIGN KEY (user_id) REFERENCES users(id) ON DELETE SET NULL;
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Пространства имен используются для группировки функций, классов и переменных, чтобы избежать конфликтов имен в больших проектах. Это позволяет нескольким разработчикам работать над проектом, не беспокоясь о пересечении имен.
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
HTTP/1.1 и HTTP/2 — это две версии протокола передачи гипертекста (HTTP), которые имеют ряд ключевых отличий. Каждая версия протокола внесла значительные улучшения в эффективность, производительность и возможности веб-коммуникации.
По умолчанию соединения остаются открытыми после завершения запроса, что позволяет отправлять несколько запросов по одному соединению и уменьшает нагрузку на сеть и серверы.
Введены более сложные механизмы кэширования с использованием заголовков
ETag, If-Modified-Since, что улучшает управление кэшем и эффективность передачи данных.Добавлены новые коды состояния для более точного представления различных сценариев веб-взаимодействия.
Поддержка передачи данных в частях (chunks), что позволяет динамически генерировать содержимое и отправлять его по мере готовности.
Поддержка заголовка
Host, позволяющего размещать несколько доменов на одном IP-адресе.В отличие от текстового HTTP/1.1, HTTP/2 использует бинарный формат, который упрощает и ускоряет его разбор.
Одно соединение теперь может одновременно передавать несколько потоков данных, что устраняет проблему "заголовочного блока" и значительно повышает производительность.
HTTP/2 позволяет приоритизировать запросы, что улучшает загрузку ресурсов на странице.
В HTTP/2 используется сжатие заголовков HPACK для уменьшения накладных расходов, связанных с метаданными HTTP.
Серверы могут активно отправлять ресурсы клиенту до того, как клиент явно запросит их, что улучшает время загрузки страниц.
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Слово global позволяет получить доступ к переменной, определённой за пределами текущей функции. Используется, чтобы модифицировать глобальные переменные внутри функций.
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Если говорить о разделении модулей на более высоком уровне, чем классы, то мы ориентируемся на архитектурные принципы. Основной подход — разделение ответственности (Separation of Concerns, SoC).
- Каждый модуль решает только одну задачу.
- Например, отдельно: модуль аутентификации, модуль работы с БД, модуль обработки заказов.
- Разделение приложения на модель (логика данных), представление (интерфейс), контроллер (управление логикой).
- Например, в Laravel:
-
Models/ — работа с данными -
Views/ — шаблоны -
Controllers/ — обработка запросов - Модули делятся на уровни, где:
- Центральная часть — доменная логика (независимая от фреймворка).
- Внешние слои — адаптеры, API, базы данных.
- Код становится гибким и легко тестируемым.
- Разделение по бизнес-контексту (Bounded Contexts).
- Например, в интернет-магазине:
- Модуль заказов (Orders)
- Модуль оплаты (Payments)
- Модуль пользователей (Users)
- Разделение системы на отдельные сервисы, которые общаются через API.
- Например:
-
auth-service (регистрация, вход) -
order-service (работа с заказами) -
payment-service (оплата) - Удобно при высокой нагрузке и масштабировании.
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1
Масштабирование (scaling) — это процесс увеличения мощности системы, чтобы она справлялась с увеличенной нагрузкой. В программировании и серверной архитектуре есть два типа масштабирования:
Вертикальное масштабирование (Vertical Scaling, Scale-Up)
Горизонтальное масштабирование (Horizontal Scaling, Scale-Out)
- Улучшение одного сервера: больше оперативной памяти (RAM), мощнее процессор (CPU), быстрее диск (SSD/NVMe).
- Приложение остаётся на одном сервере, просто он становится мощнее.
- Добавляются новые серверы, работающие параллельно.
- Нагрузка распределяется между несколькими машинами.
- Используются балансировщики нагрузки (Nginx, HAProxy, AWS ELB).
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Forwarded from Идущий к IT
🔥 Записал видос "Как за 3 минуты настроить Автоотклики на вакансии HeadHunter" больше не придется заниматься этой унылой рутиной
📺 Видео: https://youtu.be/G_FOwEGPwlw
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍3
Протоколы в сетевых системах обеспечивают правила передачи данных. Они работают на разных уровнях модели OSI и TCP/IP. Вот основные виды протоколов:
Ethernet: Передача данных по проводным сетям.
Wi-Fi (IEEE 802.11): Беспроводная передача данных.
PPP (Point-to-Point Protocol): Соединение между двумя узлами.
HDLC (High-Level Data Link Control): Передача данных на канальном уровне.
IP (Internet Protocol): Основной протокол для передачи данных в интернете (IPv4 и IPv6).
ICMP (Internet Control Message Protocol): Передача сообщений об ошибках и контроля.
TCP (Transmission Control Protocol): Надежная передача данных.
UDP (User Datagram Protocol): Быстрая, но ненадежная передача данных.
SSL/TLS (Secure Sockets Layer / Transport Layer Security): Обеспечение безопасности передачи данных.
NetBIOS: Работа сетевых приложений в локальных сетях.
HTTP/HTTPS (HyperText Transfer Protocol / Secure): Передача веб-страниц.
FTP (File Transfer Protocol): Передача файлов.
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol): Передача электронной почты.
POP3/IMAP: Получение электронной почты.
DNS (Domain Name System): Преобразование доменных имен в IP-адреса.
SSH (Secure Shell): Безопасное удаленное управление серверами.
SNMP (Simple Network Management Protocol): Управление сетевыми устройствами.
LDAP (Lightweight Directory Access Protocol): Доступ и управление каталогами.
DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol): Динамическое назначение IP-адресов.
VoIP (Voice over IP): Передача голосовых данных (SIP, RTP).
MQTT (Message Queuing Telemetry Transport): Обмен сообщениями в IoT.
CoAP (Constrained Application Protocol): Работа с ограниченными устройствами в IoT.
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Это принцип построения ПО, который отделяет бизнес-логику от деталей реализации.
Ключевые принципы:
- Разделение слоев – отделение логики от UI и базы данных.
- Независимость от фреймворков – можно менять базу данных или API без переписывания логики.
- Устойчивость к изменениям – легче поддерживать и тестировать код.
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1
Это два основных транспортных протокола в интернете. Они имеют разные характеристики и используются для различных целей.
TCP: Обеспечивает надежную передачу данных. Он использует механизмы установления соединения, подтверждение получения (ACK), контроль потерь пакетов, повторную передачу потерянных пакетов и контроль потока. Это гарантирует, что данные будут доставлены корректно и в правильном порядке.
UDP: Не обеспечивает надежную передачу данных. Нет подтверждений получения, нет повторной передачи потерянных пакетов и нет контроля потока. Это делает передачу менее надежной, но более быстрой и с меньшими накладными расходами.
TCP: Перед началом передачи данных устанавливается соединение с помощью процедуры "трехстороннего рукопожатия" (three-way handshake). Это означает, что обе стороны сначала обмениваются сигналами SYN и ACK для установления соединения.
UDP: Не требует установления соединения. Пакеты (датаграммы) просто отправляются к получателю без предварительного установления соединения.
TCP: Обеспечивает доставку данных в правильном порядке. Если пакеты приходят в неправильном порядке, TCP собирает их в правильном порядке перед передачей приложению.
UDP: Не гарантирует порядок доставки. Пакеты могут приходить в произвольном порядке, и приложение должно обрабатывать их соответствующим образом, если это необходимо.
TCP: Из-за механизмов контроля потока и подтверждений имеет большие накладные расходы и, следовательно, может быть медленнее. Это особенно заметно на сетях с высокой задержкой или потерей пакетов.
UDP: Из-за отсутствия контроля потока и подтверждений имеет меньшие накладные расходы, что может привести к меньшим задержкам и большей пропускной способности. Подходит для приложений, где важна скорость, а не надежность.
TCP: Используется для приложений, где важна надежность и порядок передачи данных, таких как веб-браузеры (HTTP/HTTPS), электронная почта (SMTP, IMAP, POP3), файловые передачи (FTP), удаленный доступ (SSH).
UDP: Используется для приложений, где важна скорость и где потеря некоторых пакетов не критична, таких как потоковое видео и аудио (VoIP, IPTV), онлайн-игры, службы доменных имен (DNS).
TCP
HTTP/HTTPS: Веб-серфинг
SMTP: Отправка электронной почты
IMAP/POP3: Получение электронной почты
FTP: Передача файлов
SSH: Безопасный удаленный доступ
UDP
DNS: Запросы доменных имен
VoIP: Передача голоса через IP
IPTV: Потоковое видео
Онлайн-игры: Быстрая передача данных игровой логики
NTP: Синхронизация времени
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1🔥1
Это структурные паттерны проектирования, которые используются в объектно-ориентированном программировании для решения различных задач по структурированию классов и объектов. Несмотря на то, что оба паттерна оборачивают другие объекты, их цели и способы применения различаются.
Преобразовать интерфейс одного класса в интерфейс другого класса, который ожидают клиенты. Адаптер позволяет классам с несовместимыми интерфейсами работать вместе.
Адаптер реализует интерфейс, который должен быть представлен клиенту, и перенаправляет вызовы клиента к объекту с другим интерфейсом. Важно, что адаптер изменяет интерфейс взаимодействия, но не добавляет новую функциональность.
Вы разрабатываете приложение, которое должно использовать существующую библиотеку классов, интерфейсы которой не совместимы с остальной частью вашего приложения. Создав адаптер для этих классов, вы можете интегрировать библиотеку без изменения её кода или кода приложения.
Динамически добавить новую функциональность объекту. В отличие от наследования, декораторы предоставляют гибкий способ расширения функциональности объекта во время выполнения.
Декоратор оборачивает исходный объект, предоставляя дополнительное поведение. Он имеет тот же базовый интерфейс, что и оборачиваемый объект, что позволяет использовать декораторы взаимозаменяемо с исходными объектами.
Вы разрабатываете систему уведомлений и хотите добавить возможность логирования или шифрования сообщений. Создав декораторы для базового класса отправки сообщений, вы можете легко добавить новую функциональность, обернув базовый объект отправки в один или несколько декораторов.
Адаптер используется для обеспечения совместимости между различными интерфейсами, позволяя объектам с несовместимыми интерфейсами работать вместе. Декоратор добавляет новую функциональность объектам, не изменяя их интерфейсы.
Адаптер изменяет интерфейс объекта для совместимости с другим интерфейсом. Декоратор не изменяет интерфейс, но добавляет новое поведение, сохраняя при этом оригинальный интерфейс объекта.
Декораторы предназначены для добавления новой функциональности объектам. Адаптеры не добавляют новую функциональность; их основная задача — обеспечить работу существующей функциональности через другой интерфейс.
Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1
Алгоритм анализируется путём определения сложности каждого действия и их комбинирования. Итоговая сложность определяется доминирующим элементом.
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔3👍1💊1
Builder — это порождающий шаблон проектирования, который разделяет процесс создания сложного объекта от его представления. Он позволяет создавать объекты пошагово и конфигурировать их гибко без необходимости передавать длинные списки параметров в конструктор.
Когда объект имеет много параметров, особенно опциональных (например, дом с разными опциями — бассейном, гаражом, садом).
Вместо того чтобы передавать кучу аргументов в конструктор (
new Car("red", 4, true, "diesel")), мы можем строить объект постепенно. Позволяет явно видеть, какие параметры устанавливаются и какие можно добавить.
Допустим, мы строим объект Car (Машина).
Проблема без Builder'а (длинный конструктор)
class Car {
public string $color;
public int $wheels;
public bool $sunroof;
public string $engine;
public function __construct(string $color, int $wheels, bool $sunroof, string $engine) {
$this->color = $color;
$this->wheels = $wheels;
$this->sunroof = $sunroof;
$this->engine = $engine;
}
}
$car = new Car("red", 4, true, "diesel"); // Что значат true и 4? Непонятно.Решение с использованием Builder
class Car {
public string $color;
public int $wheels;
public bool $sunroof;
public string $engine;
private function __construct() {} // Закрываем прямой доступ к конструктору
public static function builder(): CarBuilder {
return new CarBuilder();
}
}
class CarBuilder {
private Car $car;
public function __construct() {
$this->car = new Car();
}
public function setColor(string $color): self {
$this->car->color = $color;
return $this;
}
public function setWheels(int $wheels): self {
$this->car->wheels = $wheels;
return $this;
}
public function setSunroof(bool $sunroof): self {
$this->car->sunroof = $sunroof;
return $this;
}
public function setEngine(string $engine): self {
$this->car->engine = $engine;
return $this;
}
public function build(): Car {
return $this->car;
}
}
// Использование
$car = Car::builder()
->setColor("red")
->setWheels(4)
->setSunroof(true)
->setEngine("diesel")
->build();
var_dump($car);Ставь 👍 и забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💊3
Ставь 👍 если знал ответ, 🔥 если нет
Забирай 📚 Базу знаний
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1