ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЯ – Егор Яковлев – Telegram
ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЯ – Егор Яковлев
58.3K subscribers
8.56K photos
602 videos
421 files
5.52K links
Официальный телеграм-канал проекта Егора Яковлева «Цифровая история»

Другие соцсети:

YouTube:https://www.youtube.com/channel/UCmNDf2w5wy9m61bq7IqmWZg
ВК: https://vk.com/dighistory

Номер заявления регистрации в Роскомнадзоре: № 4966819380
Download Telegram
Китайское известие о внешности и обычаях русских первопроходцев в Сибири (XVII в.)

Алосы также пишут Олосы, это лоча (русские). [Живут] за изгородью (имеется в виду «Ивовая изгородь», служившая границей Южной Маньчжурии). Их (русских) называют лаоцян; они люди с голубыми впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой, с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят, не сразу просыпаются. Искусны в пешем бою, умеют обращаться с ружьями, не боятся луков и стрел. Если стрела попадет в тело, спокойно вытащат ее, посмотрят друг на друга и засмеются.

Сами говорят, что от сотворения [мира] до года царствования императора Кан-си под циклическими знаками динмао (1687 г.) всего [прошло] 7914 лет. У этого народа низкие и юные, видя почтенного и старшего, снимают шапку и преклоняют голову. Сперва указывают левое и правое плечо, затем указывают левое и правое колено. Другие говорят: сперва указывают лоб, затем живот, затем правое плечо, затем левое плечо, это так называемый в европейских странах знак обратного креста.

Весьма чествуют Будду: увидев [его изображение], непременно склоняются ниц и плачут. Другие говорят: это не Будда; чествуемый — небесный господин. То, что [они] склоняются ниц и плачут, это вера в небесного господина (христианство).

Их жилые дома четырехугольные. Верх, низ, [все] четыре стороны — все из досок. Их орудия искусны, походят на европейские. Их шапки с синей маковкой, внутри подшивают соболиный мех, снаружи нашивают жемчуг и коралл или употребляют медвежий (буквально: син-син, т. е. орангутанг) мех (буквально: войлок), нашивают соболиный мех. Их одежда с квадратным воротником, небольшими рукавами. Шуба длинная, свешивается. Низкие [люди] надевают тулупы, знатные — соболя, разную парчу, покрывают ими наружную сторону [одежды], привешивают по краям жемчуг, коралл, алмазы, а очень немногие покрывают атласом.

Их монета серебряная, [у нее] нет ободка, и отверстия, [как у китайской монеты], большая, как тыква, обычный вес — один фынь. На оборотной стороне изображают скрещенные копья (алебарды) или человека на лошади. На лицевой стороне надпись [письменами] их страны, как в санскритских книгах. На одной монете обязательно пишут несколько десятков знаков, [так что] нельзя разобрать [надпись]; для письма употребляют латинский язык. Что касается латинского языка, то это официальный язык всех европейских стран.

Их бумага толстая, точно шаньсийская [бумага] мяотоу. Размер [ее] меньше на 3/10, несколько ломкая, посредине имеется темный рисунок (водяной знак), похожий на алебарду, цвет белый.

Их капуста похожа на латук, но короче: листья — как у травы тай (осока), когда они свернуты [в кочан], то белые, если они развернуты, то зеленые. Рыба вонючая: если есть, то вкус пресный. Они (русские) едят много пустых (на дрожжах?) хлебцев, похожих на теперешние европейские хлебцы, но цветом совсем белые, мягкие, целый месяц не твердеют.

Их столица преемственно находится как раз на запад от [берега] Северного высокого моря посредине. Если [оттуда] водою и сушею ехать днем и ночью, то через 13 месяцев прибывают в город Якэса (Албазин). А если теперь определить [их] западную границу, то считаю, [что она] находится в семи днях [пути] на северо-запад от Цзиньшаня (Золотых гор, т. е. Алтая)
.

Ян Бинь. Любяньцзилио ( 1689 г.) // Кюнер И.В. Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока.

Текст: Злой московит

#репост_ЦИ
👍52461🔥39😁13💯2
Лекции-экскурсии спикеров Цифровой истории в ноябре

Друзья! Публикуем расписание на весь месяц вплоть до 1 декабря. Вас ждут 2 премьеры от Глеба Таргонского (9 и 17 ноября), 3 премьеры от Бориса Кипниса (7, 28 и 30 ноября), а также некоторые давно не проводившиеся прогулки. Наступающая неделя ознаменуется экскурсиями на революционную тематику: Борис Кипнис расскажет о некрополе на Марсовом поле и событиях на Петроградской стороне, Глеб Таргонский покажет знаменитые заводские окраины, с Вячеславом Самоходкиным мы отправимся по пути Ленина в штаб революции, а с Артёмом Шипуновым приблизимся к рубежам защиты революции в годы Гражданской войны.

Актуальное расписание (оно ещё будет дополняться) и все подробности смотрите по ссылке: https://vk.com/@egortrip-raspisanie-ekskursii-ci-na-noyabr-2024
Здесь же приводим график на текущую неделю. Выбирайте #экскурсииЦИ и до встречи!

📅 7 ноября (четверг)
🚶‍♂️17:30 Котики Петербурга с Глебом Таргонским
🚶‍♂️18:00 Герои и жертвы революции 1917 г. и Гражданской войны с Борисом Кипнисом. Премьера

📅 8 ноября (пятница)
🚶‍♂️17:30 Рабочие окраины Петербурга: по Нарвской заставе с Глебом Таргонским

📅 9 ноября (суббота)
🚶‍♂️12:00 Петроград Ленина с Вячеславом Самоходкиным
🚶‍♂️14:00 Революция на Петроградской стороне с Борисом Кипнисом
🚶‍♂️15:00 Бандитский Петербург: криминальная Лиговка с Глебом Таргонским
🚶‍♂️18:00 Рабочие окраины Петербурга: по Выборгской стороне с Глебом Таргонским. Премьера

📅 10 ноября (воскресенье)
🚶‍♂️14:00 Сталин и оборона Петрограда с Артёмом Шипуновым

Запись и предоплата — у Егора Мишина (@Egggr_007; +79207519770)
👍14318💯2👎1👌1
Лакомство из детства

4 ноября 1937 года в Москве было запущено первое в Советском Союзе производство пломбира. Сегодня публикуем подборку фотографий cо счастливыми поедателями мороженого.

1. Дети в парке Горького. Владимир Яцина, 1987 год
2. Обмен новостями. Дивногорск. Юрий Абрамочкин, 1966 год
3. Мороженое. Новокузнецк. Владимир Воробьев, 1983 год
4. Дети с мороженым. Юрий Садовников, 1975 -85
5. «Ожидание»/«У меня такой характер». Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский,
1969 год
6. На лавочке. «Мороженое». Всеволод Тарасевич, 1960-е
7. Из серии «Дети Арбата». Виктор Ахломов, 1983 год
8. «...Осторожно! Дети». Евгений Рябушко, 1990-е

#фотохроника_ЦИ
👍359❤‍🔥6234🔥7👌5👏3🙈2💯1
Трудности на съемках фильма «А зори здесь тихие»

Фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» вышел на экраны 4 ноября 1972 года. Как рассказывал Ростоцкий, он снял картину по мотивам повести Бориса Васильева, опираясь также на свой жизненный опыт. Будучи фронтовиком, Ростоцкий потерял на войне ногу, остался жив только благодаря медсестре, вынесшей его раненым с поля боя. Именно поэтому тема женщин на войне была ему очень близка, и он всячески хотел ее показать.

О тяжелом кастинге, конфликтах с актрисами и реакции Госкино на скандальную сцену в бане читайте в тексте Виктории Шеклашвили.

#ВикторияШеклашвили_ЦИ
217👍153🔥9👏7💯7😱2😢2❤‍🔥1👌1
«Красота и высший математический расчет»

В этот день в 1967 году была введена в эксплуатацию Останкинская телебашня.

Архитектурные эскизы, труд строителей и шляпа главного инженера в фундаменте – в сюжете о строительстве телецентра Останкино.

Главная редакция кинопрограмм, 1966 год.
👍410❤‍🔥3823🔥125👀5👎1💯1
«Глаза и уши армии»: 5 ноября в России отмечается день военного разведчика

В ноябре 1918 года Революционный военный совет Республики (РВСР) утвердил штат Полевого штаба РВСР. Главными функциями структуры являлась военная агентурная разведка.

Секретный приказ Реввоенсовета РСФСР № 197/27 о штате Полевого Штаба был датирован 5 ноября 1918 года – эта дата считается днем рождения советской и российской военной разведки.

Сегодня публикуем подборку книг о военной разведке за авторством Александра Здановича — историка спецслужб.
👍35847🔥195💯2
Итало-эфиопская война 1935-1936. Часть 2: Муссолини. Путь к власти / Григорий Прядко и Егор Яковлев

Продолжение цикла про Итало-эфиопскую войну 1935-1936 годов. Во второй серии Григорий Прядко расскажет о том, как Муссолини удалось прийти к власти, что им двигало и был ли у Италии шанс на другое развитие событий.

Смотрите в ВК
На Ютубе
Или на Дзене

#цифроваяистория #егоряковлев #григорийпрядко #италия #муссолини

XVIII научно-популярный фестиваль «Цифровой истории» 14 и 15 декабря в Твери:
https://tsifrovaya-istoriya.timepad.ru/event/3095114/

Экскурсии «Цифровой истории»: https://vk.com/egortrip
🔥177👍11516
Приобщился к первым четырем сериям телефильма Владимира Мирзоева «Преступление и наказание»-. На мой взгляд, плохо. Вот прям плохо.

Действие классического романа ФМ перенесено в наше время. Допустим, но герои по большей части разговаривают языком Достоевского, используя все эти «давеча», «ежели» и прочее, а одно из действующих лиц (Черт, занесенный сюда из другого романа великого пятикнижия) мечтает воплотиться «в семипудовую купчиху». Предположим, это такая концептуальная изюминка, но там, где сценаристам нужно дописать текст за Федора Михайловича, персонажи вдруг начинают использовать вполне себе современный сленг. «Может бухнешь?», — спрашивает бывалая путана Соню Мармеладову, впервые выходящую на работу. Вся эта мешанина наблюдается не только в языке, но и в реалиях. Соня в рамках адаптации поступает проституткой не на панель, а в модный ночной клуб Virgins. Но старуха-процентщица по-прежнему принимает клиентов на дому, безо всякой охраны, камер на лестнице и даже не оформляя договор.

Логика в сериал пока не заходила. К концу четвертой серии Алена Ивановна уже мертва (Раскольников убил ее не обухом топора, как у Достоевского, а лезвием, после чего нанес еще n-ное количество ударов уже по мертвому телу, видимо для того, чтобы брызги крови красиво полетели на стену). Но о «теорийке» Родиона Романовича пока ничего не слышно. Он совершил расправу потому, что так его надоумил Черт, с которым герой ведет длинные и нудные беседы, не касаясь, впрочем, вопросов о «твари дрожащей». Пока что ощущение, что Раскольников просто капитально слетел с катушек. Это во всяком случае объяснило бы, почему студент престижнейшего сегодня юридического факультета СПБГУ, да еще и учившийся на бюджете (в сериале это подчеркнуто, на его место взяли Разумихина), был внезапно отчислен с 4 курса и не может найти себе никакой работы кроме работы доставщика. У Достоевского, напомню, Родя бросил учебу от безденежья, не смог платить.

Нарочитая алогичность усиливается:

- ожившим трупом Мари, выдуманной сценаристами служанки Свидригайлова, со смерти которой начинается сериал;
- мумией утонувшей тринадцатилетней девочки, которая хранится в шкафу у квартирной хозяйки Раскольникова Пашеньки;
- танцами голого Раскольникова;
- некими мохнатыми чудиками, которые танцуют на холме, куда карабкается главный герой в своих видениях;
- периодическим появлением в снах героя мужчины в маске свиньи, который порет обнаженную женщину (отец Раскольникова?);

Лично на меня все это навевало скуку, потому что все это даже и не оригинально, а тупо стырено у Дэвида Линча. Его приемы, его стиль, подражание «Твин Пиксу» или «Малхолланд Драйву». В середине второй серии я поспорил с сыном, что рано или поздно в сюжете должны появиться неадекватные карлики, которых так любит Линч. И да, я выиграл этот спор в конце третьей серии, потому что именно писклявые карлицы у Мирзоева зазывают в гости сестру старухи-процентщицы Лизавету. Это побуждает Родиона к убийству, поскольку жертва остается одна (у ФМ вместо карлиц были мещанин и баба, муж и жена).

Что в сухом остатке? Для того чтобы показать «новое прочтение» классики, нужно это «новое прочтение» иметь. А это не так-то просто, тем более когда речь идет о Достоевском, одном из самых сложных и глубоких писателей человечества. Всегда существует соблазн под видом «особого взгляда» продать пустоту со спецэффектами. Первые четыре серии оставляют ощущение, что нам впаривают именно такую пустоту: не то алкоголический сон, не то горячечный бред, потому что больше ничего придумать не смогли. И все попытки рассказать, что это ну типа не баг, а фича, несостоятельны. Дело в том, что сон и бред лишены смысла. Мы не можем сопереживать героям, в которых нет ничего постоянного. Бессмысленно вникать в их мотивации и действия, поскольку они не подчиняются законам реальной жизни.
👍434💯11716😢13🔥12👏12👌10😁8😱7🤔5🙈5